Научная статья на тему 'Трансформация электорального сознания в новом политическом измерении'

Трансформация электорального сознания в новом политическом измерении Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
70
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шарков Феликс Изосимович

В этом номере мы продолжаем публиковать материалы Международной научной конференции «Выборы в новом политическом измерении», организованной по инициативе кафедры политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация электорального сознания в новом политическом измерении»

■ ■ ■ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В НОВОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

Шарков Ф.И., главный редактор

ШАРКОВ Феликс Изосимович - главный редактор журнала «Коммуникология», доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики, заместитель декана факультета журналистики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИГСУ РАНХиГС).

Заслуженный деятель науки РФ. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Президент Международной академии коммуникологии

Телефон: +7 499 956-05-01, E-mail: sharkov felix@mail.ru

Уважаемые читатели!

В этом номере мы продолжаем публиковать материалы Международной научной конференции «Выборы в новом политическом измерении», организованной по инициативе кафедры политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС.

Соорганизаторами конференции являлись Академия политической науки, кафедра политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС, Союз выпускников-политологов РАНХиГС, Исследовательские комитеты по политическому управлению и по политической коммуникативистике Российской ассоциации политической науки. Конференция проводилась при финансовой поддержке Фонда «Институт социально-экономических и политических имсследований».

Актуальность проблематики развития электоральных коммуникаций обусловлена не только активизацией электорального поведения в связи с прошедшими выборами и существенными изменениями в правилах проведения выборов, но и необходимостью дальнейшего совершенствования российского избирательного законодательства. «Теоретико-идеологизированное представление электорального сознания, как одной из форм политического сознания, исходит из стройных и достаточно строгих представлений, составляющих целостную

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммумсошоу

рациональную систему взглядов и суждений, определенное мировоззрение совокупности избирателей. Обыденное электоральное сознание отличается диффузностью, размытостью, противоречивостью, повышенной эмоциональностью, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых представлений и суждений о партиях, политиках и других деятелях»1.

Соглашаясь с набившим оскомину выражением «политика есть концентрированное выражение экономики», рассмотрим сегодняшнее состояние экономической составляющей, влияющей прямо на политическое (в то же время на электоральное) сознание. «79% населения России замечают экономический кризис в своей повседневной жизни. 48% жителей страны стали больше экономить на ежедневных тратах. 47% россиян считают ситуацию с экономикой в стране плохой»2. «Влияние экономических показателей на политическое сознание зависит и от экономики страны в целом и от предполагаемой возможности улучшения личного финансово-экономического благополучия.

Период подготовки и проведения ВЫБОРОВ-2016 ознаменовался тем, что стала расти доля населения, более-менее сумевшего адаптироваться к новым условиям жизни и правилам общественного поведения. Произошел небольшой сдвиг в массовом сознании от позиции выживания к робкому, но развитию. Из массового сознания постепенно вытесняется сидром катастрофизма и укрепляется восприимчивость к происходящим перманентным переменам. Укрепилось представление о нежелательности резких перемен и даже «резких движений» крупных политиков. Даже крайние левые силы (их сейчас можно разглядеть лишь через лупу) и профессиональные союзы стали выражать свои робкие протесты лишь «приглаженными» действиями.

Электоральное сознание стало четче различать суть политических действий, более определенно выбирать свое действие, варианты своего поведения, более сдержанно проявлять свою приверженность тем или иным политическим идеалам. Реакция населения на действия власти становится все более сдержанным как по причине роста понимания ее действий, так и по причине конформизма. Представление ценностей капитализма и социализма (впрочем, как и понимание их конвертируемости) постепенно начинает размываться, уступая отчасти место представлениям о социальных гарантиях и благах, независимо от источников, предоставляющих их (органы власти, правые или левые партии, представители бизнеса и пр.). При всем при этом замечается некое переложение в сознании бремени политической ответственности от

1 См. Шарков Ф.И. //Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник. М., 2014, С. 572.

2 Твой рост. Информационный бюллетень ВПП «Партия роста»//11Р1_: rost.ru

региональных лидеров на Президента России. Это обычно происходит при высоком авторитете лидера страны. В гео- социокультурном пространстве электоральные предпочтения остаются относительно стабильными. Сохраняется так называемый патриархальный тип общенациональной политической культуры.

Электоральное сознание зависит и от сложившейся в России модели участия граждан в избирательном процессе. «Влияние политической элиты на электоральное сознание несомненно... Немаловажное влияние на политическое сознание электората при подготовке к выборам 2016 имело растущее влияние (возврат) идеи патриотизма и русского национального возрождения. Определенная политическая стабилизация общества также стала фактором формирования вяло протекавшего процесса развития политической активности и сознания граждан как до, так и во время выборов»1. Не случайно, редакция журнала следующий специальный выпуск журнала посвящает проблемам воздействия элиты на социально-экономические и политические процессы в стране.

1 См.: http://www.communicology.us/2016/09/Feliks-Sharkov-elektoralnoe-soznanie.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.