Научная статья на тему 'Повышение роли блогосферы в публичной политике'

Повышение роли блогосферы в публичной политике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
848
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / BLOG / БЛОГОСФЕРА / BLOGOSPHERE / ПОЛИТИЧЕСКИЙ БЛОГГИНГ / POLITICAL BLOGGING / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / ONLINE COMMUNITY / ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ирхин Юрий Васильевич

В статье проанализированы причины повышения роли блогосферы в современной публичной политике. Автор показывает достижения, преимущества, проблемы, перспективы развития блогосферы в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enhancing the role of the blogosphere in public policy

The article analyses the reasons for increasing the role of the blogosphere in modern public policy. The author shows achievements, advantages, problems and perspectives development of the blogosphere in Russia.

Текст научной работы на тему «Повышение роли блогосферы в публичной политике»

Преподавателю социально-гуманитарных дисциплин —

Ю.В. ИРХИН доктор философских наук, профессор РАНХиГС при Президенте РФ, профессор РГГУ, академик АГН и АПН РФ*

Повышение роли блогосферы в публичной политике**

Под публичной политикой понимается процесс принятия и реализации общественно важных решений, в котором активно участвует не только государство, но и значительное число заинтересованных групп (бизнеса, гражданского общества и др.). Такая политика характеризуется определенной открытостью (прозрачностью), взаимодействием государства (иногда достаточно противоречивым) с общественностью, многоуровневой и обратной (сетевой) связью между ее участниками. Дискуссии о публичной политике идут уже достаточно давно и сам этот феномен подвергается уточнению в связи с изменениями политических полей под влиянием процессов глобализации или глокализации, трансформации роли государства в управлении и его взаимодействия с обществом, возникновения и актуализации новых медийных технологий, сетевых структур, формирования разветвленной блогосферы, "вхождения" в политику новых участников.

В последнее время сфера публичной политики расширяется и актуализируется, в частности, в связи с быстрым ростом блогосферы - совокупностью постоянно возникающих и функционирующих интернет-блогов (сетевых дневников), активизацией деятельности ведущих политических или общественных блогеров.

* Ирхин Юрий Васильевич, e-mail: Irkhine@mail.ru

** Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития РГГУ на 2013-2015 гг (проект 2.1.1.) по кафедре теоретической и прикладной политологии.

Возникновение блогосферы стало возможным в связи с развитием Интернета, связанных с ним сетевых и иных технологий, а также формированием соответствующих массовых групп или даже поколений населения, включенных в Интернет-коммуникации.

В мире и в России можно выделить несколько этапов развития Интернета и становления соответствующих "Интернет-поколений":

- Первый этап (1970-1980 гг.) - "поколение создателей и пионеров-пользователей". В этот период были сформированы основные группы разработчиков Интернета, оформлены его основные понятия, культура, связи, возникли хакеры, стали создаваться и расширяться отряды пользователей его услуг.

- Второй этап (1980-1990 гг.) - "поколение потребителей". Это самые широкие группы населения, использующие Сеть как инструмент для информационного поиска, досу-говой деятельности, общения, обучения, покупок, получения первых услуг в государственных, научно-образовательных и бизнес-структурах.

- Третий этап (рубеж XX - второе десятилетие XXI в.) -"поколение мобильно подключенных" (с различной степенью активности и взаимодействия). Широкое использование новых технологий (Web 2.0) и нарастающая их "мобильность" превратила Сеть в канал особого восприятия реальности. Пользователи Интернета могут в интерактивном режиме взаимодействовать не только в социальных сетях, но и с органами власти и бизнеса; осуществлять в онлайновом режиме мониторинг обновления избранных ресурсов; получать мультимедийную и текстовую информацию на условиях участия в ее дальнейшем распространении; самостоятельно проектировать и распространять контекст и др. В этот период появились возможности широкого использования социальных и управленческих мобильных веб-приложений, объединяющих в себе эффекты общественных связей (социальный компьютинг). Речь идет о формировании многоуровневого сетевого интернет-пространства, в котором практически постоянно находятся многие его участники, функционирующие с большей или меньшей активностью и регулярностью, имеющие как устойчивые контакты с несколькими десятками или сотнями людей (по нитересам, работе и др.), так и открытые для

мгновенного взаимодействия с любым иным участником сети. По сути формируется "сетевое поколение".

