Научная статья на тему 'Трансформация коллективной памяти в глобальную эпоху'

Трансформация коллективной памяти в глобальную эпоху Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
188
47
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / КОСМОПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВООБРАЖАЕМАЯ ИСТОРИЯ / ТЕОРИИ ПАМЯТИ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОСПОМИНАНИЙ / ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ РИСКИ / GLOBAL MEMORY / GLOBALIZATION / COLLECTIVE MEMORY / NATIONAL MEMORY / COSMOPOLITAN IDENTITY / IMAGINARY HISTORY / MEMORY THEORIES / MEMORY CONSTRUCTION / IDENTIFICATION RISKS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Седова Л. И.

Статья посвящена анализу трансформационных процессов коллективной памяти во взаимосвязи с историческим развитием общества на трех этапах: досовременном, современном и глобальном. Описываются основные черты глобализации в свете их влияния на появление нового вида памяти. Проанализированы отечественные и зарубежные источники, посвященные проблематике глобальной памяти; представлены различные подходы к пониманию данного феномена. Автор подчеркивает фундаментальную роль воспоминаний о прошлом в процессах формирования и поддержания жизнедеятельности сообщества на протяжении всей человеческой истории. Выделяются особенности функционирования глобальной памяти в рамках социальной системы. В первую очередь, подчеркивается интеграционный потенциал коллективных воспоминаний, обеспечивающий международную солидарность. Во-вторых, поднимается проблема возникновения индентификационных рисков наряду с появлением общечеловеческого сознания и космополитической идентичности. В заключительной части статьи затрагивается тема «политики памяти», рассматриваются процессы использования и манипулирования структурами памяти в интересах политических акторов.This paper aims to provide an overview of the transformation of collective memory throughout the history: from pre-modern, modern, and into the global era. The article describes features of globalization and the way that these shape the emergence of global memory. The domestic and foreign theories devoted to the global memory are examined; different approaches to this phenomenon are presented. The paper underlines the importance of remembering the past in the processes of constructing and maintaining community throughout history. Various functions of the global memory in social system are distinguished. First, the integrational potential of collective remembering, that provide international solidarity is argued. Second, the problem of identification risks in connection with the appearance of the consciousness of a common humanity and cosmopolitan identity is considered. Finally, the concept of “memory policy” and some of the consequences of the political utilization and manipulation of the past are discussed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24411/2500-1000-2020-10449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация коллективной памяти в глобальную эпоху»

ТРАНСФОРМАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПАМЯТИ В ГЛОБАЛЬНУЮ ЭПОХУ Л.И. Седова, старший преподаватель

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10449

Аннотация. Статья посвящена анализу трансформационных процессов коллективной памяти во взаимосвязи с историческим развитием общества на трех этапах: досовре-менном, современном и глобальном. Описываются основные черты глобализации в свете их влияния на появление нового вида памяти. Проанализированы отечественные и зарубежные источники, посвященные проблематике глобальной памяти; представлены различные подходы к пониманию данного феномена. Автор подчеркивает фундаментальную роль воспоминаний о прошлом в процессах формирования и поддержания жизнедеятельности сообщества на протяжении всей человеческой истории.

Выделяются особенности функционирования глобальной памяти в рамках социальной системы. В первую очередь, подчеркивается интеграционный потенциал коллективных воспоминаний, обеспечивающий международную солидарность. Во-вторых, поднимается проблема возникновения индентификационных рисков наряду с появлением общечеловеческого сознания и космополитической идентичности. В заключительной части статьи затрагивается тема «политики памяти», рассматриваются процессы использования и манипулирования структурами памяти в интересах политических акторов.

Ключевые слова: глобальная память, глобализация, коллективная память, национальная память, космополитическая идентичность, воображаемая история, теории памяти, конструирование воспоминаний, идентификационные риски.

Современный социологический дискурс характеризуется всплеском интереса к проблематике памяти как междисциплинарной области исследования. Введенный в начале XX века М. Хальбваксом концепт коллективной памяти подвергается переосмыслению и активному обсуждению отечественных и зарубежных ученых в рамках теории «memory studies» [1]. В 1970-х-1980-х гг. исследования

М. Хальбвакса были продолжены группой французских ученых под руководством П. Нора. В работе «Всемирное торжество памяти» П. Нора сосредоточил свое внимание на трансформации отношения к коллективной памяти в современном обществе [2]. С точки зрения французского ученого, последние десятилетия двадцатого века представляют собой наступление «мемориальной эпохи» - эпохи переосмысления и оживления прошлого.

