Научная статья на тему 'БЛОГ КАК СРЕДСТВО ЖУРНАЛИСТСКОЙ КОММУНИКАЦИИ'

БЛОГ КАК СРЕДСТВО ЖУРНАЛИСТСКОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
868
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / БЛОГОСФЕРА / ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА / КОММУНИКАЦИЯ / НОВЫЕ МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лебедева Елена Геннадиевна

С каждым днем желающих пользоваться печатными или телевизионными СМИ становится меньше. Количество информации, получаемой из Интернета и, в частности, из блогосферы, составляет конкуренцию традиционной журналистике. Интернет СМИ привлекают пользователей своей возможностью оставаться анонимным и практически отсутствием цензуры. Параллельно с ростом интернет-пользователей растет и популярность блогосферы. Цель работы - рассмотреть блок как средство коммуникации в журналистике. Методы исследования - теоретический метод исследования изучения источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOG AS A MEANS OF JOURNALISTIC COMMUNICATION

Every day there are fewer people who want to use print or television media. The amount of information obtained from the Internet and, in particular, from the blogosphere, competes with traditional journalism. Internet media attract users with their ability to remain anonymous and virtually no censorship. In parallel with the growth of Internet users, the popularity of the blogosphere is growing. The purpose of the work is to consider the block as a means of communication in journalism. Research methods - a theoretical research method of studying sources.

Текст научной работы на тему «БЛОГ КАК СРЕДСТВО ЖУРНАЛИСТСКОЙ КОММУНИКАЦИИ»

4. Bragina N.G. Fragment of the linguocultural lexicon (basic concepts) // Phraseology in the context of culture. M., 1999.

5. Karaulov Yu.N. Russian language and linguistic personality. M., 1987.

6. Karaulov Yu.N. Constants of idiostyle in the lexicographic representation (from the experience of working on the "Dictionary of the Dostoevsky

language") // Russistics today. 1999. No. 1-2, 4: Sat. articles. M., 2001.

7. Nikolina N.A. Philological analysis of the text. M., 2003.

8 Lukin V.V. The concept of truth and the word truth in the Russian language (Experience of conceptual analysis of the rational and irrational) // Questions of linguistics. 1993. No. 4.

БЛОГ КАК СРЕДСТВО ЖУРНАЛИСТСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Лебедева Елена Геннадиевна

кандидат филологических наук доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций АНО ВО «Институт современного искусства»

г.Москва

BLOG AS A MEANS OF JOURNALISTIC COMMUNICATION

Lebedeva Elena

Candidate of Philology, assistant professor of the Department of Journalism and Mass Communication "Institute of Contemporary Art" Moscow

АННОТАЦИЯ

С каждым днем желающих пользоваться печатными или телевизионными СМИ становится меньше. Количество информации, получаемой из Интернета и, в частности, из блогосферы, составляет конкуренцию традиционной журналистике. Интернет СМИ привлекают пользователей своей возможностью оставаться анонимным и практически отсутствием цензуры. Параллельно с ростом интернет-пользователей растет и популярность блогосферы. Цель работы - рассмотреть блок как средство коммуникации в журналистике. Методы исследования - теоретический метод исследования изучения источников.

ABSTRACT

Every day there are fewer people who want to use print or television media. The amount of information obtained from the Internet and, in particular, from the blogosphere, competes with traditional journalism. Internet media attract users with their ability to remain anonymous and virtually no censorship. In parallel with the growth of Internet users, the popularity of the blogosphere is growing. The purpose of the work is to consider the block as a means of communication in journalism. Research methods - a theoretical research method of studying sources.

Ключевые слова: блог; блогосфера; интернет-журналистика; коммуникация, новые медиа.

Keywords: blog; blogosphere; internet journalism; communication; new media.

Авторы наиболее полных исследований, посвященных блогосфере, приходят к общему выводу: развитие блогов свидетельствует о происходящей коммуникационной революции и переходе от контролируемой односторонней модели коммуникации к децентрализованной и интерактивной. Фактически можно говорить о том, что развитие блогосферы создает условия для реализации двусторонней симметричной модели коммуникации[1].

К 2020 году блоги стали привычным явлением. Многие интернет-пользователи не различают деятельность блогов от средств массовой информации. Поэтому некоторые исследователи предлагают рассматривать блог «как очередную ступень в эволюции журналистики». Существует мнение, что на сегодняшний день свобода слова реализуется лишь в Интернете, и поэтому неформальная сетевая информация более объективна: «В интернете больше точек зрения, больше фактуры (фото, видео, документы)»; «В интернете можно найти в том числе и объективную

независимую информацию» [2]. Блог стал вызывать интерес, как площадка для журналистов и СМИ, относительно недавно, менее десяти лет. В связи с чем, в настоящее время существует недостаточное количество научных трудов, которые исследовали тематические направления и жанровые разновидности.

