Научная статья на тему 'Трансформация логистических потоков и инфраструктуры транзитного сервиса'

Трансформация логистических потоков и инфраструктуры транзитного сервиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / СКЛАДИРОВАНИЕ И ГРУЗОПЕРЕРАБОТКА / WAREHOUSING AND FREIGHT PROCESSING / ПОТРЕБИТЕЛИ / CONSUMERS / АУТСОРСИНГ / OUTSOURCING / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОВАЙДЕРЫ / LOGISTICS PROVIDERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халын В.Г.

В статье охарактеризована трансформация развития логистических технологий складирования и грузопереработки, показан прирост и усиление значимости электронной торговли, представлены параметры введения электронного документооборота, определены проблемы и перспективы развития аутсорсинга логистических услуг, выявлены предпочтения потребителей к работе логистических провайдеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article describes the transformation of development of logistics technologies for warehousing and cargo handling, shows growth and strengthening of importance of electronic commerce, presents parameters for introduction of electronic document management, problems and prospects of development of outsourcing of logistical services are defined, preferences of consumers to work of logistics providers are revealed.

Текст научной работы на тему «Трансформация логистических потоков и инфраструктуры транзитного сервиса»

4. Ерохина, Т. Б., Гринченко, К. В. Интегрированные маркетинговые коммуникации — уникальная коммуникационная технология XX в. // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2013. — № 4 (44).

5. Шонесси, Дж. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход. — М. : Питер, 2017.

6. Эванс, Дж. Р., Берман, Б. Маркетинг. — М. : Экономика, 2016.

Bibliographic list

1. Albekov A. U., Erokhina, Т. B. Impact of main communication components of marketing on consumer behavior : monograph. — Rostov-on-Don, 2009.

2. Bobrov, V. B. English-Russian Dictionary of Advertising and Marketing. — M. : RUSSO, 2016.

3. Dallakyan A. Psychology of consumers: all you need to know about psychology of consumers and psychology of consumer behavior [Electronic resource]. — Mode of access : arsendallan.com>... doklady/povedenie-potrebiteley.

4. Erokhina, T. B. Grinchenko, K. V. Integrated marketing communications — unique communication technology of the XX century // Vestnik of Rostov State Economic University (RINH). — 2013. — № 4 (44).

5. Shaughnessy, J. Competitive marketing. Strategic approach. — M. : Peter, 2017.

6. Evans, J. R., Berman, B. Marketing. — M. : Economics, 2016.

В. Г. Халын

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ И ИНФРАСТРУКТУРЫ ТРАНЗИТНОГО СЕРВИСА

Аннотация

В статье охарактеризована трансформация развития логистических технологий складирования и грузопереработки, показан прирост и усиление значимости электронной торговли, представлены параметры введения электронного документооборота, определены проблемы и перспективы развития аутсорсинга логистических услуг, выявлены предпочтения потребителей к работе логистических провайдеров.

Ключевые слова

Логистика, складирование и грузопереработка, потребители, аутсорсинг, логистические провайдеры.

V. G. Khalyn

TRANSFORMATION OF LOGISTIC FLOWS AND TRANSIT SERVICE INFRASTRUCTURE

Annotation

Article describes the transformation of development of logistics technologies for warehousing and cargo handling, shows growth and strengthening of importance of electronic commerce, presents parameters for introduction of electronic document management, problems and prospects of development of outsourcing of logistical services are defined, preferences of consumers to work of logistics providers are revealed.

Keywords

Logistics, warehousing and freight processing, consumers, outsourcing, logistics providers.

Введение

Логистика в сфере услуг, как и в любой другой отрасли хозяйственного комплекса, при перемещении грузов приобретает неравномерность, характеризуется дискретным стохастическим характером. Поэтому именно в области складирования и грузопереработки развитие методологии логистики, услугового комплекса имеет сложносоставной многовариантный характер. Процесс складирования в современном мире построен на развитии электронной торговли, информационном бизнесе, которые приносят определённый прирост и реализуются через рост оборачиваемости систем консолидирования. Теоретические и методологические основы логистики в системе складирования и грузопереработки должны быть направлены на исследование и мониторинг научного технико-технологического обеспечения и конструкторских разработок, которые имеют значительный потенциал увеличения эффективности логистических процессов.

