Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ МОТИВОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ТУРИЗМОМ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ МОТИВОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ТУРИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
112
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPORTS TOURISM / PERSONAL MOTIVATION / SELF-RATING OF "MOTIVATION STATE" / ATHLETES / СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ЛИЧНОСТНАЯ МОТИВАЦИЯ / САМО-ОЦЕНКА "МОТИВАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ" / СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рогалева Л.Н., Галышева С.М., Шихов А.В.

Цель исследования - сравнение личностной мотивации и самооценки «мотивационного состояния» спортсменов в зависимости от уровня спортивного мастерства. Методика и организация исследования. В исследовании участвовало 30 человек, участников 1-го этапа Кубка России на пешеходных дистанциях в закрытых помещениях (ноябрь, 2018 г., Пермский край). Первую группу составили спортсмены, выступающие на трассе 3-го класса трудности (13 человек), во вторую группу вошли спортсмены, выступающие на трассе 5-го класса трудности (17 человек). В ходе исследования использовались следующие методы: опросник по выявлению мотивов выбора вида спорта, оценки его популярности, материальных условий для занятий данным спортом; модифицированный стандартизованный опросник для оценки личностной мотивации к занятиям спортом, включающий в себя 31 утверждение на личностную мотивацию, разработанный Диетер Тейпел (Dieter Teipel) и Рейнхилд Кемпер (Reinhild Kemper), учеными институтов психологии физической культуры г. Кологна Германии, «шкала мотивационного состояния», разработанная В.Ф. Соповым, для оценки ситуативной мотивации спортсменов. Результаты исследования и выводы. В ходе проведенного исследования выявлено, что доминирующими личностными мотивами занятий спортивным туризмом является стремление к развитию своих способностей и расширение круга общения. В то же время с повышением уровня мастерства возрастает значимость мотивов самореализации и достижения личной цели через преодоление трудностей спортивной деятельности. С повышением уровня спортивного мастерства меняется самооценка «мотивационного состояния» спортсменов, которая становится более адекватной и связана с положительной оценкой тренировочного процесса, уверенности в выбранной методике подготовки и надежде на успех.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рогалева Л.Н., Галышева С.М., Шихов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of personal motives during sports tourism practices

Objective of the study was to compare athletes' personal motives and self-rating of motivational state depending on the level of development of their sports mastery. Methods and structure of the study. Sampled for the study were 30 people - participants of the 1st stage of the Russian Sports Tourism Cup - indoor walking distances (November 2018, Perm region). The first group was made of the athletes covering the walking track of the 3rd level of difficulty (13 people), the second group included those covering the walking track of the 5th level of difficulty (17 people). The following methods were applied during the study: a questionnaire survey aimed to identify the reasons for choosing a particular sport, assess its popularity, material conditions for participating in the chosen sport; a modified standardized questionnaire for assessing personal motives for sports activities, which includes 31 statements developed by Dieter Tepel and Reinhild Kemper, scientists of the institutes of psychology of sport and physical activity in Cologne, Germany, "Scale of motivational state" developed by V.F. Sopov aimed to assess the situational motivation of athletes. Study results and conclusions. The study found that the dominant personal motives for sports tourism practices are the desire to develop own physical abilities and expand the circle of contacts. At the same time, as the skill level increases, the significance of motives for self-realization and achievement of a personal goal by overcoming sports-related difficulties increases. With the increase in the level of sports mastery, athletes' self-rating of "motivational state" changes, becoming more adequate and associated with a positive assessment of the training process, confidence in the chosen training method and hope for success.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ МОТИВОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ТУРИЗМОМ»

ТРАНСФОРМАЦИЯ МОТИВОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИИ СПОРТИВНЫМ ТУРИЗМОМ

УДК/UDC 796.011.1

Поступила в редакцию 20.02.2020 г.

