ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ
Научная статья УДК 338,436,33
Б01: 10.24412/2227-9407-2022-4-114-121
Трансформация государственной поддержки развития агропромышленного комплекса
Василий Дорофеевич Козлов1, Татьяна Сергеевна Продан
12Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, г. Княгинино, Россия
1 .kovado@yandex.ги, https://orcid.org/0000-0002-6490-088X
2 О13 7@таИ тп^, https://orcid. org/0000-0002-913 7-3923
Аннотация
Введение. К основному виду деятельности предприятия в аграрном секторе экономики относятся создание и переработка продукции сельскохозяйственного назначения. Трансформация государственной поддержки развития АПК направлена на цифровизацию, а также на развитие и успешное функционирование отрасли, в частности поддержки ее развития.
Материалы и методы. В промышленно развитых странах, особенно в рамках интеграционного формата и цифровизации, трансформационные сдвиги в аграрном секторе обусловлены активизацией евроинтеграцион-ных процессов, требующих разработки новых подходов к осуществлению бюджетной поддержки отрасли с целью обеспечения адаптации к новым условиям. Наращивание конкурентных связей в производстве и продаже продовольствия и повышение угрозы продовольственной безопасности обусловливают различные подходы к регулированию сельскохозяйственной деятельности и мерам государственной поддержки между ведущими странами.
Результаты. Многофункциональная природа сельского хозяйства, которое признается ведущими экономистами-аграрниками и составляет основу российской аграрной политики, предполагает способность его наряду с производством продовольствия продуцировать и общественные блага: обеспечение продовольственной безопасности, сохранение окружающей среды, развитие сельских территорий. С точки зрения экономической теории, производство общественных благ является положительным внешним эффектом, что автоматически не регулируется рыночным механизмом.
Обсуждение. По мере того, как страны восстанавливают экономику после пандемии СОУГО-19 в условиях еще более жестких бюджетных ограничений, у правительств появляется возможность реформировать и трансформировать некоторые из неэффективных краткосрочных мер по спасению и предотвращению еще более глубокого кризиса в развитии АПК, которые слишком часто приводят к негативным последствиям для продовольственных систем. Существует возможность увязать пакеты мер по ликвидации последствий пандемии с усилиями по поддержке перехода к устойчивым и справедливым продовольственным системам. Заключение. Данная проблема рассматривается преимущественно с позиции обзора существующих тенденций, складывающихся в государственном финансировании аграрного сектора. Дальнейшего обоснования требуют направления реформирования государственной бюджетной поддержки аграрного сектора, выявление наиболее эффективных механизмов финансирования.
Ключевые слова: аграрный сектор, агропромышленный комплекс, государственная поддержка, результативность, сельское хозяйство, финансирование
Для цитирования: Козлов В. Д., Продан Т. С. Трансформация государственной поддержки развития агропромышленного комплекса // Вестник НГИЭИ. 2022. № 4 (131). С. 114-121. Б01: 10.24412/2227-9407-2022-4114-121
© Козлов В. Д., Продан Т. С., 2022
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
114
ххжжхжжхжэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ Transformation of state support for the development of the agro-industrial complex
Vasily D. Kozlov1, Tatiana S. Prodan2B
12 Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino, Russia
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6490-088X
2 [email protected]^^ https://orcid. org/0000-0002-9137-3923
Abstract
Introduction. The main activity of the enterprise in the agricultural sector of the economy includes the creation and processing of agricultural products. The transformational component of state support for the development of the agricultural complex is aimed at digitalization, as well as at the development and successful functioning of the industry, in particular, support for its development, one of the most effective tools of which is budget policy. Materials and methods. In industrialized countries, especially within the framework of the integration format and digitalization, transformational shifts in the agricultural sector are due to the intensification of European integration processes that require the development of new approaches to the implementation of budget support for the industry in order to ensure adaptation to new conditions. Increasing competitive ties in the production and sale of food and increasing the threat to food security, identify all possible approaches to settlement agricultural activities and measures of state support between the leading countries.
