Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В КОНЦЕ 1970-Х ГГ.: ПЕРЕХОД К ДЕРЕГУЛИРОВАНИЮ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРЕЗИДЕНТСТВА ПАК ЧОНХИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В КОНЦЕ 1970-Х ГГ.: ПЕРЕХОД К ДЕРЕГУЛИРОВАНИЮ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРЕЗИДЕНТСТВА ПАК ЧОНХИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Корея / 1970-е гг. / Пак Чонхи / Управление по экономическому планированию / нефтяной кризис / стабилизационная политика / Republic of Korea / Park Chung-hee / economic policy / oil shock / 1970s / stabilization policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кукла Марина Петровна

В настоящей статье рассмотрена экономическая политика в последние годы президентства Пак Чонхи (вторая половина 1970-х гг.), завершившие период бурного экономического роста и знаменовавшие переход к экономическому дерегулированию. В российском корееведении распространена точка зрения, что трансформация экономической стратегии Республики Корея произошла в период президентства Чон Духвана, уже после гибели Пак Чонхи. Данная работа анализирует политические аспекты отхода Республики Корея от индустриализации, построенной на всесторонней бюджетной поддержке тяжелой промышленности в последние годы президентства Пак Чонхи. Особое внимание уделяется роли институтов управления экономикой в трансформации экономической стратегии. В статье рассмотрены внутренние и внешние факторы, с которыми столкнулась южнокорейская экономика в 1970-е гг. — дисбалансы, появившиеся в экономике в результате индустриализации, нефтяные кризисы 1970-х гг. — и методы правительства Республики Корея по борьбе с их последствиями. Проанализирована система принятия ключевых экономических решений и институты экономической политики, в частности, Управление по экономическому планированию. Особое внимание уделено анализу стабилизационных мер, объявленных Пак Чонхи в 1979 г., которые фактически ознаменовали переход к новой неолиберальной модели управления экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSFORMATION OF THE ECONOMIC STRATEGY OF THE REPUBLIC OF KOREA IN THE LATE 1970S: THE TRANSITION TO DEREGULATION DURING THE LAST YEARS OF PARK CHUNG-HEE’S PRESIDENCY

This article examines the economic policy in the last years of Park Chung-hee’s presidency (second half of the 1970s), ending the period of rapid economic growth and marking the transition to economic deregulation. The period under review is marked by significant political, social and economic changes. In Russian Korean studies, the process of transformation of the economic policy of the Republic of Korea at the turn of the 1970–80s is shown in insufficient detail. This work analyzes the political aspects of the transition from industrialization, built on the budget support of heavy industry, to deregulation of economic in the Republic of Korea during the last years of presidency of Park Chung-hee. Particular attention is paid to the role of economic management institutions in this transformation. The article examines internal and external factors which South Korean economy faced in 1970s (including imbalances resulted from industrialization, 1970s oil shocks, etc.) as well as methods South Korean government utilized to deal with their consequences. The system for making key economic decisions and the discussion around economic policy measures, in particular the role of the Economic Planning Department, are analyzed. Particular attention is paid to the analysis of the stabilization measures announced by Park Chung-hee in 1979, which actually marked the transition to a neoliberal model of economy.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В КОНЦЕ 1970-Х ГГ.: ПЕРЕХОД К ДЕРЕГУЛИРОВАНИЮ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРЕЗИДЕНТСТВА ПАК ЧОНХИ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 3. C. 147-160 Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 3, pp. 147-160 (In Russ.)

ЭКОНОМИКА

DOI: 10.55959/М8Ш320-8095-13-67-3-9

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В КОНЦЕ 1970-Х ГГ.: ПЕРЕХОД К ДЕРЕГУЛИРОВАНИЮ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРЕЗИДЕНТСТВА ПАК ЧОНХИ

М.П. Кукла

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия;

kukla. mp@dvfu. ru

Аннотация: В настоящей статье рассмотрена экономическая политика в последние годы президентства Пак Чонхи (вторая половина 1970-х гг.), завершившие период бурного экономического роста и знаменовавшие переход к экономическому дерегулированию. В российском корееведении распространена точка зрения, что трансформация экономической стратегии Республики Корея произошла в период президентства Чон Духвана, уже после гибели Пак Чонхи. Данная работа анализирует политические аспекты отхода Республики Корея от индустриализации, построенной на всесторонней бюджетной поддержке тяжелой промышленности в последние годы президентства Пак Чонхи. Особое внимание уделяется роли институтов управления экономикой в трансформации экономической стратегии.

