Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ЦИФРОВОМ ФОРМАТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ЦИФРОВОМ ФОРМАТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННО-СРЕДОВЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ / EDUCATION DIGITALIZATION / EDUCATIONAL DIGITAL ECOSYSTEM / INFORMATIVE-COGNITIVE APPROACH / INFORMATION-ENVIRONMENT APPROACH / COMMUNICATIVE COMPETENCE / EDUCATIONAL VIDEO-MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирилова Г.И., Грунис М.Л., Левина Е.Ю., Голованова И.И.

Актуальность исследования обусловлена задачами цифровизации образования и направленностью на развитие всех видов цифровой деятельности педагога. Цифровизация образования значительно ускорилась сложившейся ситуацией пандемии, инициировав новые форматы деятельности педагогов и оперативный переход на удаленный или дистанционный форматы обучения. В цифровом формате деятельности обновился и спектр компетенций педагога, в том числе, и коммуникационная компетентность. Авторами оценивается трансформация коммуникативных функций в педагогическом взаимодействии субъектов обучения в рамках цифровизации. Рассматривая глобальный вопрос создания образовательной цифровой экосистемы, мы выделяем теоретический базис нашего исследования: информационно-когнитивный и информационно-средовый подходы, метапринцип преемственности всех этапов образовательной цифровизации. Акцентируясь на образовательной видеоинформации как составляющей цифровой среды, пространства и экосистемы, мы исследовали трансформацию коммуникационной компетентности современного педагога и обобщили основные рекомендации по ее развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирилова Г.И., Грунис М.Л., Левина Е.Ю., Голованова И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF TEACHER'S COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE DIGITAL FORMAT OF PROFESSIONAL ACTIVITY

The relevance of the research is caused due to the tasks of education digitalization and focuses on development of all kinds of teacher's digital activities. Education digitalization advanced the current situation with COVID-19 pandemic, initiating new formats of teachers' activities and rapid transfer to remote and distant formats of teaching. In the digital format the teacher's professional activity is being updated, including communicative competence. The authors evaluate the transformation of teacher's communicative functions in the pedagogical interaction between the subjects of teaching and learning in the framework of digitalization. Treating the global problem of creating educational, digital ecosystem, we define the theoretical basis of our research: informative-cognitive and informative-environment approaches, meta principle of all stages of education digitalization continuity. Making an accent on educational video-information as a constituent component of digital environment, space and ecosystem, we issued a modern teacher's communicational competence, having summed up the major recommendations on its development.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ЦИФРОВОМ ФОРМАТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378

Актуализация коммуникационной компетентности педагога в цифровом формате деятельности

Actualization of teacher's communicative competence in the digital format of professional activity

Кирилова Г.И., Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Казань, Россия, gikirilova@mail. ru

Грунис М.Л., Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Казань, Россия, max0108@yandex. ru

Левина Е.Ю., Институт педагогики, психологии и социальных проблем, frau. levina2010@yandex. ru

Голованова И.И., Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Казань, Россия, ginnag@mail. ru

Kirilova G., Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Russia, gikirilova@mail.ru Grunis M., Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Russia, max0108@yandex.ru Levina E., Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, frau.levina2010@yandex.ru Golovanova I., Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Russia, ginnag@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.005

Статья выполнена по государственному заданию № 0N59-2019-0013 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации».

Ключевые слова: цифровизация образования, образовательная цифровая экосистема, информационно -когнитивный подход, информационно-средовый подход, коммуникационная компетентность, образовательные видеоматериалы.

Keywords: education digitalization, educational digital ecosystem, informative-cognitive approach, informationenvironment approach, communicative competence, educational video-materials.

