Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧАЩИЕСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИГРОВЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Татьяна Викторовна, Москвитина Наталья Юрьевна, Строй Галина Владимировна

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в конце ХХ - начале ХХI веков обусловил переход к информационному обществу с жизненно компетентными гражданами, что в свою очередь требует от современных выпускников умение применять полученные знания в жизни, творчески решать возникающие вопросы, самостоятельно принимать решения. Основной целью проектирования образовательно-информационной среды будущего имеет быть воспитание здоровой, гармонично и всесторонне развитой личности. Содержательное наполнение такой системы образования, в частности, разработка учебников нового поколения требуют новейших научных концепций. В статье освещены вопросы инновационных методов и технологий обучения, что привело к расширению категорийно-понятийного аппарата по вопросам обновления и осовременивания образования. Поэтому для лучшего понимания сущности проектирования современных средств обучение выясним и уточним определения основных понятий, необходимых для дальнейшего исследования. Исследуются современные требования общества к образовательному процессу, его практической направленности, а также создание условий для саморазвития и самовыражения учащихся, учета их индивидуальных особенностей. В школе будущего важно совместить все типы образования и соответствующих образовательных сред. На основе этого объединения становится возможным создание интегрированной информационно-образовательной среды, необходимой для всестороннего культурного самовыражения личности. Разработка новых концептуальных подходов к созданию учебников и учебно-методических комплектов с учетом интегрированной информационно образовательной среды является приоритетной задачей для школы будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Татьяна Викторовна, Москвитина Наталья Юрьевна, Строй Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF PROBLEM LEARNING IN CONDITIONS OF ELEMENTARY SCHOOL DIGITALIZATION

The development of information and communication technologies (ICT) at the end of the 20th - beginning of the 21st centuries led to the transition to an information society with vital competent citizens, which in turn requires modern graduates to be able to apply the knowledge gained in life, creatively solve emerging issues, and independently make decisions. The main purpose of designing the educational and informational environment of the future is to bring up a healthy, harmoniously and comprehensively developed personality. The content of such an education system, in particular, the development of new generation textbooks, require the latest scientific concepts. The article highlights the issues of innovative methods and technologies of teaching, which led to the expansion of the category-conceptual apparatus for the renewal and modernization of education. Therefore, for a better understanding of the essence of the design of modern teaching tools, we will clarify and clarify the definitions of the basic concepts necessary for further research. The modern requirements of society for the educational process, its practical orientation, as well as the creation of conditions for self-development and self-expression of students, taking into account their individual characteristics are investigated. In the school of the future, it is important to combine all types of education and the corresponding educational environments. On the basis of this association, it becomes possible to create an integrated information and educational environment necessary for the comprehensive cultural self-expression of an individual. The development of new conceptual approaches to the creation of textbooks and educational and methodological kits, taking into account the integrated information educational environment, is a priority task for the school of the future.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

ориентироваться в ситуации неопределенности и высокой степени новизны; анализировать ситуации, профессионального характера; грамотно оценивать имеющиеся альтернативы разрешения проблемной ситуации; оперативно принимать решение и планировать его воплощение на практике. Из преимуществ кейс-технологий можно отметить: ярко выраженную практическую направленность обучения, возможность приобрести опыт применения полученных знаний для решения практических задач; интерактивный формат, обеспечивающий высокую продуктивность в формировании соответствующих компетенций за счет вовлеченности в учебный процесс, благоприятных условий для проявления инициативы и активности, направленности на самостоятельную выработку знаний; эффективность в плане развития универсальных, так называемых «гибких навыков» (soft skills), чрезвычайно востребованных для успешного осуществления профессиональной деятельности.

3. Технологии группового взаимодействия обучающихся (мозговой штурм, решение дилеммы, эвристическая беседа и т.п.). Данная группа технологий направлена на развитие целого ряда профессионально важных личностных характеристик (способность к быстрой обучаемости, творческая направленность мышления, способности к генерации нестандартных идей и др.), но и формирование навыков командной работы, коммуникативных умений.

4. Технологии проектного обучения, преимуществами которых являются: концентрация на самостоятельной активности обучающихся, стимулирование их познавательного интереса; создание комфортной развивающей среды, основанной на сотрудничестве, предоставлении возможности проявить себя каждому обучающемуся; реализация дифференцированного подхода с учетом интересов, предпочтений и возможностей обучающихся, что положительно сказывается на приращении их творческого потенциала, закреплении установки на профессиональное и личностное саморазвитие; наличие широких возможностей для применения информационных технологий, развития информационной грамотности; мотивирующий характер проектной деятельности проявляющийся в предоставлении свободы выбора путей достижения поставленных задач, способов организации совместной деятельности, самоконтроля ее эффективности.