Сегодня Россия занимает первое место в Европе по количеству интернет-пользователей (65 млн. человек), более 80% выходят в сеть каждый день, а 25% - с двух-трех интернет-устройств, в том числе мобильных. Люди моложе 35 лет по-прежнему составляют более половины пользователей, но среди них последнее время растет и доля старшего поколения.

Функционирование многочисленных тематических сообществ в онлайн-пространстве структурирует интернет-пользователей по группам, в соответствии с их интересами. Современные интернет-технологии позволяют различным политическим акторам выстраивать и реализовывать эффективные коммуникационные стратегии.

Сетевое интернет-сообщество формируется всеми участниками, но сила и влияние их, разумеется, отличаются. Так, многие пользователи сети ориентируются на мнение наиболее авторитетных для них лидеров общественного мнения (как и в классической модели П. Лазарсфельда и др.), однако, выбор лидеров общественного мнения уже в более высокой степени определяется самим пользователем, принадлежностью пользователя к той или иной профессиональной или социальной группе, территории. Кроме того, пользователем может быть выбрано любое число лидеров общественного мнения, к мнению которых он будет прислушиваться1.

Все более значимое место в системе современных интернет-технологий и социальных отношений начинают играть интернет-блоги - разновидность сайтов, на которых контент создают сами пользователи, причем доступ к нему не зависит от их количества, а обновление контента происходит без перезагрузки компьютера. Сегодня в мире зарегистрировано 150 млн. блогов. В рунете существует более 10 млн. блогов, но регулярно обновляемыми из них является 1 млн. Что же касается активных блогеров, то их число в России в целом не превышает 13 тыс. человек, а среди достаточно известных - не более нескольких десятков в каждом из направлений блогосферы.

1 См.: Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика / Под ред. Л.Н. Тимофеева. М., 2012, с. 91.

Блог является уникальным по информативности инструментом общения с широким кругом людей с возможностью получить коллективную обратную связь. Каждая запись в блоге может быть прокомментирована читателями и перейти в обширную дискуссию. Текст, написанный ведущим рубрики, в блоговой коммуникации является своеобразным "триггером". Данный текст-триггер выполняет двойную функцию. Он сообщает новые сведения, ставит проблему и по аналогии с пусковым механизмом вызывает (запускает) ответную реакцию адресата. Автор текста выносит на обсуждение информацию, содержащую в себе потенциал полемичности, провоцирующую читателей на высказывание различных мнений и участие в коммуникативном действии, сети, дискурсе и возможных социальных действиях.

Отличительными структурными характеристиками блога как коммуникативного сервиса являются: заметки (посты), которые размещаются в обратном хронологическом порядке; возможность для читателей оставлять свои комментарии и материалы к постам; существование постоянного адреса для каждой записи блога (англ.: регтаПпк) и возможность продолжения адресной дискуссии с любым новым адресатом; поддержка архива записей и календарь хронологии записей; существование гиперссылок на альтернативные источники информации в Интернете; возможность организации поиска информации в блогах по ключевому слову или адресу.

Блоги стали концептуальным развитием сервиса интернет-форумов в сторону их большей индивидуализации, приватности, расширения прав и возможностей отдельных интернет-пользователей. Популярность блогов связана с возросшим стремлением современного человека к самовыражению, к самостоятельному формированию своего круга общения и выбора источников информации. Блоги предоставили для этого удобные технические возможности. Их использование позволяет быстро создавать новые социальные сети - блогосферы - сообщества по интересам, увлечениям и симпатиям, которые не ограничены государственными границами. В блогах возникают мнения, формируются и ниспровергаются авторитеты, обсуждаются новости и рождаются слухи. К настоящему моменту они стали также одними из наиболее эффективных мани-пулятивных инструментов общественного мнения.

