5 (26) - 2008
КНИЖНЫЙ КОМПАС
агропромышленный комплекс в условиях глобализации и интеграции
В. В. котилко,
доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН
Как известно, одним их важнейших национальных проектов является развитие агропромышленного комплекса. В рамках направлений проекта реализуется большое количество мероприятий, требующих серьезных обоснований и разработки различных сценариев развития ситуации на перспективу в зависимости от внешних и внутренних факторов.
В рамках существующих исследований не так много монографий, которые рассматривают в комплексе вопросы развития АПК в условиях глобализации и интеграции на пространстве СНГ и внутри Российской Федерации. В этой связи представляют существенный интерес вышедшие монографии В. А. Вашанова «Развитие аграрной сферы России в условиях глобализации» (М.: СОПС, 2006. — 350 с.) и Советова П. М.«Экономические основы агропромышленной интеграции» (Красноярск, 2007. — 186 с.)
интеграция России со странами СНГ. Интеграцию можно рассматривать с разных точек зрения. Во-первых, в широком смысле слова (происхождение слова интеграция от латинского «integer», т. е. целый) — это процесс объединения различных частей в единое целое. Но это объединение не любых, каких угодно независимых и совершенно не взаимообусловленных частей. Для того чтобы объединять части, они должны соответствовать требованиям интегрируемости, т. е. обладать определенными, как правило, схожими свойствами, признаками, допускающими объединение в единое целое. При объединении различных, поддающихся интеграции частей, каждая из них теряет свою индивидуальность, целиком и полностью сливается с другими частями, внося и передавая, наполняя своими, ранее только ей присущими свойствами новое интегральное образование (формирование) — integer, либо усиливая (либо ослабляя) такие же (или противоположные) свойства, если они имеются в других частях при объединении.
Объединение—интеграция происходит не сама по себе, а под воздействием определенных
факторов, т. е. сил интеграции. Она может иметь естественное происхождение или искусственное. К естественным факторам относятся факторы взаимного тяготения схожих по условиям зарождения и существования вещей, но различных по своему составу, виду и характеру деятельности в целях дополнения или восполнения взаимных недостатков друг друга. К искусственным факторам интеграции относятся внешние управленческие воздействия объединительного характера, которые могут осуществляться в самых разнообразных целях.
При определенных обстоятельствах искусственное интегрирование играет свою весомую роль, для выполнения которой не всегда могут быть созданы естественные условия. Общая теория интеграции основывается на теории систем, кибернетики, управления, анализа, моделирования и др. Имеется одна особенность, которая играет важное значение для последующего раскрытия экономического содержания интеграции в АПК: свойства единого целого, образованного из объединения различных частей, не есть простая количественная совокупность суммы свойств частей, а представляют собой качественно новый состав, хотя и основывающийся на прежних свойствах.
Экономическая интеграция России со странами СНГ в аграрной сфере осуществляется в процессе формирования общего аграрного рынка СНГ. В современных условиях обший аграрный рынок (ОАР) — это система договорных отношений, институциональных структур и методов регулирования торговли, обеспечивающая свободное движение между странами сельскохозяйственной продукции, продовольственных товаров, а также научно-технологической продукции, технологий, средств производства в интересах роста благосостояния населения, повышения продовольственной безопасности, экономической эффективности агропромышленного комплекса каждого государства СНГ и всего Содружества в целом.
Создание зоны свободной торговли в странах Содружества в значительной мере связано с функционированием общих рынков по отдельным отраслям и товарным группам, прежде всего в таких секторах, как аграрный, топливно-энергетический, транспортных услуг, связи, научно-технической продукции и в других сферах.
В аграрной сфере экономики СНГ формирование зоны свободной торговли в значительной мере связано с созданием и функционированием общего аграрного рынка в соответствии с принятым Соглашением об общем аграрном рынке государств — участников СНГ (6 марта 1998 г., г. Москва) и нормативно-правовыми документами, которые необходимо разработать в краткосрочной и долгосрочной перспективе в развитие указанного Соглашения. Основополагающими становятся задачи:
1) устранения всех барьеров во взаимных торговых связях;
2) создания действенной расчетно-платежной системы;
3) гармонизации и унификации национальных внешнеторговых, налоговых и таможенных законодательств;
4) согласования основных принципов и подходов к координации внешнеторговой политики и защите внутреннего рынка.