В статье рассмотрены внутренние и внешние факторы, с которыми столкнулась южнокорейская экономика в 1970-е гг. — дисбалансы, появившиеся в экономике в результате индустриализации, нефтяные кризисы 1970-х гг. — и методы правительства Республики Корея по борьбе с их последствиями. Проанализирована система принятия ключевых экономических решений и институты экономической политики, в частности, Управление по экономическому планированию. Особое внимание уделено анализу стабилизационных мер, объявленных Пак Чонхи в 1979 г., которые фактически ознаменовали переход к новой неолиберальной модели управления экономикой.

Ключевые слова: Республика Корея, 1970-е гг., Пак Чонхи, Управление по экономическому планированию, нефтяной кризис, стабилизационная политика

Для цитирования: Кукла М.П. Трансформация экономической стратегии Республики Корея в конце 1970-х гг.: переход к дерегулированию в последние годы президентства Пак Чонхи // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 3. С. 147-160. DOI: 10.55959/МБШ320-8095-13-67-3-9.

© Кукла М.П., 2023

©

THE TRANSFORMATION OF THE ECONOMIC

STRATEGY OF THE REPUBLIC OF KOREA IN THE LATE 1970S: THE TRANSITION TO DEREGULATION

DURING THE LAST YEARS OF PARK CHUNG-HEE'S

PRESIDENCY

Marina P. Kukla

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia; kukla.mp@dvfu.ru

Abstract: This article examines the economic policy in the last years of Park Chung-hee's presidency (second half of the 1970s), ending the period of rapid economic growth and marking the transition to economic deregulation. The period under review is marked by significant political, social and economic changes. In Russian Korean studies, the process of transformation of the economic policy of the Republic of Korea at the turn of the 1970-80s is shown in insufficient detail. This work analyzes the political aspects of the transition from industrialization, built on the budget support of heavy industry, to deregulation of economic in the Republic of Korea during the last years of presidency of Park Chung-hee. Particular attention is paid to the role of economic management institutions in this transformation.

The article examines internal and external factors which South Korean economy faced in 1970s (including imbalances resulted from industrialization, 1970s oil shocks, etc.) as well as methods South Korean government utilized to deal with their consequences. The system for making key economic decisions and the discussion around economic policy measures, in particular the role of the Economic Planning Department, are analyzed. Particular attention is paid to the analysis of the stabilization measures announced by Park Chung-hee in 1979, which actually marked the transition to a neoliberal model of economy.

Key words: Republic of Korea, Park Chung-hee, economic policy, oil shock, 1970s, stabilization policy

For citation: Kukla M.P. The transformation of the economic strategy of the Republic of Korea in the late 1970s: the transition to deregulation during the last years of Park Chung-hee's presidency. Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 3, pp. 147-160. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-3-9 (In Russ.)

Стратегия экономического развития правительства Пак Чонхи: последствия и оценки

Экономический успех Южной Кореи в 1960-1970-е гг. стал во многом результатом активного вмешательства государства в экономику, огромную роль в котором сыграл лично президент страны

Пак Чонхи1, доказавший всему миру эффективность жестких авторитарных методов управления экономикой2.

Экономический прорыв РК был построен на форсированной экспортно ориентированной индустриализации, достигнутой за счет развития крупных предприятий тяжелой и химической промышленности. Для их стимулирования применялась широкая система мер: индикативное планирование, валютный контроль, защита внутреннего рынка от конкурирующего импорта, а также преференциальное кредитование3. Уже в конце 1960-х гг. были приняты первые законы о стимулировании отдельных отраслей: судостроения, сталелитейной и нефтехимической и др., а в 1973 г. была объявлена Декларация об индустриализации (букв. План индустриализации посредством развития отраслей тяжелой и химической промышленности).

Вопрос привлечения капитала в предприятия тяжелой промышленности стал для правительства первоочередным. Необходимо было направить большой поток капитала в капиталоемкие долгосрочные проекты, при этом не допустив роста внешнего долга и зависимости от иностранных инвестиций. Для этого требовались серьезный контроль государства над кредитно-финансовой сферой и бюджетная поддержка.

Одним из главных стимулов экспортно ориентированного развития промышленности в Республике Корея был дешевый и доступный кредит. Созданная в 1960-е гг. система экспортного кредитования предполагала возможность предоставления банками краткосрочных кредитов под низкий процент для любого предприятия-производителя, предъявляющего банку подтверждение получения экспортного заказа4. В середине 1970-х гг. ставки по кредитам для предприятий тяжелой промышленности в среднем составляли 9%, тогда как для других отраслей — 15,5%. Эту серьезную разницу полностью

1 Мельянцев В.А., Горожанкина А.А. Южнокорейское чудо, или не боги горшки обжигают // Восток (Ойеш). 2018. №3. С. 148-162., Коргун И.А., Попова Л.В. Внешнеэкономический фактор в развитии Республики Корея (1950-2000-е гг.). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. С.40; ПрозоровскийА.С. Политический лидер и модернизация на Востоке. Опыт Индонезии и Южной Кореи во второй половине XX века. М.: ИМЭМО РАН, 2009. С. 132.

