Научная статья на тему 'Digital Humanities: анализ применения цифровых технологий в гуманитарной сфере'

Digital Humanities: анализ применения цифровых технологий в гуманитарной сфере Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY-NC
957
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / РИЗОМА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРОССКУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ИННОВАЦИИ В МУЗЕЕ / МУЛЬТИМЕДИА ПРОЕКТЫ / ПОСТМОДЕРНИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пучковская Антонина Алексеевна, Третьяков Арсений Олегович

Предметом исследования является многообразие форм цифровой культуры, которая формируется в рамках междисциплинарного поля исследования на границе культурологии и информационно-коммуникативных технологий. Объектом исследования выступает применение цифровых технологий в гуманитарных проектах. Целью исследования авторы видят анализ прикладных проектов Digital Humanities в рамках развития цифровой культуры. Авторы подробно рассматривают применение информационно-коммуникативных технологий для изучения культурного наследия, корпусного анализа художественных текстов, работы с большими медиа-коллекциями, 3D моделирования арт-объектов, сетевого анализа и др. Особое внимание уделено интерпретации понятий большие данные (Big Data) и связанные данные (Linked Data) в контексте работы с гуманитарным знанием. Методология исследования носит комплексный характер, сочетающий различные методики и богатый инструментарий подходов. Авторы статьи применяют: сравнительно-аналитический и метод кросс-культурного анализа, а также синергетический подход. Основными выводами проведенного исследования являются новые трактовки понятий ауры, тиражируемости, дорепрезентативного мышления, ризомы в контексте развития цифровой культуры на примере проектов в рамках цифровых гуманитарных наук. Особым вкладом авторов в исследование темы является рассмотрение значительного количества примеров междисциплинарных проектов, иллюстрирующих влияние цифровых технологий на развитие современной культуры. Новизна исследования заключается в конституировании нового концепта – кросс-культурного капитала, формирующегося при потреблении продуктов цифровой культуры в онлайн или оффлайн режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Digital Humanities: анализ применения цифровых технологий в гуманитарной сфере»

Digital Humanities: анализ применения цифровых технологий в гуманитарной сфере

Пучковская Антонина Алексеевна

кандидат культурологии

старший преподаватель кафедры иностранных языков Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (Университет ИТМО)

191002, Россия, Санкт-Петербург автономный округ, г. Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 9, оф 2139

И artonina@gmail.com

Третьяков Арсений Олегович

аспирант кафедры интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский национальный

исследовательский университет (Университета ИТМО)

199034, Россия, Санкт-Петербург область, г. Санкт-Петербург, ул. Биржевая Линия В.о., 14, оф. 335

И ars.tretyakov@gmail.com

Статья из рубрики "Культурное наследие, традиции и инновации"

Аннотация.

Предметом исследования является многообразие форм цифровой культуры, которая формируется в рамках междисциплинарного поля исследования на границе культурологии и информационно-коммуникативных технологий. Объектом исследования выступает применение цифровых технологий в гуманитарных проектах. Целью исследования авторы видят анализ прикладных проектов Digital Humanities в рамках развития цифровой культуры. Авторы подробно рассматривают применение информационно-коммуникативных технологий для изучения культурного наследия, корпусного анализа художественных текстов, работы с большими медиа-коллекциями, 3D моделирования арт-объектов, сетевого анализа и др. Особое внимание уделено интерпретации понятий большие данные (Big Data) и связанные данные (Linked Data) в контексте работы с гуманитарным знанием. Методология исследования носит комплексный характер, сочетающий различные методики и богатый инструментарий подходов. Авторы статьи применяют: сравнительно-аналитический и метод кросс-культурного анализа, а также синергетический подход. Основными выводами проведенного исследования являются новые трактовки понятий ауры, тиражируемости, дорепрезентативного мышления, ризомы в контексте развития цифровой культуры на примере проектов в рамках цифровых гуманитарных наук. Особым вкладом авторов в исследование темы является рассмотрение значительного количества примеров междисциплинарных проектов, иллюстрирующих влияние цифровых технологий на развитие современной культуры. Новизна исследования заключается в конституировании нового концепта - кросс-культурного капитала, формирующегося при потреблении продуктов цифровой культуры в онлайн или оффлайн режиме.