Во внешней торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием торговые связи со странами остального мира преобладают над связями внутри СНГ На долю государств СНГ приходится не более 30 % внешнеторгового оборота сельскохозяйственной продукции и продовольствия, что не соответствует стратегическим интересам этих государств на создание их общего экономического пространства и формирование обшего аграрного рынка. Развитие межгосударственной торговли должно стать отправной точкой экономической интеграции агропромышленных комплексов стран Содружества. Предпосылками создания общего аграрного рынка являются:
• существовавший ранее на территории государств СНГ единый народнохозяйственный комплекс;
• специализация сельскохозяйственного производства и производства материальных ресурсов для АПК;
• традиционные торговые и производственные связи регионов и хозяйствующих субъектов. Создание такого рынка полностью вписывается
в основные положения Соглашения о создании зоны свободной торговли, наиболее полно отвечает на современном этапе общим экономическим интере-
78 -
сам стран СНГ, позволяет существенно укрепить их хозяйственные связи, более эффективно использовать производственный потенциал. Формирование единого экономического пространства через общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы определено в качестве главной задачи Экономического союза СНГ и зафиксировано в Договоре государств Содружества о создании Экономического союза (24 сентября 1993 года, г. Москва).
По инициативе Межправительственного совета но вопросам агропромышленного комплекса СНГ, при поддержке министерств сельского хозяйства государств Содружества и их аграрной науки организована подготовка и подписание главами правительств Содружества Соглашения об общем аграрном рынке государств — участников СНГ.
На первом этапе формирования общего аграрного рынка велась работа по созданию правовых основ и институциональных структур такого рынка, определялись перечни товаров и услуг, поступающих в оборот, совершенствовались правила торговли, условия создания необходимых фондов, обеспечивалась координация национальных аграрных политик.
Для создания условий функционирования общего аграрного рынка намечено было реализовать более 50 мероприятий организационного, нормативно-правового, научно-методического и информационного обеспечения, а также организовать разработку межгосударственных программ развития и сотрудничества в отраслях АПК государств — участников СНГ.
На последующих этапах завершится формирование правового и экономического механизмов общего аграрного рынка. Будут созданы условия для перехода к беспошлинному движению товаров в границах общего аграрного рынка и создания совместных фондов, а также разработаны и реализованы совместные программы развития агропромышленных комплексов.
Формирование правовой базы общего аграрного рынка, прежде всего, связано с выполнением внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Соглашения об общем аграрном рынке. Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Таджикистан и Украина выполнили внутригосударственные процедуры; Республика Армения и Республика Молдова внесли Соглашение на ратификацию в парламент, в других государствах данный вопрос находится на стадии согласования.
Сотрудничеству в области формирования общего аграрного рынка будут способствовать мероприятия по реализации принятых Советом глав правительств СНГ программ обеспечения сельскохозяйс-
твенной техникой АПК государств — участников СНГ и научно-технического сотрудничества.
Так, совместно с государствами разработана и принята Программа научно-технического сотрудничества по фундаментальным приоритетным научным проблемам общего аграрного рынка СНГ, которая направлена на создание научной основы функционирования такого рынка. По отдельным проблемам Программы работа ведется, однако из-за сложностей с ее финансированием в странах СНГ сделано далеко не все, что намечалось.
В плане реализации Соглашения об общем аграрном рынке Советом глав правительств СНГ принята Программа обеспечения сельскохозяйственной техникой агропромышленных комплексов государств СНГ. Ход реализации указанной программы рассматривался на заседании Межправительственного совета по вопросам АПК. Однако срок Программы истек, а отдельные ее задания в полном объеме не были реализованы.
