Научная статья на тему 'Логистика транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей'

Логистика транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
761
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / ТРАНСПОРТИРОВКА / TRANSPORTATION / ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / AND CONSUMERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерохина Т.Б., Карапетян М.Г.

В данной статье представлены современные проблемы транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей, охарактеризованы ключевые параметры качества логистического сервиса в процессе транспортировки, выявлены направления потенциального роста эффективности транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей, предложена схема формирования транспортно-складской логистической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the current problems transportation and forwarding services consumers, characterized key logistics service quality parameters during transport, identified areas of potential growth efficiency forwarding service consumers, proposed scheme for the formation transportation and warehouse logistics system.

Текст научной работы на тему «Логистика транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей»

Т.Б. Ерохина, М.Г. Карапетян

ЛОГИСТИКА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация

В данной статье представлены современные проблемы транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей, охарактеризованы ключевые параметры качества логистического сервиса в процессе транспортировки, выявлены направления потенциального роста эффективности транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей, предложена схема формирования транспортно-складской логистической системы.

Ключевые слова

Логистика, транспортировка, обслуживание потребителей.

T.B. Erochina, M.G. Karapetyan LOGISTICS TRANSPORTATION AND FORWARDING SERVICES TO CUSTOMERS

Annotation

This article presents the current problems transportation and forwarding services consumers, characterized key logistics service quality parameters during transport, identified areas of potential growth efficiency forwarding service consumers, proposed scheme for the formation transportation and warehouse logistics system.

2014 № 1 (45) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Keywords

Logistics, transportation, and consumers.

Товарные потоки, практически на всем пути своего перемещения от сферы генерации, в ходе распределения и конечного потребления продукции сопровождает транспортно-экспедиционный процесс. Транспортное обслуживание - это разноуровневая сложно организованная система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе транспортного логистического обслуживания инфраструктурных звеньев.

Логистический динамизм товародвижения на оптовом рынке достигается с помощью транспорта. Это означает, что именно транспорт обеспечивает необходимый режим движения товаропо-токов по основным параметрам: по траектории и скоростям движения, по времени, мощности и интенсивности. В этом смысле транспорт является обслуживающей системой по отношению к процессу товародвижения, который, в свою очередь, обусловлен особенностями материалопотребления оптовых покупателей» [1, с.206].

Система транспортировки готовой продукции направлена выдержать и показать наибольшее соответствие требованиям конечных потребителей к товару, поэтому для продукции товаров точно в срок с оптимальными издержками, затратой ресурсов, транспортный процесс как единый технологический комплекс включает звенья складирования, переработки груза и конечного распределения.

Этот комплекс масштабных мероприятий, осуществляемый на основе системного подхода, требует создания системы четких внутренних связей в элементном составе логистической системы. Но при этом данная система должна обладать способностью не только выстоять при воздействии внешних факторов, но и гибко реагировать на них, совершенствуясь в процессе их восприя-

тия. Транспортно-сбытовая логистическая система сталкивается в рамках своего организационно-управленческого функционала с рядом специфических проблем, присущих определенным звеньям или подсистемам. Чрезвычайно важным является системно-

аналитическое исследование конъюнктуры рынка, изучение и прогнозирование спроса в производства, так как эти факторы непосредственно формируют объем перевозок и мощности транспортной подсистемы. Не менее значимым вопросом выступает определение используемых транспортных средств, их комбинаций, состояния, заказов транспортных партий товаров.

Являясь самостоятельным и значительным элементом логистической системы товародвижения, транспорт выполняет системообразующую функцию во всей логистической системе, поскольку реализует на практике сам процесс товародвижения. Логистика как потоковая концепция товаропроводящей системы не может рассматриваться изолированно от процесса транспортировки товаров: «Логистические системы не могут раскрыть весь свой потенциал, если не будут решены комплексные транспортные проблемы. Выбор каналов продвижения материальных потоков в значительной степени зависит от элементов транспортной системы, участие которых предполагается в том или ином варианте транспортно-перемещающих работ» [5, с.105].

Функционирование транспортного комплекса во многом определяет снаб-женческо-сбытовые процессы и является основой формирования всей товаропроводящей системы: «Прямо или косвенно с транспортом связана институциональная составляющая логистической инфраструктуры: банки, таможня, органы сертификации, экология» [1, с.210].

