ТРАНСФОРМАЦИЯ ИЛИ МОДЕРНИЗАЦИЯ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ?
УДК 347.27
Виталий Владимирович Кпевцов,
к.э.н., доцент кафедры экономической теории и инвестирования, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Тел.: 442-63-44 E-mail: [email protected]
Рассматриваются вопросы
трансформации и модернизации ипотечного жилищного кредитования. В работе представлены методы формирования ресурсной базы ипотечного жилищного кредитования, элементы системы его финансового регулирования, особенности инвестиционной
деятельности финансовых посредников на ипотечном рынке.
Ключевые слова: ипотека, ипотечное жилищное кредитование, система ипотечного жилищного кредитования, трансформация, модернизация, финансовое регулирование.
Vitaliy Vladimirovich Klevtsov,
PhD, the senior lecturer of economic theory and investment chair, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: 442-63-44 E-mail: [email protected]
TRANSFORMATION OR MODERNIZATION OF MORTGAGE HOUSING CREDITING?
Transformation and modernisation mortgage housing crediting questions are considered. Resource base formation methods of mortgage housing crediting, elements of financial regulation system, financial intermediaries investment activity features are presented.
Keywords: mortgage, mortgage housing crediting, mortgage housing crediting system, transformation, modernisation, Financial regulation.
1. Введение
Трансформация экономической системы и ее недостаточная эффективность, выражаемая в существенных дисбалансах, «пустотах», «разрывах» в социально-экономических отношениях, обнажила проблему слабости теоретико-методологической платформы трансформации как процесса построения рыночной экономики. Новая модернизационная парадигма направлена на переход к инновационно-ориентированному развитию и достижение высокой конкурентоспособности национальной экономической системы. Данный процесс коснулся также и ипотеки, роль, значение, возможности и резервы роста которой пересмотрены, синтезированы и представлены в долгосрочной стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации.
2. Характеристики трансформации и модернизации ипотечного жилищного кредитования
Автор полагает, что для ипотечного жилищного кредитования в настоящее время целесообразна реализация именно модернизационных, а не трансформационных процессов. Трансформация, для которой характерны разрушение системного фундамента, изменение структуры системы (переход к полииерархичности в архитектурных процессах ипотечного кредитования) и структуры связей элементов, регулирующего механизма (плановый - бюджетно-рыночный), была характерна при построении американского прототипа системы ипотечного жилищного кредитования (СИЖК), что провозглашалось Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования. В современных условиях следует говорить о модернизации, направленной на обеспечение качественно иного уровня развития в результате накопленных изменений, и имеющей векторы институ-ционализации, инноватизации, глобализации ипотечных отношений. Модернизация сопровождается приобщением СИЖК к саморегулированию, активизацией денежного, кредитного и фондового канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, трехуровневой моделью организации СИЖК, изменением роли бюджетных ресурсов - с основного системообразующего элемента до катализатора инвестиционных процессов, снижающих риски вложений и повышающих их привлекательность, рыночно-солидарным подходом.
Изучение генезиса и анализ трансформационных и модернизационных аспектов, сопровождающих модели и методы управления жилищным финансированием и ипотечным кредитованием, идентифицируемого автором в составе форм жилищного финансирования, показал, что, с одной стороны, в теории и практике многих стран существуют разнородные модели управления, с другой стороны, все модели под влиянием закономерностей инноватизации и глобализации мировой экономики, абсорбируют имеющийся зарубежный опыт и приобретают общие черты и подходы. Индикаторами такого сближения выступают: определение институциональных приоритетов (иерархический принцип построения моделей ипотечного жилищного кредитования); роль государственного регулирования (усеченно-открытая и автономно-сбалансированная модели ипотечного кредитования не требуют прямого вмешательства государства, для расширенно-открытой модели государственное регулирование является необходимым и сводится к созданию и поддержанию устойчивого развития рынка ипотечных ценных бумаг); использование программных форм реализации намеченных изменений. Все вышеуказанное позволило автору:
- определить теоретико-методологические основы исследования экономической сущности ипотечного жилищного кредитования, состоящие в разработке подхода, устраняющего фрагментарность исследований и агрегирующего связанные между собой, но детерминированные разными познавательными уровнями ресурсную, процессную, системообразующую и результирующую концепции;
- синтезировать теоретическим анализом и компаративистикой мирового и российского опыта развития ипотечного жилищного кредитования, классификацию факторов, предпосылок и условий, определяющих его закономерности и образующих теоретико-методологическую базу для анализа ипотечного жилищного кредитования, выявления тенденций и определения направлений регулирования его развития;
