Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХ ПОДХОДОВ В ФОКУСЕ ЦЕННОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ВИЗУАЛЬНОЙ АКТИВАЦИИ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ)'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХ ПОДХОДОВ В ФОКУСЕ ЦЕННОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ВИЗУАЛЬНОЙ АКТИВАЦИИ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДХОД ВИЗУАЛЬНОЙ АКТИВАЦИИ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пога Лиана Нодариевна

Статья посвящена трансформации традиционных обучающих подходов в художественном образовании в контексте ценностей цифровой культуры. Современная ситуация связана с развитием цифровой инфраструктуры в России, переходом на сетевые принципы коммуникации, внедрением цифровых технологий, онлайн-образования, актуализировавшегося в условиях коронавирусной пандемии нового типа. Эти факторы меняют принципы и методику обучения в сфере высшего образования. В статье акцентируется внимание на проблеме адаптации ценностей цифровой культуры в системе художественного образования. Цель статьи автор связывает с раскрытием и аргументацией изменений обучающего подхода к визуальной активации образного мышления и воображения в фокусе ценностей цифровой культуры. Эмпирическим материалом избрана практика визуальной активации образного мышления и воображения. Особое внимание уделяется анализу государственных нормативных документов, касающихся национальных проектов федерального масштаба, направленных на обеспечение прорывного научно-технологического, социально-экономического и культурного развития России: «Культура», «Цифровая экономика», «Образование». На основании анализа трудов авторов, посвященных феномену цифровой культуры, названы ценности цифровой культуры, повлиявшие на трансформацию обучающего подхода в художественном образовании. Названа идея усовершенствования традиционного подхода активации образного мышления и воображения на примере учебного упражнения «Видеопоэзия». В заключение подчеркивается значение указанных ценностей цифровой культуры, которые обусловили изменение сложившихся обучающих подходов в художественном образовании. Трансформация проявилась в смене методологического акцента, выраженного в новом подходе: визуальной активации образного мышления и воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL APPROACHES TO DIGITAL CULTURE VALUES IN FOCUS (USING THE VISUAL ACTIVATION IN CASE OF IMAGINARY THINKING AND IMAGINATION)

At the beginning of the new century, it is quite difficult to imagine the reality of a person without telecommunication networks and a computer. Currently, neither professional nor everyday life can be imagined without electronic and digital technologies. The trend towards digitalization of all socio-cultural and economic processes has become a reality. If we talk about changes in the sphere of culture, then new technologies related to digital reality are being formed. In the educational process, there is a need to improve and change training approaches. The article is devoted to the transformation of traditional teaching approaches in art education in the context of digital culture values. In Russia, the situation in education and culture is related to the development of digital infrastructure, the transition to network communication principles, the introduction of digital technologies, and online education, which has been updated in the context of coronavirus pandemic. These factors are markers of changes in the principles and methods of teaching in higher education. The article focuses on the problem of adapting the values of digital culture in the system of art education. The author connects the purpose of the article with the disclosure and argumentation of changes in the training approach of visual activation of imaginative thinking and imagination in the focus of digital culture values. The practice of visual activation of imaginative thinking and imagination is chosen as an empirical material. Special attention is paid to the analysis of state regulatory documents related to national projects on a Federal scale aimed at ensuring breakthrough scientific, technological, socio-economic and cultural development of Russia: “Culture,” “Digital Economy,” “Education.” Based on the analysis of the author’s works on the phenomenon of digital culture, the values of digital culture are named. The study highlights the values that influenced the transformation of the teaching approach in art education. The idea of improving the traditional approach of activation of imaginative thinking and imagination on the example of the educational exercise is named “Video poetry.” In conclusion, the author emphasizes the importance of these values of digital culture, which led to a change in the existing teaching approaches in art education. The transformation was manifested in a change of methodological emphasis, expressed in a new approach: visual activation of imaginative thinking and imagination.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХ ПОДХОДОВ В ФОКУСЕ ЦЕННОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ВИЗУАЛЬНОЙ АКТИВАЦИИ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ)»

4. Vershovskiy A. Strit-fotografiya: Otkrytie ploskosti [Street photography: Opening the plane]. Moscow, Dabl vizhn Publ., 2012. 204 p. (In Russ.).

5. Gavrishina O. Imperiya sveta [Empire of Light]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2011. 192 p. (In Russ.).

6. Ishchenko E., Ledenev V. Obzor izdaniy o "kontse iskusstva" [Review of publications about the "end of art"]. (In Russ.). Available at: https://garagemca.org/ru/library/books-on-the-end-of-art (accessed 12.10.2020).

7. Kartye-Bresson A. Voobrazhaemaya real'nost' [Imaginary reality]. St. Petersburg, Limbus Press, Izdatel'stvo K. Tublina Publ., 2015. 128 p. (In Russ.).

8. Kotton Sh. Fotografiya kak sovremennoe iskusstvo [Photography as contemporary art]. Moscow, Ad Marginem Press, Muzey sovremennogo iskusstva "Garazh" Publ., 2020. 288 p. (In Russ.).

9. Krauss R. Fotograficheskoe: opyt teorii raskhozhdeniy [Photographic: experience of the theory of discrepancies]. Moscow, Ad Marginem Press, 2014. 304 p. (In Russ.).

10. Lapin A. Fotografiya kak... [Photography as...]. Moscow, L. Gusev Publ., 2004. 324 p. (In Russ.).

11. Levashov V. Lektsii po istorii fotografii [Lectures on the history of photography]. Moscow, Trimedia Kontent Publ., 2012. 484 p. (In Russ.).

12. Mikhalkovich V., Stigneev V. Poetika fotografii [Poetics of photography]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1990. 290 p. (In Russ.).

13. Morozov S. Tvorcheskaya fotografiya [Creativephotography]. Moscow, Planeta Publ., 1985. 416 p. (In Russ.).

14. Podolskiy N. Gen khudozhnika v fotograficheskoy real'nosti [The artist's gene in photographic reality]. St. Petersburg, 2013. 168 p. (In Russ.).

15. Ruye A. Fotografiya. Mezhdu dokumentom i sovremennym iskusstvom [Photography. Between document and contemporary art]. St. Petersburg, Klaudberri Publ., 2014. 712 p. (In Russ.).

