Научная статья на тему 'Трансформация форм социального служения протестантских церквей в Приморском крае в постсоветский период'

Трансформация форм социального служения протестантских церквей в Приморском крае в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
296
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТАНТЫ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ РАБОТА / РЕАБИЛИТАЦИЯ АЛКОИ НАРКОЗАВИСИМЫХ / РЕАБИЛИТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / РЕАБИЛИТАЦИЯ БЫВШИХ ЗАКЛЮЧЕННЫХ / PROTESTANTS / CHARITABLE WORK / SOCIAL WORK / YOUTH WORK / REHABILITATION OF ALCOHOLICS AND DRUG ADDICTS / REHABILITATION OF THE FORMER PRISONERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поправко Елена Александровна, Ермакова Элеонора Васильевна

В статье рассмотрена трансформация форм социального служения у Протестантских Церквей в Приморском крае в постсоветский период (с 1990-х по начало 2010-х гг.). Исследованы социальная работа с детьми, стариками, инвалидами; благотворительная работа; организация центров по реабилитации наркои алкозависимых, осужденных к лишению свободы и бывших заключенных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Поправко Елена Александровна, Ермакова Элеонора Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Transformation of the Forms of Social Service of the Protestant Churches in the Primorsky Kray in the Post-Soviet Period

The article researches the transformation of the social service forms among the Protestant Churches in the Primorsky Kray in the post-soviet period (1990s-the beginning of 2010s). The authors examine the social work with children, elderly persons, the disables, etc.; charitable work; organization of centers for the rehabilitation of drug addicts and alcoholics, rehabilitation of prisoners and former prisoners.

Текст научной работы на тему «Трансформация форм социального служения протестантских церквей в Приморском крае в постсоветский период»

УДК 94(47+571.63)+274/278+364.044.66+369.8 Е. А. Поправко, Э. В. Ермакова

трансформация форм социального служения протестантских церквей в Приморском крае в постсоветский период

В статье рассмотрена трансформация форм социального служения у Протестантских Церквей в Приморском крае в постсоветский период (с 1990-х по начало 2010-х гг.). Исследованы социальная работа с детьми, стариками, инвалидами; благотворительная работа; организация центров по реабилитации нарко- и алкозависимых, осужденных к лишению свободы и бывших заключенных. Ключевые слова: протестанты, благотворительная работа, социальное служение, молодежная работа, реабилитация алко- и наркозависимых, реабилитация осужденных к лишению свободы, реабилитация бывших заключенных.

The Transformation of the Forms of Social Service of the Protestant Churches in the Primorsky Kray in the Post-Soviet Period. ELENA A. POPRAVKO, ELEONORA V. ERMAKOVA (Far Eastern Federal University, Vladivostok).

The article researches the transformation of the social service forms among the Protestant Churches in the Primorsky Kray in the post-soviet period (1990s-the beginning of 2010s). The authors examine the social work with children, elderly persons, the disables, etc.; charitable work; organization of centers for the rehabilitation of drug addicts and alcoholics, rehabilitation of prisoners and former prisoners.

Key words: protestants, charitable work, social work, youth work, rehabilitation of alcoholics and drug addicts, rehabilitation of the former prisoners.

Распад Советского Союза и формирование самостоятельной российской государственности характеризовались нарастающим экономическим кризисом и сопровождавшими его социальными проблемами. В этих условиях государственные институты оказались не в состоянии выполнять те социальные функции, которые они традиционно выполняли в советский период. Советское государство запрещало религиозным организациям благотворительную, социальную деятельность, исходя из того, что советский человек, если он взрослый, должен обеспечивать себя сам, о детях и стариках позаботится семья и государство, аккумулирующее средства своих граждан через «общественные фонды потребления». Но в ситуации начала 1990-х гг. рассчитывать на государство стало невозможно.