Информация для связи с автором: liudmila.rogaleva@yandex.ru

Кандидат психологических наук, доцент Л.Н. Рогалева1

Кандидат педагогических наук, доцент С.М. Галышева1

Кандидат медицинских наук, доцент А.В. Шихов1

1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,Екатеринбург

TRANSFORMATION OF PERSONAL MOTIVES DURING SPORTS TOURISM PRACTICES

PhD, Associate Professor L.N. Rogaleva1

PhD, Associate Professor S.M. Galysheva1

PhD, Associate Professor A.V. Shikhov1

1 Ural Federal University named after First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

Аннотация

Цель исследования - сравнение личностной мотивации и самооценки «мо-тивационного состояния» спортсменов в зависимости от уровня спортивного мастерства.

Методика и организация исследования. В исследовании участвовало 30 человек, участников 1-го этапа Кубка России на пешеходных дистанциях в закрытых помещениях (ноябрь, 2018 г., Пермский край). Первую группу составили спортсмены, выступающие на трассе 3-го класса трудности (13 человек), во вторую группу вошли спортсмены, выступающие на трассе 5-го класса трудности (17 человек).

В ходе исследования использовались следующие методы: опросник по выявлению мотивов выбора вида спорта, оценки его популярности, материальных условий для занятий данным спортом; модифицированный стандартизованный опросник для оценки личностной мотивации к занятиям спортом, включающий в себя 31 утверждение на личностную мотивацию, разработанный Диетер Тейпел (Dieter Teipel) и Рейнхилд Кемпер (Reinhild Kemper), учеными институтов психологии физической культуры г. Кологна Германии, «шкала мотивационного состояния», разработанная В.Ф. Сопо-вым, для оценки ситуативной мотивации спортсменов. Результаты исследования и выводы. В ходе проведенного исследования выявлено, что доминирующими личностными мотивами занятий спортивным туризмом является стремление к развитию своих способностей и расширение круга общения. В то же время с повышением уровня мастерства возрастает значимость мотивов самореализации и достижения личной цели через преодоление трудностей спортивной деятельности. С повышением уровня спортивного мастерства меняется самооценка «мотивационного состояния» спортсменов, которая становится более адекватной и связана с положительной оценкой тренировочного процесса, уверенности в выбранной методике подготовки и надежде на успех.

Ключевые слова: спортивный туризм, личностная мотивация, само-оценка «мотивационного состояния», спортсмены.

Annotation

Objective of the study was to compare athletes' personal motives and self-rating of motivational state depending on the level of development of their sports mastery.

Methods and structure of the study. Sampled for the study were 30 people -participants of the 1st stage of the Russian Sports Tourism Cup - indoor walking distances (November 2018, Perm region). The first group was made of the athletes covering the walking track of the 3rd level of difficulty (13 people), the second group included those covering the walking track of the 5th level of difficulty (17 people).

The following methods were applied during the study: a questionnaire survey aimed to identify the reasons for choosing a particular sport, assess its popularity, material conditions for participating in the chosen sport; a modified standardized questionnaire for assessing personal motives for sports activities, which includes 31 statements developed by Dieter Tepel and Reinhild Kemper, scientists of the institutes of psychology of sport and physical activity in Cologne, Germany, "Scale of motivational state" developed by V.F. Sopov aimed to assess the situational motivation of athletes.

Study results and conclusions. The study found that the dominant personal motives for sports tourism practices are the desire to develop own physical abilities and expand the circle of contacts. At the same time, as the skill level increases, the significance of motives for self-realization and achievement of a personal goal by overcoming sports-related difficulties increases. With the increase in the level of sports mastery, athletes' self-rating of "motivational state" changes, becoming more adequate and associated with a positive assessment of the training process, confidence in the chosen training method and hope for success.

Keywords: sports tourism, personal motivation, self-rating of "motivation state", athletes.

