Научная статья на тему 'Трансформация государственного воздействия на формирование продовольственной безопасности в условиях глобализации'

Трансформация государственного воздействия на формирование продовольственной безопасности в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация государственного воздействия на формирование продовольственной безопасности в условиях глобализации»

ные пастбища; молочный скот, имеющий низкую продуктивность, может быть использован для получения помесных телят, и методом поглотительного скрещивания будет формироваться отрасль - специализированное мясное скотоводство.

Реализация подобного проекта начата в ООО «Новгородский Бекон», где восстановлены животноводческие помещения на 300 голов в Волотов-ском районе, начато скрещивание и уже получены помесные телята мясной породы лимузин.

Отрасль может успешно развиваться в тех регионах России, которые испытывают дефицит трудовых ресурсов, но имеют огромные площади естественных кормовых угодий и малопродуктивной пашни, при чем эта зона за последние десятилетие значительно расширилось.

Большое значение в развитии мясного скотоводства могут иметь крестьянские (фермерские)

хозяйства и их кооперация с откормочными предприятиями, являющимся структурным подразделением агропромышленных формирований.

Таким образом трансформация сравнительных преимуществ сельского хозяйства любого региона России в его конкурентные преимущества в глобальной экономике может быть осуществлена лишь на основе использования инновационной стратегии развития аграрного сектора, в основе которой должны быть система воспроизводства факторов производительности в сельском хозяйстве (новых знаний, инноваций, предпринимательских способностей, инновационного менеджмента, новых информационных технологий), их восприимчивости сельскими товаропроизводителями и доступности для них. Без этого сложно говорить о позитивных перспективах аграрной сферы экономики страны в условиях дальнейшего развития процесса глобализации.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Л.Ю. Питерская, д.э.н., проф., зав. каф., Т.П. Носова, к.э.н., доц., докторант Кубанского государственного аграрного университета

Продовольственная безопасность в рамках отдельного государства рассматривается в качестве самостоятельного приоритета, чему способствует глобализация мировой экономики с ее основными тенденциями: удвоение населения планеты за последние сорок лет, бурный рост промышленного производства, несмотря на мировой финансовый кризис, ускорение технического прогресса, распространение новых технологий, индустриализация стран, именуемых до недавнего времени развивающимися. Указанные тенденции развития мировой экономики в то же время не нивелируют риски мирового голода, которые остаются существенными сегодня, как и 40 лет назад. Этому способствуют относительно новые глобальных акценты развития: ускорение темпов роста населения преимущественно в беднейших странах при низком качестве развития сельского хозяйства; сокращение посевных площадей сельскохозяйственных культур, в том числе за счет использования сельскохозяйственного сырья на альтернативные цели; рост потребления продовольствия, включая экологически чистое за счет изменения платежеспособного спроса в отдельных странах; усиление последствий природноклиматических явлений и факторов, способствующих недополучению урожая; развитие агфляции; изменение рациона питания населения; ограничение доступа к качественной питьевой воде и необходимость расширения зон орошения; осознание факта использования продовольствия как инструмента экономического и политического давления. Особенно важной проблема продовольственной безопасности становиться для аграрных стран, вступающих в ВТО и имеющих недостаточно высокий уровень технического и технологического развития.

Авторы считают, что обеспечение продовольственной безопасности России в современных условиях определяется двумя взаимосвязанными группами факторов: эффективной деятельностью продовольственной системы страны и эффективным государственным воздействием на обеспече-

ние продовольственной безопасности в правовом поле ВТО (рис. 1).

Таким образом, трансформация государственного воздействия на развитие АПК является неизбежной и логичной. В этой связи, перестройка государственного протекционизма аграрной сферы должна быть представлена только мерами не прямого воздействия на развитие инвестиционного и производственного процессов в аграрной сфере, способствующими росту конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и обеспечению продовольственной безопасности России (рис. 2). Во многих странах мира проблема успешной деятельности системы продовольственной безопасности и обеспечения населения продовольствием была решена и продолжает решаться на основе соглашения о вступлении в ВТО, основные требования которого к этой сфере - минимальная государственная поддержка, но наряду с этим соглашением предусматривает возможность поддержки сельского хозяйства через перечень «зеленой корзины».

Страны, входящие в ВТО, используют эту возможность в зависимости от государственных особенностей. Так, в Австрии наибольший объем финансовой поддержки идет на исследование и развитие сельскохозяйственного производства -32,7%, в Чехословакии - на структурную перестройку 58,3%, в США - на внутреннюю продовольственную помощь - 74,6%. Такой подход к проблеме продовольственной безопасности позволяет во многих странах мира значительно снизить общие затраты на производство продуктов питания и их приобретение. Членство в ВТО предусматривает отказ от государственной поддержки сельскохозяйственного производителя, и на начальном этапе рекомендуется странам, входящим в ВТО, сохранять ту поддержку государства, которая была на момент вхождения. Однако стартовая позиция для вхождения России в ВТО по этому показателю очень слабая и неэффективная (табл. 1).

