Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1049
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КРИПТОВАЛЮТ / ECONOMIC DIGITALIZATION / DIGITAL ECONOMY TAXATION / TAX ADMINISTRATION DIGITALIZATION / TAX CONTROL DIGITALIZATION / TAX POLICY / TAXATION OF CRYPTOCURRENCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стельмахова Н.В.

Обобщены преимущества для экономики от цифровизации, определены проблемы при цифровых трансформациях в сфере налогообложения, исследованы тенденции реформирования налогообложения в зарубежных странах в условиях цифровизации и сформулированы рекомендации по трансформации налогообложения к новым условиям ведения бизнеса в Донецкой Народной Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF TAXATION IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

The article summarizes the benefits for the economy of digitalization, identifies problems with digital transformations in the field of taxation, examines the trends of tax reform in foreign countries in the context of digitalization, and formulates recommendations on transforming taxation to new business conditions in the Donetsk People’s Republic

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

УДК 336.22

Н.В. СТЕЛЬМАХОВА, вед. экономист отдела финансово-экономических исследований, аспирант, e-mail: stelmakhova_n_v@mail.ru

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Обобщены преимущества для экономики от цифровизации, определены проблемы при цифровых трансформациях в сфере налогообложения, исследованы тенденции реформирования налогообложения в зарубежных странах в условиях цифровизации и сформулированы рекомендации по трансформации налогообложения к новым условиям ведения бизнеса в Донецкой Народной Республике.

Ключевые слова: цифровизация экономики, налогообложение цифровой экономики, цифровизация налогового администрирования, цифровизация налогового контроля, налоговая политика, налогообложение криптовалют.

Stelmakhova N.V. Transformation of taxation in the conditions of digitalization.

The article summarizes the benefits for the economy of digitalization, identifies problems with digital transformations in the field of taxation, examines the trends of tax reform in foreign countries in the context of digitalization, and formulates recommendations on transforming taxation to new business conditions in the Donetsk People's Republic

Keywords: economic digitalization, digital economy taxation, tax administration digitalization, tax control digitalization, tax policy, taxation of cryptocurrencies.

Увеличение значения интеллектуальной собственности, появление цифровых товаров, услуг и рынков, инновационных способов производства и ведения бизнеса, цифровой валюты, технологии блокчейн оказывают влияние на все сферы жизни общества и на сферу налогообложения, в том числе, побуждая ее к трансформациям для построения системы справедливого и эффективного налогообложения в условиях цифровых преобразований.

Проблематика трансформации налогообложения в условиях цифровиза-ции экономики является предметом изучения и анализа широкого круга исследователей и дискуссий с участием представителей бизнес-сообщества: Л.И. Гонча-ренко [1], М.М. Ковалев и Г.Г. Головен-чик [2], Л.П. Королева [3], И.А. Майбу-ров и Ю.Б. Иванов [4], А.Ю. Пекарская [5] и др.

Коллективом авторов [4] проведено исследование, в частности, практических аспектов цифровизации регистрационно-учетных технологий налогового администрирования, возможностей использования цифровых технологий в целях противодействия уклонению от уплаты налогов, опыта различных стран по цифрови-зации различных аспектов налогового администрирования и практики налогового регулирования в цифровой экономике.

© Н.В. Стельмахова, 2020

Автор работы [3], уточняя содержание категории «большие данные» как фактора производства в условиях цифро-визации экономики и исследуя инициативы и опыт зарубежных стран по введению налога GAFA и его аналогов, на основе анализа доходов и налоговой нагрузки крупнейших российских IT-компаний (Yandex N.V. и Mail.Ru Group) на предмет оценки предпосылок использования в Российской Федерации опыта зарубежных стран по налогообложению цифровых услуг, обосновывает необходимость повышения налоговой нагрузки на получателей цифровой ренты.