2 Курмызов А.А. Режим Пак Чон Хи в зеркале современной российской историографии // Восток. Опеш. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2023. Вып. 1. С. 217.

3 Коргун И.А., Попова Л.В. Внешнеэкономический фактор в развитии Республики Корея (1950-2000-е гг.). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. С. 40.

4 Горбунов Р.А. Селективность в системе денежно-кредитного регулирования: теоретические основы и опыт реализации в Республике Корея. Владивосток: ДВГУ, 2003. С.130.

компенсировал государственный бюджет. Другим стимулом для тяжелых и химических отраслей стали налоговые послабления: в среднем налоги на предприятия легкой промышленности были на 30-35% выше5.

Государственный контроль за экономическим развитием требовал особой системы управления экономикой. В системе принятия политических решений IV Республики особую роль играло Управление экономического планирования (УЭП), которое занимало доминирующее положение среди органов управления экономикой6. Управление было создано в 1961 г. путем слияния Министерства возрождения, Министерства финансов и Агентства по планированию. В 1963 г. Пак Чонхи усилил позиции УЭП, совместив пост его главы с постом заместителя премьер-министра. Фактически возникла структура, параллельная правительству, и напрямую подчинявшаяся президенту7. Как независимая государственная структура УЭП просуществовало до 1994 г., после чего вошло в состав Министерства стратегии и финансов.

Стратегия индустриализации, несмотря на все успехи, породила проблемы и диспропорции в экономике. Мобилизация ресурсов в тяжелой и химической промышленности вызвала концентрацию капитала в этих отраслях и хроническое недоинвестирование предприятий легкой промышленности. Производственные мощности тяжелой и химической промышленности быстро росли, и в условиях низкого внутреннего спроса недоиспользовались. Общая производительность при этом была низкой8. Чеболи сформировали устойчивую модель управления, при которой на базе дешевого кредита запускали новые проекты вместо повышения эффективности уже существующих.

С другой стороны, в этот период формировались предпосылки демократизации. Так, по мнению А.С. Прозоровского, авторитарный режим, «успешно решая вопросы экономического и социального развития, тем самым постепенно размывал почву собственного существования. По мере экономического прогресса в обществе появляются слои, которые становятся менее зависимыми от власти, начинают требовать сокращения ее контроля, предоставления себе

5 Park Yongjin. Modern Korean Economy. 1948-2008. Seoul. 2018. P. 93-95.

6Прозоровский А.С. «Догоняющее» развитие и модернизаторский авторитаризм в Южной Корее // Общественные науки и современность. 2020. № 3. С.77.

7 Прозоровский А.С. Политический лидер и модернизация на Востоке. Опыт Индонезии и Южной Кореи во второй половине XX века. М.: ИМЭМО РАН, 2009. С. 98.

8 Коргун И.А., Попова Л.В. Указ. соч. С. 40.

политических прав»9. А.Н. Ланьков в свою очередь утверждает, что все «диктатуры развития» имели одну особенность: экономический успех неизбежно подрывал их политическую базу. С ростом благосостояния повышался образовательный уровень и формировался средний класс, а за этим неизбежно следовали политические перемены10.

Влияние нефтяных кризисов 1970-х гг. на экономику РК

Благодаря всесторонней поддержке государства отрасли тяжелой и химической промышленности стали основой экономического успеха страны. Если в 1970 г. на них приходилось лишь 10% экспорта, то к 1980 г. эта доля выросла до 40%, а сам экспорт за 10 лет вырос в 20 раз11.

Однако высокая энергоемкость этих отраслей предопределила зависимость экономики страны от колебаний международных цен на энергоносители. В 1970-е гг. эта зависимость стала особенно критичной на фоне двух нефтяных кризисов, сопровождавшихся кратным ростом цен на нефть. Для Республики Корея, как и для большинства стран мира, результатом кризисов стали инфляция и замедление экономического роста.

В результате первого нефтяного кризиса 1973-1974 гг. цены на нефть выросли в четыре раза. В этих условиях правительство РК сохранило курс на развитие тяжелой и химической промышленности, однако развернуло антиинфляционные меры — корректировались цены, налоги, заработные платы, процентные ставки, чтобы бремя инфляции было распределено между различными секторами экономики. 14 января 1974 г. Пак Чонхи объявил «Чрезвычайные президентские меры по стабилизации жизни населения» (кукмин сэнхваль анчжон-ыль вихан тэтхоннён кингып чочхи)12. Меры представляли собой поправки к налоговому, таможенному и трудовому законодательству и были направлены на поддержку малообеспеченных категорий населения и предприятий. Предполагалось сокращение налогов на граждан с низкими доходами, повышение налогов на алкоголь (1,2-2,5 раза на разные виды алкогольных напитков) и пред-

9 Прозоровский А.С. Политический лидер и модернизация на Востоке.С.23.

