Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ КОММУНИКАЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ БЛОГОСФЕРЫ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ КОММУНИКАЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ БЛОГОСФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / БЛОГОСФЕРА / СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / БЛОГ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мокричук Галина Александровна

Блогосфера - современный источник информации, который активно развивается. Несмотря на молодость самого явления, его составляющие (блоги) крепко укоренились в нашей жизни. Под влиянием постоянно растущего поля блогосферы происходят определенные изменения в коммуникации. Их отмечают как обычные обыватели Интернета, так и лингвисты. Происходящие изменения влекут за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Всё это влияет и на межличностное общение. Поэтому изучение данной темы одна из важнейших задач XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF COMMUNICATION UNDER THE INFLUENCE OF THE BLOGOSPHERE

The blogosphere is a modern source of information that is actively developing. Despite the youth of the phenomenon itself, its components (blogs) are firmly rooted in our lives. Under the influence of the ever-growing field of the blogosphere, certain changes in communication are taking place. They have been noted by ordinary Internet users and linguists alike. These changes have both positive and negative consequences. All this affects interpersonal communication as well. Therefore, the study of this topic is one of the most important tasks of the 21st century.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ КОММУНИКАЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ БЛОГОСФЕРЫ»

УДК 070: 330.34

ТРАНСФОРМАЦИЯ КОММУНИКАЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ БЛОГОСФЕРЫ

Мокричук Галина Александровна,

главный специалист технического отдела Пресс-центра Штаба Министерства внутренних дел Приднестровской молдавской республики (г. Тирасполь).

Аннотация: Блогосфера - современный источник информации, который активно развивается. Несмотря на молодость самого явления, его составляющие (блоги) крепко укоренились в нашей жизни. Под влиянием постоянно растущего поля блогосферы происходят определенные изменения в коммуникации. Их отмечают как обычные обыватели Интернета, так и лингвисты. Происходящие изменения влекут за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Всё это влияет и на межличностное общение. Поэтому изучение данной темы одна из важнейших задач XXI века.

Ключевые слова: коммуникация, общение, блогосфера, сетевая коммуникация, блог.

Annotation: The blogosphere is a modern source of information that is actively developing. Despite the youth of the phenomenon itself, its components (blogs) are firmly rooted in our lives. Under the influence of the ever-growing field of the blogosphere, certain changes in communication are taking place. They have been noted by ordinary Internet users and linguists alike. These changes have both positive and negative consequences. All this affects interpersonal communication as well. Therefore, the study of this topic is one of the most important tasks of the 21st century.

Key words: communication, communication, blogosphere, online communication, blogging.

Постановка проблемы. Неотъемлемая часть человеческой жизни - общение. Взаимодействуя друг с другом люди получают определенный объём информации, опыт, установки стереотипы и многое другое. Благодаря совместной коммуникации человек смог достичь невероятных результатов в личном развитии и технологическом.

Умение красиво говорить, правильно выражать свои мысли, чётко и кратко излагать суть - одни из критериев оценки человека, его речи и интеллекта. По крайней мере так было раньше. С внедрением новых технологий, развитием медиа индустрии, распространением социальных сетей и мессенджеров образ человека и способы коммуникации с ним несколько изменились. И эти изменения довольно весомы и порой негативны, о чём неустанно повторяют лингвисты [9], говоря, что современный язык очень отличается от разговорной речи, которая была у наших предков буквально несколько десятилетий назад. Вместе с языком изменилась и коммуникация.

Изложение основного материала. Для начала стоит обозначить что такое «коммуникация».

Новый словарь методических терминов и понятий даёт следующее определение: коммуникация (от лат. communicatio - сообщение, передача) - специфический вид деятельности, содержанием которого является обмен информацией между членами одного языкового сообщества для достижения взаимопонимания и взаимодействия [1, с. 224].

Но в коммуникативном процессе важна не только передача информации, но и её значимость для участников общения. Как отмечает А.Н. Леонтьев, люди не просто «обмениваются» значениями, но и стремятся при этом выработать общий смысл [7, с. 103]. Подобное возможно при условии, что информация не только принимается индивидом, но и осмысливается, становиться понятной.

Особенностью коммуникативного общения между людьми является возможность взаимно влиять на друг на друга. Активность каждого участника может происходить благодаря вербальным или невербальным средствам. При этом каждый из них даёт понять цель и мотивы данного общения. Считывается данная информацию благодаря мимике, жестам, интонации, определенным выражениям собеседника.

С появлением социальных сетей, чатов и мессенджеров подобная коммуникация в какой-то мере упростилась, но при этом не стала легче. То есть общаться теперь проще,

так как интернет доступен в любое время, но при этом труднее определить отношение человека к человеку, его эмоциональный посыл и цель. На смену реального общения пришло виртуальное.