Results. The multifunctional nature of agriculture, which is recognized by leading agricultural economists and forms the basis of Russian agrarian policy, presupposes its ability, along with food production, to produce public goods as well: ensuring food security, preserving the environment, and developing rural areas. The production of public goods is a positive external effect that is not automatically regulated by the market mechanism.
Discussion. As countries recover from the COVID-19 pandemic under even tighter budget constraints, governments have an opportunity to reform and transform some of the ineffective short-term measures to save and prevent an even deeper crisis in the development of agriculture, which too often lead to negative consequences for food systems. There is also an opportunity to link pandemic response packages with efforts to support the transition to permanent equal food systems.
Conclusion. This problem is considered mainly so in terms of vision of the existing trends in public financing of the agricultural sector. The directions of reforming the state budget support for the agricultural sector and identifying the most effective financing mechanisms require further justification.
Keywords: agro-industrial complex, financing, efficiency, state support, agriculture, agricultural sector
For citation: Kozlov V. D., Prodan T. S. Transformation of state support for the development of the agro-industrial complex // Bulletin NGIEI. 2022. № 4 (131). P. 114-121. (In Russ.). DOI: 10.24412/2227-9407-2022-4-114-121
Введение
Формирование развитого, устойчивого государства невозможно без материальной основы -экономической основы страны, в том числе эффективного сельского хозяйства. Это особенно актуально в условиях санкционных войн и экономического кризиса, которые угрожают экономической безопасности любой страны. По оценкам, мировое производство продовольствия должно увеличиться на 70 % к 2050 году [1; 2; 3; 4]. Инвестиции в сельскохозяйственные исследования и разработки необходимы для того, чтобы производство шло в ногу с растущим спросом. Россия использует свой значительный опыт в области сельскохозяйственных исследований и разработок в глобальном масштабе путем обмена знаниями и ресурсами с развиваю-
щимися странами. Необходимо повысить питательную ценность сельскохозяйственных культур и устойчивость сельскохозяйственных культур, производить укрепление национальных и региональных систем сельскохозяйственных исследований, обеспечить, чтобы исследования информировали о политике и программах в области продовольственной безопасности [5; 6]. Эти меры предоставят фермерам в странах-партнерах лучший доступ к новым технологиям и специализированному опыту. Сельскохозяйственные предприятия будут в лучшем положении, чтобы идти в ногу с растущим спросом на продовольствие.
Раскрытие особенностей и эффективности государственной поддержки аграрного сектора является предметом научных исследований многих
xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagement-хжхжхжхжжх
экономистов-аграрников. Труды Колесникова А. В., Мазлоева В. З., Малышевой А. П., посвященные освещению теоретико-методологических основ государственной поддержки, в части выполнения госпрограмм улучшения функционирования сельскохозяйственных угодий. Характеристику направлений и механизмов бюджетной поддержки аграрного сектора, оценку ее эффективности по сравнению с мировыми тенденциями через прямые, специальные режимы и механизмы налогообложения дали Старкова О. Я., Сушенцова С. С. и Трысячный В. И.
Поддержка и помощь, оказываемые государственной поддержкой развития сельского хозяйства, помогут фермерам в таких вопросах, как безопасность фермерских хозяйств, земельные вопросы и создание фонда стихийных бедствий для оказания помощи в таких кризисах, как пожары, засухи и наводнения [7; 8; 9; 10].
