Научная статья на тему 'Инновационные аспекты обеспечения продовольственной безопасности России в условиях глобализации мировой экономики'

Инновационные аспекты обеспечения продовольственной безопасности России в условиях глобализации мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРАРНОГО СЕКТОРА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ / FOOD SECURITY / INNOVATIVE DIRECTIONS OF RUSSIAN ECONOMY DEVELOPMENT / STATE SUPPORT OF THE AGRICULTURAL SECTOR / IMPROVING OF DISPOSITION OF FUNDS MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельников Александр Борисович, Питерская Людмила Юрьевна, Снимщикова Ирина Викторовна

Статья посвящена проблеме обеспечения продовольственной безопасности страны в современных условиях глобализации мировой экономики, с учетом инновационного развития российского аграрного производства, ориентации внутреннего сельхозпроизводителя на продовольственную независимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ASPECTS OF FOOD SECURITY IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL ECONOMIC GLOBALIZATION

The article is devoted to the problems of food security supply in the modern context of international economic globalization with consideration for innovative development of Russian rural industries, as well as focusing of home-base agricultural producers on food independence.

Текст научной работы на тему «Инновационные аспекты обеспечения продовольственной безопасности России в условиях глобализации мировой экономики»

УДК 339.5 : 664 (470)

Мельников Александр Борисович

Melnikov Alexander Borisovich

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и внешнеэкономической деятельности Кубанского государственного аграрного университета melnikovalexander@hotmail.com

Питерская Людмила Юрьевна

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой денежного обращения и кредита Кубанского государственного аграрного университета melnikovalexander@hotmail.com

Снимщикова Ирина Викторовна

D.Phil. in Economics, Professor, Head of the Economy and International Economic Activity Department, Kuban State Agrarian University melnikovalexander@hotmail.com

Piterskaya Lyudmila Yurievna

D.Phil. in Economics, Professor, Head of the Monetary and Credit Department, Kuban State Agrarian University melnikovalexander@hotmail.com

Snimshchikova Irina Victorovna

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры организации производства и инновационной деятельности Кубанского государственного аграрного университета melnikovalexander@hotmail.com

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

D.Phil. in Economics, Professor, Professor of the Manufacturing Process Management and Innovative Activities Department, Kuban State Agrarian University melnikovalexander@hotmail.com

INNOVATIVE ASPECTS OF FOOD SECURITY IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL ECONOMIC GLOBALIZATION

Аннотация:

Статья посвящена проблеме обеспечения продовольственной безопасности страны в современных условиях глобализации мировой экономики, с учетом инновационного развития российского аграрного производства, ориентации внутреннего сельхозпроизводителя на продовольственную независимость.

Ключевые слова:

продовольственная безопасность, инновационные векторы развития российской экономики, государственная поддержка аграрного сектора, совершенствование механизмов распределения финансовых средств.

The summary:

The article is devoted to the problems of food security supply in the modern context of international economic globalization with consideration for innovative development of Russian rural industries, as well as focusing of home-base agricultural producers on food independence.

Keywords:

food security, innovative directions of Russian economy development, state support of the agricultural sector, improving of disposition of funds mechanism.

Продовольственная безопасность государства в современных условиях глобализации рассматривается в качестве приоритетной цели социально-экономической политики России. Подтверждением этого стала разработанная Доктрина продовольственной безопасности, являющаяся частью Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.

В этом документе определены новые инновационные векторы развития и обозначены приоритетные задачи продовольственной безопасности страны.

Среди основных задач выделяются следующие:

- обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов;

- обеспечение продовольственной независимости Российской Федерации;

- развитие устойчивого отечественного производства пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов;

- обеспечение экономической и физической доступности продовольствия и др.

Новая трактовка «продовольственной безопасности» предполагает необходимость формирования адекватных государственных мер и рычагов, способствующих обеспечению этой безопасности.