Формирование общего аграрного рынка в СНГ предполагает разработку сначала согласованной, а затем и обшей аграрной политики государств—участников Соглашения об общем аграрном рынке. В основу ее должны быть положены принципы согласования цен, приоритета продукции отечественного производства перед импортом из третьих стран, гарантирование дохода сельских товаропроизводителей, повышение благосостояния населения и ряд других положений. Исполнительный комитет СНГ совместно с национальными министерствами сельского хозяйства и их аграрными научно-исследовательскими институтами подготовил Концепцию согласованной аграрной политики стран Содружества.
Общий аграрный рынок намечается создавать путем последовательной интеграции рынков отдельных видов продукции: рынок зерна, рынок сахара, рынок растительного масла, рынок сырья для легкой промышленности и др.
В настоящее время ведется работа по созданию межгосударственного рынка лизинговых услуг. Подготовлен проект соглашения о межгосударственном лизинге сельскохозяйственной техники, машин и оборудования в СНГ.
Важным звеном в функционировании общего аграрного рынка является создание сети оптовых продовольственных рынков в крупных промышленных центрах и столицах государств СНГ. Утверждено и разослано в государства Содружества для практического применения Типовое положение об оптовом продовольственном рынке в государствах — участниках СНГ, а Межправительственным советом по вопросам АПК одобрены Примерные
правила торговли на оптовом продовольственном рынке и Типовой устав открытого акционерного общества «Оптовый продовольственный рынок в государствах — участниках СНГ».
Одним из условий постепенного формирования и функционирования зоны свободной торговли и Общего аграрного рынка является унификация порядка применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства. Принятие таких мер будет способствовать охране жизни и здоровья населения, улучшению фитоса-нитарной ситуации в государствах Содружества.
В целом создание ОАР России и стран СНГ обеспечит:
1) расширение емкости рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, материально-технических ресурсов для АПК государств Содружества с расширением единого экономического пространства, т. е. расширение рынка сбыта, что в свою очередь вызовет стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции в странах СНГ;
2) повышение конкурентоспособности продукции агропромышленных комплексов стран СНГ на мировом рынке благодаря согласованной аграрной и таможенной политике;
3) более полное использование природного потенциала стран СНГ и существовавшей ранее их производственной специализации;
4) создание условий для повышения продовольственной безопасности в рамках Содружества;
5) проведение согласованных социально-экономических преобразований, направленность которых в государствах Содружества в значительной мере совпадает;
6) углубление специализации между странами в производстве сельскохозяйственной продукции с учетом их природно-климатических условий;
7) постепенное формирование рыночной инфраструктуры в виде региональных оптовых рынков, бирж, аукционов, ярмарок, информационных систем.
При этом базовыми нормативно-правовыми документами, определяющими деятельность государств Содружества в агропромышленном комплексе, являются Соглашение от 6 марта 1998 г. об общем аграрном рынке, а также Положение об условиях создания и функционирования общего аграрного рынка. Соглашение направлено на создание условий для свободного движения сельскохозяйственной продукции, средств производства и услуг для АПК. Реализация Соглашения позволяет
- 79
сохранять и развивать сложившиеся хозяйственные, торговые и научно-технические связи, обеспечивать сбалансированный переход к рыночным отношениям, повышать эффективность работы АПК, с учетом социально-экономических интересов товаропроизводителей в сельском хозяйстве и сфере переработки продукции каждого государства — участника Соглашения. Указанное Соглашение, в свою очередь, дало импульс для заключения двусторонних аналогичных соглашений отдельными регионами России со странами СНГ.
Вместе с тем нормативно-правовая база АПК государств Содружества нуждается в совершенствовании и подготовке в первую очередь законодательных актов, направленных на регулирование монополистической деятельности, предусматривающих пресечение недобросовестной конкуренции хозяйственных субъектов СНГ и в том числе аграрного сектора государств — участников Соглашения.
