Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ТУЛГУ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ТУЛГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Марина Александровна, Аверьянова Инна Эдуардовна, Копылов Андрей Борисович, Шумилова Ольга Евгеньевна

Персонализация обучения в современным мире является крайне актуальным трендом. Формирования индивидуальной образовательной траектории происходит с активным участием студента, что позволяет получить не только основную специальность, но и освоить компетенции в других областях, причем самых разнообразных. Как возможно трансформировать образовательное пространство, какие задачи необходимо решить рассмотрено в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова Марина Александровна, Аверьянова Инна Эдуардовна, Копылов Андрей Борисович, Шумилова Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL SPACE OF ENGINEERING AREAS OF TULSU TRAINING

Personalization of education in the modern world is an extremely relevant trend. The formation of an individual educational trajectory takes place with the active participation of the student, which allows you to get not only the main specialty, but also to master competencies in other areas, and the most diverse. How it is possible to transform the educational space, what tasks need to be solved is discussed in this article.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ТУЛГУ»

The article substantiates the tasks and goals of forming a system of technical diagnostics of the current technical condition of technological equipment of ground-based space infrastructure facilities. The factors whose parametric values should be minimized when developing proposals on the composition and structure of the diagnostic system for technological equipment of ground-based space infrastructure facilities are indicated. The main approaches to the formation of a system for diagnosing the actual technical condition of technological equipment of ground-based space infrastructure facilities as a complex technical system to ensure the information completeness of the description of the technical condition of control objects have been developed. A block diagram of a system for diagnosing the technical condition of technological equipment of ground-based space infrastructure facilities has been developed.

Key words: technical diagnostics system, non-destructive testing methods, integration, ground space infrastructure facilities, safe operation of technological equipment.

Astankov Aleksey Michailovich, chief of scientific laboratory, vka-onr@mail.ru, Russia, Saint-Peterburg, Mozhaisky Military Aero Space Academy,

Mironenkov Oleg Vyacheslavovich, candidate of chemical sciences, senior researcher, vka-onr@mail. ru, Russia, Saint-Peterburg, Mozhaisky Military Aero Space Academy,

Golovchinskaja Nataliya Vladimirovna, researcher, vka-onr@mail.ru, Russia, Saint-Peterburg, Mozhaisky Military Aero Space Academy

УДК 378.1

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-4-411-417

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ТУЛГУ

М.А. Анисимова, И.Э. Аверьянова, А.Б. Копылов, О.Е. Шумилова

Персонализация обучения в современным мире является крайне актуальным трендом. Формирования индивидуальной образовательной траектории происходит с активным участием студента, что позволяет получить не только основную специальность, но и освоить компетенции в других областях, причем самых разнообразных. Как возможно трансформировать образовательное пространство, какие задачи необходимо решить рассмотрено в данной статье.

Ключевые слова: стратегия цифровой трансформации, индивидуальные образовательные траектории, образовательное пространство, компетенции.

Стратегия цифровой трансформации науки и высшего образования предусматривает переход к индивидуальным образовательным траекториям (ИОТ) всех подведомственных Минобрнауки России вузов к 2030-му году, уже к 2024 году не менее 50 % обозначенных субъектов должны начать реализацию образовательных программ с учетом данных требований. Некоторые вузы постепенно начинают внедрять индивидуальный подход в обучении и дают возможность студентам определять режим освоения дисциплин с учетом их личных интересов, целей, потенциала: набор курсов, их содержание, формы, технологии и темп изучения подстраиваются под потребности и возможности каждого студента.

Отказ от классических образовательных программ в пользу ИОТ сопряжен со значительными ресурсными затратами вуза, кроме того, серьезным ограничением выступают рамки нормативных актов в сфере высшего образования. Одно общее расписание на группу трансформируется в десятки (в соответствии с численностью учебной группы), возникает потребность в институте тьюторства, дифференцируется учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава, изменяется формат взаимодействия «преподаватель - студент» и т.д.

Принимая решение о модернизации образовательного пространства инженерных направлений подготовки, руководство вуза отвечает на три ключевых вопроса: «Кого учить?», «Чему учить?» и «Как учить?».