Электронная торговля, показывающая рост в среднем около 10-15 % в год, может существенно скорректировать региональные локальные и даже федеральные рынки в будущем. Потребитель в современном мире ценит не только качество и благоприятно откликается на объявление о скидке, он ценит свое время, которое ему необходимо для совершения полноценного процесса покупки. В этом отношении передовые логопровайдеры совершенствуют деятельность в отношении минимизации временных разрывов относительно быстроты и своевременности реакции на изменения потребности. Сбои и затруднения в поставках и в целом в логистической деятельности заставляют потребителя выбирать иные варианты, уходить к конкурентам, а затем избирать наилучший вариант, который зачастую наиболее доступен.

Стоимость земли в разных государствах, в зависимости изначально от территории страны, существенно отли-

чается. В данном отношении относительно развития логистических технологий складирования и грузопереработки существует двусторонние влияние, так как данная проблематика имеет дуальную сущность. С одной стороны, высокая стоимость земли не позволяет небольшим государствам развивать определенные форматы глобальных складских комплексов, возведение и ввод в действие которых реализуется на территории, к примеру, Соединённых Штатов Америки. При этом жители локальных территорий, по границам, совпадающим с ареалами урбанизированных областей, центров торгово-экономического развития и отраслевых профильных комплексов, сталкиваются с еще более высокой стоимостью земли на таких локализированных территориях.

Население, как небольшие организации, так и физические лица, нуждается в аренде дополнительных метров для размещения определенного рода вещей, их складирования и, возможно, грузо-переработки. В городских агломерациях присутствуют бизнес-проекты, которые предполагают возможность не только складирования в рамках индивидуального складского пространства, но также условия размещения офисных центров, вспомогательных сервисов и иных услуг. Данная проблематика интересна с точки зрения исследовательской теоретико-методологической позиции и прикладного значения в рамках развития локальной территории и региона в целом, и будет дополнительно представлена нами далее, так как она полностью раскрывает характеристику инновационного развития склада в рамках электронной коммерции, транзитного функционала, подтверждает необходимость возведения персонализированных локальных складских мощностей.

Материалы и методы

Потребитель толерантен к высокому качеству как товаров, так и логистических услуг, потому как:

- ему необходима только та продукция, которая выпущена и доставлена в строгом соответствии со стандартами и требованиями, зачастую не регионального и локального, а федерального и мирового уровня;

- товары должны быть упакованы и сопровождены необходимой обязательной документацией;

- своевременность доставки также влияет на мнение покупателя о компании.

Оптимизация внутренних потоковых процессов выступает одной из системообразующих задач современной логистики. Международные логистические системы в сфере услуг и сопутствующие им потоки могут существенно активизировать и упрочнить транзитный потенциал Российской Федерации.

Способность обеспечить срочные доставки является основой будущего развития логистических услуг в отношении транзита. В свою очередь, развитие методологии логистики в сфере электронной торговли предоставляет значительные возможности не только для сетевого ритейла, но и для небольших компаний, способных функционировать эффективно лишь на локальном рынке.

Исследуя логистику в Южном федеральном округе, мы столкнулись с тем, что далеко не каждая компания логистический провайдер может обеспечить доставку товара в сжатые сроки. Но современный потребитель не хочет ждать, так как конкуренция достаточно высока. Необходимо оптимизировать временные показатели и характеристики товарооборота, которые должны быть частично скорректированы в минимальную сторону. Теоретико-методологические разработки управления складированием основаны на глобальной оптимизации, при этом получить продукцию сразу в рамках электронной торговли невозможно, но чем больше срок доставки, тем более значительный может быть скидка — и эта идея, навязанная современным рынком, уже плотно сидит в

сознании потребителя. Ведение электронного документооборота не является новинкой для российского рынка, а также для локализованных территорий, которые объединены единой законодательно-правовой и федеральной нормативной базой. Действительно, электронный документооборот на практике доказал свою эффективность, так как его введение на каждом относительно обособленном участке товаропроводящей сети в рамках конфигурации цепи поставок и логистических систем результативно на практике и имеет определенный процент финансовой экономии.

