Научная статья на тему 'Трансформация образовательных концепций в информационно-коммуникационном пространстве высшего образования'

Трансформация образовательных концепций в информационно-коммуникационном пространстве высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION AND COMMUNICATION SOCIETY / СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SOCIO-INFORMATION SECURITY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / ВУЗОВСКАЯ СРЕДА / UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревзина Елена Мстиславовна

В связи с серьёзными изменениями, происходящими в высшей школе, включая информационно-коммуникационной составляющей, в вузовском образовании меняется основная образовательная парадигма, смещаясь к информационно-коммуникационной. В образовательный процесс внедряются новые формы взаимодействия, такие как новые информационные технологии, студенческая мобильность, дистанционное, электронное и сетевое сотрудничество. Однако такие инновации порой бывают небезопасными с точки зрения сохранения конфиденци-альности, защиты персональных данных. Реализация как внутренней, так и внешней академической мобильности, которая внедряется в вузах России, требует информационно-коммуникационного сопровождения. Основным направлением развития информационно-коммуникационного аспекта в высшей школе является уточ-нение глубинных мотивационных потребностей различных сторон образовательного процесса (вуз, преподаватели, студенты, работодатели) как полноправных его участников и по своей сути основных потребителей образовательного продукта, которые и формируют его общественную потребительную стоимость. Кроме того, требуется создать концепцию благоприятной информационно-коммуникационной атмосферы высшей школы для эффективного продвижения и внедрения в глобальное массовое созна-ние концепции личностного развития через систему профессиональной подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ревзина Елена Мстиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of Educational Concepts in Information and Communication Environment of Higher Education

In view of the changes occurring in higher education, including information and communication component, the basic educational paradigm of university education is changing, shifting to information and communication. The educational process gets appended by new forms of interaction, such as new information technology, student mobility, remote, online and network collaboration. However, such innovations are sometimes unsafe from the point of view of confidentiality, protection of personal data. The implementation of both internal and external academic mobility, which is being introduced in Russian universities, requires information and communication support. The main direction for the development of information and communication aspect of graduate school consists clarification of the underlying motivational needs of the various parties of the educational process (school, teachers, students, employers) as full participants and essentially the main consumers of the educational product, at the same time generating the public value of educational product. In addition, it is necessary to create an enabling information and communication atmosphere of higher education for effective promotion and implementation of the concept of personal development through vocational training

Текст научной работы на тему «Трансформация образовательных концепций в информационно-коммуникационном пространстве высшего образования»

■ ■ ■ Трансформация образовательных концепций в информационно-коммуникационном пространстве высшего образования

Ревзина Е.М.

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Российская Федерация.

Аннотация. В связи с серьёзными изменениями, происходящими в высшей школе, включая информационно-коммуникационной составляющей, в вузовском образовании меняется основная образовательная парадигма, смещаясь к информационно-коммуникационной. В образовательный процесс внедряются новые формы взаимодействия, такие как новые информационные технологии, студенческая мобильность, дистанционное, электронное и сетевое сотрудничество. Однако такие инновации порой бывают небезопасными с точки зрения сохранения конфиденциальности, защиты персональных данных. Реализация как внутренней, так и внешней академической мобильности, которая внедряется в вузах России, требует информационно-коммуникационного сопровождения. Основным направлением развития информационно-коммуникационного аспекта в высшей школе является уточнение глубинных мотивационных потребностей различных сторон образовательного процесса (вуз, преподаватели, студенты, работодатели) как полноправных его участников и по своей сути основных потребителей образовательного продукта, которые и формируют его общественную потребительную стоимость. Кроме того, требуется создать концепцию благоприятной информационно-коммуникационной атмосферы высшей школы для эффективного продвижения и внедрения в глобальное массовое сознание концепции личностного развития через систему профессиональной подготовки.