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена задачами цифровизации образования и направленностью на развитие всех видов цифровой деятельности педагога. Цифровизация образования значительно ускорилась сложившейся ситуацией пандемии, инициировав новые форматы деятельности педагогов и оперативный переход на удаленный или дистанционный форматы обучения. В цифровом формате деятельности обновился и спектр компетенций педагога, в том числе, и коммуникационная компетентность. Авторами оценивается трансформация коммуникативных функций в педагогическом взаимодействии субъектов обучения в рамках цифровизации. Рассматривая глобальный вопрос создания образовательной цифровой экосистемы, мы выделяем теоретический базис нашего исследования: информационно -когнитивный и информационно-средовый подходы, метапринцип преемственности всех этапов образовательной цифровизации. Акцентируясь на образовательной видеоинформации как составляющей цифровой среды, пространства и экосистемы, мы исследовали трансформацию коммуникационной компетентности современного педагога и обобщили основные рекомендации по ее развитию.

Abstract. The relevance of the research is caused due to the tasks of education digitalization and focuses on development of all kinds of teacher's digital activities. Education digitalization advanced the current situation with COVID-19 pandemic, initiating new formats of teachers' activities and rapid transfer to remote and distant formats of teaching. In the digital format the teacher's professional activity is being updated, including communicative competence. The authors evaluate the transformation of teacher's communicative functions in the pedagogical interaction between the subjects of teaching and learning in the framework of digitalization. Treating the global problem of creating educational, digital ecosystem, we define the theoretical basis of our research: informative-cognitive and informative-environment approaches, meta principle of all stages of education digitalization continuity.

Making an accent on educational video-information as a constituent component of digital environment, space and ecosystem, we issued a modern teacher's communicational competence, having summed up the major recommendations on its development.

Введение. При переходе общества к постиндустриальному развитию, где информация является одной из значимых ценностей и средством достижения поставленных целей, где основные усилия членов общества направлены на ее получение, обработку и использование, в том числе в процессе интерактивного взаимодействия, коммуникационная

компетентность приобретает особые черты и значимость. В ситуации, связанной с пандемией Со\т<! 19 и переходом образования в удаленный дистанционный формат обучения,

коммуникационная компетентность педагога стала востребована и в ином формате. Произошло смещение акцентов с организации эффективного взаимодействия обучающихся в аудитории на организацию образовательного процесса в онлайн формате, где важнее становиться донести нужную информацию и отследить понимание ее обучающимся для его дальнейшего самообучения и самостоятельной работы. Передача и получение учебной информации, в том числе в виде лекций, инструкций и видеороликов, и даже лекции онлайн является одним из основных процессов в ситуации онлайн обучения, которая, безусловно, останется востребованной как значимая часть очного смешанного обучения. Дидактическая организация такого процесса базируется на владении педагогом коммуникационной компетентностью в сочетании с цифровыми навыками.

Современная цифровая образовательная среда очень динамична, она предоставляет постоянно обновляемый набор инструментов для педагогической коммуникации. Одним из таких инструментов является использование видеороликов обучающего характера, особенности применения которых исследуют авторы.

Целью работы является выявление трансформаций коммуникативных функций, связанных с субъектами обучения как в педагогически-организационной, так и в инструментально-конструкторской сферах.

Методология исследования. Кратко представим теоретические основания нашего исследования.

1) Поставлена глобальная задача создания цифровой образовательной экосистемы как особой образовательной инфраструктуры, в которой при объединении множества участников, образовательных процессов и цифровых технологических возможностей обеспечиваются условия для обучения и профессионально-

личностного развития Человека.

Человекосообразность и

человекоориентированность выступают ядром новой образовательной парадигмы для обеспечения будущего процветания социума в современной турбулентной среде [1].

2) Цифровизация не является обособленным или противостоящим явлением, она - закономерная веха технологического развития математики, кибернетики, информатики, базирующаяся на научных и технико-технологических достижениях, междисциплинарных связях и преемственности методов, форм и технологий. Если информатизация дала нам возможности внепрофессионального доступа к разнообразным информационным объектам через глобальные коммуникации, то цифровизация распространяет информационные процессы на все сферы жизни [2;3], «высвобождая» нас от рутинных операций для других нужд самого человека и социума, тех, где нужны исключительные «человеческие» качества. Преемственность научных знаний в этой сфере является метапринципом нашего исследования.

