Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Филюшкина А. В., Клюева Т. В.

В современном обществе реализация социокультурной российской модернизации сталкивается с определенными трудностями. Изменения в молодежной культуре происходят в плотном взаимодействии со средствами массовой информации, кино и телевидением, журналами и книгами. Культурные ценности молодежи - стратегический капитал страны и важнейший фактор ее изменения и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF CULTURAL VALUES OF YOUTH IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION

In modern society, the realization of sociocultural Russian modernization faces certain difficulties. Changes in youth culture occur in close interaction with the media, cinema and television, magazines and books. Cultural values of youth are the strategic capital of the country and the most important factor of its change and development.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ»

что Интернет поможет выйти на новый уровень более качественного информирования, и не попадет под жесткие рамки государственного регулирования.

Использованные источники:

1. Баранова Г. Основы блога. - М.: 2000 г.

2. Калмыков А., Коханова Л. Интернет-журналистика. - М.: 2008 г.

3. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. - М.: 2005 г.

4. Медведева В.Н. Блогосфера и ее роль в рекламном процессе. - СПб., 2006

5. Попов А.В. Блоги. Новая сфера влияния. - 2008 г.

УДК 314

Филюшкина А.В. студент 4 курса факультет «Гуманитарный» Клюева Т.В., к.социол.н. Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск ТРАНСФОРМАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В

УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ Аннотация: В современном обществе реализация социокультурной российской модернизации сталкивается с определенными трудностями. Изменения в молодежной культуре происходят в плотном взаимодействии со средствами массовой информации, кино и телевидением, журналами и книгами. Культурные ценности молодежи - стратегический капитал страны и важнейший фактор ее изменения и развития.

Ключевые слова: культура, ценности, молодежь, СМИ.

Filyushkina A. V.

student

4 course, Faculty of Humanities Ulyanovsk State Technical University

Russia, Ulyanovsk Klyueva T. V. Candidate of Sociological Sciences Ulyanovsk State Technical University

Russia, Ulyanovsk TRANSFORMATION OF CULTURAL VALUES OF YOUTH IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION Annotation: In modern society, the realization of sociocultural Russian modernization faces certain difficulties. Changes in youth culture occur in close interaction with the media, cinema and television, magazines and books. Cultural values of youth are the strategic capital of the country and the most important factor of its change and development.

Keywords: culture, values, youth, media.

В связи с происходящими в стране социально-экономическими изменениями более сосредоточенным становится внимание к изучению ценностей, так как содержание ценностных ориентаций молодежи может стать своеобразным индикатором развития общества; их ценностные ориентиры, которые формируются в настоящем, должны проявиться и в будущем. Вопрос становится особенно значимым в отношении потенциальной интеллектуальной, политической, экономической и культурной элиты общества, к которой относится молодежь. В современном обществе реализация социокультурной российской модернизации сталкивается с определенными трудностями. В частности, это касается поддержки молодежью базовых современных ценностей.

Цель статьи - определить, как изменились культурные ценности молодежи в условиях модернизации общества.

Современному поколению свойственно в связи с его возрастными и общепсихологическими особенностями, прежде своего, эмоционально-чувственное отношение к культуре. Молодежь стремится к углубленному личностному пониманию информации, которая подается культурными источниками. Она сравнивает себя с действующими лицами, переносит на самого себя события, происходящие в произведении, наяву проживают виртуальную жизнь созданных фантазией автора персонажей.

Отношение молодежи к книгам, кинематографу, театральному искусству и музыке показывает, что подавляющее большинство проявляет тенденции к потреблению легких, развлекательных видов и жанров искусства, и только малая часть понимает глубокую, идущую из прошлых веков культуру, интересуется произведениями классики мирового и отечественного масштаба. Примерно то же самое наблюдается в отношении молодежи к музеям и выставкам. Предпочтения современной молодежи в сфере художественной культуры обусловлены социальными процессами, происходящими в обществе, они отражают социальный и психологический образ времени, нормы, потребности, идеалы целого социального организма.

Изменения в молодежной культуре происходят в плотном взаимодействии со средствами массовой информации, кино и телевидением, журналами и книгами. СМИ представляют образы, по которым молодые люди создают свой собственный имидж. Однако СМИ так же подхватывают идеи, придуманные подростками, после чего перевоплощают их в массовое явление. В поиске собственной идентичности подростки проявляют неисчерпаемую изобретательность. 154

В юношеской психологии таится причина и того, что молодые люди отдают предпочтение зрелищным видам искусства (например, кино, телевидение). Поиски эмоционально-нравственного с одной стороны, и

154 Левикова С. И. Молодежная субкультура : учеб. пособие. М.: Фаир-пресс, 2009. -608 с.

