Научная статья на тему 'Франчайзинг и его роль в развитии предпринимательской деятельности продовольственного рынка'

Франчайзинг и его роль в развитии предпринимательской деятельности продовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1736
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЕ СЕТИ / РЫНОК ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС / FRANCHISE / FRANCHISING / PUBLIC CATERING MARKET / FOOD MARKET / RESTAURANT BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дугина Евдокия Лазаревна, Дугин Александр Валерьевич, Думнова Екатерина Сергеевна

В настоящее время в условиях активного наращивания оборотов предпринимательской деятельности на продовольственном рынке необходима интеграция франчайзингового бизнеса. Актуальность исследования франчайзингового бизнеса в сфере общественного питания усиливается в связи с введением продовольственного эмбарго. В статье представлены теоретическо-методологические подходы к понятию франчайзинга, произведен анализ тенденций развития франчайзинга и факторов, влияющих на экспансию франчайзинговых сетей на мировых рынках товаров и услуг. При рассмотрении отраслевой структуры франчайзинговых сетей определено положительное влияние франчайзинга на систему развития ресторанов быстрого питания на мировом продовольственном рынке. Оценка развития российской системы франчайзинговых отношений позволяет выделить особенности и тенденции, проявляющиеся в сфере ресторанов быстрого питания на внутреннем продовольственном рынке. С учетом оценки существующей ситуации предложены приоритетные направления его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Franchising and its role in the food market entrepreneurial activities development

Today under the conditions of entrepreneurial activities flourishing on the food market, the franchise businesses integration is becoming more necessary. Due to the fact that food embargo was recently introduced, the study of franchise business gains particular importance. The article contains theoretical and methodological approaches to the notion of franchising. The franchising development trends along with the factors influencing the franchising expansion on the world products and services markets are analyzed. Proceeding from thorough consideration of the sectoral structure of franchising networks, it is concluded that franchising has a positive impact on fast food restaurants development on the world food market. The Russian franchising system overview provided in the article enables to identify the main trends and features typical for fast food restaurants on the national food market. With respect to the current situation, the priority areas of development are designated.

Текст научной работы на тему «Франчайзинг и его роль в развитии предпринимательской деятельности продовольственного рынка»

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 5,pp. 775-780. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 775-780. ISSN 1993-3541

E. L. DUGINA, A. V. DUGIN, E. S. DUMNOVA

УДК 339.16, 316.012, 338.439(571.74) DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(5).775-780

Е. Л. ДУГИНА

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Российская Федерация А. В. ДУГИН Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Российская Федерация Е. С. ДУМНОВА Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Российская Федерация

ФРАНЧАИЗИНГ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

Аннотация. В настоящее время в условиях активного наращивания оборотов предпринимательской деятельности на продовольственном рынке необходима интеграция франчайзингового бизнеса. Актуальность исследования франчайзингового бизнеса в сфере общественного питания усиливается в связи с введением продовольственного эмбарго. В статье представлены теоретическо-методологические подходы к понятию франчайзинга, произведен анализ тенденций развития франчайзинга и факторов, влияющих на экспансию франчайзинговых сетей на мировых рынках товаров и услуг. При рассмотрении отраслевой структуры франчайзинговых сетей определено положительное влияние франчайзинга на систему развития ресторанов быстрого питания на мировом продовольственном рынке. Оценка развития российской системы франчайзинговых отношений позволяет выделить особенности и тенденции, проявляющиеся в сфере ресторанов быстрого питания на внутреннем продовольственном рынке. С учетом оценки существующей ситуации предложены приоритетные направления его развития. Ключевые слова. Франчайзинг; франчайзинговые сети; рынок общественного питания; продовольственный рынок; ресторанный бизнес.

Информация о статье. Дата поступления 15 июня 2015 г.; дата принятия к печати 3 июля 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 октября 2015 г.