3) Множественность иерархий и позиций цифровой экосистемы в каждом предметном случае «завязаны» на контенте и коммуникациях между участниками образовательных процессов [4]. Для устранения дисбаланса информационных потоков оценивается «селекционная ценность информации», позволяющая оценить информационные потоки по их значимости для рассматриваемой системы [5]. Стратегией реализации этого положения выступает информационно-когнитивный подход, «работающий» с процессами управления генерацией знаний субъектов и объектов образования и рассматривающий многообразие вариантов развития событий в особенностях образования: личностная направленность, высокая вариативность образовательных ситуаций, цикличность всех образовательных процессов, временная ограниченность и др. [6].

4) Цифровое образовательное пространство и цифровая среда - разнообразие взаимодействующих и возникающих форм цифровизации образования. Они должны нести в себе обязательные характеристики цифровой экосистемы, вне «цифрового феодализма», когда: а) существует баланс сил и прибылей (в том числе и нефинансовых); б) обеспечивается разнообразие и высокопроизводительность ресурсов; в)

поддерживается гибкость и адаптивность контента и многое другое. Это положение поддерживается сущностью информационно-средового подхода: «во-первых, с позиции концептуальной роли взаимодействия подсистем науки, производства и образования, во-вторых, с позиции внешних и внутренних информационных потоков, в-третьих, с позиции уровневой организации международной, федеральной, регионально-отраслевой,

институциональной, предметно-дисциплинарной и личностной инфраструктур, в-четвертых, с позиции объединения компонентов

образовательной среды в целостную педагогическую систему» [7]. Именно информационно-средовый подход, используя образовательное пространство в зависимости от созданной инфраструктуры, ее функций и возможностей, адекватных современному состоянию социальной теории и практики, выступает методологической основой накопления опыта через учебную деятельность в информационной среде.

Выделенный теоретический базис

распространяется на все компоненты цифровой образовательной экосистемы, требующие разработки.

Аспект нашего

исследования - видеоинформация, содержащая демонстрацию каких-либо действий

образовательного порядка, может выступать продуктивным образовательным контентом, если она отвечает дидактическим требованиям. Важной представляется и педагогическая специфика применения цифровых видеороликов. При очевидной простоте работы на компьютере с учебными видеороликами важно, чтобы обучающиеся использовали интерактивное взаимодействие, а не пассивное восприятие, чтобы существовали взаимный обмен информацией и взаимное развитие субъектов обучения (win-win направленность), чтобы подготовленные цифровые материалы были открыты для анализа и совершенствования.

Для педагога и обучающихся в процессе передачи видеоинформации важно обладать не только предметными знаниями, но и умением использовать цифровые инструменты и навыки для записи полезных видеоматериалов с дидактических позиций. Очевидно, этому надо обучать и будущих педагогов любого направления обучения, которые должны уметь совмещать различные виды профессиональной деятельности, а именно: заранее подготовить систематизирующий теоретический материал, продумать мотивирующий блок, эмоционально

передать информацию студенту,

продемонстрировать необходимый практический опыт. Для современной педагогической деятельности педагог (действующий, будущий) должен обладать коммуникационной

компетентностью, которая позволяет свободно и продуктивно осуществлять педагогические взаимодействия в том числе, и в цифровой среде. Она (по нашим представлениям) совмещает в себе коммуникативные компетенции [8] и компетенции цифровой грамотности [9].

Важным является и узконаправленный аспект передачи учебной информации с помощью изображений - речь идет об авторской позиции и инструментах отображения и технологиях. Переход к видео последовал за соответствующим изобретением, которое передало подвижную природу изображений, которая позже была дополнена звуком и цветом. Обратим внимание, что трансляция видео многомерна. Снятый на видео лектор не только передает определенный текст, но и сопровождает представление учебного материала эмоциями, использует свою энергию для передачи своей позиции, транслирует отношение к этому тексту, применяет педагогические навыки и ораторский опыт, чтобы удерживать внимание. Видео может отображать фрагменты систематической информации, включать фоновую музыку или другие звуки, может следовать друг за другом в рамках презентаций, демонстрировать эксперименты и данные самими разнообразными способами.