Кроме того, следует учитывать, что сам процесс формирования продовольственной безопасности России происходит в условиях развития глобализации экономики, в связи с чем, ограничение возможности использования продовольствия как инструмента экономического и политического давления становится особенно актуальным. Наиболее важной проблема продовольственной безопасности становится для аграрных стран, вступающих в ВТО и имеющих недостаточно высокий уровень технического и технологического развития.

Авторы статьи считают, что инновационные аспекты государственного регулирования продовольственной безопасности России в современных условиях определяются двумя взаимосвязанными критериями:

- государственное воздействие должно содействовать развитию и стимулировать устойчиво-эффективную деятельность продовольственной системы страны;

- все меры государственного регулирования обеспечения продовольственной безопасности должны функционировать в правовом поле ВТО (рисунок 1).

Рисунок 1 - Основные критерии политики государственного регулирования продовольственной безопасности страны

Таким образом, трансформация государственного воздействия на развитие АПК является неизбежной и логичной. В связи с этим перестройка государственного протекционизма аграрной сферы должна быть представлена только мерами непрямого воздействия на развитие инвестиционного и производственного процессов в аграрной сфере, способствующими росту конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и обеспечению продовольственной безопасности России (рисунок 2).

Государственное воздействие на деятельность предприятия аграрного сектора в условиях ВТО

11 -------------------------------

Меры непрямого воздействия на аграрное производство, стимулирующие эффективное развитие с целью обеспечения продовольственной безопасности

Меры

без

ограничений

Компенсации по стихийным бедствиям, сельскохозяйственному страхованию

Инвестиции в науку, инновации, образование

Инвестиции в развитие социальной инфраструктуры на селе

Меры с ограничениями сроков и объемов

Льготное кредитование и кредитные субсидии как источник инвестиций

Кредитование сезонных затрат в сельском хозяйстве

Формирование лизингового фонда для приобретения основных средств и племенного скота

Формирование региональных продовольственных фондов, ветеринарных препаратов, семян

Компенсация части средств на энергоресурсы, затрат на поддержание элитного семеноводства

Рисунок 2 - Основные меры государственного воздействия на деятельность сельхозпредприятия в условиях ВТО и обеспечения продовольственной безопасности

Во многих странах мира проблема успешной деятельности системы продовольственной безопасности и обеспечения населения продовольствием была решена и продолжает решаться на основе соглашения о вступлении в ВТО. Основные требования его к этой сфере - минимальная государственная поддержка, но наряду с этим соглашением предусматривается возможность поддержки сельского хозяйства через перечень «зеленой корзины» и частично «желтой корзины».

Страны, входящие в ВТО, используют эту возможность в зависимости от государственных особенностей. Так, в Австрии наибольший объем финансовой поддержки идет на исследование и развитие сельскохозяйственного производства - 32,7 %, в Чехии - на структурную перестройку 58,3 %, в США - на внутреннюю продовольственную помощь - 74,6 %. Такой подход к проблеме продовольственной безопасности позволяет во многих странах мира значительно снизить общие затраты на производство продуктов питания и их приобретение. Членство в ВТО предусматривает отказ от государственной поддержки сельскохозяйственного производителя, и на начальном этапе рекомендуется странам, входящим в ВТО, сохранять ту поддержку государства, которая была на момент вхождения. Однако стартовая позиция для вхождения России в ВТО по этому показателю очень слабая и неэффективная.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. планирует финансирование по 5 основным направлениям:

- устойчивое развитие сельских территорий;

- создание общих условий функционирования сельского хозяйства;

- развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

- достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства;

- регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Планируемые объемы финансирования Госпрограммы за период 2008-2010 гг. составляли: за счет средств федерального бюджета - 296,3 млрд. руб., за счет средств региональных бюджетов - 290,1 млрд. руб., за счет средств внебюджетных источников - 311 млрд. руб. Однако фактически ежегодно они серьезно корректировались в рамках принятия бюджетов на очередной финансовый год.