E. L. DUGINA

East Siberia State University of Technology and Management

Ulan-Ude, Russian Federation A. V. DUGIN

East Siberia State University of Technology and Management

Ulan-Ude, Russian Federation E. S. DUMNOVA

East Siberia State University of Technology and Management

Ulan-Ude, Russian Federation

FRANCHISING AND ITS ROLE IN THE FOOD MARKET ENTREPRENEURIAL

ACTIVITIES DEVELOPMENT

Abstract. Today under the conditions of entrepreneurial activities flourishing on the food market, the franchise businesses integration is becoming more necessary. Due to the fact that food embargo was recently introduced, the study of franchise business gains particular importance. The article contains theoretical and methodological approaches to the notion of franchising. The franchising development trends along with the factors influencing the franchising expansion on the world products and services markets are analyzed. Proceeding from thorough consideration of the sectoral structure of franchising networks, it is concluded that franchising has a positive impact on fast food restaurants development on the world food market. The Russian franchising system overview provided in the article enables to identify the main trends and features typical for fast food restaurants on the national food market. With respect to the current situation, the priority areas of development are designated. Keywords. Franchise; franchising; public catering market; food market; restaurant business. Article info. Received June 15, 2015; accepted July 3, 2015; available online October 30, 2015.

© E. ïï. flysuHa, A. B. flysuH, E. C. flyMHOBa, 2015

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 5, pp. 775-780. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 775-780. ISSN 1993-3541

PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT

Продовольственная проблема в настоящее время носит поистине широкомасштабный характер и еще более обостряется в XXI в. За период с 1950-1990 гг. население планеты увеличилось более чем в 2 раза — до 5,3 млрд чел. По прогнозам экономистов, в 2030 г. численность населения возрастет до 8,9 млрд чел. (на 68 %) в основном за счет Индии, Китая, Пакистана, Бангладеш, Ирана, Индонезии, Бразилии. По оценкам экспертов, в ближайшие 10 лет ожидается двухкратное снижение объема продовольственных ресурсов на одного жителя земли [5]. Следовательно, население планеты в ближайшие годы может ожидать резкое обострение положения с обеспечением продуктами питания.

В современных условиях важную роль в решении продовольственной проблемы играет развитие франчайзинговых сетей в системе продовольственного рынка. Общественное питание является одним из важных элементов рынка продовольствия и в его структуре значительный вес занимает ресторанный бизнес, поэтому развитие франчайзинговых сетей в этой сфере приобретает особое значение в последние годы.

Франчайзинг, как форма предпринимательской деятельности, закрепился на мировом рынке в 60-70 гг. XX в. Термин «франчайзинг» происходит от французского слова «franchise» (льгота, привилегия), которое в первоначальном значении вошло в экономическую лексику еще до того, как заговорили о франчайзинге [4; 8].

Развитие франчайзинга в современных условиях — это необратимый процесс, поскольку является одной из наилучших форм как для развития сформировавшихся крупных компаний, так и для новых фирм малого и среднего бизнеса. Активное развитие франчайзинговых сетей обусловлено экономической привлекательностью, а также более легкими способами проникновения на новые рынки. Франчайзинг представляет собой мощное средство решения важных экономических задач. Основная причина этого состоит в том, что франчайзинг — это перспективная форма сотрудничества между предпринимателями. Мировой опыт показывает, что данная сфера предпринимательства развивается в больших масштабах, извлекая все преимущества ведения такого рода бизнеса.

На протяжении последних 50 лет развитие мирового предпринимательства неразрывно сопровождается нарастающим процессом расширения франчайзинговых сетей. В первую очередь это связано с тем, что франчайзинг представляет собой мощное средство решения

экономических задач, перспективную форму сотрудничества между предпринимателями, позволяющую тысячам отдельных лиц формировать совокупное богатство огромных размеров.

Развитие предпринимательства в современных условиях представляет собой совершенно новый тип экономической деятельности, базирующийся на инновационном поведении субъектов экономики. Активизация процесса наращивания представителей малого бизнеса обусловлена, в частности, развитием франчайзинговых сетей.

В настоящее время исследованием франчайзинга занимаются Международная ассоциация франчайзинга (International Franchise Association — IFA) и Европейская франчайзинго-вая федерация (European Franchise Federation — EEF)1. На региональном уровне функционируют франчайзинговые объединения и ассоциации, осуществляющие свою деятельность на территории почти всех развитых стран. В России исследовательские объединения представлены Российской ассоциацией франчайзинга (РАФ).

В современных условиях в мировой практике отсутствует четко установленное определение «франчайзинг». Зачастую франчайзинг описывают как набор критериев и правил предпринимательской деятельности. Основная трудность в подборе терминологии заключается в огромном множестве критериев, классификаций и особенностей франчайзинга, которые в полной мере необходимы для исследования содержания данного определения.

Авторы, занимающиеся исследованиями франчайзинговых отношений, в той или иной степени придерживаются установленных терминологий различных ассоциаций и организаций, деятельность которых направлена на изучение и исследование франчайзинговых сетей того или иного региона. В современной экономической литературе существует два принципиально отличающиеся друг от друга подхода к франчайзингу.