Сеть блогов выступает в виде блогосферы (или совокупности определенных блогосфер). Этот термин (от англ. blogosphere) построен аналогично термину "ноосфера" и ему подобным и обозначает совокупность всех блогов как сегментов сообщества или социальных сетей. Понятие блогосферы делает упор на одно из основных отличий блогов от обычных веб-страниц и интернет-форумов: связанные между собой блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку. Множественное количество блогов иногда называют "общественным мнением Интернета".

Первым блогом считается страница Т. Бернеса-Ли, где он, начиная с 1992 г., публиковал новости. Впервые английское слово blogosphere использовал в качестве шутки обозреватель Б. Грэхэм 10 сентября 1999 г., его фраза звучала так: "Goodbye, cyberspace! Hello, blogiverse! Blogosphere?" В 1999 г. компьютерная компания Pyra Labs из Сан-Франциско открыла сайт Blogger.com, который стал первой бесплатной блоговой службой. Затем в 2002 г. термин был заново введён в оборот Уильямом Квиком и тут же распространился сначала в сообществе военных блогов, освещающих американскую операцию в Афганистане, а затем и за его пределы. В том же 2002 г. слово впервые появляется в русских блогах "Живого Журнала".

Блогосферу можно понимать как систему, оказывающую влияние на характер политической коммуникации через процесс и результаты информационного запроса. В этом смысле блогосфера выступает в качестве особой, динамической, культурно-психологической, социальной общности, члены которой демонстрируют определенную иерархию. Их взаимодействия на информационном, психологическом и иных уровнях влияют не только на состояние этой среды, но и часто взаимодействуют с окружающими ее социальными информационными полями. Блогосфера является важной средой изучения общественного мнения и культурных мемов, она часто учитывается в академических и неакадемических работах, исследующих современные глобальные социальные тенденции развития.

Предпосылкой к возникновению блогосферы явился экспоненциальный рост блогеров и блогов. Ее рост объясняется следующими факторами:

- постоянный рост числа интернет-пользователей и простота в создании и ведении блога;

- достаточная свобода высказываний и слабая цензура в блогах;

- стремление людей к диверсификации источников информации и ее скорейшему получению (до появления блогосферы традиционные СМИ контролировали информационную повестку дня);

- значительная скорость распространения информации по блогосфере;

- личностная окрашенность информации;

- огромное число источников информации в блогах, постоянное ее обновление;

- анонимность и удовлетворение социальных потребностей людей в общении посредством блогов, а также в социальной самореализации (в том числе и посредством суррогатов общения).

Благодаря особым свойствам интернет-среды (интерактивности, гипертекстуальности) в блогосфере формируются два важных источника влияния на пользователя - иллюзия моделирования информационного пространства (его уверенность в некоем собственном управлении информационными процессами) и моментальная, иногда устойчивая обратная связь с коммуникатором 1.

Сегодня абсолютное большинство государственных, политических или общественных деятелей имеют свои блоги, в которых они высказывают свою точку зрения, ведут соответствующую переписку, дают обзор мнений. Популярность ряда блогов объясняется, в частности, их личностным характером, краткостью, информативностью. Часть из них может выступать в качестве форума для свободного (в том числе анонимного) обмена мнениями по злободневным вопросам.

Как показывает практика современных "цветных" революций и протестных движений, блоги зачастую становятся центрами объединения оппозиционно настроенных пользователей.

Согласно ряду исследований по изучению гражданской активности в Сети люди, проявляющие общественную активность в Интернете, чаще других готовы объединяться

1 См.: Политическое проектирование в пространстве социальных коммуникаций. Материалы X Международной научной конференции в РГГУ / Отв. ред.А.П. Логунов, О.В. Гаман-Голутвина, Ю.В. Ирхин и др. В 2-х ч. М., 2013, ч.2, с. 212.