Следует отметить, что сущностные характеристики процесса транспортировки можно представить как поэтапность процесса перевозки, координация и мониторинг, единонаправленность или соблюдение общих целей действий. В этом плане координация и мониторинг на современном этапе функционирования систем транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей предполагают наличие у транспортных средств определенного технологического оборудования, предоставляющего управляющему звену постоянную возможность отслеживать протекание данного процесса.

Поэтапность процесса перевозки, как и последняя указанная характеристика, подвержена достижению общей поставленной заранее и конкретизированной цели, построенной на внутренней логике функционирования и развития цепи поставок. При этом каждый этап процесса транспортировки, получая возможность постепенного совершенствования, образует свою технологию.

Каждая технология, являясь специфичной, в то же время нацелена на единонаправленность и соблюдение общих задач, при этом операции и этапы в данном процессе должны быть строго унифицированы. В случае отклонения от заданных параметров, при воздействии внутренних или чаще внешних факторов, этот перекос может отразиться на всей технологической цепи транспортного процесса.

Именно в силу данных причин, современная теория прикладного логистического знания рассматривает процесс транспортно-экспедиционного обслуживания как технологию, включающую грузопереработку, упаковку, хранение, пакетирование, распаковку в рамках определенного технологического единства.

Транспортная логистика не в состоянии существовать в чистом виде. Чтобы были реализованы задачи логи-

стической цепи, следует не осуществлять механическое суммирование отдельно и независимо от существующих транспортной и складской логистик, а ставить вопрос о формировании и развитии единой транспортно-складской логистики — науки и практической деятельности по управлению движением, обработкой и хранением материальных ресурсов в подсистемах логистической цепи" [2, с.23].

К ключевым параметрам качества транспортного обслуживания потребителей относятся:

- время от получения заказа на перевозку до доставки;

- надежность и возможность доставки по требованию;

- наличие запасов, стабильность снабжения;

- полнота и степень доступности выполнения заказа;

- удобства размещения и подтверждения заказа;

- объективность тарифов и регулярность информации о затратах на обслуживание;

- возможность предоставления кредитов;

- эффективность переработки грузов на складах;

- качество упаковки, а также возможность выполнения пакетных и контейнерных перевозок [6].

Несомненно, технологические процессы в логистических цепях транс-портно-экспедиционного обслуживания потребителей, в зависимости от категориальных характеристик грузов, наделены персонифицированными свойствами, в зависимости от физико- химических показателей перевозимой продукции, массы и объемов партий.

Особая роль в данном процессе принадлежит таре и упаковке, как комплексу средств, позволяющих осуществлять транспортное сообщение на принципах надежности и бесперебойности. Количество груза в решающей мере

определяет выбор вида транспорта, при этом учитываются не только показатели провозной способности для массовых грузов или мелкопартионных отправок, но и способность доставки в указанную точку, стоимость осуществления перевозок. При этом функции и структура логистической управляющей надстройки усложняются, процесс интеллектуа-лизируется, становится индивидуальным для каждой партии товаров.

Существенное внимание в логистике транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей уделяется вопросам управления парком транспортных средств Так, В.И. Сергеевым основные задачи управления парком автомобильного подвижного состава по функциональной направленности сгруппированы следующим образом (табл. 1).

Эффективность транспортно-

экспедиционного обслуживания потребителей определяется не только уровнем издержек и состоянием внутренних процедур, но и продолжительностью цикла обслуживания, которая непосредственно влияет на весь воспроизводственный цикл данного вида операций. Первосте-

пенными также являются вопросы качества осуществления транспортных услуг, но основу составляют следующие направления, непосредственно отражающиеся на эффективности транспортно-экспедиционного обслуживания:

- выбор возможных технико-технологических операций при оказании транспортных услуг предусматривает многовариантность транспортного обслуживания;

- сочетание потребностей, так как у клиента их может быть несколько, но их непременно следует рассматривать комплексно и стараться удовлетворить также системно;

- потребности, запросы (время, место, стоимость услуг, страхование рисков, понесение ущербов и многие другие характеристики) при заключении договора на транспортно-экспедиционное обслуживание необходимо четко зафиксировать;

- в процессе оказания услуги запросы потребителей могут измениться, но даже в этой ситуации необходимо адаптировать под них транспортный процесс.