Ключевые слова: цифровые гуманитарные науки, междисциплинарное исследование, цифровая культура, ризома, информационно-коммуникативные технологии, кросс-культурный капитал, культурное наследие, инновации в музее, мультимедиа проекты, постмодернизм

DOI:

10.7256/2454-0625.2018.10.27277

Дата направления в редакцию:

30-09-2018

Дата рецензирования:

03-09-2018

Дата публикации:

01-10-2018

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-311-00-125

Трансформация современной культуры в цифровую все более способствует стиранию дисциплинарной демаркации, описанной В. Дильтеем [1, Ci 161] как дуализм гуманитарных и естественных наук. Примером гибридизации вышеуказанных сфер являются применение цифровых технологий в гуманитарной сфере (Digital Humanities), где информационно-коммуникативные технологии становятся средством анализа социокультурных феноменов и обретают черты прикладного методологического аппарата в рамках исследования.

Сегодня можно говорить о расширении и развитии проблемного поля, которое сформировалось в рамках междисциплинарных исследований на границе культурологии и информационных технологий,в результате чего цифровая культура во всем многообразии ее форм, нашедших свое отражение в усилившейся онлайн интеракции, становится предметом пристального изучения. Поднятые постмодернистскими философами темы тиражируемости и дегуманизации искусства нашли широкое отражение в работах родоначальников теории информационного общества Э. Тоффлера и Д. Белла. Дискуссия о феномене новых медиа, начатая канадским философом Г.М. Маклюэном, получила масштабное развитие в работах таких исследователей, как Л.Манович, А.А. Амзин, В.В. Савчук, Д. Брекенридж, Д. Келлнер, В. Кросби, Р. Шейзаф, Т. Флю, Т Фелдман, М. Листер, П. Паскал и др.

Однако, несмотря на широкое представление проблематики цифровой культуры в зарубежной и отечественной научной среде, стремительное и безостановочное развитие технологий требует постоянного переосмысления процессов, происходящих в период дигитализации современной культуры на фоне возрастающей кросс-культурной коммуникации, и побуждает к поиску новых подходов и адекватных стратегий анализа современного гуманитарного знания.

Таким образом, объектом предлагаемого исследования является применение информационно-коммуникативных технологий в гуманитарной сфере и Digital Humanities проектах с точки зрения эволюции представления и тиражируемости классического искусства, новых методов анализа и развития новых форм актуального искусства.

Предметом исследования являются способы и формы применения цифровых технологий в проектах Digital Humanities. Последние, в свою очередь, создают цифровую культуру, которая формируется на границе культурологии и информационно-коммуникативных технологий в рамках анализа литературных произведений и пользовательского контента социальных сетей, сохранения культурного наследия, музейно-выставочной деятельности, медиаискусства и пр.

Цель исследования - проанализировать уровень развития Digital Humanities в рамках становления цифровой культуры на примере реализованных научных и прикладных проектов в России и за рубежом в условиях формирования концепции кросс-культурного капитала.

Для достижения поставленной цели в исследовании были поставлены следующие задачи:

1.Дать определение Digital Humanities и выявить основные предпосылки возникновения э того на пра в ле ния .

2.Проанализировать применение цифровых технологий для изучения культурного наследия, корпусного анализа художественных текстов, работы с большими медиа-коллекциями, 3D моделирования арт-объектов, сетевого анализа и др.;

3.Интерпретировать понятия больших данных (Big Data) и связанные данные (Linked Data) в контексте работы с гуманитарным знанием.

4. Сформировать концепцию кросс-культурного капитала в контексте развития цифровой культуры.

В рамках решения поставленных целей и задач авторы применяли, во-первых, сравнительно-аналитический метод, который способствовал сбору и классификации научных и прикладных проектов в области Digital Humanities; во-вторых, кросс-культурный анализ, который позволил рассмотреть Digital Humanities проекты с точки зрения перехода аналоговой культуры в ее цифровую формацию, а также выявить необходимые корреляции между теоретическими аспектами в Digital Humanities и прикладными реализуемыми проектами, наконец, синергетический подход, в рамках которого удалось проанализировать степень интеракции и взаимосвязь между информационно-коммуникативными технологиями и гуманитарным знанием во всем его многообразии.