для совместных действий, склонны доверять людям из своего окружения. Часть из них склонна выражать готовность организовывать общественные мероприятия, а также жертвовать деньги на их проведение.

Блог можно рассматривать и как личное политическое пространство (удобную коммуникативную платформу), с которого может вестись практически любая дискуссия на интересующую политика тему (в отличие, например, от официальных митингов или встреч с избирателями). При этом границы между личным и публичным в блоге достаточно размыты, что помогает создавать иллюзию доверительного и открытого общения со своей аудиторией, делая её сопричастной к принятию политически важных решений и повышая уровень доверия избирателей в целом.

Среди электронных медиа блоги рассматриваются как мощные альтернативные и независимые источники информации, новостей и средство выражения общественного мнения. Сегодня в политике практически ни одна крупная избирательная кампания (например, в США) не обходится без привлечения блогеров и блогов как средств получения и распространения информации и формирования нужного политического имиджа, а также в целях отбора и консолидации своего электората. В своих президентских кампаниях Барак Обама эффективно использовал свой блог, а также видеоканал YouTube, электронную почту и социальную сеть Facebook для завоевания и консолидации нужного ему электората. Сейчас президент США продолжает свою связь с электоратом через сервис Twitter.com, где он постоянно публикует короткие сообщения президента своим согражданам.

В России все ведущие политические и общественные деятели, а также известные журналисты имеют блоги. Первым руководителем России, создавшим свой блог в 2010 г., был Д.А. Медведев. Его блог был признан победителем в номинации "Лучший блог России". Блоги Медведева: Ь^-medvedev.livejournal.com, видеоблог: blog.da-medvedev.ru, можно также вступить в дискуссию c ним через Twitter.com, где его читают более 1,5 млн. человек.

В.В. Путин имеет как официальный сайт Putin.ru, так и личный - Putin.Kremlin.ru. Существует возможность связи с ним через Живой журнал RF-VPutin.livejournal.com. и

Twitter.com. Президенту Российской Федерации можно также отправить электронное письмо по адресу: Letters.Kremlin.ru.

Компания Profi Online Research составила рейтинг популярности блогов ведущих российских политиков. В ходе опроса выяснилось, что блоги В.В. Путина, Д.А. Медведева, В.В. Жириновского, С.М. Миронова, С.Е. Нарышкина, Г.А. Зюганова, Р.А. Кадырова, А.А. Навального и др. пользуются наибольшей популярностью. Далее можно выделить группу блогов известных обозревателей, журналистов, политологов, политтехнологов: В.Р. Соловьева, С.Л. Доренко, С.Б. Пархоменко, Б.И. Макаренко, М.Г. Делягина, Э.В. Лимонова, Д.А. Митиной, |Б.Е. Немцова|, М.А. Юденич, А.Б. Чубайса и др. Целесообразно также выделять порталы политических партий, общественных организаций, других структур, допускающих обсуждение проблем в блоговом контексте.

Политический блоггинг имеет свои особенности.

- Блоги стали политическими комментаторами или даже цензорами традиционных медиа. Большая часть контента политических блогов является результатом мониторинга того же медийного пространства. Политически значимое событие для блогера - это часто то, что происходит в самих медиа, а не во внемедийной реальности.

- Блоги выбирают для обсуждения те новости, которые не публикуются старыми медиа. Новые медиа освещают те истории, которые старые предпочитают часто обходить молчанием, руководствуясь иными критериями значимости события.

- Блоги известных политиков влияют на формирование политической повестки дня. Их реальная целевая группа -это не просто люди в возрасте до 35, а журналисты и профессиональные обозреватели (лидеры мнений в СМИ). Таким образом, за политическими блогами может быть большое будущее не только с электоральной точки зрения, но и с позиций формирования и проектирования политического диалога в обществе, в особенности с развитием сетевого информационного общества (М. Кастельс).