Ряд авторов (Б. Ловелл, Б. Блум, Д. Холмс) описывают франчайзинг как лицензионное соглашение/договор. Международная ассоциация франчайзинга определяет франчайзинг как «лицензионное соглашение между двумя юридически независимыми партнерами, которое предоставляет лицу или группе лиц (франчайзи) право на продвижение товара, оказание услуг под торговым знаком или торговой маркой другого бизнеса (франчайзера). При этом франчай-

1 The European Franchise Federation. NEWSLETTER: Franchising: a Vector for Economic Growth in Europe 2011 March 2012.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 5,pp. 775-780. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 775-780. ISSN 1993-3541

E. L. DUGINA, A. V. DUGIN, E. S. DUMNOVA

зи получает со стороны франчайзера маркетинговую, рекламную поддержку, возможность обучения и финансовых льгот, в ответ уплачивая взносы за право развития бизнеса под торговой маркой или товарным знаком франчайзера»1. Нам представляется, что такой подход несколько ограничивает содержание понятия франчайзинга и требуют определенного исследования.

Другая группа авторов (С. Берли, В. Колесников, И. Лебедев, Р. Розенберг) рассматривают франчайзинг как бизнес-модель [6; 7; 10]. Европейская франчайзинговая федерация указывает на франчайзинг в контексте современной торговли как на «бизнес-модель, нацеленную на распределение товаров и услуг, основанную на лицензировании бренда, прав на интеллектуальную собственность (фирменные знаки, торговые марки) и делового формата, проданных в качестве актива. Этот формат тиражируется с каждым новым бизнес-партнером (франчайзи), который становится членом франчайзинговой сети. Термин "франчайзинг" в бизнесе ассоциируется с фирменным знаком, тиражированием и расширением системы и сетями»2.

Франчайзинг как «систему бизнеса, состоящую из компании франчайзера, которая разработала, успешно применила и продает элементы своего собственного тиражируемого бизнеса, и компаний или индивидуальных предпринимателей (франчайзи), которые купили у франчайзера право пользования его товарным знаком и методами ведения бизнеса»3 выделяет РАФ. По ее мнению, суть франчайзинга заключается в обмене: франчайзер отдает франчайзи право пользоваться известным брендом, обучает секретам своего бизнеса и предоставляет определенные гарантии надежности, так как на практике доказана его успешность. В ответ франчайзи делится с франчайзером своими деньгами и, в какой-то степени, своей независимостью.

На наш взгляд, франчайзинг — это форма организации бизнес-отношений между независимыми участниками предпринимательской деятельности, при которой компания правообладатель (франчайзер) предоставляет другому предпринимателю (франчайзи) на основании официального разрешения (соглашения) право на производство, торговлю продукции или ока-

1 What is a franchise? URL : http://www.franchise.org/ franchiseesecondary.aspx?id=52625.

2 What is mean by «franchising»? // European Franchise Federation. 2008. September 2. URL : http://www.eff-fran-chise.com/spip.php?rubrique6.

3 Франчайзинг // Российская ассоциация франчайзин-

га. 2015. 20 янв. URL : http://ru.rusfranch.ru/franchising/.

зание услуг под торговой маркой франчайзера, используя его товарный знак, фирменный стиль, деловую репутацию, ноу-хау, готовую и апробированную бизнес-модель на определенных условиях, обеспечивая франчайзеру получение дополнительного дохода [11].

В настоящее время франчайзинг широко распространен во всем мире. Об этом можно судить как по постоянно растущему числу франшиз, так и по увеличению их оборотов [1]. Так, по оценкам экспертов Международной ассоциации франчайзинга, мировой товарооборот в данной сфере в 2013 г. составил 803,12 млрд дол. США (табл. 1), из них на долю 10 крупнейших франчайзинговых сетей, по данным компании «Franchise Times», приходится более 35,8 % (287,56 млрд дол. США). При этом 34 % франчайзинговых сетей в мире — международный франчайзинг, а доля франчай-зи — 82 % (18 % — франчайзеры)4.

Таблица 1

Динамика мирового роста продаж в секторе франчайзинга

Годы Объем продаж, млрд дол. Темпы прироста, %

2007 674,54 -

2008 696,24 3,2

2009 674,30 -3,2

2010 698,84 3,6

2011 733,71 5,0

2012 767,97 4,7

2013 803,12 4,6

2014 (прогнозные данные) 841,12 4,7

Составлено по: The franchise Business Economic Outlook for 2014; International Franchise Association // IHS Global Insight. 2014. May 30.