Оценка влияния факторов ВТО на развитие аграрной сферы России. В материалах Министерства сельского хозяйства «Об итогах развития агропромышленного комплекса Российской Федерации и дополнительных мерах в этой сфере», как правило, выделяют факторы, сдерживающие развитие АПК, а также намечают меры по их преодолению.
В аспекте вступления в ВТО следует отметить относительно меньший рост по статьям расходов, относящимся к «желтой корзине». Намечаются меры по субсидированию из федерального бюджета процентных ставок по долгосрочным инвестиционным кредитам и обеспечению государственной поддержки лизинга сельскохозяйственной техники. Предполагаемые меры по государственной поддержке кредитной кооперации, кооперативных банков, которые в перспективе должны занять значительный удельный вес в кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей, по возможности, необходимо трансформировать в меры «зеленой корзины».
По ограничениям квот, тарифной защиты и экспортным субсидиям последствия факторов ВТО могут проявляться через влияние снижающихся цен. В этой связи по зерновым существенного ухудшения не ожидается, кроме вопроса о субсидиях на отдаленные внутренние перевозки экспортируемого зерна, но этот вопрос разрешим при условии, если не произойдут изменения тарифов МПС. Производство сахарной свеклы, а также подсолнечника существенно зависит от принимаемых мер защиты внутреннего рынка. На производство картофеля и овощей новые условия не окажут значительного воздействия. В животноводстве влияние низких цен мирового рынка может продолжать оказывать нега-
80 -
тивное воздействие на производство мяса крупного рогатого скота и свиней, на производство шерсти. На птицеводство и производство молока заметного воздействия ожидать не следует. В пищевой и перерабатывающей промышленности по каждому продукту необходима самостоятельная тарифная политика, поскольку технологический уровень переработки и соответственно производительность труда отстает от мирового уровня и необходимы условия по модернизации производства для последующей справедливой конкуренции этих отраслей.
Региональные проблемы АПК могут существенно обостриться, поскольку присоединение к мировому рынку усиливает роль природных различий в условиях производства, что потребует значительного и гибкого государственного вмешательства по использованию комплекса мер поддержки для сохранения социальной стабильности.
При существующем положении в сельском хозяйстве общие условия ВТО могут усилить неэквивалентность в товарообмене с другими отраслями, особенно по горюче-смазочным материалам и другим энергетическим ресурсам, что снизит рентабельность основных видов продукции растениеводства. Это, в свою очередь, замедлит процессы интенсификации в отрасли и по цепочке затронет производителей техники.
Все эти факторы должны корреспондироваться с проблемой гарантированного обеспечения населения продуктами питания за счет отечественного производства. Вместе с тем присоединение к ВТО будет содействовать намеченной Министерством сельского хозяйства России задаче по организации оперативного мониторинга импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, а также недопущению завоза в Россию некачественной продовольственной продукции.
Рассмотрим взаимодействие общих требований ВТО и задач перспективного развития АПК, намеченных в «Основных направлениях агропродовольс-твенной политики Правительства РФ на 2001 — 2010 годы» * (далее — «Основные направления»). Иными словами, оценим влияние факторов ВТО на долгосрочную перспективу развития аграрного рынка.
В России завершается переход к рыночным отношениям в АПК. В сельском хозяйстве проведена земельная реформа и реорганизация сельхозпредприятий в независимые от государства хозяйствующие субъекты. Основными производителями товарной продукции стали крупные предприятия и средние, которые более адекватно реагируют на рыночные сигналы, учитывают спрос, ишут выгодные каналы сбыта своей продукции. Идет процесс становления
сектора крестьянских (фермерских) хозяйств, который дает возможность вести предпринимательскую деятельность наиболее активной части сельского населения. Сохранению социальной стабильности способствует развитие личных подсобных хозяйств за счет возможности самообеспечения населения продуктами питания. Постепенно совершенствуется характер управления агробизнесом, повысилась финансовая ответственность за его результаты.
