Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ И ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ И ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
дидактика / образовательное пространство / образовательный процесс / цифровизация / цифровая дидактика / didactics / educational space / educational process / digitalization / digital didactics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева Д. Е.

В данной статье определяются факторы, влияющие на трансформацию системы образования в условиях цифровизации общества и экономики. Выделены цифровые образовательные технологии, обладающие большим педагогическим потенциалом и влияющие на построение современного образовательного процесса. Рассматриваются отличия цифрового обучения от традиционного. Обосновывается изменение роли преподавателя в цифровом образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION IN CONDITIONS OF TRANSITION TO DIGITAL ECONOMY AND INFORMATION SOCIETY

This article defines the factors influencing the transformation of the education system in the context of the digitalization of society and the economy. Digital educational technologies with great pedagogical potential and influencing the construction of a modern educational process are highlighted. The differences between digital and traditional learning are considered. The change in the role of the teacher in the digital educational process is substantiated.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ И ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ»

УДК 37

Михеева Д.Е.

магистрант 3 курса Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ И ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

Аннотация: в данной статье определяются факторы, влияющие на трансформацию системы образования в условиях цифровизации общества и экономики. Выделены цифровые образовательные технологии, обладающие большим педагогическим потенциалом и влияющие на построение современного образовательного процесса. Рассматриваются отличия цифрового обучения от традиционного. Обосновывается изменение роли преподавателя в цифровом образовательном процессе.

Ключевые слова: дидактика, образовательное пространство, образовательный процесс, цифровизация, цифровая дидактика.

Модернизация и цифровизация образовательного процесса обусловлены цифровой трансформацией практически всех сфер человеческой деятельности и интенсивным внедрением ИКТ, таких как веб-технологии, облачные сервисы, мобильные приложения, виртуальная реальность. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали неотъемлемой частью человеческой жизни и превратились в средство общения, работы, обучения и развлечения. Это обусловлено ускоренным развитием технологий и трансформацией цифровых технологий, в результате чего ИКТ стали все более доступными и удобными в использовании.

Цифровая трансформация коснулась и сферы образования, обычный классический формат обучения со временем изменился и уступил место более современным и инновационным методам обучения. Эти изменения привели к модернизации и цифровизации образовательного процесса.

Модернизация и цифровизация образовательного процесса, в основном, связаны с использованием ИКТ в процессе обучения и взаимодействия между студентами и педагогами. Звягинец С.Ю. пришел к выводу, что это может быть использование специальных программ, интерактивных досок, электронных учебников, онлайн-курсов, видеоуроков и многого другого. Использование этих инструментов предоставляет учащимся возможность получать знания более эффективно, быстро и интересно [4, с. 291].

Блинов В.И. отмечает, что одним из основных преимуществ цифровизации образования является возможность получения образования дистанционно, что важно в условиях пандемии COVID-19. Это позволяет учащимся получить образование в любом месте, удобном для них, а также позволяет более широко использовать ресурсы для обучения с использованием Интернет-технологий [1, с. 14].

Варфоломеева В.А. в своем исследовании пришла к выводу, что на основе процессов цифровизации образовательного пространства возникли и развиваются следующие технологические тренды.

1. Интерактивные доски - этот инструмент позволяет педагогам создавать и проводить визуальные уроки и интерактивные презентации, чтобы помочь учащимся лучше понимать и запоминать учебный материал.

2. Онлайн-курсы — это выводит учебный материал за рамки классной комнаты и позволяет учащимся получать доступ к материалам в любом месте и в любое время.

3. Виртуальная реальность — это технология, которая позволяет учащимся погрузиться в виртуальную среду для изучения темы более подробно и в интерактивном формате.

4. Искусственный интеллект - эта технология позволяет педагогам создавать персональные образовательные программы, которые учитывают индивидуальные потребности каждого учащегося.

5. Электронные учебники — это более интерактивный и динамичный способ представления учебного материала, позволяющий студентам осваивать материал более эффективно.

