Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПЕРИОД ТРЕТЬЕЙ И ЧЕТВЕРТОЙ РЕСПУБЛИК (1963—1979 гг.)'

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПЕРИОД ТРЕТЬЕЙ И ЧЕТВЕРТОЙ РЕСПУБЛИК (1963—1979 гг.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
228
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Корея / КНДР / США / политика национальной безопасности / Пак Чжон Хи / Третья Республика / Четвертая Республика / доктрина Никсона / чучхесон. / Republic of Korea / South Korea / US / DPRK / national security policy / Park Chung-hee / Third Republic / Forth Republic / Nixon doctrine / jucheson.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дмитриевская Наталья Викторовна

В настоящей статье представлен анализ политики национальной безопасности в период Третьей и Четвертой Респуб лик (1963—1979 гг.). С приходом к власти Пак Чжон Хи, а затем и с установлением в Республике Корея военной диктатуры, националь ная безопасность выходит на первый план. Автор статьи подробно рассматривает восприятие угроз национальной безопасности в ука занный период и ее структуру. Также автор делает акцент на соот ветствующих мерах государственного регулирования в нескольких основных направлениях: оборонная политика, взаимодействие с США и вывод американских войск с территории Корейского полу острова, внешняя политика и межкорейские отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Security Policy during the Third and Fourth Republics in South Korea (1963—1979)

The article analyzes South Korean national security policy during the Third and Fourth Republics (1963—1979). With Park Chunghee’s coming to power and further military dictatorship installati on national security policy becomes the political concern of the highest importance. The article examines threats perception and structure of the national security at the time. Much attention is paid to the national regulations which have influenced the policy forming in following directions: defense policy, interactions with the US and American troops withdrawal, foreign policy and interKorean relations.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПЕРИОД ТРЕТЬЕЙ И ЧЕТВЕРТОЙ РЕСПУБЛИК (1963—1979 гг.)»

DOI: 10.24411/9999-043A-2020-10039

Н.В. Дмитриевская

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПЕРИОД ТРЕТЬЕЙ И ЧЕТВЕРТОЙ РЕСПУБЛИК (1963—1979 гг.)*

Аннотация. В настоящей статье представлен анализ политики национальной безопасности в период Третьей и Четвертой Республик (1963—1979 гг.). С приходом к власти ПакЧжонХи, а затем и с установлением в Республике Корея военной диктатуры, национальная безопасность выходит на первый план. Автор статьи подробно рассматривает восприятие угроз национальной безопасности в указанный период и ее структуру. Также автор делает акцент на соответствующих мерах государственного регулирования в нескольких основных направлениях: оборонная политика, взаимодействие с США и вывод американских войск с территории Корейского полуострова, внешняя политика и межкорейские отношения.

Ключевые слова: Республика Корея, КНДР, США, политика национальной безопасности, Пак Чжон Хи, Третья Республика, Четвертая Республика, доктрина Никсона, чучхесон.

Автор: Дмитриевская Наталья Викторовна, ассистент кафедры корееведения СПбГУ. E-mail: natdmitrievskaya@yahoo.com

* Настоящая работа выполнена в рамках Программы поддержки корееведения в ведущих университетах, реализуемой Министерством образования Республики Корея и Центром развития корееведения при Академии Корееведения (AKS-2016-OLU-2250002).

N.V. Dmitrievskaya

National Security Policy during the Third and Fourth Republics in South Korea (1963-1979)

Abstract. The article analyzes South Korean national security policy during the Third and Fourth Republics (1963—1979). With Park Chung-hee's coming to power and further military dictatorship installation national security policy becomes the political concern of the highest importance.

The article examines threats perception and structure of the national security at the time. Much attention is paid to the national regulations which have influenced the policy forming in following directions: defense policy, interactions with the US and American troops withdrawal, foreign policy and inter-Korean relations.

Keywords: Republic of Korea, South Korea, US, DPRK, national security policy, Park Chung-hee, Third Republic, Forth Republic, Nixon doctrine, jucheson.