Исследуя мировые технологии и тренды цифровой трансформации общества, авторы работы [2], в частности, анализируют подходы к классификации криптовалют, определяют сходства и различия криптовалют и фиатных денег, выделяют особенности определения правового статуса и правового регулирования крипотовалют в разных странах, а также идентификации криптовалют в целях налогообложения, обозначают проблемы использования криптовалют и перспективы их использования в Беларуси.

Анализ приведенных и других публикаций по вопросам трансформации налогообложения в условиях цифровой экономики позволяет сделать вывод, что ряд вопросов теоретического, правового и прикладного характера остается нерешенным, требуется систематизация и дополнительное обобщение международного опыта для обозначения основных направлений трансформации налоговых органов ДНР к условиям цифровизации.

Цель исследования состоит в систематизации основных преимуществ для экономики от цифровизации, уточнении круга проблем в налоговой сфере при цифровых преобразованиях, обобщении опыта зарубежных стран по трансформации налогообложения в

условиях цифровизации и формулировании, на основании проведенного анализа, предложений по трансформации налогообложения Донецкой Народной Республики.

Цифровые технологии нашли широкое применение во всех сферах жизни общества и в дальнейшем будет практически невозможно отделить цифровую экономику от нецифровой. Экономика от цифровизации получает ряд преимуществ, способствующих экономическому росту: совершенствование информационного обеспечения процесса анализа и принятия решений для планирования последующей деятельности за счет удаленного доступа к информации широкого круга пользователей в режиме реального времени; создание систем обработки больших объемов данных; увеличение скорости обмена данными с использованием облачных вычислений; ускорение бизнес-процессов с одновременным снижением расходов; упрощение сотрудничества и взаимодействия как между предприятиями, так и государственными органами; сокращение сроков разработки и представления на рынке инновационных видов продукции и услуг; сокращение издержек товаропроизводителей на представление и продвижение своих товаров и услуг; возможность для выхода на мировой рынок; рост производительности труда и доходов субъектов хозяйствования; появление возможности осуществления мониторинга за продвижением товаров и достижение прозрачности осуществляемых экономических операций; исключение большого числа посредников из процесса реализации товаров и услуг, что оказывает влияние на снижение цены и др. [6, 7].

Однако, несмотря на очевидные преимущества для экономики, многие государства могут сталкиваться с широким кругом проблем в сфере налогообложения: отсутствие нормативно-

правовых актов для регулирования новых объектов и процессов, присущих цифровой экономике, а также прав, обязанностей и ответственности за нарушения субъектов цифровой экономики; недостаточный уровень цифровизации налоговых процессов ( информирования, администрирования, обслуживания и контроля); обеспечение безопасности каналов связи и собираемых данных, составляющих налоговую тайну, а также угроза их хищения; недостаточное оснащение техническими средствами для сбора, эффективной и быстрой обработки и хранения собранных данных; подтверждение самих фактов совершаемых операций, а также идентификация продавцов и покупателей при осуществлении оплаты посредством электронных платежных систем и цифровой валюты; трудности при расчете налоговых обязательств, подлежащих уплате в бюджет, при получении дохода от цифровой коммерции; вероятность двойного налогообложения при возникновении обязательств по уплате налогов сразу в нескольких странах; перенос прибыли от электронной коммерции в офшоры и др. [1, 5].

Для построения эффективной налоговой системы в условиях цифровизации целесообразно использование опыта зарубежных стран, трансформация налогообложения в которых в условиях цифровой экономики происходит по следующим направлениям: оцифровка процесса налогового администрирования и контроля; разработка нормативно-правовой базы и механизма налогообложения новых объектов и операций; выработка единых принципов и методов международного налогообложения цифровой экономики.

Налоговыми службами многих стран мира для улучшения обслуживания налогоплательщиков активно применяются в процессе налогового администрирования и контроля информационные

технологии, увеличивающие скорость и качество предоставления государственных услуг.