Стратегические задачи агропродовольственной политики России направлены на формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, способствующего продовольственной безопасности страны, обеспечивающего интеграцию в мировое сельскохозяйственное производство и рынки продовольствия, на сближение качества жизни и социальной инфраструктуры сельского и городского населения, а также на производство экологически безопасных продуктов питания и сохранение природных ресурсов за счет повышения технологического уровня и внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий. Эти задачи не противоречат задачам ВТО.
Общие задачи, намеченные для федеральных органов власти, в направлениях: поддержания стабильности продовольственного обеспечения страны; обеспечения единства агропродоволъственных рынков в стране; проведения эффективной внешнеэкономической политики в АПК, а также проведения единой земельной и технологической политики и решения прочих задач, кроме финансовой политики, согласуются с целями и задачами, декларируемыми ВТО. По финансовой политике, связанной с частными задачами по обеспечению равного доступа к государственным финансовым ресурсам сельскохозяйственных товаропроизводителей, потребуется четкая структуризация, связанная с ограничениями ВТО. Среди частных задач под действие условий-факторов, вызванных вступлением в ВТО, могут подпадать меры: по ускоренному восстановлению производства зерна; по содействию повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей; по исправлению структурных деформаций путем реструктуризации неэффективных и убыточных предприятий АПК и мелиорация земель.
Среди мер для преодоления спада производства в сельском хозяйстве не в русле идеологии ВТО лежат: проведение финансового оздоровления путем реструктуризации задолженности по платежам (меры «желтой корзины»); поддержка импортозамещения и развития экспорта (меры экспортных субсидий и тарифные ограничения); содействие улучшению технической оснащенности сельского хозяйства и ме-
роприятий по строительству оросительных и осушительных систем (меры «желтой корзины»); меры по закупкам продовольствия для государственных нужд преимущественно у отечественных товаропроизводителей и ряд мероприятий по совершенствованию государственного регулирования зернового рынка (меры, препятствующие доступу на рынок).
Регулирование продовольственного рынка, направленное на опережаюшее развитие тех отраслей АПК, продукция которых пользуется спросом на мировом рынке, с последующим распространением импульсов развития в смежные отрасли соответствует идеям развития международного разделения труда и расширения торговли. Задача о том, что в ближайшее десятилетие за счет собственного производства можно полностью обеспечить внутренние потребности в продовольственном и фуражном зерне, мясе птицы, яйце, молоке и молокопродуктах, овощах и картофеле за счет мер по формированию специализированных зон производства этой продукции и осуществления разумного торгового протекционизма, не допускающего демпинга и недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке со стороны зарубежных импортеров, соответствует духу и требованиям ВТО. По мясу, сахару и некоторым другим продуктам Россия в ближайшее десятилетие, вероятно, не сможет обеспечить насыщения рынка за счет собственного производства, поэтому на переговорах с ВТО потребуется искать баланс интересов отечественных потребителей, производителей и партнеров по ВТО, позволяющий обеспечить создание стимулов для повышения конкурентоспособности у отечественных товаропроизводителей.
Достаточно уязвимы от воздействия факторов, связанных с вступлением в ВТО, вопросы регулирования ресурсов для сельского хозяйства, а также финансово-кредитная и налоговая политика, регулирование рынка земли, экологическая политика в сфере АПК и нормативно-правовое обеспечение агропродовольственной политики.
Итак, развитие процессов глобализации оказывает существенное влияние на формирование рынка продовольствия и всей аграрной сферы России. Поэтому при вступлении России в ВТО его агропромышленный комплекс не может представлять собой полностью закрытый сектор экономики. В новых условиях основу стратегии долгосрочного устойчивого развития аграрной сферы России должны составлять ее активная интеграция в мировой продовольственный рынок при одновременной защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров продовольствия.
- 81
Основные направления и формы агропромышленной интеграции. В книге П. М. Советова рассмотрены необходимость и предпосылки интеграции внутри агропромышленного комплекса России. Так, история сельского хозяйства полна примеров борьбы производителей продукции растениеводства и животноводства против злоупотреблений посредников в сфере закупок и снабжения. Производители сельскохозяйственного сырья постоянно сетуют на то, что вынуждены дешево его продавать и одновременно дорого покупать средства производства и эксплуатационно-технические материалы.