Также изменилась скорость передачи информации. Раньше газеты выходили раз в неделю, месяц. Позже появилась возможность публиковать прессу каждый день. На данный момент об информационном событии рассказывают практически в реальном времени. Гонка за скорость среди интернет СМИ происходит постоянно.

С одной стороны, подобное развитие коммуникации дало возможность населению находиться в курсе событий на протяжении всего дня, быть осведомленным в экономических, политических, социальных и др. изменениях. С другой стороны, появился переизбыток информации, что приводит к дезинформации, фейкам и некоторым психологическим расстройствам.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией имеет место быть только в том случае, если человек направляющий или передающий информацию (коммуникатор) и человек принимающий (реципиент), обладают сходной или единой системой кодификации и декодификации [8, с. 103]. Или проще сказать, что люди должны «говорить на одном языке».

Один из способов отследить трансформацию коммуникации - проанализировать общение в социальных сетях и блогах. В таком случае можно отметить следующее:

1. Преобладание массового и опосредованного общения в современном мире.

2. Увеличение количества вынужденных контактов между людьми, особенностью которых является поверхностность.

3. Противоречие между формой, средствами общения и его содержанием. Сейчас несложно установить контакт с любым человеком, независимо от их местоположения. Но существующее виртуальное многообразие средств связи не компенсирует глубину общения. Подобная ситуация привела к появлению феномена под названием «одиночество в толпе».

4. Распространение квазиобщения, которое характеризуется как общение мнимое, воображаемое [4, с. 53].

Профессор Жилавская И. В. рассматривает следующую проблему в социальных сетях и блогах: «В медиасреде интернета подросток оказывается отгорожен от реального мира целым рядом условностей. Это свой особый язык, который не понимают родители, учителя, непосвященные сверстники. Причем язык часто искажается сознательно для того, чтобы подчеркнуть инаковость «цифровых аборигенов». В этом мире юные интернетчики имеют «постоянную прописку», а все прочие взрослые — всего лишь «цифровые эмигранты», которые, по мнению подростков, не имеют права на свободное перемещение по сети» [5, с. 70].

В следствии этого происходит искажение смысла многих выражений и слов. Из-за непонимания передаваемой информации происходит сбой в процессе коммуникации.

Но нельзя забывать и о положительных сторонах виртуального общения -возможность общение с другими людьми круглые сутки, сближение с друзьями, родственникам, которые находятся на расстоянии, быстрая передача и приём информации и т.п.

И так поддерживая коммуникативную связь друг с другом люди постепенно создали и стали участниками блогосферы. После создания и использования веб-страниц, рассылок, чатов, форумов появилась возможность публичной интерактивности в виде блогов, которые дали толчок для развития новых средств сетевой коммуникации. Не строго упорядоченной и ограниченной, а хаотичной, где каждый смог выразить своё мнение касательно любых тем и даже политических.

Как итог основными средствами сетевых коммуникаций стали: 1. Социальные сети.

Социальные сети - это онлайн-платформы, рассчитанные для общения, знакомства и объединений в группы по схожим интересам. Помимо этого, социальные сети часто предоставляют возможность не только для создания сетевой коммуникации, но и для развлечения, то есть прослушивание музыки, просмотр фильмов или видеороликов.

Коммуникация происходит благодаря возможности отправлять и принимать сообщения, публиковать записи или пересылать чужие, делиться и обмениваться информацией с другими людьми.

2. Блоги.

Это интернет-дневники или онлайн-журналы, в которых публикация новых постов происходит постоянно. Такие посты могут содержать в себе текст, фотографии, видео, графики и т.п. Автор может делиться своими мыслями или же собирать различную информацию в единый текст. Чаще всего блоги рассчитаны на широкую аудиторию, а потому являются доступными для всех, но могут быть и специализированными. Блоги имеют своих подписчиков, постоянных читателей, который могут высказывать своё мнение, комментируя посты.

3. Интернет-форумы.

Это также онлайн-платформы для общения и обмена информацией между пользователями. Разница в том, что форумы используют для обсуждения каких-либо специализированных или узконаправленных тем.

4. «Облачные» сообщества.

Это «облачная» инфраструктура, которой совместно пользуется несколько организации или отдельные лица, то есть такие сообщества предоставляют возможность хранить в них какую-либо информацию, где доступ к ней имеет определенная группа лиц.

5. Текстовые и видео чаты.

6. Программы моментальной доставки сообщений (мессенджеры).

7. 1Р-телефония.

Под 1Р-телефонией подразумевается телефонная связь по протоколу 1Р. Это набор коммуникационных протоколов, технологий и методов, которые обеспечивают традиционные набор номера, дозвон и двустороннее голосовое общение, а также видеообщение по Интернету или другим 1Р-сетям [10].