Прогнозные результаты исследования свидетельствуют о положительной динамике роста ежегодного объема продаж в секторе франчайзинга. Так, в 2009 г. несмотря на то, что произошел спад экономической активности франчай-зинговых сетей во всем мире (снижение объема продаж составило 3,2 %), данный показатель в большей степени явился отражением общих тенденций на мировых рынках. В то же время, в посткризисный период с 2010-2013 г. темпы роста объема продаж в сфере франчайзинговых сетей в среднем составили 4,5 % в год5.

4 Top 200 Franchise systems // Franchise Times. 2014. October. P. 3.

5 I bid. P. 11.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 5, pp. 775-780. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 775-780. ISSN 1993-3541

PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT

Далее следует отметить, что франчайзинг, как форма предпринимательства, широко распространен в сфере торговли [2; 3; 12]. По данным статистики, в системе мирового ресторанного бизнеса содержится 37 % франчайзи, которые обеспечивают более 50 % товарооборота франчайзинговых сетей, приходящихся на рестораны быстрого питания1. Данная тенденция обусловлена историческими предпосылками — c середины XX в. на американских рынках франчайзинг стал широко распространяться именно в этой сфере предпринимательства. Результаты исследования показывают положительную динамику роста объема продаж и, соответственно, товарооборота франчайзинговых сетей в сфере ресторанов быстрого питания на мировом рынке (табл. 2). Так, в 2013 г. по сравнению с 2007 г. удельный вес в общем объеме товарооборота увеличился на 1,8 процентных пункта, а объем продаж вырос на 27,7 %.

Таблица 2

Динамика объема продаж и товарооборота франчайзинговых сетей в сфере ресторанов быстрого питания на мировом рынке

Годы Доля в общем товарообороте Объем продаж, млрд дол. Темпы роста объема продаж, %

2007 24,4 164,47 -

2008 24,4 171,41 4,1

2009 25,7 173,55 1,2

2010 25,7 179,51 3,4

2011 25,5 187,48 4,4

2012 25,7 197,23 5,2

2013 26,2 210,05 6,5

Составлено по: The franchise Business Economic Outlook

for 2014.

Развитие ресторанов быстрого питания в системе продовольственного рынка, как показывает практика, является наиболее популярным видом бизнеса в системе франчайзинговых сетей. Безусловное лидерство по объему товарооборота на протяжении многих лет занимает бренд «McDonald's» (компания «McDonald's Corporation»). В системе крупных франчайзин-говых сетей наибольший удельный вес имеют следующие организации: «McDonald's» (компания «McDonald's Corporation»), «KFC & Pizza Hut» (компания «YUM! Brands, Inc.»), «Subway» (компания «Doctor's Associates, Inc.») и «Burger King» (компания «Burger King Holdings, Inc»). На их долю, по оценкам экспертов, приходится 20 % товарооборота франчайзинга в мире. Так,

1 Top 200 Franchise systems. P. 28.

в 2013 г. объем их товарооборота составил 159,477 млрд дол. США2.

Развитие франчайзинга в системе продовольственного рынка России сохраняет мировые тенденции роста товарооборота и количества франчайзеров. В структуре российского фран-чайзингового бизнеса по сферам деятельности преобладают розничная торговля, сфера быстрого питания. По данным экспертов, в системе франчайзинговых сетей доля ресторанов быстрого питания составляет 22 % от общего количества франчайзи3. В 90-е гг. XX в. франчай-зинговые сети преобладали в центральной части России. Однако в начале XXI в. отмечается интенсивная экспансия развития франчайзинговых сетей на Восток.

В современных условиях в системе франчай-зинговых сетей можно выделить два параллельно развивающихся направления деятельности. Перове направление, основанное на международном франчайзинге, преобладает в крупных городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде (компании «McDonald's», «KFC», «Pizza Hut» и др.). Второе направление развития франчайзинга связано с образованием национальных франчайзинговых сетей с учетом менталитета национального питания и их тиражированием по всей стране (ООО «Harats Russia», ООО «Бизнес-Ланч», ООО «Traveler's Coffee» и др.). В последние годы франчайзинговые сети существенно развиваются и расширяются. Помимо постоянно растущего товарооборота, представители данного вида бизнеса создают рабочие места и в целом вносят определенный вклад в создание валового внутреннего продукта.