Подтверждением тому служит ценовая неэквивалентность между продукцией сельского хозяйства и промышленности. К примеру, за 1992 — 1998 гг. рост цен на реализуемую сельскохозяйственными предприятиями продукцию составил в Вологодской области 999 раз к уровню 1991 г., а на потребляемые ими товары и услуги — 4 005 раз.
Как видим, претензии сельхозтоваропроизводителей небезосновательны и объективны. Дело в том, что продукция, производимая в сельском хозяйстве, обладает более низкой, чем в других сферах экономики, конкурентоспособностью, вызванной присущими ей спецификой и особенностями производства.
Сельхозтоваропроизводители лишь в ограниченной степени способны влиять на естественные производственные условия ведения сельского хозяйства, каковыми являются земля, климат и процессы роста растений и животных. Неэластичность предложения, таким образом, выступает принципиальным отличием сельскохозяйственного рынка от промышленного рынка изделий.
С другой стороны, население, исходя из своих физиологических потребностей, относительно стабильно потребляет определенный набор продовольственных товаров. Однако цены на сельскохозяйственную продукцию на потребительском рынке имеют высокую эластичность и подвержены непропорционально большим колебаниям, что делает рынок продовольствия неустойчивым. Ценовой механизм рынка, таким образом, не в состоянии полностью регулировать спрос и предложение продовольственных товаров, и аграрному сектору не обойтись без совокупности защитных, направляющих, регулирующих и выравнивающих мер вмешательства.
Понятно, что без мощной государственной поддержки и субсидий аграрному сектору экономики не обойтись в достижении паритета в обмене с промышленностью. Но этим проблема эквивалентности обмена не заканчивается.
82 -
Экономически неравноправное положение сельхозтоваропроизводителей характерно и внутри агропромышленного комплекса, где на монополизированном рынке сельскохозяйственного сырья не действуют обычные для рыночного хозяйства экономические регуляторы. Доля затрат сельхозтоваропроизводителей в совокупных затратах на продовольствие в несколько раз выше, чем удельный вес стоимости сельхозсырья в конечной (розничной) цене продуктов питания, что препятствует возмещению этих затрат и расширенному воспроизводству.
В структуре созданной стоимости молочных продуктов доля сельского хозяйства, например в Вологодской области, составляет, по оценкам ряда экономистов департамента сельского хозяйства, почти 54 %, доля перерабатывающих предприятий — 29 %, а торговли — 17 %. Однако почти 46 % абсолютной прибыли от реализации молочных продуктов на рынке остается у предприятий торговли, 29 % — у предприятий переработки, и лишь четвертая часть выделяется сельскохозяйственным предприятиям.
Доля сельскохозяйственного предприятия ОАО Агрофирма «Индустрия» Мурманской области в структуре созданной стоимости молочных продуктов составляла в 2002 г. (по оценке экономистов названного предприятия) 67 %, а перерабатывающего предприятия ОАО «Апатитский молочный комбинат» — 26 %, торговых предприятий — 7 %. Тем не менее почти 50 % чистой прибыли от продажи молочной продукции на рынке принадлежало перерабатывающему предприятию, 27 % — предприятиям торговли, и лишь 23 % оставалось сельскохозяйственному предприятию.
Как видим, между сельским хозяйством, переработкой и торговлей существуют неравные условия для производства и реализации продуктов питания. Отсюда проистекает значительная разница в прибыльности субъектов молочного подкомплекса относительно собственных затрат. Если уровень рентабельности производства молока у сельхозтоваропроизводителей Череповецкого района Вологодской области составлял в 2000 г. 18 %, то у перерабатывающих и торговых предприятий она была выше (относительно собственных затрат) в 2 и 4,5 раза соответственно. Данное соотношение практически остается неизменным и в настоящее время. Таким образом, необходимость перераспределения конечного дохода пропорционально затратам каждого звена всей агропромышленной цепочки является очевидной.