Введение. В настоящее время экстремальные виды спорта становятся популярными среди молодежи. К числу таких видов спорта можно отнести спортивный туризм, который является одним из национальных видов спорта России [1]. Главная цель соревнований в спортивном туризме - отработка навыков походной жизни для повышения безопасности туристско-спортивного движения [4]. Пешеходный туризм от-

носится к одному из новых направлений спортивного туризма. Соревнования по данному виду спорта проводятся в закрытых помещениях, где создается искусственный рельеф. Данный вид спорта отличается более высокой физической, умственной, эмоциональной нагрузкой по сравнению с дистанциями на естественном рельефе [10]. Поэтому от спортсменов требуется высокая самоотдача, которая невозможна

без соответствующей мотивации. В то же время исследований по мотивации спортсменов данного вида спорта недостаточно. В современной научной литературе мотивация, с одной стороны, рассматривается как стержневая личностная характеристика [2, 3, 9, 11, 13], а с другой - как ситуативное состояние [2, 3, 7]. Различия в личностной и ситуативной мотивации связаны с особенностями детерминации спортивной деятельности. Так, личностная мотивация тесно связана с выбором и поддержанием интереса к спортивной деятельности, при этом она может значительно меняться на разных возрастных этапах [5, 6]. Ситуативная мотивация детерминируют прежде всего настрой спортсменов на конкретное соревнование и влияет на предстартовые состояния, что, в свою очередь, напрямую отражается на спортивных результатах [5]. Традиционный подход к изучению ситуативной мотивации строится на изучении предстартового состояния спортсменов, в то же время в современной спортивной психологии ситуативная мотивация спортсменов рассматривается как следствие «мотивационного состояния», которое возникает на основе рефлексии предсоревновательной подготовки и прогнозирования успеха или неуспеха в соревнованиях [7, 8]. В. Ф. Сопов подчеркивает, что именно самооценка «мотивационного состояния» спортсменов главным образом влияет на способность спортсменов перешагнуть «барьер комфорта» и быть готовым к состояниям утомления и высокого физического и психологического напряжения [8].

Цель исследования - выявить особенности личностной мотивации и самооценки «мотивационного состояния» спортсменов, занимающихся спортивным туризмом в зависимости от уровня спортивного мастерства.

Методика и организация исследования. В исследовании участвовало 30 человек, участников 1-го этапа Кубка России на пешеходных дистанциях в закрытых помещениях (ноябрь, 2018 г, Пермский край). Первую группу составили спортсмены, выступающие на трассе 3-го класса трудности (13 человек), во вторую группу вошли спортсмены, выступающие на трассе 5-го класса трудности (17 человек).

В ходе исследования использовались следующие методы: опросник по выявлению мотивов выбора вида спорта, оценки его популярности, материальных условий для занятий данным спортом; модифицированный стандартизованный опросник для оценки личностной мотивации к занятиям спортом, включающий в себя 31 утверждение на личностную мотивацию, разработанный Диетер Тейпел (Dieter Teipel) и Рейнхилд Кемпер (Reinhild Kemper), учеными институтов психологии физической культуры г. Кологна Германии [12], «шкала мотивационного состояния», разработанная В. Ф. Соповым [7], для оценки ситуативной мотивации спортсменов.

Результаты исследования и их обсуждение. В рамках первого опроса ставилась задача выявить ведущие мотивы, связанные с выбором вида спорта, а также оценку спортсме-

нами их вида спорта с точки зрения популярности и материального стимулирования. Согласно полученным ответам, ведущими мотивами выбора данного вида спорта являются: интерес (50 %), приглашение со стороны друзей (44,4 %), доступность к месту проживания (44,4 %). Спортсмены отметили, что спортивный туризм уступает по популярности другим видам спорта, в то же время в тех регионах, в которых они тренируются (Березовский, Пермский край, Ханты-Мансийск и другие), данный вид спорта активно развивается. Этому способствует то, что данный вид спорта не требует высоких материальных затрат, большинство спортсменов могли заниматься как за счет средств родителей, так и за счет бюджетных средств в ДЮСШ, при этом, как отмечают спортсмены, материальное стимулирование в данном виде спорта весьма ограниченное даже для ведущих спортсменов.