Выводы. Необходимость активного внедрения инновационных подходов и технологий профессиональной подготовки специалистов по социальной работе обусловлена тенденциями развития самой системы социального образования, требующими наличия эффективных инструментов реализации новых образовательных парадигм. Актуальные педагогические инновации должны учитывать те трансформационные процессы, которые происходят в практике социальной работы и коренным образом меняют профессиональные требования к будущим специалистам. Они также должны быть ориентированы на изменение взаимодействия субъектов образовательной среды, активизацию самостоятельной активности обучающихся в освоении избранной профессии, обеспечение эффективности формирования востребованных на современном рынке труда профессиональных компетенций. Инновационные подходы к подготовке специалистов по социальной работе интегрируют в себе основные идеи модульного, контекстного, проблемного и интерактивного обучения и представлены разнообразными технологиями: кейс-технологии, технологии группового взаимодействия, технологии проектного обучения и т.п.

Литература:

1. Гавловская Г.В., Пушкарева Н.О. Проблемы и тенденции в социальной сфере России в условиях устойчивого развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 4-1. - С. 19-28.

2. Гарашкина Н.В. Инновационные образовательные технологии как компонент высшего профессионального образования по направлению «Социальная работа» // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №9 (055). - С. 148-155.

3. Джумаева С.А., Хайруллаева М.Х. Педагогические инновации в современной системе образования // Научные исследования. - 2019. - №3 (29). - С. 38-39.

4. Куприянов Р.В. Влияние глобальных тенденций в области развития высшего образования на процесс подготовки социальных работников в России // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. -№9. - С. 349-355.

Педагогика

УДК 373.1

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования Колесникова Татьяна Викторовна

ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Москвитина Наталья Юрьевна

ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь);

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психофизиологии и безопасности жизнедеятельности Строй Галина Владимировна

ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь)

ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЫ

Аннотация. Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в конце ХХ - начале XXI веков обусловил переход к информационному обществу с жизненно компетентными гражданами, что в свою очередь требует от современных выпускников умение применять полученные знания в жизни, творчески решать возникающие вопросы, самостоятельно принимать решения. Основной целью проектирования образовательно-информационной среды будущего имеет быть воспитание здоровой, гармонично и всесторонне развитой личности. Содержательное наполнение такой системы образования, в частности, разработка учебников нового поколения требуют новейших научных концепций. В статье освещены вопросы инновационных методов и технологий обучения, что привело к расширению категорийно-понятийного аппарата по вопросам обновления и осовременивания образования. Поэтому для лучшего понимания сущности проектирования современных средств обучение выясним и уточним определения основных понятий, необходимых для дальнейшего исследования. Исследуются современные требования общества к

образовательному процессу, его практической направленности, а также создание условий для саморазвития и самовыражения учащихся, учета их индивидуальных особенностей. В школе будущего важно совместить все типы образования и соответствующих образовательных сред. На основе этого объединения становится возможным создание интегрированной информационно-образовательной среды, необходимой для всестороннего культурного самовыражения личности. Разработка новых концептуальных подходов к созданию учебников и учебно-методических комплектов с учетом интегрированной информационно образовательной среды является приоритетной задачей для школы будущего.

Ключевые слова: цифровые технологии, учащиеся начальной школы, электронные образовательные игровые ресурсы.

Annotation. The development of information and communication technologies (ICT) at the end of the 20th -beginning of the 21st centuries led to the transition to an information society with vital competent citizens, which in turn requires modern graduates to be able to apply the knowledge gained in life, creatively solve emerging issues, and independently make decisions. The main purpose of designing the educational and informational environment of the future is to bring up a healthy, harmoniously and comprehensively developed personality. The content of such an education system, in particular, the development of new generation textbooks, require the latest scientific concepts. The article highlights the issues of innovative methods and technologies of teaching, which led to the expansion of the category-conceptual apparatus for the renewal and modernization of education. Therefore, for a better understanding of the essence of the design of modern teaching tools, we will clarify and clarify the definitions of the basic concepts necessary for further research. The modern requirements of society for the educational process, its practical orientation, as well as the creation of conditions for self-development and self-expression of students, taking into account their individual characteristics are investigated. In the school of the future, it is important to combine all types of education and the corresponding educational environments. On the basis of this association, it becomes possible to create an integrated information and educational environment necessary for the comprehensive cultural self-expression of an individual. The development of new conceptual approaches to the creation of textbooks and educational and methodological kits, taking into account the integrated information educational environment, is a priority task for the school of the future.

