Научная статья на тему 'Парадоксальность молодежных настроений и отношений к выборам - 2016'

Парадоксальность молодежных настроений и отношений к выборам - 2016 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
107
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / POLITICAL COMMUNICATION / КОММУНИКАЦИИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ / COMMUNICATION AMONG STUDENTS / ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ВЫБОРАМ 2016 / STUDENTS' ATTITUDE TOWARD 2016 ELECTIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Слизовский Дмитрий Егорович

В статье на основе проведенного в апреле-июне текущего года опроса среди 500 студентов двух высших учебных заведений анализируются сложившиеся в условиях современных коммуникативных связей явные признаки в настроениях этой социальной страты, с одной стороны, аполитичности, с другой «тлеющего» активизма. Недостаточно и некорректно сегодня говорить, что состояние аполитичности останется «затвердевшим». Ситуация меняется, студенчество сегодня оказывается под влиянием не только уже сложившихся вокруг обстоятельств, но и под внешним и внутренним воздействием информации и дезинформации. Структура и характер настроений и ожиданий студентов может резко поменяться, поскольку для этой когорты населения и электората сделано заманчивое предложение активно присоединиться к политике обновления (политического, экономического, идеологического, кадрового) на основе традиционных ценностей и демократических выборных процедур, либо ускорить этот процесс посредством революции и через смену политического режима. Результатом исследования является предложение обсудить в русле обозначенного подхода состояние студенческих реакций и поведения на текущие политические события, особенно в отношении предстоящих выборов 2016 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARADOX OF YOUTH ATATTITUDES AND RELATIONS TO THE ELECTIONS 2016

Based on a survey conducted in April-June of the current year among 500 students of two institutions of higher education, the article treats, emerged under the conditions of modern communication relations, clear signs in attitudes of students social environment, on the one hand indifference towards politics, on the other smouldering activism. It’s inadequate and inappropriate to say that today the indifference towards politics will remain stuck. The situation is changing; students today are not only influenced by the already existing circumstances, but also under external and internal information as well as misinformation. The structure and principles of attitude and expectations of students may change dramatically, as a tempting offer has been made for this cohort of population and voters: aggressively join the policy of renewal (political, economical, ideological, human resources), based on traditional values and democratic election procedures or trigger this process by a revolution and changing the political regime. The result of the study is a suggestion to discuss in terms of the specified approach the students’ reactions and attitude to current political developments, especially towards 2016 elections.

Текст научной работы на тему «Парадоксальность молодежных настроений и отношений к выборам - 2016»

■ ■ ■ ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖНЫХ НАСТРОЕНИЙ И ОТНОШЕНИЙ К ВЫБОРАМ - 2016

Автор: СЛИЗОВСКИЙ Д.Е.

СЛИЗОВСКИЙ Дмитрий Егорович - доктор исторических наук, профессор Российского университета дружбы народов (РУДН). Адрес: 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10/2 Тел. 8(916)692-92-64. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье на основе проведенного в апреле-июне текущего года опроса среди 500 студентов двух высших учебных заведений анализируются сложившиеся в условиях современных коммуникативных связей явные признаки в настроениях этой социальной страты, с одной стороны, аполитичности, с другой - «тлеющего» активизма. Недостаточно и некорректно сегодня говорить, что состояние аполитичности останется «затвердевшим». Ситуация меняется, студенчество сегодня оказывается под влиянием не только уже сложившихся вокруг обстоятельств, но и под внешним и внутренним воздействием информации и дезинформации. Структура и характер настроений и ожиданий студентов может резко поменяться, поскольку для этой когорты населения и электората сделано заманчивое предложение - активно присоединиться к политике обновления (политического, экономического, идеологического, кадрового) на основе традиционных ценностей и демократических выборных процедур, либо ускорить этот процесс посредством революции и через смену политического режима. Результатом исследования является предложение обсудить в русле обозначенного подхода состояние студенческих реакций и поведения на текущие политические события, особенно в отношении предстоящих выборов 2016 года.