- выдвинуть и обосновать тезис о том, что развитие ипотечного жилищного кредитования способствует формированию многоинституциональных дифференцированных отношений и многоуровневых связей между сферами материального производства, обращения и потребления по линии движения ссужаемой стоимости, активизирующих финансовые, инвестиционные и материальные потоки и результирующих через ипотечный жилищный кредит агрегирование форм жилищного финансирования и формирование кванта экономического роста на основе инвестиционной составляющей;
- выявить, что системообразующими компонентами ипотечного жилищного кредитования выступают денежный (бюджетные ресурсы) и финансовый капитал, что в современных условиях является условием преодоления ограниченности рыночных источников финансирования и обеспечения гармонизации рыночного и государственного регулирования финансирования жилья;
- разработать методологическую платформу конвертации ипотечного жилищного кредитования в инновационный фактор ускорения экономического развития, основанную на расширительной модели ипотечного кредитования и соответствующего движения денежных потоков;
- обосновать необходимость трансформации методологии управления ипотечным жилищным кредитованием, состоящей в смене приоритетов во взаимосвязи и взаимообусловленности ипотечного кредита, где основное внимание отдано не бюджетным ресурсам (денежному капиталу), а банковскому капиталу (финансовому капиталу), определяющего масштабы банковской ипотеки, стратегию развития региональной ипотеки на основе стратегий банков по регионализации своей деятельности при соответствующей капитальной базе, внедрение финансовых инноваций;
- определить ролевой дуализм государства, выражающийся в комплексном стратегическом регулировании экономики и реализации парадигмы частно-государственного партнерства, и выявить постоянную и периодическую основу присутствия государства на ипотечном рынке;
- выявить региональную составляющую ипотечного кредитования (для которого характерна территориальная
локализация), основанную на новом понимании роли регионов и объективном наличии многообразия по трудовому, производственному, потребительскому, финансовому, институциональному и т.д. потенциалам территорий России.
3. Ипотечное жилищное кредитование как самофинансируемая система
Опыт большинства развитых стран свидетельствует о том, что при соответствующей установившимся в мировой практике моделям организации ипотечных отношений и проведении выверенной государственной политики, ипотечное жилищное кредитование постепенно трансформируется в самофинансируемую систему Данная система обеспечивает:
- формирование условий для активизации инвестиционной деятельности посредством вовлечения капиталов в виде объектов жилой недвижимости в хозяйственный оборот через механизмы залога, рынок ценных бумаг и обеспечение экономического роста на основе инвестиционной составляющей. Вовлеченная жилая недвижимость конвертируется в ипотечный актив и финансовую инновацию посредством инструментов, технологий и механизмов, предоставляемых финансовым рынком, способствуя формированию структурных ипотечных продуктов за счет установления специфических отношений субъектов ипотечного жилищного кредитования в процессе их инновационной деятельности на финансовом рынке, обеспечивающей удовлетворение потребностей, связанных с поиском новых источников финансирования инвестиционной деятельности. Структурные ипотечные продукты усложняют экономические отношения между субъектами ипотечного жилищного кредитования, порождая потребности в дополнительных финансовых инновациях и определяя диалектический характер отношений финансово-кредитного и реального сектора экономики, что позволяет их рассматривать как инновационный фактор ускорения экономического развития;
- приток российских и иностранных инвестиций в экономику;
- вовлечение банковской сферы в инвестиционную деятельность на жилищном рынке путем трансформации ипотечного кредита в источник финансирования жилищного строительства;
- превращение банковского сектора в своеобразный инкубатор в эволюции
форм жилищного финансирования и возникновении финансовых инноваций на ипотечном и жилищном рынках, представляющих собой адаптирующиеся конструкции и суррогатные формы восполнения притока денежных средств субъектам ипотечного жилищного кредитования, свойства которых являются одновременно функцией мотивов поведения эмитирующих их рыночных субъектов, действующих в условиях сложной структуры обменов, основанных на механизме согласования их экономических интересов, и составной частью этого механизма;
- инноватизацию банковской деятельности, насыщая ее организационными, маркетинговыми и финансовыми инновациями, распространяющимися на ипотечное кредитование;
- трансформацию сбережений населения в инвестиции, перераспределение временно свободных денежных средств промышленно-финансового комплекса и средств, поступающих из других источников, в инвестиционные ресурсы, приобретающие форму ипотечных кредитов.