Author: Natalia DMITRIEVSKAYA. Assistant Professor, Saint Petersburg State University (e-mail: natdmitrievskaya@yahoo.com).

Приход к власти Пак Чжон Хи посредством военного переворота и установление в стране военного режима повлекли за собой значительные изменения в политической и экономической структуре Республики Корея. В указанный период Южная Корея в целом продолжает обладать основными характеристиками стран Третьего мира, в соответствии с чем большое влияние на принятие политических решений оказывает личностный фактор, связанный с авторитарностью власти, и сфера политики национальной безопасности не являлась исключением. Однако стоит отметить, что переосмысление национальной безопасности во многом связано не только с практическим, но и с теоретическим интересом генерала Пака к этой теме. Пак Чжон Хи с самого начала своего президентства признавал важность не только традиционной концепции, основанной на военной и дипломатической сфере, но и так называемой концепции «всеобъемлющей» безопасности (comprehensive security), и выстраивал политику национальной безопасности в стране уже в соответствии с ней.

Понимание угроз

В оценке основных угроз и международной обстановки правительством Пак Чжон Хи прослеживаются значительные различия с пониманием угроз в период Первой Республики.

Так, генерал Пак Чжон Хи не разделял мнения своего предшественника о возможности возрождения японского милитаризма. Более того, он стремился наладить японо-корейские отношения, о чем говорил в послании президенту Л. Джонсону [7.4 намбуккондон-сонмён, а 39]. Во многом это обуславливалось жизненным опытом самого Пак Чжон Хи, но при этом такая позиция в большей степени соответствовала реальному положению дел. Пак Чжон Хи считал, что Япония не только является членом нового либерального мира, но и в случае нормализации межгосударственных отношений может оказать значительную помощь Южной Корее в решении таких внешних и внутренних вопросов, как, например, выход Южной Кореи из ситуации региональной изоляции и создание стимула к сближению с некоммунистическими странами АТР. Кроме того, причислив Японию к членам либерального мира, и тем самым поставив ее на один уровень с Республикой Корея, Пак Чжон Хи добился эффекта естественной ликвидации одной из значительных угроз национальной безопасности.

Следует учитывать, что Пак Чжон Хи выделял защиту режима в качестве одной из сфер национальной безопасности, подтверждением чему служил переворот Юсин в 1972 г. и «усиление национальной безопасности» [Чон Ильчжун, а 154].

Структура национальной безопасности в 1963—1979 гг.

Основными целями правительства Пак Чжон Хи в 1963 г. были названы экономическое развитие и укрепление национальной безопасности, в соответствии с чем требовалось не только переосмысление общей концепции и стратегии развития, но и изменение структуры государственных органов власти со смещением акцента на сферу экономики и национальной безопасности.

14 декабря 1963 г. Пак Чжон Хи официально объявил о реформировании государственного аппарата и перевёл Комиссию по обсуждению экономических и технических вопросов, Контрольно-ревизионное управление, Главное разведывательное управление и другие органы национальной безопасности в прямое подчинение президенту. Кроме того, 17 декабря 1963 г. был создан Совет национальной безопасности — главный государственный орган по определению стратегии и планированию политики национальной безопасности, также напрямую подчинявшийся президенту и не входящий в состав других министерств. Таким образом, при президенте Пак Чжон Хи впервые национальная безопасность начиняет выделяться как отдельное политическое направление с сепаратной структурой управления. На это указывают и качественные изменения в системе государственной власти: Главное разведывательное управление было трансформировано по модели американского ЦРУ, и выполняло вспомогательную роль передачи всей внешней и внутренней информации, связанной с вопросами национальной безопасности, непосредственно президенту страны для предотвращения ее искажения [Чон Нэхёк, а 317].

В 1970 г. Совет национальной безопасности опубликовал официальный Документ об основах политики национальной безопасности, в котором освещал и систематизировал основные установки политики в этой сфере [Хон Чунги, ^ 121], что ещё раз подтверждает выделение аспекта безопасности в качестве отдельного направления политики.