Актуальность проблематики памяти как социального феномена обусловлена изменениями во всех сферах жизни современного общества, как на локальном, так и на

мировом уровне. В первую очередь, причиной указанных изменений являются процессы информатизации и глобализации, которые трансформируют основу для формирования, сохранения и передачи коллективных воспоминаний о прошлом. Само отношение к прошлому также подвержено переменам. Все это приводит к появлению новых рисков и угроз, но одновременно содержит в себе потенциал к интеграции и образованию иного вида солидарности в международном поле коммуникаций.

Среди направлений изучения феномена памяти в социальном контексте в начале 2000-х гг. получила развитие тематика глобальной памяти как попытка объяснения трансформаций, затрагивающих сферу коллективного сознания в современном обществе. Предметом дискуссии социологов, историков, психологов и представителей других областей научного знания стало формирование и конструирование памяти в условиях глобализации. Происходящие изменения описываются в катего-

риях «глобальной памяти», «глобальной культуры памяти», «памяти в эпоху постмодернизма и информационного общества». Несмотря на отсутствие единого подхода, можно выделить ряд общих положений, раскрывающих содержание и специфику коллективной памяти в глобальном масштабе.

Социальная память по своей природе не является статичным снимком прошлого; напротив, это динамическое образование, изменяющееся в процессе общественных трансформаций [3]. Как структура, так и содержание памяти претерпели значительные изменения по мере перехода общества от досовременной эпохи к современной, и - далее - к глобальной эре. Переоценке подвергается значимость исторических событий, изменяется способ передачи информации и субъект конструирования и реконструирования прошлого. В досовре-менном обществе, основанном на устных средствах коммуникации, коллективная память характеризуется религиозным или мифологическим содержанием [4]. Воспоминания организуются и передаются в виде «волшебной сказки», задающей этические нормы в рамках одного сообщества [5]. Нарратив памяти конструируется в устной форме и фактически не выходит за границы семейной памяти. Память досов-ременного общества - живая, передающаяся из поколения в поколение от непосредственных свидетелей событий членам одной общности, объединенных критериями пространства и времени.

Общество модерна также поддерживает свою целостность и единство благодаря общим воспоминаниям. Память на данном этапе имеет письменную, а затем и печатную, форму, а ее содержание отражает историю в системе координат национального сообщества [6]. Появление письменности абстрагирует индивида от непосредственного пространства и времени. Память объединяет не членов сообщества, находящихся в непосредственном контакте друг с другом на определенной территории, а автономного индивида - с абстрактным обществом. В терминологии Б. Андерсона это сообщество становится «воображаемым», и решающую роль в его формиро-

вании играют средства печати, в первую очередь - ежедневные газеты [7]. Важнейшей особенностью коллективной памяти в эпоху модерна является целенаправленное воссоздание национальной истории. Социальная память становится инструментом в руках правящих кругов, служащим для поддержания целостности нации посредством сознательного конструирования и придания определенных смыслов историческим событиям. Значимость фактов задается ретроверсивно, что позволяет заменять живые воспоминания «воображаемой историей» [8]. В этот период память не только отражает идентичность группы, но также обеспечивает единство национального сообщества в рамках того или иного государства.

По мере движения к глобальной эпохе происходит качественный сдвиг в общественных отношениях. В эпоху модерна национальное государство было той единицей, вокруг которой организовывалась и разворачивалась социальная жизнь. Однако развитие информационных и коммуникационных технологий привело к тому, что общество вышло за пределы отдельной нации. В современном обществе под влиянием глобализации изменяется содержание, механизмы воспроизводства, функционирования и трансляции социальной памяти. Память становится частью глобального дискурса и предметом обсуждения в мировом масштабе [9]. Формируется основа для нового вида коллективной памяти - памяти глобальной.

Глобальная память является следствием возрастающей взаимозависимости стран и служит ответом на появление глобальных рисков и угроз межнациональных конфликтов. Она приходит на смену многообразию воспоминаний национальных сообществ, предполагающих разделение на «свои - чужие» и строгое соответствие интересам ограниченной группы людей. В этих условиях коллективная память может играть двоякую роль. С одной стороны, на уровне народов и этносов социальная память выступает фактором появления рисков нового вида, так называемых «идентификационных рисков» [10]. Последние представляют собой угрозу целостности

мирового сообщества вследствие наличия большого числа идентичностей в пространстве памяти. Коллективные воспоминания, поддерживаемые различными локальными общностями в целях сохранения внутреннего единства и стабильности, могут послужить источником межнациональных конфликтов.