16. Sontag S. O fotografii [Aboutphotography]. Moscow, Ad Marginem Press, 2013. 272 p. (In Russ.).

17. Sosna N. Fotografiya i obraz: vizual'noe, neprozrachnoe, prizrachnoe [Photography and Image: Visual, Opaque, Ghostly]. Moscow, Institut filosofii RAN; Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2011. 200 p. (In Russ.).

18. Fotografiya: Problemy poetiki: sbornik [Photography: Problems of Poetics. Collection]. Moscow, LKI Publ., 2008. 296 p. (In Russ.).

УДК 008

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХ ПОДХОДОВ В ФОКУСЕ ЦЕННОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ВИЗУАЛЬНОЙ АКТИВАЦИИ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ)

Пога Лиана Нодариевна, старший преподаватель, кафедра фотовидеотворчества, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: pae001@yandex.ru

Статья посвящена трансформации традиционных обучающих подходов в художественном образовании в контексте ценностей цифровой культуры. Современная ситуация связана с развитием цифровой инфраструктуры в России, переходом на сетевые принципы коммуникации, внедрением цифровых технологий, онлайн-образования, актуализировавшегося в условиях коронавирусной пандемии нового типа. Эти факторы меняют принципы и методику обучения в сфере высшего образования. В статье акцентируется внимание на проблеме адаптации ценностей цифровой культуры в системе художественного образования. Цель статьи автор связывает с раскрытием и аргументацией изменений обучающего подхода к визуальной активации образного мышления и воображения в фокусе ценностей цифровой культуры. Эмпирическим материалом избрана практика визуальной активации образного мышления и воображения. Особое внимание уделяется анализу государственных нормативных документов, касающихся национальных проектов федерального масштаба, направленных на обеспечение прорывно-

го научно-технологического, социально-экономического и культурного развития России: «Культура», «Цифровая экономика», «Образование». На основании анализа трудов авторов, посвященных феномену цифровой культуры, названы ценности цифровой культуры, повлиявшие на трансформацию обучающего подхода в художественном образовании. Названа идея усовершенствования традиционного подхода активации образного мышления и воображения на примере учебного упражнения «Видеопоэзия». В заключение подчеркивается значение указанных ценностей цифровой культуры, которые обусловили изменение сложившихся обучающих подходов в художественном образовании. Трансформация проявилась в смене методологического акцента, выраженного в новом подходе: визуальной активации образного мышления и воображения.

Ключевые слова: цифровая культура, ценности цифровой культуры, художественное образование, подход визуальной активации образного мышления и воображения.

THE TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL APPROACHES TO DIGITAL CULTURE VALUES IN FOCUS (USING THE VISUAL ACTIVATION IN CASE OF IMAGINARY THINKING AND IMAGINATION)

Poga Liana Nodarievna, Sr Instructor, Photography and Video Art Department, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: E-mail: pae001@yandex.ru

At the beginning of the new century, it is quite difficult to imagine the reality of a person without telecommunication networks and a computer. Currently, neither professional nor everyday life can be imagined without electronic and digital technologies. The trend towards digitalization of all socio-cultural and economic processes has become a reality. If we talk about changes in the sphere of culture, then new technologies related to digital reality are being formed. In the educational process, there is a need to improve and change training approaches. The article is devoted to the transformation of traditional teaching approaches in art education in the context of digital culture values. In Russia, the situation in education and culture is related to the development of digital infrastructure, the transition to network communication principles, the introduction of digital technologies, and online education, which has been updated in the context of coronavirus pandemic. These factors are markers of changes in the principles and methods of teaching in higher education. The article focuses on the problem of adapting the values of digital culture in the system of art education. The author connects the purpose of the article with the disclosure and argumentation of changes in the training approach of visual activation of imaginative thinking and imagination in the focus of digital culture values. The practice of visual activation of imaginative thinking and imagination is chosen as an empirical material. Special attention is paid to the analysis of state regulatory documents related to national projects on a Federal scale aimed at ensuring breakthrough scientific, technological, socio-economic and cultural development of Russia: "Culture," "Digital Economy," "Education." Based on the analysis of the author's works on the phenomenon of digital culture, the values of digital culture are named. The study highlights the values that influenced the transformation of the teaching approach in art education. The idea of improving the traditional approach of activation of imaginative thinking and imagination on the example of the educational exercise is named "Video poetry." In conclusion, the author emphasizes the importance of these values of digital culture, which led to a change in the existing teaching approaches in art education. The transformation was manifested in a change of methodological emphasis, expressed in a new approach: visual activation of imaginative thinking and imagination.

Keywords: digital culture, values of digital culture, art education, approach to visual activation of imaginative thinking and imagination.

Doi: 10.31773/2078-1768-2020-53-201-212

В начале XXI столетия довольно сложно представить себе реальность человека без Интернета и компьютерных технологий, которые собирают, обрабатывают, генерируют и распределяют информацию через системы глобальных телекоммуникационных сетей. В настоящее время ни профессиональная, ни повседневная сфера жизни уже не мыслятся без электронных и цифровых технологий, составляющих современный культурный ландшафт.

В научно-практический гуманитарный тезаурус уже достаточно давно вошли термины: цифровая цивилизация, цифровая культура, цифровая экономика, цифровая инфраструктура, циф-ровизация, онлайн-проекты, цифровые сервисы, дигитализация коммуникации. Тенденция к циф-ровизации всех социально-культурных, экономических процессов стала реальностью. Она изменила ландшафт и стиль коммуникации, который в настоящее время характеризуется индивидуализацией и осетевлением (Кастельс). Если говорить об изменениях в сфере культуры, то происходит формирование новых художественных практик информационно-коммуникативного характера. В образовательном процессе возникают иные требования к модернизации содержания и инновационности методологии. В настоящее время одной из ключевых тем, обсуждаемых на научно-практических конференциях, является перспектива развития художественного образования в условиях быстро меняющейся реальности.

В связи с этим целью статьи является раскрытие и аргументация изменений обучающего подхода визуальной активации образного мышления и воображения в фокусе ценностей цифровой культуры. Объектом исследования служат ценности цифровой культуры, предметом - обучающий подход в области художественного образования. Эмпирическим материалом избрана практика визуальной активации образного мышления и воображения.