Ключевые слова: информационно-коммуникационный, информационно-коммуникационное общество, социально-информационная безопасность, информационные технологии, высшая школа, вузовская среда

Для цитирования: Ревзина Е.М. Трансформация образовательных концепций в информационно-коммуникационном пространстве высшего образования // Коммуникология. 2017. Том 5. №6. DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-6-77-85.

Сведения об авторе: Ревзина Елена Мстиславовна, кандидат физико-математических наук, заведующая кафедрой Инноватики Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83. E-mail: lesya16@bk.ru.

Статья поступила в редакцию: 20.11.2017. Принята к печати: 05.12.2017.

Последние десятилетия характеризуются серьезными изменениями в системе высшего образования1. Происходит смена технологических укладов, внедре-

1 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013- 2020 годы» [Электронная версия]. М.: 2013. С. 59-61.

Communicology. 2017. Vol.5. No.6. Р. 77-85

http://www.communicology.us

ние и использование новых технологий, появление новых материалов, технологического оборудования, изменяются принципы организации образовательного процесса. В вузовском образовании меняется основная парадигма от «зна-ниевой» к информационно-коммуникационной.

Трансформация образовательных концепций высшего образования

В связи с этим проблематика образовательных концепций высшего образования в настоящее время претерпевает ряд существенных трансформаций. Современный научный и методологический аппарат, хоть и фрагментарно, продолжает тяготеть к тем фундаментальным основам, которые сложились в конце 90-х годов ХХ века. В современном же обществе эффективные способы профессионального становления молодого специалиста должны иметь, в первую очередь, личностно-ориентированную направленность, лишенную фрактальной раздробленности, а, во-вторых, образование должно выступать формой адаптации человека к социальной реальности не только на уровне одной страны, но и охватывать глобальное социальное пространство.

К задачам современного высшего образования относятся поиск новых форм и способов взаимодействия преподавателей и студентов, методически выстроенных, лишенных коммуникационной фрагментарности и информационной зашумленности [Андреев].

Переход к информационно-коммуникационной модели вузовской подготовки

Для решения задач перехода от информационного к информационно-коммуникационному обществу в рамках вузовской системы в образовательный процесс внедряются новые формы взаимодействия, такие как новые информационные технологии, студенческая мобильность, дистанционное, электронное и сетевое сотрудничество. Однако такие инновации порой бывают небезопасными с точки зрения сохранения конфиденциальности, защиты персональных данных [Gibson, Hanna].

Для вузов, как и других социальных структур важным является обеспечения социально-информационной безопасности. Киреева О.Ф. вводит в оборот понятие термин «социально-информационная безопасность», «который рассматривается как состояние защищенности акторов различных общностей, социальных структур от воздействия информационных факторов, вызывающих негативные социальные процессы» [Киреева: 98].

В развитии современного высшего образования важно создание развитого пространства высшего образования, включающего академической мобильности студентов, преподавателей и административного персонала вузов. Этой парадигме придается одна из ведущих ролей в рамках Болонского процесса. Положение о важности мобильности всегда присутствует в болонских документах. «Великая хартия университетов» гласит: «Как и в далекие первые годы их исто-

рии, университеты поощряют мобильность преподавателей и студентов». Различают международную и внутринациональную академическую мобильность. Под международной академической мобильностью понимается обучение обучающихся в зарубежных вузах, а также работа преподавателей-исследователей в зарубежных образовательных или научных учреждениях.

Академическая мобильность и ее информационно-коммуникационное сопровождение

Под внутренней академической мобильностью понимается обучение студентов, а также работа преподавателей-исследователей в ведущих вузах России. При реализации внешней академической мобильности не следует забывать и о такой популярной в настоящее время форме академической мобильности, как полное обучение иностранного студента на степень в российском вузе. Погружение иностранных студентов в социально-образовательную среду высшего учебного заведения и коммуникация с преподавателями и сокурсниками может служить важным инструментом информационно-пропагандистской деятельности по формированию образа России за рубежом [Habermas, 2001].