Итак, Digital Humanities - это область исследования, обучения и созидания, созданная на стыке компьютерных и гуманитарных наук [2, с- 5]. Она предполагает использование оцифрованных материалов и материалов цифрового происхождения и объединяет методы традиционных гуманитарных наук (истории, философии, культурологии, филологии, искусствоведения и т.д.) с компьютерными технологиями. Последние, в свою очередь, предоставляют инструменты для сбора, анализа и визуализации больших данных (Big Data), информационного поиска, а также применения математической

статистики и методов имитационного моделирования [3, с- 1041. Само появление проектов в области Digital Humanities, согласно А. Лю, подобно возникновению «цирковых

палаток» и «варьете» когда в XIX - начале XX веков устраивались представления и спектакли с использованием на тот момент новых технологий.

Важной отправной точкой для дискуссии о развитии исследований в русле Digital

Humanities стало издание «Компаньона по цифровым гуманитарным наукам» t51. В нем собраны многочисленные статьи, посвященные вопросам междисциплинарного синтеза в истории, культурологии, филологии, археологии, антропологии и социальных науках. Другим значимым событием стал ежегодный конгресс «Digital Humanities», который

впервые состоялся в 1989 г. в Торонто (Канада) ^———97]. Манифестацию основополагающего принципа цифровой гуманитаристики провозгласил М. Дакос: «Цифровые гуманитарные науки по определению междисциплинарны и несут в себе все методы, средства и перспективы познания, связанные с цифровыми технологиями в области гуманитарных наук» Г7, с- 15721.

В России университетские сообщества в рамках Digital Humanities объединяют научные коллективы, которые занимаются исследованиями в гуманитарной области по спектру дисциплин, применяющих компьютерные методы. Специалисты изучают объекты гуманитарного знания при помощи информационно-коммуникативных технологий, таким образом, реализуемые проекты становятся междисциплинарными. Они создают компьютерные приложения в литературоведении, лингвистике, культурологии, истории и в междисциплинарных отраслях знаний, развивают цифровое искусство в архитектуре, музыке, театре. Методы Digital Humanities внедряются в образование и позволяют решать задачи, которые возникают при разработке и использовании новых «цифровых»

методов работы с текстовыми и визуальными данными J81. Сегодня соответствующий тип ученого в этой области пребывает в процессе становления. Уместно отметить, что к нему более применимо понятие куратор (по аналогии с музейными кураторами), у которого предполагаются как исследовательские, так и организаторские способности Г9, с- 231. Основой сотрудничества становится освоение возможностей, а также содержательных и технических особенностей различных дисциплин.

Новые технологии в Digital Humanities используются учеными для архивирования и анализа баз данных культурного наследия с помощью программного обеспечения и популяризации результатов исследований в Интернете. Большие массивы данных требуют новых подходов, при этом специализация технологических решений для потребностей гуманитарного исследования принципиально необходима. «Для нас должно стать очевидным, что гуманитарные науки, которые всегда пользовались новыми медиа своего времени — речью, письмом, книгопечатанием, литографией, фотографией, кинематографом — и в цифровую эпоху не могут избежать соответствующего

инструментария по хранению и продуцированию знания» Г9, с 181. В контексте Digital Humanities наследие включает в себя цифровое искусство (Digital Art), новые медиа, создание цифровых библиотек и архивов. Формирование баз данных культурного наследия и музейных коллекций, так называемых «больших медиа-коллекций», как и цифровых реконструкций, требует совместных усилий гуманитариев и специалистов по цифровым технологиям. 3D-моделирование культурных объектов и цифровые способы визуализации пространственно-временных данных, позволяющие представить самые разные процессы, такие как создание интерактивной карты города (mapping) или исторических интерьеров в буквальном смысле наглядный пример плодотворной работы на стыке гуманитарных и естественных наук Г10, с- 791.