развлекательного сюжета с другой в культурной сфере сопутствуются у молодежи явлением группового стереотипа и группового поведения. Самый наглядный пример - мода. Молодой человек, можно сказать, растворяется среди своих сверстников. Сам того не осознавая, он теряет свою индивидуальность, личную неповторимость в компании. 155

К главным причинам, порождающих модификацию в системе культурных ценностей современной молодёжи, следует отнести: подъем уровня жизни (возможность разнообразных вариантов получения удовольствия); высокую динамику эволюцию общества, непрерывные перемены в социальной, политической и экономической сферах жизни; информатизацию всех сфер жизни общества.

Молодёжь представляет собой поколение, которое в ближайшем будущем займет место основной производительной силы, а, следовательно, её ценности будут в значительной степени определять ценности всего общества.

Чтобы выяснить, чем увлекается молодежь, мы обратились к авторскому исследованию «Культурные потребности городского населения» (Нижний Новгород). Выборка составляет 720 человек.

На первом месте компьютерные игры, затем телевизор, дискотеки, чтение же книг - даже самых увлекательных - на последнем месте. А ведь, как средство для культурного развития, чтение развивающей литературы крайне необходимо и абсолютно ничем незаменимо, поскольку обогащает личность жизненными ценностями, формирует оценочные критерии, духовные ценности молодых людей. Вместо этого большинство молодёжи предпочитает в свободное время расслабляться и выпивать. Молодым жителям от 18 до 29 лет и жителям среднего возраста особенно не хватает спортивно-оздоровительных учреждений. Они хотят поддерживать свое здоровье, но так же остаются на предпоследнем месте чтение книг и прессы. 156

Культурные ценности молодежи - стратегический капитал страны и важнейший фактор ее изменения и развития. Развитие культурных нравственных, а также духовных ценностей молодого поколения должно, во-первых, базироваться на освоении и пропаганде мировых и национальных культурных ценностей; во-вторых, исходить из возрастного уровня. Характеристика ценностей, свойственных молодым людям, отражает разнообразие жизненных условий и ёмкий спектр ценностных ориентиров. Требуется учитывать, что на формирование эстетических и нравственных ценностей молодежи существенно влияют средства массовой информации, особенно электронные. Пропаганда культа жестокости и насилия оказывает массированное давление на психологическое состояние молодежи, формирует соответствующие модели поведения и стереотипы восприятия

155 Челомбицкая М. П. Лавинский Н. Г. Ценностные ориентиры современного общества // Молодой ученый. - 2011.- №12. Т.1. - С. 198-201.

156 https://cyberleninka.rU/article/n/transformatsiya-tsennostey-kak-aktualnaya-problema-sovremennosti

жизни. Ограничение пропаганды культа силы, рекламы сигарет и спиртных напитков - одна из первоочередных задач государства в деле духовного и физического оздоровления молодого поколения.

Использованные источники:

1. Левикова С. И. Молодежная субкультура : учеб. пособие. М.: Фаир-пресс, 2009. -608 с.

2. https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-tsennostey-kak-aktualnaya-problema-sovremennosti (дата обращения 15.12.2017)

3. Челомбицкая М. П. Лавинский Н. Г. Ценностные ориентиры современного общества // Молодой ученый. - 2011.- №12. Т.1. - С. 198-201.

УДК 342

Французова М.С. студент 2 курса Институт права научный руководитель: Сидорова А.В.

старший преподаватель кафедра публичного права ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический

университет» Россия, г. Самара

ПРАВО ГРАЖДАН на доступ к информации

Аннотация: В статье рассматриваются конституционно-правовые аспекты, закрепляющие право на информацию. Право на доступ к информации относится к числу основных конституционных прав. Все пользователи обладают равными правами на доступ к информации. Следует подчеркнуть особую значимость этого права: оно выступает связующим элементом всей системы основных прав и свобод. Только при условии его соблюдения можно говорить о фактической реализации личных, политических, социальных, экономических, экологических и культурных прав и свобод.

Ключевые слова: право на информацию, Конституция РФ, федеральное законодательства.

Frantsuzova M.S., 2nd year student of the Institute of law of the ""Samara

state University of Economics", Samara

supervisor: Sidorova A. senior lecturer in public law Of the "Samara state

University of Economics"", Samara THE RIGHT OF CITIZENS TO ACCESS TO INFORMATION

Abstract: the article discusses the constitutional law aspects of enforcing the right to information. The right to access to information is a fundamental constitutional right. All users have equal rights to access to information. It should be emphasized the special importance of this right: it is the binding element of the entire system of fundamental rights and freedoms. Only when its observance can

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.