Процесс педагогического общения, построенный на исследованиях групповой динамики [10], не сводится к логической системе, а основан на психолого-педагогической модели. Действительно, преподаватель в своем повествовании постоянно меняет темп и интонацию, чтобы представляемое им содержание дисциплины было более понятным и затрагивающим эмоциональный интеллект обучающихся. В процессе развития человека восприятие картин и книг предшествует умению различать текст. Речь идет о непрерывном развитии эмоционально способных систем. Исходя из вышеизложенного, мы отмечаем, что необходимо принять во внимание реакцию аудитории как на личный контакт с лектором, так и на его работу, представленную в виде видеороликов. Мы говорим об обратной связи - непрерывной двусторонней связи, направленной, с одной стороны на экран, а с другой - на аудиторию. Такая информация может быть использована лично автором обучающего видео или экспертом, что необходимо для дальнейшего совершенствования учебного

процесса на основе двустороннего взаимного общения.

Материалы и методы исследования. В своей экспериментальной работе мы сделали попытку оценить динамику коммуникативных функций, связанных с субъектами педагогического взаимодействия как в педагогически-организационной, так и в инструментально-конструкторской сферах, при подготовке и применении обучающих видеороликов в рамках образовательных процессов.

Для наглядной демонстрации динамичного и продуктивного прогресса в различных областях коммуникации и сферах деятельности по подготовке и применению обучающих видеороликов были использованы основы теоретического и экспериментального анализа динамики развития коммуникационной компетентности будущих учителе)й в подготовке и использовании цифровых видеороликов.

Основные методы этого исследования включали в себя: анкетирование, наблюдение и применение факторного анализа для формирования рейтинга популярности цифровых инструментов будущих учителей. Материалы по изучению этой проблемы собраны при активном включении в формирующий эксперимент 78

преподавателей и студентов Казанского (Приволжского) федерального университета, владеющих различными областями и уровнями знаний. Среди них 7 преподавателей и 71 студент педагогической магистратуры дневной и заочных форм обучения, в частности ИТ-профиля - 25 человек, гуманитарного профиля - 26 человек, естественно-научного - 20 человек.

Результаты исследования. В эксперименте приняли участие преподаватели и студенты, записывающие в студии КПФУ видеоролики, нацеленные на расширение коммуникационных возможностей онлайн курсов. Эта деятельность была организована в рамках изучения дисциплины «Информационные технологии в

профессиональной деятельности». Участники исследования были разделены на группы -контрольную и экспериментальную с учетом заявленного студентами приоритета восприятия информации: а) в контрольную группу отнесены студенты, в большей степени, предпочитающие для обучения текстовую информацию, б) в экспериментальную - студенты, предпочитающие для обучения видеоматериалы. Вместе с тем, как видно из результатов исходного опроса, опыт разработки видеоматериалов в обеих группах примерно одинаковый (Рисунок 1).

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

контрольная группа экспериментальная группа

И хотели бы получать информацию в видео формате

□ имеют опыт создания видеороликов

Рисунок 1. - Приоритет восприятия информации и опыт разработки видеороликов в контрольных и экспериментальных группах до проведения педагогического эксперимента

Эксперимент состоял из 3-х этапов. На первом этапе преподаватель «субъект цифровой среды № 1» проводит лекционные занятия, используя авторские видеоматериалы, в которых демонстрирует приемы и инструменты совершенствования взаимодействия. Студентам, будущим педагогам дается задание подготовить собственный видеоролик, в соответствии с выдвигаемыми содержательными и

коммуникационными требованиями. На втором этапе авторский видеоматериал становятся

«субъектом № 2», агентом коммуникационной деятельности в цифровой среде, которому передаются обучающие функции. Во время работы с этими материалами студенты получают знания по структуризации содержания, а также по инструментам, применяемым при реализации видеоролика.

