В. Г. Халын
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СКЛАДИРОВАНИЯ И ГРУЗОПЕРЕРАБОТКИ
Аннотация
В статье представлены основы исследования складского логистического предприятия в соответствии c возможностями удовлетворения потребностей поклажедателей, определены итоговые характеристики экономической эффективности. Обосновано, что современные распределительные центры должны отвечать параметрам объема складской площади, удобных подъездных путей, внутрискладского хранения, технологии зонирования площадей, информационного учета грузовых единиц.
Ключевые слова
Логистика, импортозамещение, складской комплекс, система грузопереработки.
V. G. Khalyn
THE ROLE OF INFORMATION AND PROCESS APPROACH
TO REGIONAL DEVELOPMENT LOGISTICS SYSTEM WAREHOUSING
AND CARGO HANDLING
Annotation
The article presents the basis of the research of warehouse logistics enterprises in accordance capabilities to meet the needs of consumers, identified the characteristics of the economic performance proved that modern distribution centers, must comply with parameters of the volume of storage space, convenient access roads, storage technology of intra zoning areas, taking into account the information of cargo units.
Keywords
Logistics, import substitution, warehouse, са^о processing system.
За несколько последних десятилетий российская наука и практика рыночных решений отстранилась от четко выстроенной ранее централизованной системы распределения материального потока, изменив авторитарно-командный стиль управления на рыночно-инновационный.
Теоретико-методический, прикладной инструментарий эффективного функционирования элементов рынка предусматривает системную взаимосвязь производственных и распределительных процессов, особенно в условиях экономической национализации, разработки и реализации оптимальных программ импортозамещения.
За 2014-2015 гг. в траектории развития российского импорта и экспорта появились новые тенденции, связанные с введением торговых ограничений и санкций. Большинство ведущих российских экономистов придерживаются мнения, что для производственного и агропромышленного комплекса представляется перспективной возможность усовершенствования национальной системы хозяйства, однако рассуждая реально, следует учитывать внушительные финансовые вложения, необходимые для активизации и институциона-лизации инновационных процессов хозяйственного комплекса страны. При
этом российская система промышленности и сельского хозяйства, производства и распределения продукции вынуждена ускоренно перестраиваться, снизив доли импорта товаров из стран Европы и ориентируясь в большей мере на Азиатско-Тихоокеанский регион. Изменения траектории следования материальных потоков в системе товародвижения отразились и на функциональной области складирования и гру-зопереработки. Ориентация на внутренний рынок преобразила современные распределительные центры, от скорости и качества рыночного функционирования которых зависит непосредственно эффективность работы всех элементов товарообеспечения страны.
Образуя основу и центральное звено логистической системы, современный складской комплекс интегрирует товарно-материальные потоки, обеспечивая их устойчивые параметры и высокий уровень стабильности операций по доведению товаров до конечных потребителей. Существенное влияние элементов системы распределения на осуществление логистических операций не подлежит сомнению, но при этом сама система складирования и грузопере-работки ориентирована на формирование системного процесса, солидарного и тесно увязанного с производственными зонами и областью локального потребления.
В рамках дальнейшей декомпозиции складские мощности обеспечивают количественные и качественные показатели, выступая как основная форматирующая надстройка на пути реализации товаров и в то же время как элемент товародвижения, образующий качественный барьер потребления, поэтому эффективность работы складского комплекса обеспечивает развитие организационно-экономического потенциала логистической системы в целом. Актуализация данного направления научно-прикладных исследований определяет
его значимость для наращивания потенциала национального и регионального экономического развития.
Уровень полученной эффективности процесса организационно-функционального управления логистическими активностями в складском комплексе необходимо оценить, сравнив показатели затрат и экономической выгоды на итоговом этапе реализации. Итоги анализа формализуются в виде отчетных данных, которые содержат итоговые характеристики экономической эффективности:
- отношение финансовых затрат к объёму продаж;
- отношение элементов логистических затрат к общим затратам;
- отношение затрат организации или экономического субъекта к стандартам в системе складирования;
- отношение затрат к статьям бюджета организации;
- использованные ресурсы на текущий момент в сравнении с планируемыми ресурсами.