После вступления России во Всемирную торговую организацию практически на всех сегментах продовольственного рынка России произошел рост импорта продуктов питания. Проанализировав рынок франчайзинга в России, можно увидеть тенденции к увеличению доли иностранных участников франчайзинговых сетей. В таких условиях повышение конкурентоспособности российских франчайзинговых сетей в сфере ресторанов быстрого питания возможно за счет ряда мероприятий, направленных как на поддержание, так и перспективное развитие данной отрасли. К таким мероприятиям, по нашему мнению, следует отнести:

2 I bid. P. 31.

3 Тенденции и анализ развития франчайзинга на российском рынке // Topfranshiza. 2015. 22 янв. URL : http://topfranshiza.ru/statistika-razvitiya-franchayzinga-na-rossiyskom-rynke.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 5,pp. 775-780. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 775-780. ISSN 1993-3541

E. L. DUGINA, A. V. DUGIN, E. S. DUMNOVA

- выделение франчайзинга как отдельного направления развития малого и среднего бизнеса;

- необходимость внедрения системы мер по эффективному использованию ресурсов действующих и потенциальных франчайзеров;

- трансформацию системы субсидирования малого и среднего бизнеса, выявление наиболее приоритетных направлений использования бюджетных средств.

Для расширения российских франчайзин-говых сетей на продовольственном рынке требуется создать благоприятные условия, обеспечивающие эффективное использование, в частности:

- внедрение единого законодательного регулирования отношений в сфере франчайзинга;

- усиление государственной поддержки развития продовольственного франчайзинга;

- использование «эффекта масштаба» в организации франчайзинговых сетей;

- развитие интеграционных процессов на основе расширения международных и межрегиональных связей;

- перестройка существующей системы субсидирования мероприятий с максимальной эффективностью [9];

- увеличение финансирования государственных программ, направленных на распространение и развитие франчайзинга.

Таким образом, реализация указанных мероприятий позволит повысить конкурентоспособность российского франчайзинга и укрепить его конкурентные преимущества, а интеграция национального франчайзинга на рынки других государств возможна на основе эффективного развития сотрудничества со странами ближнего зарубежья в рамках нового экономического пространства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованной литературы

1. Архипова З. В. Методика выбора пакета франшизы с использованием экспертной системы / З. В. Архипова, А. И. Хворостян // Применение математических методов и информационных технологий в экономике : сб. науч. тр. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — Вып. 10. — С. 149-156.

2. Бурменко Т. Д. Франчайзинг: сущностные характеристики и его применение в сфере услуг / Т. Д. Бурменко // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2011. — № 6. — URL : http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=14032.

3. Бурменко Т. Д. Экономика сферы услуг : учеб. пособие / Т. Д. Бурменко, Н. Н. Даниленко, Т. А. Туренко. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2005. — 444 с.

4. Дельтей Ж. Франчайзинг / Ж. Дельтей. — СПб. : Нева, 2006. — 128 с.

5. Дугина Е. Л. Становление и развитие продовольственного рынка / Е. Л. Дугина, Е. В. Доржиева. — Улан-Удэ : Изд-во Вост.-Сиб. гос. ун-та технологий и управления, 2012.

6. Колесников В. В. Построение франчайзингового бизнеса / В. В. Колесников. — СПб. : Питер, 2008. — 288 с.

7. Лебедев И. В. Франчайзинг по-русски. Мифы и реальность / И. В. Лебедев. — М. : Вектор, 2006. — 160 с.

8. Мюррей Я. Франчайзинг / Я. Мюррей. — СПб. : Питер, 2004. — 144 с.

9. Слободняк И. А. Предварительная оценка эффективности деятельности с использованием франчайзинга / И. А. Слободняк, Т. Л. Быкова // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2013. — № 12. — С. 67-75.

10. Спинелли-мл. С. Франчайзинг — путь к богатству / С. Спинелли-мл., Р. М. Розенберг, С. Берли. — М. : Ви-льямс, 2007. — 384 с.

11. Филина Ф. Н. Франчайзинг: правовые основы деятельности / Ф. Н. Филина. — М. : ГроссМедиа Российский бухгалтер (РОСБУХ), 2008. — 192 с.

12. Шемякина Л. В. Рынок товаров и услуг в экономике региона / Л. В. Шемякина. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. — 126 с.