Рисунок 1 - Факторы, формирующие продовольственную безопасность страны

Рисунок 2 - Основные меры государственного воздействия на деятельность сельхозпредприятия в условиях ВТО и обеспечения продовольственной безопасности

Анализ представленных данных позволил авторам сделать вывод о стойкой тенденции снижения эффективности использования бюджетных средств для поддержки АПК края при одновременном росте их объемов. Следовательно, становится

крайне актуальной проблема рационализации направлений и объемов средств государственной поддержки, совершенствование механизмов их распределения.

В контексте обеспечения продовольственной безопасности и в соответствии с правилами ВТО, мы считаем необходимым выделить следующие векторы государственной поддержки в АПК:

- формирование в рамках правового поля ВТО продовольственных рынков на базе государственного регулирования, субсидирования и внешнеторговых ограничений; результатом данных мер должна стать продовольственная самообеспеченность исходя из того, что импорт уравновешивается экспортом;

- мониторирование и регулирование состояния продовольственного рынка страны (объёмы и структура рынков сельскохозяйственной продукции; изучение и регулирование соотношения фактического потребления и медицинских норм по продовольствию; анализ и обеспечение доступности продовольствия исходя из платежеспособного спроса населения и др.);

- оценка и обеспечение качества жизни и полноценности питания на основе индекса жизне-обеспеченности, развитие социальной сферы в аграрном секторе экономики.

Таблица 1 - Государственная поддержка АПК по Краснодарскому краю

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. в % к 2004 г.

Государственная поддержка АПК, млн руб. 1004,7 1227,4 1987,8 2968,9 5226,2 5,2 раза

Темп роста - 1,2 1,6 1,5 1,8 -

Произведено продукции сельского хозяйства, млн руб. 92166 101771 116283 143550 192252 2 раза

Темп роста - 1,1 1,1 1,2 1,3 -

Произведено продукции на 1 руб. поддержки, руб. 91,7 82,9 58,5 48,3 36,8 39,8

В целом направленность государственного регулирования должна акцентироваться на следующих позициях: объемы и стандарты производства сельскохозяйственной продукции, охрана и использование земельных ресурсов, доступ населения к продовольствию, объемы импортных поставок, создание резервных фондов зерна и продовольствия; качество и уровень жизни в сельской местности; сельская инфраструктура; состояние основных производственных фондов.

Таблица 2 - Направления и структура государственного воздействия на аграрное производство в рамках _________________________________мер «зеленой и желтой корзины ВТО»_________________________________

Меры воздействия на аграрное производство с целью обеспечения продовольственной безопасности («зеленой и желтой корзины») Способы реализации Удельный вес, %

Инвестиции в науку, инновации, образование Мониторинг реальной потребности производителей в кадрах сельскохозяйственных специальностей, подготовка специалистов по госзаказу, стажировки, гранты 10,3

Инвестиции в развитие социальной инфраструктуры на селе Дорожное строительство, медицинское обеспечение, создание рабочих мест 12,7

Компенсации по стихийным бедствиям, сельскохозяйственному страхованию Специальные страховые программы для АПК с гибкими тарифами, развитие системы добровольного страхования 13,2

Формирование региональных продовольственных фондов, ветеринарных препаратов, семян Развитие инфраструктуры, обеспечение качества хранения, модернизация складских помещений 11,0

Льготное кредитование и кредитные субсидии как источник инвестиций Постепенное снижение процентных ставок, смягчение условий кредитования и требований к залогам, развитие системы государственных гарантий 14,5

Кредитование сезонных затрат в сельском хозяйстве Оперативный мониторинг потребностей производителей и выделение средств через банки с государственным участием 12,3

Формирование лизингового фонда для приобретения основных средств и племенного скота Расширение источников лизинговых компаний за счет эмиссии ценных бумаг, выделение целевых ресурсов на длительное финансирование, устранение противоречий в законодательной базе 12,3

Компенсация части средств на энергоресурсы, затрат на поддержание элитного семеноводства Компенсации в случае роста тарифов естественных монополий, цен на ГСМ, гибкая тарифная политика 13,7

Таким образом, следует констатировать тен- временном росте их объемов. Трансформация госу-

денции снижения эффективности использования дарственной поддержки должна лежать в плоскости

бюджетных средств для поддержки АПК при одно- акцентов на:

В результате обобщения опыта ведущих стран мировой экономики использования механизма государственной поддержки аграрного сектора экономики, для повышения эффективности государственного воздействия на формирование продовольственной безопасности в условиях вступления России в ВТО, нами предложены направления и структура воздействия на аграрное производство в рамках мер и условий ВТО (табл. 2).