Политика национальной безопасности в 1963—1979 гг.

Генерал Пак Чжон Хи придерживался мнения, что для обеспечения национальной безопасности необходимо последовательно развивать оборону, международные отношения и политику объединения.

В оборонной политике правительства Пак Чжон Хи главным направлением было создание системы обороны с опорой на собственные силы (чачжу кукпан) посредством развития оборонной про-

мышленности. После событий 1968 г., когда с целью поддержания мира в стране были мобилизованы отряды резервных войск численностью в 2,5 млн человек, и армия не смогла обеспечить всех огнестрельным оружием американского производства, нехватка вооружения стала очевидной. В целом идея создания обороны с опорой на собственные силы заключалась в постройке на деньги японского займа ряда крупных заводов, которые стали бы ядром оборонной промышленности, а также переоснастка ведущих предприятий в целях увеличения перехода к массовому производству огнестрельного оружия [Ким Чоннём, а 117—120]. В соответствии с выбранным политическим курсом в августе 1970 г. было учреждено Агентство по развитию обороны, начались разработка и производство оружия и боеприпасов, направленные на национализацию оборонной промышленности, в Министерстве обороны был учрежден Департамент оборонной промышленности [Кукпанпучжикче]. В рамках этой политики правительством Пак Чжон Хи были достигнуты значительные результаты: с 1972 г. началось постепенное массовое производство винтовок, пулеметов, артиллерийских снарядов, малолитражных вертолетов, гаубиц, танков [Ко Кёнъын, с. 56].

В 1975 г. на развитие оборонной политики с опорой на собственные силы было потрачено рекордное количество средств, которое даже превысило расходы КНДР в той же области [Ким Чоннём, с. 311].

Одним из важнейших направлений политики национальной безопасности Пак Чжон Хи считал укрепление отношений с США, но не в виде принятия односторонней помощи, а на уровне взаимного сотрудничества. В послании от 1964 г. Пак Чжон Хи называл США дружественным государством, а их отношения — неразделимыми общей судьбой [Пак Чжон Хи, 1965, с. 55]. Однако он также писал, что демократия западного типа, которую пропагандируют США, не соответствует реалиям Республики Корея, поэтому необходимо укреплять корейскую самостоятельность (чучхесон), и на основе этого создавать независимое корейское общество [Пак Чжон Хи, 1963, с. 227].

В 1964 г. началась Вьетнамская война, в связи с чем администрация Л. Джонсона потребовала от южнокорейского правительства от-

правки корейских войск во Вьетнам для участия в вооруженном конфликте на стороне США. Президент Пак Чжон Хи удовлетворил просьбу американского правительства, и в феврале 1965 г. во Вьетнам прибыли корейские саперные войска, а затем в октябре того же года — корейские сухопутные войска. Однако, в соответствии с политикой приоритета национальных интересов в марте 1965 г. министр иностранных дел Республики Корея Ли Дон Вон посредством переговоров с президентом Л. Джонсоном и заключения в следующем году меморандума Брауна добился от американского правительства подтверждения оказания помощи в проведении модернизации и перевооружении корейской армии, выдачи государственного займа и доступа к военным материалам в качестве компенсации за отправку войск во Вьетнам [Ли Донвон, с. 117].

В июле 1969 г. была объявлена доктрина Никсона, одним из положений которой было сокращение военного контингента в Азии, и в соответствии с которой в 1970 г. из Южной Кореи была выведена 7-я американская дивизия. Правительство Третьей Республики оказалось перед угрозой ослабевания объединенной обороноспособности в рамках корейско-американского альянса. Решением этой проблемы стало усиление альянса на основе совместного военного участия. Так, в 1970 г. был создан первый корейско-американский военный корпус, а с 1976 г. начались совместные корейско-американские военные учения [Ли Донвон, а 118]. Также важно отметить, что в 1971 г. переговоры на уровне министров обороны США и Кореи, функционирующие на постоянной основе с 1968 г., переросли в корейско-американские консультативные встречи с участием представителей МИД.