Основным препятствием в широком развитии благотворительности, социальной и культурной деятельности называют отсутствие в российском законодательстве норм, направленных на поощрение такой работы. Но и те нормы, которые имеются на сегодняшний день, сформировались лишь во 2-й половине 1990-х - в 2000-е гг. [22, 26, 40, 42 ]. В со-

временном законодательстве предусмотрен статус «социально ориентированных организаций», которым «органы государственной власти и органы местного самоуправления... могут оказывать... экономическую поддержку» [26]. Первопроходцы же в этой сфере могли рассчитывать только на свои силы и ресурсы.

Ситуация начала 1990-х гг. в социальной политике государства ярко охарактеризована Н.М. Ри-машевской: «Стремление к продвижению лишь на одном участке реформ - либерализации правил хозяйственной жизни - без учета всего комплекса общественных реалий привело к “отставанию социальных тылов“. Большинство населения не готово эффективно действовать по новым правилам, нарастает его пассивность» и ощущение бессмысленности реформаторских усилий [32].

В Приморском крае одними из активных участников благотворительной деятельности в начале 1990-х гг. становятся религиозные организации, среди которых первенство принадлежит протестантским деноминациям. К 2000-м годам активная благотворительная, социальная культурная работа получает трактовку необходимых средств

ПОПРАВКО Елена Александровна, доктор исторических наук, ЕРМАКОВА Элеонора Васильевна, доктор исторических наук, кафедра отечественной истории и архивоведения Школы гуманитарных наук (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: elena_popravko@mail.ru © Поправко Е.А., Ермакова Э.В., 2012

социального служения в решениях большинства протестантских деноминаций [см. 1, 16].

Особое место в социальном служении протестантских деноминаций занимала работа с детьми и детскими учреждениями. С 1999 г. в России, в том числе и в Приморье, действовала благотворительная акция «Operation Christmas Child», или «Рождественское Дитя», международной организации «Сумка Самарянина». «Рождественское Дитя» -проект помощи детям. С февраля 1999 г. до 2010 г. воспитанники детских домов, школ-интернатов для детей с нарушением опорно-двигательной системы, с ослабленным зрением, слухом, глухих, инвалидов, из детских больниц, приемников, многодетных и малообеспеченных семей в Приморье, включая и отдаленные деревни, села, получили около 30 000 подарков. В 2003 г. благотворительную акцию в крае проводили 55 евангельских церквей совместно с департаментом социальной защиты населения администрации Приморского края [33]. Акция была продолжена и в последующие годы [3].

В 1999 г. во Владивостоке начала работу некоммерческая организация «Живая Надежда». Основатель организации - Рэйчел Дон Хьюз. В России «Живую Надежду» официально зарегистрировали в апреле 1999 г. Она оказывает детям следующую помощь: 1) мобильная кухня - ужины для бездомных детей; 2) вечерний детский центр; 3) посещения колонии для несовершеннолетних, переписка и посильная помощь малолетним осужденным; 4) летние лагеря - с 2006 г. «Живая Надежда» координирует работу недельных лагерей, которые проводятся в начале и конце лета; 5) посещение семей детей, сбежавших из дома; 6) помощь в получении медицинского обслуживания, оплате медицинских услуг и госпитализации для несовершеннолетних; 7) оформление документов (получение, восстановление); 8) направление в школы, приобретение необходимых вещей и принадлежностей для учебы; 9) помощь в поисках работы; 10) профессиональная психологическая поддержка; 11) организация и проведение праздников, экскурсий и пикников для детей; 12) оказание гуманитарной помощи несовершеннолетним. «Живая Надежда» оказывает периодическую материальную помощь социальнореабилитационному центру на ул. Сипягина и приемнику-распределителю на ул. Амурской1.

В 2003 г. небольшая Евангелическо-лютеранская община Св. Марии из Уссурийска помогла детской футбольной команде «Локомотив»: на 4 тыс. руб. для юных спортсменов из Интерната № 5 приобрели спортивную форму. Средства на акцию

1 Текущий архив Северо-Восточного Союза Церквей Евангельских Христиан.

