Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДИКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В КАЗЁННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДИКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В КАЗЁННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЁТ / ДОХОДЫ / ИЗМЕНЕНИЯ КУРСОВ ИНОСТРАННЫХ ВАЛЮТ / КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОТЧЁТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ / СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ОТЧЁТНОЙ ДАТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА / УЧЁТНАЯ ПОЛИТИКА / BUDGETARY ACCOUNTING / INCOME / CHANGES IN FOREIGN EXCHANGE RATES / PUBLIC INSTITUTION / CASH FLOW REPORT / EVENTS AFTER THE REPORTED DATE / FEDERAL STANDARDS FOR PUBLIC SECTOR ORGANIZATIONS / ACCOUNTING POLICIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бодина М.С.

Данная статья посвящена развитию методики бухгалтерского учёта в казённых учреждениях в соответствии с федеральными стандартами, применимыми для учёта и отчётности с 2019 года. Статья затрагивает правовые особенности, а также специфику деятельности казённых учреждений. Приведены первые федеральные стандарты, введённые в 2018 году, а также распределение применения других стандартов в будущем. Рассмотрены основные положения следующих федеральных стандартов для госсектора: «Учётная политика, оценочные значения и ошибки», «События после отчётной даты», «Доходы», «Отчёт о движении денежных средств», «Влияние изменений курсов иностранных валют».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF ACCOUNTING METHODS IN STATE INSTITUTIONS

This article is devoted to the transformation of accounting methodology in state institutions in accordance with federal standards applicable for accounting and reporting since 2019. The article deals with the legal peculiarities, as well as the specifics of the activities of the state institutions. The first federal standards introduced in 2018, as well as the distribution of application of other standards in the future, are given. The main provisions of the following federal standards for the public sector are considered: «Accounting policy, estimated values and errors», «Events after the reporting date», «Revenues», «Cash flow report», «Impact of changes in foreign exchange rates».

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДИКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В КАЗЁННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

УДК 657.1.012.1

Бодина М. С. студент магистратуры 3 курс, экономический факультет профиль «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» Мордовский государственный университет

имени Н.П. Огарёва Россия, г. Саранск

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДИКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В

КАЗЁННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация: Данная статья посвящена развитию методики бухгалтерского учёта в казённых учреждениях в соответствии с федеральными стандартами, применимыми для учёта и отчётности с 2019 года. Статья затрагивает правовые особенности, а также специфику деятельности казённых учреждений. Приведены первые федеральные стандарты, введённые в 2018 году, а также распределение применения других стандартов в будущем. Рассмотрены основные положения следующих федеральных стандартов для госсектора: «Учётная политика, оценочные значения и ошибки», «События после отчётной даты», «Доходы», «Отчёт о движении денежных средств», «Влияние изменений курсов иностранных валют».

Ключевые слова: бюджетный учёт, доходы, изменения курсов иностранных валют, казённое учреждение, отчёт о движении денежных средств, события после отчётной даты, федеральные стандарты для организаций государственного сектора, учётная политика.

Bodina M.S. graduate student 3 year, Faculty of Economics profile «Accounting, analysis and audit» Mordovian State University named after N.P. Ogaryov

Russia, Saransk

TRANSFORMATION OF ACCOUNTING METHODS IN STATE

INSTITUTIONS

Annotation: This article is devoted to the transformation of accounting methodology in state institutions in accordance with federal standards applicable for accounting and reporting since 2019. The article deals with the legal peculiarities, as well as the specifics of the activities of the state institutions. The first federal standards introduced in 2018, as well as the distribution of application of other standards in the future, are given. The main provisions of the following federal standards for the public sector are considered: «Accounting

policy, estimated values and errors», «Events after the reporting date», «Revenues», «Cash flow report», «Impact of changes in foreign exchange rates».

Key words: budgetary accounting, income, Changes in foreign exchange rates, public institution, Cash flow report, Events after the reported date, Federal standards for public sector organizations, accounting policies.