Отметим, что тиражируемость культурных артеaфактов и произведений искусства, в частности, приобрела сегодня не только глобальный масштаб, но и иное смысловое значение. Говоря о тиражируемости произведений искусства, В. Беньямин Г11, Ci 1001 замечает, что при восприятии оригинала ценность и смысл произведения определяются аурой, присущей оригинальному арт-объекту, тогда как реплика, даже самая

качественная, ее лишена. На наш взгляд, развитие Digital Humanities позволяет шире взглянуть на данную проблему. Так, например, среди научно-практических проектов в области культурного наследия интересна работа, проводимая на базе Университета ИТМО, в рамках которой применяется технология «видео 360°» для презентации событий

культурной жизни и музейных экспонатов Благодаря эффекту присутствия на

мероприятии, видео 360° позволяет создавать панорамные видеоролики с различными классами интерактивности, когда пользователи (зрители) самостоятельно меняют угол съемки (угол камеры) в соответствии с их перемещением при использовании очков

виртуальной реальности [13, с- 260].

Создание нового программного обеспечения (например, RoomBuilder) для кураторов позволяет смоделировать музейные помещения в 3D с доступом к обширной библиотеке предметов. Такими предметами могут быть статуи, египетские колонны, распятие, пушки, монеты и прочее. Другой проект Cabinet Project, связанный с 3D-моделированием и оцифровкой музейных экспонатов, был разработан Оксфордским Университетом, который оцифровал архивы музейных коллекций, хранящихся в Бодлеанской библиотеке (Bodleian Library). Cabinet Project нацелен на то, чтобы сделать эти данные более доступными для обучения и исследований для студентов и преподавателей, а также улучшить созданную онлайн-платформу до более интуитивного и интерактивного

интерфейса

На кафедре исторической информатики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова были разработаны проекты, направленные на виртуальную реконструкцию объектов культурного и исторического наследия, в частности, монастырей Москвы [15, с- 1685"1. В рамках проекта, над которым работали историки, реставраторы, архитекторы, искусствоведы и IT-специалисты, посредством применения методов 3D-моделирования, были восстановлены не только монастыри, но исследована и проанализирована эволюция пространственной инфраструктуры. Специалисты Государственного Русского музея активно используют роботизированный штатив от

GigaPan, который позволяет делать оцифровку экспонатов с высоким разрешением [16, с-1686]. Помимо этого, результатом совместной работы с кафедрой информационных технологий в креативных и культурных индустриях Сибирского государственного университета была осуществлена съемка более 200 сферических панорам интерьеров и экстерьеров главного здания музея и ландшафтов его помещений, которые позднее использовались для создания виртуальных туров [17, с 1686"".

Тиражируемость, трансформирующаяся в общедоступность благодаря сети Интернет и мультимедийных технологий, на наш взгляд, порождает интерактивность, которая формируют новую ауру вокруг 3D модели произведения искусства, которая сама по себе становится арт-объектом. Х. Ортега-и-Гассет в книге «Дегуманизация искусства» [18, с'

1081 резюмирует, что реципиенту оказывается нелегко отделить искусство от своей картины мира и перестроить восприятие для чистого созерцания арт-объекта. Digital Humanities позволяет зрителю выйти на интерактивный уровень восприятия, это стало возможно благодаря дополненной и виртуальной реальности, что иллюстрирует событие, произошедшее в марте 2018 г. в Бостонском музее Изабеллы Стюарт Гарднер, где с помощью дополненной реальности в коллекцию «были возвращены» две картины

Рембрандта, похищенные из галереи 28 лет назад -i16"

В век развития информационно-коммуникативных технологий произведение искусства перемещается из сферы материальных объектов в мир смыслов. В ситуации

мультимедийного производства арт-объект становится мобильным, а его интерпретация более не связана с его вещностью, а, наоборот, с мозаикой смыслов, который он порождает. «Ключевая идея состоит в том, что иконический знак воспроизводит не объект, а некоторые условия его восприятия, которые затем транскрибируются в

иконический знак; селекция этих условия детерминирована кодами узнавания» [17, с- 92], где культурные конвенции порождаются по сетевому принципу. Иллюстрацией связанных данных (Linked Data) служит проект научно-учебной группы по сетевому анализу русской драмы Высшей школы экономики. В задачи проекта вошли построение корпуса русских пьес с конца XVIII - до первой трети XX века, извлечение графов персонажей из этих текстов и сетевой анализ эволюции социальных взаимодействий в драматургии. Цель проекта — продемонстрировать возможности применения масштабного цифрового подхода к изучению истории русской литературы, объединив прикладной сетевой анализ

с идеями структурализма и формализма -U91.