Ключевые слова: Политическая коммуникация; Коммуникации среди студентов; Отношение студентов к выборам 2016.

Теоретики и эмпирики различных научных школ и научных направлений, в том числе - политологии [1], социологии [2], коммуникологии [3] активно занимаются изучением и анализом политических процессов в мире, регионах и отдельных странах[4]. Не убывает интерес к изучению выборных процессов, анализу отношений различных социальных групп к подобным явлениям. При этом ими уже давно отмечается снижение интереса у населения к политике, особенно среди молодых граждан. Повсеместно отмечается слабая активность участия граждан в так называемой «символической» политике, т.е. в голосовании. Парадоксальность ситуации в этой части не только в том, насколько универсальны и верны данные утверждения, но и в том, что не совсем ясно, на-

сколько актуально, и как выглядит, собственно, ситуация с реакцией и поведением наиболее активной части российского общества, прежде всего молодежи, студентов, той возрастной группы, которая впервые в своей жизни входит в политический процесс. И какими настроениями, и представлениями она руководствуется в преддверии выборов 2016 года в Государственную Думу. И каким же образом, например, политические партии, борющиеся за избирателя, могут повлиять на их поведение, и можно ли управлять таким процессом?

С нашей точки зрения, парадоксальность и противоречивость мотивов, причин и проявлений аполитичного настроения и поведения студентов объясняется не только и не столько признанием самого факта зависимости от особенностей современной коммуникации как системы и процесса. На первое место выходят даже не обстоятельства и атмосфера, в которых осуществляется взаимодействие, не характер общения и передачи информации, знаний и навыков поддержания здорового воспроизводства жизни всех субъектов политики, экономики, социальной сферы. Центральное значение в коммуникации с этой социальной стратой приобретает неподдельное стремление и яркие примеры утверждения справедливости, идейная убежденность, политически и стратегически обоснованное толкование направления развития и обновления государства и общества, последовательная борьба с повсеместным засилием бюрократии, твердость в достижении поставленных целей и задач, реалистичность и рациональность интерпретации смыслов и идей настоящего и будущего для страны, общества, государства, молодежи.

Ниже предлагаются результаты опроса, целью которого было исследовать систему предпочтений, факторов и признаков мнений, мотивов поведения и реакций относительно предстоящих в сентябре 2016 года выборов в Государственную Думу Российской Федерации молодежи в возрасте 18-20 лет.

Объект опроса и его характеристика: 500 студентов двух высших учебных заведений, объединенных в учебные группы, выходцев из разных регионов страны, проживающих в Москве и Московской области, активно контактирующих со сверстниками из других стран; мотивированных к получению образования в таких сферах, как: экономика, менеджмент, таможенное дело, политология. В коммуникативном аспекте в опросе заметны: а) высокая степень близости доверительных отношений (гомогенность отношений) на основе дружбы и личных симпатий двух-трех человек; б) устойчивая коммуникация внутри учебных групп; в) несколько слабая коммуникация за пределами таких образований. Бросается в глаза гетерогенность отношений к событию (выборам) между учебными группами. Основной источник получения информации объекта исследования: на первом месте - средства Интернет-ресурсов, потом телевидение и радио. На последнем месте книги.

Студенчество и молодежь в 18-20 лет - это та возрастная группа, которая впервые в своей жизни входит в политический процесс. Политическая подоплека их роли и значения в политике и политических процессах не очень прозрачна и даже обманчива. Тем не менее, каковы же параметры реальных и потенциальных значений ее роли в политической жизни? На примере отношений студентов к предстоящим выборам (см. рис. 1) видно, что природа политических смыслов этой социальной категории в структуре политических отношений и процессов обнаруживает себя в самых невероятных формах и реакциях.

