Научная статья на тему 'Позднеантичная трансформация в процессе коммуникации события «Верность»'

Позднеантичная трансформация в процессе коммуникации события «Верность» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
102
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
fides / верность / преданность / Поздняя Античность / лингвокультурология / fides / loyalty / fidelity / Late Antiquity / linguoculture

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — М. С. Голикова

В статье рассматривается группа событий в культурном контексте Древнего Рима, объединенная общим значением «верность» (fides). Множественные конфликты интерпретации таких событий, зафиксированные в Поздней Античности анализируются через призму прототипической ситуации. Автор приходит к выводу, что трансформация векторных отношений внутри коммуникации между субъектом и объектом в рамках ситуации «верность» приводит к изменению восприятия всего события в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LATE ANTIQUITY TRANSFORMATION OF COMMUNICATION PROCESS IN FIDELITY EVENT

The article studies a series of events in the cultural context of ancient Rome which are associated with ‘fides’ concept. Multiple conflicts in interpretation of the events had already been discovered in late antiquity and are analyzed in the light of prototype theory in this paper. It is concluded that transformation of mutual relations between ‘subject’ and ‘object’ in the framework of the ‘fides’ context results in modification of the event perception in general.

Текст научной работы на тему «Позднеантичная трансформация в процессе коммуникации события «Верность»»

УДК 008:80 М. С.Голикова

ст. преподаватель кафедры классической филологии МГЛУ; e-mail: golikofff@list.ru

ПОЗДНЕАНТИЧНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ СОБЫТИЯ «ВЕРНОСТЬ»1

В статье рассматривается группа событий в культурном контексте Древнего Рима, объединенная общим значением «верность» (fides). Множественные конфликты интерпретации таких событий, зафиксированные в Поздней Античности анализируются через призму прототипической ситуации. Автор приходит к выводу, что трансформация векторных отношений внутри коммуникации между субъектом и объектом в рамках ситуации «верность» приводит к изменению восприятия всего события в целом.

Ключевые слова: fides; верность; преданность; Поздняя Античность; лингвокультурология.

Golikova M. S.

Senior Lecturer, Department of the Classical Philology, MSLU; e-mail: golikofff@list.ru

THE LATE ANTIQUITY TRANSFORMATION OF COMMUNICATION PROCESS IN FIDELITY EVENT

The article studies a series of events in the cultural context of ancient Rome which are associated with 'fides' concept. Multiple conflicts in interpretation of the events had already been discovered in late antiquity and are analyzed in the light of prototype theory in this paper. It is concluded that transformation of mutual relations between 'subject' and 'object' in the framework of the 'fides' context results in modification of the event perception in general.

Key words: fides; loyalty; fidelity; Late Antiquity; linguoculture.

Особенность взаимодействия коммуникативных и когнитивных единиц в рамках события можно проследить на примере древнеримской верности в Поздней Античности.

Верность - ядерным номинантом которой в латинском языке является слово «fides», - это базовый принцип и основа культуры

1 Статья публикуются в рамках реализации проекта РНФ № 14-48-00067 «Взаимодействие вербальных и невербальных средств конструирования событий в разных языках».

Древнего Рима. Немецкий исследователь Античности В. Пешел пишет: «базовый принцип и основа культуры древнего Рима»: «Fides -понятие, находящиеся в центре политического, социального и правового устройства Рима. С верностью сопрягались другие главнейшие добродетели, так как она является ключевым понятием для римской системы морали» [11, с. 3]. Слово «fides» - часть сложной концептуальной системы, которая связывала чужих, не имеющих кровного родства людей (как в рамках государства, так и межгосударственных отношений), узами взаимных обязательств, давала стабильность и уверенность в том, что обещания будут выполнены [8].

Существует ряд вопросов и проблем в научном представлении о слове «fides», особенно в период Поздней Античности. Анализ словарей и лексических баз, частотность употребления, показывает, что именно на период I-IV вв. приходится пик использования лексики верности [12]. Однако к IV в. н. э. древнеримское понятие «fides» за небольшой период времени совершенно меняет смысл [13, с. 78]. Адекватный перевод текстов этого периода осложнен широкой сферой значений fides: верность, вера, гарантия, добросовестность, доверие, доказательство, защита, помощь, покровительство, честность. Ряд событий («вхождение под защиту», «принятие клиента», «выполнение обязательств верности») рассматриваются в Поздней Античности как актуализация римской fides - неоднозначно и противоречиво, продуцируя множественные конфликты интерпретации.

Исследование верности в ракурсе события, дает новые возможности для раскрытия значения и характера происходящих с ней процессов в этот «темный» период.

