Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С ВНЕДРЕНИЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С ВНЕДРЕНИЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
искусственный интеллект / образование / общее и профессиональное образование / нейросети / чат-бот / artificial intelligence / education / general and professional education / neural networks / chatbot

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галагузова Минненур Ахметхановна, Перекальский Игорь Николаевич

В статье обосновывается актуальность исследования трансформации образования с внедрением искусственного интеллекта (ИИ); приведен анализ некоторых нормативных документов и научных статей по внедрению ИИ в образовании; выделены достоинства и недостатки внедрения ИИ в общее и профессиональное образование; приведены примеры практики использования нейросети ChatGPT школьниками и студентами; представлена серия спонтанных опросов преподавателей гуманитарных дисциплин педагогических вузов по выявлению их знаний по ИИ; представлены некоторые прогнозы массового внедрения ИИ в образование и возникающие при этом проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галагузова Минненур Ахметхановна, Перекальский Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF EDUCATION WITH THE INTRODUCTION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE: PROBLEM STATEMENT

The article substantiates the relevance of the study of the transformation of education with the introduction of artificial intelligence (AI); provides an analysis of some regulatory documents and scientific articles on the introduction of AI in education; highlights the advantages and disadvantages of the introduction of AI technologies in general and vocational education; provides examples of the practice of using the ChatGPT neural network by schoolchildren and students; presents a series of spontaneous surveys of teachers of humanities pedagogical universities to identify their knowledge of AI; some forecasts of the mass introduction of AI in education and the problems that inevitably arise in this case are presented.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С ВНЕДРЕНИЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

И. Н. Перекальский

Ценности и смыслы. 2024. № 1 (89). С. 84-94. Values and Meanings. 2024. No.1 (89). P. 84-94. УДК 37.01:004.8

DOI:10.24412/2071-6427-2024-1-84 -94

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С ВНЕДРЕНИЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Галагузова Минненур Ахметхановна1, Перекальский Игорь Николаевич2

'Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Благовещенского государственного педагогического университета, г. Благовещенск, Россия E-mail: gala_36@m ail.ru

2Учитель физики МАОУ «Косулинская СОШ № 8», село Косулино, Белоярский городской округ, Свердловская область, Россия

E-mail: perekalskiy_igor@mail.ru

Аннотация. В статье обосновывается актуальность исследования трансформации образования с внедрением искусственного интеллекта (ИИ); приведен анализ некоторых нормативных документов и научных статей по внедрению ИИ в образовании; выделены достоинства и недостатки внедрения ИИ в общее и профессиональное образование; приведены примеры практики использования нейросети ChatGPT школьниками и студентами; представлена серия спонтанных опросов преподавателей гуманитарных дисциплин педагогических вузов по выявлению их знаний по ИИ; представлены некоторые прогнозы массового внедрения ИИ в образование и возникающие при этом проблемы.

Ключевые слова: искусственный интеллект, образование, общее и профессиональное образование, нейросети, чат-бот.

Для цитирования: Галагузова М. А., Перекальский И. Н. Трансформация образования с внедрением искусственного интеллекта: постановка проблемы // Ценности и смыслы. 2024. № 1 (89). С. 84-94.

© Галагузова М.А., Перекальский И.Н., 2024

84

TRANSFORMATION OF EDUCATION WITH THE INTRODUCTION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE: PROBLEM STATEMENT

Minnenur A. Galaguzova1, Igor N. Perekalsky2

1 Dr. Sc. (Education), Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of the Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia

E-mail: gala_36@m ail.ru

2 Physics teacher of MAOU "Kosulinskaya secondary school No. 8", village of Kosulino, Beloyarsk city district, Sverdlovsk region, Russia

E-mail: perekalskiy_igor@mail.ru

Abstract. The article substantiates the relevance of the study of the transformation of education with the introduction of artificial intelligence (AI); provides an analysis of some regulatory documents and scientific articles on the introduction of AI in education; highlights the advantages and disadvantages of the introduction of Al technologies in general and vocational education; provides examples of the practice of using the ChatGPT neural network by schoolchildren and students; presents a series of spontaneous surveys of teachers of humanities pedagogical universities to identify their knowledge of AI; some forecasts of the mass introduction of AI in education and the problems that inevitably arise in this case are presented.

Keywords: artificial intelligence, education, general and professional education, neural networks, chatbot.