- Блоги изменили подходы в публичном пространстве. Борьба ценностей, которые определяют политическую позицию, становится в блогах зачастую важнее, чем борьба аргументов. Если рассматривать социально-политический аспект блоггинга (особенно, оппозиционной сферы), то для информационного взаимодействия его пользователей ха-

рактерны резкие столкновения различных мнений и личностей, подчас с взаимоисключающими общественно-политическими и культурно-идеологическими позициями. Политический блог всегда выражает определенную политическую позицию, сквозь призму которой интерпретируется вся остальная информация. Эта позиция может быть выражена в виде набора простых и понятных всем тезисов, защита которых в основном осуществляется посредством апелляции к ценностям. Кроме того, специфика политического блоггинга отнюдь не исключает попыток различного рода манипулятивных воздействий, учитывая специфику интернет-аудитории.

К политическим функциям блогов можно отнести следующие: политико-мобилизационную функцию (включая консолидацию или организацию нужного электората, проведение флэш-мобов, разнообразных политических акций); политико-имиджевую и политико-рекламную функции, а также функцию политической социализации электората.

Блоги способствуют распространению информации, взаимному обучению, выработке наиболее продуктивной позиции, они собирают экспертное сообщество - аккумулируют и готовят кадры для замещающих структур, для будущей власти. Блогеры в свою очередь выполняют работу не только коллективного идеолога, но и организатора, выводя людей в поддержку значимых акций, на митинги, протесты. Идёт быстрое освоение флэш-мобтехнологии.

За последние годы блоги наряду с форумами стали влиятельным информационным явлением и среди современных медиа. Они рассматриваются как мощные альтернативные и независимые источники новостей и практически бесцензурное средство выражения общественного мнения, а в политике практически ни одна крупная выборная кампания уже не обходится без привлечения блогеров и использования блогов.

Политический блоггинг как часть политической коммуникации определенной страны отражает политические и культурные особенности региона блогера. Например, национальный колорит проявляет себя в специфике и особенностях политической репрезентации в Сети, времени публикации текстов, масштабе описываемых событий, жанровом разнообразии материалов блоггинга и т.д.

Политический сектор блогосферы в мире развивается быстро, однако, он не является доминирующим. Например, политические блоги США постоянно читают более 10% зарегистрированных американских избирателей, но во время выборов этот процент увеличивается в пять раз. Около 60% читателей блогов в США пожертвовали деньги во время президентской кампании. Каждый пятый американец, читающий политблоги, сам является блогером и каждый третий из них использовал свой блог для того, чтобы влиять на общественное мнение. В обычное время в США общесоциальные (неполитические) блоги являются безусловными лидерами поисковых запросов и потребления интернет-контента. Большинство посетителей социальных сетей и блогов - это женщины.

В российской блогосфере выделяют четыре основные группы блогов: общественно-политические, региональные, культурные и инструментальные. Первые - это блоги по широкой социальной проблематике; региональные - блоги на русском языке, но принадлежащие жителям других стран постсоветского пространства; культурные - посвященные преимущественно культуре и искусству; инструментальные - аккаунты, которые поддерживаются авторами за материальное вознаграждение, а не по собственной инициативе. Эксперты признают российскую блогосферу достаточно открытой, склонной к перекрестным дискуссиям и ссылкам. Это качественно отличает россиян от американцев, особенностью которых отмечается такое явление, как "эхо-камеры" (сообщества, замкнутые внутри себя).

В России блоги с политической направленностью также не являются доминирующими в блогосфере, что, однако, нельзя сказать об их значимости, особенно в электоральные или политически острые периоды развития страны. Так, при дифференциации российских блогеров по интересам выясняется, что наиболее многочисленными их группами являются те, которые преимущественно интересуются (по нисходящей) путешествиями (14,7%), музыкой (13,7%), фотографиями (11,9%), книгами (11,7%), кино (10%), психологией (8,6%), историей (8,4%), литературой (7,5%) и только потом уже политикой (7,1%). Если отнести часть интересующихся политической историей к политике, то число "блогеров-политиков" возрастет, но не более, чем до 1012%. Активных и устойчивых блогов, ориентированных на

политику в России - не более 10 тыс. Значительный рост политической проблематики в российских блогах произошел в период с октября 2011 г. по май 2012 г., на фоне всплеска протестной активности и выборов.

