Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОНВЕРГЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарашкина Наталья Владимировна, Дружинина Анастасия Александровна

Рассматривается актуальная проблема трансформации методов обучения как компонентов технологий деятельности современного учителя. Анализ отечественных и зарубежных исследований позволил выявить тенденцию трансформации методов обучения, которая позволяет расширить педагогическое влияние за счет их адаптации к новой цифровой образовательной среде. Обобщение результатов опросов и образовательных практик показывает необходимость и перспективность постоянного изменения методов обучения как основы технологизации работы современного учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарашкина Наталья Владимировна, Дружинина Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF TEACHING METHODS AS THE COMPONENTS OF THE TECHNOLOGIES OF THE ACTIVITY OF THE MODERN TEACHER

The article deals with the topical issue of the transformation of teaching methods as the components of the technology of the activity of the modern teacher. the analysis of the native and foreign researches allowed to reveal the tendency of the transformation of the teaching methods that allow to extend the pedagogical influence by the means of their adaptation to the new digital educational environment. The generalization of the results of the surveys and educational practices shows the necessity and prospects of the constant change of the teaching methods as the basis of the technification of the work of the modern teacher.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»

известия вгпу

The problems of adaptation of students and graduates of pedagogical university to work at school

The article deals with the brief analysis of the problem of adaptation of students and graduates of a pedagogical university to work at school, there are revealed the ways to solve this problem. The article describes the work aimed at the organization of the successful adaptation of the graduates of Ulyanovsk State University of Education at the schools of the Ulyanovsk region on the basis of the developed guidelines and programs for school leaders and mentors for working with graduates.

Key words: adaptation, social adaptation, problems of adaptation, professional orientation of personality, methods of collective creative education.

(Статья поступила в редакцию 21.03.2022)

Н.в. гарашкина, а.а. дружинина

(Тамбов)

трансформация методов обучения как компонентов технологий деятельности современного учителя

Рассматривается актуальная проблема трансформации методов обучения как компонентов технологий деятельности современного учителя. Анализ отечественных и зарубежных исследований позволил выявить тенденцию трансформации методов обучения, которая позволяет расширить педагогическое влияние за счет их адаптации к новой цифровой образовательной среде. Обобщение результатов опросов и образовательных практик показывает необходимость и перспективность постоянного изменения методов обучения как основы технологизации работы современного учителя.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, методы смешанного обучения, цифровая дидактика, дидактическая конвергенция, образовательные технологии.

В условиях интенсивных социально-экономических преобразований актуализируется необходимость трансформации современного образования, включая разработку и внедрение

новых образовательных технологий. В рамках реализации национального проекта «образование» Минпросвещения России [4] осуществляется комплекс мер, нацеленных на модернизацию образования. Направления изменений ориентируются на расширение спектра эффективного инструментария, интеграционные технологии в образовательной сфере. эту тенденцию многообразия технологий важно учитывать учителю при проектировании образовательных технологий, технологий обучения и модулей учебных дисциплин. Современный учитель при выборе образовательных технологий ориентируется на концептуальные подходы, общественно-государственные запросы, требования ФГоС, профессиональные стандарты, личностные потребности учащихся, стратегии конкретных образовательных организаций, нацеленных на результативность обучения, воспитания, развития.

В современных дидактических исследованиях актуальным становится вопрос определения методов как базовых компонентов образовательной технологии, которые оптимизируют процесс обучения. Научные разработки тенденций в теории методов обучения, являясь объектом дидактического проектирования, требуют тщательного анализа современных образовательных практик и концепций технологизации образования.