For citation: Galaguzova М. А., Perekalsky I. N. Transformation of education with the introduction of artificial intelligence: problem statement // Values and Meanings. 2024. No 1(89). P. 84-94. (In Rus).

Постановка проблемы и обоснование ее актуальности сегодня

Создание искусственного интеллекта (ИИ) является одним из наиболее заметных и необратимых технологических трендов в мире. Активному развитию ИИ способствует широкое внедрение в практику компьютерных технологий, обеспечивающее условия для естественной эволюции этого нового научного направления.

Разработкой ИИ занимаются как зарубежные (Sentient, Technologies, GoogleFacebook и др.), так и отечественные (Сбербанк, Яндекс, SmartEngines, «Сколково» и др.) компании. Ученые во всем мире исследуют возможности применения ИИ в самых разных областях жизни общества: промышленности, энергетике, транспорте, логистике, медицине и др. В последние годы ИИ активно продвигается и в образование.

В России в 2021 году запущен федеральный проект «Искусственный интеллект» нацпроекта «Цифровая экономика», а с 1 сентября 2022 года заработал Национальный центр развития ИИ при Правительстве Российской Федерации. Продвижением ИИ в сферу образования занимаются такие ведущие научно-образовательные организации страны, как МФТИ, ВШЭ, Иннополис, Сколтех, Институт системного программиро-

вания РАН, Национальный исследовательский университет ИТМО и др.

Однако в настоящее время анализ исследований и образовательной практики по данной проблематике показывает, что массовое внедрение ИИ в образование может привести к его существенным трансформациям, имеющим не только позитивное значение с точки зрения обновления арсенала образовательных технологий, но и целый ряд прогнозируемых негативных последствий для всей системы образования и прежде всего для развития личности обучающихся. Это актуализирует проблему разработки ИИ, который будет применяться в общем и профессиональном образовании, с учетом того влияния, которое его внедрение будет оказывать на личностное становление школьников и студентов.

Методология и методы исследования В работе применялись теоретические и эмпирические методы познания. Анализ исследований по ИИ позволил выявить наиболее актуальные проблемы трансформации ИИ в общее и профессиональное образование; методом синтеза различных научных исследований конкретизированы достоинства и недостатки внедрения ИИ в обучение; сравнение внедрения Интернета и мобильных телефонов с трансформацией ИИ в образование показывает непредвиденные последствия и массового внедрения ИИ в образование.

Обзор научной литературы по проблеме Вначале коснемся некоторых терминов, используемых в статье: таких как ИИ, нейросеть и чат-бот. Единого определения понятия ИИ нет, ученые дискутируют и предлагают разные определения. Сегодня ИИ и нейронные сети — это мощные технологии, базирующиеся на машинном обучении, создании машин и компьютерных программ, обладающих интеллектом.

«Нейросеть» состоит из искусственных нейронов, специально разрабатываемых программных модулей, которые, взаимодействуя между собой, решают поставленные задачи.

Чат-бот — это разрабатываемая специалистами программа, позволяющая имитировать реальный разговор с пользователем. В качестве примеров подобных чат-ботов, используемых школьниками и студентами, являются: ChatGPT, BethovenGPT и др.

В последнее время появилось много статей, авторы которых (О. Б. Иванов и С. В. Иванова, Р. А. Амиров, А. И. Ракитов и У. М. Балалова, Н. А. Коровникова, Д. А. Струнин и др.) рассматривают различные грани

внедрения ИИ в общее и профессиональное образование. Остановимся лишь на некоторых изученных нами работах.

Вопрос о том, что можно и что нельзя поручать ИИ — один из основных в многочисленных дискуссиях ученых. Разработка этических документов по применению ИИ является чрезвычайно важной. В настоящее время в мире принято много различных актов, кодексов, посвященных этике ИИ. Приведем лишь некоторые из них: Монреальская декларация об ответственном развитии искусственного интеллекта (2017); Руководство по этике для надежного искусственного интеллекта Специальной группы экспертов высокого уровня Совета Европы (2018); Модельная конвенция робототехники и искусственного интеллекта (Россия, 2018) и другие. Эта область этики ИИ продолжает развиваться.

Однако ученые давно задумываются над такими проблемами. Так, О. Б. Иванов и С. В. Иванова исследовали нравственно-этические проблемы в информационную эпоху [2]. Ведущие идеи их статьи отражены в подзаголовках: «Современный мир и человек. Цифровой прорыв и нравственный провал. Где еще таится опасность. Потеря личности, цифровое рабство. Новые вызовы образованию».