Результаты

Электронный документооборот не позволяет полностью исключить присутствие человека, но при этом минимизирует его трудозатраты и существенно упрощает комплектование заказов. Ло-гопровайдер выполняет обширный список функций, при этом сопровождение грузов предполагает резервирование определённых площадей, планирование технических средств, необходимых для прохождения груза, комплекс аналитических и контрольных мероприятий, которые необходимы для того чтобы соблюсти параметры сохранности и целостности продукции.

Автоматизация бизнес-процессов должна проводиться всецело и системно, поэтому единые стандарты, прививаемые в системе складирования и гру-зопереработки, должны распространяться повсеместно и также контролироваться. С помощью автоматизации электронных платформ появляется возможность соединить территориально разобщённые подразделения сбытовой сети, что может существенно скорректировать параметры логистических затрат. Данная технология несёт в себе полный отказ от бумажного документа, который в последние годы существенно усложняет, а не упрощает работу логистических операторов. Особо важно применение данных технологий именно

для мультимодальных транспортировок, в рамках транзитных операций. Лого-провайдеры и экспедиторские компании как основные действующие игроки товаропроводящих систем свидетельствуют в пользу всеобщего отказа от бумажного оборота. При этом единые стандарты коммерческой и перевозочной документации могут существенно увеличить объем определённых рынков, одновременно эффективно реализовать и скорректировать формат своей деятельности, так как инновационность и готовность к изменениям внешней среды могут существенно снизить уровень рисков и затрат, образующихся не запланировано в логистической системе доставки, складирования и грузопереработки.

В области курьерской доставки, как мы говорили ранее, временной период, в рамках которого потребитель готов ожидать продукцию, существенно сужается. Наиболее актуальными и востребованными становятся параметры: доставка «на сейчас», в течение нескольких часов с момента оформления заказа. Если же оговоренные сроки не выдерживаются, потребитель начинает паниковать. Наибольшая часть инновационных технологий складирования и грузопереработки позволяет использовать разные методы доставки, так как инновации становятся не совсем уже сенсацией, они входят в нашу жизнь и являются уже доступными через несколько лет апробации. Когда в 2015-м году на рынке логистики в сфере доставки появилась инновация — доставка с помощью дронов, сложно было представить, что через два года около 20 % общего объема логистических компаний будут использовать дронов в обычной деятельности, ежедневно стараясь заменить человека в трудоемких процессах (этот пример характерен для США и других государств).

С точки зрения теории и методологии складского логистики, необходимо отметить, что эксперты констатируют

постоянный ежегодный рост подключения к Интернету в мировом масштабе, это эквивалентно 50 миллионам устройств в расчете на долгосрочную перспективу дополнительно подключённых к сети до 2020 г. Посредством сети Интернет и облачных сервисов возможности электронного бизнеса и современной логистики существенно расширяются. Автоматизация существенно упрощает логистические процессы, обмен информацией, дистанционный контроль и управление, способна оптимизировать издержки, объединить на электронных платформах разные рыночные субъекты и объекты, разные целевые группы и параметры логистических процессов.

Наблюдение за перемещением груза в реальном времени уже не является новинкой для логистических операторов и транспортных компаний, экспедитора и иных заинтересованных сторон. Однако развитие электронного бизнеса, информационных логистических платформ позволяет не только контролировать внешние параметры, но и проникнуть в самое сердце перевозочного процесса, выбирая не только транспортное средство, но и самого водителя. При этом логопровайдеры получают гарантированные заказы, объединяя на своей платформе функции онлайн-трекинга грузов и снижения нагрузки на персонал.

