Т.Ш. МАМЕДОВА кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова*
Трансформация менталитета в современном российском обществе
Изначально термин «Менталитет» появился в ХХ в. применительно к истории. Затем это слово приняли к себе на вооружение психологи. Менталитет - это интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культурной среде, отличающихся особым способом восприятия мира, иерархией жизненных ценностей, образом мыслей и действий, формами социального и бытового поведения.
Необходимо обратить внимание на то, что почти никто из зарубежных и отечественных ученых не разграничивал понятия «менталитет» и «ментальность», рассматривая их как синонимы. В то же время отдельные исследователи предпринимали и продолжают попытки установить соотношение этих терминов.
Не считая необходимым приводить все точки зрения по данной проблеме, нужно отметить, что большинство исследователей указывают на диалектическую взаимосвязь данных понятий и, в то же время, в связи с их частым употреблением допускают их использованием как синонимов. Кроме того, большинство ученых считают возможным и правильным использовать понятие «менталитет» к отдельной личности. С двумя последними выводами автор согласиться не может: во-первых, менталитет и ментальность, несмотря на общий корень, не синонимичны. Да, у них есть общее, но есть и различия: менталитет является более широким понятием по объему, а ментальность входит в этот объем, занимая лишь его часть, не исчерпывая его полностью.
* Мамедова Татьяна Шейдабековна, e-mail: [email protected]
Менталитет представляет собой систему основополагающих представлений и проявлений социума, связанных с духовным бытием, основанных на опыте прошлых поколений, проникающих в сферу подсознательного и определяющих индивидуальное и общественное сознание. Такое определение позволяет понять менталитет как феномен бытия человека, общества и культуры. Это понятие представляет собой активное начало, связанное с социальной жизнью и поведением людей, с системой их установок и ценностей. Глубина осознания своей принадлежности к определенной части культуры и этнической общности, как один из признаков менталитета, означает некоторую его закрытость, необнаруживаемость в повседневной жизни.
Социально-нравственные составляющие должны доминировать в категориях, характеризующих менталитет, поскольку нравственность является главным регулятором взаимоотношений между людьми, коллективами, различными социальными структурами. Его носителем является каждый коллективный субъект социальной действительности1.
Во-вторых, понятие «менталитет» следует применять только к социальным общностям, а потому является надличностной, коллективной, характерной для конкретного народа или большой общественной группы. Поскольку менталитет выражает повседневный облик коллективного сознания определенной социокультурной общности, его «скрытым» слоем, независимым от жизни конкретного человека, он качественно реализует характер реальности коллективного порядка.
Менталитет народа - это глубинные структуры его сознания, постоянные в своей основе, стабильные, объединяющие разные исторические эпохи. Общие для всех народов базовые общечеловеческие ценности в культуре разных народов имеют разный смысл и разные акценты. Менталитет нации проявляется в ее культуре, придавая ей национальное своеобразие.
После распада Советского Союза, изменения общественно-политического строя и крушения социалистической системы ценностей, российские ученые стали обращаться к проблеме менталитета особенно активно, что нашло свое
1 См.: Мочалова Е.В., Загороднова И.В. Российский менталитет в социально-философском и историко-культурном осмыслении. Саранск, 2008.
выражение в дискуссии, организованной в 1993 г. в журнале «Вопросы философии», где философы, психологи, культурологи, политологи, социологи, филологи высказывали свое мнение по данной проблеме. Остановимся на одном из направлений в современной отечественной науке, которое рассматривает менталитет как понятие, обозначающее доминантные, преобладающие идеи, формирующие сознание, а затем поведение людей на уровне общества (менталитет общества), а также нормы и принципы, присущие определенным общностям: этническим, социальным, конфессиональным и т.п. В данном случае менталитет личности раскрывается через идентификацию с какой-либо общностью или коллективом (менталитет группы).
Большинство ученых выделяют в менталитете два слоя: бессознательный, основу которого составляют архетипы, и сознательный - нормы, правила, традиции, культурные образцы и т.п. В качестве структурных элементов менталитета рассматривают коллективные мировоззренческие и психологические установки, систему укоренившихся способов приобщения к нормам жизнедеятельности, совокупность традиций и стереотипов поведения.
По мнению автора, структуру менталитета можно представить как взаимосвязь элементов: базового (инвариантного), выполняющего функцию воспроизводства и сохранения системы за счет неизменных архетипов (глубинных, часто неосознаваемых) элементов коллективного бессознательного, и подвижного (динамического), выполняющего функцию развития системы за счет совокупности смысло-
жизненных ценностей, принимаемых или отвергаемых общ-
1
ностью и составляющими ее индивидами .
Менталитет складывается на основе общего исторического, культурного, социального и экономического развития той или иной общности. Он характеризуется отсутствием систематизации и невосприимчивостью (или слабой восприимчивостью) к деятельности индивидуального сознания. В силу этих особенностей менталитет выступает базовыми характеристиками различных социокультурных общностей, вплоть до цивилизационных: например, для русских таковыми являются коллективность, не полная осознаваемость, устойчи-
1 См.: Митина Г.В. Особенности изменения менталитета в современном российском обществе. Автореф. дисс. Уфа, 2005.
вость. Являясь реальностью большой длительностью, особенности менталитета остаются неизменными по отношению к разным социальным структурам общественного сознания.