Мнение авторов о том, что «современной реальностью является перенос основного поля битвы на международной арене в информационное пространство. Цифровые технологии и кибератаки стали главным оружием, а киберподразделения — основным родом войск. Утрата нравственно-этического «компаса», указывающего человечеству путь к правде и духовности, чревата гуманитарной катастрофой», разделит каждый читающий статью [2, с. 9].

Разделят мнение авторов и о том, что «рассуждая об отличительных особенностях нашего времени — эпохи постмодерна и цифровизации,— мы с удивлением замечаем, что главной проблемной сферой современного человеческого общества является сам человек, находящийся в новой окружающей среде. Трансформацию личности следует отнести к одной из основных характеристик современной действительности» [там же, с. 11].

Аналогичная идея просматривается и в ряде других статей. Так, Р. А. Амиров и У М. Билалова, освещая перспективы внедрения ИИ в сферу высшего образования, утверждают, что «несмотря на столь бурное развитие ИИ-систем, на наш взгляд, ИИ никогда не сможет заменить человеческий труд. Человек обладает особыми качествами, которые трудно воспроизвести в ИИ: интуиция, креативное мышление,

критическое суждение, когнитивная гибкость, сочувствие, доброжелательность и т.д.» [1, с. 82]. Статью авторы написали в 2020 году, но сегодня уже создается ИИ, обладающий социальным и эмоциональным интеллектом для взаимодействия с человеком.

А. И. Ракитов, рассматривая проблемы высшего образования и внедрение ИИ, подчеркивает, что создаются программно-технические комплексы универсального человекоподобного интеллекта и искусственного суперинтеллекта. По мнению автора, эти системы смогут решать задачи, с которыми не в состоянии справиться человеческий интеллект. Но, как утверждает автор (с его мнением невозможно не согласиться): «до тех пор, пока эти процессы не подвергнуты глубокому научному осмыслению, и компьютерная эйфория, и цифровой алармизм не могут стать основанием для определения образовательной политики в этой области. Внедрение ИИ в высшее образование должно проводиться не только энергично, но и с определённой осторожностью» [9, с. 1].

Д. А. Струнин, освещая внедрение ИИ в сферу образования, выделяет его «преимущества (повышение эффективности и точности оценки и обратной связи; индивидуальное обучение для каждого студента; доступность и удобства для студентов; повышение вовлеченности и мотивации студентов) и недостатки (высокая стоимость внедрения и обслуживания, зависимость от технологий и интернета; проблемы конфиденциальности, возможность предвзятости в алгоритмах)» [11, с. 16].

Достоинства и недостатки внедрения ИИ-технологий в общее и профессиональное образование отражены также в статьях Н. А. Коровниковой [3], В. Н. Тарана, Д. А. Курлова и Н. И. Потапович [12], О. Р. Попова и А. А. Горбачевой [6], М. В. Рыбаковой [10] и других авторов.

Анализируя представленные работы, мы выделили наиболее часто встречающие достоинства и недостатки внедрения ИИ в общее и профессиональное образование.

Достоинства:

— расширение индивидуальных возможностей обучаемых;

— проектирование индивидуального образовательного маршрута обучаемых;

— текущий и итоговый контроль знаний обучаемых;

— освобождение педагогов от рутинной работы;

— использование в обучении ресурсов социальных сетей, мессен-

джеров, различных образовательных платформ.

Недостатки:

— отсутствие нормативно-правовой базы внедрения ИИ в общее и профессиональное образование;

— отсутствие экспертизы программ;

— недостаточная техническая оснащенность общеобразовательных учреждений и вузов;

— отсутствие системной подготовки педагогических кадров;

— возрастающая стандартизация компетенций преподавателей;

— нивелирование роли учителя;

— нерешенные методологические проблемы (сущность понятий ИИ и ИИ-технологии, концепция внедрения ИИ в образование и др.).

Таким образом, ИИ обладает большим потенциалом для достижения перспективных целей в области образования. В настоящее время ИИ активно продвигается как в общеобразовательные учреждения, так и в высшую школу. Приведем лишь некоторые примеры.