Таблица 1 — Основные задачи управления парком автомобильного подвижного состава [6, с. 287]

Эксплуатация транспортных средств Техническое обслуживание и ремонт автомобильного подвижного состава

1. Разработка плана по эксплуатации подвижного состава. 2. Оптимизация структуры парка. 3. Оптимальная маршрутизация перевозок. 4. Распределение подвижного состава по маршрутам. 5. Организация диспетчерского управления работой. 6. Планирование себестоимости перевозок и расчет тарифов. 7. Планирование потребности в ГСМ, автомобильных шинах, эксплуатационных материалах. 1. Планирование производственной программы по обслуживанию и ремонту подвижного состава. 2. Оперативное планирование и диспетчерское управление техническим обслуживанием и ремонтом. 3. Планирование потребности и организация снабжения автомобильными запасными частями и материалами для обслуживания и ремонта. 4. Планирование инвестиций в производственно-техническую базу.

- Финансовое планирование и управление - Управление персоналом - Управление качеством

На современном этапе развития логистических систем транспортная составляющая процесса товародвижения, уже привычно для научно-практикующих кругов, воспринимается в симбиозе с складированием.

Транспортно-складская логистика определяется как система организационно-функциональной деятельности технологического характера (хранение-складирование и доставка-

транспортировка), экономическим содержанием которой является создание дополнительной ценности (стоимости и потребительной стоимости) предмета этой деятельности (товара-ресурса). Структура этой дополнительной ценно-

сти выражается в терминах известных правил логистики, образующих так называемый комплекс логистики: ценность самого ресурса (структура, качество, количество); ценность времени (точность доставки); ценность места доставки. Иными словами, ценен не только товар (ресурс) сам по себе, а ценен тем, что имеется в необходимом количестве, с сохраненным качеством, в точное время, в определенном месте [3, с. 311].

Можно представить схему организации транспортно-складской логистической сети или системы, в виде симбиоза интересов (рис. 1).

Условия и характеристики системы

Функционал складирования:

- анализ и определение необходимого количества складов

- рациональное расположение звеньев консолидации;

- определение оптимального размера заказа;

- управление запасами.

Функционал транспортировки:

- выбор посредников;

- формирование рациональных маршрутов;

- доставка на принципах логистики;

- оптимальный набор видов транспорта.

Формирование транспортно-складской логистической системы

Рисунок 1 — Формирование транспортно-складской логистической системы

Следует отметить, что расчет оптимальных маршрутов транспортно-экспедициониого обслуживания, выбор транспортных средств, посредников (транспортных организаций) должны сочетаться с приемами оптимизации грузовых и складских работ.

Библиографический список

1. Альбеков А. У. Проблемы логистики торговли средствами производства. -Ростов-на-Дону: РГЭА, 1998.

2. Альбеков А.У., Грибов Е.М. Закономерности развития транспортно-складской логистики на региональном уровне (на примере Ростовской области). — Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999.

3. Альбеков А.У., Федько В.П., Митько O.A. Логистика коммерции. Серия "Учебники, Учебные пособия". — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

4. Модели и методы теории логистики. /Под ред. В. С. Лукинского. — Москва и др.: ПИТЕР, 2007.

5. Николайчук В.Е. Логистика в сфере распределения. — Спб: Питер, 2001.

6. Сергеев В. И. Логистика в бизнесе: Учебник, - М.: ИНФРА-М, 2001.

Bibliographic list

1. Albekov AU Problems of trade logistics means of production. Rostov -on-Don : RGEA, 1998.

2. Albekov AU, Gribov, EM Patterns of development of transport and warehousing at the regional level (for example, the Rostov region ) . — Rostov -on-Don : RGEA, 1999.

3. Albekov AU , Fedko VP, Mitko OA Logistics commerce. Series " of textbooks and manuals ." — Rostov -on-Don : Phoenix, 2001.

4. Models and methods of the theory of logistics. / Ed. VS Lukinskogo . — Moscow and others : peter, 2007.

5. Nikolaichuk VE Logistics in distribution. — St. Petersburg : Piter, 2001.

6. Sergeev VI Logistics business : Textbook. — Moscow: INFRA-M, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.