были получены от прихожан. Для дальнейшего развития социальной работы были установлены контакты с фондом Густава Адольфа Верке. Община Св. Марии предложила проект по работе с детьми детского дома № 2 и социального детского приюта в пос. Доброполье [43].

Одной из форм работы с детьми становится организация воскресных школ. В условиях распада системы дополнительного образования, существовавшей в советское время, воскресные школы не только обучают религии, но и занимаются организацией досуга маленьких прихожан. При Общине Св. Павла г. Владивосток воскресной школой руководила С. Вашанова, которая вела библейские уроки, кружок рукоделия, курсы по работе на компьютере, организовывала детские праздники, летние лагеря [2, 3]. Лютеране стремились наполнить новым смыслом даже советские праздники. 1 мая 2004 г. воскресная школа церкви Св. Павла приняла участие в демонстрации: дети надели национальные немецкие костюмы и прошли по центральной улице Владивостока, пели песни, прославлявшие Бога [9].

Протестанты занимались организацией детского и подросткового отдыха. Данная деятельность подразумевала, несомненно, и евангелизаторскую работу. Например, темой молодежного зимнего лагеря «Спасение», организованного с 31 января по 2 февраля 2003 г. церковью Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) г. Спасск, была выбрана «Молитва». Смена проходила на спортивной лыжной базе пос. Калиновка Спасского района. В ней участвовали 22 подростка из Владивостока, Уссурийска, Лесозаводска и Спасска [23].

В августе 2003 г. на средства пробства Община Св. Марии из г. Уссурийск организовала и провела своими силами летний детский лагерь. В течение недели примерно 20 ребят от 7 до 16 лет изучали Библию, пели полюбившиеся христианские песни, ходили на экскурсии, также программа лагеря включала музыкальным занятия, игры, конкурсы. Особенно запомнилась поездка во Владивосток: экскурсия по городу, визит в музей и на один из фортов Владивостокской крепости, посещение кирхи Св. Павла. При этом евангелизация не была главной целью: за время лагеря крестились всего

2 ребенка [43].

Богатым на мероприятия для детей стало у лютеран лето 2004 г. Первым (с 24 по 29 июня) стал палаточный лагерь для 15 детей в районе Зеленый остров около дер. Анучино (лесной массив на островке посреди р. Арсеньевка). Следующим (28 июля - 3 августа) - поездка 20 детей от

3 до 14 лет в Ливадию в одну из бухт пос. Анна. В третью поездку (с 5 по 19 августа) отправились

14 детей. Их принял лингвистический лагерь, организованный Немецким культурным центром на п-ове Дубки на базе оздоровительного лагеря «Портовик» [12]. С 2004 г. палаточный лагерь для детей в Анучино стал ежегодным. В финансировании проекта помогали верующие из Америки [11]. 10-12 сентября 2004 г. для группы подростков из воскресной школы Евангелическо-лютеранской церкви Св. Павла г. Владивосток была проведена обучающая программа по экстремальному туризму [10].

Особым направлением социального служения в 1990-2000-е гг. была благотворительная помощь медицинским учреждениям. Так как общины были немногочисленны, привлекалась помощь зарубежных единоверцев. В 2006 г. Община Св. Павла пожертвовала 20 тыс. руб. Владивостокскому хоспису. Половина средств была собрана прихожанами, вторая половина получена от земельной Церкви Ганновера (Германия) [7].

В 2000-е гг. протестанты пытаются организовать социальное служение через сеть собственных медицинских организаций. Главной проблемой было то, что медицинская деятельность в Российской Федерации - лицензируемый вид деятельности и занятие ею без лицензии подпадает под действие Административного кодекса, а в случае причинения вреда - и Уголовного. Выход был найден в том, что такого рода социальное служение рекомендовалось профессиональным медикам. 17 сентября 2005 г. собранием медиков из евангельских церквей Приморского края для оказания помощи больным людям создан филиал благотворительной христианской организации «Green Doctors». Участниками проекта стали профессиональные врачи, решившие служить Господу своим образованием. Медицинская деятельность в филиале оценивалась как «способ благовестия... когда медики создают команду и во время своего отпуска выезжают в какой-либо район, где лечат людей и при этом рассказывают им о Боге, раздают трактаты» [19].

