Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМАТОВ: СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМАТОВ: СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованов Константин Юрьевич

В статье рассматриваются вопросы исследования трансформации образовательных форматов в России и мире. Раскрыто значение культурно-исторического потенциала отечественного образования, определена его роль в современном модернизационном процессе. Охарактеризованы ведущие тенденции развития глобального образовательного пространства и российского образования: обучение в течение всей жизни, внедрение цифровых образовательных технологий, определение роли учителя в условиях смены образовательных форматов, выявление вызовов и рисков цифровизации. Представлен педагогический анализ использования игровых обучающих технологий, моделей цифрового коммуницирования, образовательных платформ, ресурсов и сервисов. Охарактеризованы тенденции модернизационного развития и цифровой трансформации, показано их влияние на состояние национальной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милованов Константин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL FORMATS: OLD PROBLEMS AND NEW CHALLENGES

The article deals with the research of the transformation of educational formats in Russia and in the world. The significance of the cultural and historical potential of the national education is revealed, its role in the modern modernization process is determined. The leading trends in the development of the global educational environment and Russian education are characterized: lifelong learning, introducing digital educational technologies, defining the role of the teacher in the context of changing educational formats, identifying the challenges and risks of digitalization. communication models, educational platforms, resources and services is presented. The trends of modernization development and digital transformation are characterized, their influence on the state of the national education system is shown.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМАТОВ: СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ»

► МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-120-130

ББК 74.04(2)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМАТОВ: СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL FORMATS: OLD PROBLEMS AND NEW CHALLENGES

Милованов Константин Юрьевич

Старший научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», кандидат исторических наук E-mail: milkonst82@mail.ru

Milovanov Konstantin Yu.

Senior Research Fellow at the Centre for Academic Pedagogy and Philosophy of Education, Institute for Strategy of Education Development of the RAE, PhD in History

E-mail: milkonst82@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы исследования трансформации образовательных форматов в России и мире. Раскрыто значение культурно-исторического потенциала отечественного образования, определена его роль в современном модернизационном процессе. Охарактеризованы ведущие тенденции развития глобального образовательного пространства и российского образования: обучение в течение всей жизни, внедрение цифровых образовательных технологий, определение роли учителя в условиях смены образовательных форматов, выявление вызовов и рисков цифровизации. Представлен педагогический анализ использования игровых обучающих технологий, моделей цифрового

Abstract. The article deals with the research of the transformation of educational formats in Russia and in the world. The significance of the cultural and historical potential of the national education is revealed, its role in the modern modernization process is determined. The leading trends in the development of the global educational environment and Russian education are characterized: lifelong learning, introducing digital educational technologies, defining the role of the teacher in the context of changing educational formats, identifying the challenges and risks of digitalization. The pedagogical analysis of the use of gaming teaching technologies, digital

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Милованов К. Ю., 2021

коммуницирования, образовательных платформ, ресурсов и сервисов. Охарактеризованы тенденции модернизационного развития и цифровой трансформации, показано их влияние на состояние национальной системы образования.

communication models, educational platforms, resources and services is presented. The trends of modernization development and digital transformation are characterized, their influence on the state of the national education system is shown.

Ключевые слова: модернизация образования, реформирование образования, цифровая трансформация образования, дистанционное обучение, отечественное образование.

Keywords: modernization of education, reforming education, digital transformation of education, distance learning, domestic education.

Для цитирования: Милованов К. Ю. Трансформация образовательных форматов: старые проблемы и новые вызовы // Проблемы современного образования. 2021. № 6. С. 120-130. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-120-130.

Cite as: Milovanov K. Yu. Transformation of educational formats: old problems and new challenges. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 6, pp. 120-130. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-120-130.

Происходящие в мире с середины ХХ в. глубокие изменения, продиктованные процессом глобализации, отразились и на образовании, которое, с одной стороны, становится средством борьбы стран и региональных союзов за лидерство в сфере социально-экономического развития, а с другой стороны, приобретает значение, форму и содержание культурно-цивилизационного диалога. Образование становится важнейшим институтом в глобальном процессе социального, финансово-экономического и политического развития. Идет возрастание мощи ведущих экономик мира, базирующихся на модели «общества знаний» и активном использовании человеческого капитала, а аутсайдеров ждет медленная деградация в нижнем сегменте стран «третьего мира».