Анализ работ в области педагогических технологий позволил выделить различные исследовательские направления в области технологий деятельности современного учителя: теории и классификации методов обучения (Ю.к. Бабанский, И.я. лерненр, М.Н. Скат-кин), педагогические технологии как нововведения в области образования (М.В. кларин, М.М. Поташник, С.д. Поляков, Т.И. шамо-ва) и др.; специфики разработки педагогических технологий (а.а. Вербицкий, В.И. за-гвязинский, В.В. краевский, В.А. Сластенин, В.д. шадриков, Н.Е. щуркова и др.); типы педагогических систем и инноваций (В.П. Бес-палько, П.я. Гальперин, В.В. давыдов, л.В. занков, В.В. Гузеев, Г.к. Селевко); проектирование в образовании (В.И. загвязинский, Е.С. заир-Бек, Т.Г. Новикова, В.Е. Радионов, А.П. Тряпициына, И.д. чечель и др.), концептуализация технологических подходов в образовании (В.И. Андреев, Н.В. Бордовская, Н.В. Борисова, Б.С. Гершунский, И.И. Ильясов, М.М. левина, Н.А. Селезнева, Н.Ф. Та-

© Гарашкина Н.В., дружинина а.а., 2022

лызина, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицина, И.В. Роберт, В.В. Сериков, А.И. Уман, А.В. Хуторской, Д.В. Чернилевский, М.А. Чошанов и др.). Проведенный анализ показал, что метод - это ядро технологического компонента педагогической деятельности учителя, это понятие активно применяется при описании педагогических и образовательных технологий.

Педагогическая технология - это научная область, исследующая эффективные принципы, пути обучения и воспитания, а также практика поэтапной реализации методов педагогической работы, гарантирующих планируемый результат. Образовательные технологии - это раздел дидактической теории и практика образования, связанные с проектированием и использованием средств и методов, управляющих процессом обучения. Они нацелены на 1) изучение уникальных и относительных сильных и слабых сторон сообщений, которые могут быть использованы в учебном процессе; 2) структурирование и систематизацию образовательных коммуникаций и инструментов в образовательной среде. Эта система включает планирование, проектирование, отбор, управление и использование как дидактических компонентов, так и целых учебных систем. Их практическая цель - эффективное использование всех методов образования и средств образовательных коммуникаций, которые могут способствовать развитию полного потенциала учащихся [8].

Ассоциация образовательных коммуникаций и технологий определяет образовательные технологии как средства изучения и этической практики улучшения обучения и повышения производительности образования путем создания, использования и управления соответствующими технологическими процессами и ресурсами [Там же].

энциклопедия образовательных технологий трактует термин «образовательная технология» как систематический, интерактивный процесс проектирования обучения, используемый для повышения производительности образовательного процесса [10].

Образовательная технология нацелена на улучшение влияния педагога, повышение результатов обучения. Еще К. Керр писал о четырех революциях методов обучения:

1) от родителя - к профессиональному учителю;

2) от слова - к письму;

3) введение в обучении печатного слова;

4) автоматизация, компьютеризация [5].

КИЕ НАУКИ -

Четвертая революция - волна изменений методов обучения связана с цифровизацией образования.

Таким образом, с учетом современной ситуации, технологии деятельности современного учителя - это концептуально обоснованная совокупность поэтапно реализуемых методов целостного педагогического процесса в цифровой образовательной среде. Совершенствование методов, применяемых в педагогической деятельности, позволяет современному учителю решать проблемы повышения результативности достиженийучащихся.

Исследования в области цифровой дидактики дают основание рассматривать ее как концептуальную базу для проектирования и внедрения цифровых технологий и ресурсов обучения, как трансфер-интегративную область научного знания об организации процесса обучения в цифровой образовательной среде (В.И. Блинов) [2, с. 5] и как дидактическую систему следующих компонентов: цифровой обучающей среды; учения в цифровой обучающей среде; дидактической инженерии (анализ -конструирование - проектирование) эффективной цифровой обучающей среды (М.А. Чошанов) [6, с. 67]. Современный учитель осуществляет свою профессиональную деятельность в цифровой обучающей среде, интегрирующей инновационные информационные и коммуникационные технологии.

Анализ ежегодного публичного доклада Института образовательных технологий в Открытом университете (Великобритания) и Лаборатории искусственного интеллекта и человеческих языков Института онлайн-образо-вания (Пекин) позволил выделить тренды обучения, влияющие на сферу образования, проведенный Институтом образования ВШЭ опрос, в котором участвовали 450 педагогов (инноваторы образования из 70 регионов РФ), подтвердил значимость этих трендов для опережения в образовании. это перспективные модели обучения [3]. Половина представленных в исследовании трендов связаны с цифровыми образовательными технологиями. Такая большая доля отражает заинтересованность учителей и учащихся в реализации цифрового подхода. В современном образовании усилилось значение антропологического и лич-ностно-центрированного подходов, нацеленных на персонализацию, индивидуализацию процесса обучения [1].

