Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ ИСКУССТВА СОВРЕМЕННОЙ РЕПОРТАЖНОЙ ФОТОГРАФИИ'

КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ ИСКУССТВА СОВРЕМЕННОЙ РЕПОРТАЖНОЙ ФОТОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
461
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО ФОТОРЕПОРТАЖА / ЦИФРОВЫЕ ФОТОТЕХНОЛОГИИ / КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ / СВЕТОТЕНЕВОЙ РИСУНОК ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гук Алексей Александрович

Искусство репортажной фотографии занимает особое место в фотографической практике и теории. Отображение факта в нем носит как бы вневременной характер, факт в некоторой степени теряет конкретную географическую привязку, его визуальный образ становится типизированным и эстетически выразительным, приобретая признаки полноценного произведения искусства, созданного на документальном материале, но при этом сохраняя определенную связь с ним. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы выявить и обозначить художественно-творческие стратегии репортажного фотоискусства в культурологическом и эстетическом контексте. Анализ искусства современной репортажной фотографии позволил обнаружить в нем определенные доминирующие тенденции, выступающие в качестве внутренних художественно-эстетических стратегий. К ним относятся наиболее частое использование таких приемов и средств выражения, как перспективное совмещение, светотеневой рисунок, цветовая акцентировка, ассоциативное соотношение форм, снимаемых объектов и т. д. В работе сделан акцент на исследовании приемов светотеневого решения фотографических произведений. Опираясь на контент-анализ, автор приходит к следующим выводам: 1. «Ощущение» света современными фотографами, использующими сверхчувствительные цифровые матрицы, стало более развитым и многогранным. Технологические возможности современного фотонаблюдения позволили явить зрительской аудитории всю красоту световых эффектов, которые открываются лишь на мгновение, демонстрируя свою уникальность и неповторимость. 2. Художественность репортажной фотографии, базирующейся на воплощении световых эффектов в кадре, развилась и усилилась за счет активного функционирования, так называемого «графического стиля». Для него характерны: лаконизм композиционного построения кадра, высокая степень контрастности фотографического изображения, акцентировка контурной формы основного светового потока и т. д. 3. Искусство современной репортажной фотографии, в соответствии с потребностями своей эпохи, соответствующим образом реагировало на его доминирующие социальные тенденции. Основными из них являлись и являются социальное расслоение общества, обострение конфликтов, экологические проблемы и т. п., то есть социальные контрасты. Откликаясь на эти социальные вызовы, искусство репортажной фотографии демонстрировало в своих произведениях те же визуальные контрасты - борьбу светлого и темного, очевидного и таинственного, мимолетного и вечного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND AESTHETIC TRENDS IN THE ART OF CONTEMPORARY REPORT PHOTOGRAPHY

The art of reportage photography occupies a special place in photographic practice and theory. The display of a fact in it is, as it were, timeless, the fact to some extent loses its specific geographic reference, its visual image becomes typified and aesthetically expressive, acquiring the features of a full-fledged work of art created on documentary material, but at the same time retaining a certain connection with it. The purpose of this study is to identify and recognize artistic and creative strategies of reportage photography in a cultural and aesthetic context. An analysis of the art of contemporary reportage photography made it possible to find certain dominant tendencies in it, which act as internal artistic and aesthetic strategies. These include the most frequent use of such techniques and means of expression as perspective alignment, cut-off drawing, color accentuation, associative relationship of shapes, objects being shot, etc. The work focuses on the study of methods of light and shadow solution of photographic works. Based on content analysis, the author comes to the following conclusions: 1) “Feeling” of light by modern photographers using ultrasensitive digital matrices has become more developed and multifaceted. The technological capabilities of modern photographic observation have made it possible to show the viewer audience all the beauty of light effects that open only for a moment, demonstrating their uniqueness and originality; 2) The artistry of reportage photography, based on the embodiment of light effects in the frame, has developed and strengthened due to the active functioning of the so-called “graphic style.” It is characterized by: laconic compositional construction of the frame, a high degree of contrast of the photographic image, accentuation of the contour shape of the main light flux, etc.; 3) The art of contemporary reportage photography, in accordance with the needs of its era, responded appropriately to its dominant social tendencies. The main ones were and are social stratification of society, aggravation of conflicts, environmental problems, etc., that is, social contrasts. Responding to these social challenges, the art of reportage photography demonstrated in its works the same visual contrasts - the struggle between light and dark, obvious and mysterious, fleeting and eternal.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ ИСКУССТВА СОВРЕМЕННОЙ РЕПОРТАЖНОЙ ФОТОГРАФИИ»

8. Kireeva N.V. Kniga [Book]. Antologiya kontseptov [Anthology of concepts]. Volgograd, Paradigma Publ., 2009, vol. 7, pp. 307-321. (In Russ.).