Глобальное информационное пространство с огромной скоростью наполняется новыми фактами и открытиями, а человек цифровой эпохи должен уметь логически соотносить этот массив данных и использовать его практически. Образование больше не связано с обучением чему-либо узконаправленному или предметной подготовкой, важнее научить индивида разрабатывать надежный компас и инструменты навигации, находить свой собственный путь в мире, который становится все более сложным, изменчивым и неопределенным. Знания, навыки и, самое главное, общие ценности, интеллектуальная и моральная зрелость, чувство ответственности - вот что будет направлять индивида в обновленном мире.

Изменения, даже быстрые, - это тоже часть жизни, и они могут являться как источником образовательного неравенства, так и возможностью для его устранения. Чтобы образование находилось в общем тренде социальных, политических и экономических трансформаций, необходимо для начала понять, в чем цифровые технологии полезны, а в чем нет. Инновации новейшего времени, в том числе и искусственный интеллект,

не подходят для решения абстрактных и нестандартных задач, требующих аналитического мышления более высокого порядка, навыков межличностного общения и опыта рассмотрения сложной контекстной информации.

Превращение образования в важный фактор конкурентоспособности потребовало от современных школьных систем большей гибкости, открытости переменам, способности адекватно реагировать на них. Реализация глобальной программы преобразований направлена на формирование стратегий повышения качества образования и эффективности управленческих систем; выстраивание моделей обеспечения общедоступности образования в соответствии с реализацией принципа непрерывного и открытого образования; определение направлений интеграционных процессов в области образования; создание путей преодоления видимых границ и культурно-цивилизационных барьеров; проектирование новых стандартов и норм образовательной деятельности.

Ведущей целью проведения модернизационных мероприятий является формирование наднационального образовательного пространства как закономерного результата кардинального реформирования систем образования развитых стран мира, признающих фундаментальные принципы рыночной экономики, прав человека и демократии представительного типа. По утверждению главы Департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) А. Шляйхера, реализация глобальной программы реформирования образования должна способствовать поиску ответов на два основных вопроса: «Какие знания, навыки, взгляды и ценности понадобятся сегодняшним учащимся для создания процветающего мира? Каким образом учебные системы могут эффективно развивать эти знания, навыки, взгляды и ценности?» [1, с. 2].

Сущностно необходима методология прогнозирования и динамики знаний для постановки новых структурных задач по индикативным показателям глобального модер-низационного процесса. Проективные модели, отражающие трансформацию институций и стратегий решения управленческих задач, обладают свойствами нелинейности и содержат локальные максимумы, минимумы и плато. Те же правила относятся и к прорывным участкам формирования инновационных стратегий и перехода к планируемым новшествам. Эффективность функционирования управляющей надстройки современных систем общего образования состоит в наличии деятельностных механизмов сдержек и противовесов при принятии стратегических и административных решений, разработке учебных планов, программ и организации образовательного процесса. Существенно увеличивается частота и динамика процессов по обработке учебной, внеу-чебной и сопутствующей вспомогательной информации.

В настоящее время остро встает вопрос о применении перспективных организационно-педагогических и технологических решений в сфере дистанционного обучения. Предстоит решить проблемы формирования механизмов совершенствования содержания образования, создания высокотехнологичной образовательной среды и внедрения индивидуализированных обучающих программ.

Важнейшими стратегическими направлениями развития современной России выступают цифровизация как основа прорывного развития и использование инновационного потенциала отечественной истории как источника идейного мировоззрения

ее граждан. Нельзя понять настоящее и предвидеть будущее, не сохранив прошлое. В таких рамках, обусловленных современной политической и социально-экономической ситуацией, первостепенное значение приобретает культурно-историческое просвещение субъектов образовательного процесса.

У каждого учителя и ученика, родителя и управленца сферы образования важно сформировать чувство гордости за причастность к школе как социальному институту с вековыми традициями гуманистического развития, выступающими в качестве мощного духовного потенциала, обеспечивающего духовное развитие нации. На основе богатейшего наследия отечественного образования и педагогической науки и применения достижений цифровой трансформации можно разрабатывать оптимальные стратегии реформирования образования на различных уровнях - от общегосударственного до конкретной образовательной организации. Все это будет способствовать модернизации «государственной образовательной политики, дополнение ее цифровой инфраструктурой» [2, с. 53].