Не менее интересен еще один проект, основанный на сетевых моделях данных, - Linked Jazz. Исследование направлено на выявление значимых связей между данными и документами из оцифрованных архивов истории джаза, с целью проследить и проанализировать присутствие женщин в джазовой культуре ———SISI. в рамках исследования были изучены стенограммы 54 интервью, которые были представлены в виде социальных графов. В результате были получены 219 «однородных идентификационных источника» (Uniform Resource Identifiers), на базе которых удалось выяснить, что только 18 персоналий-женщин из числа опрошенных непосредственно были активно вовлечены в джаз-сообщество в качестве артистов [20, с- 9211. Также с помощью автоматизированного анализа с нуля был создан именной каталог джазовых исполнителей.

Начиная с XX века, искусство становится все более концептуальным, а предметом произведения является акт восприятия, сюжет или перформанс. «Искусство теперь основано не на различении текста и изображения, а на различении текста,

порожденного изображением, и текста, основывающегося на другом тексте» [21, с 155]. В книге «Повторение и различие» Ж. Делез критиковал репрезентативное знание, не способное интерпретировать мир в его становлении и потоке. Философ настаивал на дорепрезентативном измерении мышления, имеющего возможность выйти за пределы репрезентации, и основывающееся на повторении как повторении различия. Цифровая гуманитаристика позволяет проиллюстрировать «актуальное, виртуальное и интенсивность» на примере проекта «NET DRAMA». В рамках проекта процесс написания сценария для новой пьесы был предметом театрального представления: «Четверо молодых драматургов, прямо перед глазами зрителей, одновременно писали сценарий современной интерпретации произведения Федора Достоевского «Братья Карамазовы»

[22, с—1664]. Один из участников проекта — Н. В. Борисов, резюмировал свойства современного Интернет-театра в следующем:

1. Применение мультимедийных технологий в рамках различных шоу, спектаклей или презентации видеоарта;

2. Вещание в формате многопотоковой онлайн-трансляции с различными интерактивными элементами (голосование, чат, управление экраном и т. д.);

3. Внедрение интерактивных выступлений с прямым участие Интернет-пользователей;

4. Архивирование предыдущих работ с возможностью просмотра их в Сети [22, с. 1665].

В соответствии с данной концепцией на Новой сцене Александринского театра была

поставлена пьеса «Выбор», где компьютерная система вела одновременную запись с использованием 20 видеокамер. Суть технологии была в том, чтобы видеопотоки съемок спектакля были синхронизированы в режиме реального времени с возможностью «наложения» посредством программного обеспечения сложных масок [23, с 102"".

Не менее масштабным является образовательно-коммуникативная медийная площадка «1917. Свободная история» в форме приложения для социальной сети «ВКонтакте». Автор идеи и основатель проекта М. В. Зыгарь отмечает следующее: «Именно современные мультимедийные технологии позволили организовать столь необходимый сегодня общественный диалог о прошлом страны... В данном же случае массовое представление о прошлом формируется средствами мультимедиа с привлечением новейших цифровых и коммуникационных технологий: мультизадачность, виртуализация действительности, SMM, эдъютеймент, создание прямого социального эффекта и т.п.» 124

с—«1917. Свободная история» основан на эффективном взаимодействии с аудиторией, за счет совмещения информационно-коммуникативных технологий, текстового и мультимедиа контента, полиэкранного изображения, оперативности, кастомизации или «адаптации» под пользователя. Автор проекта акцентирует внимание на том, что цель проекта — воссоздать реальность, которая существовала 100 лет назад, смоделировав ситуацию того, что было бы, если бы сто лет назад существовал Интернет,

а люди использовали бы социальные сети I25". «Игровой интернет-формат истории освобождает от много: потребителя контента - от необходимости рационального и критического восприятия информации, у него радость от интеллектуальных усилий заменяется удовольствием от полученных впечатлений, а авторов контента - от ответственности за научную обоснованность представленных материалов, за историзм» Г26. с. 48!.