По данным исследования «Tax Administration 2019 - Comparative Information on OECD and other Advanced and Emerging Economies», проведенного ОЭСР, в 55 странах налогоплательщикам предоставлена возможность оплачивать корпоративный подоходный налог электронным способом, причем в 17 (30,9%) - электронный платеж не только доступен, но и обязателен для всех налогоплательщиков, в 8 (14,5%) обязателен для некоторых категорий налогоплательщиков. Налог на добавленную стоимость электронным способом можно оплатить в 52 странах в 17 (32,7%) электронная оплата обязательна для всех, в 13 (25%) для отдельных категорий налогоплательщиков. Ряд государств обеспечили возможность оплачивать и персональный подоходный налог физическими лицами электронным способом, обязателен для всех он в 13 (23,6%) странах. Результаты указанного исследования свидетельствуют о том, что электронные платежи по всем приведенным выше платежам из 58 стран обязательны для всех лишь в 13 из них, что составляет 22,4% и свидетельствует о наличии потенциала для роста количества стран, применяющих стопроцентную электронную уплату налогов. Также в условиях применения цифровых технологий все большим количеством стран предоставляется возможность подачи налогоплательщиками деклараций электронным способом с помощью онлайн-сервисов с удобным интерфейсом. Так, предоставление налоговой отчетности за 2017 г. в стопроцентном объеме в электронном виде по корпоративному подоходному налогу, персональному подоходному налогу и налогу на добавленную стоимость обеспечили 6 стран из 58 (10,3%): Аргентина, Дания, Италия, Ко-

ста-Рика, Перу и Португалия. В 32 государствах применялись налоговые мобильные приложения, а оплатить налоги с помощью мобильного телефона можно в 15 странах из 58, что составляет 25,9% [8].

Кроме того, налоговые службы в процессе налогового администрирования используют инновационные продукты и предлагают налогоплательщикам разнообразные онлайн-сервисы: предварительное заполнение налоговых деклараций налоговыми органами; самостоятельное внесение налогоплательщиком изменений в регистрационные данные на сайте налогового органа, получение помощи в расчете налоговых обязательств; применение «блокчейн» и «биометрии» (в качестве электронной подписи налогоплательщика используется голос и речь, распознаваемые биометрическими технологиями) [4, 9].

Заслуживают внимания и инновационные средства налогового контроля, внедренные налоговой службой Российской Федерации: информационная система АСК-НДС-2, дающая возможность налоговым органам в режиме реального времени анализировать весь процесс создания добавленной стоимости, самостоятельно сопоставляя декларации и обнаруживая разрывы в цепочках НДС, а также составляя риск-профиль по каждому плательщику налогов для предотвращения незаконных вычетов и возмещения НДС; информационная система маркировки и прослеживаемости товаров (меховых изделий, лекарств и алкогольной продукции на данном этапе); онлайн-кассы, позволяющие анализировать оптовые и розничные продажи [10].

В Донецкой Народной Республике также предприняты определенные шаги по цифровизации процесса налогового администрирования - создан «Личный кабинет плательщика» с возможностью отправки налоговой отчетности в элек-

тронном виде и получения актов сверок по расчетам с бюджетом с использованием персонального ключа доступа, выдающегося налоговым органом бесплатно [11]. Оценив по методике Всемирного банка «Doing Business» индикатор «Налогообложение» по одному из показателей «Количество платежей в год» для ДНР, получим значение 7 платежей в год (благодаря возможности предоставлять отчетность онлайн) (табл. 1), как и у Российской Федерации, что на 2 платежа в год больше, чем у Украины (5 платежей в год).

Очевидно, что многие страны нацелены на коренное преобразование налоговых систем с предоставлением возможности физическим лицам и компаниям возможности регистрировать и предоставлять отчетность, оплачивать налоговые обязательства в любое время, а налоговым органам собирать и производить обработку информации, касающейся вопросов налогообложения, в режиме реального времени.