Достижение поставленной цели требует рассмотрения вопроса, связанного с уточнением ценностей цифровой культуры, обусловивших изменение обучающих подходов в художественном образовании. Существует много различных определений понятия «цифровая культура». Достаточно обобщенно о ней можно говорить как о принципиально ином типе «развития общества, при

котором на смену аналоговым и линейным формам коммуникации и функционирования систем приходят цифровые, электронные» [1, с. 519]. Здесь уместно упомянуть о том, что в рамках Национального проекта «Культура», который включает в себя Федеральный проект «Цифровая культура», под цифровой культурой понимается «цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры» (см. [9]). Таким образом, к цифровой культуре относятся все онлайн-мероприятия, создание мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным залам, оцифровка и включение в Национальную электронную библиотеку книжных памятников, производство и размещение в сети Интернет контента, укрепляющих гражданскую идентичность и духовно-нравственные ценности среди населения страны и т. д.

Исследование цифровой культуры в настоящее время является актуальной проблемой. Этому вопросу посвящены работы Ч. Гира, М. Ка-стельса, Дж. Ланье, К. Вельтмана, Л. Мановича, О. Н. Астафьевой, Н. Б. Кирилловой, А. В. Костиной, Е. В. Никоноровой, Н. Л. Соколовой, О. В. Шлыковой, Е. Т. Ярославцевой и др. Полагаем, что для работы с понятием «цифровая культура» можно использовать определение историка и теоретика культуры, кандидата философских наук, доцента Национального исследовательского Томского государственного университета Д. В. Галкина. Он устанавливает содержание цифровой культуры, как «артефакты и символические структуры, основанные на цифровом кодировании и его универсальной технической реализации, тотально включенные в институциональную систему и способствующие поддержанию определенных ценностей, закрепленные ментально и создающие формы автодетерминации» [2]. Цифровую культуру Д. В. Галкин предлагает рассматривать на нескольких уровнях: на материальном (артефакты, гаджеты, программное обеспечение), функциональном (институции, объединения), символическом (языки, символические и понятийные системы, знаки), ментальном (стереотипы, менталитет, когнитивные схемы) и ценностном.

Таким образом, исходя из определения, цифровая культура трактуется как совокупность форм, ценностей и продуктов деятельности чело-

века, межличностной, индивидуальной, коллективной коммуникации, сформировавшаяся под влиянием цифровых технологий.

Но нас интересуют те публикации, которые затрагивают ценности цифровой культуры. Этот вопрос поднимается в таких работах, как: монографии И. М. Дзялошинского «Медиапростран-ство России: пространство соляриса» (2012) и Н. Б. Кирилловой «Медиалогия» (2015); коллективная монография «Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования», под редакцией Н. Б. Кирилловой (2019); книга А. В. Костиной «Россия: путь к будущему. Технологии формирования нового общества» (2019); учебное пособие М. Кастельса «Власть коммуникации» (2013); доклады и материалы XV Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений», под общей редакцией доктора философских наук, профессора И. М. Ильинского (2019); тематический выпуск «Цифровая культура» Международного журнала исследований культуры (2012); статья О. Н. Астафьевой, Е. В. Никоноровой, О. В. Шлыковой «Культура в цифровой цивилизации: новый этап осмысления стратегии будущего для устойчивого развития» (2018) и др.

К ценностям цифровой культуры исследователи причисляют: 1) виртуализацию пространства и коммуникации (Вельтман, Кастельс, Флиер, Кириллова, Астафьева, Никонорова, Шлыкова); 2) искусственный интеллект (Манович, Кас-тельс); 3) трансформацию традиционного общества в цифровое информационное общество1 (Астафьева, Никонорова, Шлыкова, Костина, Кириллова); 4) онлайн-образование (Костина, Ильинский); 5) цифровые технологии (Манович, Кириллова, Федоров, Кузнецова); 6) цифровой формат художественных образов (Маньковская, Бычков, Кириллова); 7) приоритет визуальных образов (Маньковская, Быков, Кириллова, Ляшен-ко); 8) нелинейную социально-профессиональ-

1 Подразумевается построение сетевого общества,

массовое использование перспективных информацион-

ных технологий, телекоммуникаций и средств вычислительной техники, развитие системы электронных государственных услуг, создание виртуальных концертных залов, проведение онлайн-мероприятий, построение региональной информационной структуры.

ную мобильность (Реутова); 9) тотальную тех-нологизацию (Галкин).

В указанных работах, среди ценностей цифровой культуры, в свете нашего исследования особый интерес представляют: онлайн-образова-ние, цифровые технологии и цифровой формат художественных образов.

Далее аргументируем, как указанные ценности трансформировали обучающий подход в художественном образовании. По ходу заметим, что высокотехнологические гаджеты настолько вошли во все сферы деятельности, что обеспечение их доступности и свободной эксплуатации с широкими возможностями для всех желающих потребовало законодательного закрепления. Право на доступ в Интернет было признано одним из неотъемлемых прав человека резолюцией ООН 3 июня 2011 года, и, соответственно, отключение конкретных регионов от Всемирной сети стало считаться нарушением этих прав (см. [15]). Развитие цифровой культуры поддерживается с 2017 года стратегическими установками государства. Это подтверждается рядом правительственных документов (см. [6; 9; 11; 14]).

Таким образом, цифровые технологии проявляются как драйверы отечественного культурного развития.

Политика государства, направленная на цифровую эволюцию, имеет много плюсов, объективно и позитивно влияющих на экономику страны. Но, как и все инновационное, поднимает много вопросов, затрагивает многие темы, в том числе содержащие гуманитарную составляющую процессов цифровизации. Вполне понятны ключевые цели цифровой трансформации: обеспечение технологической независимости государства, увеличение доли разрабатываемых продуктов на глобальном рынке, стимулирование спроса на внутреннем рынке цифровых технологий, поощрение создания инновационных творческих проектов с использованием мультимедийных технологий, увеличение доступности культуры всем жителям России, не только в признанных культурных центрах. Цифровая трансформация предоставит прозрачность многим отраслям (особенно это касается документооборота, противодействия коррупции), сохранит национальное художественное достояние, сделает доступным образование для отдаленных регионов, усилит межотраслевое сотрудничество.