Опыт оказания медицинской помощи врача-ми-христианами в протестантских церквях уже имелся. Например, в церкви ЕХБ г. Артём В. По-добед приходит на воскресные собрания пораньше и измеряет давление всем желающим; во Владивостоке в церкви Сун Бокым (Полное Евангелие) врач-хирург Е. Трубецкая регулярно оказывает медицинскую помощь консультацией и советами по лечению [19].

Одним из направлений медицинской работы протестантских церквей стала реабилитация нар-ко- и алкозависимых. Данное направление работы встречало массу препятствий: необходимость медицинского лицензирования центров, нехватка материальных ресурсов, сложность получения

помещений под центры и т.п. В 2005 г. в с. Алексее-Никольском Уссурийского района (ул. Верхняя) начал работать Центр духовной помощи (реабилитации) наркоманам и алкоголикам. Не имея достаточного финансирования, служители центра обратились «ко всем верующим с просьбой оказать денежную помощь и помочь в приобретении дров, постельных принадлежностей, кухонной утвари» [17].

Реабилитация заключенных также была среди приоритетных направлений. На 2010 г. в крае существовало чуть более 25 мест, где осужденные могли адаптироваться к общественной жизни. Однако все эти центры действовали при благотворительных организациях либо церквях, государственного финансирования они не получали [39]. А между тем российское законодательство уже предусматривало государственную и муниципальную поддержку социально ориентированных проектов.

Основной проблемой протестантов являлось даже не отсутствие поддержки на государственном или муниципальном уровне - на нее и не претендовали, но нарастание с конца 1990-х и на протяжении 2000-х гг. проблем взаимопонимания с властями и обществом. Вместо информационной поддержки социальная, благотворительная работа протестантов или замалчивается, или ошельмовывается в общественном сознании как деятельность сект. Например, в пресс-релизе Конференции по взаимодействию общественных и религиозных организаций с краевым Управлением федеральной службы исполнения наказаний была дана информация о «большой работе с осужденными», которую «ведет Владивостокская Епархия Русской Православной Церкви», создавшая 21 общину в 19 пенитенциарных учреждениях и упомянуто «чуть более 25 мест, где осужденные учатся адаптироваться к той общественной жизни, из которой они были выключены», но при этом не отмечалось, что все они созданы и финансируются протестантами [39]. «Это не секты», - пытался доказать в докладе на Координационном совете общественных и религиозных организаций при администрации г. Арсеньев 30 июля 2008 г. пастор церкви «Любовь Христа» А. Бандуров. Как доказательство социальной полезности своей организации он приводил конкретные факты благотворительности и социального служения [20].

Последнее подтверждалось цифрами, озвученными в докладе Д.О. Теплякова «Социальное служение» на VI Съезде Евангельских церквей Приморского края 19 марта 2011 г.: 25 центров поддержки для лиц с наркотической и алкогольной зависимостью, 5 центров помощи для лиц без определенного места жительства, 150 праздничных

мероприятий в 25 детских учреждениях ежегодно, молитвенные комнаты практически во всех колониях и других учреждениях мест лишения свободы в Приморском крае (это подтвердила в своем выступлении приглашенная на Съезд старший инспектор отдела воспитательной работы ГУФСИН России по Приморскому краю Е.М. Канисьева)2.

Новой формой евангелизации стала культурная работа приморских протестантов. Площадки для проведения культурных мероприятий выбирались не только в краевом центре, но и в других городах края. Наибольшей активностью здесь отличались лютеране, евангельские христиане, баптисты, пятидесятники.