Результаты опросов учителей и старшеклассников по выявлению отношения к циф-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

ровому обучению (2020-2022 гг., в опросе участвовало 709 человек), показали 100% запрос и высокую потребность в смешанных форматах обучения, интегрирующих цифровые, информационные ресурсы и методы развития софт-навыков, работы в проектных командах, вовлеченности в социальные сетевые проекты, а также интерактивы, диалоги и социальные взаимодействия.

Анализ результатов анкетирования показывает, что, несмотря на предоставление возможностей доступа к новым цифровым ресурсам, сетевым инструментам совместного обучения и повышенной гибкости, некоторые учителя (38%) сомневаются в преимуществах, которые цифровые технологии могут предоставить ребенку.

В.И. Блинов рассматривает смешанное обучение как метод, сочетающий традиционный подход и онлайн-обучение [2, с. 84]. Если основываться на этой позиции, смешанные методы обучения - это способы, обеспечивающие освоение учащимися знаний, умений, компетенций, приобретение творческого опыта на базе сочетания разнообразных аудиторных и онлайн-форматов обучения. Внедрение методов смешанного обучения в практику деятельности учителей отражает тенденцию технологической трансформации образования.

Цифровизация изменила мир обучения и педагогическую деятельность. Практический опыт преподавательской деятельности показывает, что технология не может заменить учителя, и виртуальное обучение никогда не воссоздаст эмоциональную социальную связь между учителем и учеником. Но важно понимать, что достижения в области интеграции цифровых, коммуникационных и личност-но ориентированных образовательных технологий не связаны с полной заменой учителя и традиционных методов обучения. Необходима трансформация традиционных методов в применяемых образовательных технологиях.

Анализ работ зарубежных исследователей показывает возможные направления трансформации как способа преобразования педагогической деятельности учителя, образовательных технологий, адаптации испытанных и надежных методов обучения с учетом потенциала цифровой образовательной среды, их «новая модифицированная жизнь».

Направление «Улучшенное взаимодействие ученика и учителя». Технология представляет множество инструментов, которые помогают стимулировать взаимодействие учите-

ля с учениками в режиме реального времени. Например, в то время как учителя использовали бумажные носители, сегодняшнее образовательное программное обеспечение взяло эти старые методы и модернизировало их, позволяя учителям скрывать и раскрывать информацию на экране. В реальной практике учитель применяет наглядные, словесные и практические методы обучения, трансформируя их для улучшения коммуникаций с учащимися.

Направление «Повышение эффективности деятельности». Прошли те дни, когда учитель сохранял содержание урока на доске или заранее готовил материалы урока на доске. Теперь учителя могут использовать различные платформы для создания новых и импорта существующих уроков, которые можно использовать снова и снова.

Направление «Вдохновляющее обучение». Исторически ученики учились по учебникам. однако дополненная реальность, виртуальная реальность, геймификация и 3D-принтеры в настоящее время используются для создания мультисенсорного, захватывающего опыта обучения (только представьте себе ощущения от просмотра Бородинской битвы, не выходя из класса).

Направление «Снижение нагрузки на оценку». Вместо того, чтобы тратить бесконечные часы на оценивание, современные приложения позволяют учителям быстро и легко создавать и запускать процедуру оценки, а также экспортировать результаты; с возможностью отмечать и сопоставлять ответы в момент обучения в режиме реального времени.

Направление «Максимальное время обучения». Домашняя работа уже давно используется учителями, чтобы помочь максимизировать эффект от обучения. Тем не менее некоторые школы переворачивают сценарий, когда ученики используют технологию для просмотра лекций вне класса и выполнения соответствующих задач в школьные часы, а учителя всегда готовы ответить на любые вопросы. Вспомогательные материалы для урока могут включать веб-ссылку, документы, видео и др. Учителя могут даже устанавливать совместные домашние задания.