Применение в национальной экономике конкретной модели ипотечного жилищного кредитования связано, в широком смысле, с институциональным строением и инфраструктурным обеспечением экономической системы, в более узком - с особенностями построения финансово-кредитной системы, проявляющимися через специфику развития финансово-кредитных институтов и условиями функционирования субъектов СИЖК на рынках недвижимости и ценных бумаг, вовлеченных в реализацию ипотечных отношений, ее устойчивостью, ограниченностью рисков, определением эффективного источника финансово-кредитных ресурсов для ипотечных операций.
4. Ресурсная база для ипотечного жилищного кредитования
Вопросы финансирования компаний строительного комплекса (сторона предложения) и конечных потребителей жилищного фонда - домохозяйств (сторона спроса) автор рассматривал в предыдущих публикациях. Здесь акцентируем внимание на проблеме привлечения банковским сектором средств для формирования ресурсного обеспечения ипотечного жилищного кредитования. Мировой опыт свидетельствует, что ресурсное обеспечение формируется в рамках двух основных моделей: депозитарной модели развития финансово-
Рис.1. Методы формирования ресурсной базы для ипотечного жилищного кредитования
го института (размещение привлеченных средств клиентов на расчетных счетах и депозитах как результат проведения пассивных операций банков) и модели ипотечного банка (реализация долговых и заемных обязательств на вто-
ричном рынке частным инвесторам). Указанные модели и соответствующие им источники мобилизации финансовых ресурсов могут быть внедрены в рамках одного кредитного института, различаясь по способу привлечения и срокам согласования с активными операциями по долгосрочному ипотечному жилищному кредитованию.
Методы формирования ресурсной базы для ипотечного кредитования можно разделить на общие, характерные для большинства финансово-кредитных институтов и специфические, относящиеся преимущественно к ипотечным отношениям, складывающихся, как правило, на втором уровне СИЖК и приводящих к возникновению финансовых инноваций.
Отдельного внимания заслуживает так называемая социальная ипотека как особая организационно-финансовая схема, обеспеченная ресурсами Правительства РФ, и направленная на социально незащищенные слои населения («очередников»), которым недоступна ипотека, финансируемая не бюджетными ресурсами, а банковским капиталом. Социальная ипотека реализуется в России через обеспечение жильем молодых семей, предоставление субсидий с помощью государственных жилищных сертификатов, использование материнского капитала и накопительной «военной ипотеки».
Осуществляя раскладку элементов финансового регулирования развития ипотечного жилищного кредитования, следует выделить следующие основные
направления: совершенствование налоговой политики; модернизацию финансовых инструментов обеспечения доступности жилья, эмитируемых государством; снижение дефицита источников финансирования жилищных программ
в регионах России.
Совершенствование налоговой политики, по мнению автора, должно пройти по линии пересмотра величины имущественного налогового вычета в случае приобретения гражданами готового, либо строящегося жилья с помощью ипотечного кредитования в целях гармонизации с рыночными условиями и соответствующей стоимостью жилья; вменение права пользования вычетом по процентам в случае рефинансирования ипотечного кредита; корректировка процедуры исчисления налога на прибыль предприятий, участвующих в улучшении жилищных условий своих работников. Налоговые вычеты, материнский капитал следует рассматривать как дополнительные корректоры - государственные рычаги, расширяющие арсенал инструментов повышения доступности жилья и учитывать при разработке методик оценки доступности жилья в России.
Модернизация финансовых инструментов обеспечения доступности жилья, эмитируемых государством должна пойти по линии совершенствования механизма выдачи субсидий по государственным жилищным сертификатам на основе увеличения значений повышающих коэффициентов, а также расширения количества территорий, в отношении которых данные коэффициенты могут быть применены. Помимо этого, модернизации следует подвергнуть программу «военной ипотеки», в условиях функционирования которой следует предусмотреть возможность
снижения процентной ставки и установления ежегодного накопительного взноса дифференцированно в каждом регионе страны с учетом рыночной стоимости жилья. Повысить эффективность организационно-финансовой схемы приобретения жилья военнослужащими возможно также путем синтеза накопительно-ипотечной и ссудо-сберегательной методик.