Отношение к предстоящим выборам в Государственную Думу РФ (Рис. 1}

■ Не примут участие е выборах или вероятно не примут

■ Примут участие в выборах илим вероятна примут

■ Не определились

Рисунок 1. Намерение принять участие в выборах

На что могут рассчитывать политические партии в своей выборной кампании, если будут ориентироваться и на такой слой, как студенчество? Среди них есть группа твердых или полутвердых носителей настроений не готовых принять участие в выборах или, вероятно, не собирающиеся принять участие (50%). Есть среди опрошенных и доля неустойчивых «антиполитиков» и аполитично настроенных. Суммарное их число мы бы определили тоже в 50%. Не исключено, что настроения и отношения к предстоящим выборам могут под воздействие разных факторов, в том числе и коммуникативных, поменяться. И уж тем более можно рассчитывать на пробуждение политической активности при определенных условиях той части студентов, которые входят в число неопределившихся (20%), и кто примет участие или вероятно примет (30%).

Мы исходим из того, что категория студентов все же окажется в сфере внимания заинтересованных политических сил в качестве электората. Так или иначе, но все политические силы (парламентские и непарламентские партии, представители системной и несистемной оппозиции, общественные движения), кандидаты в депутаты, те, кто их под-

держивает и оказывает содействие, сегодня занимают активную выборную и предвыборную позицию. Одни стремятся закрепить на выборах свое превосходство, другие - рассчитывают завоевать доверие электората и обеспечить себе статус депутата законодательного органа любого уровня. Для третьих важен сам процесс активного участия в политике и выборах.

Так или иначе, но все политические партии без исключения, участвующие в выборной кампании, заявляют о необходимости в случае победы провести комплексное, структурное обновление: кадровое, идейное, экономическое. Но прежде, разворачивается борьба за избирателей. Правящая партия «Единая Россия» в развитие своей стратегии и тактики участия в выборах проводит поэтапно XV съезд. 5-6 февраля 2016 г на первом этапе основной повесткой Съезда стало утверждение Положения о порядке проведения Общефедерального предварительного партийного голосования по определению кандидатур для последующего выдвижения кандидатами в депутаты Государственной Думы седьмого созыва. Второй этап съезда намечалось провести 26-27 июня 2016 года. В рамках подготовки к этому мероприятию прошли дискуссии по обсуждению проекта предвыборной программы партии.

Громко и масштабно руководство партии заявило о реализации в мае текущего года в рамках предвыборной кампании политического проекта - праймериз «Единой России», который по своим целям и задачам предполагал: повысить рейтинг «ЕР»; вернуть доверие избирателей предстоящим парламентским выборам в сентябре 2016 года. Все кандидаты, желающие попасть в партийный список на выборах в Думу VII созыва, должны были пройти процедуру первичных выборов. Участником мог стать гражданин РФ, достигший 21-летнего возраста, не имеющий судимости, в том числе погашенной. Без финансовых счетов за рубежом. Как член и сторонник Партии, так и беспартийный.

Площадкой агитации и проведения праймериз для партии «Единая Россия» стали территории субъектов РФ. Формой таких мероприятий стали собрания граждан территорий, предвыборные диспуты участников «праймериз». Предварительное голосование приводит к «перезагрузке» правящей и системообразующей партии, «укрепляя ее связь с обществом и открывая новые социальные лифты для включения в партийную деятельность, обеспечивает устойчивое развитие политической системы страны и ее динамичное развитие. Такого мнения придерживается ведущий эксперт и соавтор специального доклада, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов [5].

Отказались от такой кампании, но ведут, тем не менее, активную подготовительную работу к выборам другие политические партии, в частности парламентские партии: КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Мо-

лодежный состав партийных активистов среди таких партий может рассчитывать лишь на предоставление им роли помощников депутатов. Что явно не пользуется популярностью среди молодых активистов. В привычке у них - рассчитывать на большее.