В рамках расширения и развития проблемного поля Digital Humanities обратим внимание на понятие «цифровая философия», предложенное исследователем А. В. Макулиным: По его мнению, «"цифровая философия" используется как некий маркер для обозначения фактов приложения программного обеспечения для преподавания, анализа или

моделирования классических проблем философии» [27, с- 79"". Исследовать отмечает, что «в самом понятии "Digital Philosophy" заложен конфликт мировоззренческих установок, связанный с классической проблемой "любви к мудрости", которую может испытывать только человек, но никак не машина. Но если учитывать, что, и сам автор слова «философия» Пифагор, был математиком и предлагал познавать подобное подобным, а мир представлял, как "мир чисел", то оказывается, что никакого идейного противоречия или отрыва от традиции в понятии «цифровая философия» отчетливо не наблюдается» Г27. с. 79"

Подводя итоги, отметим, что ризоморфность современной культуры, нашедшая отражение во множестве проектов Digital Humnaities, основанных на визуализации больших, связанных и открытых данных, является ключевой характеристикой современной цифровой культуры, потребление продуктов которой способствует формированию нового вида капитала - кросс-культурного, на стыке цифровой и аналоговой культур. Наращивание кросс-культурного капитала в таком случае происходит посредством восприятия оцифрованных объектов в рамках онлайн или оффлайн интерактивного взаимодействия с Интернетом ресурсом, либо непосредственно внутри театрального действия или музейного экспоната, т.е., когда предмет искусства обладает свойством тиражируемости при помощи информационно-коммуникативных технологий и может даже приобретать новое значение в рамках Digital Humatities-проектов. На сегодняшний день

мы можем оценить высокий уровень интеракции и интеграции информационных технологий с гуманитарной сферой, что оказывает сильное влияние на формирование цифровой культуры и позволяет наращивать кросс-культурный каптал. При этом наше исследование говорит о том, что теперь специалисты в областях культурологии и искусствоведенья могут подойти к изучению предметов искусства применяя новый инструментарий. А классическое искусство в традиционном пространстве, как музей или театр, способно адаптироваться под новые технологические вызовы и потребности.

Библиография

1. Дильтей В. Собрание сочинений в 6 томах. Т.1. Введение в науки о духе. «Дом интеллектуальной книги». М., 2000. 760с.

2. Володин А.Ю. Digital Humanities (Цифровые гуманитарные науки): в поисках самоопределения. - Пермь: Вестник Пермского университета, №3(26)-2014. С. 5-12.

3. Ивакин Я.А., Ивакин В.Я. Digital Humanities: применение имитационного моделирования в исторических и этнографических исследованиях // В сборнике: Седьмая всероссийская научно-практическая конференция «Имитационное моделирование. Теория и практика» (ИММ0Д-2015) Труды конференции: в 2 томах. Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН; Под общей редакцией С.Н. Васильева, Р.М. Юсупова. 2015 С. 104-110.

4. Alan Liu. Digital Humanities Diversity as Technical Problem, 2018. URL: http://liu.english.ucsb.edu/digital-humanities-diversity-as-technical-problem/ Дата обращения: 12.04.2018.

5. Schreibman S., Siemens R., Unsworth J. (ed.). A Companion to Digital Humanities. Oxford: Blackwell Publishing, 2004, pp. 640.

6. Хаминова А.А. конференция «Digital Humanities 2016» как отражение развития цифровой гуманитаристики // Гуманитарная информатика. 2017. №12. С. 96-101.

7. Mozhaeva G.V., Mozhaeva Renha P.N., Zakharova U.S. Information Environment of Digital Humanities: Analysis of Information Interactions. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, vol. 9, №7, 2016, pp. 1572-1585.

8. Софина Д. Digital Humanities: кто и зачем оцифровывает исторические следы человека. ITMO.NEWS, 2017. URL:

http://news.ifmo.ru/ru/education/cooperation/news/6990/ (дата обращения: 01.04.2018).