Лютеранская церковь была очевидным «первопроходцем» в культурных проектах. И именно у нее эти проекты не носили подчеркнуто евангели-заторского характера. В самом известном и длительном проекте «Дни немецкой культуры» скорее можно было увидеть национальную составляющую. В 1997 г. Общине Св. Павла была возвращена кирха по Пушкинской, 14. Уже в октябре следующего года были проведены первые «Дни немецкой культуры во Владивостоке». В 2011 г. они прошли в 14-й раз (в 2004 г. - дважды: 29 мая - 2 июня и 8-16 октября). С самого начала «Дни немецкой культуры» имели такую структуру: генеральная тема или лозунг, подходящий «покровитель» из немецкой литературы, экскурсии, выставки по теме, театр или фильмы, встречи со студентами в вузах и в читальном зале им. Гете Приморской государственной краевой библиотеки им. М. Горького, беседы с молодежью в церкви Св. Павла, «философские чтения» по теме дней, концерты и даже постановка оперы [6].

«Дни немецкой культуры» по национальнокультурной тематике продолжают другие мероприятия лютеран: «День национальных кухонь», «День памяти депортации российских немцев из Республики немцев Поволжья (28 августа)», исполнение мессы си-бемоль и Рождественской оратории И.-С. Баха [6]. На Пасху 2011 г. Лютеранская община организовала серию концертов. В понедельник после Пасхи была представлена программа «Классические хоралы лютеранской церкви» в исполнении концертного хора церкви Св. Павла под руководством М. Плешковой и квартета духовых инструментов. Затем С. Меншойкиным, органистом церкви Св. Павла, были даны 3 органных концерта [5].

В 2000-е гг. многие культурные проекты лютеран утратили «национальный» и узкоденоминаци-

2 Презентация Приморье 2 // Текущий архив Северо-Восточного Союза Церквей Евангельских Христиан.

онный контекст: стали проводиться мероприятия совместно с католиками, другими протестантскими церквями, посвященные деятелям культуры, не исповедовавшим лютеранство. Одно оставалось неизменным - среди культурных проектов лютеран преобладали музыкальные [см. 14, 30].

Культурная работа лютеран была одной из форм социального служения, так как многие культурные мероприятия проводились бесплатно (например, во время «Дней немецкой культуры») или за плату, которую можно смело назвать символической: собранные средства не могли окупить даже билеты для приглашенных исполнителей, писателей и т.д. Для некоторых аудиторий культурные мероприятия сочетались с благотворительными акциями. Например, 4 декабря 2010 г. в помещении дома молитвы в Арсеньеве лютеранская Община Св. Луки дала концерт органной музыки специально для ветеранов войны и труда [27].

Активным было сотрудничество лютеран и немецкой диаспоры с Приморским государственным объединенным музеем им. В.К. Арсеньева (ПГОМ). С 23 августа по 4 сентября 2005 г. в Доме-музее семьи Сухановых (филиал ПГОМ) проходила выставка «Российские немцы. История и современность». Были показаны старинные национальные костюмы, рецепты национальной кухни, материалы об обрядах, традициях и праздниках немцев [8].

Участвовали лютеране и в совместных проектах с другими протестантскими деноминациями. Одним из них стал «Надежда есть!», стартовавший в крае в 2003 г. В рамках этого проекта с 29 декабря по 6 января 2008 г. в Арсеньеве прошел показ христианских фильмов «Мартин Лютер», «Сбежавший из ада», «С кем ты пойдешь?», подготовленный евангельскими церквями города, в том числе Общиной Св. Луки [25, 31].

Другие евангельские церкви обращаются к культурной работе в начале 2000-х гг. 25 декабря 2003 г. во Владивостоке прошел первый приморский христианский мюзикл «Вифлеемская Звезда». Премьера состоялась на Рождество во Дворце культуры моряков. Впечатления зрителей были настолько потрясающими, что на следующих представлениях в январе зал местного Театра кукол был переполнен. В феврале 2004 г. «Вифлеемская Звезда» снова давалась на сцене Дворца культуры моряков [29].