Так, правительством города Москвы принято постановление «Развитие цифровой среды и инноваций» [7]. Согласно этому постановлению в области образования с 2020 реализуется проект «Московская электронная школа», которая представляет единую образовательную цифровую среду, обеспечивающую учет возможностей всех категорий обучающихся. Эта школа функционирует во всех государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования. Московская электронная школа представляет облачную интернет-платформу, которая содержит образовательные материалы, инструменты для их создания и редактирования, она также является площадкой взаимодействия между педагогическими работниками государственных общеобразовательных организаций.

Цифровизация школы нередко преподносится как великое благо, признак высокого уровня цивилизации, но не стоит забывать, что концептуальной основой Московской электронной школы является не научная система, а экспериментальный форсайт-проект «Детство 2030». Так, О. Н. Четверикова, подробно анализируя Московскую электронную школу, приходит к выводу, что «внедрение Московской электронной школы представляет серьёзную опасность для психического и физического здоровья детей, наносит удар по всей классической системе обра-

зования и делает невозможным формированием высоконравственной и образованной личности» [8].

Приведем другие примеры. Вместе с МГУ имени М. В. Ломоносова Skillbox сделал первую коллаборацию вуза и онлайн-университета в России. Также разработан курс «Философия искусственного интеллекта», адресованный всем, кто хочет разобраться в предмете ИИ [4].

Сбербанк совместно с Фондом «Вклад в будущее» разработал проект Академии искусственного интеллекта для школьников, позволяющий каждому ученику получать необходимые знания в области ИИ. С этой целью разрабатываются учебные материалы, которые могут использоваться учащимися как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Также проводятся олимпиады, посвященные ИИ; победители олимпиад получают бонусы, которые учитываются при поступлении школьников в государственные организации высшего образования.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации опубликовало письмо «О направлении информации», в котором представлен модуль «Системы искусственного интеллекта» [5]. Задача Модуля — помочь студентам овладеть навыками и знаниями в области ИИ. Модуль может применяться при реализации основных образовательных и дополнительных программ высшего образования по всем специальностям и направлениям.

Ряд университетов (НИУ ВШЭ, РУДН, МГПУ МГИМО (университет) и др.) в рамках дополнительного образования предлагают программы по внедрению технологий ИИ в вузы.

Из приведенных выше примеров напрашивается вывод: многочисленные статьи и планируемое внедрение ИИ в образовательных организациях — это скорее предположения (гипотезы), которые требуют тщательной системной проверки.

А что происходит в реальной практике? Школьники и студенты давно с ИИ и нейросетями «на ты». Приведем лишь два примера.

Ученик 7-го класса сельской школы в Свердловской области Николай Самылов занимается в техническом кружке. Кружковцам была поставлена задача — составить простой алгоритм управления светодиодами. Николай использовал нейросеть для написания кода к Arduino. Ученик просто вбил задание в чат-бот нейросети. Известно, что нейросеть способна генерировать работоспособный код, более того, она поясняет, как он работает, пишет комментарии. Ученик успешно справился с задачей.

Другой пример. Недавно по российским медиа разлетелась новость: студент А. Жадан, заканчивающий пятый курс Российского гуманитарного университета по специальности менеджмент, с помощью нейросети СЬа1СКТ генерировал части своего диплома и с помощью той же нейросети связывал их между собой. Известно, что для подготовки диплома он потратил всего 11 часов, а программа «Антиплагиат» показала 92% уникальности текста. Ни руководитель, ни рецензент «подвоха» не заметили.

Мы провели серию спонтанных интервью, опросив 25 преподавателей гуманитарных дисциплин педагогических вузов. Вопрос, который был задан преподавателям — что вы знаете об ИИ, нейросетях и чат-ботах, используете ли в своей работе? Большинство преподавателей отвечало примерно так: «Мне не до ИИ и нейросетей — принять бы зачеты, экзамены, сдать отчеты»; один преподаватель сказал: «Знаю, что студенты используют нейросети для написания дипломов, но как быть с такими дипломами, не представляю». Еще один преподаватель ответил: «Знаю, что такое нейросети, но не знаю, как их используют студенты».

Не претендуя на генерализацию полученных данных на всех преподавателей (это требует серьезного исследования!), мы тем не менее считаем, что результаты опроса свидетельствуют о реально существующем противоречии: между знаниями и умениями студентов работать с нейросетями и неумением преподавателей гуманитарных дисциплин педагогических вузов использовать в практической деятельности этот опыт молодежи.