По-своему реагирует на участие в выборах непарламентские и оппозиционные политические партии и их лидеры. Не скрывая своего поражения в прошлом, в надежде все же на успех, под покровом иллюзий председатель партии ПАРНАС, бывший премьер министр России М. Касьянов на телеканале «Дождь» объясняет - зачем партия идет на выборы, существуют ли возможности победить, есть ли шансы на перемены для власти и оппозиции. Уповает на то, что примерно 6 миллионов людей из примерно 40 миллионов населения, проживающих в 22 городах РФ без какой-либо агитации просто голосуют за демократическую альтернативу. Потенциально, как он считает, это их электорат, и в этом их шанс на победу [6]. Ему в помощь выступает другой оппозиционер - Михаил Ходорковский, который по ходу подготовки к выборам из Лондона делает интригующее заявление: «Все прекрасно понимают, что сейчас среди просистемных сил идет не подготовка к нормальным выборам, а кастинг на места при дворе, где есть только один избиратель, а доступ к его уху причудлив, как в Византии сотни лет назад». И чтобы институировать оппозиционные убеждения в политику, добавляет: «В этих условиях разумной тактикой реальной оппозиции остается использование имеющихся возможностей для демонстрации обществу альтернативы — как кадровой, так и идейной» [7].

Актуальное и сфокусированное развитие этой мысли обнаруживаем в утверждении: «Задача подготовки кадровой альтернативы — как с точки зрения профессионализма и идейной твердости по ключевым вопросам при готовности к компромиссам, так и с точки зрения известности обществу — настолько важна сегодня, что все остальное значения не имеет». Истинная оппозиционная эмоция принимает уже не иллюзорный характер, когда координатор проекта «Открытые выборы» Тимур Валеев РБК говорит: «Проблема нашего времени в том, что нами управляют бабушки и дедушки, ... которые уже не хотят ничего исправлять». И «политические пенсионеры» не думают о будущем, а «нам с вами здесь жить» [8].

В такого рода декларациях и заявлениях обнаруживаем - в чистом виде оппозиция представляет собой совокупность рациональных и адаптивных реакций и действий, но не лишенных ошибочного политического мышления. Их оппозиционная ментальность находит развитие как ментальность «оппозиционного человека», протестующего и стремящегося к власти.

Таким образом, крен в сторону обновления поколения политических кадров - очевиден. Но насколько очевидно понимание политическими партиями, субъектами политического и избирательного процесса - что

собой представляет база нового кадрового поколения с точки зрения атмосферы, в которой формируются способности понимания ими текущих политических кампаний и акций.

Часто говорят о том, что аполитичность, это - негативное отношение к политике, пассивность и безразличие к партиям и партийной борьбе, к общественной жизни, к участию в выборах [9]. Полученные нами данные серьезно должны скорректировать такую логику суждений (рис. 2).

БУДЕТЕ ЛИ МЕЖДУ СОБОЙ ОБСУЖДАТЬ ТЕМУ ПРЕДСТОЩИХ ВЫБОРОВ, В % (рис.2)

■ДА

■ НЕТ

■ НЕ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ

Рисунок 2. Намерение обсуждать тему выборов.

Готовы обсуждать между собой тематику предстоящих выборов 50% студентов. И не определились в своих намерениях и ощущениях еще 7%, что также можно отнести при определенной работе к той части, что собирается хотя бы обсуждать данную кампанию. 47% явно нежелающих иметь в багаже своих обсуждений тему выборов говорит о большой доле тех, кто конечно же остается пассивным и безразличными в своих предпочтениях не только к политической деятельности, но, видимо, и к общественной жизни. Но не настолько большой, чтобы обнаруживать только аполитичность. А коль такие настроения есть, то насколько они устойчивы? Или это явление свойственно самому субъекту только в контексте каких-то обстоятельств? Ответы на вопрос (рис. 3) о связях между участием в выборах и судьбой (личностной и профессиональной) многое проясняют.

Не определившихся в своих соображениях (28%) и не видящих прямой связи между политическими процессами и своей судьбой еще (43%), - вот та количественная база для широких обобщений, вот та объективная причина, почему студенты и молодежь, как наиболее чутко воспринимающая невзгоды и мыслящая часть общества, ищет свя-

Рисунок 3. Наличие связи между выборами и личной судьбой.

