Научная статья на тему 'Трансформация образа древнеримской богини Фидес (верность) в произведениях античных авторов I-IV веков'

Трансформация образа древнеримской богини Фидес (верность) в произведениях античных авторов I-IV веков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
458
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРНОСТЬ / АНТИЧНОСТЬ / ДРЕВНИЙ РИМ / БОГИНЯ ФИДЕС / ХРИСТИАНСТВО / ЯЗЫЧЕСТВО / LOYALTY / ANTIQUITY / ANCIENT ROME / GODDESS FIDES / FIDES / CHRISTIANITY / PAGANISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Голикова М.С.

Статья посвящена анализу образа богини Фидес (Верность) в произведениях языческих и христианских авторов I-IV вв. Данный период рассматривается как особый этап, в котором архаические представления уступают место новым, отражающим глубинные изменения в восприятии понятия «верность» в античном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image transformation of the Ancient Roman goddess Fides (Loyalty) in Ancient Roman literature (I-IV)

The article studies the image of the goddess Fides (Loyalty) in writings of pagans and Christian authors in I-IV. This time is analyzing as a special period, when archaic conceptions were transformed. This process was a result of cardinal changes of understanding the notion of loyalty in the ancient society.

Текст научной работы на тему «Трансформация образа древнеримской богини Фидес (верность) в произведениях античных авторов I-IV веков»

УКД 008:80 М. С.Голикова

ст. преподаватель каф. классической филологии МГЛУ, соискатель каф. мировой культуры ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: golikofff@list.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ДРЕВНЕРИМСКОЙ БОГИНИ ФИДЕС (ВЕРНОСТЬ) В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АНТИЧНЫХ АВТОРОВ I-IV ВЕКОВ

Статья посвящена анализу образа богини Фидес (Верность) в произведениях языческих и христианских авторов I—IV вв. Данный период рассматривается как особый этап, в котором архаические представления уступают место новым, отражающим глубинные изменения в восприятии понятия «верность» в античном обществе.

Ключевые слова: верность; Античность; Древний Рим; богиня Фидес; fides; христианство; язычество.

Golikova M. S.

Senior Lecturer, Department of the Classical Philology, MSLU;

Research Fellow, Department of World Culture,

Institute of International Relations and Social-Political Studies, MSLU

THE IMAGE TRANSFORMATION OF THE ANCIENT ROMAN GODDESS FIDES (LOYALTY) IN ANCIENT ROMAN LITERATURE (I-IV)

The article studies the image of the goddess Fides (Loyalty) in writings of pagans and Christian authors in I-IV. This time is analyzing as a special period, when archaic conceptions were transformed. This process was a result of cardinal changes of understanding the notion of loyalty in the ancient society.

Key words: loyalty; antiquity; Ancient Rome; goddess Fides; fides; Christianity; Paganism.

Литература, находясь в тесной связи с историко-социальными процессами, происходящими в обществе, является зеркалом, отражающим мысли и чувства людей. Поэтому, когда речь идет об изучении таких сложных, связанных с духовной и эмоциональной сферой культурных концептов, как верность, художественные произведения являются особенно значимыми для создания объективной картины исторической действительности.

Fides - древнеримская богиня верности, покровительница союзов, договоров и клятв, которая помогала соблюдать данные обещания и следила за их исполнением. Сфера ее деятельности не ограничивалась исключительно государственными и общественными делами, она также могла помочь и в личных делах, оказывая покровительство тем, кто следовал своим обещаниям, защищая их от козней и ущерба, которые могли принести люди нарушающие договоренности. В римской религиозной традиции было принято персонифицировать и обожествлять идеи и добродетели, такие как согласие, мир, справедливость, честь [8, с. 103]. Римляне осмысливали эти абстрактные понятия через яркие образы, которые они воплощали в религиозных обрядах, художественных изображениях и литературе.