Снижение дефицита источников финансирования жилищных программ в регионах России также относится к направлениям финансового регулирования ипотечного жилищного кредитования. В современных экономических условиях происходит расширение не только общих методов формирования ресурсной базы для ипотечного жилищного кредитования, но и специфических, образующих платформу инно-ватизации СИЖК в целом, идентифицируемых в качестве фактора возникновения и распространения финансовых инноваций, которые, как отмечалось ранее, обеспечивают удовлетворение потребностей, связанных с поиском новых источников финансирования инвестиционной деятельности. Специфические методы синтезируются из рыночных и государственных механизмов. Одним из таких направлений является система рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, от степени развития которой, зависят возможности финансово-кредитных организаций реа-лизовывать ипотечные программы и варьировать сроком предоставления кредита и его стоимостью для конечного потребителя.
5. Система финансового регулирования ипотечного жилищного кредитования
Исследование системы государственного финансового регулирования
Система финансового регулирования ипотечного жилищного кредитования (ИЖК)
Организационно-управленческая подсистема (обеспечение финансово-регулирующих процессов)
Финансово-кредитн ые схемы приобретения
жилья и соответствующие финансовые инструменты
Финансовые
планы и регламенты обеспечения регулирования
ижк
Функциональная подсистема
(направления регулирования, определяемые:
« государственной социально-экономической политикой;
■ финансово-кредитной политикой;
■ концепцией развития СИЖК;
* стр!тегией ижк
Подсистема инструментов регулирования ИЖК
Ресурсное обеспечение (общие и специфические методы)
Прямые методы
Косвенные методы
Рис.2. Элементы системы финансового регулирования ипотечного жилищного кредитования
ипотечного жилищного кредитования, его форм, методов и инструментов позволило сформировать авторское представление о нем. Данная система предполагает функциональную упорядоченность элементов (подсистем), обозначенных на рис.2. Функционирование системы финансового регулирования предполагает последовательную смену ее состояний и представляет собой многоуровневую иерархическую систему взаимосвязанных элементов и групп (субъекты, объекты, принципы, методы и инструменты и т.п.), а также способов их взаимодействия, интеграции и дезинтеграции, в результате которых гармонизируются экономические интересы субъектов ипотечного жилищного кредитования - государства, кредиторов (инвесторов) и домохо-зяйств, реализуются социально-экономические задачи по обеспечению жильем населения и активизируются рыночные саморегуляторы.
Неотъемлемой составной частью системы финансового регулирования ипотечного жилищного кредитования выступают прямые и косвенные методы. Прямые методы связаны с ипотеч-но-архитектурными процессами, задающими организационно-финансовую модель ипотеки в стране; они определяются ролью государства в СИЖК (ранее отмечался ролевой дуализм государства) и используются как на постоянной основе (в виде вменения нормативов для финансово-кредитных учреждений, установления санкций, предпи-
саний, лицензирования и т.д.), так и на периодической основе, например через реструктуризацию кредитов неплатежеспособных заемщиков.
Косвенные методы государственного финансового регулирования реализуются в рамках соответствующих элементов финансовой политики (налоговой, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной) и состоят в установлении налогов, предоставлении государственных гарантий, субсидий и дотаций участникам ипотечного кредитования, дополнительного инвестирования и т.п. В частности, можно отметить ассигнования на содержание государственных ипотечных институтов; дотации ипотечным кредиторам, компенсирующие снижение ставок по ипотечным кредитам (субсидирование процентной ставки); безвозмездные субсидии определенным группам заемщиков; субсидирование первоначального взноса и процентной ставки по ипотечным кредитам региональными и муниципальными органами власти; бюджетные дотации и субсидии региональным и местным бюджетам в рамках осуществления ФЦП «Жилище»; выделение дополнительных средств на развитие Агентства по ипотечному жилищному кредитованию; приобретение государством ипотечных ценных бумаг на рынке ценных бумаг; налоговые льготы заемщикам, исключающие из налогооблагаемой базы средства для выплат по ипотечным кредитам и процентов по ним; дотации строительным компа-
ниям, компенсирующим понижение цен при продаже уже построенного жилья; налоговые льготы компаниям-застройщикам, осуществляющим строительство жилья и т.д.