Для того чтобы цифровизация окончательно приобрела черты закономерного процесса, новой содержательной вехи в развитии педагогической науки и национальной системы образования, должна быть разработана современная методология. Создание системы научно-методического обеспечения комплексной, сложноуровневой и многопрофильной подготовки кадров для цифровой трансформации будет способствовать развитию сферы профессионально-педагогической деятельности. Необходимо принять меры для запуска процесса цифрового оснащения учебного процесса и администрирования образовательных организаций различного уровня и подчиненности.

В настоящее время на первый план выходит цифровизация как социально обусловленный процесс выработки новых образовательных форматов, ценностей и смыслов в условиях модернизации различных сфер общественной и государственной жизни, а по сути виртуализации социальной реальности. Тем не менее сложилась нормативно-методологическая коллизия, так как цифровая трансформация «осуществляется в ситуации понятийной и терминологической неопределенности, поскольку нет общепринятого термина для ее обозначения и единого определения» [3, с. 3699]. Цифровизация находится на острие перманентного реформирования системы образования: от семейного воспитания и предшкольной ступени до поствуза и системы андрагогического и герогогического сопровождения. Применение цифровых инноваций также должно способствовать оптимизации структуры материально-финансового обеспечения образовательного процесса и снизить «издержки бюджетных (внебюджетных) расходов» [4, с. 14].

Настоятельное желание «оцифровать» различные социальные, культурные и политические явления известно еще со времен древнегреческого философа и математика Пифагора и представителей его школы, которые утверждали, что числа правят миром. Те тенденции, которые мы наблюдаем в настоящее время, представляют собой своеобразные и видоизмененные формы радикализированного неопифагорейства. Можно ли вообще с помощью цифры проникнуть в сущность тех или иных явлений, изменить весь ход развития отечественной школы, преобразовать социальную реальность и самого человека как обладателя особого типа культуры, нейронной конституции и носителя

популяционных признаков. По консолидированному мнению авторитетного международного института Организации экономического сотрудничества и развития, «активное использование цифровых технологий содействует интеграции детей в информационное общество» [5, с. 11]. Применение современных цифровых ресурсов способствует определенному расширению образовательных возможностей, но лишает учащихся важнейшего преимущества прямого обучения - непосредственного общения с педагогом, а следовательно, и достижения наивысших результатов.

Вместе с тем в чрезвычайных ситуациях дистанционные технологии могут обеспечивать учебный процесс в штатном режиме, что является признаком стабильности национальной системы образования. Как считает В. А. Дадашева, через определенное время произойдет подлинно революционный трансфер «от бумажного, контактного образования к цифровому, дистанционному образованию» [6, с. 22]. Важно направить усилия на цифровое обеспечение функционирования системы образования инновационными теориями, психолого-педагогическими, технико-технологическими и программно-аппаратными разработками. Следует обратить внимание на формирование базовых критериев эргономической оценки качества продукции образовательного назначения и новейших средств обучения.

Современная школа находится в режиме постоянного совершенствования и интеллектуального поиска, сокращения разрыва между образованием и последними достижениями науки и техники, в гармоничном соединении традиционных гуманитарных ценностей и новых диджитальных принципов и приемов учебной деятельности, освоении необходимых навыков, которые позволят более успешно реализовать себя в цифровой среде. Планомерная цифровизация социума приводит к широкому внедрению в образовательный процесс электронных средств обучения. Первоначально от использования информационно-коммуникационных технологий был эффект эйфории от вновь открывшихся возможностей. Цифровые инструменты помогали моделировать невидимые человеческому глазу процессы и способствовать проведению разнообразных исследований. Ставшие обыденными SD-принтеры и разработки учебной робототехники позволили не только проектировать, но и создавать объемные модели различных объектов. Таким образом, в рамках традиционной системы общего образования успешно развиваются цифровые технологии образовательного назначения и вспомогательные электронно-технические средства обучения.