References

1. Arkhipova Z. V., Khvorostyan A. I. Methods of choosing a franchise package using the expert system. Primenenie matematicheskikh metodov i informatsionnykh tekhnologii v ekonomike [Use of mathematical methods and information technologies in economy]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2011, iss. 10, pp. 149-156. (In Russian).

2. Burmenko T. D. Franchising: essential characteristics and functioning in service industry. Izvestiya Irkutskoy gosudarst-vennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2011, no. 6. Available at: http://eizvestia.isea.ru/ reader/article.aspx?id=14032. (In Russian).

3. Burmenko T. D., Danilenko N. N., Turenko T. A. Ekonomika sfery uslug [Services sphere economy]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2005. 444 p.

4. Del'tei Zh. Franchaizing [Franchising]. Saint Petersburg, Neva Publ., 2006. 128 p.

5. Dugina E. L., Dorzhieva E. V. Stanovlenie irazvitie prodovol'stvennogo rynka [Formation and development of the food market]. Ulan-Ude, East Siberia State University of Technology and Management Publ., 2012.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 5, pp. 775-780. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 5. С. 775-780. ISSN 1993-3541

PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT

6. Kolesnikov V. Postroenie franchaizingovogo biznesa [Building a franchise business]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2008. 288 p.

7. Lebedev I. V. Franchaizing po-russki. Mify i real'nost' [Russian Franchising. Myths and Reality]. Moscow, Vektor Publ., 2006. 160 p.

8. Murray Iain. The Franchising. How to Choose a Franchise. London fnd Philadelphia, Kogan Page, 2006. (Russ. ed.: Myurrei Ya. Franchaizing. Saint Petersburg, Piter Publ., 2004. 144 p.).

9. Slobodnyak I. A., Bykova T. L. The Preliminary estimation of the effectiveness of activity by using of franchising. Ekono-mika i upravlenie: problemy, resheniya = Economics and Management: Problems and Solutions, 2013, no. 12, pp. 67-75. (In Russian).

10. Spinelli S., Rosenberg R. M., Birley S. Franchising: Pathway to Wealth Creation. USA: Pearson Education Inc, 2004. 234 p. (Russ. ed.: Spinelli S., Rosenberg R. M., Berli S. Franchaizing — put' k bogatstvu. Moscow, Vil'yams Publ., 2007. 384 p.

11. Filina F. N. Franchaizing: pravovye osnovy deyatel'nosti [Franchising: legal bases of activity]. Moscow, GrossMedia, Rossiiskii bukhgalter (ROSBUKh) Publ., 2008. 192 p.

12. Shemyakina L. V. Rynok tovarov i uslug v ekonomike regiona [The market of goods and services in the region's economy]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2009. 126 p.

Информация об авторах Дугина Евдокия Лазаревна — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики, организации, управления предприятиями перерабатывающей промышленности и сферы услуг, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 26, e-mail: [email protected].

Дугин Александр Валерьевич — аспирант, кафедра экономики, организации, управления предприятиями перерабатывающей промышленности и сферы услуг, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 26, e-mail: [email protected].

Думнова Екатерина Сергеевна — аспирант, кафедра экономики, организации, управления предприятиями перерабатывающей промышленности и сферы услуг, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 26, e-mail: [email protected].

Библиографическое описание статьи Дугина Е. Л. Франчайзинг и его роль в развитии предпринимательской деятельности продовольственного рынка / Е. Л. Дугина, А. В. Дугин, Е. С. Думнова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 5. — С. 775-780. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(5).775-780.

Authors

Evdokiya L. Dugina — Doctor habil. (Economics), Professor and Chair, Department of Economics, Organization and Administration of Processing Industries and Service Industries Enterprises, East Siberia State University of Technology and Management, 26 Smolina St., 670000, Ulan-Ude, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Alexander V. Dugin — PhD Student, Department of Economics, Organization and Administration of Processing Industries and Service Industries Enterprises, East Siberia State University of Technology and Management, 26 Smo-lina St., 670000, Ulan-Ude, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Ekaterina S. Dumnova — PhD Student, Department of Economics, Organization and Administration of Processing Industries and Service Industries Enterprises, East Siberia State University of Technology and Management, 26 Smo-lina St., 670000, Ulan-Ude, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Reference to article

Dugina E. L., Dugin A. V., Dumnova E. S. Franchising and its role in the food market entrepreneurial activities development. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy eko-nomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 5, pp. 775-780. DOI: l0.l7l50/1993-354l.2015.25(5).775-780. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.