Перерабатывающие предприятия продолжают проводить жесткую ценовую и финансовую политику притеснения производителей сельскохозяйс-
твенного сырья, опираясь на свое монопольное положение. В условиях отсутствия государственного протекционизма сельского хозяйства это приводит к перераспределению чистой продукции, созданной сельхозтоваропроизводителями, в пользу коммерческих промышленных и торговых предприятий и компаний. По-прежнему имеет место сложная для производителей сельскохозяйственной продукции ситуация подавления их экономических интересов, не позволяющая им самостоятельно, без поддержки государства, выступить интегратором технологического, экономического и организационного единства процесса производства продовольственных товаров и обеспечить межотраслевое перераспределение доходов от производства и реализации продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
Специфика сельскохозяйственного производства и особенности аграрного рынка не были учтены при приватизации собственности в России 1990-х гг. Бессистемное принятие государственно-правовых актов по преобразованию отношений собственности на основе примитивной и идеологизированной концепции реорганизации колхозов и совхозов привело не только к дроблению и разрушению материально-технической базы крупного специализированного сельскохозяйственного производства, но и к прямой его деградации.
Приватизация предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности и агросервиса была выполнена в отрыве от разгосударствления сельскохозяйственных предприятий агропромышленного комплекса. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. трудовым коллективам предприятий первичной переработки, производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения предоставлялось преимущественное право приобретения акций, и лишь в течение трех месяцев сельские товаропроизводители могли при желании приобрести оставшиеся акции, количество которых не должно было превышать определенной незначительной квоты. В результате сформировались монополисты в лице предприятий переработки и агросервиса, а положение сельхозпредприятий чрезвычайно усложнилось. Последовавшие спустя два года рекомендации по Указу Президента РФ от 20 декабря 1994 г. «Об особенностях приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса», позволившие осуществить вторичную эмиссию акций с размещением их среди сельхозтоваропроизводителей,
были проигнорированы руководителями предприятий переработки и агросервиса, ставшими к тому времени их реальными владельцами.
Тем самым были порождены новые организационные и имущественно-собственнические возможности усиления неконтролируемого ценового давления на сельхозтоваропроизводителей и, соответственно, сокращения доходов последних.
Последовавшая девальвация рубля 1998 г. выступила средством ограничения конкурентных преимуществ импортной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, создав тем самим возможность их замещения товарами отечественного производства. Новая конъюнктура на рынке продовольствия позволила отечественным предприятиям перерабатывающей и пищевой промышленности поднять цены реализации продовольствия и затем, спустя два месяца, увеличить незначительно закупочные цены на сырые продукты, поставляемые сельхозтоваропроизводителями. Произошел, как реакция на благоприятные конъюнктурные изменения, некоторый рост доходов сельскохозяйственных предприятий, смягчивший негативную финансовую ситуацию, но не остановивший роста их долгов. Качественных сдвигов в экономическом базисе сельского хозяйства не произошло, фундамент экономического роста еще не заложен, системный кризис в сельском хозяйстве, конечно же, не преодолен, негативные тенденции в развитии агропромышленного производства не погашены. Данные статистики свидетельствуют об устойчивой тенденции сокращении посевных площадей, поголовья скота и птицы, замораживания капиталовложений и старения основных фондов, деградации сельхозугодий, снижения уровня культуры и примитивизации технологий производства, утраты профессионализма работниками и уменьшения численности жителей, падения их жизненного уровня.
Более того, происходит ослабевание действия факторов благоприятного стечения внешних обстоятельств. Вновь начался и усиливается процесс сокращения разрыва цен на отечественные и зарубежные продовольственные товары на внутреннем рынке и тем самым утрачиваются появившиеся конкурентные преимущества российских сельхозтоваропроизводителей. На внутреннем рынке набирает силу новый виток цен на потребляемые сельским хозяйством промышленные товары и услуги...