Таким образом, по результатам первого опроса можно заключить, что выбор и дальнейшие занятия спортивным туризмом практически не связаны с внешним стимулированием, а имеют исключительно внутренние личностные мотивы.

Второе обследование касалось сравнения доминирующих личностных мотивов занятий спортивным туризмом у спортсменов в зависимости от уровня спортивного мастерства. В ходе исследования были определены ранги личностных мотивов в каждой группе спортсменов. Применение t-критерия Стьюдента показало наличие достоверных различий мотивов занятий в зависимости от уровня спортивного мастерства на уровне 99 % (р < 0,001). Основные различия касаются ведущих личностных мотивов занятий спортивным туризмом, которые представлены в таблице.

По данным таблицы можно заключить, что спортсмены первой группы в равной степени мотивированы как на развитие своих способностей ради достижения личных целей и спортивных результатов, так и на общение и дружбу с товарищами по команде, на расширение круга знакомств.

Типичные высказывания спортсменов данной группы: «Туризм помогает завести новых знакомых и поддерживать общение и дружбу со спортсменами» (девушка, 17 лет, КМС); «Туризм развивает мои физические способности и помогает обрести новых знакомых и друзей» (юноша, 16 лет, I взр.); «Я хочу осознавать, что тренируюсь не зря, могу добиться высоких результатов» (девушка, 17 лет, I взр.); «Эмоции, победы, поражения, опыт, навыки, друзья. Моя мотивация: преодолевай свой страх, преодолеешь и себя! Самое главное - победа над собой! (юноша, 17 лет, I взр.).

Спортсмены второй группы, как видно из таблицы, в большей степени ориентированы на получение удовольствия, интерес, самореализацию и стремление к преодолению трудностей ради достижения личной цели. Типичные высказывания спортсменов: «Большое количество неудачных стартов, которые прошли у меня, мотивируют меня на хорошие результаты в следующих выступлениях» (юноша,

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

2 CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Сравнение ведущих личностных мотивов занятий спортивным туризмом у спортсменов разного уровня спортивного мастерства

Первая группа (спортсмены, соревнующиеся на дистанции 3-го класса трудности) Вторая группа (спортсмены, соревнующиеся на дистанции 5-го класса трудности)

1. Занимаясь, я могу знакомиться с разными людьми 1. Занятия доставляют мне удовольствие

2. Я хотел(а) бы достичь своей цели (важной и значимой для меня) 2. Мне интересно заниматься данным видом спорта

3. Я хочу показать высокие результаты 3. Я хочу показать высокие результаты

4. Я бы хотел(а) проверить, чего я могу добиться, на что я способен(а) 4. Я стремлюсь к самореализации

5. У меня со всеми хорошие дружеские отношения в команде 5. У меня есть стремление к преодолению трудностей и достижению личной цели

32

http://www.teoriya.ru

№5 • 2020 Май | May

20 лет, КМС); «Я занимаюсь спортивным туризмом, потому что мне это нравится, это интересно» (21 год, МС); «Я занимаюсь спортивным туризмом, потому что это самый интересный, непредсказуемый и разносторонний вид спорта» (девушка, 20 лет, КМС); «Моя мотивация: даже если ты всегда выигрываешь, победа - еще не все!» (девушка, 20 лет, МС); «Мне нравится: люди, спорт, активное время провождения, разнообразность и многогранность этого спорта» (девушка, 19 лет, КМС); «Это не вид спорта - это образ жизни. Я надеюсь, что занятия спортивным туризмом помогут мне развиться и стать педагогом» (девушка, 21 год, КМС).