В настоящий момент сформированную в России модель системы ипотечного жилищного кредитования можно назвать переходной (бюджетно-рыноч-ной), имеющей двухуровневое строение с накопительно-кредитными элементами, что, с одной стороны, отражает полемику точек зрения ученых и практиков ипотечного кредитования вокруг потенциала «настройки» полюсных моделей СИЖК - немецкой и американской к институциональному строению и инфраструктурному обеспечению экономической системы России, с другой стороны, определяет необходимость «транзитного» режима в ресурсных и ипотечно-архитектурных процессах. По мнению автора, для «транзитного» режима характерно ослабление влияния на развитие ипотечного кредитования бюджетных ресурсов и интенсификация их вытеснения финансовым (банковским) капиталом, что позволит обеспечить структурно-уров-невый маневр по конвертации в кратко- и среднесрочной перспективе бюджетной формы перераспределительных процессов в банковскую форму финансового перераспределения, а в стратегической перспективе - сгладить технологическую, стоимостную, структурную и территориальную деформацию ипотечных отношений.
Таблица 1. Финансовые посредники и их возможности осуществлять инвестиционную деятельность на ипотечном рынке
Тип финансового посредника Вид деятельности Приоритет ность инвестиционной деятельности Барьеры инвестиционной деятельности Возможный временной горизонт для инвестиро-ва ния
Страховые ко мпании оказание страховых услуг физическим и юридическим лицам вторична страховой надзор со стороны государства; необходимость инвестирования в малорентабельные сферы в целях преодоления наступления страховых случаев долгосрочные (до 20-40 лет)
Негосударственные пенсионные фонды пенсионное обеспечение граждан вторична запрет на рисковое инвестирование; регламентация объемов вложений по определенным финансовым инструментам; ограничения социального характера долгосрочные (до 60 лет)
Инвестиционные фонды обеспечение прироста капитала вкладчиков и со бственного капитала первична ограничения юридического характера, не связанные с запретами на рисковые операции Кратко - и среднесрочные в зависимости от продолжительности деятельности фонда
Управляющие компании управление объединенными в пул средствами инвесторов первична обусловлены договором доверительного управления с инвестором Кратко - и среднесрочные в зависимости от условий до говора до верительного управления
Анализ индикаторов развития ипотечного рынка в части рефинансирования ипотечных жилищных кредитов показал, что рефинансируется только его часть. Таким образом, были выявлены определенные диспропорции, не способствующие снижению процентной ставки по ипотечным кредитам. При соблюдении пропорциональности между объемом выданных ипотечных жилищных кредитов и объемом их рефинансирования возможно достижение массовости в ипотечном кредитовании.
6. Финансовые посредники и их возможности осуществлять инвестиционную деятельность на ипотечном рынке
На современной стадии развития финансового посредничества можно выделить следующие типы финансовых посредников ипотечного жилищного кредитования: депозитные (коммерческие банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы); контрактно-сберегательные (пенсионные фонды и страховые компании); инвестиционные (разнообразные инвестиционные фонды) и т.д. Рассмотрим некоторые типы финансовых посредников, располагающие средне- и долгосрочными финансовыми ресурсами потенциально способными осуществлять инвестиционную деятельность на ипотечном рынке (табл.1).
Автором также выявлена многоас-пектность (технологический, институционально-правовой, организационный, организационно-финансовый, функциональный аспекты) существующих трактовок системы ипотечного жилищного кредитования. СИЖК предстает, во-первых, как сложное социально-экономическое образование, обладающее особой структурной организованностью и участвующее в формировании современного ландшафта инновационной экономики, во-вторых, как объект экономического управления со стороны государства в целях реализации жилищной политики, обеспечивающей поддержание жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека через предоставление возможности решения жилищной проблемы, в-третьих, как сфера приложения предпринимательских усилий (сфера реализации экономических стратегий) субъектами СИЖК для сохранения и приумножения капитала.
К настоящему моменту в России сформированы условия и предпосыл-
ки, как на национальном, так и на региональном уровнях для перехода от трансформации ипотечного жилищного кредитования к его модернизации. Ипотечный рынок России ресурсным обеспечением завязан на западной банковской системе, выполняющей роль источника рефинансирования предоставленных займов. Мировой финансовый кризис и действие феномена «домашнего смещения» способствовали блокировке данного канала, спровоцировали выдвижение высоких требований, предъявляемых к новым партиям закладных, что повлекло сокращение количества банков, реализующих ипотечные программы и усиление тенденции территориальной локализации ипотечного капитала в крупных регионах.