С 2003 г. протестантские церкви Приморья начали проводить ежегодные фестивали христианской музыки. Первые два фестиваля прошли во Владивостокском краевом центре народной культуры. Потом было решено проводить фестиваль в других городах. В 2005 г. на III Ежегодный фестиваль христианской музыки миссионерских церквей в арте-мовский Дом культуры собрались 16 коллективов

66

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 1 • 2012

и зрители из Владивостока, Находки, Артема, Партизанска, Уссурийска, Спасска-Дальнего, Михай-ловки. Жюри признало победителем музыкальный коллектив Церкви «Благодать» с. Михайловка, два призовых места в номинациях «Лучшая песня» и «Лучший танец», соответственно, были даны коллективам церквей «Деяние» и «Сун Бо Гым» [4].

С 2009 г. регулярными стали конференции «Всеобщие молитвы и пост за пробуждение на Дальнем Востоке России». Первая, в октябре 2009 г., объединила епископов и пасторов разных деноминаций в совместной молитве за регион. Начиная с третьего (в 2010 г.) мероприятие стало международным. Все конференции включали в программу музыкальные жанры прославления [15].

В 2009 г. недалеко от г. Находка в бухте Лаш-кевича на базе лагеря «Меридиан» был проведен I Дальневосточный фестиваль христианский музыки «Свежий ветер». Фестиваль собрал 18 коллективов (около 200 человек) из Хабаровска, Владивостока, Уссурийска, а также пасторов и служителей церквей [28, 38]. «Свежий ветер» стал регулярным: в 2011 г. 28-30 июля был проведен III Дальневосточный фестиваль христианский музыки Дальнего Востока и стран АТР [37].

Одним из наиболее значимых евангелизатор-ских и культурных проектов приморских протестантов стала экспедиция 2009 г. «Приморье для Христа» [38]. Путь экспедиции пролегал через Находку, Владивосток, пос. Кавалерово в Тернейский район: села Малая Кема, Амгу, Максимовка, Усть-Соболевка, Светлое и др. Для многих населенных пунктов северного Приморья это оказалось единственное за весь постсоветский период культурное мероприятие, проведенное «не местными силами». Участником экспедиции стала музыкальная христианская группа «Дом молитвы» («ДМ»). Во всех пунктах, через которые проходил путь экспедиции, группа «ДМ» давала концерты, чередуя песни с десятиминутными проповедями. Для детей была предусмотрена отдельная программа из детских песен и христианских мультфильмов [34, 35, 36, 38].

16-17 июля 2010 г. в Спасске-Дальнем в зале городского центра народной культуры «Приморье» прошел Третий межцерковный фестиваль христианской авторской песни «Мы будем петь и славить Господа». Участники представили на суд жюри и зрителей по 2 песни прославления и 2 песни поклонения. Допускалась фонограмма «минус один», но пение должно было быть только «живым» [24].

21 мая 2011 г. в концертном зале музыкальной школы состоялся евангелизационный христианский концерт, организованный Пасторским советом г. Арсеньев. Перед зрителями выступили

музыкальные христианские коллективы из Владивостока и Арсеньева. Мероприятие посетило более 1З0 чел. [21]. 18 июня 2011 г. в молодежном клубе CHARIS прошел «Вечер талантов» для христианской молодежи. Молодые люди пели, в том числе песни собственного сочинения, читали рэп, играли на разных музыкальных инструментах, декламировали стихи и т.д. При этом организаторы отметили, что не ставили своей задачей учет деноминационной принадлежности выступавших, лишь бы это было молодежное и христианское творчество [1З].

В конце 2000-х гг. культурная работа как форма евангелизации начинает опробоваться и другими деноминациями протестантов. В конце сентября 2009 г. общины адвентистов седьмого дня из Владивостока провели неделю духовного возрождения «Дорогами христианства». Программа включала концерт христианской песни, который длился два с половиной часа [18].

Таким образом, социальное служение и благотворительная работа протестантских деноминаций характеризуются многообразием форм и направлений. В то же время надо отметить, что хотя современное российское законодательство и предусмотрело ряд преференций для участников такой деятельности, но на сегодняшний день ни одна из протестантских церквей Приморского края не получила статуса «социально ориентированной организации» и соответствующих льгот или поддержки в виде государственных и муниципальных заказов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бардина З. Второй Съезд Объединения Церквей Евангельских христиан-баптистов Приморского края. URL: http://gazetahp.narod.ru/arch/11.html (дата обращения:

28.11.2011).