9. Lebedev S.A. Filosofiya nauki: kratkaya entsikl. (osnovnye napravleniya, kontseptsii, kategorii) [Philosophy of science: concise encyclopedia (general directions, concepts, categories)]. Moscow, Academic project Publ., 2008. 692 p. (In Russ.).

10. Leonov V.P. Besame mucho: puteshestvie v mir knig, bibliografii i bibliofil'stva [Besame mucho: travel to the world of books, bibliography and bibliophilism]. Moscow, Nauka Publ., 2008. 268 p. (In Russ.).

11. Lyutov S.N. Knizhnaya kul'tura v mnogoobrazii ponyatiy i issledovatel'skikh podkhodov [Book culture in different notions and research approaches]. Vestnik kul'tury i iskusstv [Culture and Arts Herald], 2017, no. 4, pp. 9-16. (In Russ.).

12. Markov V.I. Informatsionnaya kul'turologiya: eskiz budushchego [Information culturology: sketches of the future]. Strategicheskie prioritety [Strategic priorities], 2015, no. 4, pp. 77-83. (In Russ.).

13. Neretina S.S., Abushenko V.L., Katsuk N.L. Kontsept [Concept]. Gumanitarnaya entsiklopediya: Kontsepty [Humanitarian encyclopedia: concepts]. (In Russ.). Available at: https://gtmarket.ru/concepts/6888 (accessed 23.04.2019).

14. Panfilov M.M. Knigovedenie kak problema (Postneklassicheskiy rakurs) [Bibliography as a problem (post-non-classical aspect)]. Bibliotechnye issledovaniya v sisteme postneklassicheskoy nauki [Library studies in post-non-classical science system]. Moscow, 2008, pp. 53-86. (In Russ.).

15. Sokolov A.V. Bibliosfera i infosfera v kul'turnom prostranstve Rossii: profession.-mirovozzr. posobie [Biblio-sphere and Info-sphere in cultural space of Russia. Professional worldview textbook]. Moscow, Association of school librarians of Russia Publ., 2016. 384 p. (In Russ.).

16. Sokolov A.V. Filosofiya informatsii: ucheb. posobie [Information philosophy. Textbook]. Chelyabinsk, 2011. 454 p. (In Russ.).

17. Stepin V.S. Teoreticheskoe znanie [Theory knowledge]. Moscow, 2000. 744 p. (In Russ.).

18. Ursul A.D. Fenomen kul'tury v global'noy evolyutsii (informatsionnyy rakurs) [Culture phenomenon in global evolution (information aspect)]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture andArts], 2018, no. 43, pp. 127-135. (In Russ.).

19. Flier A.Ya. Kul'turologiya dlya kul'turologov: ucheb. posobie dlya magistrantov i aspirantov, doktorantov i soiskate-ley, a takzhe prepodavateley kul'turologii [Culture science (culturology) for culturologists. Textbook for undergraduates and postgraduates, doctoral students and applicants, as well as teachers of cultural studies]. Moscow, Academic project Publ., 2000. 496 p. (In Russ.).

УДК 77.04

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-56-59-66

КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ ИСКУССТВА СОВРЕМЕННОЙ РЕПОРТАЖНОЙ ФОТОГРАФИИ

Гук Алексей Александрович, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры фотовидео-творчества, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: guk56mai@ mail.ru

Искусство репортажной фотографии занимает особое место в фотографической практике и теории. Отображение факта в нем носит как бы вневременной характер, факт в некоторой степени теряет конкретную географическую привязку, его визуальный образ становится типизированным и эстетически выразительным, приобретая признаки полноценного произведения искусства, созданного на документальном материале, но при этом сохраняя определенную связь с ним. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы выявить и обозначить художественно-творческие стратегии репортаж-ного фотоискусства в культурологическом и эстетическом контексте. Анализ искусства современной