На третьем этапе студенты «субъект № 3» при создании собственных видеороликов

взаимодействовали друг с другом, при просмотре и оценки видеоролика (в организационно-

педагогической сфере) и в процессе создания видеоролика (в инструментально-

проектировочной сфере).

В контрольной группе студентам, работающим над собственными видеороликами, предлагалось использовать только прямую коммуникацию при обработке и передаче учебной информации. В экспериментальной группе студентам, работающим над собственными видеороликами, предлагалось использовать не только прямую, но и контекстную коммуникацию, в числе которой, например, дидактическая роль ближнего и дальнего планов съёмки, постоянное изменение планов, используемых со стабильными интервалами и другое.

На всех этапах используются качественный и количественный анализы учебных материалов и образовательных результатов, а также методы анкетирования и наблюдения.

В исследовании мы рассматривали динамику изменений в показателях, характеризующих коммуникационную компетентность. Нами были выделены характерные особенности в изменениях показателей на разных этапах использования учебного видео, а также определение трансформаций, ориентированных на перспективу готовности к эффективной работе в онлайн формате или смешанном формате обучения в ближайшем будущем.

Далее, на основе разработанной диагностической карты была проведена оценка, в какой мере студенты контрольной и экспериментальной групп: 1) хотели бы получать информацию в видео формате; 2) имеют опыт создания видеороликов; 3) хотели бы сами создавать образовательные видеоматериалы; 4) владеют приемами и инструментами создания видеороликов, см. рисунок 2.

70 60 50 40 30 20 10 0

Контрольная группа, %

и до эксперимента 6 после эксперимента

хотели бы получать информацию в видео формате

имеют опыт создания видеороликов

хотели бы сами

создавать образовательные видеоматериалы

владеют приемами и инструментами создания

а) результаты опроса контрольной группы

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

хотели бы получать информацию в видео формате

Экспериментальная группа, %

до эксперимента

□ после эксперимента

имеют опыт создания видеороликов

хотели бы сами

создавать образовательные видеоматериалы

владеют приемами и инструментами создания

б) результаты опроса экспериментальной группы Рисунок 2. - Динамика отношения и опыта работы с видеоинформацией в экспериментальных и контрольных группах после проведения педагогического эксперимента

При анализе полученных результатов было определено, что ранее имевшее место традиционное предпочтение к работе с текстовой информацией, характерное как для контрольной, так и для экспериментальной групп на начальном уровне, в ходе эксперимента теперь изменилось в обеих группах. Следует отметить, что наибольшие сдвиги в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной группой, обусловлены факторами, связанными с желанием создать собственное видео и обладанием соответствующими приемами и инструментами, способствующими обеспечению его

коммуникационной направленности.

Качественный анализ диагностической карты заполняемой в ходе эксперимента, по развитию коммуникационной компетентности будущего педагога, позволил выделить основные аспекты деятельности преподавателя при обучении студентов, связанные с созданием видеороликов, обладающих коммуникационной

направленностью, взаимодействием с

обучающимися в процессе создания видеоматериалов, желанием использовать и совершенствовать его. Выявлено, что коммуникации в процессе создания и оценки видео открывают новые возможности для использования цифровых инструментов.

Выявлено, что коммуникации в процессе создания и оценки видео открывают новые возможности для использования цифровых инструментов.

Коммуникационная компетентность будущих педагогов при работе в цифровой образовательной среде характеризуется новыми акцентами, направленными на

совершенствование навыков и опыта:

- в четкой постановке дидактических целей создаваемого образовательного видеоматериала;

- выбора адекватного контента для видеоролика, проектирование содержания обучения сообразно плану занятия (темы);

- владения цифровыми инструментами приема-передачи учебной информации с необходимыми дидактическими характеристиками;

- выбор цифрового инструментария, адекватного выполняемым задачам и способного: а) обеспечить решение педагогических задач по освоению учебного материала; б) усилить активность и включенность обучающегося в учебный процесс; в) развить навыки продуктивной работы в цифровой среде.