Обращаясь к результатам прошедших выборов в Государственную Думу РФ 2011 г. и Президента РФ 2012 г., можно заметить, что политическая блогосфера стала заметной силой в политике. Информация и обсуждение политических событий в различных блогах и социальных сетях соответствующим образом влияли на массовое поведение людей. Современные интернет-технологии и , в частности, блоги были эффективно использованы во время выборов мэра Москвы (сентябрь 2014 г.) командой А.А. Навального, что помогло резко поднять уровень его рейтинга с 3-5% в начале избирательной кампании до 27% голосов, полученных им на этих выборах.

Влияние политического блога зависит от ряда факторов: популярность блогера, его поддержка социальной сетью (сетями), количество постов, "выход" на иные СМИ, корреспонденция или синхронность с близкими по тематике блогами, поддержкой общественно-политических организаций и др.

Агентство гражданской журналистики "Ридус" (www.ri-dus.ru) в 2013 г. составило Т0П-50 блогов в "Живом журнале" о политике. В соответствии с ним политблогеров Рунета можно подразделить на четыре основные группы: блогеры общеполитической (относительно нейтральной) позиции -18%; патриотично-охранительной платформы - 22%; умеренно-оппозиционной платформы - 26%; оппозиционно-бело-ленточной (радикальной) платформы - 34%. В Санкт-Петербурге, по сравнению с Москвой, блогеров охранительно-патриотической платформы - несколько меньше, умеренно-оппозиционных - больше, но радикальных - меньше.

Данный опрос касался только 50 блогов "Живого Журнала". При рассмотрении большего числа блогеров и блогов процентное представительство "блоговой оппозиции" уменьшается, а патриотично-охранительной платформы увеличивается. Кроме того, данный опрос "Ридус" был проведен до воссоединения с Крымом и введения странами Запада санкций против России, что впоследствии повлияло на существенное увеличение числа и влияния блогеров охранительно-патриотической платформы в период 2014-2015 гг.

В современных условиях борьба за умонастроения жителей больших промышленных центров, составляющих активную и значительную часть населения, проходит теперь и в блогах. Политические блоги могут стать уже на парламентских выборах 2016 г. в Российской Федерации достаточно мощным имиджевым PR-инструментом, направленным на целевую аудиторию лидеров мнений.

5 мая 2014 г. Президент России В.В. Путин подписал ранее принятый Государственной Думой законопроект, приравнивающий популярных блогеров к СМИ1. Этот закон входит в "антитеррористический пакет" документов, разработанных и внесённых в Думу после терактов в Волгограде в декабре 2013 г. Авторами законопроекта выступила группа депутатов во главе с председателем думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой из партии "Единая Россия".

Данный закон предусматривает введение в Российской Федерации процедуры обязательной регистрации для блогеров с ежедневной аудиторией более 3тыс. человек. К таким блогерам будут предъявляться те же требования, которые сегодня предъявляются к СМИ. Им придется работать по правилам прессы: соблюдать правила предвыборной агитации, не распространять экстремистские материалы, маркировать свои издания по возрастной категории и др. Для этого данные блогеры должны на главной странице сайта указывать свои имя, фамилию и контактные данные. Надзорное ведомство, в свою очередь, будет запрашивать сведения о владельцах того или иного блога у его хостинг-провайдера. Блогер также должен направлять провайдеру хостинга или соответствующему официальному лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать блогера. За непредоставление этой информации предусмотрены штрафы. Помимо прочего новый закон обязывает также всех "организаторов распространения информации" в сети в течение шести

1 См.: Федеральный закон от 05.05.2014 № 97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Электронный доступ: http:// pravo.gov.ru:8080/page.aspx?101259.