Реализацию стратегий государства, касающихся внедрения онлайн-технологий и коммуникаций в сферу культуры и образования, ускорила пандемия коронавируса нового типа. Обратимся к цифрам из интервью заместителя министра культуры Ольги Яриловой порталу «Стопкоро-навирус». С ее слов, «количество обращений к цифровым ресурсам культуры - это один из двух основных показателей национального проекта. И уже по итогам первого квартала мы имели около 20,5 млн посещений при общем плане на 2020 год - 32 млн. Учитывая динамику последних месяцев, к концу года мы превзойдем эту цифру в несколько раз» [3]. В ситуации, связанной с коронавирусным кризисом и временным переходом многих видов человеческой деятельности на удалённый режим, состоялось приобщение населения к различным культурным мероприятиям. Последовали массовые рассылки в мессен-джеры виртуальных экскурсий для всей семьи. Театральные и фестивальные сообщества, а также цифровые платформы2 открыли онлайн-транс-ляции и видеозаписи спектаклей3, дали доступ к лекциям и лекториям, подкастам и образовательным программам, организовали онлайн-встречи с участниками различных институций.

Но, тем не менее, мы вынуждены признать, что обнажились наиболее болезненные аспекты социокультурной жизни, в том числе сферы высшего образования. Со слов министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, открытые до пандемии онлайн-курсы не обеспечили даже десятой части от необходимого объема. Их оказалось недостаточно для того, чтобы обеспечить потребности вузов. На платформе «Современная цифровая образовательная среда» представлено 900 открытых курсов, что обеспечило

лишь 7 % потребностей вузов страны (см. [5]). Почему так происходит?

Вернемся к ценностям цифровой культуры и рассмотрим их адаптацию в системе художественного образования. Вероятно, в размышлении о ценностях цифровой культуры, повлиявших на трансформацию обучающих подходов, следует назвать развитие онлайн-образования, цифровых технологий, цифровой формат художественных образов.

Онлайн-образование в России развивается давно, с конца XX столетия. Смена государственной политики, социально-экономического устройства, происходившая в России в начале 1990-х годов, создала новую ситуацию в системе образования, ориентировав ее на компьютеризацию и информатизацию. С появлением технических (компьютеризация, распространение доступа в Интернет) и финансовых условий российские вузы приступили к внедрению в учебный процесс медиатехнологий: электронные учебные издания (учебники, словари, хрестоматии, энциклопедии), электронные учебные материалы (тесты, демонстрационные материалы, лабораторные практикумы), компьютерные мультимедийные презентации, электронные учебные модули и кейсы, кино/видео/аудиозаписи и т. д. Однако, несмотря на формирование и реализацию федеральных целевых программ4, нельзя утверждать, что информатизация системы образования равномерно и одновременно проходила во всех вузах страны. В первую очередь медиатехнологиями оснащались высшие учебные заведения центральной части России5, финансирование же региональных

2 Платформа Окко - первый онлайн-кинотеатр в России - в разделе «Искусство онлайн» открыла доступ к коллекциям спектаклей, концертов, виртуальных экскурсий и т. д.

3 Из записи от 4 июля 2020 года на странице в VK: «С 20 марта по 31 мая мы провели 73 трансляции -из них 38 репертуарных спектаклей, 17 фильмов и 18 лекций, суммарное число просмотров которых составило 3771624(!). Большая часть показов проходила здесь, на странице театра». - URL: https://vk.com/ electrotheatre?w=wall-59753877_5 (дата обращения: 24.10.2020).

4 Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы) // Вестн. образования. - 2001. -№ 8. - С. 2-7; Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 года. - № 65 // Вестн. образования. - 2002. - № 2. - С. 4-10; Концепция формирования информационного общества в России // Информационное общество. - М., 1999. -№ 3. - С. 24-27.

5 См.: более подробно у Яруллиной Г. Б. История информатизации отечественной системы обра-

зования во второй половине XX - начале XXI века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 - Отечественная история. - Уфа, 2006.

вузов ограничивалось минимальным объемом6. В начале XXI столетия ситуация с обеспечением материально-технической базы в региональных вузах хоть и улучшилась, но кардинально не поменялась. Регионы по-прежнему отстают в оснащении учебных аудиторий современным многофункциональным оборудованием, что существенно осложняет подготовку медиатехноло-гических нововведений в образовательный процесс, в том числе и за-за периода, требующегося на обучение преподавательского состава взаимодействию с цифровыми технологиями. Речь идет о цифровой грамотности, в основе которой лежат цифровые компетенции, помогающие в цифровом сотрудничестве. Цифровая грамотность включает личные, технические, цифровые навыки, которые необходимы при трансформации традиционного общества в цифровое информационное общество. Под цифровыми навыками мы подразумеваем устоявшиеся модели поведения, основанные на умении в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей, умении получать и управлять информацией.

Конечно онлайн-образование породило проблемы. Согласно докладу «Исследование рынка цифровых образовательных технологий в сегменте взрослой аудитории (EdTech в дополнительном профессиональном образовании (ДПО) и дополнительном образовании (ДО) взрослых)» Международной информационной группы «Интерфакс» [4], в России онлайн-курсы в ключевых вузах размещаются как на международных платформах Coursera, edX, Udacity, так и на национальной платформе «Открытое образование». В некоторых учебных заведениях создаются собственные онлайн-системы. Однако большинство образо-

6 В качестве примера можно привести Кемеровский государственный институт искусств и культуры. В 2000-2003 годах на кафедре социально-культурной деятельности из материально-технического обеспечения на практических/теоретических занятиях использовался телевизор и видеомагнитофон, даже на кафедре фото-видеотворчества, которая изначально, в силу специфики своей учебной деятельности, планировалась и позиционировалась как медиатизированная. Массовая компьютеризация вуза и подключение к сети Интернет в тот момент времени отсутствовали, как и в остальных высших учебных заведениях области. В связи с этим в тот период повсеместного внедрения в учебный процесс медиатехнологий не произошло.

вательных организаций не имеют собственных онлайн-курсов, содержащих видеолекции с изложением теоретических положений. К сожалению, небольшой их процент связан с тем, что сотрудники вузов испытывают страх использования цифровых образовательных технологий и выступают за традиционные формы обучения7. Большинство российских онлайн-платформ ориентированы на платное предоставление услуг и, следовательно, не могут охватить большую аудиторию. Кроме этого, предоставляемый контент преподавателями вузов - это традиционная полуторачасовая лекция, снятая со статичной камеры. Подобный формат постепенно утрачивает актуальность среди слушателей курса. Если студенту предложат выбрать между видеолекцией и структурированным визуализированным курсом, то выбор останется за последним.