С другой стороны, в контексте процессов глобализации социальная память начинает играть роль интегратора на мировом уровне. Глобализация порождает беспрецедентную взаимозависимость мира, которая проявляется в осознании глобальности и служит основой формирования глобальной (космополитической) памяти. Глобальная память пересекает национальные границы, ее образы распространяются благодаря современным средствам коммуникации на огромные расстояния, связывая самые удаленные точки планеты. Согласно Д. Степниски, именно глобальная память является источником глобальной ответственности и может служить основой преодоления или сведения к минимуму глобальных рисков [11]. Тем самым стирание границ национальной памяти становится новым этапом на пути построения пространства памяти глобальной как основы международной солидаризации.

Открытым остается вопрос об идентичности, вокруг которой формируется глобальная память [12]. Если для автобиографической, семейной и национальной памяти ответ на данный вопрос очевиден, то субъект памяти глобального сообщества оказывается размытым. Он не может представлять собой простую сумму всех национальных идентичностей, в то же время, само понятие глобальности предполагает вовлечение множества акторов. Глобализация проявляется не только в интенсификации экономического обмена и политической интеграции, она влечет за собой появление глобального дискурса. В категориях памяти мировое сообщество осознает себя и формируется как субъект общественной дискуссии. Осознание глобальности приводит к формированию космополитической идентичности [13]. Как следствие - в границах глобальной памяти отдельный индивид соотносит себя не с од-

ним государством, народом или этносом, а с человеческой цивилизацией в целом.

Индивидуальная память позволяет сохранять тождественность личности, связывая прошлое человека с его настоящим; национальная память служит связующим звеном между личными и групповыми воспоминаниями; глобальная память выступает посредником между историей отдельного государства и всего мирового сообщества. В структуре глобальной памяти определяются и переосмысливаются события прошлого, имеющие отношения к одной национальной группе в контексте интересов всего человечества. Однако, в отличие от коллективной памяти сообщества, ограниченного рамками одного государства, глобальная память формируется не с опорой на прошлое, а с ориентацией на будущее. Она служит отправной точкой в толковании и понимании значимости не только прошлых, но и текущих событий.

Любая коллективная память, в том числе и глобальная, не имеет физической природы и существует как продукт коммуникации внутри сообщества и результат символической репрезентации прошлого группы. По мнению Э. Халас, использование понятие «память» в данном контексте можно считать метафорическим, а сама глобальная память является тогда теоретическим конструктом [14]. Процесс ее зарождения и развития не имеет объективных показателей, поэтому ее целостность, состояние и в принципе наличие в качестве отдельного феномена остается под вопросом. Глобальная память на данном этапе - это совокупность представлений о глобальном дискурсе, сложившаяся в научном сообществе и общественном сознании.

Согласно Э. Халас, в информационном обществе актуальность проблематики коллективной памяти неоспорима, однако единство и целостность пространства последней может быть поставлена под сомнение [14]. В обществе постмодерна появляется множество коллективных воспоминаний как следствие снижения значимости национальной идентичности, складывающейся вокруг определенной группы. Эти воспоминания могут вступать в кон-

фликт друг с другом, создавая мозаичный эффект в структуре глобальной памяти. Отсутствие или размытость источника формирования и конструирования памяти, сложность ее внутреннего строения не позволяют говорить о памяти мира как едином целом. Так, наряду с процессами интеграции на основе глобализации памяти, происходит рассогласование отдельных элементов.

Ситуация осложняется отсутствием единой политики памяти и осознания ответственности при реконструкции глобального прошлого. Средства массовой информации производят все более дифференцированные воспоминания на уровне мирового сообщества. Масс-медиа предлагают разнообразную и противоречивую информацию, «управляя восприятием» прошлого [15]. Избыток информационных потоков лишает потребителя возможности отслеживать тенденции, выделять главное и запоминать, в итоге все большая ответственность возлагается на различного рода экспертов. Искажение или тенденциозность подачи материала приводит к распространению мифов и стереотипов, которые используются в качестве основы для дальнейшего манипулирования [16]. Множественность репрезентаций и субъектов конструирования прошлого приходит на смену единству памяти, основанной на национальных интересах. Формирование единого мирового сообщества и стирание

угрозу фрагментаризации пространства социальной памяти в рамках отдельных государств, что, в свою очередь, может привести к утрате культурной идентичности и «социальной амнезии». В этих условиях актуализируется осмысление глобальной коллективной памяти как основы интеграции в мировом масштабе.

