Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на формирование и развитие ценностной картины мира человека'

Факторы, влияющие на формирование и развитие ценностной картины мира человека Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1151
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТНАЯ КАРТИНЫ МИРА / СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абдулкадырова А.Б.

В данной статье рассматривается влияние определенных факторов на развитие и формирование ценностной картины личности, которая совершенствуется на протяжении всей жизни в различных социальных группах. Далее дается классификация факторов с последующей интерпретацией составляющих их элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на формирование и развитие ценностной картины мира человека»

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЧЕЛОВЕКА

© Абдулкадырова А.Б.*

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

В данной статье рассматривается влияние определенных факторов на развитие и формирование ценностной картины личности, которая совершенствуется на протяжении всей жизни в различных социальных группах. Далее дается классификация факторов с последующей интерпретацией составляющих их элементов.

Ключевые слова личность, ценностная картины мира, система ценностных ориентаций, внутренние и внешние факторы, социальная группа.

Известно, что личность представляет собой динамическую систему, которая находится в процессе непрерывного изменения и развития. Достигнув определенного уровня развития, личности открываются новые предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования системы ее ценностных ориентаций. Но первостепенной задачей развития личности является самоопределение в области общечеловеческих ценностей, а далее создание и совершенствование своей собственной ценностной системы.

На формирование и развитие ценностных ориентаций личности влияет ряд взаимосвязанных и взаимозависящих факторов. Термин «фактор» рассматривается как причина или движущая сила какого-либо действия или процесса, определяющая его характер.

Факторы, влияющие на формирование и развитие ценностной картины мира личности, можно классифицировать на внутренние и внешние.

К внутренним факторам влияния можно отнести все то, что связано с построением социально-психологической структуры личности: личностный потенциал, жизненные установки, притязания и потребности, саморазвитие, познание своих индивидуальных особенностей, личный опыт, интеллектуальное и эмоциональное развитие и т.д.

Внешние факторы можно систематизировать следующим образом:

1. факторы микроуровня (семья и ее социальный статус, материальное положение, социокультурная среда общения, традиции и обычаи, группы сверстников, референтные группы);

2. факторы мезоуровня (деятельность образовательных учреждений, религиозных и общественных объединений, профсоюзов, органов местного самоуправления);

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков экономического факультета.

148

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

3. факторы макроуровня (состояние экономики, политическая ситуация, влияние политических партий, социальная структура общества, государство, СМИ, общественное мнение) [Рау, 2010: 274].

Рассмотрим некоторые из перечисленных факторов. Становление человека происходит на протяжении всей его жизни в различных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников и круг близких друзей представляют собой социальные группы. Они составляют ближайшее окружение личности и выступают как носители различных норм, правил поведения и ценностей.

Изначально нравственные и моральные ценности закладываются у ребенка в семье. Именно родители, формирующие позиции и нормы у ребенка в системе социальных отношений, и определяют в дальнейшем его стиль жизни и жизненный сценарий. В подростковом периоде наблюдаются значительные изменения в социальных связях и социализации. Это объясняется тем, что влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, которые выступают источником референтных норм поведения. Стоит обратить внимание, что в этом же периоде развитие нравственных норм и ценностей связано с активной ориентацией подростков на значимого взрослого, часто это известные люди или кумиры, артисты, музыканты, спортсмены. Определенный набор черт и качеств персонажей из книг, фильмов, знакомых, родителей и формируют в сознании подростка свой идеал.

Совершенно очевидно, что именно на данном этапе семья, школа, образовательные учреждения, в целом национальная система образования являются основными институтами, на которые возложена функцию «ценностного наследования».

Одной из важнейших предпосылок формирования ценностной системы индивида является определенный уровень интеллектуального развития. Смена стадий морального развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, считал Ж. Пиаже. По его словам, нравственные и моральные суждения, проявляющиеся в «уважении индивидуума к нормам общественного строя и его чувстве справедливости», у детей формируются вследствие взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом. Развивая утверждения Ж. Пиаже, Г. Дюпон связывает формирование ценностных ориентаций со стадиями эмоционального развития человека. Они отражают динамику его эмоциональной оценки собственных взаимоотношений с другими людьми [Современная западная философия, 1991: 321].

Следующий внутренний фактор - личный опыт - Е.О. Плугатырева считает самым значимым фактором. Несомненно, ценностные ориентации взрослого значительно устойчивее по сравнению с системой ценностей ребенка. Следовательно, личный опыт "закрепляет" отдельные ценности, имеющие для конкретного человека определенную значимость. Более того, сам

Язык и ментальность

149

процесс оценивания утверждений происходит именно посредством приобретения личного опыта (ведь большинство людей учатся на своих ошибках) [Плугатырева, 2008].