Таким образом, можно утверждать, что у спортсменов с ростом спортивного мастерства происходит определенная трансформация личностной мотивации, уже не только связанная с проверкой своих способностей и достижением спортивного результата, а направленная на получение удовольствия от процесса и результатов спортивной деятельности, удовлетворения потребности в самореализации через преодоление трудностей спортивной деятельности. Данный факт согласуется с зарубежными исследованиями по личностной мотивации спортсменов [15].

Третье тестирование было направлено на изучение самооценки «мотивационного состояния» спортсменов, которое, как мы отмечали ранее, тесно связано с оценками спортсменами выполненной тренировочной работы и надеждой на успех. Выявлено, что у 38 % спортсменов первой группы наблюдалось оптимальное «мотивационное состояние» (20-22 балла), у 30,7 % - низкий уровень «мотивационного состояния» и у 31,3 %о - чрезмерно высокий уровень «мотивационного состояния». В то же время у спортсменов второй группы оптимальный уровень наблюдался уже у 76,9 0% и только у 23 0% - чрезмерно завышенный. Полученные данные свидетельствуют о том, что спортсмены высокой квалификации, обладая более адекватной самооценкой «мотивационного состояния», могут лучше настроиться на соревновательную борьбу и контролировать предсоревновательное состояние.

При детальном анализе ответов спортсменов выявлены два ключевых различия в самооценке «мотивационного состояния» спортсменов в зависимости от уровня спортивного мастерства. Первое отличие. При ответе на вопрос «Я доволен ходом тренировочного процесса» высокие самооценки у спортсменов первой группы отмечены только в 53,4 % случаев, в то время как у спортсменов второй группы - в 76,4 % случаев. Низкие значения по оценке хода тренировочного процесса у спортсменов первой группы наблюдались в 46,3 %, в то время как во второй группе низких оценок нет. Второе отличие. При ответе на вопрос «Я надеюсь на успех в этом сезоне» во второй группе 58,8 % дали утвердительный ответ, а 23,5 % ответили, что верят в успех (при этом в данной группе нет отрицательных оценок), в то время как в первой группе 30,8 % спортсменов не уверены в успехе, 38,4 % -сомневаются, но надеются на успех и только 30, 8 % верят в успех.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что у спортсменов более высокой квалификации уверенность в достижении собственных целей выше благодаря положительной оценке проделанной тренировочной работы. В силу этого спортсмены более высокого уровня имеют более адекватное «мотивационное состояние» перед соревнованиями, которое будут способствовать оптимальному боевому состоянию во время выступлений.

Выводы. У спортсменов, занимающихся спортивным туризмом, изначально выбор спорта связан либо с появлением интереса, либо с удовлетворением потребности в общении. С повышением уровня спортивного мастерства у спортсменов происходит смена личностных мотивов, становится ме-

нее актуальным мотив общения, при этом актуализируется мотив самореализации, причем связанный с преодолением трудностей спортивной деятельности. Самооценка «мотивационного состояния» спортсменов в спортивном туризме с ростом спортивного мастерства становится более адекватной за счет положительной оценки проведенного тренировочного процесса, уверенности в выбранной методике подготовки и надежде на успех.

Литература

1. Байковский Ю.В. Теория и методика тренировки в горных видах спорта / Ю.В. Байковский. - М.: ТВТ Дивизион, 2015. - 304 с.

2. Ильин Е.П. Психология мотивационных различий / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2006. - 508 с.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006.

- 512 с.

4. Константинов Ю.С. Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма: учеб. пособие / Ю.С. Константинов.

- М.: Советский спорт, 2009. - 392 с.

5. Малкин В.Р. Спорт - это психология / В.Р. Малкин, Л.Н. Рогале-ва. - М.: Спорт. - 174 с.

6. Мнацаканян Б.Х. Факторы демотивации в спортивной деятельности / Б.Х. Мнацаканян // Молодые ученые. - 2012. - Т. 2. -С. 76- 77.

7. Сопов В.Ф. Методы измерения психических состояний в спортивной деятельности / В.Ф. Сопов. - М.: РГУФК, 2005. - 32 с.