Обсуждение

Естественно, в управлении складской логистикой привычные подходы и технологии очень быстро устаревают, поэтому, с теоретико-методологической точки зрения, автоматизации складских и грузоперерабатывающих процессов десятилетия назад существенно отличаются от современных представлений. Электронные информационные концепты не затрагивают сложные конструкции современных складов, так как они должны быть априори эффективными. Поэтому при организации и функционировании логистики управления скла-

дированием необходимо в первую очередь развивать сложные вопросы инфраструктуры и внутреннего технико-технологического устройства складских помещений. Интеграция в современной логистике позволяет синхронизировать сложную информационную составляющую электронных сервисов и платформ, а формирование системного интерфейса, единого для всех элементов логистической системы складирования грузо-переработки и управления запасами, может быть активизировано, учитывая несколько параметров.

Современные упаковочные материалы также показывают бифуркальный рост в своем развитии, при этом именно характеристики упаковки, пакетирования, контейнерных перевозок в системе управления складом наиболее результативны и могут существенно сократить издержки. Для того чтобы избрать оптимальное решение по резервированию того или иного участка для складирования товаров, необходимо учитывать сложность многофункциональных комбинаций, отличных по скорости, габаритам и другим характеристикам.

В современных условиях в России рассматривается законодательный проект об ограничении либо полном запрете услуг по аутсорсингу логистических процессов. Попробуем разобраться, в чем же причина сложного тактического управленческого решения, так как федеральный уровень в данном плане выступает регулятором, действие которого основано на чётких директивах и откликах, реакции региональных подсистем. В данном отношении интересен опрос, который проводился в регионах и был предназначен для того чтобы идентифицировать общее мнение о компаниях, которые предлагают на российском рынке услуги по аутсорсингу бизнес-процессов. Существует значительное множество возможных комбинаций в системе аутсорсинга логистических процессов, они различаются по полноте, ва-

рьируются в зависимости от территориального охвата и определённых условий. Предполагается, что трансформации рыночной активности, произошедшие с приходом последнего кризиса, предоставляют не только угрозы и проблемы, но и новые возможности для компаний, оказывающих логистические услуги.

Испытание временем российский аутсорсинг не выдержал, о чем свидетельствуют аналитические сводки, характеризующие мнение клиента, их отзывы о компаниях, которые берут на себя часть аутсорсинга процессов. Отметим, что значительное большинство компаний не довольны условиями и качеством аутсорсинга, поэтому рынок логистических услуг переживает в данный момент существенную трансформацию. Приспособиться к изменившимся рыночным условиям оказалось трудной задачей для компаний данной отрасли. Поэтому практически все участники рынка логистических услуг нуждаются в эффективной логистике, но передавая права посредникам зачастую утрачивают контроль над качеством и конечной ценой продаж.

Временное отсутствие у компаний, которые предлагают услуги по аутсорсингу бизнес-процессов, одного или нескольких из наиболее важных ресурсов (финансовых, материальных, определенного рыночного охвата), ставит под удар репутацию производителей, которые вынуждены отказаться от аутсорсинга в пользу развития собственных мощностей, но это могут позволить себе отнюдь не все компаний.

Проблема в том, что современные логистические операторы, занимающиеся услугами, не могут избежать определённого рода издержек, поэтому часто проявляют недобросовестность, увеличивая итоги в отношении ценообразования. В данный момент лишь компании, идущие успешно в ногу со временем, могут предвидеть появление критериев системного сбоя.

Результатами исследований и опроса в разных регионах Российской Федерации стали определённые жалобы клиентов относительно: непрозрачности системы ценообразования, соответственно роста ранее оговоренной отпускной цены, отсутствия территориального охвата и необходимого роста инвестирования в развитие логистики.