С момента своего рождения человек погружен в мир культуры. Этот мир фиксирует и копит в себе огромный общечеловеческий опыт, который предоставляет человеку готовые образцы и средства решения личностных проблем и задач. В свою очередь присвоение культурного опыта требует от каждого из нас предельно личного осознания, "переоткрывания". Ведь любая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте.

Еще один фактор, влияющий на ценностные ориентации общества - мас-совизация высшего образования. Опираясь на результаты современных социологических исследований, А.В. Колесникова утверждает, что сегодня важно не само образование как «интеллектуальный капитал», а его значимость в качестве источника достижения успеха. Следовательно, этот фактор выявляет такие первостепенные ценности современной студенческой молодежи как: карьера, успех, образованность, престижная работа [Колесникова, 2010: 71].

Безусловно, те изменения, которые наше общество претерпевает в политической, экономической и духовной сферах жизни, оставляют за собой следы в психологии, ценностных ориентациях, поведении и поступках людей. Многообразие видов СМИ (радио, телевидение, газеты, реклама, интернет), новые технологии в области массовых коммуникаций усиливают их влияние, способствуют проникновению во все сферы жизни социума. Огромный диапазон неотфильтрованной информации, который предлагается обществу, ведет к развитию таких отклонений, как агрессивное поведение и формирование «патологических» ценностей. Как полагает Ю.А. Носова, многие молодежные издания приводят к разрушению мировоззренческих устоев, насаждают бездуховность и потребительство, рекламируют жестокость, насилие и криминальное поведение [Носова, 2007: 4]. Однако, не стоит игнорировать и положительные качества СМИ, одним из которых является то, что, освещая всевозможные национальные, государственные или мировые проблемы, явлении и события, они помогают каждому сформировать свое личное мнение и отношение к ним, быть социально активным.

Не менее важным фактором является массовая культура. Как пишет Р.О. Чекалина, массовая культура - это рыночная культура, ее продукция -товар, как и всякий другой... Могучим рычагом массовой культуры является реклама, которая обеспечивает контроль над массовым сознанием. Назойливые рекламные вставки в телефильмы и другие передачи еще и еще раз напоминают зрителю, что товар - высшая ценность и даже смысл жизни [Чекалина, 1998: 38]. Культ вещизма, получение удовольствия, желание «обладания» превратились для массы людей в смысл жизни.

150

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Являясь еще одним существенным фактором влияния на ценности общества, современная ситуация глобализации и взаимослияния культур приводит к пересмотру и изменению уже существующих этно-культурных ценностей общества, а также к их проникновению и адаптации в другой культуре.

На ценностные ориентации современного человека, по словам М.П. Че-ломбицкой, также влияют инновации. Радикальные инновации, преобразующие современную действительность, связаны с последней информационно-технологической революцией. К их числу следует отнести мобильную телефонную связь, электронную почту, глобальную информационно-коммуникативную сеть Интернет, различные реформы в политике, образовании, производство новых товаров, услуг и т.д. [Челомбицкая, 2011: 199-200].

Итак, при формировании и развитии ценностной картины мира человека, ему изначально предлагается несколько вариантов норм поведения: общепринятые социальные нормы и внутрисемейные правила, образцы поведения, заимствованные из искусства, моральные принципы и т.д. А далее перед ним стоит вопрос выбора своего, "третьего", индивидуального пути, вопрос построения своей собственной системы ценностей.

Список литературы:

1. Колесникова А.В. Ценностные ориентиры современной студенческой молодежи и их формирование посредством вузовского радио // Вектор науки ТГУ - 2010. - № 2 (12). - С. 70-73.

2. Носова Ю.А. Отечественная пресса для студенческой молодежи: историко-типологический аспект: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Ростов н/Д, 2007.

3. Плугатырева Е.О. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций [Электронный ресурс] // Динамика научных исследований. -2008. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/15_DNI_2008/Psihologia/ 33597.doc.htm.

4. Рау Э.И. Основные ценностные и профессиональные ориентации студенческой молодежи // Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе. - Барнаул, 2010. - С. 271-274.

5. Современная западная философия: Словарь / Сост. В.С. Малахов,

B. П. Филатов. - М.: Политиздат, 1991.

6. Чекалина Р.О. Массовая культура и проблемы духовного здоровья молодежи // Ценностные ориентации белорусской молодежи на рубеже XXI в. / под ред. Е.М. Бабосова. - Могилев, 1998. - С. 37-40.

7. Челомбицкая М.П. Ценностные ориентиры современного общества / М.П. Челомбицкая, Н.Г. Лавинский // Молодой ученый. - 2011. - № 12, Т. 1. -

C. 198-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.