Следующим направлением трансформации является правовое регулирование и налогообложение новых объектов, присущих цифровой экономике, например, цифровой валюты. С появлением новой электронной валюты - крип-товалюты, возникли вопросы о ее правовом статусе и идентификации для целей налогообложения. Исследуя рынок крип-товалют, можно выделить четыре сектора, в каждом из которых может возникать объект для налогообложения: создание криптовалюты или майнинг; кошельки для хранения криптовалюты; криптова-лютные биржи для покупки, продажи и обмена криптовалюты на фиатные деньги; криптовалютные платежи за товары и услуги [14].

Как показывает практика, позиции в разных странах мира по отнесению крип-товалют к тем или иным объектам и, как следствие, их налогообложение далеко не

Таблица 1

Количество платежей в год по методике «Doing Business» для ДНР

Налог или Количество Заметки Установленная Установленная законом база

обязательный платеж платежей о платежах ставка налога налогообложения

ЕСВ 1 Онлайн подача 31% Налогооблагаемый доход

Налог на прибыль 1 Онлайн подача 20 % Налогооблагаемая прибыль

Земельный налог 1 Онлайн подача 1 % Нормативная денежная оценка земельных участков

Транспортный налог 1 Онлайн подача Ставки различные за 100 куб. см Мощность двигателя

Налог с оборота 1 Онлайн подача 1,5 % Стоимостное выражение объекта налогообложения (выручка, товарооборот, предоплаты, авансы)

Подоходный налог 1 Онлайн подача 13 % Налогооблагаемый доход

Экологический налог 1 Онлайн подача Различные для отходов за тонну Объем и класс опасности размещенных отходов

Итоговые данные 7 Х х х

Источник: Составлено автором по [12, 13].

одинаковы. Так, к первой группе относятся страны, считающие криптовалюту законным платежным средством и взимающие налоги за операции с крипова-лютами, в состав второй группы входят государства, разрабатывающие нормативно-правовые акты по вопросам регулирования криптовалют, и третья группа стран, в которых операции с криптова-лютой официально запрещены.

Одной из главных проблем правового регулирования и налогообложения криптовалют является отсутствие единого подхода к определению и регулированию криптовалют, единой политики по их налогообложению, поскольку рынок криптовалют сложно полностью запретить и трудно регулировать исключительно национальным законодательством определенной страны. Официальное правовое регулирование и налогообложение криптовалют существует примерно в 25% странах мира. Большая часть Европейского Союза, некоторые страны Азии и Латинской Америки используют для налогообложения криптовалют личный подоходный налог и корпоративный подоходный налог, считая криптовалюты источником дохода, так же как и деньги,

получаемые субъектами от производственной, торговой деятельности либо занятости. Ставки подоходного налога варьируют от 0% до 55%. В некоторых странах криптовалютой разрешено рассчитываться за товары и услуги, имеются банкоматы для обмена цифровых денег на фиатные, разрешены денежные переводы и разработаны правила для сделок с виртуальными валютами, рассматривается возможность оплачивать налоги с их помощью [2, 15].

Кроме того, мировое сообщество в последние годы предпринимает шаги по созданию эффективной и справедливой системы налогообложения в условиях цифровой экономики. Так, еще в 2013 г. Францией выдвигалось предложение о введении интернет-налога на сбор информации со стороны цифровых платформ, таких, как Google, Amazon Facebook, ставки предполагалось установить в зависимости от количества пользователей, отслеживаемое специализированной интернет-фирмой и проверяемое внешними аудиторами [16]. В 2017 г. предлагались различные альтернативные налоги: налог с оборота цифровых компаний в виде отдельного налога или ча-

сти корпоративного подоходного налога; налог на цифровые транзакции; налог на доходы, которые получены от предоставления цифровых услуг либо рекламной деятельности [17]. В марте 2018 г. Европейской комиссией предложено введение налога на оборот крупнейших цифровых гигантов, так называемого налога GAFA (Google, Apple, Facebook, Amazon) по ставке 3% от доходов, полученных от деятельности, при осуществлении которой в создании стоимости играют важную роль сами пользователи, и которую труднее всего учитывать по традиционным налоговым правилам. Попытка введения данного налога на общеевропейском уровне не получила поддержки у Ирландии, Финляндии, Чешской Республики и Швеции и была отложена до конца 2020 г.