10 Ланьков А.Н. Взлет и падение «диктатуры развития» в Южной Корее // Отечественные записки. № 6 (57), 2013. URL: http://ru-90.ru/node/1495

11 Park Yongjin. Op. cit. P. 101.

12 Кукмин сэнхваль анчжон-ыль вихан тэтхоннён кингып чочхи. Че 3 хо.,

1974.1.14. [Срочные президентские меры №3 для стабилизации жизни населения.

14 января 1974 г.] URL: https://www.law.go.kr/^/^^3%^Ö^!^^W^ ^а^/%2800003,19740114%29 (дата обращения: 20.05.2023).

меты роскоши (золотые изделия, яхты и др.) и одновременное снижение налогов на основные потребительские товары. Вводился особый налог на легковые автомобили, который жители Сеула и Пусана выплачивали в двукратном размере, дополнительные налоги на владение различными объектами недвижимости. Предусматривались жесткие меры против задержек выплат заработной платы, запрет непроизводственного кредитования и др. Меры оставались в силе до 1 января 1975 г.13 Важным аспектом антикризисных мер стало энергосбережение, в частности меры по экономии автомобильного топлива и масел. Была запрещена эксплуатация некоторых видов автомобилей, а общеобразовательные школы ушли на длительные каникулы14. Срочные меры 1974 г. включали также отсрочку введения пенсионной системы.

В качестве ответной меры на растущие цены в 1975 г. был впервые принят Закон о стабильности цен и справедливой торговле, который определил методы регулирования цен и со многими поправками действует и сейчас. В целом первый нефтяной шок высветил проблемы имущественного и социального неравенства, которое сложилось в Республике Корея.

Мировая экономика быстро восстановилась после первого нефтяного шока и перешла в фазу подъема уже в третьем квартале 1975 г. Это дало толчок для экспорта РК, что наряду с урожайным годом обусловило экономический рост. Восходящие тенденции в экономике сохранялись вплоть до 1978 г., подстегиваемые строительным бумом на Ближнем Востоке, где южнокорейские предприятия получили большие заказы. За период 1974-1978 гг. платежи Южной Кореи по нефтяным поставкам в среднем составляли 1,2 млрд долл., а приток иностранной валюты, заработанной строительными компаниями, компенсировал 800 млн долл. этих расходов15.

Второй нефтяной шок оказал на экономику РК большее влияние, стал причиной длительной и глубокой рецессии. В 1978 г. цена на нефть вновь выросла в четыре раза и достигла 40 долларов за баррель.

13 За период президентства Пак Чонхи специальные президентские меры вводились девять раз. Рассматриваемые меры стабилизации цен были проходили как третий пакет, а приказ об их отмене зафиксирован в шестом пакете президентских мер, принятом 1 января 1975 г.

14 1970 нёндэ согю пхадон. 2 чхаре кёнчже виги-ва кёнчже кэбаль чолляк-ый сучжон. [Нефтяной шок 1970-х гг. Два экономических кризиса и изменения в экономической стратегии.]. URL: http://contents.history.go.kr/mobile/kc/view.do?levelId=kc_

i500270&code=kc_age_50#:~:text^%20*Hl^ %20

(дата обращения 20.05.2023).

15 ГорбуновР.А. Указ. соч. С.144-145.

Экономика Южной Кореи оказалась в полосе рецессии не только из-за повышения цен на нефть, но и по причине укрепления протекционистских барьеров в США и Японии (основных импортеров южнокорейских товаров, испытывавших стагфляцию) и усиления конкуренции со стороны стран АСЕАН. Увеличился дефицит торгового баланса, сокращался экспорт и валютные резервы страны. Самыми сложными в экономическом отношении стали 1979-1981 гг., когда инфляция в РК достигла пиковых значений (цены росли на 20-30% в год), усугубляясь засухой и плохим урожаем.

Разработка экономической политики в 1970-е гг.

Накопление системных противоречий в южнокорейской экономике, а также необходимость преодолеть последствия второго нефтяного шока, породили дискуссию о необходимости перемен в экономической политике.

В 1970-е гг.южнокорейские чиновники-экономисты разделялись на два лагеря. Первые поддерживали идею развития тяжелой и химической промышленности и фактически претворяли в жизнь идеи президента Пак Чонхи. Создателем стратегии развития тяжелой и химической промышленности был О Вончхоль16, пользовавшийся особым доверием президента. Он был бюрократом военного происхождения, после увольнения из вооруженных сил прошедшим путь от директора автомобильного завода до второго секретаря по экономическим вопросам в правительстве РК. Не меньшим авторитетом пользовался Ким Гванмо, заместитель руководителя проектной группы стратегии развития тяжелой и химической промышленности. Оба они считали технологическое развитие более важным, чем экономическую эффективность. Суть их позиций выражена в тексте декларации об индустриализации 1973 г., которая включала лишь планы по развитию отраслей без указания на источники финансирования17.