репортажной фотографии позволил обнаружить в нем определенные доминирующие тенденции, выступающие в качестве внутренних художественно-эстетических стратегий. К ним относятся наиболее частое использование таких приемов и средств выражения, как перспективное совмещение, светотеневой рисунок, цветовая акцентировка, ассоциативное соотношение форм, снимаемых объектов и т. д. В работе сделан акцент на исследовании приемов светотеневого решения фотографических произведений. Опираясь на контент-анализ, автор приходит к следующим выводам: 1. «Ощущение» света современными фотографами, использующими сверхчувствительные цифровые матрицы, стало более развитым и многогранным. Технологические возможности современного фотонаблюдения позволили явить зрительской аудитории всю красоту световых эффектов, которые открываются лишь на мгновение, демонстрируя свою уникальность и неповторимость. 2. Художественность репортажной фотографии, базирующейся на воплощении световых эффектов в кадре, развилась и усилилась за счет активного функционирования, так называемого «графического стиля». Для него характерны: лаконизм композиционного построения кадра, высокая степень контрастности фотографического изображения, акцентировка контурной формы основного светового потока и т. д. 3. Искусство современной репортажной фотографии, в соответствии с потребностями своей эпохи, соответствующим образом реагировало на его доминирующие социальные тенденции. Основными из них являлись и являются социальное расслоение общества, обострение конфликтов, экологические проблемы и т. п., то есть социальные контрасты. Откликаясь на эти социальные вызовы, искусство репортажной фотографии демонстрировало в своих произведениях те же визуальные контрасты - борьбу светлого и темного, очевидного и таинственного, мимолетного и вечного.

Ключевые слова: искусство фоторепортажа, цифровые фототехнологии, культурно-эстетические тренды, светотеневой рисунок фотографического изображения.

CULTURAL AND AESTHETIC TRENDS IN THE ART OF CONTEMPORARY REPORT PHOTOGRAPHY

Guk Aleksey Aleksandrovich, Dr of Philosophical Sciences, Associate Professor, Professor of Department of Photo Video Art, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: guk56mai@mail.ru

The art of reportage photography occupies a special place in photographic practice and theory. The display of a fact in it is, as it were, timeless, the fact to some extent loses its specific geographic reference, its visual image becomes typified and aesthetically expressive, acquiring the features of a full-fledged work of art created on documentary material, but at the same time retaining a certain connection with it. The purpose of this study is to identify and recognize artistic and creative strategies of reportage photography in a cultural and aesthetic context. An analysis of the art of contemporary reportage photography made it possible to find certain dominant tendencies in it, which act as internal artistic and aesthetic strategies. These include the most frequent use of such techniques and means of expression as perspective alignment, cut-off drawing, color accentuation, associative relationship of shapes, objects being shot, etc. The work focuses on the study of methods of light and shadow solution of photographic works. Based on content analysis, the author comes to the following conclusions: 1) "Feeling" of light by modern photographers using ultrasensitive digital matrices has become more developed and multifaceted. The technological capabilities of modern photographic observation have made it possible to show the viewer audience all the beauty of light effects that open only for a moment, demonstrating their uniqueness and originality; 2) The artistry of reportage photography, based on the embodiment of light effects in the frame, has developed and strengthened due to the active functioning of the so-called "graphic style." It is characterized by: laconic compositional construction of the frame, a high degree of contrast of the photographic image, accentuation of the contour shape of the main light flux, etc.; 3) The art of contemporary reportage photography, in accordance with the needs of its era, responded

appropriately to its dominant social tendencies. The main ones were and are social stratification of society, aggravation of conflicts, environmental problems, etc., that is, social contrasts. Responding to these social challenges, the art of reportage photography demonstrated in its works the same visual contrasts - the struggle between light and dark, obvious and mysterious, fleeting and eternal.

Keywords: art of photo reportage, digital photo technologies, cultural and aesthetic trends, cut-off of a photographic image.