Итак, стремительный переход образовательных организаций с очной формы обучения на дистанционную остро ставит вопросы о технических возможностях цифровых технологий обеспечить адекватными инструментами и ресурсами полноценный учебный процесс, о психоэмоциональных потенциалах обучающихся самостоятельно осваивать большую часть учебной программы, о технической оснащенности и цифровой грамотности преподавательского состава и возможности мобильного и стремительного перестроения образовательного процесса. И, конечно, обостряется вопрос, связанный с самими образовательными институциями: располагают ли они ресурсами для ведения учебного процесса, который включает в себя не только теоретический блок, но и практическую и индивидуальную работу со студентами? Есть ли подходящие онлайн-инструменты для осуществления текущего и промежуточного контроля? Исследователи этих процессов утверждают, что у нас не должно быть иллюзий в ответах на вопросы. На сегодняшний день не существует системных технологических и организационных решений, позволяющих в полной мере добиваться тех же социальных и образовательных результатов, которые дает «обычная» высшая школа. Таким образом, наблюдается переход и/или совмещение аналоговых форм обучения с цифровыми

7 Преподаватели высказали свое мнение о вынужденном переходе образовательного процесса в онлайн. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/ card/?id_4=2603 (дата обращения: 20.10.2020).

методами. Высшая школа начала незаметно, но динамично включать и сочетать цифровые технологии. Это еще раз подтверждает влияние цифровых технологий и онлайн-образования, как важных ценностей цифровой культуры, на трансформацию обучающих подходов.

В свою очередь, онлайн-образование, связанное с ценностью цифровой культуры, неразъединимо с развитием инструментария. Актуализация цифрового инструментария в художественном образовании обусловлена такой ценностью цифровой культуры, как цифровые технологии. Особняком стоят вопросы, касающиеся инструментария сферы художественного образования (обучения студентов творческих специальностей). Мировой опыт показал, что гуманитарная сфера оказалась не до конца подготовленной к погружению в цифровое пространство. Условно профессиональное творческое сообщество культуры и искусства, в том числе и педагогический корпус, можно разделить на два лагеря. Один выступает за традиционное потребление контента8 и классический способ образовательного процес-са9. Другой приемлет продвижение технологиче-

8 Приведем слова художественного руководителя московского театра «Сатирикон» народного артиста РФ К. А. Райкина: «Я знаю, что я жду от публики. Я надеюсь, что она все-таки соскучилась по живому театру. Мне, честно говоря, очень надоели эти экранные версии спектаклей. Театр - это живая энергия, и не надо заблуждаться, что можно перенести его на экран. Конечно, когда нечего делать, когда все остановилось, пусть будет хоть так. Но это все равно гербарий, я все время говорю, что невозможно по гербарию судить о живом лесе с его запахами, его энергией, его атмосферой. Театр есть театр, в нем есть первобытность, божественность, пещерность какая-то. Через экран это не передается». - URL: https://www.satirikon.ru/news_press/news/ khudruk-satirikona-konstantin-raykin-teatr-eto-zhivaya-energiya-v-nem-est-pervobytnost-bozhestvennos.

9 «Иллюзия насчет того, что всех научат только онлайн, - это иллюзии. Мы сейчас все преподаем онлайн. Но это замена. Ни один крупный университет мира, это я вам говорю профессионально, ни Гарвард, ни Стэнфорд, ни МГУ и СПбГУ никогда не перейдут на полностью онлайн-образование. Это очень хорошее дело, но оно не перекрывает все остальное». - Из он-лайн-выступления доктора филологических наук, доктора биологических наук Т. В. Черниговской. - URL: https://www.pryamaya.ru/tatyana_chernigovskaya_kuda_ my_popali_23.05.

ского процесса и инноваций в процессе создания новых форм художественных практик и новых способов взаимодействия с ними, а также внедрение в учебный процесс новых цифровых технологий и форм обучения. На наш взгляд, пандемия убедила в том, что в сфере художественного образования утверждаются новые ценностные установки, которые обусловливают иные обучающие подходы.

Для подтверждения высказанной мысли обратимся к документу, определяющему содержание процесса обучения, - то есть к Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования. Для примера используем Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура». Причем для подтверждения смены ценностей обратимся не к самой последней версии этого регулирующего документа, а относимой к периоду 2015 года (см. [13]). В указанном документе в течение всего периода обучения студенту должен быть предоставлен индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется Интернет, к одной или нескольким электронно-библиотечным системам и к электронной информационно-образовательной среде организации. В 2019 году в статье «Методические аспекты применения медиатехнологий в современном образовательном процессе (на примере обучения дисциплине «Дикторское мастерство»)» мы говорили о тенденциях информатизации образования, косвенно меняющей консервативный характер образовательной деятельности включением в нее инновационных инструментов обучения (онлайн-курсов, симуляторов, игровых онлайн-миров и т. д.). Рассуждали о том, что включенность в учебный процесс цифровых технологий может стимулировать педагогов высшего профессионального образования (как творческого, так и научного направления) своевременно корректировать и обновлять методики преподавания дисциплин (см. [8]). И еще год назад это выглядело как предмет обсуждения в профессиональном сообществе, как пример рекомендуемого применения электронных и цифровых форм обучения. Во второй половине 2020 года, в период пандемии коронавируса, применение цифровых технологий в учебном процессе стало вынужденной необходимостью. В указанных условиях, с одной сторо-

ны, ценность контактных обучающих подходов не только сохранилась, но и возросла, а с другой - определилась ценность цифрового инструментария (цифровых технологий) в художественном образовании. И здесь важно заметить, что укрепление ценности цифровых технологий уменьшило разрыв между художественным образованием и художественной практикой.

Дело в том, что искусство в настоящей социокультурной действительности стремительно выходит за пределы традиционных художественных форм и отыскивает новые художественные техники с использованием цифровых медиа. Компьютерное искусство, нет-арт, цифровая фотография и видео, экспериментальная скульптура, ме-диаперформансы, бэндинг, энвайронментализм, саунд-арт, лайв-кодинг, art&science (научное искусство), био-арт и т. д. появились и развиваются в современной культуре и неотделимы от нее и цифровых технологий. Таким образом, мы говорим о еще одной ценности цифровой культуры: цифровом формате художественных образов.