Другой лагерь экономистов составляли либералы, считавшие, что стабильность важнее экономического роста. Большинство из них получили образование в США, уехав туда после Корейской

16 Волощак В.И. Военная политика Республики Корея в период правления Пак Чон-хи (1961-1979): от войны во Вьетнаме к «самостоятельной обороне». Восток (Oriens). 2021. № 2. С. 129.

17 Пак Чихун. Хангук син чаючжуый-ый кивон: 1979 нён 4 воль ~ 1998 нён 2 воль [Истоки южнокорейского неолиберализма: апрель 1978 г. — февраль 1998 г.]. Соган тэхаккё тэхагвон. Чончхи вегё хакква, 2007. 108 р. URL: https://academic.naver.com/ article.naver?doc_id=16489749 (дата обращения 20.05.2023).

войны. Эти люди составили мощный слой менеджеров, работавших в бизнесе, в Министерстве торговли и в УЭП.

В 1971 г. был учрежден Институт развития Кореи (Korea Development Institute, KDI), в первый год после его создания в Южную Корею вернулись 12 обладателей ученых степеней, 11 из которых получили их в США. Среди них следует отметить Син Хёнхвака, который впоследствии стал руководителем УЭП, а также Ким Чжэика, который в 1973 г. был назначен на две должности — руководителя отдела в Управлении экономического планирования и руководителя секретариата премьер-министра, а впоследствии стал советником по экономическим вопросам президента Чон Духвана. Новая команда экономистов-рыночников в УЭП и Министерстве финансов видела выход из сложившейся ситуации в либерализации экономики и финансовой сферы. Чеболи поддерживали эту линию, поскольку уже тяготились государственным вмешательством18.

В марте 1978 г. в Управлении экономического планирования был проведен полномасштабный мониторинг экономической ситуации в Республике Корея, на основании которого сделан вывод о необходимости изменения принципов управления экономикой. Результаты выборов в Национальное собрание 12 декабря 1978 г. также были неожиданными для Пак Чонхи, так как фиксировали рост влияния оппозиционной партии. Несмотря на то, что Пак Чонхи все же обеспечил себе большинство в парламенте, он начал задумываться о смене экономической стратегии. Президент произвел перестановки в экономических ведомствах, в том числе был уволен приверженец идей экономического роста директор УЭП Нам Догу, а на его пост назначен экономист-рыночник Син Хёнхвак. После назначения нового руководителя УЭП вопрос изменения экономической политики стал обсуждаться более активно, однако окончательного решения президента по этому вопросу не было.

В январе 1979 г. в УЭП был подготовлен постерный доклад «Новая стратегия на 1980-е гг.», в котором говорилось о необходимости отказа от чрезмерного государственного регулирования и перехода к принципам рыночной экономики. Основным тезисом доклада была необходимость дерегулирования цен, что Пак Чонхи воспринимал крайне негативно. Так же отрицательно он относился к вопросу установления рыночных процентных ставок для фондов, дающих

18 Прозоровский А.С. «Догоняющее» развитие и модернизаторский авторитаризм в Южной Корее. С. 80.

кредиты экспортерам и строительным компаниям. Это для него означало удар по экспорту19.

Втайне от УЭП и его руководителя Син Хёнхвака (пока тот находился в командировке) президент Пак Чонхи поручил Банку Кореи и Институту развития Кореи подготовить независимый от предыдущего доклад о состоянии корейской экономики. Доклад повторил содержание предыдущего постерного доклада, и по его результатам президент поручил разработать меры трансформации экономической политики, поставив в приоритеты стабильность финансовой системы и конкурентоспособность промышленности20.

15 марта 1979 г. прошло совещание под руководством президента с участием представителей Института развития Кореи, Банка Кореи, Экономического отдела Канцелярии премьер-министра РК, где констатировалась необходимость пересмотра проектов строительства мощностей тяжелой химической промышленности и благоустройства сельского жилья. По результатам совещания были приняты стабилизационные меры, ознаменовавшие решительный поворот в экономической стратегии.

Стабилизационные меры 17 апреля 1979 г.

Всеобъемлющие меры экономической стабилизации (кёнчже анчхон хвачон хапсичхэк) были объявлены 17 апреля 1979 г. Трансформацию модели экономического развития, сформированную генералом Пак Чонхи еще в 1960-е гг., фактически запустил он сам.