В настоящее время в большинстве вузов страны, в том числе Тульском государственном университете, доминирует модель подготовки инженеров «4+2» (бакалавриат - магистратура), исключение составляют несколько направлений специалитета. Причем магистратура может быть не связана с освоенным направлением подготовки в рамках бакалавриата. Вместе с тем, содержание программ магистратуры, представляет собой, как правило, углублённую версию бакалавриата и не является самостоятельной программой.

Анализ потребителей образовательных услуг высших учебных заведений показал, что как абитуриенты инженерных направлений подготовки слабо представляют себе сферу профессиональной самореализации после окончания вуза, так и выпускники-бакалавры зачастую понимают ошибочность выбранной образовательной стратегии, не планируя трудоустройство по полученной специальности. При этом государственный бюджет на подготовку освоен.

Переход на модель «2 + 2 + 2», когда в первые два года бакалавриата студент будет изучать общие дисциплины, формирующие личностные качества и дающие фундаментальную подготовку, и только на третьем курсе выбирать специализацию, позволит получателю образовательных услуг более осознанно подойти профессиональному самоопределению. Индивидуальные траектории возлагают на самого студента ответственность за обучение. Вместе с тем, поднимая вопрос о переходе на индивидуальные образовательные траектории необходимо понимать, что большинство студентов не готовы к такой трансформации (не хотят и не могут сделать ответственный выбор). А соответственно, университету придётся развивать у студентов определенные качества и навыки: интерес к саморазвитию, критическое мышление, умение работать в коллективе, способность принимать решения и нести за них ответственность. И именно этих качеств ждут от своих будущих сотрудников и работодатели.

На наш взгляд, при подготовке бакалавров («линейных» инженеров -мастеров производственных участков, технологов, конструкторов начальных разрядов...) особое внимание необходимо уделить формированию личностных качеств выпускника (универсальных компетенций), базовой естественнонаучной подготовке, общеинженерной подготовке с акцентом на прикладное профессиональное обучение и знание 1Т-технологий.

В рамках реализации магистерских программ следует стремиться к модели «инженер - лидер» (инженер-исследователь, инженер-организатор, инженер-предприниматель и т.д.). Такой выпускник должен быть способен осуществлять личностное развитие, межкультурную коммуникацию, в том числе на иностранном языке, решать задачи в рамках инженерной специализации, выполнять индивидуальные и групповые инженерные проекты с использованием модельных симуляционных методов, проводить исследования под руководством наставника, решать передовые научные задачи, реализовывать инженерные проекты командой, с имитацией системы разделения труда предприятия, осуществлять системный инжиниринг, междисциплинарный подход, применять критическое мышление, обладать экономическими знаниями, видением рынка будущего, предпринимательскими компетенциями, владеть цифровой грамотностью, навыками работы с современным программным обеспечением в предмет-

ной инженерной области, программной инженерии и прототипирования.

В качестве основных направлений трансформации можно предложить следующее:

- разработку модульных индивидуализированных образовательных программ, с расширенным спектром вариативных траекторий обучения. Каждый модуль должен включать базовый набор дисциплин и дисциплины по выбору;

- построение образовательной программы, включающей в себя как типовые базовые траектории обучения, так и траектории, дающие обучающемуся возможность доработки и корректировки программы обучения, с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей;

- включение в образовательную программу в качестве дисциплин по выбору курсов, позволяющих после их прохождения выпускнику получить и документы о повышении квалификации или профессиональной переподготовке, дополнительно к документу об образовании;

- значительное увеличение доли практической подготовки в образовательной программе.

Для того чтобы обеспечить трансформацию образовательного процесса необходимо, в первую очередь, сформировать образовательную среду, соответствующую ситуации, целям и задачам университета. Как основные механизмы трансформации можно выделить:

- внедрение в учебный процесс массовых открытых офф/онлайн курсов и разработка собственных онлайн-курсов;

- активное использование таких технологий, форм, методов обучения как смешанное, дистанционное, онлайн-обучение, методов проектного обучения (практико-ориентированный, проблемно-ориентированный подходы, метод проблемного обучения), обучение в команде, неформального обучения, широкое применение междисциплинарного вместо узкоспециализированного подхода и т.д.;

- разработка механизмов взаимодействия с индустриальными партнерами (советы по образовательным программам, биржи проектов, отраслевые лаборатории, ассоциации выпускников и т.п.);

- организация повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в области организации проектной деятельности, разработка действующей на постоянной основе системы стажировок преподавателей на базе индустриальных партнеров, на кафедрах ведущих вузов России.