- меры не прямого воздействия формирования и поддержания продовольственной безопасности, которые существенно усиливают связь производственного и финансового сектора, имеют результатом реальную отдачу бюджетных средств;

- изменение структуры мер, усиления их комплексности, постоянного мониторинга результатов;

- принятие «методологии эффективности» продовольственной безопасности с учетом зарубежного опыта и мировых тенденций;

- реализацию социальной политики в сельской местности, т.е. создание социально ориенти-

рованного общества, взаимосвязь уровня жизни на селе и продовольственной обеспеченности в стране (при сельской бедности и неразвитости инфраструктуры невозможно обеспечить продовольственную безопасность, особенно на региональном уровне).

В итоге трансформация государственного воздействия обуславливает рост размера инвестиций в сельскохозяйственное производство и технологии на эффективной основе, в том числе за счет консолидированной позиции науки, практики, законодательства по мерам обеспечения производства продуктов питания.

2.2. Отражение многофункциональности сельского хозяйства при разработке стратегии развития России в условиях глобализации мировой экономики

ЗНАЧЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УЧАСТИЯ СИБИРИ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ И.В. Курцев, акад. РАСХН, зам. нач. отдела Сибирского отделения Россельхозакадемии

Сибирь, обладающая мощным ресурсным, производственным и интеллектуальным потенциалом играет исключительно важную роль в экономике России. Значение её усиливается географическим положением, благодаря которому обеспечиваются устойчивые позиции российского государства на евро-азиатском пространстве, международное сотрудничество в рамках которого постоянно расширяется. От того, насколько эффективно участие Сибири в глобальной экономике, во многом определяется роль и место России в процессах глобализации.

Интересы страны требуют дальнейшего наращивания возможностей эффективного участия Сибири в глобальной экономике за счёт повышения уровня жизни населения, более широкого вовлечения природных богатств в хозяйственную деятельность, повышения эффективности использования сырьевых ресурсов, развития высокотехнологичных наукоёмких производств. В социально-экономическом развитии Сибири и её регионов важное значение принадлежит сельскому хозяйству.

Сельское хозяйство в экономике Сибири играет более значительную роль, чем в среднем по России. Это подтверждают, в частности, данные об удельном весе сельского хозяйства в валовом региональном продукте, стоимости основных фондов, численности занятых работников, которые в Сибирском федеральном округе выше среднероссийских показателей.

Аграрный потенциал социально-экономического развития Сибири в конкретном выражении его многофункциональности охватывает ряд направлений. Не умаляя значения каждого из них, тем не менее, справедливо говорить об особой важности продовольственного обеспечения населения. Количественные и качественные характеристики питания представляют собой важнейшие критерии уровня социального развития территории, поскольку речь идёт об удовлетворении самых главных повседневных жизненных потребностей людей. Важность продовольственного обеспечения всё более усиливается в связи с обострением мировой продовольственной проблемы.

Создание продовольственной базы, отвечающей по количественным и качественным параметрам требованиям полноценного питания людей при ценах на продовольственные товары, приемле-

мых по уровню доходов населения, является одним из обязательных условий дальнейшего промышленного развития Сибири. Поскольку развитие сибирской промышленности имеет общегосударственное значение, то и создание надлежащей продовольственной базы в Сибири, включая районы Севера и удалённые от развитых в сельскохозяйственном отношении территорий промышленные центры и узлы, следует рассматривать как задачу не только местного, но и федерального уровня.

Если в начале XX в. Сибирь вывозила за свои пределы значительное количество зерна, животного масла, мяса, то во второй его половине общероссийское значение сельского хозяйства Сибири стало больше определяться его ролью в обеспечении продовольствием возрастающего здесь по численности населения. С этим в значительной мере связывалось его предназначение как важнейшего фактора и необходимого условия промышленного развития Сибири. Хотя вывоз за её пределы сельскохозяйственной продукции напрямую уже не определял место Сибири в общественном разделении труда, как в начале XX в., но в возросшей роли сибирской промышленности, особенно значительное увеличение которой имело место в 1970-1980-х гг., нельзя не видеть вклада сельского хозяйства.

В настоящее время в расчёте на душу населения в Сибири производится зерна, картофеля, мяса, молока и яиц больше, чем в среднем по России. При довольно существенном превышении уровня производства на душу населения в Сибири по сравнению с соответствующими показателями России размеры потребления молока в Сибирском федеральном округе мало отличаются от среднего уровня по стране, а мяса и яиц потребляется меньше. Это обусловлено недостаточной покупательной способностью населения округа, приобретать более ценные продукты питания. Зато здесь выше уровень потребления хлебных продуктов и картофеля (табл. 1).

Отставание покупательной способности населения препятствует дальнейшему повышению уровня продовольственного обеспечения из-за экономической недоступности продовольственных товаров для значительной части населения. Положение усугубляется постоянным ростом потребительских цен на продукты питания.

Неразвитость продовольственного рынка Сибири с большими расстояниями и рассредоточенно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.