В ходе экспериментальной работы произошло смещение выбора создателей образовательных видеороликов с информационного формата на

проблемно-деятельностный, коммуникационно направленный. Разработчики видео стремились включать в них демонстрацию некоторых образовательных действий, чтобы предложить обучающемуся не только роль наблюдателя, но также и участника, который детально знает процедуру для выполнения конкретной задачи. Собственная деятельность обучающегося может осуществляться как синхронно, что означает одновременную работу при просмотре видео, так и асинхронно, то есть независимо, после его просмотра.

Итак, подводя итоги проведенного эксперимента, можно отметить расширение всего спектра профессиональных компетенций у студентов и контрольной, и экспериментальной групп. Для них как будущих педагогов обучающая деятельность по подготовке видеороликов явилась не просто требованием и запросом времени, а возможностью развивать и совершенствовать свои цифровые навыки в реальной практической деятельности. Мы постарались собрать информацию о результатах работы с цифровыми ресурсами и сделать эту информацию предметом обсуждения и анализа, а также экспериментальной основой для улучшения и выбора видео, соответствующих определенным целям и задачам обучения, и характеристикам участников образовательного процесса.

Ориентация на коммуникационную компетентность педагога позволила выявить совокупное взаимодействие механизмов коммуникации, в том числе: восприятие новой информации; создание новой среды; систематизация предыдущих представлений с новым опытом. Мы выделяем следующий коммуникационный инструментарий:

- переход к концепции контрольных точек, дополняющих ранее созданные видеоролики, позволяющей использовать аналитические инструменты;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сбор и анализ наиболее востребованных автоматизированных действий для создания самообучающих экспертных систем;

- интерпретация задержанных взаимодействий и интерактивных взаимодействий обучающихся для выявления образовательных корреляций;

- учет эмоциональности и активности обучающихся для развития и дальнейшего расширения образовательных видео-функций.

Все это реализовано на основе различных каналов восприятия и общения, в том числе и цифровых, включающихся в педагогическое взаимодействие. Создание в цифровом

пространстве банка образовательных видеороликов - наша перспективная задача на ближайшее будущее.

Заключение. В настоящее время мы находимся в процессе формирования образовательной цифровой экосистемы, которая неограниченна, многомерна и динамична. Обобщение теоретических установок позволило выделить авторскую позицию - мы не создаем цифровизацию с «нуля», отмечая преемственность этапов компьютеризации, информатизации и цифровизации при эволюционном развитии всех образовательных стратегий, форм, методов и средств обучения. Практическую реализацию данной установки мы базируем на информационно-когнитивном (генерация знаний) и информационно-средовом подходах (накопление опыта через учебную деятельность).

В ходе информационно-цифровой эволюции мы выделяем определенные стратегии в отношении каждого ее элемента, в данном случае - контент и коммуникации между участниками образовательных процессов в

цифровой среде. Мы исследовали различные каналы восприятия и общения, интегрированные в коммуникационной компетентности педагога (настоящего, будущего). Текущее развитие цифровой среды требует от педагогов владения не только способами взаимодействия со студентами во время аудиторной работы лицом к лицу, но других, новых компетенций, связанных с созданием видеороликов обучающего характера, а также инструментов обработки видеоматериала и теоретических основ видеопроизводства, изучение которых отсутствует в учебных планах и собственного перемещения в цифровой формат с сохранением дидактических функций. Экспериментальная работа выявила

динамическую цикличность и активацию коммуникационной компетентности в процессе информационного взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе используемых цифровых инструментов. Важно отметить необходимость интерактивного сотрудничества, взаимного информационного обмена и развития всех участников процесса, открытость для анализа и улучшения.

1. Левина Е.Ю., Мухаметзянова Л.Ю. Развитие Человека знания в ракурсе когнитивной парадигмы / Е.Ю. Левина, Л.Ю. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 3 (140). - С. 8-18.

2. Кирилова Г.И., Волик О.Н. Специфика формирования интеллектуального потенциала общества в условиях современной информационной среды (по материалам форума в рамках третьих махмутовских чтений) / Г.И. Кирилова, О.Н Волик // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2011. - Т. 14. - № 1. - С. 375-379.