Общая картина индивидуальной образовательной траектории может складываться из различных элементов. В первую очередь, университет должен создать условия для развития универсальных компетенций обучающегося, которые будут востребованы им на протяжении всей его жизни. Важно научить студента находить и получать необходимую информацию, устанавливать взаимосвязь между прошлыми и настоящими событиями, самостоятельно заниматься своим обучением, организовать свою работу, использовать инновационные технологии, находить новые решения, работать в команде, договариваться отстаивая свою позицию, принимать решение и нести ответственность.

Поскольку универсальные компетенции являются общими для всех направлений подготовки и закрываются преимущественно за счет дисциплин социально-гуманитарного цикла, предлагается выделить социально-гуманитарный кластер, трудоемкость которого составит 75 % нагрузки первого и второго семестров. По аналогии с российскими университетами, внедрившими данный подход, указанную составляющую можно назвать ядром.

На наш взгляд, ядро образовательной программы подготовки инженера на уровне бакалавриата может включать следующие единые модули:

- «Социальная эволюция человека и общества»;

- «Личностное развитие и карьерный рост»;

- «Управление и бизнес»;

- «Человек в современном мире»;

- «Проектно-исследовательская работа».

При проектировании модулей необходимо предусмотреть базовые установочные лекции и достаточно широкий спектр практических элективных курсов. Объем лекционных занятий модулей ядра должен быть минимальным. Целесообразно выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы формирование личностных компетенций осуществлялось в ходе проектно-исследовательской работы, реализуемой с использованием междисциплинарного подхода. Возможный вариант преобразования традиционного учебного процесса представлен в таблице.

Преобразование традиционного учебного процесса

Традиционная ОП Трансформированное ядро ОП

Дисциплина Компетенции Модуль Компетенции

История России УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Социальная эволюция человека и общества УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3

Всеобщая история УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3

Философия УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3

Деловая коммуникация УК-3.2, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-5.3 Личностное развитие и карьерный рост УК-3.2, УК-4.1, УК- 4.2, УК-4.3, УК-5.3, УК-6.1, УК-6.2, УК- 6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3

Технологии самореализации и саморазвития УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3

Иностранный язык УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3

Основы экономики УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3 Управление и бизнес УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, УК-1.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-3.2, УК-3.3, УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3

Управление проектной деятельностью УК-1.3, УК-2.1, УК-2.3, УК-3.2, УК-3.3

Правоведение и противодействие коррупции УК-2.1, УК-2.3, УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3

Безопасность жизнедеятельности УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 Человек в современном мире УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3 УК-2.1, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-5.1 УК-7.1, УК-7.2, УК-7.3

Социальные и политические процессы в современном обществе УК-2.1, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-5.1

Физическая культура и спорт УК-7.1, УК-7.2, УК-7.3

Проектная деятельность-1 УК-2.1, УК-2.3, УК-3.2, УК-3.3 Проектно-исследовательская работа УК-2.1, УК-2.3, УК-3.2, УК-3.3

Внедрение в образовательный процесс проектно-исследовательской работы по проблематике модулей ядра, должно стать логическим завершением формирования личностных компетенций на первом этапе, кроме того, проектно-исследовательская работа заложит фундамент для реализации проектной деятельности в рамках профильных дисциплин.

Базовую естественнонаучную подготовку бакалавров можно проводить по двум направлениям: по всем программам технических направлений подготовки предусмотреть единые модули (базовая часть), а элективные модули, которые позволят удовлетворить профессиональные интересы обучающихся в соответствии с направленностью программы реализовывать в рамках программ укрупненных групп.

Общеинженерная подготовка может осуществляться аналогично естественнонаучной подготовке бакалавров. Профессиональная подготовка может проводится только в рамках конкретных программ направлений подготовки бакалавров (рисунок).