Материалы и методы
Сельское хозяйство и агропродовольственный сектор вносят основной вклад в экономику страны. Министерство сельского хозяйства и агропродо-вольственной промышленности уполномочено поддерживать сельское хозяйство (фермеров) и переработку продуктов питания и напитков, но этот сектор проникает в более широкую агропродовольствен-ную систему, которая влияет на другие сектора по всей цепочке поставок продовольствия. Это порождает необходимость государственного вмешательства в функционирование отрасли, в частности поддержки ее развития, одним из наиболее действенных инструментов которой является бюджетная политика [11; 12]. Трансформационные сдвиги в аграрном секторе, обусловленные активизацией евро-интеграционных процессов, требующих разработки новых подходов к осуществлению бюджетной поддержки отрасли с целью обеспечения адаптации к новым условиям.
Трансформация государственной поддержки развития агропромышленного комплекса представляет собой ключевую возможность укрепить обязательства стран и пути действий по переходу к более здоровым, устойчивым и справедливым продовольственным системам. Учитывая его критическую важность, поддержка сельского хозяйства занимает видное место в рамках направлений действий (в частности, экологически благоприятное производство), предлагая заинтересованным сторонам из самых разных слоев общества пространство для обмена опытом и обучения с целью содействия и
партнерских отношений, а также активизации существующих инициатив.
Правильно разработанная политика и программа государственной поддержки сельского хозяйства имеет ведомое значение, принимая во внимание, что сельское хозяйство - это продовольствие для питания людей, так и сырье для промышленного использования, и является ключевой, с точки зрения структурных преобразований и экономического развития.
Трансформация сельского хозяйства, как ключевого элемента цепочки поставок продовольствия, открывает возможности для повышения производительности, занятости вне фермы и связей между сельским хозяйством и остальной экономикой, а также для интеграции рынка и расширения экспорта [13; 14; 15].
Эти возможности могут способствовать преобразованию в сторону более здоровых, устойчивых, справедливых и эффективных продовольственных систем. Чтобы воспользоваться ими и достичь взаимосвязанных целей (например, экономического роста, сокращения бедности, продовольственной безопасности и улучшения питания), государственные органы во всех странах - независимо от того, к какой группе доходов они принадлежат -разработали различные стратегии поддержки сельского хозяйства.
Тем не менее, задача, с которой сталкиваются директивные органы при разработке усовершенствованной программы господдержки развития АПК, заключается в обеспечении продовольствием таким образом, чтобы она могла эффективно способствовать росту сельского хозяйства и соответствовать целям устойчивого развития обеспечения [16]. Этот процесс часто происходит в условиях ограниченных государственных ресурсов и инвестиционного потенциала. Поэтому политика и программы должны быть согласованными, чтобы они могли успешно способствовать преобразованию продовольственных систем.
Результаты и обсуждение
Выделяют два направления трансформации государственной поддержки развития агропромышленного комплекса: цифровизация сельскохозяйственной отрасли и одно из направлений государственного управления сельским хозяйством (государственная поддержка). В цифровизации государственного управления сельским хозяйством можно обозначить следующие моменты. Во-первых, внедрение смарт-контрактов предполагает создание ин-
экономика и управление народным хозяйством]
теллектуальных систем государственной поддержки (субсидии, инвестиционные кредиты и другие), лицевых счетов для производителей сельскохозяйственной продукции. Банки, участвующие в кредитовании отрасли, обеспечат электронную идентификацию сельскохозяйственных производителей товаров. Согласно прогнозу, к 2021-2025 году 100 % смарт-контрактов будут подписаны в электронном виде. Второй составляющей в контексте государственного управления сельским хозяйством
является эффективный гектар, который позволит точно прогнозировать уборку урожая. Предполагается внедрение механизма прогнозирования и планирования сельскохозяйственного производства. Эта система интегрирует информацию о сельскохозяйственных угодьях и состоянии сельскохозяйственной растительности в режиме реального времени. Он обеспечит внедрение отраслевого смарт-планирования в 85 субъектах РФ по принципу посадки наиболее экономичных культур.