В целях преодоления очередного кризиса союзнических отношений с США, связанного с решением президента Дж. Картера о повторном сокращении американского военного присутствия в Южной Корее, в 1978 г. президент Пак Чжон Хи предложил создать Совместный корейско-американский штаб, который должен был объединить командование американскими и корейскими войсками, а также принять на себя обязанности проведения военных операций, возложенные ранее на командование штаба ООН [Чо Соннёль, с. 19].

Таким образом, президент Пак Чжон Хи инициировал качественное развитие альянса с США и укрепил систему национальной безопасности с опорой на собственные силы.

Наряду с оборонной политикой развитие отношений с другими государствами являлось одной из главных составляющих системы национальной безопасности в 1963—1979 гг., а именно «укрепление сотрудничества с дружественными государствами и расширение международных связей» [Пак Чжон Хи, 1963, с. 123]. Правительству Пак Чжон Хи удалось не только закрепить существующие контакты, но и получить признание среди других стран и тем самым расширить географию отношений Южной Кореи, что явилось затем основой создания рынка экспорта.

Как говорилось выше, Пак Чжон Хи считал, что нормализация отношений с Японией является важным фактором обеспечения национальной безопасности Республики Корея. К тому же, путем заключения японо-корейских дипломатических отношений возможно было добиться признания Южной Кореи единственным легитимным государством на Корейском полуострове, а правительства Пак Чжон Хи — законным, тем самым ликвидировать возможность укрепления отношений Японии и Северной Кореи. Налаживание отношений послужило бы стимулом и к совместному обеспечению региональной безопасности. Такая политика привела к расширению и укреплению связей между государствами как на политическом, так и на военном уровне: в 1972 г. была создана Парламентская лига Республики Корея и Японии, а в 1978 г. — Корейско-японский парламентский совет по вопросам безопасности. Участились также и взаимные визиты представителей южнокорейского и японского правительства.

Активным также было и развитие отношений с другими антикоммунистическими государствами азиатского региона. В 1964 г. правительство Пак Чжон Хи приступило к созданию проекта системы сотрудничества стран АТР, в которую вошли бы такие государства, как Таиланд, Малайзия, Япония [Ли Донвон, с. 161—170]. Первые успехи активной международной политики правительства Пак Чжон Хи появились уже в июне 1966 г., когда по инициативе Республики Корея был создан Азиатско-Тихоокеанский совет (ЛБРЛС), в кото-

рый вошли 10 стран, в том числе Япония, Малайзия, Филиппины, Австралия, Новая Зеландия, Тайвань, Вьетнам, Лаос. Эта система стала региональной площадкой для обсуждения вопросов политики, экономики, общества, культуры, при этом Южная Корея играла в ней ведущую роль.

С началом активного экономического роста необходимо было создать прочную основу для дальнейшего развития, поэтому правительство Пак Чжон Хи не исключало возможности активизации отношений со странами коммунистического блока, однако, первая стадия нормализации отношений предполагала лишь налаживание торгового обмена.

Значительную роль в укреплении системы национальной безопасности сыграли изменения в политике объединения. После вступления в должность президента Пак Чжон Хи совершил в 1964 г. визит в Западную Германию, во время которого главы двух государств обсудили проблемы разделения нации и возможности экономического и культурного обмена [Ли Донвон, с. 161]. Существует мнение, что именно суждения немецкого лидера, который придерживался реалистичных взглядов на объединение, повлияли на переоценку взглядов Пак Чжон Хи на политику объединения. Он пришел к выводу о безрассудности имеющейся теории «похода на Север» и объединения военным путем, а также определил в качестве первичной задачи для нормализации отношений улучшение экономического положения Северной Кореи [Пак Ёнчжун, с. 540]. В целом эта позиция также соответствовала лозунгу правительства Пак Чжон Хи: «Сначала — развитие, потом — объединение» (Сонгонсоль, хутхонъиль).