Информатизация - это важный критерий для развития современного общества. Желание быть информированным привело к возникновению инфосферы, которая в свою очередь позволяет быть информации доступной для любой аудитории в любое время и в любом месте. Современная журналистика как форма коммуникативной практики, развивающаяся совместно с глобальным проектом информационного общества,

приобретает ряд качественно новых свойств. В частности, в медиапространстве утвердилась и расширяется зона интернет-журналистики, обладающей свойствами гипертекстовости и интерактивности. Интернет-коммуникация

характеризуется следующими чертами:

1) Полифоничность: общение объединяет в себе огромное количество различных типов дискурса.

2) Гипертекстовые и интерактивные возможности Сети: они полностью меняют или крайне видоизменяют порождение и восприятие текста. Например, возможность гиперссылочного аппарата позволяет читателю не только следовать авторскому развертыванию текста, но и осуществлять собственную навигацию [3].

3) Анонимность и дистантность. Дает чувство свободы и раскованности.

Интернет-журналистика — новая

разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением Интернета. Специфика Интернета позволила организовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без специального развертывания особой технической

инфраструктуры. Таким образом, почти любой желающий получил возможность создавать средства массовой информации.

Главное отличие интернет-журналистики от традиционных СМИ в том, что обычно она отражает точку зрения отдельного журналиста (или блогера), а не целой редакции. Интернет играет особую роль в журналистской деятельности, позволяя, осуществлять поиск необходимой информации.

В истории интернет-журналистики прослеживается движение авторских новостных проектов и блогов к профессиональным медиа, а после к блогосфере и социальным сетям, которые чаще всего состоят из непрофессиональных журналистов.

Информация, опубликованная в Сети предназначена для чтения/наблюдения различными аудиториями, поэтому заменить разницу между журналистским и нежурналистским контентом иногда представляется сложным. Социальные сети можно отнести к новому типу СМИ, который отличается продуктом и своей основной задачей: создание коммуникативных структур, объединяя пользователей общим признаком.

Веб-издания можно сравнить по сходствам с традиционными аналогами:

1) интернет-газеты - часто обновляемые издания, специлизирующиеся в основном на новостях;

2) интернет-журналы - чаще всего аналитического характера;

3) интернет-радио;

4) web-телевидение - развивающиеся интерактивное телевидение;

5) специализированные информационные агентства - ресурсы, предоставляющие информацию с телетайпных лент;

6) мегамедийные ресурсы - объединяют в себе несколько позиций.

Эффективность интернет-журналистики

заключается в способе передачи и доставки информации, скорость получения несравнима с традиционными источниками. Занимает особое

место в развитии СМИ, создавая новые каналы для взаимодействия средств массовых коммуникаций и web-аудиторией. Главным информационным источником является интернет, что дает большое преимущество интернет-журналистике над другими видами средств массовой информации. Во времена, когда интернет только начинал набирать свою популярность, в 1997 году впервые появилось слово blog.

Первым названием для интернет-дневника было «weblog» (перевод «записывая события Сети»), предложенное американским

программистом Йорном Баргером. Слово начало обретать популярность. Но в 1999 году Питер Мерхольц (автор блога Peterme) внес свои коррективы, разделив это слово на два, и получил выражение we blog («мы делаем блог»). Это выражение многим понравилось, а затем Эван Уильямс (один из основателей блог-платформы Blogger.com и микро-блога Twitter), стал использовать слово «blog» как существительное, от которого произошли слова «blogger» и «blogging». С этого времени словом blog стали определять интернет-дневник.

Первым, кто начал использовать короткое слово «блог», является компания Pyra Labs. Слово получило сразу два значения: определенный тип сайта и глагол со значением «вести блог». Эта же компания является автором производного термина - «блогер» (blogger), что означает человека, который ведет блог. Именно так компания назвала свой новый проект - сайт Blogger.com. Этот сайт стал первой площадкой для размещения блогов. Он предоставляет пользователям место и программное обеспечение, которое существенно облегчает ведение блога. В то же время по подобию Blogger.com появились другие веб-сайты -LiveJournal.com, OpenDiary.com, DiaryLand.com.

Предоставление пользователям технической возможности вести блоги — в виде простого в использовании программного обеспечения, не требующего специальных знаний — стало основой для роста популярности блогов, который с 1999 года происходил лавинообразным образом [4].