Новые стабилизационные меры фокусировались не на поддержании высоких темпов экономического роста (которые в середине 1970-х гг. превышали 10%), а на стабильности экономики, для достижения которой предлагалось поддерживать баланс между экономическим ростом, экспортом и инвестициями. Экономические круги признали, что инфляция была вызвана чрезмерным инвестированием в тяжелую и химическую промышленность, в связи с чем предлагалось перейти к мерам финансового сдерживания. Это означало сокращение бюджета: урезание социальных расходов, замораживание зарплат госслужащих и закупочных цен на рис, остановку

19 Кан Гванха, Ли Ёнхун, Чхве Сано. Хангук кодо сончжанги-ый чончхэк кёльчон чхеге — кёнчже кихвеквон-гва чончхэк чхучжин кигу [Система экономической политики ускоренного экономического роста в Республике Корея — роль Бюро по экономическому планированию и институтов экономической политики]. Сеул, 2008, С. 215.

20 Пак Чихун. Указ. соч. Р. 46.

проектов благоустройства сельского жилья и строительства новых

правительственных зданий. Но главным содержанием мер должно

было стать сокращение государственной поддержки экспортных от" " 21 раслей и инвестиций в тяжелую и химическую промышленность21.

Новая стабилизационная политика встретилась с большим сопротивлением. Министерство торговли и промышленности выступало против либерализации импорта и сокращения финансирования экспорта, к чему присоединились предприятия-экспортеры. Все они в один голос были против главной антиинфляционной меры — повышения процентной ставки, которое отрицательно сказалось на доступности кредита для промышленных предприятий. Несмотря на противодействие, стабилизационные меры продолжали реали-зовываться.

Осенью 1979 г. корейская экономика столкнулась с серьезными проблемами: увеличилось число корпоративных банкротств, углубился экономический спад и выросла безработица. Президент Пак Чонхи был недоволен экономическими проблемами, в том числе замедлением экспорта, и требовал у чиновников-экономистов возобновить финансирование экспортных предприятий для того, чтобы восстановить темпы роста экспорта. У президента даже были планы провести замену руководителей экономического блока, в частности уволить Син Хёнхвака22.

Разногласия вокруг принятых мер были в разгаре, когда 26 октября 1979 г. президент Пак Чонхи, который фактически консолидировал антистабилизационные силы, был убит. На следующий же день, 27 октября, министры экономического блока выступили на пресс-конференции с заявлением о том, что в фундаменте экономической политики не будет никаких изменений, и все экономические ведомства будут согласованно поддерживать нормальную экономическую активность в стране23. Таким образом, гибель Пак Чонхи поставила точку в вопросе противников стабилизационной политики и фактически ознаменовала конец политики поддержки индустриализации.

В начале 1980-х гг. окончательно поменялись приоритеты экономического развития и методы регулирования экономики. Во-первых,

21 Кан Гванха и др. Указ. соч. С. 215.

22 Пак Чихун.Указ. соч. С. 108.

23 Кёндже хвальтон чонсан юджи [Сохраняем нормальную экономическую активность] // Мэиль Кёндже (Economic Daily). 1979.10.28. URL: https://newslibrary. naver.com/viewer/index.naver?articleId=1979102800099201003&officeId=00009 (дата обращения 20.05.2023).

от мер промышленной политики, которые активно применялись в фазе бурного экономического роста, государство перешло к более активному использованию мер кредитно-денежной, бюджетной и фискальной политики. Во-вторых, от стимулирования традиционных отраслей промышленности приоритет перешел к наукоемким отраслям — электронике, производству полупроводников. Наконец, в дополнение к экспорту важным механизмом стимулирования экономического роста стало поощрение внутреннего спроса.

* * *

Трансформация экономической стратегии Республики Корея в конце 1970 — начале 1980-х гг. произошла под воздействием комплекса причин: дисбалансов индустриализации, последствий двух нефтяных кризисов, инфляционного давления. Кроме этого, период конца 1970 — начала 1980-х гг. характеризовался политическими изменениями, последовавшим за убийством президента Пак Чон-хи, ростом социального недовольства из-за роста цен и усилением противостояния правительства и крупного бизнеса.

Стабилизационные меры, объявленные в 1979 г. президентом Пак Чонхи, ознаменовали конец его экономической стратегии индустриализации посредством тяжелой и химической промышленности. С них начался переход РК к дерегулированию и либерализации. Либеральные реформы, в полной мере начатые администрацией Чон Духвана, продолжались еще два десятилетия.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волощак В.И. Военная политика Республики Корея в период правления Пак Чонхи (1961-1979): от войны во Вьетнаме к «самостоятельной обороне» // Восток (Oriens). 2021. № 2. С. 123-133. DOI: 10.31857/S086919080014177-1

2. Горбунов Р.А. Селективность в системе денежно-кредитного регулирования: теоретические основы и опыт реализации в Республике Корея. Владивосток, 2003. 232 с.