Keywords: digital technologies, primary school students, electronic educational game resources.

Введение. Современные требования общества к образовательному процессу потребует его практической направленности, создание условий для саморазвития и самовыражения учащихся, учета их индивидуальных особенностей. В частности это касается обучения учащихся начальной школы с целью формирования у них математической и ключевых компетенций.

Одним из современных средств обучения, без которого невозможно содержательное наполнение образовательно информационного пространства, является электронные образовательные ресурсы [1, с. 34].

В.Ю. Быков и В.В. Лапинский под ЭОР понимают «совокупность электронных информационных объектов (документов, документированных сведений, инструкций, информационных материалов и др.), информационно-объектное наполнение электронных информационных систем (электронных библиотек, архивов, банков данных, информационно-коммуникационных сетей и др.), предназначенных для информационного обеспечения функционирования и развития системы образования » и разделяют их по сфере применения на три группы: учебного назначения, для поддержки научных исследований и для управления [2, с. 86].

Н.В. Олефиренко, рассматривая разработки электронных дидактических ресурсов для младших школьников, объектом проектирования определяет среду для учебной деятельности школьника и его инструментальное, координационное, сопроводительное обеспечение: предоставление ученику инструментов, необходимых для деятельности в среде; наблюдение за деятельностью учащихся и ее направление на достижение поставленной дидактической цели; поддержка обучения ученика, предоставления ему необходимой помощи [3, с. 101].

Одной из новаций начального образования является применение преимущественно игровых методов при адаптационно игровом цикле обучения. Указанное может быть реализовано и путем использования электронных образовательных игровых ресурсов (ЭОИР), что является одной из разновидностей электронных образовательных ресурсов (ЭОР), сочетают познавательную и развивающую функции, содержащие целостный теоретический материал и компетентностные задачи по учебному предмету, представленные в игровой форме.

Анализ научных работ показал, что вопросы проектирования ЭОР для учащихся начальной школы остаются недостаточно исследованными, в частности требуют анализа теоретических основ, обоснование и уточнение этапов процесс разработки ЕОИР и методах их использования.

Невозможно представить себе профессиональную деятельность любого учителя без проектирования им педагогического процесса, определенных педагогических ситуаций, систем и др. «Все больше учителей приобщаются к участию в разработке современных средств обучения, поэтому для «современного педагога знание основ проектирования ЭОР, принципов и требований к их созданию и использованию является потребностью, удовлетворив которую, он сможет самостоятельно разработать дидактически взвешенное программное приложение (например, тест для определения уровня учебных достижений), а также оценить качество уже существующих».

Изложение основного материала статьи. Педагогическое проектирование характеризуется общими и отличительными свойствами в сравнении с другими видами проектирования. Среди них, исследователи определяют: направленность на создание будущего объекта; необходимость действовать в условиях неполноты информации; научно обоснованное определение системы параметров будущего объекта в единстве со способами достижения цели проектирования [4, с. 77]. Педагогическое проектирование, в отличие от других видов проектирования, направленных на построение новых, инновационных образовательных систем и видов педагогической деятельности, осознает ценности педагогических процессов и явлений, педагогической теории с собственными мировоззренческими взглядами педагогов проектировщиков, гармонично сочетает социальную и личностную значимость образования [5, с. 147].

Важным направлением в развитии образовательной среды школы будущего является неформальное образование. Такой тип образования требует интенсивной ИКС (информационно коммуникационного среды). Не менее весомой составляющей образовательной среды школы будущего является информальное

образование - спонтанное, случайное, побочное образование, что происходит за счет осуществление другой, не образовательной деятельности, приобретается с жизненным опытом человека. Информальное образование является общим термином для образования за пределами стандартной образовательной среды -индивидуальная познавательная деятельность, которая проявляется за счет собственной активности индивидов в окружающей культурно-образовательной среде. Именно смотря на это человек превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития. Такой тип образования требует педагогически целесообразной социокультурной среды [6, с. 157].

Основной целью проектирования образовательно -информационной среды будущего является воспитание здоровой, гармонично и всесторонне развитой личности. Содержательное наполнение такой системы образования, в частности, разработка учебников нового поколения требуют новейших научных концепций [7, с. 96].