Поскольку казённые учреждения, как участники бюджетного процесса, обладают особым правовым статусом, атакже в связи со спецификой их деятельности бухгалтерский учёт в данных учреждениях имеет свои особенности. К таковым следует отнести: осуществление деятельности за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы; ведение операций с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в органах казначейства; наличие права заниматься деятельностью, приносящей доходы, поступления от которых зачисляются в бюджет; отсутствие права заключения крупных сделок; запрет на осуществление деятельности с ценными бумагами; отсутствие права выступать учредителем (участником) юридических лиц и др.1

В соответствии с ФЗ-402 «О бухгалтерском учёте» главным документом в области регулирования бухгалтерского учёта всех организаций являются федеральные стандарты бухгалтерского учёта.

В настоящее время Министерство финансов РФ осуществляет деятельность, которая направлена на совершенствование системы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора, в том числе и казённых учреждений.

На сегодняшний день введены 10 федеральных стандартов для организаций государственного сектора (СГС). Принятие остальных 19 стандартов планируется распределить на 2020 и 2021 года.2

Первые пять федеральных стандартов введены в 2018 году. Они затронули область учёта основных средств, аренды, обесценения активов, предоставления бухгалтерской (финансовой) отчётности, а также концептуальные основы учёта и отчётности в государственных организациях.

В 2019 году вступили в силу такие федеральные стандарты как: «Учётная политика, оценочные значения и ошибки», «Доходы», «События после отчётной даты», «Отчёт о движении денежных средств», «Влияние изменений курсов иностранных валют».

Рассмотрим основные положения нововведённых стандартов применимых к бухгалтерскому учёту и отчётности казённых учреждений.

Роль учётной политики в казённом учреждении непрерывно возрастает

1 Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 01.09.2019)

2 Приказ Минфина России от 11.03.2013 № 26н (ред. от 27.03.2014) «Об утверждении Правил подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, за исключением программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора».

при применении стандартов в бюджетных учреждениях. В соответствии СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки» казённое учреждение обязано опубликовать копию документа или прописать основные направления бухгалтерского учёта на официальном сайте учреждения. Также новый стандарт определяет ответственное лицо за составление учётной политики. Таковым в казённом учреждении может быть главный бухгалтер или же иной работник, на которого были возложены обязанности по ведению бухгалтерского учёта.

Кроме того, стандарт вводит новый термин «оценочные значения», который следует применять в случаях невозможного либо затруднительного получения конкретного значения. Так, согласно СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки», казённое учреждение в качестве оценочного значения может использовать, к примеру, величины амортизационных отчислений.

Также нововведенный стандарт вводит такие понятия как: перспективное и ретроспективное применение изменённой учётной политики. Различие данных показателей заключается в том, что в первом случае изменённая учётная политика казённого учреждения применяется после внесения в неё поправок, а во втором случае производится корректировка сравнительных показателей бухгалтерской отчётности за предшествующие годы.

Кроме того, в положениях СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки» определён порядок исправления ошибок в бухгалтерском учёте в зависимости от периода обнаружения неточности и её существенности. Важно отметить, что ранее законодательство не содержало каких-либо положений о правилах отражения событий после отчётной даты. Такие решения казённых учреждения принимали самостоятельно и закрепляли в учётной политике.

Руководствуясь положениях СГС «События после отчётной даты» казённые учреждения все события после отчётной даты обязаны подразделять на 2 группы: подтверждающие и указывающие на условия хозяйственной деятельности. Так, к первой категории, к примеру, следует относить обнаружение документального свидетельства о безнадёжности дебиторской задолженности, а ко второй - существенное поступление или выбытие активов, связанное с операциями, инициированными в отчётном периоде. Всё это накладывает отпечаток на их отражение в бухгалтерском учёте. Учёт первой категории производится путём дополнительной бухгалтерской записью либо способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью последним днём отчётного периода. Учёт второй категории казённые учреждения должны осуществлять путём выполнения записей в периоде, следующим за отчётным.

Событие после отчётной даты в стандарте называется существенным, если информация, раскрываемая о нём в отчётности, является существенной. При этом, критерии для оценки существенности не установлены. Поэтому

решение о степени значения информации казённое учреждение принимает самостоятельно с учётом требований к бухгалтерской, бюджетной и финансовой отчётности.