зи не с легальными способами формирования власти, а тяготеет вновь к революционным течениям.

Пассивное, безразличное отношение к политическим акциям, к выборному процессу может быть не только действительное, но и неоднородное и даже мнимое (см. рис. 4).

График ответа на вопрос: какие негативные факторы влияют на ваше отношение к выборам?

Рис. 4

ПАССИВНОСТЬ Ь- - 8%

БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ Щ-* 8%

БЕЗРАЗЛИЧИЕ V — 68%

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ •> щЩ 16%

Рисунок 4. Негативные факторы, влияющие на отношение к выборам.

Пассивность, безответственность, безразличие охватывают (84%) студентов как негативные факторы, против 16% неопределившихся. Значит аполитичных потенциально может быть и больше. Одновременно мы не можем сказать, что неоднородность действительности и мнимости в структуре аполитичности продуцирует бессмыслицу. Политологический взгляда на социологические данные позволяет обнаружить и в бессмыслице смысл. Ранее бытовало утверждения, что аполитичность как явление распространено среди наиболее отсталых и несознательных слоев населения. Сегодня аполитичностью заражено ока-

зывается и студенчество, которое никак к отсталым слоям общества не отнесешь. Сегодня нормой становится ситуация, когда аполитичность получает развитие не только в среде отсталых, но и в душах и чувствах продвинутой и мобильной части общества - студенчества. В их сознание проникает сознательное выражение безразличия и индифферентности, в том числе и к предстоящим выборам. Оправдана ли такая интерпретация положения дел с сознанием? И насколько верно она сообразуется с реалиями? Данные исследования заслуживают того, чтобы внести в подобные умозаключения серьезные поправки (см. рис 5).

ИДЕЯ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ МНЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ПОНЯТНОЙ В % (РИС.5)

-ДА ВНЕТ

Рисунок 5. Понятность идеи выборов.

Как явствует из опроса, подавляющая часть (97%) респондентов понимают идею выборов. Те, кто не совсем и совсем не понимает значения и смыслов этой акции составляют фактически статистическую погрешность (3%). К таким данным следует отнестись с доверием, хотя на фоне общего «пофигизма» (аполитичности) можно было сомневаться в искренности такого рода ответа на заданный вопрос. Все же с доверием, - и не только потому, что условия опроса, как нам представляется, не мешали респондентам быть ответственными и готовыми оставаться честными в своих намерениях и помыслах. С доверием и уточнением к подобным данным, что подтверждается, как нам кажется, и данными по другому запросу (см. рис. 6).

Молодежная группа электората, студенчество, несмотря на высокий уровень своей аполитичности, все же ратует (96%) за то, чтобы улучшить систему выборов в стране, при 4%, сказавших - нет или не определившихся. И в этой части эта группа электората теперь особенно по своему духу - политична. И даже очень политична - и по уровню понимания идей выборов, и по готовности поддержать какие-то стратегии улучшения выборов.

Нужно ли в РФ улучшать систему выборов в органы законодательной власти в % (рис. 6}

Рисунок 6. Необходимость улучшать систему выборов.

Чтобы уяснить не только структуру настроения и отношений, полагаем будет оправданным узнать хотя бы в первом приближении - в какой среде и обстоятельствах формируются и будут формироваться социальные и политические настроения студентов. В этих целях были получены данные по следующим параметрам: в дни повышенной социальной и политической активности (празднование «Дня победы», «Прайме-риз» (предварительное голосование в Госдуму) Вы проводили время в городе? Ответом были утверждения - да или нет. (Рис.7). И второй вопрос по содержанию противопоставлялся первому - выяснялось отношение студентов к обычному времяпрепровождению - в городе или вне города. Ответы распределились следующим образом.