Что же дает академическая мобильность для стратегического развития страны? В первую очередь - это интеграция в международную научную среду, а также усиление роли России в мировой науке. Что благоприятно сказывается на имидже нашей страны. Если говорить о внутренней мобильности, то это - расширение рынка труда, повышение качества обучения, внедрение его новых форм и технологий, повышение конкурентоспособности студентов и преподавателей.

Реализация как внутренней, так и внешней академической мобильности требует информационно-коммуникационного сопровождения. Основным направлением развития информационно-коммуникационного аспекта в высшей школе является уточнение глубинных мотивационных потребностей различных сторон образовательного процесса (вуз, преподаватели, студенты, работодатели) как полноправных его участников и по своей сути основных потребителей образовательного продукта, которые и формируют его общественную потребительную стоимость [Гнездилова, Гнездилов]. Кроме того, необходимо создать концепцию благоприятной информационно-коммуникационной атмосферы высшей школы для эффективного продвижения и внедрения в глобальное массовое сознание концепции личностного развития через систему профессиональной ориентации [Столбова].

Цифровые коммуникации вузов

Информационно-коммуникационное сопровождение вузовской деятельности в целом осуществляется целым комплексом средств. В их числе значимую роль играет Digital marketing - современный способ продвижения организации, товаров и услуг, посредством цифровых каналов и инструментов коммуникаций. Целевая аудитория высшего образования наиболее восприимчива к данному

виду продвижения в эпоху глобальных коммуникаций [Кириллина]. Время диктует новые условия для формирования маркетинговых коммуникаций, необходима трансформация устоявшейся маркетинговой идеологии при построении рекламных сообщений. Они должны трансформироваться от безличного обращению в зону личной коммуникации с целевой аудиторией, через каналы двустороннего общения.

Интернет-пространство предоставляет вузам широкий спектр возможностей для продвижения своих услуг, где ключевым, базисным, элементом является веб-сайт. Однако большинство российских вузов уделяют незначительное внимание созданию и поддержанию функционирования веб-сайта, а ведь этот канал информации имеет ряд своих особенностей и свойств, при удовлетворении которых мы можем получить действительно эффективный рекламный репрезентант высших образовательных услуг Именно поэтому необходимо изучить роль и место веб-сайтов в информационном пространстве высших учебных заведений.

Сайт вуза - это коммуникативный элемент, один из основных носителей информационного воздействия. В связи со стремительным развитием информационных технологий, массовая интеграция общества в виртуальное пространство представляет собой причину, которая обуславливает острую необходимость активного и качественного присутствия в сети Интернет. Наиболее явно данному процессу интеграции подвержена основная целевая аудитория вуза - молодежь. Молодежь, как социальная группа, особенно ярко выстраивает свое отношение к информации, полученной через мировую паутину.

Веб-сайт как компонент коммуникационной политики вуза

В контексте высшего образовательного учреждения, веб-сайт - это элемент коммуникационной политики, носитель информационного воздействия. В Интернет-маркетинге он по праву может считаться основным способом продвижения вуза [Макаров; Ярушкина]. Веб-сайт включает в себя всю информацию, которая способна привлечь потенциального потребителя (абитуриента) и будет полезна не только ему, но и самим студентам и преподавательскому составу.

Таким образом, можно сделать вывод, что веб-сайт вуза - это четко организованная и смоделированная структура, состоящая из содержания и дизайна, которая призвана создавать коммуникативное взаимодействие между всеми целевыми группами воздействия: абитуриентами, студентами, преподавателями. Сайт вуза должен моментально захватывать внимание посетителя, так как конкуренты находятся на расстоянии одного клика мышкой. Именно поэтому дальнейшее исследование будет акцентировано на этом инструменте Интернет-маркетинга, так как является неотъемлемой частью формирования имиджа.

Можно выделить следующие задачи сайта вуза:

1. Установление новых и поддержание существующих связей с потребителями.

2. Канал распространения ключевой и важной для формирования имиджа информации: фото, аудио- и видеоматериала, учебно-методические пособия,

важная и актуальная информация о деятельности вуза, о проводимых мероприятиях, контактные данные и т.д.