В сентябре 1971 г. были проведены встречи разделенных семей по линии Красного Креста, а 4 июля 1972 г. начальник Разведывательного управления Ли Ху Рак обнародовал Совместное заявление Севера и Юга от 4 июля, провозглашавшее основные принципы мирного объединения при невмешательстве третьих сил [7.4 нам-буккондонсонъмён]. Модель объединения в период президентства Пак Чжон Хи можно свести к четырем основным стадиям развития межкорейских отношений: 1) укрепление государственной мощи Республики Корея; 2) межкорейские переговоры и содействие обменам на основе главенствующей роли Южной Кореи; 3) договор о

взаимном ненападении; 4) осуществление объединения. Очевидно, что президент Пак Чжон Хи признавал возможность объединения только при условии политического и экономического превосходства Республики Корея, а значит, и под ее эгидой.

Политика национальной безопасности в период Третьей и Четвертой Республики значительно трансформировалась в связи с переосмыслением концепции, а также начался процесс выделения национальной безопасности в самостоятельное направление государственного регулирования, следствием чего стали качественные изменения практически во всех сферах ее развития: укрепление альянса с США на основе взаимного участия, оборонная политика с опорой на собственные силы, экономический рост, и соответственно, укрепление политической, экономической и военной мощи страны в целом, создание предварительных условий для мирного объединения. В целом стратегически политика национальной безопасности правительства Пак Чжон Хи была очень удачной за счет принципа замены угрозы или снижения степени ее опасности путем налаживания прямых контактов и диалога.

Библиографический список

7.4 намбуккондонсонмён: // Хэнчжончачхибу. Куккакироквон : [Совместное соглашение Севера и Юга от 4 июня// Министерство регионального управления. Национальный архив]. URL: http://www.archives.go.kr/next/search/listSub jectDescription.do?id=003345 (дата обращения: 10.03.2017). (На кор. яз.).

И Донвон. Тэтхонънёныль кыримё : [Создавая портрет президента]. Сеул: Корёвон, 1992. (На кор. яз.).

Ким Чоннём. А, Пак Чонхи: Ким Чоннём чончхихвегорок: [А, Пак Чжон Хи: мемуары Ким Чоннёма]. Сеул: Чунъанъ M&B, 1997. (На кор. яз.).

Ко Кёнъын. 1970-нёндэ ханбандо кунбикёнчжэнгва намбукхан ве : [Межкорейские отношения и гонка вооружений на Корейском полуострове в 1970-е гг.]. Сеул: на правах рукописи. 1988. (На кор. яз.).

Кукпанпучжикче — Тэтхоннённён че 1450 хо, 1959.2.18// Куккапомнён чон-бо сентхо : [Административная структура Министерства обороны — Указ президента № 1450 от 18.02.1959// Информационный портал государственных зако-

нов]. (URL: http://law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=16169#0000 (дата обращения: 10.08.2016). (На кор. яз.).

Пак Ёнчжун. И сынъаный кукчечильсоинсикква ильбонгван: синминчжи сигие иссо мангукква конгугый мунчже// Хангукчончхивегёсанончхон : [Понимание миропорядка и взгляды на Японию Ли Сынмана: вопросы гибели и основания государства в период колонизации// Сборник статей по истории политики и международных отношений Республики Корея] Сеул. 2009. Том 31. № 1. С. 77—113. (На кор. яз.).

Пак Чонхи тэтхоннён ёнсоль мунчжип (1963.12—1964.12) : [Сборник речей президента Пак Чжон Хи (1963.12—1964.12)]. Сеул: Информационный центр официальных заявлений президента. 1965. Кн. 1. (На кор. яз.).

Пак Чжон Хи. Куккава хёнъмёнъгва на : [Государство, революция и я]. Сеул: Хянмунса. 1963. (На кор. яз.).

Пак Чжон Хи. Пак Чонхи тэтхоннён ёнсольмунчжип : [Сборник речей президента Пак Чжон Хи]. Сеул: секретариат президента. 1965. Кн. 1. (На кор. яз.).