3. Левина Е.Ю. Цифровизация условие или эпоха развития системы высшего образования / Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2019. -№ 5(136). - С. 8-13.

4. Голованова И.И. Возможности цифровой образовательной среды в организации интерактивного взаимодействия участников процесса обучения: сборник статей / Д.В. Попроцкий, И.И. Голованова // V Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности / Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 25-26 марта 2020 г. - Казань: Центр инновационных технологий, 2020. - С. 340-346.

5. Вызов познанию: стратегии развития науки в

современном мире; отв. ред. Н.К. Удумян. - М.: Наука, 2004. - 475 с.

6. Левина Е.Ю. Система управления развитием высшего образования на основе информационно-когнитивного подхода: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Левина Елена Юрьевна. - Казань. - 2018. - 414 с.

7. Кирилова Г.И., Власова В.К. Интеграционный потенциал информационно-средового подхода в профессиональном образовании / Г.И. Кирилова, В.К. Власова // Филология и культура. - 2013. - № 1 (31). -С. 244-251.

8. Третьякова В.С., Игнатенко А.А. Коммуникативная компетентность будущего педагога: понятие, сущность и структура / В.С. Третьякова, А.А. Игнатенко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - №. 1.

9. Гнатышина Е.В., Саламатов А.А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты / Е.В. Гнатышина, А.А. Саламатов // Вестник ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2017. - №. 8.

10. Xin C., Feenberg A. Pedagogy in cyberspace: The dynamics of online discourse // International Journal of E-Learning & Distance Education/Revue internationale du e-learning et la formation à distance. - 2006. - Т. 21. - №. 2. - С. 1-25.

References:

1. Levina E.Yu., Mukhametzyanova L.Yu. Human development of knowledge in the perspective of the cognitive paradigm / E.Yu. Levina, L.Yu. Mukhametzyanova // Kazan Pedagogical Journal. - 2020. -№ 3 (140). - S. 8-18.

2. Kirilova G.I., Volik O.N. Specificity of the formation of the intellectual potential of society in the modern information environment (based on the materials of the forum as part of the third Makhmutov readings) / G.I. Kirilova, O.N. Volik // Educational Technology & Society. - 2011. - T. 14. - № 1. - P. 375-379.

3. Levina E.Yu. Digitalization is a condition or era of development of the higher education system / E.Yu. Levina // Kazan pedagogical journal. - 2019. - № 5 (136). - S. 8-13.

4. Golovanova I.I. Possibilities of the digital educational environment in the organization of interactive interaction of participants in the learning process: collection of articles / D.V. Poprotsky, I.I. Golovanova // V Andreevskie readings: modern concepts and technologies of creative self-development of the individual / Materials of the All-Russian. scientific-practical conf. with int. participation, March 25-26, 2020. - Kazan: Center for Innovative Technologies, 2020. - P. 340-346.

5. Challenge to cognition: strategies for the

development of science in the modern world; otv. ed. N.K. Udumyan. - M.: Nauka, 2004. - 475 p.

6. Levina E.Yu. Management system for the development of higher education based on the information-cognitive approach: dis. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.01 / Levina Elena Yurevna. - Kazan. - 2018. - 414 p.

7. Kirilova G.I., Vlasova V.K. Integration potential of the information-environmental approach in professional education / G.I. Kirilov, V.K. Vlasova // Philology and Culture. - 2013. - № 1 (31). - S. 244-251.

8. Tretyakova V.S., Ignatenko A.A. Communicative competence of the future teacher: concept, essence and structure / V.S. Tretyakov, A.A. Ignatenko // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2012. - № 1.

9. Gnatyshina E.V., Salamatov A.A. Digitalization and the formation of digital culture: social and educational aspects / E.V. Gnatyshina, A.A. Salamatov // Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University. -2017. - № 8.

10. Xin C., Feenberg A. Pedagogy in cyberspace: The dynamics of online discourse // International Journal of E-Learning & Distance Education / Revue internationale du e-learning et la formation á distance. - 2006. - T. 21. - № 2. -P. 1-25.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.