Научная статья на тему 'Трансформация методологии реализации инвестиционных проектов предприятий энергетики'

Трансформация методологии реализации инвестиционных проектов предприятий энергетики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / ENTERPRISE MANAGEMENT / ЭНЕРГЕТИКА / POWER ENGINEERING / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ENERGY EFFICIENCY / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INVESTMENT PROJECTS / ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / TARIFF REGULATION / МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ / FUNDING MECHANISM / СТИМУЛИРОВАНИЕ ГАЗИФИКАЦИИ / PROMOTION OF GASIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышев Е.А.

В статье анализируются инвестиционные процессы на предприятиях энергетики. На основе полученных результатов предложена новая модель организации инвестиционных процессов, учитывающая институциональные и инновационные направления. Модель разработана на примере реализации механизма финансирования и стимулирования строительства газовых сетей низкого давления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of Methodology for the Implementation of Investment Projects at Power Engineering Enterprises

Тhe article analyzes the investment processes in the energy sector. Based on the findings the author suggests a new model of organizing investment processes, taking into account the institutional and innovative directions. The model was developed by the example of implementing the mechanism for financing and promoting the construction of low pressure gas networks.

Текст научной работы на тему «Трансформация методологии реализации инвестиционных проектов предприятий энергетики»

Предеина Е.В.

аспирантка экономического факультета

Санкт-Петербургского государственного университета,

старший преподаватель Тюменского государственного университета,

Международного института финансов, управления и бизнеса,

кафедры финансов, денежного обращения и кредита, г. Тюмень

ev-predeina@mail.ru

как увеличить

доходную часть

местных бюджетов?

_Аннотация

Ограниченность доходных полномочий местных бюджетов, а также несбалансированное разделение расходов между бюджетами Российской Федерации порождает проблемы, прежде всего, для полноценного функционирования органов местного самоуправления. Автор предлагает решить эти проблемы путем совершенствования межбюджетных отношений и формирования системы бюджетного устройства, позволяющей регионам и муниципалитетам проводить самостоятельную бюджетно-налоговую политику. Подробнее об этом читайте в статье.

Ключевые слова: местный бюджет, местное самоуправление, доходные полномочия, финансовая помощь, бюджетное устройство

В условиях современной России, а именно, ее бюджетной составляющей, наблюдаются значительные «перегибы» во взаимоотношениях между государственными органами власти и органами власти местного самоуправления. Это проявляется, прежде всего, в том, что большинство местных бюджетов сегодня не в состоянии сформировать достаточную доходную базу для финансирования возложенных на них полномочий, поскольку не наделены достаточными источниками финансовых ресурсов.

В условиях затянувшегося финансового кризиса все острее встают вопросы об ограниченности доходных полномочий, а также о нестабильности и несбалансированности разделения расходов и доходов местных бюджетов. Хотелось бы отметить, что местные бюджеты никогда не обладали достаточными финансовыми ресурсами и были дефицитными, по сути. Поэтому в этих условиях, в целях повышения роли местного самоуправления в решении вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных

региональная эю

...в последние годы наблюдается кризис формирования доходной части местных бюджетов, а, следовательно, и местных финансов в целом

полномочий необходимо дальнейшее совершенствование основ местного самоуправления и, как следствие, межбюджетных отношений.

Кризис формирования доходной части местных бюджетов

Сегодня складывается впечатление, что органы местного самоуправления не воспринимаются как равноправные субъекты межбюджетных отношений. Между тем в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления должны обеспечивать основные жизненные потребности населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований (7). А это и ЖКХ, и образование, и здравоохранение и т.д. - то есть все жизненно важные отрасли социальной сферы. Поэтому очень важно обеспечить взаимосвязь между территориальной организацией местного самоуправления и ее финансовой основой. Все это можно реализовать с помощью:

- обеспечения большей самостоятельности муниципальных бюджетов

за счет закрепления за ними дополнительных источников доходов на постоянной основе;

- четкого разграничения расходных полномочий между уровнями власти в соответствии с их доходной базой;

- совершенствования налогового законодательства в целях оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами всех уровней бюджетной системы, то есть либо увеличения количества местных налогов, либо увеличение квоты от налогов, зачисляемых в местные бюджеты.

Но это достаточно трудно реализовать на практике, поскольку в соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ их перечень содержит те налоги, которые являются наиболее трудоемкими с точки зрения сбора и малопроизводительными с точки зрения доходности1.

Необходимо отметить, что в последние годы наблюдается кризис формирования доходной части местных бюджетов, а, следовательно, и местных финансов в целом. Данная тенденция уже приняла повсеместный характер и наблюдается в большинстве муниципалитетов. А это в свою очередь приводит к формированию все большей зависимость муниципальных бюджетов от бюджетов других уровней (в первую очередь от регионального) и порождает эффект, когда местные власти не в состоянии выполнять все возложенные на них функции, то есть обеспечить минимальные социальные стандарты (5).

1 Согласно ст. 15 НК РФ к местным налогам отнесены земельный налог, взимаемый в соответствии с положениями главы 31 НК РФ, и налог на доходы физических лиц, который уплачивается согласно Закону РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» - прим. ред.

Зависимость местных бюджетов от региональных

На сегодня одной из важнейших целей является формирование самостоятельности местных бюджетов, как в плане определения направления бюджетной политики, так и в процессе формирования доходной базы. Но это в свою очередь невозможно без наделения местных властей достаточными финансовыми(денежными)ресурса-ми, в большей степени собственными, поступающими в местный бюджет в 100-процентном размере (3). Все это может быть достигнуто лишь в том случае, если органы местного самоуправления будут заинтересованы в увеличении собственных доходов путем эффективного использования вверенных им ресурсов (как материальных, так и финансовых).