3. Увеличение охвата целевой аудитории, за счет отсутствия географической привязанности.

4. Обеспечение круглосуточного доступа к информации о вузе и его услугах.

5. С недавнего времени СМИ используют Интернет, в том числе и веб-сайт, как источник первичной информации, именно поэтому вуз имеет возможность воздействовать на них посредством сайта.

6. Сайт является репрезентантом составляющей визуализации вуза, именно поэтому он позволяет транслировать потребителям свой образ.

7. Является благоприятной платформой для организации интерактивного взаимодействия

8. Имеет относительно низкую стоимость.

Роль веб-сайтов вузов в общеобразовательном информационно-коммуникационном пространстве

Исходя из проведенного анализа можно заключить следующее:

1. Российские вузы видят необходимость взаимодействия с целевой аудиторией посредством канала коммуникации Интернет. Приоритетным сегментом целевой аудитории являются абитуриенты, для которых максимально упрощается взаимодействие с сайтом, предоставляется полная информация, которая способна удовлетворить возникающую потребность. Сегмент целевой аудитории «студенты», уходя на второй план, не всегда может эффективно взаимодействовать с сайтом, большинство вузов упускает множество важных для этой группы критериев. Однако вузы, которые по результатам мониторинга мы можем назвать лучшими, придерживаются симбиоза в информационной наполненности для всех сегментов, соблюдают паритет и в равной степени создают комфортные условия для взаимодействия. При этом, лишь малая часть вузов приходит к пониманию важности гармоничного наполнения сайта как на информационно-содержательном уровне, так и на визуальном. Ставя во главе своих задач информационную наполненность, вузы забывают о важности визуального оформления, представляя к взаимодействию некачественные ресурсы. Отсюда мы можем сделать вывод, что высшие учебные заведения страны не видят в веб-сайте репрезентант визуального имиджа. Однако соблюдается и обратная тенденция, при которой визуальное оформление, становясь ключевым, категорически исключает понимание удобства и полезности, превращаясь веб-ресурс, имеющий плохой дизайн и технически перегруженный китч.

Необходимо отметить, что не все вузы имеют свой брендбук, что является показателем отсутствия понимания или интереса в формировании настоящего бренда. Примечательно, что брендбук, как носитель сконцентрированной и ключевой информации о бренде, отсутствует у постоянных лидеров рейтингов вузов (МГУ, МГИМО, МГТУ им. Баумана, МИФИ). Данный факт прямо указывает

на то, что российское образовательное сообщество, ставя во главе своих целей интеграцию в мировое образовательное пространство, не выполняет и минимум необходимых для данной цели задач. Например, лишь некоторые вузы России имеют детально проработанные брендбуки [Шайхулов, Корбут]. Ведущие мировые вузы, такие как Оксфорд, Гарвард, Кембридж и др., являясь признанными мировыми брендами, имеют детально проработанные брендбуки, которые максимально упрощают возможность продвижения вуза и способствуют удержанию занимаемых ими позиций. Отсутствие брендбука может служить объяснением к низкому качеству веб-сайтов, которые не способствуют формированию имиджа, останавливая возможность создания бренда.

2. Рассмотренные в ходе мониторинга веб-сайты позволяют выделить ключевые тенденции, которых придерживаются российские вузы в виртуальном пространстве. Все ресурсы выполнены в стиле минимализм, ключевой идеей которого является простота и лаконичность, отсутствие множества декоративных и графических элементов. Данная тенденция является актуальной для всех сфер жизнедеятельности, которые так или иначе связаны с дизайном. Объясняется это тем, что минимализм воспринимается человеческим глазом быстрее и проще.

Поставленная перед российскими вузами задача интеграции в мировое образовательное пространство, диктует условия создания двуязычного сайта, зачастую это английская и русская версия, реже к ним добавляется китайский язык. Актуальной является тенденция создания версии сайта для слабовидящих посетителей, что позволяет привлекать к взаимодействию большее количество людей. Стоит отметить, что именно сайты с данной возможностью имеют большую числовую посещаемость. Ещё одной тенденцией является акцентирование внимания на поступающих абитуриентов из Крыма, для которых на сайте выделяется отдельная рубрика.