Репортажная фотография - это наиболее укоренившийся и распространенный вид фотографического творчества. Представители репортажной фотографии составляют наиболее разнообразный отряд творцов фотографического контента. В их рядах и профессиональные фотожурналисты, снимающие, главным образом, общественно-политические события, и «свободные художники», отыскивающие уникальные сюжеты на улицах городов и сел, и простые любители, вооруженные сотовыми телефонами и фиксирующие обыденные проявления жизни. Занятия фотографическим репортажем можно считать наиболее демократическим видом деятельности в сфере фотографии. Для его осуществления не требуется наличие предварительно разработанного авторского замысла, определенных спланированных действий. Чаще всего процесс съемки происходит спонтанно, без расчета на гарантированную удачу в каждом фотографическом кадре. С одной стороны, это наиболее простой, а с другой - наиболее сложный вид фотографического творчества, потому что требует от фотографа помимо определенного мастерства еще и самоотдачи, сосредоточенности, интуиции в своих действиях. Репортажная фотография находится как бы в гуще самой жизни, непосредственно соприкасается с ней и отображает ее во всей полноте и достоверности.

Конечно, репортажная фотография была предметом исследовательского внимания. В частности, С. Морозов посвятил одну из глав своей книги «Творческая фотография» (1985) развитию фоторепортажа в 50-60-е годы [8]. В. Михалкович и В. Стигнеев в «Поэтике фотографии» (1990) исследуют образность «жанровой фотографии» [7]. А. Вершовский, хоть и не употребляет понятие «репортажная фотография», тем не менее достаточно подробно анализирует язык художественной непостановочной фотографии в своей книге «Стрит-фотография: Открытие плоскости» (2012) [2]. В. Левашов в своей «Лекции по истории фо-

тографии» (2012) описывает основные тенденции функционирования документальной фотографии в 1920-1950 годах [6]. Вместе с тем теоретических работ, исследующих искусство репортажной фотографии в одной из своих художественно-творческих стратегий, практически не существует. Таким образом, цель нашей статьи - изучить и обозначить данную художественно-творческую стратегию в культурологическом и эстетическом контексте. Для достижения поставленной цели использовался в основном метод контент-анализа.

Словосочетание «искусство репортажной фотографии» требует, на наш взгляд, определенного уточнения. Дело в том, что в данном контексте оно употребляется не столько в смысле мастерства фотографа, сколько в смысле обозначения некой самостоятельно обособившейся сферы художественного творчества, имеющего свои эстетические принципы, которые возникли и наиболее ярко проявились на определенном этапе развития фотографии в целом.

Понятие репортажной фотографии является родовым, по крайней мере, для двух ее основных разновидностей. Одна из них ориентирована на отображение событийных фактов реальной жизни, а другая - несобытийных. Общее, что их объединяет, это использование в процессе съемки ре-портажного подхода или метода. Специфичность репортажа заключается, по нашему мнению, в следующем: 1. Фотографический репортаж всегда базируется на визуальном представлении «живой», самостийно развивающейся, спонтанной реальности. Ему противостоит постановочная, специально организованная и реконструированная реальность. 2. Фоторепортаж всегда предполагает кратковременное взаимодействие фотографа и жизненного материала. У фотографа, снимающего репортажно, практически нет времени на обдумывание смысловых коннотаций увиденного, на организацию съемочного процесса, на выстраивание композиционного и све-

тового решения будущего фотоснимка и т. д. То есть репортажный фотограф постоянно находится как бы в состоянии цейтнота, в отличие от постановочного фотографа, в распоряжении которого значительно больше времени. 3. Репортаж-ные фотоснимки лишены возможности постобработки, внесения в них каких-либо существенных визуальных изменений и т. д. Это подчеркивает реализм, достоверность, особую атмосфер-ность и дыхание пульсирующей жизни, отраженной в репортажных фотографиях. К настоящему репортажу можно, на наш взгляд, «приложить» те признаки, которые обозначил З. Кракауэр, характеризуя понятие «фотографичности»: неинс-ценированная действительность, подчеркивание элементов случайного, создание впечатления незавершенности пространства, передача ощущения смысловой неясности [5, с. 43-46].

Репортажная фотография возникла и стала утверждаться вместе с появлением определенных технологических возможностей (появлением малогабаритных фотокамер, затворов с короткой выдержкой, светочувствительных фотоматериалов и объективов и т. д.) и социальных потребностей в формировании актуальной визуальной картины жизни общества в конкретную историческую эпоху. Постепенно была сформирована так называемая «журналистская» фотография. Ее расцвет пришелся примерно на середину ХХ века. Основное предназначение журналистской фотографии - давать некий срез социальной жизни общества через совокупность статичных визуальных образов особой степени реалистичности и достоверности.