Рассуждения, приведенные выше, показывают — дискуссии по внедрению ИИ в общее и профессиональное образование очень напоминают многочисленные дискуссии среди ученых и практиков, которые велись при внедрении Интернета и мобильных устройств в практику образовательных учреждений, приводились многочисленные доводы о значимости и роли Интернета и мобильных телефонов.

Но хорошо также известно, что любая инновация имеет свои плюсы и минусы. Сегодня, в период массового внедрения Интернета и мобильных устройств, когда ими пользуются все — от малых детей до глубоких стариков, мы столкнулись и с негативными сторонами этого явления. В частности, наблюдается значительное ухудшение физиологического состояния и здоровья детей; повышается риск снижения качества образования при использовании традиционной модели обучения; проис-

ходит замена реальной действительности виртуальной; усиливаются различные виды зависимостей (компьютерная, мобильная, лудомания, бьюти-зависимость, шопингомания и др.); возникает деструктивная молодежная субкультура; появляются номофобия, мошенничество, фейки, и этот список можно продолжать...

Невозможно даже предположить, что нас ожидает при массовом внедрении ИИ и нейросетей в жизнь современников и будущих поколений.

Касаясь образования, приведем пример, который не может не вызывать тревогу в системе и общего, и профессионального образования. Как известно, Интернет переполнен предложениями для обучающихся написать «на заказ» реферат, курсовую, контрольную работы, магистерские и кандидатские диссертации по любой теме. И вряд ли будет преувеличением сказать, что значительная часть активно пользуется этой услугой, что дискредитирует значение этих форм учебной работы (при условии их самостоятельного выполнения!) как важнейшего средства когнитивного развития обучающихся, активизации познавательного отношения к изучаемому материалу и самому процессу обучения, формирования исследовательских умений и навыков и др. Очевидно, что эта ситуация требует изменений применяемых технологий и форм исследовательской составляющей учебного процесса, что позволяло бы не использовать современные технологии для обмана самого себя и преподавателей, готовить в образовательных организациях людей, умеющих мыслить, познавать, обладающих «естественным» интеллектом, не сравнимым по своим созидательным возможностям с искусственным.

Заключение

Технический прогресс остановить невозможно. Рано или поздно (скорее рано!) ИИ будет внедрен во все образовательные учреждения. ИИ-технологии, безусловно, являются мощным средством обучения школьников и студентов. Поэтому перед учеными и практиками стоит актуальная задача разрабатывать ИИ-технологии и пути их массового внедрения в практику образовательных учреждений, стремясь избежать тех негативных последствий, которые уже сегодня можно спрогнозировать на основе анализа и обобщения опыта во многом стохастического внедрения в образование информационных, цифровых и интернет-технологий.

При этом следует помнить при внедрении о том, что в центре образования — ребенок с его неповторимой индивидуальностью, но при

этом помнить и другое — именно современным детям предстоит жить и трудится в этом будущем, связанном с ИИ.

При внедрении ИИ в образовательную практику, на наш взгляд, следует помнить клятву Гиппократа, которую можно адресовать не только медикам, но и педагогам. Именно тезис «не навреди!» особенно актуален в современных условиях.

Литература

1. Амиров Р. А., Билалова У. М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования // Управленческое консультирование. 2020. № 3. С. 80-88.

2. Иванов О. Б., Иванова С. В. Нравственно-гуманистический кризис в информационную эпоху // Ценности и смыслы. 2020. № 3 (67). С. 6-22.

3. Коровникова Н. А. Искусственный интеллект в образовательном пространстве: проблемы и перспективы // Социальные новации и социальные науки. М.: ИНИОН РАН, 2021. № 2. С. 98-113.

4. Курс «Философия искусственного интеллекта»: обучение студентов по философии искусственного интеллекта онлайн [Электронный ресурс]. URL: https://skülbox. ru/course/aiphil/ (дата обращения: 25.06.2023).

5. Письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 2 июля 2021 г. № МН-5/2657 «О направлении информации» [Электронный ресурс]. URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/401364914/ (дата обращения: 25.06.2023).

6. Попов О. Р., Горбачева А. А. Проблемы вузовского образования в эпоху цифро-визации: человек и искусственный интеллект // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. 2019. Т. 5. № 2. С. 98-109.

7. Постановление Правительства Москвы от 09.08.2011 Ю49-ПП «Об утверждении государственной программы города Москвы "Информационный город (2012-2016 годы)"» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=MLAW&n=127500#BvQ8DiTo7b61Q7q4 (дата обращения: 25.06.2023).