Направление «Улучшенная персонализа-ция». Каждый ребенок учится по-разному. Учителя долгое время стремились удовлетворить потребности всех своих учеников, кропотливо устанавливая и копируя различные задания для разных учеников в зависимости от их способностей. Современные цифровые

технологии позволяют процесс персонализа-ции осуществлять намного проще, подбирая индивидуальные задания с учетом особенностей учащихся и разнообразных возможностей цифровых платформ.

Направление «Увеличение инноваций». Цифровые навыки необходимы для цифровой эпохи. Хотя ранее ученики получали основы этих навыков в специальных дисциплинах (например, на информатике), применение технологий теперь является основной частью обучения по всем предметам.

Направление «Улучшенный доступ к ресурсам». Когда-то книги были единственным способом получить ценный учебный материал. Современные образовательные инструменты предоставляют доступ к множеству онлайн-образовательных ресурсов и новейшему веб-контенту, это может помочь дополнить информацию, полученную на уроках, обеспечить ее актуальность.

Направление «Увеличение уверенности/ участия ученика». В течение многих лет учителя задавали свои вопросы классу, для того чтобы стимулировать обсуждение и обратную связь. Сегодня технологии позволяют ученикам отправлять ответы со своего устройства непосредственно на устройство учителя, способствуя более глубокому обучению и вовлечению при одновременном расширении участия всех учеников.

Направление «Улучшение поведения учащихся». Помогая создать более позитивную среду обучения, учителя имеют доступ к различным приложениям, которые позволяют им предоставлять мгновенную обратную онлайн-связь о поведении ребенка для всех, включая родителей [9].

Исследователи составили список современных методов обучения, которые наиболее успешны в школах. это совместное обучение, проектное обучение, персонализированное обучение, микрообучение, проблемное обучение, они также модернизируются с учетом применении цифровых технологий, ресурсов и их изменений.

1. Совместное обучение - это тип метода обучения, идеально подходящий для пересмотра тем перед итоговым оцениванием, когда учащиеся работают в группах, чтобы объединить свои знания по предмету.

Исследования показывают, что на обучение фундаментально влияют контекст и деятельность, в которые оно встроено. Совместная учебная деятельность погружает в слож-

кие науки -

ные задачи или вопросы. Вместо того чтобы начинать с фактов и идей, а затем переходить к приложениям, совместная учебная деятельность часто начинается с проблем, для решения которых учащиеся должны собрать соответствующие факты и идеи. Вместо того чтобы быть отстраненными наблюдателями вопросов и ответов или проблем и решений, дети становятся непосредственными практиками. Богатый контекст побуждает их практиковаться и развивать навыки рассуждения более высокого порядка и решения проблем [13].

2. Проектное обучение - это метод обучения, который использует реальную деятельность, чтобы побудить учащихся учиться, делая это с учителем, выступающим в качестве посредника. как активный метод обучения этот инструмент обычно включает в себя решение проблемы.

3. Персонализированное обучение - это обучение, которое адаптируется к потребностям, сильным и слабым сторонам учащегося, чтобы помочь ему осваивать курс в своем собственном темпе, учитывая его стиль обучения.

4. Перевернутое обучение - форма организации обучения, предполагающая самостоятельную подготовку учащихся к занятию (просмотр дополнительного видео, решение дополнительных задач и т. п.), а время на занятии посвящается более глубокому изучению тем, ответам на возникающие вопросы, предоставлению обратной связи от учителя. Учитель при реализации данной образовательной технологии создает и/или курирует релевантный, доступный контент [12].

5. Микрообучение - это обучение, которое использует короткие целенаправленные обучающие действия, а затем перерывы, для чтобы позволить ученику переориентироваться [11].

6. Проблемное обучение - это циклический процесс обучения, состоящий из множества различных этапов, начиная с постановки вопросов и приобретения знаний, что, в свою очередь, приводит к большему количеству вопросов в цикле возрастающей сложности. По мнению учителей, большими преимуществами, наблюдаемыми при использовании этой технологии, являются развитие критического мышления и творческих навыков, улучшение способностей к решению проблем, повышенная мотивация, лучший обмен знаниями [7].