Проектно-исследовательская работа должна стать основным механизмом, который будет способствовать раскрытию личности обучающегося, развитию его интереса к учебной деятельности, развитию его творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо проблемы на всех курсах обучения. Для этого в университете целесообразно создать «Проектный офис», основной задачей которого должно стать совместное с кафедрами и иными структурными подразделениями университета, задействованными в реализации образовательных программ, формирование пакета тематик научно-исследовательских проектов, а также руководство и их сопровождение. Организация работы «Проектного офиса» предполагает и разработку нормативной базы, что переведёт проектную деятельность в формат типичной формы реализации учебного процесса. Наличие проектного офиса продиктовано уже имеющимся опытом проведения в университете проектного обучения.

Все инженерные программы университета

Программы укрупненных _групп_

Развитие личностных качеств _(ядро)_

Базовая подготовка по 1Т-

технологиям (цифровая грамотность) 1Т-технологии _(электпвы)_

Все инженерные программы

_университета_

Программы укрупненных _групп_

Естественно-научная подготовка

_(базовая)_

Естественно-научная

(■электпвьт)

__—___

Программы укрупненных групп

Общепнженерная подготовка конструкторская и технологиче-

_екая(базовая)_

Общепнженерная подготовка конструкторская и технологическая (

Программы по направлениям _подготовки_

Модель образовательной программы подготовки бакалавра

Таким образом, трансформация высшего образования, предполагающая переход к индивидуальным образовательным траекториям, будет иметь следствием получение выгоды всеми стйкхолдерами:

- студенты - формирование уникального профиля компетенций как основа конкурентоспособности на рынке труда;

- работодатели - трудоустройство компетентных молодых специалистов, обладающих искомыми знаниями и навыками в конкретной сфере деятельности организации / предприятия;

- университет - повышение привлекательности для всех целевых групп (абитуриенты и их родители, работодатели, партнеры) в процессе позиционирования.

Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года].

2. В 2021 году рынок онлайн-образования в России продолжит взрывной рост // rg.ru. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2021/01/12/v-2021-godu-rynok-onlajn-obrazovaniia-v-rossii-prodolzhit-vzryvnoi-rost.html (дата обращения: 12.01.2021).

3. Вышка Digital: Образование // digital.hse.ru. [Электронный ресурс] URL: https://digital.hse.ru/education#smart lms (дата обращения: 12.01.2021).

415

Профессиональная подготовка

4. Исследование российского рынка онлайн-образования // research.edmarket.ru [Электронный ресурс] URL: https://research.edmarket.ru (дата обращения: 12.01.2021).

5. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Том 7. № 11. С. 1055 - 1072.

Анисимова Марина Александровна, канд. техн. наук, доцент, ama65@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Аверьянова Инна Эдуардовна, техн. наук, доцент, inna160366@,yandex. ru, Россия, г. Тула, Тульский государственный университет,

Копылов Андрей Борисович, д-р техн. наук, профессор, toolartaimail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Шумилова Ольга Евгеньевна, канд. полит. наук, доцент, helgash80@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL SPACE OF ENGINEERING AREAS

OF TULSU TRAINING

M.A. Anicimova, I.E. Averyanova, A.b. Kopylov., O.E. Shumilova

Personalization of education in the modern world is an extremely relevant trend. The formation of an individual educational trajectory takes place with the active participation of the student, which allows you to get not only the main specialty, but also to master competencies in other areas, and the most diverse. How it is possible to transform the educational space, what tasks need to be solved is discussed in this article.

Key words: digital transformation strategy, individual educational trajectories, educational space, competencies.

Anisimova Marina Aleksandrovna, candidate of technical sciences, docent, ama65@mail.ru, Russia, Tula, Tula state University,

Averyanova Inna Eduardovna, candidate of technical sciences, docent, inna160366@yandex.ru, Russia, Tula, Tula state University,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kopylov Andrey Borisovich, doctor of technical sciences, professor, toolart@,mail.ru, Russia, Tula, Tula state University,

Shumilova Olga Evgenievna, candidate of political sciences, docent, helgash80@,mail.ru, Russia, Tula, Tula state University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.