В отличие от современных представлений, когда верность имеет пассивное значение качественной характеристики [5, с. 74], в древнеримской традиции ее можно рассматривать как сложное событие, которое реализуется как в языковых, так и в когнитивных структурах. Анализ семантического поля fides показывает, что все семы ассоциируются с определенным функциональным значением в механизме действия-коммуникации, которое можно рассмотреть как «ситуацию-событие». Хотя событие имеет уникальную природу единичного факта, все же в него онтологически входит значение процесса: «Не могут существовать события, которые проходили бы без какой бы то ни было процессуальной подготовки» [2, с. 113]. Эта процессуальная часть, протокол развития, имеют определяющее значение для событий

с выраженным коммуникативным характером. Событие, строящиеся на базе коммуникативного акта, имеет тему, за которой «всегда стоит ситуация (со своим набором участников, их действий, мотивов и целей), т. е. коммуникативная тема - это своего рода «имя» ситуации-события» [4, с. 32]. Поскольку понятия «коммуникативное событие» и «коммуникативная ситуация» тесно взаимосвязаны, в литературе встречается термин «ситуация-событие» [3, с. 134].

Основываясь на лексико-семантическом анализе fides и значениях, зафиксированных в тезаурусах и словарях [6, с. 661-692; 10, с. 697698], выделяются ядерные семы верности, которые образуют структуру, развивающуюся в ракурсе коммуникации между двумя агентами - субъектом и объектом. Эта субъектно-объектная связь имеет ряд параметров и характеристик, которые Дж. Лакофф и М. Джонсон определяют как соответствующих ситуации: наличие агенса - субъекта, цели коммуникации, влияния субъекта на объект, план и программа реализации поставленных задач для достижения цели, участие в ситуации органов восприятия, когнитивная фиксация субъектом трансформаций ситуации, связь агенса и объекта - это отношения источника и цели приложения энергии [9 с. 70].

В ракурсе древнеримской ситуации, в которой развивается верность, микроконцепты - субъект и объект, характеризуются логически, через операции, совершаемые с сущностью, также номинируемой лексемой fides, которой можно обладать, вручать, обращаться к ней как к некой гарантии или доказательству, отдавать и принимать: fides habere, in fide esse, commitere fidem. Между двумя участниками ситуации происходит передача доверия, на основе которого запускаются другие процессы, также включенные в концепт-понятие «fides». Агент, который первично обладает этой сущностью-доверием и является субъектом верности.

Коммуникация между субъектом и объектом протекает в три этапа. Первый - это возникновение в семантическом поле ситуации доверия и обмен им; второй этап - заключение договора; завершающий третий - выполнение обязательств, реализующихся в процессе испытания (см. схему 1). Верность является как насущным элементом каждой стадии, имплицитно участвуя в нем, так и общим связующим смыслом-целью ситуации, конкретизированным в итоговом результате коммуникации.

Схема 1

Модель прототипической ситуации «верность»

Субъектно-объектная коммуникация

Соблюдение договора

Этап первичной коммуникации Этап «договор» Этап «испытание» Результат

Обмен доверием между участниками Наложение взаимных обязательств, обмен услугами Прохождение через жизненную ситуацию, связанную с исполнением принятых по договору обязательств Достижение цели

Особый интерес в ракурсе ситуации представляет этап первичной коммуникации в рамках субъектно-объектных отношений с точки зрения диахронии.

Самые древние формы употребления fides, выделенные Э. Френкелем, - fides est mihi apud aliquem и fidem habere [7, с. 187-199]. Эти

выражения в отрыве от контекста, с позиций грамматики классического латинского языка, должны переводиться так: я имею верность к кому-то. Однако в приложении такого значения к архаическим текстам проявляются логические противоречия общему контексту, смысл высказывания меняется, показывая, что в данных грамматических структурах скрыты иные значения.

Для анализа архаических семантических корней верности обратимся к Э. Бенвенисту, который затрагивал fides в ракурсе реконструкции праиндоевропейского языка. «Буквальный перевод выражения fides est mihi apud aliquem - у меня есть кредит доверия, что в действительности равнозначно следующему: «Я вызываю доверие у него» или «Он доверяет мне». Таким образом, латинское понятие fides устанавливает между партнерами отношение, обратное тому, которое устанавливается для нас посредством понятия (фр.) confiance -доверие. В выражении «у меня есть доверие к кому-либо» доверие представляется как нечто мое, что я передаю в руки другого и чем этот другой может распоряжаться. В латинской фразе mihi est fides apud aliquem - имеется в виду именно кто-то другой, кто доверяет мне, и этим доверием я располагаю [1, с. 93]. Важно подчеркнуть, что сторона, располагающая доверием, именно использует его, но не обладает им, и, соответственно, занимает второстепенную позицию по отношению к хозяину-доминанту.

Изначально две стороны коммуникативной ситуации имеют потенцию доверия, но агенс, номинируемый как обладатель fides, является первопричиной, благодаря которой реализуется доверие и осуществляется взаимообмен. Для устранения современных аллюзий можно вести термины клиент и патрон. Отношения fides - неравноправные отношения. Иными словами, не младший оказывает верность старшему, но доминирующую роль получает именно патрон, который имеет некую сущность доверия, гарантию того, что ему можно доверять, и клиент, доверяется ему, входя в некое защитное поле. Таким образом, выражение fidem habere на самом деле имеет значение «иметь у кого-то доверие».

Итак, следует выделить первичное (онтологическая характеристика), которое и определяет доминантную позицию одного из коммуникаторов в рамках ситуации верность и вторичное доверие (обладание через принятие). Соответственно смысловое значение субъекта и объекта напрямую зависит от векторной направленности

передачи доверия: тот, кто обладает верностью, тот и является субъектом отношений.