Глобальная память, формирующаяся в новую эру, - это не только проявление растущего осознания глобальности, это еще и ответ на вызовы и дилеммы глобализации, возможная основа разрешения глобальных рисков. Глобальная память обеспечивает коммуникацию между людьми различных культур и национальностей, она способствует пониманию и развитию той взаимосвязи, которая необходима на современном этапе для преодоления разногласий и перехода общества на новую ступень интеграции. Каким бы ни было внутреннее строение данного феномена, его актуальность очевидна. В дискурсе глобализации формируется и занимает важнейшее место проблематика памяти. Возможно, на сегодняшний день глобальная память - лишь теоретический конструкт, существование которого ограничено научным дискурсом. Тем не менее, интегративный потенциал этого явления позволяет говорить о его значимости и необходимости разработки теории и методологии исследования, отвечающей условиям, диктуемым глобальным сообществом.

национальных границ вызывают к жизни

Библиографический список

1. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. -2005. - №2-3. - С. 40-41.

2. Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. - 2005. - № 23. -С. 202-208.

3. Колеватов В.А. Социальная память и познание. - М.: Мысль, 2001. - С. 39.

4. Stepnisky J. Global Memory and the Rhythm of Life // American Behavioral Scientist. Vol. 48 №10, June 2005. P. 1388.

5. Эрлих С.Е. Глобальная память информационного общества: этика, идентичность, нарратив // Историческая экспертиза. - 2016. - № 3. - С. 11.

6. Stepnisky J. Global Memory and the Rhythm of Life // American Behavioral Scientist. Vol. 48. №10, June 2005. P. 1388-1389.

7. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. - М.: Кучково поле, 2016. - 413 с.

8. Бушмакина О.Н. Конструирование социальной реальности в структурах памяти // Ежегодник финно-угорских исследований. - 2009. - С. 29.

9. Assmann, A., Conrad, S. Memory in a Global Age. Discourses, Practices and Trajectories. Palgrave Macmillan, 2010. - P. 107.

10. Устьянцев В.Б., Аникин Д.А. Социальная память в обществе риска: опыт философской концептуализации // Философия и общество. - 2011. - №4. - С. 58-69.

11. Stepnisky J. Global Memory and the Rhythm of Life // American Behavioral Scientist. Vol. 48. №10, June 2005. P. 1394-1395.

12. Эрлих С.Е. Глобальная память информационного общества: этика, идентичность, нарратив // Историческая экспертиза. - 2016. - № 3. - С. 20.

13. Stepnisky J. Global Memory and the Rhythm of Life // American Behavioral Scientist. Vol. 48 №10, June 2005. P. 1395-1396.

14. Halas E. Issues of Social Memory and their Challenges in the Global Age // Time & Society, Sage, 2008, №17 (1), P. 103-118.

15. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 292 с.

16. Гаранина О.Д. Феномен социальной памяти в духовной эволюции общества // Научный вестник МГТУ ГА. - 2014. - № 203. - С. 47.

THE TRANSFORMATION OF COLLECTIVE MEMORY IN THE GLOBAL ERA L.I. Sedova, Senior Lecturer

Bauman Moscow State Technical University (BMSTU) (Russia, Moscow)

Abstract. This paper aims to provide an overview of the transformation of collective memory throughout the history: from pre-modern, modern, and into the global era. The article describes features of globalization and the way that these shape the emergence of global memory. The domestic and foreign theories devoted to the global memory are examined; different approaches to this phenomenon are presented. The paper underlines the importance of remembering the past in the processes of constructing and maintaining community throughout history.

Various functions of the global memory in social system are distinguished. First, the integrational potential of collective remembering, that provide international solidarity is argued. Second, the problem of identification risks in connection with the appearance of the consciousness of a common humanity and cosmopolitan identity is considered. Finally, the concept of "memory policy " and some of the consequences of the political utilization and manipulation of the past are discussed.

Keywords: global memory, globalization, collective memory, national memory, cosmopolitan identity, imaginary history, memory theories, memory construction, identification risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.