6. Облако — это технология, которая позволяет хранить и использовать данные и материалы в цифровом формате, делая их доступными в любом месте и на любом устройстве.

7. Микрообразование — это метод обучения, который предоставляет краткие интерактивные занятия для быстрого изучения конкретных тем.

8. Видеоуроки — это простой и доступный способ для преподавателей создавать и делиться учебными материалами в цифровом формате.

9. Геймификация - добавление в учебный процесс игровых элементов, поэтапное усложнение заданий, создание увлекательных персонажей и ярких сюжетов, применение эффекта неожиданности (новый атрибут или поворот сюжета) [2, с. 99].

Воевода Е.В. считает, что с появлением и развитием ИКТ происходит трансформация личности человека. Выросло поколение Z, или digital natives (поколение цифровых технологий), для которого мобильные устройства и Интернет - неотъемлемые элементы жизненного пространства. Современные учащиеся не проводят четких границ между виртуальным и реальным мирами. Они постоянно находятся в режиме онлайн и в курсе того, что происходит вокруг [3, с. 99].

В мире поколения Z все персонализировано, поэтому для них актуален отбор знаний по индивидуальной траектории. Именно поэтому возникла необходимость в создании новой гибкой, интерактивной, цифровой системы образовании, которая позволяет каждому человеку получать образование и новые компетенции на протяжении всей жизни, применяя различные смарт-технологии (компьютерные программы, образовательные приложения,

мультимедиа и др.) и смарт-устройства (смарт-доска, смарт-экран) для поиска, обработки и анализа информации и знаний. Мы разделяем точку зрения Шеремет С.А., Заря-Лада Л.М. в том, что современные технологии позволяют создать интеллектуальную виртуальную среду обучения с практически безграничными возможностями для его участника [5, с. 174]. По мнению Блинова В.И., новые формы обучения вызывают интерес и у цифровых кочевников, которые представляют особой социальную категорию людей, использующих цифровые телекоммуникационные технологии для выполнения профессиональных обязанностей и ведущих мобильный образ жизни. Они быстро впитывают информацию из медиаисточников, работают на высокой скорости, предпочитают мобильный доступ к информационным ресурсам, обладают навыками создавать собственные медиаресурсы [1, с. 20].

Цифровизация образовательного процесса представляет собой использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для улучшения процессов обучения и работе педагогов, обеспечения доступа к образованию и развития новых методов обучения. Воевода Е.В. считает, что эта трансформация процесса обучения основана на использовании различных цифровых инструментов и платформ:

1. Электронные учебники, материалы и задания, которые доступны 24 часа в сутки на любых устройствах.

2. Интерактивные методы обучения, основанные на использовании интерактивных досок, онлайн-курсов, виртуальной реальности и других технологий.

3. Программы и приложения для обучения на расстоянии (дистанционное обучение), взаимодействия учащихся и педагогов, управления процессами обучения.

4. Интеграция различных цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, облачные вычисления и другие [3, с. 100].

Цифровизация образовательного процесса также включает в себя улучшение учебных планов и программ на основе различных методик и

исследований, таких как микроуроки, адаптивное обучение, персонализированное обучение, а также исследование данных, которые помогают анализировать и улучшать процессы обучения.

Эти изменения направлены на усовершенствование качества образования, умения и навыки, которые будут нужны учащимся в современном мире, и улучшение взаимодействия между студентами, преподавателями и родителями.

В последнее десятилетие мы наблюдаем, как глобальные изменения, происходящие в обществе и в образовании, вследствие интенсивного применения ИКТ предопределяют необходимость пересмотра традиционного взгляда на дидактику. Сегодня есть все основания говорить о возникновении новой области педагогического знания - цифровой дидактики.

Цифровая дидактика - это область педагогики, которая изучает применение цифровых технологий и ресурсов в процессе обучения и воспитания. По мнению Звягинец С.Ю., цифровая дидактика сосредоточена на разработке новых методов и стратегий обучения, которые использовали бы возможности ИКТ для достижения наилучших результатов [4, с. 293].