Создание мобильных приложений вуза только входит в моду и является скорее исключением, чем правилом, однако уже сейчас можно говорить об актуальности данной возможности, в силу все большей распространенности смартфонов, которые массово поддерживают данную функцию. Использование элементов инфографики (сопровождение краткого текстового материала графическими изображениями) так же набирает популярность, однако встречается редко. Еще одной редкой, но важной тенденцией является возможность подачи документов дистанционно, через форму на веб-сайте, что служит способом привлечения большего количества посетителей. Так же все большее количество вузов уделяет внимание людям с ограниченными возможностями, указывая на сайте возможность подачи документов для данной категории граждан.

Делая общий вывод, относительно тенденций в создании веб-сайта вузами, можно сказать, что ключевой целью является создание комфортных условий взаимодействия для всех категорий граждан.

3. Изучив количественные показатели, мы можем сделать вывод о том, что веб-сайты российских вузов несколько отстают в своем техническом оснащении, демонстрируя средние показатели загрузки, которые, в большинстве сво-

ем, являются стабильными. Данный фактор имеет весомое значение в современном мире, так как долгое ожидание открытия одной страницы сайта способно сформировать негативное отношение и свести интерес к изучению и взаимодействию к минимуму, в то время как высокая скорость загрузки отвечает «быстрому темпу жизни» целевой аудитории и значительно экономит время.

Количественные показатели относительно посещаемости веб-сайтов показывают потребность у целевой аудитории во взаимодействии с вузом в сети Интернет. Данный канал коммуникации является востребованным и актуальным, что служит причиной для создания комфортного и гармоничного на всех уровнях ресурса.

Выводы

Таким образом, делая общий вывод, мы можем говорить о том, что российские вузы стремятся обозначить свое присутствие в сети Интернет, однако лишь малая часть высших учебных заведений видят приоритетной задачей создание качественного на всех уровнях веб-ресурса. На данный момент большинство вузов выбирают одну из двух крайностей, игнорируя гармоничное сочетание информационного и визуального, объяснением чему может служить отсутствие в понимании важности формирования визуального репрезентанта имиджа, посредством Интернета. Большинство сайтов выступают исключительно как информационный носитель, что в обострившейся конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг лишает вузы дополнительных преимуществ. Мы можем утверждать, что вузы, которые ставят своей приоритетной задачей создание качественного и гармоничного веб-сайта, способны формировать более крепкие и надежные коммуникативные связи, создавать положительный образ в сознании целевой аудитории, на основе чего, выстраивать приверженность к вузу как к бренду. Именно такой подход является целесообразным в условиях существования современного высшего образования и поставленных задач по интеграции в международное образовательное пространство.

Источники

АндреевА.Л. (2013). Университеты в контексте социальной истории: от «обучения культуре» к формированию креативных интеллектуальных сред / А.Л. Андреев // Высшее образование в России. № 6.

Киреева О.Ф. (2017). Коммуникационный консалтинг в системе обеспечения социально-информационной безопасности // Коммуникология, Том 5. №5.

Кириллина Ю. (2001). Продвижение образовательных услуг к потребителям / Ю. Кириллина // Высшее образование в России. №5. С. 35-37.

Макаров В.Л. (2003). Экономика знаний: уроки для России / Л.В. Макаров // Наука и жизнь., № 5.

ГнездиловаЛ.Б., ГнездиловМ.А. (2017). Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса в ВУЗе // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. № 2.

Столбова Н.В. (2010). Мотивация в образовательном процессе: философское обоснование, экзистенциальный подход // Вестник Башкирского университета. Т. 15. №3.