Ученики должны получить возможность активно и независимо обучаться по индивидуальной траектории в самостоятельно выбранном, личностно ценностной информационной среде: человек-природа и человек-техника (среда структурной информации), человек-человек и человек-художественные образы (среда сенсорной информации), человек -Знаки системы (среда вербальной информации) [8, с. 104].

Итак, поставленные задачи требуют создания оптимальных материальных, психолого-педагогических, санитарно-гигиенических, организационно-режимных и кадровых условий, которые будут способствовать реализации комплекса важнейших мероприятий.

Моделируемая образовательно -информационная среда должна быть развивающей для детей и именно развиваться. В то же время, необходимо учитывать три основных аспекта идеи развития: постоянное развитие содержания и методов обучения, их влияние на развитие личности и, как результат, - влияние на развитие социокультурной среды микрорайона, где расположен учебное заведение [9, с. 93].

Принципы проектирования образовательно -информационного среды и их сущность.

1. Демократизация - это цель, средства и гарантия перестройки школы, открытость и вариантность содержания образования, развитие педагогики сотворчества и сотрудничества, введение действенных и эффективных форм самоуправления школьного коллектива, перестройка взаимоотношений учителей и администрации.

2. Принцип воспитания здорового человека должен реализовываться через обеспечение физического, нравственного, социального и психологического благополучия каждого ученика и сотрудника учебного заведения.

3. Принцип системности предполагает логическое взаимодействие всех структурных подразделений, всех участников учебно-воспитательного процесса в учебном заведении и вне его, способствовать продуктивному сотрудничеству, обеспечивать оптимальное развитие, обучение и воспитание всех учеников.

4. Гуманизация школы и образования предусматривает педоцентрический подход, способствует преодолению отчуждения учителя и ученика от учебной деятельности и друг от друга, обеспечение ориентации школы на полноценность повседневной жизни учащихся на каждом из возрастных этапов - в детстве, подростковом возрасте, юности.

5. Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса должны способствовать развитию способностей, разногласий в интеллектуальной, эмоционально-волевой и действенно-практической сферах, особенностей физического и психического развития каждого ученика (личностно ориентированный подход к организации учебно-воспитательного процесса).

6. Компетентностный подход требует включения учащихся в активную общественно полезную деятельность, для решения задач социальной адаптации воспитанников.

7. Сотворчество и сотрудничество - совместная целесообразная активная деятельность учителя и ученика направленная на получение знаний и приобретение социального опыта. Процесс сотворчества и сотрудничества укрепляется взаимопроникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов сотрудничества.

8. Самодвижение учеников путем развития осуществляется в результате создания оптимальных условий и режима наибольшего благоприятствования (педагогического, психофизиологического, медицинского, эргономичного и т.п.) для разностороннего самостоятельного развития природных задатков, наклонностей и интересов, в результате чего ученику предоставляется возможность свободного самостоятельного перемещения по траекториям различной сложности, различных уровней обучения с целью самополучения знаний.

9. Принцип нетрадиционности системы выражается в разумном изменении традиционной классно-урочной системы, рассчитанной на одновозрастную группу учеников, на индивидуально поисковую школу. Принцип нетрадиционной системы образования предусматривает общее обучение и воспитание разновозрастных групп учащихся в зоне свободного развития, что дает им возможность переходить на более высокие уровни в индивидуально-поисковой школе [10, с. 121].

Выводы. В заключении хотелось бы отметить, что образовательно-информационная среда должна обеспечивать связь целей и задач воспитания, обучения и развития учащихся на каждом возрастном этапе с учетом психологических и физиологических особенностей детей и подростков.

Литература:

1. Аксюхин А.А., Вицен А.А., Мекшенева Ж.В. Информационные технологии в образовании и науке // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - № 11. - С. 50-52.

2. Антонова Дарья Андреевна, Оспенникова Елена Васильевна, Спирин Евгений Валентинович Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-sistemy-obrazovaniya-proektirovanie-resursov-dlya-sovremennoy-tsifrovoy-uchebnoy-sredy-kak-odno-iz-ee.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.: (Метод, основы) / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

4. Белоусова Л.И., Олефиренко Н.В. Дидактический потенциал цифровых образовательных ресурсов для младших школьников // ОТО. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskiy-potentsial-tsifrovyh-obrazovatelnyh-resursov-dlya-mladshih-shkolnikov.