Основной задачей цифровой дидактики является создание условий для максимально эффективного использования цифровых технологий в обучении, создание электронных обучающих материалов и их интеграции в образовательный процесс, а также развитие цифровых навыков учащихся и педагогов.

Цифровая дидактика стремится объединить преимущества классической дидактики и новых технологий. Шеремет С.А., Заря-Лада Л.М. определили, что использование цифровых технологий позволяет педагогам создавать интерактивные, многопользовательские и стимулирующие методы обучения, а учащимся предоставляется возможность круглосуточного доступа к образованию, доступность и удобство [5, с. 175].

Щербина Е.Ю., Шмурыгина О.В., Уткина С.Н. выяснили, что цифровая дидактика включает в себя такие концепции, как:

1. Открытое обучение, возможность обучаться с любого места и в любое

время.

2. Адаптивное обучение, на основе которого определяется уровень знаний студента и создаются уникальные учебные планы и задачи.

3. Интеллектуальный анализ данных, который можно использовать для проектирования персонализированных планов обучения и улучшения технологий обучения.

4. Коллаборативное обучение, которое позволяет учащимся делать уроки в сотрудничестве с другими учащимися и преподавателями в режиме реального времени.

5. Использование игровых элементов и методов в обучении -геймификация [6, с. 411].

Цифровая дидактика является важной составляющей процесса модернизации образования, улучшения качества обучения и повышения интереса студентов к учебному процессу.

Подводя итог, следует отметить, что современная система образования претерпевает значительные изменения. В основе этой трансформации лежит технологический прогресс. Цифровизация образовательного процесса предлагает использование педагогами и студентами прорывных цифровых технологий (массовые онлайн-курсы, мобильное и адаптивное обучение, виртуальная реальность, геймификация), которые раздвигают границы научного познания.

Тем не менее, цифровая трансформация не означает исключительно применения информационно-коммуникационных технологий. Цифровизация предполагает качественное изменение содержания и организации образовательного процесса с учетом меняющихся требований к ролевой функции педагога, а также формам, методам и технологиям обучения, которые бы отвечали запросам современных обучающихся, относящих себя к цифровому поколению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Блинов В.И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? // Современные проблемы профессионального и высшего образования: состояние и оценка. Чистякова С.Н., Подуфалов Н.Д., Геворкян Е.Н. Москва, 2019. С. 1424;

2. Варфоломеева В.А. Цифровая трансформация образовательного процесса в России // Финансовая экономика. 2022. № 5. С. 99-102;

3. Воевода Е.В. Цифровая дидактика: технологии и практики // Дискурс профессиональной коммуникации. 2020. Т. 2. № 2. С. 89-94;

4. Звягинец С.Ю. Цифровая трансформация методического обеспечения образовательного процесса // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 4. С. 291-295;

5. Шеремет С.А., Заря-Лада Л.М. Трансформация модели взаимодействия участников образовательного процесса // Молодые исследователи - регионам. Материалы Международной научной конференции: в 3 томах. 2019. С. 174-176;

6. Щербина Е.Ю., Шмурыгина О.В., Уткина С.Н. Цифровая дидактика профессионального-педагогического образования: основные компоненты // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2 (51). С. 411-418

Mikheeva D.E.

South Ural State Humanitarian and Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia)

TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION IN CONDITIONS OF TRANSITION TO DIGITAL ECONOMY AND INFORMATION SOCIETY

Abstract: this article defines the factors influencing the transformation of the education system in the context of the digitalization of society and the economy. Digital educational technologies with great pedagogical potential and influencing the construction of a modern educational process are highlighted. The differences between digital and traditional learning are considered. The change in the role of the teacher in the digital educational process is substantiated.

Keywords: didactics, educational space, educational process, digitalization, digital didactics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.