Так, в 2010 г. изначально планировалось, что в приоритетном порядке будут финансироваться мероприятия по поддержке сельской социальной и инженерной инфраструктуры и мероприятия по субсидированию процентных ставок по кредитам в целях обеспечения доступа к кредитам наиболее эффективных производителей. Однако в 2010 г. бюджетные средства преимущественно направлялись на субсидирование процентных ставок по кредитам - доля финансирования на это мероприятие Госпрограммы увеличилась с 40 % в 2009 г. до 76 % в 2010 г. Так, по плану на этот направления Программой планировалось направить 46,5 млрд. руб., фактически было направлено - 73,7 млрд. руб. (рисунок 3).

достижение финансовой устойчивости предприятий

развитие приоритетных отраслей создание общих условий функционирования устойчивое развитие территорий

173,7

146,5

1 4,4

| 8,8

1 8,9

|13,8

1 7,7

|23,9

0 10 20 30 40 50 60 70 80

□ план

□ факт

Рисунок 3 - Направления финансирования Госпрограммы в 2010 г., млрд. руб.

Финансирование других мероприятий Госпрограммы было скорректировано в сторону существенного уменьшения. Так только 30 % от запланированной суммы было направлено на устойчивое развитие территорий, 50 % от запланированной суммы было использовано на развитие приоритетных отраслей, 64 % от плановых значений составили средства, направленные на создание общих условий функционирования.

Анализ изучаемой проблемы на примере Краснодарского края позволил авторам сделать вывод о стойкой тенденции снижения эффективности использования бюджетных средств для поддержки АПК края при одновременном росте их объемов (таблица 1). Этот вывод также подтверждается данными корреляционного анализа, результаты которого выявили очень низкую зависимость общей рентабельности продаж от объемов господдержки АПК (Р=0,21346).

Следовательно, становится актуальной проблема рационализации и инновационных направлений, объемов средств государственной поддержки, совершенствование механизмов их распределения.

Таблица 1 - Государственная поддержка АПК по Краснодарскому краю

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2009 в % к 2004

Государственная поддержка АПК, млн. руб. 1 004,7 1 227,4 1 987,8 2 968,9 5 234,1 6 425,1 6,4 раза

Темп роста - 1,2 1,6 1,5 1,8 1,2 -

Прибыль от продаж, млн. руб. 5 314 6 131 7 914 13 369 14 083 11 737 2,2 раза

Темп роста - 1,1 1,3 1,7 1,05 0,87 -

Получено прибыли на 1 руб. поддержки, руб. 5,2 4,9 3,9 4,5 2,7 1,8 34,6

В контексте обеспечения продовольственной безопасности и в соответствии с правилами ВТО мы считаем, что направленность государственного регулирования должна акцентировать-

ся на следующих позициях: объемы и стандарты производства сельскохозяйственной продукции, охрана и использование земельных ресурсов, доступ населения к продовольствию, объемы импортных поставок, создание резервных фондов зерна и продовольствия; качество и уровень жизни в сельской местности; сельская инфраструктура; состояние основных производственных фондов.

Кроме того, не следует осуществлять необоснованную переброску бюджетных средств с одного направления Госпрограммы на другое и более строго придерживаться бюджета, при этом необходимо в полной мере реализовывать направления, связанные со стимулированием инвестиций и инноваций, что является неотъемлемым условиям повышения конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей. О необходимости форсирования развития данного направления государственного воздействия свидетельствуют данные обновления и ликвидации сельскохозяйственной техники в Краснодарском крае и по России в целом (рисунки 4,5).

кукурузоуб. комбайн свеклоуб. комб. кормоуб. комб. зерноуб. Комбайны культиваторы плуги тракторы

3-274-

-лх

□Г57Г

□ 6,3

Г44

] 5,4

=Г43-

□ 7,3

=Г"Х9

□ 5,Г

“Г"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4

□ 9,5

Г2,4

□ Г0,5

—і—

Г0

—і— Г2

—і

Г4

4

0

□ к обновления □ к ликвидации

Рисунок 4 - Коэффициенты обновления и ликвидации сельскохозяйственной техники

в Краснодарском крае, 2010 г.