Fides в архаическом древнеримском аспекте представляется как обладание предметом / сущностью, которая обеспечивает «притягательность» агенса-обладателя, для других коммуникаторов (клиентов) в роли объекта для размещения их доверия. Fides - это «кредит доверия», который предоставляется в распоряжение другому и является для других людей гарантией того, что обладателю fides можно доверять. Целью договора в ситуации верность являются: покровительство, защита более сильного - для клиента и послушание и поддержка окружения - для патрона.

В текстах эпохи принципата появляется новое значение. Верность рассматривается как субъективный фактор, смысловое значение концентрируется на клиенте, который теперь является обладателем верности и играет главную роль в субъектно-объектных отношениях.

Косвенно на факт изменения векторных отношений и усиление значения объекта указывает ряд факторов. Расширяется лексическое поле fides, появляются лексемы, которые относятся именно к клиенту: fidelitas (верность), fidelis (верный, надежный, прочный, твердый). Архаические формы, которые ранее обозначали действия второстепенного члена коммуникации и носили негативную отрицательную аксиологическую окраску, теперь меняют ее на позитивную, например: confidentia (ранее - дерзость, самонадеянность, наглость; теперь -отвага, уверенность в себе). Появляется новое выражениеfidem facere, имеющее значение субъективной уверенности и активного действия.

Э. Френкель выделял как позднее значение слова «fides»: «Действие или возможность доверия, надежды» [6, с. 686]. Начиная с эпохи принципата, на уровне концептуальной структуры и лексико-семантического поля fides становится субъективным концептом, в котором смысловое значение переносится на сферу действия «клиента». В период Поздней Античности клиент начинает сам располагать своей верностью, не просит патрона пробудить в нем верность, не нуждается в том, чтобы его впустили в сферу fides или опоре на некую гарантию в объекте своей верности, но сам передает свою fides кому-то (см. схему 2).

В период Поздней Античности значение покровительства встречается в текстах все реже, развитие получает интерпретация верности как действия и характеристики качества процесса, актуализируются семантические признаки «постоянство» и «стойкость».

Схема 2

Диахроническое сравнение моделей векторной характеристики субъектно-объектных отношений в рамках прототипической ситуации ««верность»

патрон-агент

клиент-реципиент

патрон-реципиент

клиент-агент

Архаическая модель

Модель Поздней Античности

Таким образом, в ракурсе ситуации верность принципиальное значение получает векторная направленность субъектно-объектных отношений. В зависимости от того, какой коммуникатор ситуации становится превалирующим в ментальной структуре ситуации, меняется ее когниция и аксиологическая оценка. Конфликты интерпретаций событий Поздней Античности, темой коммуникации которых была fides в разных своих проявлениях - accipere in fidem (принятие под покровительство / защиту), deditio in fidem (капитуляция на милость победителя), foedus (заключение союза / договора), sacramentum (присяга / клятва) можно объяснить смешением разных моделей ситуации верности.

Зафиксированные изменения можно рассматривать как катализатор дальнейших трансформаций как конкретно на последующих этапах развития ситуации (определении договора и его условий, границ испытания), так и в целом общей характеристики события верности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. - М. : 1995. - 456 с.

2. ДавыдоваЕ. А. Событие: история и понятие в философии и языке // Вестник Оренбург. гос. ун-та. - 2010. - № 11 (117). - С. 112-116.

3. Дубровская О. Н. Об интерпретации понятий «событие» и «речевое событие» в лингвистике // Вестник АГТУ - 2005. - № 5 (28). - С. 129-137.

4. Китайгородская М. В., РозановаН. Н. Речь москвичей. Коммуникативно-культурологический аспект. - М. : Русские словари, 1999. - 396 с.

5. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведова. - М. : А темп, 2006. - 944 с.

6. Fraenkel E. Fides. // Thesaurus Linguae Latinae VI (1). - Leipzig : Teubner, 1912-1926. - S. 661-691.

7. Fraenkel E. Zur Geschichte des Wortes fides // Rheinisches Museum für Philologie. - Sauerländer : Frankfurt / M. - 1916. - Bd. 71 - P. 187-199.

8. Freyburger G. Fides: étude sémantique et religieuse depuis les origines jusqu'r l'époque augustéenne. - P. : Les Belles Lettres, 1986. - 361 p.

9. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. - Chicago : The University of Chicago Press, 1980. - 242 p.

10. Oxford Latin Dictionary / P.G.W. Glare. - Oxford : Clarendon Press, 1984. -2126 p.

11. Pöschl V. Politische Wertbegriffe in Rom // Antike und Abendland. - 1980. -№ 26. - S. 1-17.

12. The Perseus Project. Perseus Word Study Tool / ed. Crane G. R. - URL: http:// www.perseus.tufts.edu

13. Weijers O. Some notes on "fides" and related words in medieval Latin // Archivum latinitatis medii aevi Bruxelles: Union Académique Internationale. -1977. - № 40 - P. 77-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.