■ ДА (в городе| • НЕТ (не в городе! "Не определились

Рисунок 7. Где находились в дни общественно важных событий.

На рис.8 мы имеем статистику ответов относительно вопроса - у кого основное времяпровождение проходит вне города.

Рисунок 8. Где проводят основное время.

И в одном (49%), и в другом вариантах ответа (75%), что не удивительно, видим, - студенчество проводит основе время в городской, урбанизированной среде. Смогут ли поменять эту долю, например, акции повышенного политического и социального значения? Вряд ли! Но процент внегородского проживания и времяпрепровождения достаточно высокий (41% и соответственно - 25%). Пригородная зона, «коттеджно-таунхаузная», «садоводческая», «огородно-дачная» среда обитания и проживания остаётся, как нам представляется, серьезным подспорьем в формировании настроений студенчества. В этой зоне и среде проживания сегодня также накапливаются проблемы и противоречия, которые поддерживают критическое настроение у граждан к государственной власти, ее политике. Формы, тактика и стратегия работы с электоратом в этой среде обитания не выяснены. Можно предположить, что такая работа не ведется, а если и ведется, то не обнаруживаем имманентных для этой среды отличий и специфики. Хотя, подчеркиваем, тема граждан, связанных с образом жизни, потенциально лучшего качества, чем в городской среде, «затрагивает интересы более 60 миллионов граждан» [10].

Могут быть полезными сведения об инструментально-технических средствах обеспечения коммуникативности в контексте их увязки с темой выборов и в более широком значении - с политической жизнью. Из числа опрашиваемых респондентов 11,2% постоянно слушают радио, 50% регулярно черпают информацию по телевизионным каналам. И 100% заявляют о пользовании интернетом или его прикладными ре-

сурсами. Смыслы подобного явления описаны в нюансах Ф.И Шарко-вым в терминах четвертой информационно-коммуникационной волны, создавшей совершенно новый тип киберпространства [11]. Наиболее распространенные коммуникативные практики использования интернета студентами изучаются Е.Н. Юдиной и С.А. Захаровой [12].

Таким образом, если сопоставить и сравнить полученные данные, если все же говорить об аполитичности студентов, то не столь далеко уйдем от истины. При этом обнаружим в электоральном поведении и предпочтениях студенчества две диаметрально противоположных тенденции. Одна из них тяготеет к антиполитике или аполитичности. И то, и другое с небольшими нюансами свидетельствует о состоянии в настроениях разочарования в официальной политике, в традиционных механизмах политического процесса. Отсюда - внутренние установки на «неучастие» в выборной процессе, в поддержке партий, выступающих за стабилизацию политического режима и «системы» в целом. Другая тенденция - тенденция пока еще скрытого, но внутренне наполненного чувствами, брожения - активизма. Активизма, способного разразиться всякого рода «прямыми политическими действиями». Таким образом, мы имеем сегодня на одном крайнем фланге политических реалий - студенческий активизм. На другом - антиполитика. Аполитичность, это промежуточное состояние настроений студентов. При определенных условиях состояние аполитичного настроения может переходит то в сторону студенческого активизма, то к антиполитике. Антиполитика студентов, носит сегодня, как нам представляется, скрытый характер с элементами возможности к неожиданному всплеску протестных настроений и действий. Это состояние следует понимать и принимать на вооружение ответственным политическим партиям и общественным движениям.

Аполитичность студенческих настроений не стоит оправдывать, чтобы не снимать с них гражданскую и политическую ответственность и обязательства обрести способность к самостоятельным политическим оценкам политики. Но отчасти можно объяснить из оправдавших себя теорий анализа политических и социальных парадоксов в структуре позитивных и негативных практик социально-политической коммуникации. Опираясь на современные данные теории и практики коммуникологии, социологии, политологии, их понятийный аппарат, по ходу исследования мы пришли к следующему выводу. Парадокс аполитичных настроений у студентов - в сформировавшемся скепсисе, который пронизывает сознание и поведение молодежи и студентов. Подобное состояние, результат и следствие того, в частности, что ни одна политическая сила в стране сегодня не демонстрирует позитивное и рациональное знание того, что следует сделать в первую очередь, чтобы обновить общество и государственное устроение, и что для этого надо сделать, но все заявляют о том, что они это сделают.