Рис. 1. Внедрение смарт-контрактов Fig. 1. Implementation of smart contracts Источник: составлено авторами на основании данных
Рис. 2. Технологии в цифровизации сельского хозяйства
Fig. 2. Technologies in digitalization of agriculture Источник: составлено авторами на основании данных
!economics and national economy management
Важнейшими технологиями в цифровизации сельского хозяйства являются такие продукты, как «Ферма», «Поле», «Стадо», «Теплица», «Переработка», «Склад», «Агроофис». Все они будут называться «Умные продукты», которые объединят комплекс цифровых агрорешений для предприятий АПК. Все национальные цифровые сельскохозяйственные решения будут ранжированы.
Это повысит контроль над производственными процессами и снизит потери ресурсов и результатов труда; это позволит выполнять работу удаленно «в любое время из любого места». В таблице 1 приведены целевые показатели нацпроекта «Цифровое фермерство».
Таблица 1. Целевые показатели национального проекта «Цифровое фермерство» Table 1. Targets of the national project «Digital Farming»
Наименование / Name
201S 2019 2020 2021
Процент ресурсов в Big Data (%): наземное оборудование для крупного рогатого скота / Percentage of resources in Big Data (%): ground equipment for cattle Процент СМАРТ-контрактов, % / Percentage of SMART contracts, % Коэффициент снижения затрат, % / Cost reduction ratio, % Рост производительности труда, % / Height labor productivity, % Инвестиции в цифровые технологии, % / Investments in digital technologies, % Источник: составлено авторами на основании данных2
75
0 0 0
0.5(0.1)
100 100 100
10 50 100
5 15 20
105 150 200
1(0.5) 3(1.5) 7(5)
В Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации основан ведущий цент аналитики, цель которого осуществить трансформацию государственной поддержки и обеспечить технологический прорыв в области АПК; внедрить цифровые технологии для решений на данной платформе. Первоочередной задачей этой структуры является обобщение имеющейся статистики по отрасли; ключевой задачей является обеспечение доступа отраслевой информации и координация синергии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с ведущими экономистами-аграрниками.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации создает цифровые сервисы, направленные на упрощение, ясность и управляемость процесса государственной поддержки. Поскольку основным инструментом денежной поддержки отрасли является субсидирование, то необходимо разработать интегрированную систему данных «Субсидии АПК». Его цель - интеграция ключевых функций отраслевого субсидирования (процессы распределения субсидий, информирование субъектов РФ о субсидиях, контроль за распределением субсидий, мониторинг учета субсидий). Объединение различных источников информации в этой системе позволило контролировать финансовые показатели организаций, получающих субсидии, и оценивать финансовую поддержку АПК.
«Субсидии АПК» сокращает сроки распределения государственных пособий производителям
сельскохозяйственной продукции почти в 2-3 раза за счет значительного сокращения времени, необходимого для подписания и урегулирования соглашений по взаимодействию между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и субъектами Российской Федерации [17; 18; 19].
Заключение Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса в настоящее время претерпевает постепенную трансформацию, обусловленную цифровизацией отрасли. Для обеспечения государственной поддержки сельского хозяйства необходимо создать технологическую сферу в отрасли, условия для упрощения коммуникации производителей сельскохозяйственной продукции с государственными органами, а также базы данных о состоянии сельского хозяйства в целом. Цифрови-зация, как основной тренд развития сельского хозяйства в России, позволяет его реализовать. Исследование доказало потенциал этой тенденции. Однако существуют проблемы и ограничения, которые не могут быть устранены без государственной поддержки [20]. Государство должно создать оптимальное законодательное регулирование развития цифровизации и ее применения. Проблема дефицита 1Т-специалистов будет решаться с помощью электронной образовательной системы. В течение 5 лет планируется обучить 55 000 специалистов для предприятий сельского хозяйства компетенциям цифровой экономики, внедрить чат-ботов, онлайн-консультантов.
ХХЖЖХЖЖХЖэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ
Понимая необходимость ускоренной цифро-визации сельского хозяйства, необходимо оказывать государственную поддержку отрасли путем расширения существующих методов и инструментов (суб-
сидирование и предоставление налоговых льгот организациям, участвующим в разработке и внедрении цифровых продуктов, грантовое финансирование, референтные кредиты).
Примечания:
1 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mcx.ru/analytics/infosystems/
2 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mcx.gov.ru/
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Казакова Н. А. Информационно-методические подходы к оценке эффективности использования бюджетных средств на развитие сельского хозяйства // Вопросы региональной экономики. 2017. № 2 (31). С. 119-127.
2. Канчукоев В. О. Ситуационный анализ и оценка эффективности эккаунтинг-менеджмента в практике государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве и АПК Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2021. Т. 19. № 2 (485). С. 300-322.
3. Климентова Э. А. Результативность государственной поддержки регионального сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2020. № 8. С. 36-41.
4. Климова Н. В. Государственная поддержка в достижении целевых показателей развития сельского хозяйства // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2017. № 130. С. 760-773.
5. Ключарев Г. А. Социально-экономический эффект государственной поддержки исследований и разработок // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2018. № 3. С. 553-589.
6. Колесников А. В. Эффективность государственной поддержки АПК // Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 1. С. 32-38.
7. Колесняк А. А. Государственное регулирование сельского хозяйства в регионе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. № 8. С. 15-17.
8. Конищева М. А. Вопросы теории и практики оценки эффективности государственных программ поддержки малого предпринимательства региона // Инновационное развитие экономики. 2020. № 1 (55). С. 95-104.
9. Ляпунов И. В. Эффективность государственной поддержки аграрного сектора // Теория и практика современной науки. 2018. № 4 (34). С. 379-382.
10. Мазлоев В. З. Оценка эффективности механизма государственной поддержки сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 4. С. 6-15.
11. Малышева А. П. Оценка эффективности государственной поддержки сельского хозяйства // Экономика Востока России. 2017. № 1 (7). С. 118-122.
12. Рябчиков А. М. Проблемные вопросы эффективности оценки использования бюджетных средств, предоставляемых государством для развития сельского хозяйства // Стратегии бизнеса. 2021. Т. 9. № 4. С. 133-135.
13. Сайганова Е. В. Эффективность реализации мер государственной поддержки талантливой молодёжи // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2020. Т. 2. № 7. С. 92-94.
14. Polukhin A. A. Economic évaluation of directions of state support of producers of energy capacities for agriculture of Russia // International Journal of Engineering and Advanced Technology. 2019. Т. 9. № 1. С. 5013-5017.
15. Старкова О. Я. Эффективность государственной поддержки развития растениеводства // Финансовая жизнь. 2020. № 1. С. 101-104.
16. Сушенцова С. С. Эффективность системы государственной поддержки фермерской кооперации // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2021. № 3 (72). С. 35-45.
17. Трысячный В. И. Моделирование эффективности государственной поддержки регионального АПК в контексте обеспечения продовольственной безопасности // Финансовая экономика. 2020. № 12. С. 190-193.
18. Цой Р. А. Системный анализ действующих целевых индикаторов и показателей Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы и ее подпрограмм // АПК: экономика, управление. 2020. № 7. С. 20-30.
xxxxxxxxxxeconomics and national economymanagementxxxжxжxжжxш
19. Шелковников С. А. Механизм государственной поддержки создания образования экосреды как приоритетное направление развития кооперации аграрного сектора экономики // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2021. № 1. С. 137-143.
20. Шульженко А. М. Эффективность государственной поддержки развития молодежного предпринимательства // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2020. № 2 (34). С. 147-152.
Дата поступления статьи в редакцию 14.01.2022, одобрена после рецензирования 7.02.2022;
принята к публикации 10.02.2022.
Информации об авторах: В. Д. Козлов - доктор экономических наук, профессор, Spin-код: 2150-5762; Т. С. Продан - аспирант, Spin-код: 2603-4876.