свеклоуб. комб. кормоуб. комб. зерноуб. комбайны плуги тракторы

□ Г2,4

Х4Т2"

□ Г0,7

:г4Г

8,Г

ХЗТЗ"

16,9

"ХТ

15,4

"ХЗ"

□ 5,Г

“Г"

4

“Г"

8

—I—

Г0

—I—

Г2

—і

Г4

0

□ к обновления □ к ликвидации

Рисунок 5 - Коэффициенты обновления и ликвидации сельскохозяйственной техники

по России, 2010 г.

Не следует так же увеличивать объем выплат по процентным ставкам тем более, что в правовом поле ВТО эта мера должна носить временный характер с постепенной ее отменной. Однако эта мера государственной поддержки на сегодняшний момент достаточно распространена.

В результате обобщения опыта ведущих стран мировой экономики использования механизма государственной поддержки аграрного сектора экономики, для повышения эффективности государственного воздействия на формирование продовольственной безопасности в условиях вступления России в ВТО, нами предложены инновационные направления и структура воздействия на аграрное производство в рамках мер и условий ВТО (таблица 2).

Таблица 2 - Инновационные направления и структура государственного воздействия на аграрное производство в рамках мер «зеленой и желтой корзины ВТО»

Меры воздействия на аграрное производство с целью обеспечения продовольственной безопасности («зеленой и желтой корзины») Способы реализации Удельный вес, %

Инвестиции в науку, инновации, образование Мониторинг реальной потребности производителей в кадрах сельскохозяйственных специальностей, подготовка специалистов по госзаказу, стажировки, гранты 15,3

Инвестиции в развитие социальной инфраструктуры на селе Дорожное строительство, медицинское обеспечение, создание рабочих мест 12,7

Компенсации по стихийным бедствиям, сельскохозяйственному страхованию Специальные страховые программы для АПК с гибкими тарифами, развитие системы добровольного страхования 13,2

Формирование региональных продовольственных фондов, ветеринарных препаратов, семян Развитие инфраструктуры, обеспечение качества хранения, модернизация складских помещений 11,0

Льготное кредитование и кредитные субсидии как источник инвестиций Постепенное снижение процентных ставок, смягчение условий кредитования и требований к залогам, развитие системы государственных гарантий 9,5

Кредитование сезонных затрат в сельском хозяйстве Оперативный мониторинг потребностей производителей и выделение средств через банки с государственным участием 12,3

Формирование лизингового фонда для приобретения основных средств и племенного скота Расширение источников лизинговых компаний за счет эмиссии ценных бумаг, выделение целевых ресурсов на длительное финансирование, устранение противоречий в законодательной базе 12,3

Компенсация части средств на энергоресурсы, затрат на поддержание элитного семеноводства Компенсации в случае роста тарифов естественных монополий, цен на ГСМ, гибкая тарифная политика 13,7

Таким образом, трансформация государственной поддержки в целях обеспечения продовольственной безопасности России в условиях глобализации должна иметь комплексный и системный характер на основе:

- использования мер непрямого воздействия формирования и поддержания продовольственной безопасности, которые существенно усиливают связь производственного и финансового секторов, имеют результатом реальную эффективность использования бюджетных средств;

- изменения структуры мер, усиления их комплексности, постоянного мониторинга результатов;

- принятия «методологии эффективности» продовольственной безопасности с учетом зарубежного опыта и мировых тенденций;

- реализации социальной политики в сельской местности, то есть создание социально ориентированного общества, направленного на повышение уровня жизни на селе и продовольственной обеспеченности в стране, поскольку при сельской бедности и неразвитости инфраструктуры невозможно обеспечить продовольственную безопасность, особенно на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.