Все блоги в сети Интернет объединены в блогосферу. Термин «блогосфера» введен в оборот Уильямом Квиком и быстро вошел в обиход СМИ. Сегодня под блогосферой понимают совокупность всех блогов как социальную сеть и динамичную информационную оболочку. Бодалев А.А. в книге «Психология общения. Энциклопедический словарь» дает такое понятие блогосферы: «Блогосфера - глобальная база всех блогов Сети, предназначенных для общения, поиска и обмена информацией, формирования и высказывания своих мнений; это динамично развивающаяся социальная сеть, узлами которой выступают блоги, а соединительными нитями - взаимоотношения между блогерами (авторами блогов) и их web-аудиторией» [5].

На данный момент блогосфера - это самый прямой канала для коммуникации с особенным типом подачи - пользователи и блогер говорят на

одном языке. Является важной средой изучения общественного мнения и культурных мемов, она часто учитывается в академических и неакадемических работах, исследующих современные глобальные социальные тенденции. Блоги бывают разные, на разных языках, с разными мыслями, но блогосфера - одна для всех.Блог - это разновидность сайта, основным содержанием которого являются регулярно добавляемые записи, картинки, файлы мультимедиа одним человеком или коллективом [6]. Новые записи размещаются, как правило, в обратном хронологическом порядке, то есть последняя добавленная публикация находится всегда сверху. Каждый материал содержит дату публикации и возможность комментировать содержимое, благодаря чему между автором и пользователем может возникнуть "живое общение". Блоги особенно популярны среди поисковых систем, так как содержимое блога постоянно обновляется. Личные дневники или сетевые журналы, именно они считаются первыми блогами, где люди могли сообщать о своих мыслях, рассказывать о разных происшествиях, делиться своими впечатлениями, но постепенно популярность блогов возросла и они стали скорее не разновидностью сайта, а отдельным форматом.

Блоги являются новой средой для коммуникации, информационной средой, новым средством для выражения собственного мнения, новым источником новостей. Также формируют сетевые группы, которые относятся к отдельному виду коммуникаций, но функционируют по тем же принципам.

Больше половины, а именно 52% блогеров считают себя журналистами. А Тина Канделаки, которая ведет свой блог в ЖЖ, выдвигает предложение о рассмотрение как СМИ любой сайт, который имеет аудиторию в 10 тысяч подписчиков и более.

Профессиональный журналистский контент, распространяемый в интернете медиа-предприятиями, остается актуальным для большей части интернет-аудитории. Журналисты-блогеры имеют некоторые преимущества над журналистами традиционных средств массовой информации: могут создавать уникальный контент постоянно и непрерывно, оказывая влияние на свою web-аудиторию. Также блогеры являются независимыми для цензуры и имеют возможность спокойно высказывать на любые темы. Таким образом, популярность блогов как СМИ, демонстрирует упадок актуальности для аудитории традиционных средств массовой информации и невозможность удовлетворить потребности общества. А с 2013 по 2017 годы число людей, не знающих понятие «блогер» сократилось с 26% до 6%. Роль блогеров оценивают неоднозначно: 29% считают, что высказывания о политической и общественной деятельности, никак не влияют на страну; 37% придерживаются мнения, что есть как польза, так и вред и 8% относятся положительно к роли блогеров (данные опроса «ВЦИОМ-спутник») [7].

Блоги в наше время стремительно развиваются и их деятельность тоже, она может самой разной от решения социальных проблем до обмена шутками.

В.Л. Волохонский в своей статье выделяет помимо поддержания контакта с близкими, следующие цели, которые может преследовать читатель блогов:

1) получение информации;

2) чтение-развлечение;

3) отслеживание реакции публики на те или иные действия;

4) чтение ради социализации, ощущение себя причастным к жизни известных людей [3].

Выводы: блог является новым и актуальным форматом интернет-журналистики, благодаря этому он находится в центре внимания и динамично развивается, образуя новые жанры и тематики. Оказывает большое влияние на профессиональную журналистскую деятельность -она формирует повестку дня, помогает в поиске и сборе информации, определяет актуальные темы для аудитории. Блогосфера дает возможность автору быть ближе к пользователю.

Из этого можно сделать вывод, что лишь благодаря интернету и отсутствию механизмов его регулирования, многие журналисты получили возможность быть услышанными [8].

«При этом важно понимать, что блог - это не жанр журналистики, а блоггинг - не ее разновидность. Блог - это средство (инструмент, платформа) журналистской коммуникации, применение которого в сугубо профессиональных целях позволяют журналистике быть в большей степени социально ответственной, более оперативной, более интерактивной и чувствительной к запросам аудитории» [9, с. 154].

Литература:

1. Ушанов, П. В. Русскоязычная блогосфера в национальной системе СМИ / П. В. Ушанов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. -2015

2. . https ://actualcomment.ru/yuriy -dud-izmenil-zhanr-videointervyu-ili-net-1710201425.html Юрий Дудь изменил жанр видеоинтервью. Или нет?