Communicology. 2017. Vol.5. No.6. Р. 77-85

http://www.communicology.us

ШайхуловР.Н., КорбутО.В. (2016). Брендбук как составляющая имиджа и конкурентоспособности образовательного учреждения (анализ состояния корпоративного стиля Нижневартовского государственного университета) // Восемнадцатая всероссийская студенческая научная конференция Нижневартовского государственного университета. Статьи докладов. Издательство: Нижневартовский государственный университет. Нижневартовск. С. 1806-1810.

Ярушкина Е.А. (2012). Сфера образования как первое подразделение экономики знаний / Е.А. Ярушкина // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. № 4. С. 25.

Gibson J.W., Hanna M.S. (1992). Introduction to Human Communication. Dubuque, IA; William C. Brown Publishers.

Habermas J. (2001). On the pragmatics of social interaction: preliminary studies in the theory of communicative action, Cambridge.

■ ■ ■ Transformation of Educational Concepts in Information and Communication Environment of Higher Education

Elena M. Revzina

Saratov Chernyshevsky State University, Saratov, Russian Federation.

Abstract. In view of the changes occurring in higher education, including information and communication component, the basic educational paradigm of university education is changing, shifting to information and communication. The educational process gets appended by new forms of interaction, such as new information technology, student mobility, remote, online and network collaboration. However, such innovations are sometimes unsafe from the point of view of confidentiality, protection of personal data. The implementation of both internal and external academic mobility, which is being introduced in Russian universities, requires information and communication support. The main direction for the development of information and communication aspect of graduate school consists clarification of the underlying motivational needs of the various parties of the educational process (school, teachers, students, employers) as full participants and essentially the main consumers of the educational product, at the same time generating the public value of educational product. In addition, it is necessary to create an enabling information and communication atmosphere of higher education for effective promotion and implementation of the concept of personal development through vocational training.

Keywords: ICT, information and communication society, socio-information security, information technology, higher school, university educational environment

For citation: Elena M. Revzina. Transformation of educational concepts in information and communication environment of higher education. Communicology (Russia). 2017.Vol. 5. No 6. P. 77-85 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-6-77-85.

Inf. about the author: Revzina Elena Mstislavovna, Cand. Sc. (Phis.-Math), head of the Department of Innovations, Saratov Chernyshevsky State University. Address: 410012, Saratov, Astrakhanskaya st., 83. E-mail: lesya16@bk.ru.

Received: 20.11.2017. Аccepted: 05.12.2017.

References

Andreev A.L. (2013). Universities in the context of social history: from 'education of culture' to formation of creative intellectual environments / ed. A. L. Andreev. Higher education in Russia. No.6 (In Rus.).

Kireeva O.F. (2017). Communication consulting in the system of socio-information security. Communicology. Vol. 5. No.5. P. 98 (In Rus.).

Kirillina Y (2001). Promotion of educational services to consumers. Higher education in Russia. No. 5. P. 35-37 (In Rus.).

Makarov V.L. (2003). Knowledge economy: lessons for Russia. Science and life. No.5 (In Rus.).

Gibson J.W., Hanna M.S. (1992). Introduction to Human Communication. Dubuque, IA; William C. Brown Publishers.

Habermas J. (2001). On the pragmatics of social interaction: preliminary studies in the theory of communicative action. Cambridge.

Gnezdilova L.B, Gnezdilov M.A. (2017). Educational motivation as a basis for an effective educational process in the university. Bulletin of the Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences. No. 2 (In Rus.).

Stolbova N.V. (2010). Motivation in the educational process: the philosophical justification, the existential approach. Bulletin of the University of Bashkortostan. Vol. 15. No. 3 (In Rus.).

Shaikhulov R.N., Korbut O. (2016). Brand book as a component of the image and competitiveness of the educational institution (the analysis of state corporate style, Nizhnevartovsk state University). The Eighteenth all-Russian student scientific conference of the Nizhnevartovsk state University. Publisher: Nizhnevartovsk state University, Nizhnevartovsk. P. 1806-1810 (In Rus.).

Yarushkina E.A. (2012). The field of education as the first unit of the knowledge economy. Bulletin of Adyghe state University. No. 4. P.25 (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.