Безусловно, такое экспериментальное движение в искусстве требует теоретического и практического осмысления не только культурологов и искусствоведов, но и деятелей художественного образования. Вне традиции, вне аналитического взгляда на методические установки педагогов предшествующего поколения нет и современного поиска новых приемов практической работы с обучающимися. Знание пути, пройденного педагогикой за последнее столетие, помогает осознать важность соотнесения методов и приемов традиционной школы, своевременной коррекции личных теоретических идей и педагогических установок с тенденциями современных культурных практик, которые, как мы уже поняли, связаны с цифровыми технологиями, цифровым форматом художественных образов, онлайн-образованием. Таким образом, очевидно, что цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры России порождает целесообразность и необходимость внедрения цифровых технологий в воспитание профессиональных навыков студентов, как того требует социокультурная действительность, связанная с цифровыми технологиями и новыми художественными формами (цифровым форматом художественных образов).

В настоящее время наблюдается процесс активной разработки адекватных художественному образованию цифровых технологий, онлайн-об-разования, цифрового формата художественных образов. Рассмотрим, в качестве примера, использование цифровых медиа в упражнении «Видеопоэзия». Оно является частью образовательной технологии, реализуемой в процессе работы над стихотворным материалом.

Ценность цифровой культуры, связанная с цифровыми технологиями, онлайн-образовани-ем, цифровым форматом художественных образов, не только повлияла на способ организации художественного образования, переведя формат обучения офлайн в онлайн, не только заставила обратиться к цифровым технологиям, но и изменила подходы. Статья не позволяет рассмотреть все действующие в художественном образовании обучающие подходы, поэтому остановимся, в качестве примера, демонстрирующего названную трансформацию, только на одном. Речь идет о подходе, применяемом для воспитания навыков творческого мышления и воображения. В художественном образовании еще не укрепился отдельный термин, обозначающий этот подход. Однако общеизвестно, что он опирается на развитие «ввдений внутреннего зрения» (Станиславский). В связи с тем, что развитие видений связано с визуальными образами, позволим себе далее именовать этот путь визуальная активация образного мышления и воображения.

Данная технология работы не претендует на безоговорочную инструкцию к выполнению упражнения «Видеопоэзия». Предложена она как повод для размышления над еще одним способом обучения основным элементам актерской психотехники с помощью цифровых инструментов.

На наш взгляд, идея воспитания элементов актерской психотехники посредством цифровых технологий очень актуальна в контексте новой реальности. Мы излагаем наше видение этого процесса и совсем еще недолгий опыт работы в данном направлении. В связи с тем, что значимыми ценностями художественного образования определились цифровые технологии, цифровой формат художественных образов, онлайн-обра-зование, потребовалось преобразование традиционного подхода, трансформация, возникшая под влиянием ценностей цифровой культуры, лишь одного обучающего подхода художественного об-

разования. Этот подход связан с активацией образного мышления и воображения. Он используется во многих областях художественного образования (театральном, музыкальном, визуальном). Для рельефности примера ограничим свои рассуждения лишь такой областью художественного образования, как театральная педагогика. В контексте возрастания роли ценностей цифровых технологий, цифрового формата художественных образов, онлайн-образования подход активации образного мышления и воображения потребовал применения цифрового инструментария. И здесь оказались востребованными ранее возникшие в художественной культуре опыты видеопоэзии.

Начнем с определения феномена: «под термином "видеопоэзия" следует понимать интермедиальный способ репрезентации поэтического образа, основанный на идее аудиовизуальной коммуникации (то есть совокупности творческих и технологических явлений)» [7, с. 261-262]. Видеопоэзия - это художественная форма репрезентации поэтического опыта в условиях современной художественной культуры. Она представляет собой сплав визуального, вербального и аудиаль-ного. Видеопоэзия объединяет в одно целое устную поэзию, визуальные образы, текст и звук. Синтезированные в определенном соотношении, они вызывают у зрителя более сильное переживание поэтического опыта. Видеопоэзия также известна, как видеовизуальная поэзия, видеопоэма, поэтроника, поэтическое видео, медиапоэзия, хореопоэма. Родоначальницей этого способа репрезентации поэтического слова принято считать визуальную поэзию10.

В обучении студентов мы предлагаем использовать цифровые технологии для отработки и освоения элементов внутренней техники актера: художественного воображения и его «конкретной функции»11 - видений. «Во всей этой работе

10 Более подробно об историко-культурных основаниях видеопоэзии написано в статье: Пога Л. Н. Видеопоэзия как способ репрезентации поэтического высказывания в условиях современной художественной культуры // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 44. - С. 33-41.

11 Профессор В. Н. Галендеев: «Внутренние видения как конкретная функция воображения - одно из самых поразительных открытий в методологии актерского творчества» (Галендеев В. Н. Не только о сценической речи: моногр. - СПб.: СПбГАТИ, 2006. - С. 107).

нашим ближайшим помощником является воображение, с его магическим "если" бы и "предлагаемыми обстоятельствами". Оно не только доказывает то, чего не досказали автор, режиссер и другие, но оно оживляет работу всех вообще создателей спектакля <...>. Понимаете ли вы теперь, как важно актеру обладать сильным и ярким воображением: оно необходимо ему в каждый момент его художественной работы и жизни на сцене, как при изучении, так и при воспроизведении роли» [10, с. 76]. В режиссерско-педагогическом опыте К. С. Станиславского видения - это конкретный инструмент общения, заставляющий действовать и заражать своими видениями другого.

Видения - один из элементов построения внутренней жизни героя. Конкретные, живописные, разнообразные видения помогают студентам присваивать авторский текст и превращать его в индивидуальный рассказ о «пережитых» событиях. Этот процесс насыщает слова живыми человеческими эмоциями, подключает творческую природу обучающегося, включает в работу подсознание, возбуждает эмоционально-чувственную сферу. Чем ярче и многоообразнее видения, тем точнее сценическое воплощение. На дисциплинах актерско-режиссерского цикла развитие видений начинается с первых уроков. Визуализация при помощи карандаша и ручки как методический прием не новая идея на занятиях по актерскому мастерству и сценической речи. Эта методика уже давно оправдала себя и хороша тем, что учащиеся лучше воспринимают и анализируют материал, если хорошо представляют его визуально. Обращение к карандашу, технике рисования акварелью, гуаши как к обучающему приему развития воображения помогает студенту размышлять о произведении, думать о герое, представлять его жизненное пространство, облик, пластику, цветовую гамму костюма и т. д. Очень важно использовать визуальные средства, чтобы активировать видения, пробудить фантазию и овладеть навыком анализирования текста, умением схватывать событийно-действенную структуру. Этот традиционный подход активации образного мышления и воображения под влиянием ценностей цифровых технологий, цифрового формата художественных образов, онлайн-образования потребовал изменений.