Фидес является одним из старейших римских божеств, и на протяжении очень долгого периода ее образ встречается у различных авторов: Плавта, Горация, Вергилия, Овидия, Марциала, Сенеки и даже у христианских апологетов, таких как: Тертуллиан, Лактанций, Пру-денций, Клавдиан, Киприан, Августин [5]. При том, что тексты, в которых встречается описание богини, часто не имеют ничего общего (хронологически, идейно, жанрово), тем не менее, одной из главных характеристик всех этих описаний является не раз подчеркнутая писателями традиционность, неизменяемость Фидес, которая, переходя из столетия в столетие, в изображении авторов остается традиционно древнеримской, неподверженной веяниям времени. В статье предпринята попытка проследить на конкретных примерах, происхождение этого характера в литературе и насколько эта декларируемая неизменность образа соответствует действительности.

С древнейших времен на Капитолии находился храм в честь Fides publica или Fides populi Romani. Второй римский царь Нума Помпи-лий построил первое святилище, впоследствии многократно перестраивающееся, в котором хранились государственные документы, договоры, и регулярно приносились жертвоприношения. Он также учредил особый культ ее почитания. Ежегодно 1 октября проходило ритуальное празднество, торжественное шествие, главная роль в котором отводилась жрецам, ехавшим к храму Фидес в особой крытой повозке, с обернутой белой тканью правой рукой. Все детали этого действа имели глубоко символическое значение. Так, атмосфера тайны и обрядовая закрытость, согласно объяснению римского историка

Тита Ливия, должна была символизировать чистоту и святость верности (Liv. 1, 21, 4) [4]. Образ богини Фидес, появившийся в литературе имеет непосредственную связь с деталями этого культа. Так, Верность обычно изображают закутанной в белые одежды (Hor. Carmina. 1, 35, 21-22) [4]. А один из ее главных символов - правая рука, протянутая для скрепления договора [5].

Упоминания о богине мы находим на протяжении столетий в разнообразных источниках. Тем не менее в истории Фидес мы можем выделить особый период литературного расцвета, начавшегося с правления императора Октавиана Августа, проявившего особое внимание к богине, и оживившего древний культ Фидес, который за время гражданских войн (I в. до н. э.) пришел в упадок и частичное забвение [7, с. 84]. В это же время появляется новое выражение «prisca fides» (древняя, стародавняя верность), которое отражает ностальгические настроения, тоску по «старой, древней, легендарной Верности», которую чтили предки. Настроение, которое, по сути, можно трактовать как констатацию изменений в восприятии верности (Вергилий, Ae-neida IX, 79; Марциал, liber de spectaculis, VII) [4]. Как пишет Силий Италик: «Верность, богиня для древних народов, теперь только имя ты сохранила, увы!» (Силий Италик, Púnica, I, 330) [10].

Постепенно Верность становится ярким литературным персонажем и даже играет ключевую роль в некоторых произведениях. Например, в элегической поэме Силлия Италика, посвященной событиям Второй Пунической войны, «Пуника», в которой смешиваются реальные события и аллегорические сюжеты. Город Сагунт, союзник Рима, осажденный войском предводителя Карфагенян Ганнибала, не получает помощи от римлян и находится в отчаянном положении. Тогда сочувствующий Геракл (боги тоже участвуют в событиях), посылает им на помощь богиню Фидес.

Одна из главных черт в описании богини в этот период сводится к подчеркиванию авторами ее архаического характера, который заключается именно в той самой, исконной древнеримской Верности. Эта внешняя традиционность образа достигается посредством использования одних и тех же исторически сложившихся символических знаков, которые при повторении образуют некий классический канон, описывающий богиню. Мы можем выделить несколько типичных тем.

1. Внешний вид. Седая, в белых одеждах, простого покроя (cana Fides). Такой образ встречается у Вергилия (Aen. 1. 292), Пруденция (Психомахия, 23) [2, с. 33].