Одним направлений модернизации
ипотеки является оздоровление кредитных портфелей российских банков и предупреждение кризиса неплатежей за счет снижения рисков, где бюджетные ресурсы выполняют роль не системообразующего компонента, а роль фактора, повышающего привлекательность ипотеки. Главной задачей регулирования развития СИЖК является предотвращение отрицательной динамики доступности кредитов для основной массы платежеспособных заемщиков. Несмотря на возможное сужение круга потенциальных заемщиков и кредиторов, ужесточение стандартов позитивно скажется на формировании системы управления рисками на основе более четкого выявления платежеспособных заемщиков и предотвратит обрушение СИЖК вследствие неэффективно-
Экономика, Статистика и Информатика^^ 33 №4, 2010
Г-
го управления рисками при выдаче кредитов.
Стремительное повышение ставок крупными операторами ипотечного рынка в лице финансово-кредитных организаций вызвано желанием сохранить финансовую устойчивость в условиях нестабильности и роста стоимости денежных ресурсов. Однако, радикальной реструктуризации банковского сектора не произошло, поскольку с рынка ушли финансово-кредитные организации, имеющие ограничения по использованию методов формирования ресурсной базы, в том числе, для ипотечного жилищного кредитования и не имеющие инструментов управления рисками. Наиболее системно преодолевают ситуацию с кризисом ликвидности финансово-кредитные организации, применяющие территориально-локализованные стратегии развития и имеющие четкие механизмы привлечения ресурсов.
7. Заключение
Инновационно-ориентированная экономика определяет переход от восстановительного роста производства к этапу экономического подъема и устойчивого развития. Реализация данного перехода проходит на фоне активизации инвестиционных механизмов развития народного хозяйства, среди которых можно обозначить ипотечное жилищное кредитование, страхование ипотечных рисков, развитие финансовых инструментов сопровождения ипотечных контрактов, в том числе финансовых инноваций. Устойчивость национальных финансово-кредитных институтов обеспечивает управление рисками эволюционного развития, в том числе в сфере
ипотечного кредитования, способствует переходу от этапа восстановительного роста к устойчивому расширенно-воспроизводственному развитию экономической системы на основе инноваций.
В условиях высокой степени неопределенности и проникновения в границы национальной экономической системы России рисков международного финансового рынка, становится очевидным, что экономические преобразования в России невозможны без развития национального финансово-инвестиционного комплекса, без институционально-инфраструктурного развития системы ипотечного жилищного кредитования, жилищного рынка. Ипотечное жилищное кредитование должно стать основой для организации широкомасштабной государственной жилищной инвестиционной программы в Российской Федерации.
В современных экономических условиях произошли существенные изменения жилищного рынка, на становление и развитие которого оказала влияние социально-экономическая ситуация в стране: финансово-экономический спад, высокий уровень инфляции, наблюдаемый до проникновения кризисной «инфекции», существенное падение уровня потребления у большинства домохозяйств с параллельной дифференциацией доходов, незавершенность формирования финансово-кредитных институтов и их «настройки» под институционально-инфраструктурное обеспечение экономической системы, механизм приватизации государственного и муниципального жилья, особенности
формирования современной российской нормативно-правовой базы. Данные характеристики проявились на жилищном рынке в специфических формах, определив особенности трансформационных и модернизационных процессов, особенности СИЖК, методов формирования ресурсной базы ипотечного жилищного кредитования, инвестиционной деятельности финансовых посредников и своеобразие системы финансового регулирования ипотеки.
Литература
1. Грудцына Л. Ю., Филиппова Е. С. Ипотека. - М. : Эксмо, 2006. - 336с.
2. Полтерович В.М., Старков О.Ю. Формирование ипотеки в догоняющих экономиках. Проблема трансплантации институтов. - М.: Наука, 2008. - 200с.
3. Разумова И.А. Ипотечное кредитование Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 304с.
4. Шелков О.В. Ипотечное кредитование. История, теория, перспективы, практические рекомендации. - М.: Дик-та, 2007. - 252с.
References
1. Grudtsyna L. Ju, Filippova E.S. Mortgage. - М: Eksmo, 2006. - 336p.
2. Polterovich V.M., Starkov O.JU. Mortgage formation in catching up economy. A problem of institute's transplantation. - М: Nauka, 2008. - 200p.
3. Razumova I.A. Mortgage crediting: the Manual. - SPb.: Peter, 2009. - 304p.
4. Shelkov O.V. Mortgage crediting. History, theory, prospects, practical recommendations. - М: Dikta, 2007. - 252p.