Одновременно в недрах журналистской (социальной) фотографии стало обособляться и «отпочковываться» весьма своеобразное направление, использующее репортажную съемочную методологию, но в совершенно иных целях. Эти цели были продиктованы художественными возможностями, открывающимися в репортажном подходе, укоренившемся в традиционной журналистской фотографии. Появление художественного репортажа стало результатом естественной эволюции фотографического метода и фотографии в целом, накопившей определенный художественно-эстетический потенциал.

Художественный репортаж - это особое явление фотографического искусства. Наиболее

ярким его представителем является Анри Картье-Брессон. Согласно его эстетической программе, для искусства репортажной фотографии важны не жизненные факты и общественные события сами по себе, а их художественно-образная интерпретация, дающая возможность на глубинном уровне проникнуть в сущность жизненных явлений. В основе данной интерпретации должно лежать не рациональное постижение реальности, а эмоционально-чувственное, актуализирующее авторскую интуицию предвосхищение.

Для этого фотограф должен обладать особой чувствительностью, которой невозможно научить или научиться. «Если нет эмоции, если нет потрясения, если не реагируешь на чувства, тогда все бесполезно» [4, с. 47]. Фотография, по Брессону, это «способ прокричать о том, что переживаешь» [4, с. 35]. В процессе фотографического творчества важно не столько мастерство, сколько «предчувствие наступления событий, способность их угадать» [4, с. 70].

Для А. Картье-Брессона поиск кадра - это некая игра, связанная с огромным напряжением, схожим либо с «карманной кражей», либо с «хождением по канату» [4, с. 62]. В этом процессе практически нет места раздумью. Вообще думать нужно постоянно, но только не во время съемки - часто повторял А. Картье-Брессон.

Из этого следует, что фотографирование есть мгновенный акт определения самого события и точной организации его визуальной формы. А. Картье-Брессон подчеркивал: «Величайшее наслаждение для меня геометрия, под которой я подразумеваю структуру. Вы не можете довольствоваться структурой, формой, ритмом, но вы получаете чувственное и одновременно интеллектуальное удовольствие, когда все элементы на своих местах» [4, с. 35].

Таким образом, искусство репортажной фотографии отличается от фотожурналистики тем, что в нем отображение факта носит как бы вневременной характер, факт в некоторой степени теряет конкретную географическую привязку, его визуальный образ становится типизированным и эстетически выразительным, приобретая признаки полноценного произведения искусства, созданного на документальном материале, но при этом сохраняя определенную связь с ним.

На рубеже конца 80-х - начала 90-х годов в фотографии произошли мощнейшие технологические преобразования, которые вполне можно охарактеризовать как революционные. Этот процесс начался одновременно с массовым распространением полароидов, «мыльниц», то есть автоматизированных фотоаппаратов, лабораторий (центров) по обработке и печати фотографий. Фотография того периода стала необычно популярной, доступной и привлекательной. Из нее ушли все рутинные фотографические процессы, которые отнимали у людей время и требовали специфических знаний по съемке, обработке и печати фотографий. Наступила эра всеобщего фотографического благоденствия, стимулировавшая тотальный взлет фотолюбительства. Данная тенденция продолжилась и после возникновения цифровой фотографической технологии, а также во времена развития Интернета.

Цифровой фотоаппарат сделал фотографирование практически беззатратным, легко контролируемым, не требующим обязательного материального воплощения фотографического изображения, то есть печати его на фотобумаге. Фотографии стали все больше храниться и распространяться в виде компьютерных файлов. Примерно с 2000-х годов начали набирать силу процессы дематериализации и виртуализации современной фотографии. Причем перед фотолюбителями и профессионалами открылся совершенно новый канал для представления зрительской аудитории своих фотографий в сети Интернет.

Отношения фотографии и Интернета - особый «сюжет» для научных исследований, который не укладывается в рамки рассматриваемой темы. Следует лишь отметить, что в пространстве Интернета стали распространяться и утверждаться свои аналоги традиционных форм бытования фотографии (базы хранения фотоизображений, представление их зрительской аудитории, организация конкурсов и фестивалей, обучение ремеслу и т. д.). Вместе с тем соединение возможностей компьютерной и фотографической технологий способствовало возникновению новой практики цифровой обработки фотографий с помощью разнообразных компьютерных программ, главной из которых стал «Фотошоп». Дальнейшее развитие цифровой фотографии определилось ее кон-

вергенцией с другими устройствами социальной коммуникации и связи (сотовыми телефонами, планшетами, ноутбуками и т. д.).