Таким образом, анализ современных дидактических технологий, концепций техноло-гизации образования позволил выявить важ-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ную тенденцию - трансформации методов обучения, которая позволяет расширить педагогическое влияние за счет их адаптации к новой цифровой образовательной среде. Понятие «трансформация методов обучения» рассматривается как способ преобразования технологий обучения, адаптация испытанных и надежных способов обучения на основе применения цифровых ресурсов. Методы обучения как ядро образовательной технологии служат основой для технологизации работы современного учителя, требуют постоянного изменения, включая пошаговые инструкции и прикладные рекомендации по конструированию, подготовке, организации и осуществлению адаптированных методов в конкретных контекстах педагогической деятельности.

Список литературы

1. Гарашкина Н.В., Дружинина A.A. Интеграция синхронного и асинхронного форматов обучения студента как направление цифровизации высшего образования // Гуманизация образования. 2020. № 4. С. 15-25.

2. дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Би-ленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. и др.; под науч. ред. В.И. Блинова. М., 2019.

3. Мировые тренды образования в российском контексте - 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/ (дата обращения: 18.02.2022).

4. Национальный проект «Образование» Мин-просвещения России [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 11.01.2022).

5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Г.М. Бим-Бад. М., 2002.

6. Чошанов М.А. Инженерия дистанционного обучения. М., 2021.

7. 8 methodologies that every 21st century teacher should know [Electronic resource]. URL: https://www. realinfluencers.es/en/2019/05/09/8-21st-century-metho dologies/ (дата обращения: 18.02.2022).

8. Guile D., Griffiths T. Learning through work experience // Journal of Education and Work. 2001. 14(1). P. 113-131.

9. How modern technology has evolved traditional teaching [Electronic resource]. URL: https://resourced. prometheanworld.com/evolution-modern-teaching-me thods/ (дата обращения: 18.02.2022).

10. The Encyclopedia of Educational Technology. What is Educational Technology? [Electronic resource]. URL: http://www.etc.edu.cn/eet/eet/articles/ edtech/index.htm (дата обращения: 18.08.2020).

11. Top six modern teaching methods in education [Electronic resource]. URL: https://www.cpsma

nufacturingco.com/news/modern-teaching-methods (дата обращения: 19.02.2022).

12. What Is a Flipped Classroom? [Electronic resource]. URL: https://www.panopto.com/blog/what-is-a-flipped-classroom/ (дата обращения: 10.08.2020).

13. What is Collaborative Learning? [Electronic resource]. URL: https://www.valamis.com/hub/collabo

rative-learning (дата обращения: 18.02.2022). * * *

1. Garashkina N.V., Druzhinina A.A. Integraciya sinhronnogo i asinhronnogo formatov obucheniya stu-denta kak napravlenie cifrovizacii vysshego ob-razovaniya // Gumanizaciya obrazovaniya. 2020. № 4. S. 15-25.

2. Didakticheskaya koncepciya cifrovogo profes-sional'nogo obrazovaniya i obucheniya / P.N. Bilenko, V.I. Blinov, M.V. Dulinov, E.Yu. i dr.; pod nauch. red. V.I. Blinova. M., 2019.

3. Mirovye trendy obrazovaniya v rossijskom kontekste - 2022 [Elektronnyj resurs]. URL: https:// ioe.hse.ru/edu_global_trends/ (data obrashcheniya: 18.02.2022).

4. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» Minpro-sveshcheniya Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (data obrashche-niya: 11.01.2022).

5. Pedagogicheskij enciklopedicheskij slovar' / gl. red. G.M. Bim-Bad. M., 2002.

6. Choshanov M.A. Inzheneriya distancionnogo obucheniya. M., 2021.

Transformation of teaching methods as the components of the technologies of the activity of the modern teacher

The article deals with the topical issue of the transformation of teaching methods as the components of the technology of the activity of the modern teacher. the analysis of the native and foreign researches allowed to reveal the tendency of the transformation of the teaching methods that allow to extend the pedagogical influence by the means of their adaptation to the new digital educational environment. The generalization of the results of the surveys and educational practices shows the necessity and prospects of the constant change of the teaching methods as the basis of the technification of the work of the modern teacher.

Key words: pedagogical activities, methods of blended learning, digital didactics, didactic convergence, educational technologies.

(Статья поступила в редакцию 10.03.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.