При выборе распределительного центра заинтересованные производители или поклажедатели нередко сталкиваются с несоответствием складов основным технологическим требованиям, применяемым в цепочке поставок и управлении товарными запасами. В данной связи, на наш взгляд, необходимо привести цели исследования складского логистического предприятия в соответствие возможностям удовлетворения потребностей поклажедателей. На региональном уровне очень трудно найти готовые распределительные центры, которые соответствуют требованиям по следующим параметрам:
- наличие свободного необходимого поклажедателю объема складской площади (здесь сразу рассматривается комплекс факторов, таких как поддержание необходимых условий хранения грузов: температурный режим, уровень влажности и т. д.);
- наличие удобных подъездных путей (так как автотранспорт является общедоступным видом транспортного обеспечения, непосредственно предполагается наличие железнодорожной ветки);
- наличие необходимой территории или площадки, предназначенной для отстоя большегрузного транспорта;
- применение в системе внут-рискладского хранения технологии зонирования площадей, информационного учета грузовых единиц и т. д.;
- возможность спецхранения отдельных групп товаров (склады-холодильники, морозильные камеры и
т. д.);
- другие требования, предъявляемые представителями производителя (качество внутрискладских работ, стоимость хранения, грузообработки и т.п.).
Подводя итог, следует подчеркнуть, что к ключевым факторам, воздействующим на эффективность базовых процессов в складировании, относятся: показатели качества услугового сервиса и степень удовлетворения запросов потребителей, оборот и продолжительность воспроизводственных циклов, комплекс логистических затрат и издержек, уровень производительных возможностей дальнейшего развития. Используя принципы теории исследования операций, задачу создания системы складирования с оптимальными параметрами можно сформулировать так: при заданных определенных величинах исходных параметров и вероятностных оценках неизвестных параметров с учетом объективных условий создания выбрать такие элементы решения, которые обеспечивали бы с допустимой вероятностью получение оптимальных значений генерального критерия эффективности склада — минимальных приведенных затрат, связанных с созданием системы складирования и дальнейшей эксплуатации склада.
Анализируя развитие российского складского хозяйства, следует отметить, что кризисные состояния и соответствующая дестабилизация за последние годы коснулись всех сфер бизнеса, сократились изначально покупательские возможности, что, в свою очередь, повсеместно отразилось на падении уровня заказов, объемах поставок и прибыли крупных компаний. В сфере логистики за последние годы наблюдалось колебание объемов оказываемых услуг в областях экспедирования, таможенного оформления, непосредственно транспортных услуг.
Однако данная ситуация экономического дисбаланса в наименьшей мере отразилась на области логистики складирования и сфере логистического обслуживания, которая по праву считается основной частью процесса распределения готовой продукции. Крупные поставщики товаров, так или иначе, не могут обойтись без аренды определенной части, а иногда и полного объема складских мощностей. Так же следует отметить, что многие компании — лидеры мирового рынка постепенно отказываются от организации собственного складского хозяйства в пользу передачи на аутсорсинг современным логистическим распределительным центрам функций по приемке-отпуску и хранению своей продукции. В данной связи следует отметить, что далеко не все объекты инфраструктуры, именующие себя логистическими центрами, способны предложить поклажедателю определенный комплекс и уровень услуг на условиях аутсорсинга. Системный подход в классическом понимании логистики основан на исследовании и разработке объектов, которые являются взаимосвязанными и взаимозависимыми в рамках одной или нескольких интегрированных логистических систем. При этом каждый рассматриваемый объект изучается с различных сторон, а затем анализ продвигается в часть интеграции
или синтеза приведенных объектов. В основе системного подхода лежит представление объектов в виде частей системы, комплекса взаимосвязанных подсистем, причем все они объединены общей целью, связаны с помощью внутренних и внешних уз. При переходе от общего к частному возможно открыть общие интегративные свойства системы, которые не могут быть присущи отдельным ее звеньям. Подсистемы, каждая отдельно, разобщены и не могут отвечать заданным целям, но вместе они становятся структурированными, организованными и функционально обоснованными.
Синтез связывает отдельные части, обладающие различными целями функционирования, объединяя подсистемы в части достижения общей основной цели жизнеобеспечения и бесперебойного функционирования. Рассматривая процесс проектирования складских мощностей как системную функцию логистического управления, следует отметить, что при объединении всех элементов или составляющих звеньев в логистической системе складирования необходимо обозначить цели и определенные факторы, присущие последним.