2. Барсегова И. Грамота воскресной школе. URL: http:// www.luthvostok.com/?a=page&id=68 (дата обращения:

28.11.2011).

3. Барсегова И. Детские праздники в церкви св. Павла во Владивостоке. URL: http://www.luthvostok.com/?a=page&id=69 (дата обращения: 28.11.2011).

4. Березан Д. Прославить Небесного Отца. URL: http:// gazetahp.narod.ru/index1.html (дата обращения: 28.11.2011).

б. Брокманн М. Апрель 2011 - 4 пасхальных концерта в церкви Св. Павла. URL: http://www.luthvostok. com/?a=page&id=691 (дата обращения: 28.11.2011).

6. Брокманн М. Дни немецкой культуры во Владивостоке: маленький обзор их истории. URL: http://www.luthvostok. com/?a=page&id=666 (дата обращения: 28.11.2011).

7. Брокманн М. Община св. Павла пожертвовала 20 000 рублей хоспису. URL: http://www.luthvostok.com/?a=page&id=228 (дата обращения: 28.11.2011).

8. Валл О. О выставке российских немцев во Владивостоке. URL: http://www.luthvostok.com/?a=page&id=209 (дата обращения: 28.11.2011).

9. Вашанова С. Воскресная Школа отмечает день весны и труда. URL: http://www.luthvostok.com/?a=page&id=104 (дата обращения: 28.11.2011).

ИстОРИя

10. Вашанова С. Восхождение. Экстремальный экологический туризм. URL: http://www.luthvostok.com/?a=page&id=121 (дата обращения: 28.11.2011).

11. Вашанова С. Лагерь в Анучино 2007 г. URL: http:// www.luthvostok.com/?a=page&id=409 (дата обращения: 28.11.2011).

12. Вашанова С. Отчет о летних мероприятиях Воскресной школы Ев.-Лютеранской Церкви Св. Павла. URL: http:// www.luthvostok.com/?a=page&id=130 (дата обращения: 28.11.2011).

13. Вечер талантов // Alfa-РтСвет: Дальневост. христианская информ. газета. 2011. (024). Июль. С. 11.

14. Вечер Шопена. URL: http://www.luthvostok.

com/?a=page&id=72 (дата обращения: 28.11.2011).

1З. Всеобщая молитва и пост за пробуждение на Дальнем Востоке России. URL: http://www.protestant.ru/news/

church/?id=4595 (дата обращения: 28.11.2011).

16. Второй Съезд Евангельских Церквей. URL: http://gazetahp. narod.ru/arch/11.html (дата обращения: 28.11.2011).

17. Вяткин В. Центр духовной помощи. Мы продолжаем разговор о проблемах наркомании. URL: http://gazetahp.narod. ru/index1.html (дата обращения: 28.11.2011).

18. «Голос надежды» на «Дорогах христианства». URL: http:// www.protestant.ru/news/church/?id=1401 (дата обращения: 28.11.2011).

19. Гусарова Л. Благотворительность. URL: http://gazetahp. narod.ru/b7.html (дата обращения: 28.11.2011).

20. Доклады проповедника общины Св. Луки А.В. Лапочен-ко и пастора Церкви евангельских христиан «Любовь Христа» А. Бандурова на заседании Координационного совета общественных и религиозных организаций при администрации г. Арсеньева З0 июля 2008 г. URL: http:// www.luthvostok.com/?a=page&id=462. (дата обращения: 28.11.2011).

21. Евангелизационный концерт в г. Арсеньев. URL: http:// www.luthvostok.com/?a=page&id=697 (дата обращения:

28.11.2011).

22. Концепция содействия развитию благотворительной де-

ятельности и добровольчества в Российской Федерации. URL: http://rusblago.ru/all-articles/koncepciya-sodejstviya-

razvitiyu-blagotvoritelnoj-deyatelnosti-i-dobrovolchestva-v-rossijskoj-federacii/ (дата обращения 28.11.2011).