Хон Чунги. Хангук чачжукукпан чончхэгый ёксачжок пёнчхонквачжонъе кванхан ёнгу : [Исследование, посвященное историческому процессу изменения политики национальной обороны в Республике Корея]. Сеул: на правах рукописи. 2004. (На кор. яз.).

Чо Соннёль. Ханбандо пхёнхвачхечже кучхукква ханмитонмэн: юёнса, чухан-мигун мучже чунъсимыро : [Формирование системы мира на Корейском полуострове и альянс США и РК: история ООН, вопросы военного контингента]. Сеул: на правах рукописи. 2004. (На кор. яз.).

Чон Ильчжун. Юсинчхечжеый мосунгва ханмикальтын: минчжучжуый ом-нын куккаанбо// Сахвева ёкса : [Противоречия системы Юсин и напряженность в отношениях РК и США: национальная безопасность без демократии// История и общество]. Сеул. 2006. Том 70. (На кор. яз.).

Чон Нэхёк. Кёкпёный сэнъэрыль торапомё : [Оглядываясь на резко изменившуюся жизнь]. Сеул: Самянъ эд. 2001. (На кор. яз.).

References

Cho Sôngryôl. (2004). Hanbando p'yônghwach'eje kuch'ukkwa hanmidongmaengr yuensa, chuhanmigun munje chungshimuro: [Forming of a new peace paradigm and US-ROK alliance: UN history and problems of US troops disposition in South Korea]. Seoul: manuscript. (In Korean).

Chông Ilchun. Yushinch'ejeui mosun'gwa hanmigaltungr minjujuui ômnun kukkaanbo // Sahoewa yôksa: [Jushin system contradictions and tensity between the US

and ROK: national security without democracy// Society and History]. Seoul. 2006. Vol. 70. (In Korean).

Chöng Raehyök. Kyökpyönüi saengaerül torabomyö: [Looking back at drastically changed life]. Seoul: Samyang. 2001. (In Korean).

Hong Chunki. Han'gung chajugukpang chöngch'aegüi yöksajöng pyönch'ön' gwajönge kwanhan yön'gu: [Research of historical transformation process of national defense policy in South Korea]. Seoul: manuscript. 2004. (In Korean).

I Tongwön. Taet'ongnyöngül kürimyö: [Picturing the President]. Seoul: Goryeowon. 1992. (In Korean).

Kim Chöngnyöm. A, Pak Chönghüi: Kim Chöngnyöm chöngch'ihoegorok: [Ah, Park Chung Hee: memoirs of Kim Cheongnyeom]. Seoul: Jungang. 1997. (In Korean).

Ko Kyöngän. 1970-nyöndae hanbando kunbigyöngjaenggwa nambuk'an we: [Interkorean relations and arms race on the Korean Peninsula in 1970s]. Seoul: manuscript. 1988. (In Korean).

Kukpangbujikche// Kukkabömnyöngjöngbosent'ö — Taet'ongnyöngnyöng che 1450 ho, 1959. 2. 18.: [Administrative Organization of the Ministry of Defense// National Law Information Center]. URL: http://law.go.kr/lsInfoP.do?lsiSeq=16169# 0000 (accessed: 10 August, 2016). (In Korean).

Park Chung-hee. Pak Chönghüi taet'ongnyöng yönsölmunjip: [Selected Speeches of President Park Chung-hee]. Seoul: Office of The President.1965. Book. 1. (In Korean).

Pak Yöngchun. I Süngmanüi kukchejilsöinshikkwa ilbon'gwanr shingminji shigie issö manggukkwa kön'gugüi munje // Han'gukchöngch'ioegyosanonch'ong: [Rhee Syngman's world order comprehension and view of Japan: state ruin and establishmentproblems during the colonization period // Journal of Korean Association for Political And Diplomatic History]. Seoul. 2009. Vol. 31. № 1. P. 77—113. (in Korean).

Pak Chönghüi taet'ongnyöng yönsölmunjip (1963.12—1964.12): [Selected Speeches of President Park Chung-hee (1963.12—1964.12)]. Seoul: Center of the President's official statements. 1965. Book 1. (In Korean).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.