3. Коргун И.А., Попова Л.В. Внешнеэкономический фактор в развитии Республики Корея (1950-2000-е гг.). СПб., 2011. 244 с.

4. Курмызов А.А. Режим Пак Чон Хи в зеркале современной российской историографии // Восток. Oriens. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2023. Выпуск 1. С. 215-227. DOI: 10.31857/S086919080023985-0

5. Ланьков А.Н. Взлет и падение «диктатуры развития» в Южной Корее // Отечественные записки. № 6 (57), 2013. URL: http://ru-90.ru/node/1495.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Мельянцев В.А., Горожанкина А.А. Южнокорейское чудо, или не боги горшки обжигают// Восток (Oriens). 2018. № 3. С. 148-162. DOI: 10.7868/ S0869190818030123

7. Прозоровский А.С. «Догоняющее» развитие и модернизаторский авторитаризм в Южной Корее // Общественные науки и современность. 2020. № 3. С. 72-83. DOI: 10.31857/S086904990010070-9

8. Прозоровский А.С. Политический лидер и модернизация на Востоке. Опыт Индонезии и Южной Кореи во второй половине XX века. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 132 с.

9. Park Yongjin. Modern Korean Economy. 1948-2008. Seoul, 2018. 299 p.

10. 1970 нёндэ согю пхадон. 2 чхаре кёнчже виги-ва кёнчже кэбаль чолляк-ый сучжон. [Нефтяной шок 1970-х гг. Два экономических кризиса и изменения в экономической стратегии.]. URL: http://contents.history.go.kr/mobile/kc/view. do?levelId=kc_i500270&code=kc_age_50#:~:text^%20^H

%20^1 S%20 йН

11. Кан Гванха, Ли Ёнхун, Чхве Сано. Хангук кодо сончжанги-ый чончхэк кёльчон чхеге — кёнчже кихвеквон-гва чончхэк чхучжин кигу [Система экономической политики ускоренного экономического роста в Республике Корея — роль Бюро по экономическому планированию и институтов экономической политики]. Сеул, 2008. 388 с.

12. Кукмин сэнхваль анчжон-ыль вихан тэтхоннён кингып чочхи. Че 3 хо., 1974. 1. 14. [Срочные президентские меры № 3 для стабилизации жизни населения. 14 января 1974 г.]. URL: https://www.law.go.kr/^/^^%^ ^^^а^/%2800003,19740114%29 .

13. Пак Чихун. Хангук син чаючжуый-ый кивон: 1979^. 4^ ~ 1998^ 2^ [Истоки южнокорейского неолиберализма: апрель 1978 г. — февраль 1998 г.]. Соган тэхаккё тэхагвон. Чончхи вегё хакква, 2007. 108 p. URL: https://academic.naver. com/article.naver?doc_id=16489749.

14. Хан Сокчи. 1980 нёндэ хангуг-ый кёнчже чончхэк пёнхва-ва чончхэк сонтхэг-ый чончхи [Изменения в экономической политике Республики Корея и политическая экономика в 1980-е гг.]. P. 93-109. URL: https://oak.jejunu.ac.kr/bitstream/2020.oak/1062/2/1980%EB%85%84%E-B%8C % 80%20%ED % 95%9C%EA % B5%AD%EC % 9D%98%20 % EA%B2%BD % EC%A0%9C % EC%A0%95 % EC%B1%85 % 2 0 %EB%B3%80%ED%99%94%EC%99%80%20%EC%A0%95%-E C % B 1 % 8 5 % E C % 8 4 % A 0 % E D % 8 3 % 9 D % E C % 9 D % 9 8 % 2 0 %EC%A0%95%EC%B9%98.pdf.

REFERENCES

1. Voloshchak, V.I. Voyennaya politika Respubliki Koreya v period pravleniya Pak Chonkhi (1961-1979): ot voyny vo Vyetnamek«samostoyatel'noy oborone» [Republic of Korea's Defense Policy under Park Chung-hee (1961-1979): From the Vietnam War to "Self-Reliant Defense"]. Vostok (Oriens). 2021. No. 2. P. 123-133. DOI: 10.31857/ S086919080014177-1.

2. Gorbunov, R.A. Selektivnost' v denezhno-kreditnom regulirovanii: teoreticheskiye osnovy i opyt realizatsii v Yuzhnoy Koree. [Selectivity in the System of Monetary and Credit Regulation. Theoretical Principles and South Korean Experience]. Vladivostok, 2003. 238 p.

3. Korgun, I.A., Popova, L.V. Vneshneekonomicheskiy faktor v razvitii Respubliki Koreya (1950-2000-e gg.) [Foreign economic factor in the development of the Republic of Korea (1950-2000)]. Saint Petersburg, 2011. 244 p.