месяцев хранить данные о всех действиях, совершаемых их пользователями.

Согласно тексту документа, физические и юридические лица будут обязаны уведомлять Роскомнадзор о начале передачи информации в Интернете, а после ее передачи полгода хранить исходные данные в сети. Эти правила не касаются тех людей, которые распространяют информацию в Интернете исключительно в личных, домашних и семейных целях.

Интернет-авторам запрещается распространять клевету, разглашать государственную тайну, употреблять нецензурную лексику и пропагандировать порнографию. Кроме того, все публикации в блогах должны в обязательном порядке перед размещением проверяться на достоверность. Записи, содержащие недостоверную информацию, должны удаляться.

В сложное положение может попасть Twitter, который отказывается удалять противоправную информацию. Кроме того, он технологически организован так, что при удалении одного противозаконного "твита" доступа лишается вся его аудитория, в том числе и законопослушные пользователи. Здесь, очевидно, нужно искать разумные компромиссы. Некоторые блогеры считают, что этот закон нарушает их права на свободное высказывание своего мнения.

В Федеральном Законе от 05.05.2014 № 97 в статье 10(2) "Особенности распространения блогером общедоступной информации" говорится, что блогер обязан обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации, в частности:

- не допускать использования сайта или страницы сайта в сети "Интернет" в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;

- проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию;

- не допускать распространения информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства;

- соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;

- соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации;

- соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.

В тексте закона прописан и ряд прав для владельцев блогов. В частности, речь идёт об их праве размещать рекламу и получать с этого прибыль.

Итак, с одной стороны, нахождение в реестре позволит блогерам получать деньги за рекламу на своих страницах. С другой стороны, они должны будут проверять достоверность публикуемой информации, выполнять правила предвыборной агитации и указывать возрастные ограничения для пользователей. Им запрещается распространять сведения о частной жизни граждан и экстремистские материалы.

За нарушение установленных требований предусмотрен штраф. Для физических лиц он составит от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, для юридических - от 50 тыс. до 300 тыс. Если в течение года блогер вновь нарушит установленные требования, он, будучи физическим лицом, должен будет выплатить штраф в размере от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Для юридических лиц штраф за повторное нарушение требований составит 300-500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 30 суток.

Ещё на стадии рассмотрения закона в парламенте его основные положения вызвали определенную реакцию как со стороны блогеров, так и со стороны крупнейших российских интернет-компаний. Некоторые критики законопроекта высказывают опасения, что документ является определенной попыткой ограничить свободное распространение информации в Интернете. Другие - полагают, что закон упорядочит деятельность политических блогеров.

Итак, в условиях сетевого общества роль лидера мнений через посредство блога становится одной из ключевых в выработке и поддержании нужного политического мнения

или информационного повода и, в конечном счете, может активизировать политическую работу (агитацию и пропаганду) с электоратом или соответствующую сферу публичной политики. Все чаще блоги начинают исполнять функции социализации и консолидации своей аудитории (потенциального электората), являясь инструментом для образования политических виртуальных сообществ, социальных сетей, активизации публичной политики. Публичное в современной России является уже не только пространством критики, но имеет и тенденцию к превращению в пространство опера-ционализации политики манипуляцию ее блогерами, в том числе и в заданных ими политических проектах.

Ирхин Ю.В. Повышение роли блогосферы в публичной политике. В статье проанализированы причины повышения роли блогосферы в современной публичной политике. Автор показывает достижения, преимущества, проблемы, перспективы развития блогосферы в России.

Ключевые понятия: блог, блогосфера, политический блоггинг, сетевое сообщество, публичная политика.

Irhin Y.V. Enhancing the role of the blogosphere in public policy. The article analyses the reasons for increasing the role of the blogosphere in modern public policy. The author shows achievements, advantages, problems and perspectives development of the blogosphere in Russia.

Key words: blog, blogosphere, political blogging, online community, public policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.