23. Лагерь «Спасение». URL: http://gazetahp.narod.ru/arch/11. html (дата обращения: 28.11.2011).

24. Межцерковный фестиваль христианской песни «Мы будем петь и славить Господа». URL: http://www.protestant. ru/news/culture/?id=3466 (дата обращения: 28.11.2011).

2З. Новый евангелизационный проект «Надежда есть», одобренный руководством евангельских Союзов России. URL: http://gazetahp.narod.ru/arch/11.html (дата обращения:

28.11.2011).

26. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. URL: http://rusblago.ru/all-articles/federalnyj-zakon-o-vnesenii-izmenenij-v-otdelnye-zakonodatelnye-akty-rossijskoj-federacii-po-voprosu-podderzhki-socialno-orientirovannyx-nekommercheskix-organizacij/ (дата обращения:

28.11.2011).

27. Община города Арсеньева дала концерт для ветеранов. URL: http://www.luthvostok.com/?a=page&id=660 (дата обращения: 28.11.2011).

28. Первый дальневосточный фестиваль христианской музыки. URL: http://www.protestant.ru/news/culture/?id=1133 (дата обращения: 28.11.2011).

29. Первый мюзикл «Вифлеемская Звезда» // Христианство Приморья. 200З. № 11. URL: http://gazetahp.narod.ru/ arch/11.html (дата обращения: 28.11.2011).

30. Первый органный и хоровой концерт в церкви Св. Павла. URL: http://www.luthvostok.com/?a=page&id=322 (дата обращения: 28.11.2011).

31. Проект «Надежда есть-З». URL: http://www.luthvostok. com/?a=page&id=419 (дата обращения: 28.11.2011).

32. Римашевская Н.М. Базисные принципы социальной доктрины России. URL: http://www.socpolitika.ru/rus/social_ policy_research/applied_research/document310.shtml (дата обращения: 28.11.2011).

33. «Рождественское Дитя» вновь действует в Приморье. URL: http://gazetahp.narod.ru/arch/11.html (дата обращения:

28.11.2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Рязанов П. Новости «Экспедиции на Дальний Восток». URL: http://www.pmtestant.ru/news/church/?id=11З2 (дата обращения: 28.11.2011).

ЗЗ. Рязанов П. Экспедиция «Приморье для Христа», Амгу - Максимовка. URL: http://www.protestant.ru/news/

churchffld^^ (дата обращения: 28.11.2011).

36. Рязанов П. Экспедиция «Приморье для Христа», Макси-мовка - Усть-Соболевка. URL: http://www.protestant.ru/ news/church/?id=1194 (дата обращения: 28.11.2011).

37. Свежий ветер - это фестиваль популярной христианской музыки // Alfa-РтСвет: Дальневост. христианская ин-форм. газета. 2011. (024). Июль. С. 1З.

38. Сергеев С. Экспедиция «Приморье для Христа» отправилась в путь (г. Находка). URL: http://www.protestant.ru/ news/church/?id=1106 (дата обращения: 28.11.2011).

39. Сироткина О. На свободу с молитвенником. URL: http:// vladnews.ru/2010/03/30/28073.html (дата обращения:

28.11.2011).

40. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12. 07. 1996 г. № 7-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ popular/nekomerz/ (дата обращения: 28.11.2011).

41. Федеральный закон «О рекламе» от 1З. 0З. 2006 № З8-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/popular/advert/26_1.html (дата обращения: 28.11.2011).

42. Федеральный закон от 11.08. 199З г. № 1ЗЗ-ФЗ (ред. от

2З. 12. 2010) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». URL: http://www.consultant. ru/djcument/cons_doc_LAW_108360/ (дата обращения:

28.11.2011).

43. Циммерманн М. Еванг.-лютеранская община Св.

Марии г. Уссурийск. URL: http://www.luthvostok.

com/?a=page&id=40 (дата обращения: 28.11.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.