Обозначенные выше технологические новации в сфере фотографии свидетельствовали о том, что ее информационные и художественно-эстетические возможности в настоящее время существенно расширились и укрепились, а ее роль в современной культуре значительно возросла. Можно сказать, что фотография в целом вместе с дизайном выступила в авангарде так называемого «визуального поворота» в культуре современного общества.

Значимость фотографической культуры сегодня продолжает расти. Она прекрасно вписывается в общие социально-культурные процессы, разворачивающиеся в основании современной цивилизационной системы (глобализация, демократизация, мобильность, коммерциализация, индивидуализация и т. д.).

Для искусства репортажной фотографии сегодня наступил золотой век. Выросли возможности художественного документирования за счет совершенствования цифровой фототехнологии, но одновременно стали практически безграничными манипуляции с цифровыми фотоизображениями, которые лишились своего материального носителя. Это обстоятельство, разрушающее документальную природу фотографии, инициирует интеллектуальные и практические усилия как исследователей, так и фотомастеров по сохранению и утверждению некого художественно-эстетического «ядра» современной фотографии, которое воплощается именно в репортажной фотографии.

Искусство современной репортажной фотографии, представленное отчасти стрит-фотографией, журналистской фотографией, любительской фотографией, мобилографией и т. д., на наш взгляд, олицетворяет сегодня главный сущностный тренд фотоискусства в целом как такового. Оно полностью адекватно его эстетической природе, наиболее точно соответствует его специфическим возможностям как выразительного средства, предоставляет зрителю уникальный синтез документального и авторски интерпретированного, реального и ирреального, нейтрально-информационного и эмоционально-чувственного и т. д.

То, что предлагается нам сегодня как искусство актуальной постмодернистской фотографии,

тоже выступает как тренд, но отстоящий достаточно далеко от традиционных фотографических ценностей. Это, по нашему мнению, не «фотографическое искусство», а «игра в фотоискусство» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Постмодернизм «ценит только одно - наслаждение от игры во всех сферах бытия и сознания или, по крайней мере, в том, что еще недавно называлось культурой» [1, с. 405-406]. Все постановочное фотоискусство (фотореклама, фотопортрети-рование, предметная, абстрактная фотосъемка и т. п.) изначально представляется нам менее ценным и значимым, потому что не опирается на специфическую природу фотографического творчества.

Анализ искусства современной репортажной фотографии позволяет обнаружить в нем определенные доминирующие тенденции, выступающие в качестве внутренних художественно-эстетических стратегий. К ним относятся наиболее частое использование таких приемов и средств выражения, как перспективное совмещение, светотеневой рисунок, цветовая акцентировка, ассоциативное соотношение форм, снимаемых объектов и т. д. Здесь тоже есть своя игра, но она совершенно другого свойства, она разворачивается в художественно-эстетическом пространстве самой фотографии, а не во внешнем социокультурном контексте, как это происходит в постмодернистском искусстве.

О перспективном совмещении как художественно-творческой методологии мы уже писали [3]. Еще одной творческой стратегией и доминирующим способом воплощения художественно-документальных фотографических образов является в настоящее время использование в процессе съемки возможностей светотеневого рисунка изображения.

Существуют два основных способа передачи объемных форм на фотографическом изображении: с помощью распределения различных тональностей в результате отражения рассеянного света от съемочного объекта (светотональный рисунок); с помощью распределения освещенных и теневых масс в результате направленного на объект светового потока (светотеневой рисунок). Творческие функции этих двух видов освещения в фотографии принципиально различны. Рассеянное освещение создает неакцентированное,

максимально детализированное и, как следствие, информационно насыщенное фотоизображение. Направленное освещение, напротив, формирует акцентированное, лаконичное и менее информационно насыщенное изображение, более условное и выразительное с точки зрения формообразования.

Особую роль в светотеневом рисунке играет не только характер светотени на самом объекте съемки, но и тень, отбрасываемая им на боковые и горизонтальные поверхности. Конфигурация данной тени является важнейшим элементом композиционной структуры фотографического изображения. Во многих фотографических произведениях, относящихся к искусству репортаж-ной фотографии, именно тень становится тем средством, которое позволяет расширить художественно-эстетический потенциал современного фотохудожника.