Под влиянием трансформации ценностей родилась идея усовершенствования традицион-

ного подхода активации образного мышления и воображения. Идея состояла в адаптации интермедиального способа репрезентации поэтического образа, основанного на идее аудиовизуальной коммуникации в процесс обучения. В этих пробах постепенно разработалось учебное упражнение «Видеопоэзия». В этом упражнении функцию инструментов визуализации выполняют цифровые и медиатехнологии: камеры смартфонов, профессиональные фотоаппараты и видеокамеры, веб-камеры, ГоПро, компьютер, смартфон, программы для звукового дизайна (Adobe Premiere Pro, DAW Reaper, RX - 7, Revoice Pro, Logic Pro X), профессиональные видеоредакторы (Adobe Premiere Pro, Final Cut Pro, Final Cut Pro X, Da-vinci resolve, Movavi), кросс-платформенные приложения для смартфонов, настольные лампы, кольцевой свет, led-лампы, фонарики, комплекты постоянного света и т. д. В этих новых условиях сформировался определенный алгоритм выполнения упражнения, направленного на активацию образного мышления и воображения посредством цифрового инструментария (цифровых и медиа-технологий), соединились традиционно сложившиеся этапы работы (событийно-действенный анализ и стихоритмический анализ) и новые (раскадровка, разработка способов присутствия героя в кадре/за кадром, определение техники фиксации стихотворного материала для адекватного отражения концепции, нелинейный монтаж при помощи видеоредактора, работа с дизайном звука). В связи с этим необходимо добавить про актуализацию новой цифровой компетенции, которой должен овладеть каждый обучающийся и преподаватель. Эту компетенцию можно сформулировать, в контексте наших рассуждений, как готовность к использованию цифровых технологий для создания виртуальных образов, которые связаны с ценностью цифрового формата художественных образов. Конечно, эта новая компетенция ставит вопрос: когда обучающийся должен овладеть ею - до поступления в вуз или уже во время

учебы? Но этот вопрос выходит за пределы целей данной статьи.

При сравнении двух обучающих подходов -традиционного (активации образного мышления и воображения с опорой на интеллектуально-чувственную практику обучающегося) и инновационного (активации образного мышления и воображения с опорой на использование цифровых технологий) - выявились следующие ценности творческого продукта: выражение «виртуальных» видений в реальные образы; четкая трансформационная схема событийно-действенного ряда в визуальный; перевод стихоритми-ческих особенностей текста в визуальный образ; отсутствие пространственного ограничения процесса создания «видеопоэзии» (выход за рамки учебной аудитории); мобильность индивидуального «многоразового» продукта, позволяющая обучающемуся участвовать в различных онлайн-фестивалях-конкурсах, не ограничивая себя территориально; ускорение процессов контроля и ответной реакции на задания для самостоятельной работы; дидактический материал для последующих курсов.

Таким образом, ценности цифровой культуры связаны с цифровыми технологиями, цифровым форматом художественных образов, онлайн-образованием. Указанные ценности цифровой культуры обусловили изменение сложившихся обучающих подходов в художественном образовании. Трансформация в обучающем подходе проявилась: 1) в актуализации эстетики виртуального образа; 2) в смене методологического акцента, он переместился с интеллектуально-чувственных практик обучающегося на его практику применения цифровых технологий; 3) в оформлении цифровых компетенций, которые лежат в основе цифровой грамотности. Кроме того, трансформация обучающего подхода активации образного мышления и воображения выразилась в новый подход визуальной активации образного мышления и воображения.

Литература

1. Астафьева О. Н., Никонорова Е. В., Шлыкова О. В. Культура в цифровой цивилизации: новый этап осмысления стратегии будущего для устойчивого развития // Обсерватория культуры. - 2018. - Т. 15, № 5. -С. 516-531.

2. Галкин Д. В. Digital culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей [Электронный ресурс] // Междунар. журн. исслед. культуры. - 2012. -№ 3 (8): Цифровая культура. - С. 11-16. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/digital-culture-metodologiche

skie-voprosy-issledovaniya-kulturnoy-dinamiki-ot-tsifrovyh-avtomatov-do-tehno-bio-tvarey/viewer (дата обращения: 21.10.2020).

3. Интервью заместителя Министерства культуры РФ Ольги Яриловой сайту стопкоронавирус.рф [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--80aesfpebagmfblc0a.xn--p1ai/news/20200526-1430.html (дата обращения: 21.10.2020).

4. Исследование рынка цифровых образовательных технологий в сегменте взрослой аудитории (EdTech в дополнительном профессиональном образовании (ДПО) и дополнительном образовании (ДО) взрослых) [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.google.eom/document/d/1pQIsQoKc5ZAb3cgsbo8edTVcLt8vPzRW/edit (дата обращения: 22.10.2020).

5. Минобрнауки будет стимулировать вузы к созданию онлайн-курсов // Международная информационная группа «Интерфакс» от 21.05.2020 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.interfax.ru/russia/709678 (дата обращения: 20.10.2020).

6. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 № 7 [Электронный ресурс]. - URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858 (дата обращения: 20.10.2020).

7. Пога Л. Н. Видеопоэзия: к вопросу определения поэзии // Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве: сб. науч. ст. - Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. -Вып. 3. - 285 с.: ил.

8. Пога Л. Н. Методические аспекты применения медиатехнологий в современном образовательном процессе (на примере обучения дисциплине «Дикторское мастерство») // Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве: сб. науч. ст. - Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2020. - Вып. 4. - С. 238-252.

9. Приказ Минкультуры России от 01.03.2019 № 229 «Об утверждении плана деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2019-2024 годы» [Электронный ресурс]. - URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minkultury-Rossii-ot-01.03.2019-N-22 (дата обращения: 20.10.2020).

10. Станиславский К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. О технике актера / М. А. Чехов; предисл. О. А. Радищевой. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2013. - С. 76.

11. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017. № 203 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/41919 (дата обращения: 26.10.2020).

12. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1 (дата обращения: 20.10.2020).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 года № 223 [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/510302.pdf (дата обращения: 28.08.2019).

14. Федеральный проект «Цифровая культура» [Электронный ресурс]. - URL: https://culture.gov.ru/about/national-project/digital-culture (дата обращения: 20.10.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Report of the Special Rapporteur on the promotion and protection of the right to freedom of opinion and expression, Frank La Rue* [Электронный ресурс]. - URL: https://www2.ohchr.org/english/bodies/hrcouncil/docs/17session/ A.HRC.17.27_en.pdf (дата обращения: 28.08.2019).