У многих провайдеров логистических услуг не хватает ресурсов для того чтобы приспособиться к сложившейся ситуации, и они существенно наращивают стоимость услуг, проявляя «непрозрачность в ценообразовании», стараясь ее замаскировать, но при этом потребители говорят о том что им необходимо избежать лишних расходов. С точки зрения современного логистического инструментария, прикладного и результативного в своем исследовательском формате, все это идёт вразрез с требованиями конечного звена.

Итак, подведём своеобразный итог. Ни в одном регионе России участники исследования не смогли назвать аутсорсинг бизнес-процессов полностью эффективным. После этого, с логистической точки зрения, предполагающей всеобщую оптимизацию потоковых процессов, данные компании выглядят совсем неуверенно. Сделаем оговорку, мы не говорим о всех логопро-вайдерах поголовно. Но подавляющее большинство компаний составляют общую массу. В то же время необходимо отметить, что компаний, не справившихся со своей функцией аутсорсинга, гораздо больше, чем эффективных, что также выявило проведённое следование. От 70 до 90 % потребителей данного вида логистических услуг сочли их неэффективными. Как было указано выше, проблем в данной области достаточно много, но это противоречит самой сути аутсорсинга, ведь логистический сервис, наоборот, предполагает рост результативности бизнес-процессов.

Ещё одной проблемой, на наш взгляд, является существенное отставание технологических инновационных процессов и управленческих решений в российской логистике. В данном аспекте следует отметить, что условия кризиса существенно усложняют возведение и ввод в эксплуатацию новых складских мощностей, корректируют системы транспортировки и грузопереработки. Новые проекты, ещё в 2014-м году бурно обсуждаемые и готовые к реализации, были заморожены. Рынок долго присматривался к кризисным условиям, но уже со второй половины 2015-го года обозначил и проявил в отношении роста складской недвижимости активность.

Объекты недвижимости складского хозяйства нуждаются в инвестициях, изыскивать которые достаточно тяжело, но рынок дает новые условия и возможности тем, кто строит объекты с нуля именно сегодня. Дело в том что имеющиеся, доставшиеся в наследие от бывшего СССР складские фонды могут прослужить ещё долгие годы, не обеспечивая должный эффективности, так как они морально и физически, материально существенно устарели. Поэтому в данном контексте необходимо учитывать ещё одну задачу — отказаться от старых технологий и перейти на более совершенные, либо существенно скорректировать существующие.

Заключение

Мы считаем, что именно сейчас быстро изменяющийся рынок логистических услуг имеет наибольшие возможности активироваться в соответствии с запросами клиентов, образуя новые субсегменты. При этом в качестве логопро-вайдера такая возможность предоставляется только тем компаниям, которые смогут, применяя инновационный 1Т-контент, добиться роста оборачиваемости в процессах складирования, грузопе-реработки и возможной транспортировки в пункты конечного потребления.

Обладая возможностью использовать личную инфраструктуру (если склад находится в собственности компании), можно, внедряя инновационные технологии электронной коммерции, обеспечить рост скорости обработки заказов, комплектования, минимизируя и оптимизируя затраты, при этом внедряя наиболее результативные логистические технологии, совершенствуя процессы и оптимизируя критерии эффективности.

В итоге необходимо пересмотреть, сделать более прозрачным ценообразование на рынке складских логистических услуг. В соответствии с данными требованиями сам клиент может быть включён непосредственно в процесс образования итоговой стоимости услуг. Именно такие предприятия способны будут обслуживать эффективно транзитные потоки.

Многие процессы в логистике российских регионов приобрели двоякую сущность в условиях кризиса, но всё-таки необходимо отметить, что логистический сервис, его виды, уровень и результативность непосредственно отражаются на итоговых результатах бизнеса в сфере логистических услуг.

Теоретико-методологическое обеспечение современного логистического знания предполагает гарантированный успех именно тем рыночным игрокам, которые отвечают требованиям конечного звена, будь то потребители или контрагенты, поэтому в современных условиях новые игроки могут получить значительный шанс на успех. Мы не можем с уверенностью утверждать, что все ожидания могут быть реализованы в рамках соблюдения категории финансовой независимости, — наличия широкого рыночного охвата, прозрачности организационно-функциональных процессов.