В истории репортажного фотоискусства крайне редко можно было наблюдать визуальные решения, акцентирующие ассоциативные связи между снимаемым объектом и его тенью. Если проанализировать наиболее известные работы зарубежных фотомастеров ХХ века, то лишь у некоторых из них можно обнаружить единичные фотографии, использующие этот формотворческий прием. К такого рода произведениям можно причислить работы А. Картье-Брессона «У вокзала Сен-Лазар. Париж» (1932), Брассая «Колонна метро» (1934), Г. Каллахана «Элеонора и Барбара» (1953), В. Бишофа «Люди на крыше. Сан Паоло» (1960) и другие.

Из советских фотографов можно назвать А. Родченко с его работами «Лестница» (1930) и «Девушка с "Лейкой"» (1934). Изредка подобные фотографии можно было увидеть на страницах журнала «Советское фото», а также на фотографических выставках, которые организовывались для советских фотолюбителей. О чем говорят эти немногочисленные примеры из творческой практики фотомастеров прошлого? Все это явно свидетельствовало о неуместности данного стилистического средства в эпоху доминирования «чистого» фоторепортажа в мире и утверждения определенных идеологем в искусстве (например, «соцреализма»).

Подобное световое решение в фотографии делало ее излишне условной, обобщенной, отча-

сти излишне формотворческой, выходящей за территорию документального фоторепортажа. Ситуация в нем существенно не менялась вплоть до конца 80-х годов ХХ столетия. Однако после технологических инноваций в сфере фотографии, которые были описаны ранее в этой статье, ситуация стала меняться. Развитие искусства репортажной фотографии, драйвером которой послужили процессы миниатюризации и автоматизации съемочных фотокамер, увеличения в них чувствительности матриц и скорости работы затвора, привело к тому, что творческая методология фоторепортажа стала обогащаться, выдвигая на первый план в том числе прием активизации светового рисунка в кадре. Благотворное влияние в этом плане оказали и процессы демократизации общественной жизни, раскрепощение художественно-творческого сознания современных фотографов.

Анализ контента современного искусства репортажной фотографии показывает, что человек и окружающие его объекты в композиционно-световой структуре фотографического кадра достаточно часто отображаются не прямо, а посредством своих теней и силуэтов. Реальное присутствие данных объектов лишь обозначается за кадром, тогда как для восприятия зрителям предлагается их световые «двойники». В таком случае между реальными съемочными объектами и их светотеневыми прототипами возникает новый тип эмоционально-смысловой связи, основанный на игре зрительского воображения. Реальные вещи и существа при таком подходе меняют свою привычную форму, деформируются и гиперболизиро-ванно масштабируются, превращаясь порой в неких визуальных монстров. Данный прием, таким образом, в процессе фотографического творчества выполняет функцию отстранения реальной действительности, выводя ее на иной уровень -уровень художественной реальности.

Второй очевидный тренд искусства репор-тажной фотографии, связанный со светотеневым характером фотографического изображения, состоит в том, что в его композиционной структуре особая роль отводится световому пятну, создающему так называемый световой акцент. Как правило, в зоне действия данного светового пятна располагается сюжетно важный объект, аккумулирующий содержательно-смысловое про-

странство фотографического произведения. При этом особое значение приобретает конфигурация отображаемого светового пятна. Его форма чаще всего сама является носителем части эстетически значимой фотографической информации. Световое пятно на такой фотографии выхватывает из окружающего пространства различные детали (лицо человека, его действия, природную среду, артефакты и т. д.), погружая все остальное в темноту и привлекая тем самым зрительское внимание к освещенным участкам кадра. Такое изобразительное решение снимка выглядит для зрителя также весьма условным ввиду того факта, что человеческий глаз, как более адаптивный инструмент, видит эти две поверхности (светлую и темную) в жизни совершенно иначе, чем фотографическая камера.

В целом актуализация в творческой практике приемов светотеневого решения фотоснимков говорит нам об определенных трансформациях в сфере искусства репортажной фотографии. Во-первых, «ощущение» света современными фотографами, использующими сверхчувствительные цифровые матрицы, стало более развитым и многогранным. Технологические возможности современного фотонаблюдения позволили явить зрительской аудитории всю красоту световых эффектов, которые открываются нам порой лишь на мгновение, демонстрируя свою уникальность и неповторимость.