References

1. Astafyeva O.N., Nikonorova E.V., Shlykova O.V. Kul'tura v tsifrovoy tsivilizatsii: novyy etap osmysleniya strate-gii budushchego dlya ustoychivogo razvitiya [Culture in digital civilization: a new stage in understanding the future strategy for sustainable development]. Observatoriya kul'tury [The Observatory of culture], 2018, vol. 15, no. 5, pp. 516-531. (In Russ.).

2. Galkin D.V. Digital culture: metodologicheskie voprosy issledovaniya kul'turnoy dinamiki ot tsifrovykh avtoma-tov do tekhno-bio-tvarey methodological issues in the study of cultural dynamics from digital automata to techno-bio-creatures. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul'tury. № 3 (8). Tsifrovaya kul'tura [International journal of cultural research. No 3(8). Digital culture], 2012, pp. 11-16. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/digital-culture-metodologicheskie-voprosy-issledovaniya-kulturnoy-dinamiki-ot-tsifrovyh-avtomatov-do-tehno-bio-tvarey/viewer (accessed 21.10.2020).

3. Interv'yu zamestitelya Ministerstva kul 'tury RF Olgi Yarilovoy saytu stopkoronavirus.rf [Interview with Olga Yarilo-va, Deputy Minister of culture of the Russian Federation, to stopkoronavirus.rf]. (In Russ.). Available at: https:// xn--80aesfpebagmfblc0a.xn--p1ai/news/20200526-1430.html (accessed 21.10.2020).

4. Issledovanie rynka tsifrovykh obrazovatel'nykh tekhnologiy v segmente vzrosloy auditorii (EdTech v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii (DPO) i dopolnitel'nom obrazovanii (DO) vzroslykh) [Market Research of digital educational technologies in the adult audience segment (EdTech in additional professional education (DPO) and additional education (PRE) for adults)]. (In Russ.). Available at: https://docs.google.com/document7d/1pQIsQoKc5ZAb3 cgsbo8edTVcLt8vPzRW/edit (accessed 22.10.2020).

5. Minobrnauki budet stimulirovat' vuzy k sozdaniyu onlayn-kursov [The Ministry of education and science will encourage universities to create online courses]. Mezhdunarodnaya informatsionnaya gruppa «Interfaks» ot 21.05.2020 [International information group "Interfax" from 21.05.2020]. (In Russ.). Available at: https://www.interfax.ru/ russia/709678 (accessed 20.10.2020).

6. Natsional'naya programma "Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii", utverzhdennaya protokolom zasedani-ya prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proyektam ot 4 iyunya 2019 № 7 [National program "Digital economy of the Russian Federation" approved by the minutes of the meeting of the Presidium of the presidential Council for strategic development and national projects dated June 4, 2019 No. 7]. (In Russ.). Available at: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858 (accessed 20.10.2020).

7. Poga L.N. Videopoeziya: k voprosu opredeleniya poezii [Poga Ln. Video poetry: the question of the definition of poetry]. Vizual'nye iskusstva v sovremennom khudozhestvennom i informatsionnom prostranstve: sb. nauch. st. [Visual arts in the contemporary art and information space: collection of scientific articles]. Kemerovo, Kemerovo State University Culture Publ., 2018, iss. 3. 285 p. (In Russ.).

8. Poga L.N. Metodicheskie aspekty primeneniya mediatekhnologiy v sovremennom obrazovatel'nom protsesse (na primere obucheniya distsipline "Diktorskoye masterstvo") [Methodological aspects of the use of media technologies in the modern educational process (on the example of teaching the discipline" Speaker skills")] Vizual'nye iskusstva v sovremennom khudozhestvennom i informatsionnom prostranstve: sb. nauch. st. [Visual arts in the contemporary art and information space: collection of scientific articles]. Kemerovo, Kemerovo State University Culture Publ., 2020, iss. 4, pp. 238-252. (In Russ.).

9. Prikaz Minkul'tury Rossii ot 01.03.2019 № 229 "Ob utverzhdenii plana deyatel'nosti Ministerstva kul'tury Rossiyskoy Federatsii na 2019-2024 gody" [Order of the Ministry of culture of the Russian Federation No. 229 dated 01.03.2019 "On approval of the activity plan of the Ministry of culture of the Russian Federation for 2019-2024"]. (In Russ.). Available at: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minkultury-Rossii-ot-01.03.2019-N-22 (accessed 20.10.2020).

10. Stanislavskiy K.S. Rabota aktera nad soboy / K.S. Stanislavskiy. O tekhnike aktera / M.A. Chekhov; Predisl. O.A. Radishchevoy [Stanislavsky K.S. Work of an actor on himself / K. S. Stanislavsky. About the actor's technique / M.A. Chekhov; Foreword by O.A. Radishcheva]. Moscow, Artist. Producer. Theater Publ., 2013, pp. 76. (In Russ.).

11. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 09.05.2017 № 203 O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017-2030 gody [Decree of the President of the Russian Federation No. 203 of09.05.2017 On The strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030]. (In Russ.). Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (accessed 26.10.2020).

12. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2018 goda № 204 "O natsional'nykh tselyakh i strategich-eskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda " [Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of may 7, 2018 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024"]. (In Russ.). Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1 (accessed 20.10.2020).

13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya. Bakalavriat. Napravlenie podgotovki 51.03.02 "Narodnaya khudozhestvennaya kul'tura". Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 12 marta 2015 goda № 223 [Federal state educational standard of higher education. The level of higher education. Bachelor course. Direction of training 51.03.02 "folk art culture". Approved by order of the Ministry of education and science of the Russian Federation No. 223 of March 12, 2015]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/510302.pdf (accessed 28.08.2019).

14. Federal'nyy proyekt "Tsifrovaya kul'tura" [Federal project "Digital culture"]. (In Russ.). Available at: https:// culture.gov.ru/about/national-project/digital-culture (accessed 20.10.2020).

15. Report of the Special Rapporteur on the promotion and protection of the right to freedom of opinion and expression, Frank La Rue*. (In Eng.). Available at: https://www2.ohchr.org/english/bodies/hrcouncil/docs/17session/ A.HRC.17.27_en.pdf (accessed 28.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.