Как уже отмечалось, основой логистики является материальный поток, который охарактеризован как совокупность материальных и информационных составляющих, а логистический процесс рассматривается как определенный перечень действий, направленных на достижение конкретного результата. Системный подход к организации и функционированию складского хозяйства позволяет оптимизировать количественные и качественные показатели функционирования материального потока, логистического процесса и системы в целом. Переходя от частного к общему, системный подход определяет и решает логистические проблемы функционирования складских объектов,
расширяя «узкие» места движения материального потока в системе распределения продукции.
Разработка проекта складских сооружений и зданий занимает немалую часть в общей сумме затрат. Как уже отмечалось ранее, существует два варианта проектов: индивидуальные и типовые. Индивидуальный проект разрабатывается с учетом всех запросов и пожеланий заказчика, которые высказываются и оговариваются при заключении контракта с проектной организацией. В настоящее время любой заказ, будь то закупка партии товаров или приобретение материалов для строительства здания, может быть выдвинут в виде тендера. На конкурсной основе в ответ на определенные условия, оговоренные в заказе, организации и предприятия, профильно ориентированные на выполнение поставленной задачи, подают свои заявки на исполнение заказа, естественно не в убыток показателей качества выполняемых работ. Как правило, в конкурсной борьбе выигрывает та компания, в заявке которой содержится минимум приведенных затрат. При этом соперничество зачастую ведется в закрытом режиме, то есть организации, участвующие в тендере, не оповещают друг друга о цене, которую они указали в заявке.
Каждый индивидуальный проект может стать типовым. Для этого он должен быть несколько раз опробован в строительстве и дальнейшей эксплуатации, соответствовать запросам заказчиков и иметь высокие показатели конечной эффективности функционирования. Типовые и индивидуальные проекты значительно отличаются друг от друга в стоимостном плане. Так, расценки на выполнение индивидуального проекта могут превышать цену типового в несколько раз.
На данном этапе заказчик должен определить для себя величину необходимых затрат или единовременных ка-
питаловложений, которые со временем могут быть скорректированы, но в большей части, а именно — относительно масштабности финансовых влияний, должны остаться неизменными.
Анализируя логистический подход к организации и функционированию складского хозяйства, охарактеризуем систему распределения как взаимосвязь следующих элементов: производители или поклажедатели; транспорт; складские мощности. В таком случае при проведении логистической процедуры системного анализа или системного моделирования вышеприведенного элементарного состава основной упор в плане конкретизации элементов или подсистем может быть представлен в отношении рассмотрения именно складских мощностей в тотальной взаимосвязи с другими составляющими компонентами. Системный анализ склада основан, как уже отмечалось, на общем анализе систем, а так как современные крупные логистические распределительные центры можно отнести к классу сложных вероятностных систем, то соответственно их параметры изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов.
Библиографический список
1. Альбеков, А. У., Грибов, Е. М. Закономерности развития транспортно-складской логистики на региональном уровне. — Ростов н/Д : изд-во РГЭА, 1999. — 159 с.
2. Григорьев, М. Н., Уваров, С. А. Логистика. Базовый курс : учебник для вузов. — М. : Юрайт, 2011.
3. Логистика / В. В. Дыбская, Е. И. Зайцев, В. И. Сергеев, А. Н. Стерлигова. — М. : Эксмо, 2013.
4. Иванов, Д. А. Управление цепями поставок. — СПб. : изд-во Политех. ун-та, 2010.
Bibliographic list
1. Albekov, A. U., Gribov, E. M. Laws of development of transport and warehouse logistics at the regional level. — Rostov-on-Don : Publishing House of RGEA, 1999. — 159 p.
2. Grigoriev, M. N., Uvarov S. A. Logistics. Basic course : textbook for high school. — M. : Yurayt, 2011.
3. Logistics / V. V. Dybskaya, E. I. Zaitsev, V. I. Sergeev, A. N. Sterligova. — M. : Eksmo, 2013.
4. Ivanov, D. A. Supply Chain Management. — SPb. : Publishing House of Polytech University, 2010.