Во-вторых, художественность репортажной фотографии, базирующейся на воплощении световых эффектов в кадре, развилась и усилилась за счет активного функционирования так называемого «графического стиля». Для него характерны лаконизм композиционного построения кадра, высокая степень контрастности фотографического изображения, акцентировка контурной формы основного светового потока и т. д. Все это свидетельствует о поисках новых форм выражения в художественном пространстве репортажной фотографии.

В-третьих, искусство современной репор-тажной фотографии, в соответствии с потребностями своей эпохи, соответствующим образом реагировало на его доминирующие социальные тенденции. Основными из них являлись и являются социальное расслоение общества, обострение конфликтов, экологические проблемы и т. д.,

то есть социальные контрасты. Откликаясь на эти социальные вызовы, искусство репортажной фотографии демонстрировало в своих произведени-

ях те же визуальные контрасты - борьбу светлого и темного, очевидного и таинственного, мимолетного и вечного.

Литература

1. Бычков В. В. Эстетика. - М.: Кнорус, 2012. - 528 с.

2. Вершовский А. Стрит-фотография: Открытие плоскости. - М.: Дабл вижн, 2012. - 204 с.

3. Гук А. А. Перспективное совмещение как художественная стратегия и способ искусства современной репор-тажной фотографии (на материале международных фотоконкурсов «35AWARDS») // Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве: сб. науч. статей. - Вып. 5. - Кемерово: Ке-меров. гос. ин-т культуры, 2020. - 285 с.

4. Картье-Брессон А. Диалоги. - M.: Вимбо, 2013. - 96 с.

5. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. - М.: Искусство, 1974. - С. 43-46.

6. Левашов В. Лекции по истории фотографии. - М.: Тримедиа Контент, 2012. - 484 с.

7. Михалкович В., Стигнеев В. Поэтика фотографии. - М.: Искусство, 1990. - 290 с.

8. Морозов С. Творческая фотография. - М.: Планета, 1985. - 416 с.

References

1. Bychkov V.V. Estetika [Aesthetics]. Moscow, Knorus Publ., 2012. 528 p. (In Russ.).

2. Vershovskiy A. Strit-fotografiya: Otkrytie ploskosti [Street Photography: Opening the plane]. Moscow, Dabl vizhn Publ., 2012. 204 p. (In Russ).

3. Guk A.A. Perspektivnoe sovmeshchenie kak khudozhestvennaya strategiya i sposob iskusstva sovremennoy reportazhnoy fotografii (na materiale mezhdunarodnyh fotokonkursov "35AWARDS"). [Perspective combination as an artistic strategy and a way of the art of modern reportage photography (based on the material of international photo contests "35AWARDS")]. Vizual'nye iskusstva v sovremennom khudozhestvennom i informatsionnom prostranstve: sb. nauch. statey [Visual arts in modern art and information space. Collection of articles]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture Publ., 2020, iss. 5. 285 p. (In Russ).

4. Kartye-Bresson A. Dialogi [Dialogues]. Moscow, Vimbo Publ., 2013. 96 p. (In Russ).

5. Krakauer Z. Priroda fil'ma. Reabilitatsiya fizicheskoy real'nosti [The nature of the film. Rehabilitation of physical reality]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1974, pp. 43-46 (In Russ).

6. Levashov V. Lektsii po istorii fotografii [Lectures on the history of photography]. Moscow, Trimedia Kontent Publ., 2012. 484 p. (In Russ).

7. Mikhalkovich V., Stigneev V. Poetika fotografii [Poetics of photography]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1990. 290 p. (In Russ).

8. Morozov S. Tvorcheskaya fotografiya [Creativephotography]. Moscow, Planeta Publ., 1985. 416 p. (In Russ).

УДК 008

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-56-66-74

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ АРВМ КНР (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО ХУДОЖНИКА ЧЖАН ЦЗЮНЬ ДЭ)

Фэн Цзунжэнь, кандидат культурологии, преподаватель, Хулунбуирский университет (г. Хулунбу-

ир, АРВМ, КНР). E-mail: fengzr@mail.ru

Статья посвящена основным тенденциям эволюции художественной культуры АРВМ КНР, которые характеризуются попытками сохранения уникального наследия степной культуры. Раскрыты со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.