В книге представлена устойчивая совокупность мотивов интеграции, сгруппированная в зависимости от факторов воздействия внешней и внутренней среды. Анализируя вопросы мотивации, автор делает вывод о том, что интеграция процессов производства продукции растениеводства и живот-й- 83
приоритеты и безопасность
новодства с ее переработкой и сбытом подчиняет участвующих субъектов хозяйствования жестким требованиям современного «организованного» рынка сбыта, а именно: минимизации издержек производства, соблюдения стандартов качества, поставок крупными партиями и т. п., тем самым ориентируя партнеров на обеспечение роста конкурентоспособности продовольственных товаров и достижение оптимума в производственно-экономическом сотрудничестве и воспроизводстве благоприятных условий во внутренней и внешней среде функционирования.
Результаты выполненного исследования позволяют автору утверждать, что:
1. В системе мер по повышению эффективности агропромышленного комплекса важное место принадлежит не только технологическим факторам, но и организационно-экономическому взаимодействию партнеров по технологической цепи в условиях существующей проблемы перераспределения доходов от реализации продовольственных товаров, являющейся одной из самых актуальных для современного периода его развития. Увеличение доли сельскохозяйственных производителей в структуре розничной цены на продовольствие представляет собой один из основных и наиболее эффективных ресурсов финансирования расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции и структурной перестройки агропромышленного комплекса.
В современных условиях функционирования АПК, когда важнейшие его составляющие представляют собой многоотраслевые разветвленные структуры с переплетающимися интересами, важное значение имеет становление и развитие интеграционных процессов как совокупности мероприятий по объединению усилий разрозненных и самостоятельно функционирующих предприятий и организаций, направленных на формирование единой целостной системы в целях обеспечения оптимального использования всего производственного потенциала, достижения максимальных результатов деятельности участников интеграции и обеспечения конкурентоспособного положения на рынке.
2. Многоотраслевая структура агропромышленного производства и разнообразие существующих организационно-правовых форм и укладов хозяйствования в аграрной сфере экономики предопределяют формирование множества организационно-правовых объединений. Материальную основу формирующихся агропромышленных объединений создают процессы концентрации и централизации
производства и капитала. В частности, интегрированные агропромышленные образования, консолидируя финансовые ресурсы, получают возможность в большей мере организовывать производство на интенсивной основе и добиваться более рационального использования природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Как показывает практика, у интегрированных агропромышленных формирований имеется больше возможностей для специализации производства, что способствует росту производительности труда, расширению объемов и ассортимента выпускаемой продукции, и прежде всего в переработанном виде. Тем самым создаются условия для повышения конкурентоспособности предприятий, социального обустройства работников.
3. Исследованием установлено, что единого подхода к формированию интеграционных структур в промышленном комплексе регионов России еще не сложилось. Выбор организационной формы агропромышленной интеграции определяется экономическим состоянием хозяйствующих объектов, уровнем конкуренции и особенностями ценообразования на аграрном рынке в конкретном регионе, характером принятой аграрной политики и механизма государственного регулирования продовольственного рынка. Наибольшее распространение получают вертикальные интеграционные формирования на основе холдинговых отношений, действующие в большинстве регионов страны. В их сфере влияния находится до 10 % площади сельхозугодий, используемой предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися сельскохозяйственным производством.
4.Сельхозтоваропроизводители вступают в интегрированные структуры не только с целью достижения относительно равных экономических условий с партнерами по производству конечного продукта, а, прежде всего, с расчетом преодолеть свою финансовую несостоятельность, высокую кредиторскую задолженность, изношенность основных фондов, недостаток оборотных средств и технологическую отсталость. Однако процесс создания вертикальных интегрированных агропромышленных структур холдингового типа сдерживается недостаточным количеством инвесторов, заинтересованных вкладывать средства в совместную деятельность, отсутствием законодательства об агрохолдингах, а также серьезными опасениями сельхозтоваропроизводителей лишиться собственнических правомочий на землю и хозяйственной самостоятельности, возможности определять перспективы социально-экономического развития.