Существенное событие после отчётной даты подлежит отражению независимо от положительного или отрицательного его характера для отчётности казённого учреждения.3

Для учёта доходов, а также для раскрытия информации о них в отчётности казённые учреждения с 2019 года должны руководствоваться положениями СГС «Доходы». Однако, данный стандарт неприменим при продаже ОС или НМА, при получении безвозмездных поступлений, арендных платежей, и в иных случаях

В соответствии с приказом №157н группировка доходов осуществлялась по синтетическим группам аналитического счёта объекта учета. Теперь доходы казённого учреждения следует разделять на две учётные группы:

- доходы от обменных операций;

- доходы от необменных операций.

Кроме того, согласно данному стандарту казённое учреждение обязано формировать резерв под сомнительную задолженность по доходам. Также следует прописать периодичность формирования данного резерва и правила его расчёта. В целях определения сомнительной задолженности при инвентаризации комиссия по поступлению и выбытию активов оформляет необходимые документы (прописанные в учётной политике).

В соответствии с положениями нововведённого стандарта казённым учреждениям следует оценивать доход в полной сумме ожидаемого поступления экономических выгод, находящихся в активе. Чтобы определить сумму дохода необходимо сделать корректировку на сумму льгот и скидок. В случае поступления денежных средств в срок не более 12 месяцев с даты признания дохода казённые учреждения также делают корректировку в соответствии со ставкой дисконта.4

СГС «Отчёт о движении денежных средств» устанавливает общие правила и требования к составлению этого вида отчётности. В соответствии с положениями стандарта казённое учреждение определяет денежные потоки в зависимости от экономической сущности: (от текущих, инвестиционных или финансовых операций).

Денежные потоки, которые не могут быть однозначно классифицированы в соответствии с требованиями стандарта, казённые учреждения классифицируют как денежные потоки от текущих операций.5

3 Приказ Минфина России от 30.12.2017 № 275н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты»

4 Приказ Минфина России от 27.02.2018 № 32н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы»

5 Приказ Минфина России от 30.12.2017 № 278н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств»

Как и прежде форму следует заполнять в разрезе кодов КОСГУ, с учётом аналитических данных по видам поступлений и выбытий, отражённых в бухгалтерском учёте. Однако положение о составлении отчёта о движении денежных средств в части отражения информации о финансовых инструментах вступят в действие с отсрочкой и станут обязательными только к отчётности 2020 года. Форма отчёта для казённых учреждений устанавливается Инструкцией №191н.

СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» определяет единый порядок пересчёта стоимости объектов бухгалтерского учёта казённых учреждений из иностранной валюты в рубли. Так, к примеру, пересчёт стоимости активов и обязательств производится по курсу отчётной даты, а пересчёт доходов и расходов следует отражать по средней величине курсов либо по курсу на дату совершения операций.

Казённые учреждения должны раскрыть сумму курсовых разниц в составе финансового результата, а также информацию о применяемом методе пересчёта стоимости объектов и его изменении в пояснительной записке учреждения.6

Таким образом, основные изменения бухгалтерского учёта казённых учреждений заключаются в постепенном перемещении методологии бухгалтерского (бюджетного) учёта из Инструкции № 162н в федеральные стандарты. Действующий План счетов бюджетного учёта для казённых учреждений сохраняется, однако расширяется за счёт дополнительных счетов и, соответственно, новых бухгалтерских записей, которые необходимы для отражения объектов бухгалтерского учёта в соответствии с федеральными стандартами.

Использованные источники:

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 01.09.2019);

2. Приказ Минфина России от 30.12.2017 № 274н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»;

3. Приказ Минфина России от 30.12.2017 № 275н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты»;

4. Приказ Минфина России от 27.02.2018 № 32н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы»;

5. Приказ Минфина России от 30.12.2017 № 278н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств»;

6 Приказ Минфина России от 30.05.2018 № 122н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют»;

6. Приказ Минфина России от 30.05.2018 № 122н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют»;

7. Приказ Минфина России от 11.03.2013 № 26н (ред. от 27.03.2014) «Об утверждении Правил подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, за исключением программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.