В настоящее время процесс смешанного (гибридного) или онлайн-обучения только набирает обороты. Онлайн-курсы, цифровые ресурсы, сервисы и приложения, видеоконференции, вебинары, уроки в режиме реального времени - весь этот инструментарий виртуализированного образования призван на службу человека будущего. Индивид вовлекается в процесс обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning) - общемирового тренда, который охватил все аспекты деятельности и существования современного человека и четко обозначил необходимость учиться всю жизнь, получая профессиональные и отчасти социальные навыки, которые раньше обычно были вне фокуса общественного внимания. Образование человека становится «непрерывным процессом приобретения новых знаний и навыков, формирования новых компетенций» [7, с. 100].

Одной из побочных (хотя и немаловажных) сторон процесса цифровой трансформации является геймификация - использование игровых технологий в образовательном процессе. Современный человек смотрит Instagram Stories, размещает сообщения в различных чатах, «зависает» на просмотрах сериалов Netflix и играет. Стратегии, «стрелялки», манипуляторы, игры на логику - выбирай на любой вкус. Кажется, как просто и эффективно геймификация решает проблемы традиционных «скучных» уроков. Благодаря играм осваиваются новые области знания и появляется возможность моделировать и испытывать на себе разные ситуации, определяться с профессиональными склонностями и интересами.

Игры, позволяющие создавать сложные структуры, помогают развитию креативности, а совместные, социальные, обучающие и деловые игры способствуют коллективному решению задач и развитию интеллекта, эмоций и личностных качеств. Метапрофес-сиональные «гибкие навыки» (soft skills) уже являются неотъемлемой частью подготовки любого сплоченного коллектива или успешной бизнес-структуры, ведь научить решать поставленные задачи можно почти каждого, но подготовить специалиста, способного к коммуникации, творчеству, эмпатии и осознанной профессиональной деятельности, уже не так просто. И геймификация эффективно справляется с данной задачей.

Возможно, рано или поздно все «аналоговые» учебники трансформируются в локальные цифровые учебно-игровые среды. Ролевые социальные игры и живые квесты станут темами уроков, проводимых на облачной платформе Zoom и иных аналогичных видеосервисах. Будут разрабатываться и массово внедряться образовательные игры, компьютерные симуляторы, игровые онлайн-миры, создаваться педагогические сценарии событий и кейсов, виртуальные проектно-ориентированные модели с заданными свойствами.

Симуляторы, тренажеры и видеоигры рано или поздно вытеснят традиционные средства обучения, но важно также понимать, что цифровые технологии могут быть только инструментом учебного процесса, но не его полноценной заменой. Ничто не заменит ответственности, креативности, системности мышления и личного вклада педагога в организацию процесса обучения. И можно лишь предполагать, как будут выглядеть прогнозы в области образования, основанные на анализе тех трендов, которые уже сегодня постепенно выходят на первый план.

При помощи дистанционных технологий можно преодолеть и ряд ограничений -например, расстояние. Уже сейчас появляется возможность обучаться у преподавателей из разных городов и стран мира, быть слушателем учебных курсов в зарубежных образовательных центрах. В дальнейшем эта возможность будет только расширяться. Несмотря на достаточно высокий уровень владения различными многофункциональными техническими средствами, устройствами и «умными гаджетами», обучающимся нужна квалифицированная помощь и поддержка для достижения тех или иных образовательных целей. Таким образом, значимость педагога в организации учебной деятельности сохраняется даже при внедрении новейших технологий.

Как бы далеко ни зашел процесс цифровизации обучения, учитель XXI в. не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. По мнению А.С. Гряз-нова, «ключом к применению любой технологии в классе всегда будут отношения

учитель - ученик, потому что именно между ними происходит образовательный процесс» [8, с. 51]. Любой гаджет, пусть даже самый современный и продвинутый, - всего лишь технический помощник и вспомогательное средство. Живое эмоциональное слово и оценочное суждение преподавателя по отношению к изучаемому материалу ничем не удастся заменить. Учитель будущего - это педагог, эффективно сочетающий формы контактного (прямого) и дистанционного обучения, формирующий продуктивную образовательную среду в соответствии с требованиями времени, нередко выступающий в роли тьютора, но при этом сохраняющий лучшие педагогические традиции.