2. Родственные связи или спутники. В древнеримской традиции она представала в окружении богини Справедливости (Justitia), считавшейся ее сестрой, Согласия (Concordia) и Мира (Pax). Такие аллегорические сближения должны были показать связь этих добродетелей и в реальном мире. Также можно предположить, что это аллюзия на известное определение верности, данное Цицероном: «Верность основа справедливости» (Cicero, De officiis 1, 23) [4]. В том же ряду добродетелей Верность упоминается и у Петрония (124) «Pax, Fides, Iustitia, Concordia...» [4], и у Пруденция:

Всех прежде Мир в шелом главу свою сокрыл, Снисшел во ад и там жилище положил. Бежала Верность с ним, бежала с ним Астрея И рубище поверх Согласие имея [2, c. 55].

Это постоянное повторение одних и тех же характеристик создают обманчивое впечатление однотипности и неизменности. Но при таком консервативном описании ряда параметров следует обратить внимание на появление и совершенно новых смысловых оттенков.

Сферой покровительства Верности были дела, имеющие четко прописанные обязательства между сторонами, заключающими сделку. Древнеримское понятие «fides» (верность) было тесно связано с институтом патроната и в одном из своих значений является конкретным юридическим понятием, регулирующим отношения между патроном, обеспечивающим защиту, и клиентом, принимающим ее, а взамен платящим своему покровителю верной службой и различными услугами [6, с. 437]. То есть, отношения, регулируемые понятием «fides» и, соответственно, богиней Фидес, прежде всего, строились на взаимовыгодном сотрудничестве. Однако у авторов I-IV вв. мы встречаем новые смыслы, которые не вполне укладываются в архаические схемы. Например, один из персонажей «Пуники», Фурия, враг Фидес, приняв образ женщины, только что потерявшей своего мужа, пытается сеять раздор среди жителей Сагунта и вызвать возмущение в толпе, говоря о нецелесообразности их поведения, так как они, сохраняя свою верность городу, терпят только несчастья: «Не достаточно ли мы уже сделали во имя Верности и праотцов?» (Púnica, II, 561)

[10, с. 100]. В устах отрицательного персонажа эта реплика звучит как искушение, и предполагается, что верность должна соблюдаться не только из-за ожидания грядущей выгоды, но руководствуясь более высокими бескорыстными соображениями.

С другой стороны, богиня требует у жителей Сагунта то, что не было предварительно прописано или скреплено каким-нибудь соглашением. Так, например, когда жители, находясь в осаде и умирая от голода, стоят перед выбором: голодная смерть или каннибализм, то именно Верность запрещает истощенным и умирающим людям продлить свою жизнь, воспользовавшись столь нечестивым способом (Púnica, II, 525) [10, с. 98].

Таким образом, мы можем интерпретировать эти отрывки как отражение того, что верность теперь имеет отношение не только к конкретным договорам или союзам, но и к соблюдению внутренней верности самому себе, своим принципам, идеалам или морально-нравственным нормам.

Такой смысловой перенос верности с абстрактных договоров на внутренний мир человека можно проследить и в развитии сюжета храма Верности. Если, согласно архаическим представлениям, обиталищем богини является ее святилище, то теперь оно не играет такой важной роли, а вместилищем верности становится сам человек. Теперь Верность живет не в храме, а в человеке, в его правой руке или груди. (Клавдиан, Консульство Стилихона II, 30; 100-102):

Сей богини Верность сестра, одинаки с сестрою

Храмы обретшая в сердце твоем, совершеньям причастна всем

[1, с. 200].