Однако французским сенатом 11.07.2019 г. все же утвержден налог на цифровые услуги по ставке 3%, взимаемый с продаж транснациональных компаний во Франции. Согласно законодательству, любая цифровая компания с годовым доходом более 750 млн евро, из которых не менее 25 млн евро генерируется во Франции, будет облагаться налогом [18].

Введение этого налога создало прецедент и послужило примером для других стран, которые также находятся на стадии разработки или введения нормативно-правовой базы по обложению цифровых доходов. Великобританией планируется введение налога по ставке 2% для компаний с годовых доходом от 500 млн евро и 25 млн евро, полученными внутри страны. Италией уже введен налог на цифровые услуги компаний по ставке 3% с оборота более 5,5 млн евро, полученных внутри страны, который должен вступить в силу с 01.01.2021 г. Испанией предлагалось введение налога в 3% для компаний с годовым мировым доходом в 750 млн евро и 3 млн евро, ко-

торые получены на территории Испании, однако в феврале 2019 г. законопроект был отклонен. В Австрии рассматривалось введение налога по ставке 5% со всех крупных компаний, которые получают доходы от онлайн-рекламы [19].

В РФ с 01.01.2017 г. вступил в силу закон о так называемом «налоге на Google», согласно которому иностранные компании - поставщики электронных услуг обязаны встать на учет в налоговых органах и платить НДС при предоставлении определенных видов электронных услуг. Законом установлена ставка налога в 16,67% к стоимости электронных услуг с учетом НДС для иностранных компаний и 20% для российских посредников к цене электронных услуг без учета НДС [20].

Таким образом, можно констатировать, что страны конкурируют друг с другом за поступления налоговых платежей с доходов крупнейших представителей сферы цифровых услуг, что ведет к внедрению налогов на цифровые услуги.

Опыт разных стран мира показывает необходимость трансформации налогообложения с использованием цифровых технологий и действующих налоговых правил для соответствия новым условиям ведения бизнеса, а также активного применения цифровых технологий в работе налоговых ведомств, что позволит оптимизировать трудовые затраты, повысить скорость и качество предоставления государственных услуг в налоговой сфере.

Учитывая изложенное выше, можно обозначить основные направления трансформации налоговых органов ДНР к условиям цифровизации: создание единой системы сбора и обработки информации о субъектах хозяйствования с возможностью доступа различными органами власти; разработка системы защиты от незаконного доступа и хищения собираемых и хранимых данных; налажива-

ние партнерских взаимоотношений с плательщиками налогов и построение клиенториентированной налоговой политики, главной целью которой является предотвращение совершения налоговых правонарушений; усовершенствование действующей нормативно-правовой базы с целью регулирования новых цифровых объектов и операций; расширение системы электронного взаимодействия плательщиков налогов и налоговых органов с постепенным переходом на предварительное заполнение отчетности налоговыми ведомствами на основании данных единой системы сбора и обработки информации и новых средств цифровой идентификации; расширение возможностей для плательщиков налогов при использовании сервиса «Личный кабинет плательщика» в режиме реального времени; разработка и внедрение налогового мобильного приложения с возможностью получения уведомлений о наступлении сроков подачи налоговой отчетности, предельных сроках уплаты налоговых платежей, об изменениях в налоговом законодательстве и др.

Список использованной литературы

1. Гончаренко, Л.И. Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики / Л.И. Гончаренко, Ю.В. Малкова, А.С. Адвокатова // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - № 2. -С. 166-172.

2. Ковалев, М.М. Цифровая экономика - шанс для Беларуси: моногр. / М.М. Ковалев, Г.Г. Головенчик. - Минск: Изд. центр БГУ, 2018. - 327 с.