Заявленный вклад авторов: Козлов В. Д. - общее руководство проектом, дополнение текста статьи. Продан Т. С. - анализ, сбор и обработка материалов, подготовка варианта текста.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
REFERENCES
1. Kazakova N. A. Informacionno-metodicheskie podhody k ocenke effektivnosti ispol'zovaniya byudzhetnyh sredstv na razvitie sel'skogo hozyajstva [Information and methodological approaches to assessing the effectiveness of the use of budgetary funds for the development of agriculture], Voprosy regional'noj ekonomiki [Regional economic issues], 2017, No. 2 (31), pp. 119-127.
2. Kanchukoev V. O. Situacionnyj analiz i ocenka effektivnosti ekkaunting-menedzhmenta v praktike gosudar-stvennoj podderzhki sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v sel'skom hozyajstve i APK Rossijskoj Feder-acii [Situational analysis and evaluation of the effectiveness of accounting management in the practice of state support of small and medium-sized businesses in agriculture and agriculture of the Russian Federation], Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional economy: theory and practice], 2021, Vol. 19, No. 2 (485), pp. 300-322.
3. Klimentova E. A. Rezul'tativnost' gosudarstvennoj podderzhki regional'nogo sel'skogo hozyajstva [Effectiveness of state support for regional agriculture], Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2020, No. 8, pp. 36-41.
4. Klimova N. V. Gosudarstvennaya podderzhka v dostizhenii celevyh pokazatelej razvitiya sel'skogo hozyajstva [State support in achieving agricultural development targets], Elektronnyj setevoj politematicheskij zhurnal «Nauchnye trudy KubGTU» [Electronic networkpolythematic journal «Scientific works of KubSTU»], 2017, No. 130, pp.760-773.
5. Klyucharev G. A. Social'no-ekonomicheskij effekt gosudarstvennoj podderzhki issledovanij i razrabotok [Socio-economic effect of state support for research and development], Obrazovanie i nauka v Rossii: sostoyanie i potencial razvitiya [Education and science in Russia: the state and potential of development], 2018, No. 3, pp. 553-589.
6. Kolesnikov A. V. Effektivnost' gosudarstvennoj podderzhki APK [Efficiency of state support of agro-industrial complex], Russian Economic Bulletin [Russian Economic Bulletin], 2020, Vol. 3, No. 1, pp. 32-38.
7. Kolesnyak A. A. Gosudarstvennoe regulirovanie sel'skogo hozyajstva v regione [State regulation of agriculture in the region], Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2003, No. 8, pp. 15-17.
8. Konishcheva M. A. Voprosy teorii i praktiki ocenki effektivnosti gosudarstvennyh programm podderzhki malogo predprinimatel'stva regiona [Questions of theory and practice of evaluating the effectiveness of state programs to support small business in the region], Innovacionnoe razvitie ekonomiki [Innovative development of the economy], 2020, No. 1 (55), pp. 95-104.
9. Lyapunov I. V. Effektivnost' gosudarstvennoj podderzhki agrarnogo sektora [Efficiency of state support of the agricultural sector], Teoriya i praktika sovremennoj nauki [Theory and practice of modern science], 2018, No. 4 (34), pp. 379-382.
ХХЖЖХЖЖХЖэкономика и управление народным хозяйством^ХХЖХЖХХХ
10. Mazloev V. Z. Ocenka effektivnosti mekhanizma gosudarstvennoj podderzhki sel'skogo hozyajstva [Evaluation of the effectiveness of the mechanism of state support for agriculture], Ekonomika sel'skohozyajstvennyh iperera-batyvayushchih predpriyatij [Economics of agricultural and processing enterprises], 2019, No. 4, pp. 6-15.
11. Malysheva A. P. Ocenka effektivnosti gosudarstvennoj podderzhki sel'skogo hozyajstva [Evaluation of the effectiveness of state support for agriculture], Ekonomika Vostoka Rossii [The economy of the East of Russia], 2017, No. 1 (7), pp. 118-122.