Бытует мнение, что учитель давно перестал быть единственным носителем и транслятором знаний, истиной в последней инстанции, а преподавательская профессия в обозримом будущем станет невостребованной и со временем отомрет. Действительно, система образования совершила небывалый скачок в развитии и внедрении информационно-коммуникативных, сетевых и электронно-цифровых технологий: сетевой город, умный дом, единое цифровое образовательное пространство, платформы-экосистемы, электронный документооборот.

Но значит ли это, что педагога можно устранить из процесса организации учебной деятельности, упала ли значимость учительской профессии, исчезнет ли она в связи с всеобщей цифровизацией школы, и это отнюдь не праздные вопросы. Необходимо найти оптимальный баланс между классической общеобразовательной школой с непосредственным общением «учитель - ученик» и цифровым обучением, повысить авторитет педагога, поднять престиж профессии, сохранить учительство как действенный институт для будущих поколений.

Новые поколения совсем другие, они с момента появления на свет погружены в цифровую среду, мыслят иными образами и картинками. Данный факт диктует необходимость генерации новых учебных материалов, адаптированных под иные каналы образовательного воздействия и способов восприятия. Единственный выход для педагога - быть на гребне информационной волны и постоянно совершенствоваться.

Еще совсем недавно основным источником знаний для учащихся был учитель, он сообщал набор заранее отобранных фактов и контролировал их усвоение. С появлением цифровых источников учебного знания (всемирная сеть, электронные учебники, платформы) школьники оказались погруженными в глобальный резервуар информации. Поскольку они родились уже в цифровую эпоху, то использование девайсов для них вполне естественно.

Без применения ноутбуков, смартфонов, планшетов и других технических устройств многие уже не представляет своей жизни. К тому же в настоящее время столь привычные для всех гаджеты перестают выполнять развлекательно-игровую функцию, а становятся полноценным инструментом обучения. Учитель сегодня - это модератор, генератор идей, человек, ориентирующийся в пространстве «облачных технологий». Разумное применение цифровых образовательных технологий позволит педагогу быть на равных с учащимися в интернет-пространстве.

Человечество переживает период формирования цифрового пространства, форсированно распространяющегося и подчиняющего себе все сферы современного социума.

Это порождает как новые возможности, так и проблемы, канализирует огромный поток информации, который необходим для полноценной ориентации в окружающей действительности. Национальная система образования во многом базируется на исторических традициях отечественной школы, стараясь выбрать и сохранить все самое лучшее из ее наследия. Однако очевидно, что предшествующий педагогический опыт может быть лишь частично использован для решения тех задач, которые стоят перед системой отечественного образования: цифровизация процесса обучения, виртуализация образовательного пространства, перестройка содержания образования, трансформация системы управления образованием.

Россия и мир за последние 30 лет значительно изменились, поэтому наша действительность сильно отличается от былых, некогда славных времен. Исчезновение или существенное ослабление многих институтов позитивной социализации (пионерия, комсомол, система детских оздоровительных лагерей, структура массовой кружковой работы) и несформированность негосударственных институтов социализации, основанных на гражданском участии и частном партнерстве (локальные сообщества, независимые детские и молодежные организации) привели к тому, что пространство формирования и развития навыков социального коммуницирования растущего индивида существенно сократилось.

Мы живем в обществе постоянных вызовов, рисков и чрезвычайных ситуаций, что напрямую сказывается на подрастающем поколении. Массовая застройка городов и агломераций, миграционные потоки, неблагоприятная экологическая обстановка, довлеющая цифровая среда и социальное неблагополучие создают видимые ограничения пространству свободы и возможностей, столь необходимых для полноценного развития и социализации детей.

Закономерно возникает и прогрессирует проблема распространения «цифрового аутизма», замкнутости и асоциального поведения, диагностируемая врачами и психологами у школьников. По утверждению О. Н. Четвериковой, «с одной стороны, информационные технологии ведут к "цифровому слабоумию", а с другой - именно в силу "цифрового слабоумия" дети оказываются все более зависимыми от смартфонов и гаджетов» [9, с. 43]. В то же время есть и другая точка зрения, в соответствии с которой современному школьнику уже невозможно обходиться без использования информационных технологий в процессе обучения и самостоятельного поиска необходимых массивов данных. Так, по мнению И. Ш. Мухаметзянова, активное использование «цифровых технологий и ресурсов, новых способов представления информации оказывает большее положительное влияние на мотивацию обучающихся, чем традиционное обучение» [10, с. 571].