Список литературы:

1. МангеймДж. Б., РичР.К. Политология. Методы исследования. М., 1997. 544 с.

2. ПарамоновВ.В. Реализуемая модель социального развития России и экономический рост // Вестник РУДН. Серия «Социология». Январь 2016, том 16, № 1. С.50-58.

3. Демшар Франци. Средства массовой коммуникации как механизм транспарентности при реализации государственной политики. Предисловие главного редактора Ф.И. Шаркова // Коммуникология. Communicology. М., 2016. С. 13-28.

4. Mass Communication & Society (Mass Comm Soc). Publisher: Taylor & Francis (Routledge). URL: http://www.researchgate.net/journal/1520-5436_Mass_ Communication_Society.

5. Орлов Д. Итоги предварительного голосовая «Единой России», ситуация в партийной элите, интриги и сценарии кампании-2016. URL: http://www.apecom.ru/ projects/item.php?SECTION_ID=91.

6. Михаил Касьянов: как бы эти выборы не стали последними. URL:https://tvrain. ru/teleshow/govorite_s_yuliey_taratutoy/mihail_kasjanov_ne_stali_poslednimi-410683. (дата обращения - 05.07.2016)

7. Михаил Ходорковский: «Объединяющее нас важнее различий». URL: https:// www.openrussia.org/post/view/15391/ (дата обращения - 02.07.2016).

8. Набор Ходорковского. URL: http://nvdaily.ru/info/68807.html. (дата обращения - 13.07.2016.

9. James Curran. Mass Communication and Society (Set books) Paperback - March 1, 1977.

10. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Электронная копия документов размещены в АСОЗД 21 июня 2016 года.

11. Шарков Ф.И. Интерактивные электронные коммуникации (возникновение «Четвертой волны»): Учебное пособие. 2-е изд.М., 2010.260 с.

12. Юдина Е.Н., Захарова С.А. Коммуникативные практики студенческой молодежи в сети интернет // Коммуникология. М., Т.4. №1. 2016.

■ ■ ■ PARADOX OF YOUTH ATATTITUDES AND RELATIONS TO THE ELECTIONS 2016

Author: SLIZOVSKIY D.E.

SLIZOVSKIY Dmitry Egorovich, Doctor of historical sciences, Professor at the Peoples' Friendship University of Russia (PFUR). Address: 10/2 Miklukho-Maklaya Str., 117198, Moscow, Russia,. E-mail: [email protected].

Abstract: Based on a survey conducted in April-June of the current year among 500 students of two institutions of higher education, the article treats, emerged under the conditions of modern communication relations, clear signs in attitudes

kommyhmkomrnq - communicology

of students social environment, on the one hand indifference towards politics, on the other smouldering activism. It's inadequate and inappropriate to say that today the indifference towards politics will remain stuck. The situation is changing; students today are not only influenced by the already existing circumstances, but also under external and internal information as well as misinformation. The structure and principles of attitude and expectations of students may change dramatically, as a tempting offer has been made for this cohort of population and voters: aggressively join the policy of renewal (political, economical, ideological, human resources), based on traditional values and democratic election procedures or trigger this process by a revolution and changing the political regime. The result of the study is a suggestion to discuss in terms of the specified approach the students' reactions and attitude to current political developments, especially towards 2016 elections.

Key words: political communication, communication among students, students' attitude toward 2016 elections.

References

1. Mangeym Dzh. B., Rich R.K. Politologiya. Metodyi issledovaniya. M.: 1997. -544 s. [Mannheim J. B., Rich R.K. (1997) Politology. Research methods. Moscow. 544 P.].