12. Ryabchikov A. M. Problemnye voprosy effektivnosti ocenki ispol'zovaniya byudzhetnyh sredstv, pre-dostavlyaemyh gosudarstvom dlya razvitiya sel'skogo hozyajstva [Problematic issues of the effectiveness of assessing the use of budgetary funds provided by the state for the development of agriculture], Strategii biznesa [Business strategies], 2021, Vol. 9, No. 4, pp. 133-135.
13. Saiganova E. V. Effektivnost' realizacii mer gosudarstvennoj podderzhki talantlivoj molodyozhi [Effectiveness of implementation of measures of state support for talented youth], Aktual'nye problemy gumanitarnyh i so-cial'noekonomicheskih nauk [Actualproblems of humanities and socio-economic sciences], 2020, Vol. 2, No. 7, pp. 92-94.
14. Polukhin A. A. Economic evaluation of directions of state support of producers of energy capacities for agriculture of Russia [Economic evaluation of directions of state support of producers of energy capacities for agriculture of Russia], International Journal of Engineering and Advanced Technology [International Journal of Engineering and Advanced Technology], 2019, Vol. 9, No. 1, pp. 5013-5017.
15. Starkova O. Ya. Effektivnost' gosudarstvennoj podderzhki razvitiya rastenievodstva [Effectiveness of state support for the development of crop production], Finansovaya zhizn' [Financial life], 2020, No. 1, pp. 101-104.
16. Sushentsova S. S. Effektivnost' sistemy gosudarstvennoj podderzhki fermerskoj kooperacii [Effectiveness of the system of state support for farmers' cooperation], Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom hozyajstve [Economics, labor, management in agriculture], 2021, No. 3 (72), pp. 35-45.
17. Trysyachny V. I. Modelirovanie effektivnosti gosudarstvennoj podderzhki regional'nogo APK v kontekste obespecheniya prodovol'stvennoj bezopasnosti [Modeling the effectiveness of state support for regional agriculture in the context of ensuring food security], Finansovaya ekonomika [Financial economics], 2020, No. 12, pp. 190-193.
18. Tsoi R. A. Sistemnyj analiz dejstvuyushchih celevyh indikatorov i pokazatelej Federal'noj nauchno-tekhnicheskoj programmy razvitiya sel'skogo hozyajstva na 2017-2025 gody i ee podprogramm [System analysis of the current target indicators and indicators of the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture for 2017-2025 and its subprograms], APK: ekonomika, upravlenie [Agroindustrial complex: economics, management], 2020, No. 7, pp. 20-30.
19. Shelkovnikov S. A. Mekhanizm gosudarstvennoj podderzhki sozdaniya obrazovaniya ekosredy kak prior-itetnoe napravlenie razvitiya kooperacii agrarnogo sektora ekonomiki [The mechanism of state support for the creation of eco-environment education as a priority direction for the development of cooperation in the agricultural sector of the economy], Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki [Fundamental and applied research of the cooperative sector of the economy], 2021, No. 1, pp. 137-143.
20. Shulzhenko A. M. Effektivnost' gosudarstvennoj podderzhki razvitiya molodezhnogo predprinimatel'stva [Effectiveness of state support for the development of youth entrepreneurship], Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tekhnologij [Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies], 2020, No. 2 (34), pp. 147-152.
The article was submitted 14.01.2022; approved after reviewing 7.02.2022; accepted for publication 10.02.2022.
Information about the authors: V. D. Kozlov - Dr. Sci. (Economy), Professor, Spin-code: 2150-5762; T. S. Prodan - graduate student, Spin-code: 2603-4876.
Contribution of the authors: Kozlov V. D. - general project management, addition of the text of the article. Prodan T. S. - analysis, collection and processing of materials, preparation of the text version.
The authors declare no conflicts of interests.