Указанные условия не всегда верно сочетаются в рамках российской действительности.

Планирование, организация и контроль логистической деятельности по

управлению материальными потоками, а также сопутствующих информационных, финансовых и иных потоков, является эффективным решением в плане оптимизации наращивания стоимости в цепи поставок. При этом по принципиально новым технологиям и стандартам могут работать далеко не все региональные логопровайдеры. Данный уровень более соотносим с федеральным, хотя системообразующие игроки, которых может быть несколько, смогут проявить себя, не ограничивая деятельность региональным охватом.

Библиографический список

1. Albekov, A. U., Parkhomenko, T. V., Polubotko, A. A. Green logistics in Russia: phenomenon of progress, economic and environmental security // European Research Studies Journal. — 2017. — № 1. — Vol. 20. — P. 13-21.

2. Халын, В. Г. Виртуализация информационно-логистической инфраструктуры региональных логистических распределительных центров (на примере ООО «СКЛП») // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2014. — № 3 (47). — С. 53-55.

3. Халын, В. Г. Инновационное управление складским хозяйством на принципах логистики в системе товародвижения // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2011. — № 34. — С. 74-82.

4. Халын, В. Г. Реструктуризация информационной системы региональных распределительных комплексов на основе применения инновационного логистического инструментария // TERRA ECONOMICUS. — 2011. — № 1. — Ч. 2.

Bibliographic list

1. Albekov, A. U., Parkhomenko, T. V., Polubotko, A. A. Green logistics in Russia:

phenomenon of progress, economic and environmental security // European Research Studies Journal. — 2017. — № 1. — Vol. 20. — P. 13-21.

2. Khalyn, V. G. Virtualization of information and logistics infrastructure of regional logistics distribution centers (on example of LLC SKLP) // Vestnik of Rostov State Economic University (RINH). — 2014. — № 3 (47). — P. 53-55.

3. Khalyn, V. G. Innovative management of warehousing on principles of logistics in system of commodity circulation // Vestnik of Rostov State Economic University (RINH). — 2011. — № 34. — P. 74-82.

4. Khalyn, V. G. Restructuring of information system of regional distribution complexes based on application of innovative logistics tools // TERRA ECONOMI-CUS. — 2011. — № 1. — P. 2.

Н. И. Чернышёва

К ВОПРОСУ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА РЫНКЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрен один из аспектов повышения эффективности предоставления образовательных услуг в системе высшего образования. На современном этапе продвижение конечного образовательного продукта в вузовской среде предполагает знание и понимание психологических особенностей целевой аудитории обучаемых. Учет специфики потребителей образовательных услуг позволит более эффективно реализовать многогранный рыночный потенциал института высшего образования.

Ключевые слова

Модернизация, образовательные услуги, рынок высшего образования, преподаватели, студенчество, обучение.

N. I. Chernyshyova

FOR UPGRADES EDUCATIONAL SERVICE ON HIGHER EDUCATION MARKET

Annotation

Article describes one of aspects of improving the efficiency of educational services in higher education. At present stage, promotion of final educational product in University environment involves knowledge and understanding of psychological characteristics of target audience of students. Taking into account the specifics of consumers of educational services will make it possible to more effectively realize the multifaceted market potential of Institute of higher education.

Keywords

Modernization, educational services, higher education market, teachers, students, training.

Введение

Современная эпоха модернизации вузовского образования в России предопределила не только спектр учебно-методических детерминант при обучении студенческой молодёжи, но и обозначила необходимость учёта специфики психологических особенностей студенческого

возраста, в том числе специфики познавательных процессов этой возрастной категории. Как следствие, в целях повышения конкурентоспособности высших учебных заведений возникает необходимость селективной трансляции образовательных услуг для обучаемых в высших учебных заведениях государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.