5. Каракозов С.Д., Рыжова Н.И., Уваров А.Ю. Трансформации учебного процесса в цифровой образовательной среде: современная образовательная информатика / Информатизация образования: теория и практика. Сб. материалов Межд. науч.-практич. конф. Под общей редакцией М.П. Лапчика. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. С. 20-21.

6. Олефиренко Н. В. Проблемы подготовки учителя начальной школы к проектированию дидактических электронных ресурсов [Текст] / Н. В. Олефиренко // Образовательные технологии и общество. -2014. - №1(17). - С. 577- 589.

7. Виштак О.В. Критерии создания электронных учебных материалов//Педагогика.- 2003. - №8. - С. 109 - 112.

8. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в россии. 2018. № 8. - С. 110 - 112.

9. Гузеев, В. В. Консультации: электронные ресурсы для образования / В.В. Гузеев, А.В. Дворецкая, Н.В. Новожилова, В А. Петерсон, А.В. Рафаева // Педагогические технологии. - 2006. - №3. - С. 115 - 125.

10. Кречетников, К. Г. Общая методика подготовки материалов интерактивных электронных учебников / К. Г. Кречетников // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. - 2016. - № 5. - С. 48-53.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Колесова Оксана Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Тивикова Светлана Константиновна ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород); магистрант Клюева Светлана Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород), учитель

МБОУ СШ № 35 (г. Нижний Новгород)

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема развития культуры речи в младшем школьном возрасте, которая остается актуальной в настоящее время. Авторы описывают последовательность, содержание и результаты экспериментальной работы, в ходе которой был реализован системный комплекс упражнений, направленный на развитие культуры речи у первоклассников.

Ключевые слова: культура речи, приёмы развития культуры речи, младший школьный возраст.

Annotation. The article deals with the problem of the development of speech culture in primary school age, which remains relevant at the present time. The authors describe the sequence, content and results of the experimental work, during which a systematic set of exercises was implemented, aimed at the development of speech culture in first-graders.

Keywords: speech culture, speech culture development techniques, primary school age.

Введение. Одним из показателей общей культуры человека, его нравственности, внутренней и внешней красоты является речевая культура. В речевой культуре проявляется интеллект и уровень мышления индивида, его образованность и воспитанность, культура и ценностные ориентации, красота слова и духа как признаки духовного богатства и неповторимой человеческой сущности.

Особую значимость сегодня приобретает необходимость воспитания речевой культуры у детей 7-8 лет, которая связана с интенсификацией информационных коммуникаций, с широким внедрением сети Интернета, современными технологиями издательского дела, которые в определенной степени негативно влияют на создание культуры личностного речевого пространства, овладение эстетикой слова, морально-эстетическим самовыражением в общении.

Различные аспекты воспитания речевой культуры нашли свое отражение в трудах современных исследователей, а именно: вопросы речевой личности (М. Вашуленко, С. Ермоленко, Л. Мацко, О. Смолинский), взаимодействие языка и мира человека, языковой гармонизации сознания, языка как полифункционального духовного явления (К. Арутюнов, Ю. Жадько, В. Жадько, О. Федик и др.), духовно-эстетическая сущность слова (В. Костомарова, В. Николаева, В. Троицкий), речевая культура в системе культуры личности (А. Анищук, Р. Гладина, Т. Ладыженская, Л. Мацко, В. Соколова, В. Семина, Н. Политова), речевой этикет, национальные аспекты речевого этикета (Н. Формановская, Я. Радевич-Винницкий, Е. Чак, М. Стельмахович и др.).

Психологические аспекты указанной проблемы представлены в работах М. Жинкина, А. Леонтьева, С. Карповой и других; лингводидактические и методические аспекты отражены в исследованиях А. Богуш, М. Вашуленко, Л. Варзацкой, М. Пентилюк, А. Савченко.

В справочнике по культуре русского языка отмечено, что культура речи - это «общепринятый речевой этикет: типичные формулы приветствия, прощания, пожелания, приглашения, которые меняются в зависимости от ситуации общения, от социального положения, образовательного, возрастного уровня тех, кто общается» [3, с. 88].

В. Иванишин, Я. Радевич-Винницкий определяют культуру речи как систему требований, регламентаций относительно употребления языка в речевой деятельности (устной и письменной) [1]. Одним из заданий культуры речи, как подчеркивают эти авторы, является преодоление языковых стереотипов как признаков стереотипов мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.