Данная ситуация вышла на самый высокий государственный уровень, когда в апреле 2020 г. группа педагогов, работников науки, родительского актива и общественников обратилась с открытым письмом к Президенту РФ В. В. Путину. В петиции содержалось прошение пересмотреть решение о формировании цифровой образовательной среды, обращалось внимание на опасность форсированного насаждения информационно-коммуникационных технологий и возможную деградацию интеллекта, рост цифрогенного отчуждения учащихся от объективной реальности.

Погружаясь в виртуализированную образовательную среду, учащиеся не могут самостоятельно осилить цифровой учебный контент, лишаются привычных для них витальных, ментальных и иных конструктов, социальных и межличностных коммуникаций прямого контактного типа. К тому же, согласно выводам аналитиков Счетной палаты РФ, еще одним «проблемным вопросом цифровизации образования стала подготовленность самих преподавателей к новому формату и необходимость их обучения» [11, с. 27].

Итак, отечественное образование является одним из важнейших факторов социально-экономического и политического развития страны. Ввиду этого необходимо усиленное внимание со стороны государства на проблемы национальной системы образования, значительное расширение поддержки данной сферы, с ориентировкой на опыт ведущих экономик мира и исходя из стратегических интересов России. Именно такой подход позволит нашей стране без существенных потерь адаптироваться к жестким мировым трендам социального развития и вероятным кризисам глобальной экономической системы.

Настораживает излишняя, а порой и навязчивая искусственная технологизация образовательного процесса без учета достижений устоявшейся педагогической традиции и позитивного историко-культурного опыта. Безусловно, нужно идти в ногу со временем, а цифровые инструменты, школьное обучение и воспитание должны гармонично сосуществовать. Инновационные технологии необходимо использовать лишь как способ обучения, но не как платформу для комплексного сопровождения развития личности. Разумное внедрение элементов цифровизации будет способствовать формированию перспективной модели образования будущего [12].

Вместе с тем до сих пор отсутствует отвечающая современным требованиям система управления социальной сферой страны, а также и соответствующая ей кадровая политика, что в значительной степени определяет преобладание квазиконсерватизма, отсутствие инициативы при принятии административных решений в области образования, боязнь ответственности, ложные идейные и поведенческие стереотипы, исторические штампы. Все это в совокупности сдерживает распространение инноваций, широкое использование наукоемких и цифровых технологий, в том числе и в области формирования и реализации перспективных стратегий образовательной политики.

Список литературы

1. Образование 2030: Будущее образования и навыков. Париж: ОЭСР, 2018. 7 с.

2. Зенков А. Р. Цифровизация образования: направления, возможности, риски // Вестн.

Воронежского гос. ун-та. Сер.: Проблемы высшего образования. 2020. № 1. С. 52-55.

3. Бутина Е. А. Цифровизация образовательного пространства: риски и перспективы //

Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 2. С. 3695-3701.

001: http://doi.org/10.15 372/РЕМШ20200207.

4. Клочкова E. Н., Садовникова Н. А. Трансформация образования в условиях цифровизации // Открытое образование. 2019. Т. 23, № 4. С. 13-22. 001: http://doi.

0^/10.21686/1818-4243-2019-4-13-22.

5. Ермохин И. С., Коваль А. А., Левашенко А. Д. Модель Россия - ОЭСР: России об ОЭСР. М.: ВАВТ Минэкономразвития РФ, 2015. 75 с.

6. Дадашева В. А. Цифровая революция изменяет мир: новые практики образования // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. № 16. С. 21-25.

7. Шматко Н. А. Возможности использования стратегии развития компетенций ОЭСР в целях обеспечения общего евразийского экономического пространства квалифицированными кадрами и создания условий для их мобильности // Сотрудничество государств-членов ЕАЭС с ОЭСР в контексте развития интеграционной повестки Союза. Возможности использования наилучших практик ОЭСР в работе ЕАЭС: сб. публикаций. М.: Евразийская экономическая комиссия, 2017. С. 100-102.

8. Грязнов С. А. Цифровизация как вектор реформирования образования // Основы экономики, управления и права. 2020. № 3. С. 50-52.