4. Kurmyzov, A.A. Rezhim Pak Chon Khi v zerkale sovremennoy rossiyskoy istoriografii [Park Chung Hee's Regime in the Mirror of Modern Russian Historiography. Vostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost]. 2023. No. 1. Р. 215-227. DOI: 10.31857/S086919080023985-0.

5. Lankov, A.N. Vzlet ipadeniye «diktatury razvitiya» v Yuzhnoy Koreye [The rise and fall of the "development dictatorship" in South Korea] // Otechestvennyye zapiski. 2013. № 6 (57). URL: http://ru-90.ru/node/1495.

6. Meliantsev, V.A., Gorozhankina, A.A. Yuzhnokoreyskoye chudo, ili ne bogi gorshki obzhigayut [South Korea's Miracle, or not Gods but Humans Make Pots] // Vostok (Oriens). 2018. No.3. P. 148-162. DOI: 10.7868/S0869190818030123.

7. Prozorovsky, A.S. "Dogonyayushcheye" razvitiye i modernizatorskiy avtoritarizm v Yuzhnoy Koreye ["Catch-up" Development and Modernizing Authoritarianism in South Korea]. Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2020. No. 3. Р. 72-83. DOI: 10.31857/S086904990010070-9.

8. Prozorovsky, A.S. Politicheskiy lider i modernizatsiya na Vostoke. Opyt Indonezii i Yuzhnoy Korei vo vtoroy polovine XX veka [Political Leader and Modernization in the East: The Case of Indonesia and South Korea in the Second Part of the 20-th Century]. Moscow, 2009. 132 p.

9. Park, Yongjin. Modern Korean Economy. 1948-2008. Seoul, 2018. 299 p.

10. 1970 nyöndae sogyu p'adong. 2chare kyönje wigi-wa kyönje kaebal' chöllyak-üi such'on. [Oil shock of the 1970s 2 economic crises and changes in economic strategy]. URL: http://contents.history.go.kr/mobile/kc/view.do?levelId=kc_i500270&-code=kc_age_50#:~:text^%20^Hl Щ ^%20^>7l %20^1

11. Kang, Kwang-ha, Lee, Young-hoon, Choi, Sang-oh. Hanguk kodo söngjanggi-üi chöngchaek kyölchöng chegye — kyöngje kihwegwong-wa chöngch'aek ch'ujin kigu [Policy Decision System in Korea's High Growth Period — Economic Planning Board and Policy Promotion Agency]. Seoul, 2008. 388 p.

12. Kukmin saenghwal-üi anjöng-ül wihan taet'ongnyöng kingüp chochi. Che 3 ho, 1974. 1. 14. [Presidential Emergency Measures for Stability of People's Lives. No.3, 1974. 1. 14.]. URL: https://www.law.go.kr/^/^^%^ а^/%2800003,19740114%29/

13. Park, Jihoon. Hanguk sin jayujuüi-üi kiwon: 1979 nyön 4 wol ~ 1998 nyön 2 wol [Origins ofNeoliberalism in Korea: April 1979 ~ February 1998]. Sogang University, Department of Politics and Diplomacy. 2007. 108 p. URL: https://academic.naver. com/article.naver?doc_id=16489749.

14. Han, Seokji. 1980 nyöndae hanguk-üi kyöngje chöngch'aek pyönhwa-wa chöngch'aek sönt'aek-üi chöngch'i [Economic Policy nnChanges in Korea in the 1980s and the Politics of Policy Choice] P.93-109. URL: https://oak.je-junu.ac.kr/bitstream/2020.oak/1062/2/1980%EB%85%84%EB%8C%80%20 %ED%95%9C%EA%B5%AD%EC%9D%98%20%EA%B2%BD%EC%A0%9C %EC%A0%95%EC%B1%85%20%EB%B3%80%ED%99%94%EC%99%80%20 %EC%A0%95%EC%B1%85%EC%84%A0%ED%83%9D%EC%9D%98%20 %EC%A0%95%EC%B9%98.pdf .

Статья поступила в редакцию 24.06.2023; одобрена после рецензирования 31.08.2023; принята к публикации 26.10.2023.

The article was submitted 24.06.2023; approved after reviewing 31.08.2023; accepted for publication 26.10.2023.

ОБ АВТОРЕ

Кукла Марина Петровна — канд.экон.наук, доцент кафедры корееведения Восточного института Школы региональных и международных исследований ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет». ORCID 0000-00016245-7565; kukla.mp@dvfu.ru

ABOUT THE AUTHOR

Marina P. Kukla — Ph.D. in Economy, Associate professor at the Department of Korean Studies, Oriental Institute — School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University. ORCID 0000-0001-6245-7565; kukla.mp@dvfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.