8. Гибридные мобильные приложения и интегрированные решения.

Помимо перечисленных средств сетевой коммуникации с возникновением и развитием Интрнета произошло и формирование на их базе особой культуры интернет-общения. В рамках подобной коммуникации появились новые и видоизмененные старые речевые жанры, функционирующие сначала только в виртуальном пространстве, а после плотно укрепившиеся в повседневной жизни и общении. Особую роль в этом сыграли блоги.

Блог - это веб-сайт, на котором публикуются записи (посты), содержащие в себе текстовой, аудио- и видеоконтент, размещенные в хронологическом порядке и допускающие возможность оценивания и комментирования другими пользователями.

Часть блогов тесно связана между собой, так как блогеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга, создавая таким образом определённую среду, которая является частью блогосферы [3].

Алексей Бодалев дает следующее определение понятию «блогосфера»: «Блогосфера -глобальная база всех блогов Сети, предназначенных для общения, поиска и обмена информацией, формирования и высказывания своих мнений; это динамично развивающаяся социальная сеть, узлами которой выступают блоги, а соединительными нитями - взаимоотношения между блогерами (авторами блогов) и их web-аудиторией» [2, с. 144].

Выводы. Таким образом, можно сказать, что блогосфера - это совокупность блогов сети Интернет, объединяющая всех блогеров между собой, а также их аудиторией, образующая единую базу данных.

Блог как локальная коммуникационная площадка это:

• персонализированная среда коммуникации, которая предполагает определённую приватность;

• пространство для самовыражения;

• неиссякаемый источник информации.

Сама же блогосфера как общая информационно-коммуникационная среда обеспечивает:

• возможность межличностной коммуникации вне пространства, времени, социальных и культурных границ;

• установление персонализированной сети социальных и информационных контактов, объединяющих людей по географическим, социальным, культурным и прочим признакам [6].

Следует отметить, что в блогосфере изменились цели коммуникации. Важнее стало не содержание передаваемой информации, а количество просмотров, комментариев, лайков, новых подписчиков или друзей. Это приводит к смещению приоритетов и изменению оценки блогеров и его аудитории.

Таким образом, блогосфера, бесспорно, оказывает влияние на коммуникацию. Происходит это постоянно и скорее всего необратимо. Но это не значит, что стоит ограничивать деятельность блогов, социальных сетей и так далее. Более того, это были бы довольно бессмысленные попытки, так как блогосфера стала неотъемлемой часть самой коммуникации. Суть блоггинга - передача информации, а цель - выразить себя и оказать определенной воздействие на аудиторию. В блоггинге также, как и в коммуникации можно выделить такие субъекты как отправитель и реципиент. Это говорит о том, что блоггинг и коммуникация довольно близкие понятия, хотя и имеют большое количество различий.

Поэтому, принимая во внимание все положительные и отрицательные стороны трансформации коммуникации под воздействием блогосферы, стоит понимать, что этот процесс неизбежен, а значит следует его активно изучать.

Список литературы:

1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин - М.: Издательство ИКАР, 2009. -448 с.

2. Бодалев, А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь / А. А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - 600 с.

3. Бразевич Д. Н., Василенок Д. Л., Герасимова А. Ю., Толстикова И. И. Публичная коммуникация в блогосфере как коммуникативная интернет-технология / Д. Н. Бразевич, Д. Л. Василенок, А. Ю. Герасимова, И. И. Толстикова; Институт развития информационного общества - 2017. - URL: http://emag.iis.m/arc/mfosoc/emag.nsf/0/3f160829d69d14c14425815c003df4d3?OpenDocum ent

4. Горошко Е.И. Интернет-коммуникация как новая речевая формация / Е. И. Горошко, Е. Н. Галичкина, М. С. Рыжков и др.; науч. ред.: Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 323 с.

5. Жилавская, И.В. Медиаобразование молодежи: монография / И. В. Жилавская -М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013.-243 с.

6. Зудочкина, А.А. Блоги как важнейшая медиаформа в составе пользовательских медиа / А. А. Зудочкина - вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика, 2010. -№ 3.

7. Леонтьев А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев - 2-е изд.,испр. и доп. - М.: Смысл, 1997. - 365 с.

8. Парыгин, Б. Д . Социальная психология как наука / Б. Д. Парыгин -Издательство Ленинградского университета, 1965 - 208 с.

9. «Языковой мир сузился до смартфона»: что беспокоит лингвистов / URL: https://www.gazeta.ru/science/2019/08/17_a_12584209.shtml?updated

10. IP-телефония / Википедия, 2021. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/IP-%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.