Необходимо отметить, что местное самоуправления в Российской Федерации является тем уровнем власти, который связан с населением непосредственно. Он формируется непосредственно населением и ему непосредственно подконтролен. Грамотно и рационально организованное местное самоуправление имеет возможность достаточно эффективно использовать местные ресурсы, и как следствие - снимать социальную напряженность в обществе и повышать доверие населения к власти (2).

Формируя доходы муниципалитетов, необходимо учитывать территориальные и климатические условия, демографические показатели, отдаленность от центральных магистралей, уровня налогового потенциала и прочие параметры. И устанавливая объемы финансовой помощи, необходимо учитывать, насколько тот или иной муниципалитет в ней нуждается.

Существующий механизм определения объема финансовой помощи не обеспечивает должный уровень поддержки муниципальных образований. Поскольку ставит их (муниципалитеты) в неравное положение по отношению к бюджету - донору. Бюджетом - донором как правило выступает региональный бюджет.

Далее, логично было бы обратить особое внимание на систему выравнивания бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных образований.

Выравнивание обеспеченности бюджетов разных уровней

На сегодня выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований возможно двумя способами -за счет бюджета субъекта Российской Федерации и за счет средств бюджетов муниципальных районов. Использование данного механизма связано с достаточно большими трудностями и влечет за собой возможность нецелевого использования выделенных средств.

В связи с этим было бы целесообразно использовать более простой, эффективный и понятный для населения механизм оказания финансовой помощи местным бюджетам, когда субъекты Федерации осуществляют выравнивание бюджетной обеспеченности муни-

.. .местное самоуправления в Российской Федерации является тем уровнем власти, который связан с населением непосредственно

.необходима разработка методики,

объединяющей отдельные направления межбюджетного регулирования в целостную концепцию

ципальных районов и городских округов, а, в свою очередь, муниципальные районы выравнивают бюджетную обеспеченность городских и сельских поселений (4, с. 10). Вместе с тем, возможен и еще один, более компромиссный вариант - это предоставление полномочий субъекта Федерации по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений муниципальным районам. Кроме того, муниципальные районы осуществляют выравнивание бюджетной обеспеченности поселений входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района. В случае наделения органов местного самоуправления муниципального района государственными полномочиями субъекта федерации по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений из районных фондов финансовой поддержки поселений предоставляются дотации, в целях бюджетного выравнивания исходя из численности жителей, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений для исполнения своих полномочий по решению вопросов местного значения. При этом указанные дотации

могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, установленными для бюджетов поселений. Порядок расчета данных нормативов устанавливается законом субъекта Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Эффективные межбюджетные отношения

Налоговая составляющая муниципальных бюджетных доходов сегодня во многом определяет финансовую независимость муниципальных бюджетов. Поэтому необходимо повысить уровень закрепления налоговых доходов за муниципальными бюджетами (как федеральных, так и региональных). Простое изменение пропорций распределения регулирующих налогов в пользу местного самоуправления будет способствовать усилению дифференциации территорий по уровню бюджетной обеспеченности. В этой связи представляется интересным и целесообразным осуществить переход к дифференцированным нормативам зачисления регулирующих налогов в территориальные и местные бюджеты. Так как в кратчайшие сроки очень сложно пересмотреть и перестроить всю налоговую систему, и как следствие, бюджетную. Но это дало бы определенную самостоятельность и стремление зарабатывать доходы на территории определенного региона или муниципалитета. Необходимо укрепить финансовую базу (налоговый потенциал)территорий и стимулировать самостоятельного развития муниципальных образований. Поэтому, необходима разработка методики, объединяющей отдельные направле-

ния межбюджетного регулирования в целостную концепцию. Финансовое обеспечение межбюджетных отношений будет эффективно только в том случае, если оно будет законодательно обеспечено посредством внесения изменений в бюджетное и налоговое законодательство, которое должно учитывать все особенности финансовых отношений между федеральным центром и местным самоуправлением.

Литература

1. Бюджетный кодекс РФ.

2. Васильев В.В. Финансовые дотации: выравнивание или саморегулирование // Финансы. - 2009. - № 4. - С. 12.

3. Голубцова В.Г. Бюджетная политика региона в условиях кризиса // Финансы. - 2009. - № 9. - С. 6.

4. Завьялов Д.Ю. Оптимизация бюджетных расходов в условиях финансового кризиса // Финансы. - 2009. -№ 12. - С. 9.

5. Пронина Л.И. Финансы муниципальных образований в условиях кризиса // Финансы. - 2009. - № 7. - С. 10.

6. Федеральный закон РФ № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Predeina E.V.

Postgraduate Student, Department of Economics, Saint Petersburg State University, Senior Lecturer, Tyumen State University, International Institute of Finance, Management and Business, Chair of Finance, Money Circulation and Credit, Tyumen

How to Increase Revenues of Local Budgets?

_Abstract

Limited income power of local budgets, as well as unbalanced division of expenditure between the budgets of the Russian budget system caused problems, especially the ones of the full functioning of local governments. The author suggests solving these problems by improving inter-budget relations and forming the budget system, allowing the regions and municipalities to pursue their own budget and tax policies. Read more in the article.

Keywords: local budget, local government, Income power, financial assistance, budget system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.