2. ParamonovV.V. Realizuemaya model sotsialnogo razvitiya Rossii i ekonomicheskiy rost // Vestnik RUDN. Seriya «Sotsiologiya». Yanvar 2016, tom 16, № 1. S.50-58. [Paramonov V. (2016) Implemented model of social development of Russia and economic growth //Bulletin of PEOPLES' FRIENDSHIP UNIVERSITY A Series of "Sociology". January 2016, vol. 16, №. 1. P. 50-58].

3. DemsharFrantsi. Sredstva massovoy kommunikatsii kak mehanizm transparentnosti pri realizatsii gosudarstvennoy politiki. Predislovie glavnogo redaktora F.I. Sharkova // Kommunikologiya. Communicology. - M.: 2016. S. 13-28. [France Demshar. (2016) Media as a mechanism for transparency in the implementation of State policy. Foreword by the editor in Chief of Sharkov F.// Kommunikologiya. Communicology. P. 13-28].

4. Mass Communication & Society (Mass Comm Soc). Publisher: Taylor & Francis (Routledge). URL: https://www.researchgate.net/journal/1520-5436_Mass_ Communication_Society.

5. OrlovD. Itogi predvaritelnogo golosovanya «Edinoy Rossii», situatsiya v partiynoy elite, intrigi i stsenarii kampanii-2016. [Orlov D. Results of preliminary voice of United Russia, the situation in the party elite, intrigue and scenarios - 2016 campaign. URL: http://www.apecom.ru/projects/item.php?SECTION_ID=91].

6. MikhailKasyanov: kak by eti vyiboryi ne stali poslednimi. // URL:https://tvrain.ru/ teleshow/govorite_s_yuliey_taratutoy/mihail_kasjanov_ne_stali_poslednimi-410683. [Mikhail Kasyanov: how would these elections would not have become the latest. URL:https://tvrain.ru/teleshow/govorite_s_yuliey_taratutoy/mihail_kasjanov_ne_stali_ poslednimi-410683. (Date of visit - 05.07.2016)]

7. Mihail Hodorkovskiy: «Ob'edinyayuschee nas vazhnee razlichiy». // URL: https:// www.openrussia.org/post/view/15391/ (data obrashheniya - 02.07.2016). [Mikhail Khodorkovsky: "What unite us is more important than differences". URL: https://www. openrussia.org/post/view/15391/ (Date of visit - 02.07.2016)].

8.Nabor Hodorkovskogo. // URL:http://nvdaily.ru/info/68807.html. (data obrashheniya -13.07.2016). [Khodorkovsky selects frame. URL:http://nvdaily.ru/info/68807.html. (Date of visit - 13.07.2016)].

9. James Curran. Mass Communication and Society (Set books) Paperback - March 1, 1977.

10. Poyasnitelnaya zapiska k proektu federalnogo zakona «O vnesenii izmeneniy v Federalnyiy zakon «O sadovodcheskih, ogorodnicheskih i dachnyih nekommercheskih ob'edineniyah grazhdan». Elektronnaya kopiya dokumentov razmeschenyi v ASOZD 21 iyunya 2016 goda. [Explanatory note to the draft federal law on amendments to the Federal law "On the garden, gardening and country non-profit citizens ' associations. An electronic copy of the documents posted in ASOZD June 21, 2016 onwards].

11. SharkovF.I. Interaktivnyie elektronnyie kommunikatsii (vozniknovenie «Chetvertoy volnyi»): Uchebnoe posobie. 2-e izd. M., 2010. 260 s. [Sharkov F. (2010) Interactive electronic communication (the emergence of the "Fourth wave"): textbookl. 2nd ed. Moscow. 260 P.].

12. Yudina E.N., Zaharova S.A. Kommunikativnyie praktiki studencheskoy molodezhi v seti internet // Kommunikologiya. M., t.4. № 1. 2016. S. 142-150. [Yudina E., Zaharova S. (2016) Communicative practices of students on the Internet. // Communicology. Vol. 4. No.1. P. 142-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.