Кроме уже упомянутых черт менталитета можно отметить ценностные установки, навыки, умонастроения, которые и определяют устойчивые стереотипы сознания и восприятие других социальных явлений. Характеристики менталитета зачастую являются и чертами характера (таковы, например, свойственные россиянам чувства справедливости, терпения, жертвенности, готовности на подвиг и др.) Наблюдая происходящее, структура менталитета представляет собой сложную многоуровневую систему механизмов и способов действия, непосредственно связанных с многовековой культурой народа. Менталитет в каждый конкретный отрезок истории представляет совокупность социально-психологических качеств и черт, сумму детерминируемых или поведенческих реакций, выступающая как целостность, проявляющаяся во всех сторонах жизнедеятельности данной общности и составляющих ее индивидов.
Определенные структуры менталитета способны трансформироваться, что обусловлено экстраординарными обстоятельствами, прежде всего связанными с коренными изменениями всего общества. Современная ситуация в российском социуме характеризуется системным кризисом, в основе которого лежит глубокий конфликт фундаментальных ценностей, свидетельствующий о необходимости более реалистичного понимания «русского характера», «загадочной русской души», уже давно ставших именами нарицательными.
Базовыми особенностями менталитета населения территории России являются: преобладание моральных составляющих и, прежде всего, чувство ответственности и наличие совести, а также особое понимание взаимоотношений личности и общества. Значительно и влияние религиозного фактора прежде всего православия и иных традиционных конфессий), как одного из источников российского менталитета. Сюда можно отнести и социальную организацию общества, проявляющуюся в активной роли государства, результатом которой является доминирование в менталитете россиян убеждение в необходимости сильной власти и этатических настроений. Учитывая данные факторы поведения людей, менталитет полностью зависит от
«социоориентированности», т.е. социальной адаптации к постоянно меняющимся жизненным условиям.
Менталитет как понятие не может существовать отдельно от социальной адаптированности. Человек в обществе является частью локальной ячейки, образованной государственной властью либо иной социальной структурой. Следовательно, менталитет сформирован в результате событий, напрямую связанных с проблемами воспитания личности, как внутри семьи, находящейся на географической и этнической территории; также и привычным факторам влияния общемировой информационной культуры.
Приходя к понятию «менталитет», общество и научные исследования коллективов ученых показывают, что у данного термина есть глубокие исторические корни.
Современный российский менталитет представляет собой наследие «якобы революций» 90-х гг.. Условное понятие «коллективность», долго держащее отдельно взятого человека, группы людей, семей социально обязанных учиться и работать по правилам и закону постоянно меняющегося государственного строя, приводят к определению, которое в современном мире обозначено как «российский менталитет».
Глубокие преобразования, происходящие в России последние 25 лет, кардинально изменили все стороны жизни общества и внесли заметные и существенные перемены в условия жизнедеятельности людей. По мере формирования качественно новых экономических, социальных, духовно-нравственных отношений, способность адаптироваться к новой социальной среде стала жизненно важной задачей для всех групп населения, для каждого человека (кроме, пожалуй, маленьких детей, но там ее приходится решать их родителям). Результатом этого процесса является приспособление социального субъекта к требованиям среды, коррекция его поведения в направлении активизации действий по изменению как внешних условий, так и, особенно, самих себя.
Современные процессы социальной адаптации отличаются динамичностью, сложностью, разнообразием конкретных проявлений, что привело к позитивным переменам в развитии общества, расширили возможности людей для реализации адаптационных ресурсов, способствуя повышению уверенности в своих силах, возможности противостоять неблагоприятным процессам кризисного периода. К числу ярких явлений российского рынка труда, наряду со
сменой профессии, относится вторичная или дополнительная занятость. Это свидетельствует о наличии у людей молодого и среднего возраста определенных адаптационных способностей.
В заключении можно сказать, что трансформация менталитета привела к разнонаправленным промежуточным результатам как положительным, так и отрицательным. Среди последних следует указать резкое расслоение населения, смену, подчас, кардинальную, жизненного уклада, формирование новой системы ценностей, не всегда совпадающей с привычной для большинства людей. Все это может привести Россию к потере своей самобытности. Чтобы этого не случилось, представляется более правильным «и менее травматичным учет и использование национальных особенностей менталитета при проведении реформ»1.
Мамедова Т.Ш. Трансформация менталитета в современном российском обществе. В статье рассматривается соотношение понятий «менталитет» и «ментальность» с акцентом на менталитет, общее и различное в их значениях. Показаны события последних 25 лет и их влияние на российский менталитет. Дан анализ особенностей социальной адаптации россиян к изменившимся условиям среды и промежуточный итог этого процесса. Отмечаются положительные и отрицательные стороны трансформации менталитета
Ключевые слова: менталитет, ментальность, трансформация менталитета и его границы, структура менталитета, адаптация и ее особенности.
Mammadova T.Sh. The transformation of mentality in the modern prefectures of Russian society.Mentality transformation in the modern Russian society. The article discusses the correlation of the concepts "mentality" and "mentality" with emphasis on mentality, common and different in their values. The events of the last 25 years and their influence on Russian mentality. The analysis of peculiarities of social adaptation of Russians to changing environmental conditions and the intermediate outcome of this process. There are positive and negative aspects of the transformation of mentality.
Keywords: mentality, mentality, the transformation of the mentality and its boundaries, the structure of mentality, adaptation and its features.
1 Российская цивилизация. Энциклопедический словарь. М., 2001, с. 193.