3. Волохонский В.Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. / Под ред. Волохонского В.Л., Зайцевой Ю.Е., Соколова М.М. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2006.

4. Пономарев, В. В. Интернет как современная форма СМИ / В. В. Пономарев, И. И. Таркан // Интернет как реальность: сб. докл. II-ой междунар. науч.-практ. конф. - Рязань, 2016.

5. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев // Энциклопедический словарь. - 2011, 2280 с.

6. Кожемякин, Е.А., Попов, А.А. Блоги, как средство журналистской коммуникации. / Е.А. Кожемякин, А.А. Попов // Научные ведомости. Белгородский государственный национальный

исследовательский университет: Серия Гуманитарные науки. - 2012

7. . https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/bloger-prizvame-Ш-professiya Блогер - призвание или профессия?

8. Горошко Е.И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка

рефлексии [Текст] / Е.И. Горошко // Жанры речи. -Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. -Выпуск 6 «Жанр и язык»

9. Кожемякин Е.А., Попов А.А. Блоги как средство журналистской коммуникации // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2012. №6 (125), с. 148 - 155

ОСВЕЩЕНИЕ II КАРАБАХСКОЙ ВОЙНЫ В СМИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Фидан Талыблы Ахмед кызы

Докторант

Бакинского Государственного Университета

Баку, Азербайджан

COVERAGE OF THE II KARABAKH WAR IN THE UK MEDIA

Fidan Talibli Ahmed

PhD scientific applicant of Baku State University

Baku, Azerbaijan

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается освещение Карабахской войны в средствах массовой информации Великобритании. При этом статья отражает анализ событий в течении 44 дней, результаты II Карабахской Войны и условие заключенного договора между Азербайджаном, Арменией и Россией о прекращении военного конфликта Нагорного Карабаха. В статье подробно освещаются материалы из таких ведущих СМИ Великобритании как ВВС, Independent, The guardian. В статье также уделяется особое место участие России в заключении договора о завершении войны.

ABSTRACT

This article discusses the coverage of the Karabakh war in the British media. At the same time, the article reflects an analysis of the events during 44 days, the results of the II Karabakh War and the condition of the agreement concluded between Azerbaijan, Armenia and Russia on ending the military conflict of Nagorno-Karabakh. The article details materials from such leading UK media as BBC, Independent, The guardian. The article also pays special attention to Russia's participation in the conclusion of an agreement to end the war.

Ключевые слова: Карабах; медиа; конфликт; договор.

Keyword: Karabakh; media; conflict; contract.

Нагорно -Карабахский конфликт вошел в историю как один из самых трагических, он отразился в судьбах миллионов людей. Как на предвоенной стадии конфликта, так и впоследствии, моральная правда была на азербайджанской стороне, защищавшей статус-кво, административно-территориальное деление,

которое отнюдь не препятствовало всестороннему развитию азербайджанской и армянской наций.

Перед исследованием истории армяно-азербайджанского конфликта возникает множество проблем, среди которых основная - возможность соблюдения в исследовании принципа объективности. Конфликт в Нагорном

Карабахе освещается в средствах массовой информации многих ведущих стран мира и публикации демонстрируют равноудаленный подход. Одним из стран которое уделяло особое внимание освещению II Карабахской Войны была Великобритания. Неоднократно СМИ этой страны в достоверной и объективной форме публиковала статьи. В данной работе проводится анализ некоторых ведущих СМИ Великобритании таких как Independent, The guardian и другие.

На страницах сайта Independent многократно публиковались статьи о событиях происходящие в

Нагорном Карабахе в течении 44 дней. Следует отметить один из таких статей под названием «Российские миротворцы отправляются в Нагорный Карабах, чтобы укрепить перемирие», где говорится о прекращении боевых действий между Арменией и Азербайджаном. В статье сообщается о заключении перемирия после значительных продвижений азербайджанских сил, которые, лишили армян возможности продолжать движение.

Как отмечается в данной статье, Армения и Азербайджан около тридцати лет находятся в конфликте из-за Нагорного Карабаха, которая длится с 1994 года. Как итог длительной борьбы между двумя странами в конце сентября 2020 года Азербайджан вступил в контрнаступательный бой -самая большая эскалация конфликта за четверть века. [9]

Российское информационное агентство «Интерфакс» цитирует слова Пашиняна: «Мы оказались в ситуации, когда не было альтернативы подписанию соглашения». Лидер сепаратистов Араик Арутюнян вторил настроениям Пашиняна, он сказал: «Если бы военные действия продолжались такими же темпами, мы бы потеряли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.