Но так как верность теперь начинает рассматриваться прежде всего как внутренне, личное качество человека, кара за неверность становится более грозной и неотвратимой: это не обычное физическое наказание, регулируемое законом [5], но неотвратимая мука душевных страданий. Так, в «Пунике» Верность обращается к жителям Капуи: «Если кто в час опасности дерзнет нарушить слово, и предать истощенные надежды друзей, ни его господин, ни жена, ни жизнь не будут свободны от терзаний и боли. Верность, которую он позорно презрел, будет гнаться за ним по земле и по морю и преследовать жертву день и ночь» (Púnica, XIII, 281-291) [10, с. 224].

В то же время языческая богиня Фидес становится важным персонажем и в христианской литературе, в которой следует отметить ряд характерных черт, позволяющих говорить о возникновении новой интерпретации верности. Если раньше Верность упоминалась в ряду других добродетелей, то теперь она постепенно занимает главенствующее положение «царицы мучеников и добродетелей» (Психомахия, 37) [2, с. 33]. Понятие верности переосмысливается в русле христианского миропонимания как преданное служение Иисусу Христу и в таком толковании занимает первое место среди добродетелей. Так, Блаженный Августин упрекает древних римлян за то, что у них верность была лишь подвидом справедливости, в то время как христиане отводят ей главенствующее место. «У нас же верность занимает главнейшее место. А откуда знать им, что такое верность, первое и главнейшее дело которой - веровать в истинного Бога?» (De civit. Dei, IV, 20) [4].

Фидес также становится одним из главных персонажей в аллегорической поэме Аврелия Пруденция Клемента «Психомахия», в которой изображается грандиозная картина битвы добродетелей и пороков. Богиня Верность предводительствует грозным воинством добродетелей и, в конечном итоге, приводит его к победе [2].

Хотя Верность являлась аллегорической фигурой, все детали ее образа имели непосредственную значимость и глубокий смысл, отражали реальное положение дел, отношение общества к верности и имели связь с конкретными историческими событиями. Так, например, Силий Италик под образами городов и военных событий, упомянутых в поэме «Пуника», анализирует реальных людей: Петрония и Тегелина, Сенеку [3; 9].

Итак, мы можем сказать, что верность на протяжении всей истории Древнего Рима постоянно привлекала интерес и находилась в центре внимания авторов и читателей. Само понимание верности менялось в античном обществе, и вместе с ним трансформировался и образ богини Фидес. Она прошла долгий путь от языческой богини до воплощения христианской добродетели. Вклад древних римлян в развитие верности является важным этапом в философском осмыслении концепта, под непосредственным влиянием которого впоследствии было сформировано и современное европейское представление о верности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Клавдиан К. Полн. собр. латинских соч. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 842 с.

2. Пруденций К. А. Сочинения. - М. : Водолей, 2012. - 264 с.

3. Albrecht von M. Silius Italicus. - London : John Benjamins Publishing, 1964. - 237 s.

4. Bibliotheca Teubneriana Latina (BTL-2). - URL : Wissenschaftliche Leitung Paul Tombeur; curante Centre traditio litterarum occidentalium]. - Münche : Saur ; Turnhout : Brepols, 2002. - 1 CD-ROM.

5. Büchli, J., Prescendi, F., Schiemann, G. Fides - Religion, Law, Christian // Brill's New Pauly. - 12/2 (2002). - P. 964-965.

6. Dmitriev S. The Greek Slogan of Freedom and Early Roman Politics in Greece. - Oxford University Press, 2011. - 524 p.

7. Georgi D. God Turned Upside Down // Paul and Empire: Religion and Power in Roman Imperial Society / ed. A. R. Horsley. - Bloomsbury Academic, Nov 1, 1997. - 257 p.

8. Mattingly H. The Roman 'Virtues' // The Harvard Theological Review. -Vol. 30, № 2. - Cambridge University Press. - P. 103-117.

9. Pomeroy A. J. Fides in Silius Italicus' Punica // Silius Italicus / ed. F. Schaffenrath, P. Lang. - P. 59-77.

10. Silius Italicus T. C. Punica : 2 vol. - Cambridge, Massachusetts : Harvard University Press, 1968. - 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.