9. Пруденко Я.Д., Кузьмина Д.Ю. Гуманитарные науки в цифровой век или Неотвратимость дисциплинарной гибридизаци // «Международный журнал исследований культуры», 2012 С. 17-23.

10. Можаева Г.В., Можаева-Ренья П.Н., Сербин В.А. Вестник. Цифровая гуманитаристика: организационные формы и инфраструктура исследований // Томского государственного университета. 2014. № 389. С. 73-81.

11. Беньямин В. «Краткая история фотографии». Ад Маргинем Пресс. М., 2013. 114 c.

12. Magnenat-Thalmann, N., Papagiannakis, G.: Virtual worlds and augmented reality in cultural heritage applications. http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/summary?

doi = 10.1.1.106.9743 (дата обращения: 09.04.2018)

13. Borisov N., Smolin A., Stolyarov D., Shcherbakov P., Trushin V. The Opportunities of Applying the 360° Video Technology to the Presentation of Cultural Events. Interactivity, Game Creation, Design, Learning, and Innovation 5th International Conference, ArtsIT 2016 and First International Conference, DLI 2016 Esbjerg, Denmark, May 2-3, 2016. pp. 256-263.

14. Cabinet: Digital Transformation of Teaching through Objects. Oxford Internet Institute. URL: https://www.oii.ox.ac.uk/research/projects/digital-transformation-of-teaching-through-objects/ (дата обращения: 09.04.2018).

15. Lapteva M.A., Gordeeva E.A., Laptev A.A. Digital Humanities in the Conservation of Cultural Heritage Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. Vol. 9. № 7. 2016. С. 1682-1689.

16. Krishna S. An AR app returns stolen Gardner paintings to their frames. Engadget. URL: https ://www.engadget.com/2018/03/26/gardner-heist-stolen-paintings-arkit/ (дата обращения: 02.04.2018).

17. Усманова А.Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Минск: Пропилеи, 2000. -200 с.

18. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. «Искусство». М, 1991. 589 с.

19. Сетевой анализ русской драмы» принял участие в конференции «CORPORA 2017». Факультет гуманитарный наук НИУ ВШЭ, 2017. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https ://hum.hse.ru/digital/rusdracor/news/207185305.html (дата обращения: 09.04.2018).

20. Pattuelli M.C., Hwang K., Miller M. Accidental discovery, intentional inquiry: Leveraging linked data to uncover the women of jazz, Digital Scholarship in the Humanities, Volume 32, Issue 4, 1 December 2017, pp. 918-924.

21. Коммуникативные стратегии и культурные практики в период социокультурных трансформаций. Коллективная монография / Отв. ред. проф. В.М. Дианова. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2018. - 302 с.

22. Borisov N.V., Smolin A.A., Stolyarov D.A., Shcherbakov P.P., Trushin V.A. Information and Communications Technologies (ICT) and Multimedia Technologies in Art and Culture. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2016. pp. 1661-1666.

23. Borisov N., Smolin A., Stolyarov D., Shcherbakov P. Interactive Internet Theatre (Interactive Multimedia Solutions at the New Aleksandrinsky Theatre Stage) Arts and Technology Fourth International Conference, ArtsIT 2014 Istanbul, Turkey, November 10-12, 2014. pp. 100-107.

24. Выровцева Е.В., Балахонова Ю.М. Взаимодействие с аудиторией и проблема исторической памяти в проекте «1917. Свободная история». В сборнике: Мультимедийная журналистика Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Под ред. В. П. Воробьева. Минск, 2018. С. 81-85.

25. Зыгарь М. О том, как устроен проект «1917. Свободная история». The Village, 2016. URL: http://www.the-village.ru/village/weekend/weekendkomment/250333-proekt1917 (дата обращения: 13.04.2018).

26. Архипова Л.М. PROJECT 1917. RU» как феномен «свободной истории/ В книге: Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, социологии, теологии, образования: материалы конференции «Чтения Ушинского», Ярославль, 2017. С. 4449.

27. Макулин А.В. Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере и цифровая философия // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2. С. 76-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.