9. Четверикова О. Н. Интеллектуальный регресс как оборотная сторона «цифровой школы» // Народное образование. 2020. № 1. С. 31-44.

10. Мухаметзянов И. Ш. Цифровое пространство в образовании: ожидания, возможности, риски, угрозы // Россия: тенденции и перспективы развития. 2020. № 15-1. С. 571-574.

11. Цифровые технологии и кибербезопасность в контексте распространения COVID-19: дайджест. М.: Счетная палата РФ, 2020. 39 с.

12. Богуславский М. В., Лельчицкий И. Д. Современные стратегии развития российского образования в условиях информационного общества // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016): сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. 6-7 июня 2016 г. М.: Ин-т стратегии развития образования РАО, 2016. С. 38-49.

References

1. Obrazovanie 2030: Budushchee obrazovaniya i navykov. Paris: OESR, 2018. 7 p.

2. Zenkov A. R. Tsifrovizatsiya obrazovaniya: napravleniya, vozmozhnosti, riski. Vestn. Voronezhskogo gos. un-ta. Ser.: Problemy vysshego obrazovaniya. 2020, No. 1, pp. 52-55.

3. Butina E. A. Tsifrovizatsiya obrazovatelnogo prostranstva: riski i perspektivy. Professionalnoe obrazovanie v sovremennom mire. 2020, Vol. 10, No. 2, pp. 3695-3701. DOI: http://doi.org/10.15 372/PEMW20200207.

4. Klochkova E. N., Sadovnikova N. A. Transformatsiya obrazovaniya v usloviyakh tsifrovizatsii. Otkrytoe obrazovanie. 2019, Vol. 23, No. 4, pp. 13-22. DOI: http://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-13-22.

5. Ermokhin I. S., Koval A. A., Levashenko A. D. Model Rossiya - OESR: Rossii ob OESR. Moscow: VAVT Minekonomrazvitiya RF, 2015. 75 p.

6. Dadasheva V. A. Tsifrovaya revolyutsiya izmenyaet mir: novye praktiki obrazovaniya. Prioritetnye nauchnye napravleniya: ot teorii k praktike. 2015, No. 16, pp. 21-25.

7. Shmatko N. A. Vozmozhnosti ispolzovaniya strategii razvitiya kompetentsiy OESR v tselyakh obespecheniya obshchego evraziyskogo ekonomicheskogo prostranstva kvalifitsirovannymi kadrami i sozdaniya usloviy dlya ikh mobilnosti. In: Sotrudnichestvo gosudarstv-chlenov EAES s OESR v kontekste razvitiya integratsionnoy povestki Soyuza.

Vozmozhnosti ispolzovaniya nailuchshikh praktik OESR v rabote EAES. Coll. of public. Moscow: Evraziyskaya ekonomicheskaya komissiya, 2017. Pp. 100-102.

8. Gryaznov S. A. Tsifrovizatsiya kak vektor reformirovaniya obrazovaniya. Osnovy ekonomiki, upravleniya i prava. 2020, No. 3, pp. 50-52.

9. Chetverikova O. N. Intellektualnyy regress kak oborotnaya storona "tsifrovoy shkoly". Narodnoe obrazovanie. 2020, No. 1, pp. 31-44.

10. Mukhametzyanov I. Sh. Tsifrovoe prostranstvo v obrazovanii: ozhidaniya, vozmozhnosti, riski, ugrozy. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya. 2020, No. 15-1, pp. 571-574.

11. Tsifrovye tekhnologii i kiberbezopasnost v kontekste rasprostraneniya COVID-19: digest. Moscow: Schetnaya palata RF, 2020. 39 p.

12. Boguslavskiy M. V., Lelchitskiy I. D. Sovremennye strategii razvitiya rossiyskogo obrazovaniya v usloviyakh informatsionnogo obshchestva. In: Obrazovatelnoe prostranstvo v informatsionnuyu epokhu (EEIA-2016). Proceedings of International scientific-practical conference, 6-7 June 2016. Moscow: In-t strategii razvitiya obrazovaniya RAO, 2016. Pp. 38-49.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 6

Статья поступила в редакцию 26.08.2021 The article was received on 26.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.