8. Сопов В.Ф. Особенности соревновательной тревоги и мотивационного состояния конькобежцев и шорт-трековиков в соревнованиях высокой значимости / В.Ф. Сопов, А.Б. Леонтьева // Спортивный психолог. - 2013. - № 2 (29). - С. 78-82.

9. Уэйнберг Р.С. Основы физической культуры и спорта / Р.С. Уэйн-берг, Д. Гоулд. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 336 с.

10. Ширинян А.А., Современная подготовка спортсмена - ориенти-ровщика : учебно-метод. пособие / А.А. Ширинян, А.В. Иванов.

- М.: Советский спорт, 2010. - 112 с.

References

1. Baykovskiy Yu.V. Teoriya i metodika trenirovki v gornykh vidakh sporta [Theory and methodology of training in mountain sports]. Moscow: TVT Divizion publ., 2015. 304 p.

2. Ilyin E.P. Psikhologiya motivatsionnyih razlichiy [Psychology of motivational differences]. St. Petersburg: Piter publ., 2006. 508 p.

3. Ilyin E.P. Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg: Piter publ., 2006. 512 p.

4. Konstantinov Yu.S. Teoriya i praktika sportivno-ozdorovitelnogo turizma [Theory and practice of sports and recreation tourism]. Study guide. MOSCOW: Sovetskiy sport publ., 2009. 392 p.

5. Malkin V.R., Rogaleva L.N. Sport-eto psikhologiya [Sport is psychology]. MOSCOW: Sport publ.. 174 p.

6. Mnatsakanyan B.Kh. Faktory demotivatsii v sportivnoy deyatelnosti [Demotivation factors in sports activities]. Molodyie uchenyie. 2012. v. 2. pp. 76-77.

7. Sopov V.F. Metody izmereniya psikhicheskikh sostoyaniy v sportivnoy deyatelnosti [Mental state evaluation methods in sports activities]. RSUPE publ., 2005. 32 p.

8. Sopov V.F., Leontyeva A.B. Osobennosti sorevnovatelnoy trevogi i motivatsionnogo sostoyaniya konkobezhtsev i short-trekovikov v sorevnovaniyah vysokoy znachimosti [Features of competitive anxiety and motivational state of skaters and short trackers in major competitions]. Sportivny psikholog. 2013. No. 2 (29). pp. 78-82.

9. Weinberg R.S., Gould D. Osnovy fizicheskoy kultury i sporta [Fundamentals of physical education and sports]. Kiev: Olimpiyskaya literature publ., 2001. 336 p.

10. Shirinyan A.A., Ivanov A.V. Sovremennaya podgotovka sportsmena -orientirovshchika [Modern training of orienteering athlete]. Teaching aid. MOSCOW: Sovetskiy sport publ., 2010. 112 p. Deci E.L., Ryan A Self-Determination Theory: A Macrotheory of Human Motivation, Development, and Health. Canadian Psychology.2008. Vol.49. no.3.pp. 18 - 185.

Dieter Teipel, Reinhild Kemper. Specific Motivational Aspects in Female Soccer Referees. 12 European Congress of Sport Psychology. Halkidiki, Greece, Book of abstract. 2007. P. 362. Harwood C., Spray C.M., Keegal R. Achievement goal theories in sport. Advances in sport psychology. Human Kinetics, 2008. No. 3, pp. 157-185. Malkin V.R., Rogaleva L.N., Kim A.M., Valeev R.R., Bredikhina Y.A. Sport psychology research and development projects at Ural Federal University. Theory and Practice of Physical Culture. 2018. No. 1. pp. 2- 4.

14. Poczwardowski A., Siekanska M., Blecharz V. The role of self-regulation in sport: a conceptual review. Abstract book, 15th European Congress of Sport & Exercise Psychology 15-20 July 2019, FEPSAC, Munster, Germany. P. 125.

11

12

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.