8. Четверикова О. Н. Проект «Московская электронная школа» — преступление против детей [Электронный ресурс]. URL: https://narasputye.ru/archives/4549 (дата обращения: 25.06.2023).

9. Ракитов А. И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России. 2018. № 6. С. 41-49.

10. Рыбакова М. В. Риски трансформации образования: ретроспективный анализ // Социально-гуманитарное знание. 2021. № 4. С. 84-96.

11. Струнин Д. А. Искусственный интеллект в сфере образования // Молодой ученый. 2023. № 6 (453). С. 15-16.

12. Таран В. Н., Курлов Д. А., Потапович Н. И. Преимущества и недостатки использования искусственного интеллекта в образовании / Дистанционные образовательные технологии: материалы VII междунар. науч.-практ. конф. Симферополь, 2022. С. 98-100.

13. Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank /44731 (дата обращения: 10.08.2022).

References

• AmirovR. A., Bilalova U. M. Perspektivy vnedreniya tekhnologij iskusstvennogo intellekta

v sfere vysshego obrazovaniya // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2020. № 3. S. 80-88. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Ivanov O. B., Ivanova S. V. Nravstvenno-gumanisticheskij krizis v informacionnuyu epohu // Cennosti i smysly. 2020. № 3 (67). S. 6-22. [In Rus].

• Korovnikova N. A. Iskusstvennyj intellekt v obrazovatel'nom prostranstve: problemy i perspe-ktivy // Social'nye novacii i social'nye nauki. M.: INION RAN, 2021. № 2. S. 98-113. [In Rus].

• Kurs «Filosofiya iskusstvennogo intellekta»: obuchenie studentov po filosofii iskusstvennogo intellekta onlajn [Elektronnyj resurs]. URL: https://skillbox.ru/course/aiphil/ (data obrash-cheniya: 25.06.2023). [In Rus].

• Pis'mo Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF ot 2 iyulya 2021 g. № MN-5/2657 «O napravlenii informacii» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/401364914/ (data obrashcheniya: 25.06.2023). [In Rus].

• Popov O. R., Gorbacheva A. A. Problemy vuzovskogo obrazovaniya v epohu cifrovizacii: chelovek i iskusstvennyj intellekt // Intellektual'nye resursy — regional'nomu razvitiyu. 2019. T. 5. № 2. S. 98-109. [In Rus].

• Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 09.08.2011 N349-PP «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy goroda Moskvy "Informacionnyj gorod (2012-2016 gody)"» [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=MLAW&n=127500#Bv Q8DiTo7b61Q7q4 (data obrashcheniya: 25.06.2023). [In Rus].

• Chetverikova O. N. Proekt «Moskovskaya elektronnaya shkola» — prestuplenie protiv de-tej [Elektronnyj resurs]. URL: https://narasputye.ru/archives/4549 (data obrashcheniya: 25.06.2023). [In Rus].

• Rakitov A. I. Vysshee obrazovanie i iskusstvennyj intellekt: ejforiya i alarmizm // Vysshee ob-razovanie v Rossii. 2018. № 6. S. 41-49. [In Rus].

• Rybakova M. V. Riski transformacii obrazovaniya: retrospektivnyj analiz // Social'no-gumanitarnoe znanie. 2021. № 4. S. 84-96. [In Rus].

• Strunin D. A. Iskusstvennyj intellekt v sfere obrazovaniya // Molodoj uchenyj. 2023. № 6 (453). S. 15-16.[In Rus].

• Taran V. N., Kurlov D. A., Potapovich N. I. Preimushchestva i nedostatki ispol'zovaniya iskusstvennogo intellekta v obrazovanii / Distancionnye obrazovatel'nye tekhnologii: mate-rialy VII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Simferopol, 2022. S. 98-100. [In Rus].

• Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 10 oktyabrya 2019 g. № 490 «O razvitii iskusstvennogo intellekta v Rossijskoj Federacii» (vmeste s «Nacional'noj strategiej razvitiya iskusstvennogo intellekta na period do 2030 goda») [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank /44731 (data obrashcheniya: 10.08.2022). [In Rus].

Статья поступила в редакцию 05.07.2023; одобрена после рецензирования 15.09.2023; принята к публикации 15.10.2023.

The article was submitted 05.07.2023; approved after reviewing 15.09.2023; accepted for publication 15.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.