3. Королева, Л.П. Налогообложение цифровых услуг: вопросы теории, зарубежной практики и отечественных предпосылок / Л.П. Королева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2019. - Т. 12. -№ 3. - С. 91-106.

4. Цифровые технологии налогового администрирования: монография для магистрантов, обучающихся по программам направлений «Экономика», «Государственный аудит», «Финансы и кредит» / [И.А. Майбуров и др.]; под. ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 263 с.

5. Пекарская, А.Ю. Особенности контроля за налогообложением в условиях развития цифровой экономики / А.Ю. Пекарская // Белорусский экономический журнал. - 2018. - № 1. - С. 84-96.

6. Зозуля, Д.М. Цифровизация российской экономики и Индустрия 4.0: вызовы и перспективы / Д.М. Зозуля // Вопросы инновационной экономики. -2018. - Том 8. - № 1 (январь-март). -С. 1-13.

7. Устюжанина, Е.В. Цифровая экономика как новая парадигма экономического развития / Е.В. Устюжанина, А.В. Сигарев, Р.А. Шеин // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. -Т. 16. - № 12. - С. 2238-2253.

8. Tax Administration 2019 -Comparative Information on OECD and other Advanced and Emerging Economies [Электронный ресурс]. - URL: https:// read.oecd-ilibrary.org/taxation/electronic-payment_fda24358-en#page2

9. Digitalisation of tax: international perspectives (2019 edition) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.icaew.com/ technical/tech-nology/technology-and-the-profession/digitalisation-of-tax-internatio nal-perspectives

10. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nalog.ru/rn77/abo-ut_fts/el_usl/

11. Официальный сайт Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. -URL:http://mdsdnr.ru/in-dex.php/vidy-nalo goplatelshchikov/yuridicheskie-litsa/2-unca tegorised/629-lichnyj-kabinet-platelshchika

12. Doing Business 2019 [Электронный ресурс]. - URL: https://russian. doingbusiness.org/ru/rankings

13. Закон ДНР «О налоговой системе» от 25.12.2015 № 99-ИС [Электронный ресурс]. - URL: https://dnrsovet.su/ zakon-o-nalogovoj -sisteme-donetskoj -narod noj-respubliki/

14. Global Cryptocurrency Benchmarking Study: Cambridge Centre for Alternative Finance [Электронный ресурс]. -URL:https://www.jbs.cam.ac.uk/fi-leadmin/ user_upload/research/centres/alternative-finan ce/downloads/2017-global-cryptocurrency-ben chmarking-study.pdf

15. From 0% to 55%: a Brief Guide to Cryptocurrency Taxation Around the World [Электронный ресурс]. - URL:https:// hackernoon.com/from-0-to-55-a-brief-gui de-to-cryptocurrency-taxation-around-the-world-f3953cd74e58

16. Pfanner, E. France Proposes an Internet Tax. The New York Times [Электронный ресурс]. - URL:https://www.ny

times.com/2013/01/21/business/global/21i ht-datatax21.html?pagewanted=all&_ r=1&

17. EU.COM (2017) 547 final/ Brussels, 21.09.2017 [Электронный ресурс]. -URL: https://ec.europa. eu/taxation_customs/ sites/taxation/files/1_en_act_part1_v10_en. pdf

18. Франция облагает налогом технологических гигантов, несмотря на возражения со стороны США [Электронный ресурс]. - URL: https://forum.digital/ techtax_france

19. Цифровой налог на технологические компании США может быть введен в нескольких странах ЕС [Электронный ресурс]. - URL: https://marketinfo. pro/news/tsifrovoj-nalog-na-tehnologiche skie-kompanii-ssha-mozhet-byt-vveden-v-neskolkih-stranah-es

20. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_28165/ae4f89299a9012-dee14fc56 28d79101eb39263f8/

Статья поступила в редакцию 08.04.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.