Научная статья на тему 'Экономическая стратегия южнокорейских президентов-диктаторов 1965-1985 гг'

Экономическая стратегия южнокорейских президентов-диктаторов 1965-1985 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1473
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / REPUBLIC OF KOREA / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / ПЯТИЛЕТНИЕ ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ / FIVE-YEAR DEVELOPMENT PLANS / ПАК ЧЕН ХИ / ЧОН ДУ ХВАН / CHON DU HWAN / PAK CHEN HEE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буторина К. А., Нуриева А. Р.

Исследование южнокорейского экономического чуда вплоть до сегодняшнего дня вызывает интерес у мировых экономических экспертов. Республика Корея страна, совершившая невероятный экономический прорыв за несколько десятилетий. Она превратилась из одной из беднейших стран мира в одного из четырех «азиатских тигра». Именно поэтому метод проведения южнокорейской экономической политики приводится в пример развивающимся странам. Опыт проводимой стратегии может быть перенят другими странами. Толчком к экономическому развитию Республики Корея послужила экономическая стратегия президентов диктаторов (1965-1985 гг.). В качестве изучения опыта следует принять во внимание анализ функциональности и значения экономической стратегии Южной Кореи в период 1965-1985 гг., строящейся по принципу проведения пятилетних планов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая стратегия южнокорейских президентов-диктаторов 1965-1985 гг»

УДК 327

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

ЮЖНОКОРЕЙСКИХ ПРЕЗИДЕНТОВ-ДИКТАТОРОВ 1965-1985 гг.

Буторина К.А., студент, [email protected] Нуриева А.Р., канд. экон. наук, доцент кафедры «Международные экономические отношения»

Институт международных отношений истории и востоковедения Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. Исследование южнокорейского экономического чуда вплоть до сегодняшнего дня вызывает интерес у мировых экономических экспертов. Республика Корея — страна, совершившая невероятный экономический прорыв за несколько десятилетий. Она превратилась из одной из беднейших стран мира в одного из четырех «азиатских тигра». Именно поэтому метод проведения южнокорейской экономической политики приводится в пример развивающимся странам. Опыт проводимой стратегии может быть перенят другими странами. Толчком к экономическому развитию Республики Корея послужила экономическая стратегия президентов — диктаторов (1965-1985 гг.). В качестве изучения опыта следует принять во внимание анализ функциональности и значения экономической стратегии Южной Кореи в период 1965 — 1985 гг., строящейся по принципу проведения пятилетних планов.

Ключевые слова: Республика Корея, импортозамещение, пятилетние планы развития, Пак Чен Хи, Чон Ду хван.

Благодарности. Данная работа осуществлялась при поддержке Программы по поддержке молодых специалистов в области корееведения через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (АКБ-2016-ШС-2230003).

На протяжении более 2 тыс. лет Корея была мирным королевством, последняя династия правила им 600 лет. Однако, в 1910 году Корея была насильно захвачена Японией. Эта аннексия длилась около 36 лет, то есть до конца Второй мировой войны в 1945 году. Именно тогда Корея была освобождена от японской колонизации и одновременно разделена на две части: северную (Корейская народная демократический республика) - под управлением СССР и южную (Южная Корея) - под управлением США. Как только два новых правительства Кореи были сформированы, в 1950 году разразилась Корейская война, длившаяся 3 года. Как результат? Вся промышленная база Республики Корея была разрушена, и страна была вынуждена опираться на помощь иностранных государств (в основном — США). Восстановление промышленности, а также торговая политика, ориентированная на импортозамещение стали главными целями внутренней политики Южной Кореи. На примере США в Южной Корее была установлена демократическая политическая система, однако, политическая ситуация в стране все еще оставалась нестабильной.

Настроения вокруг политического хаоса, вызванного экономической стагнацией и постоянной военной угрозой со стороны КНДР привели к военному перевороту в 1961 году под предводительством генерал-лейтенанта Пак Чон Хи [1, с. 321]. В 1962 году он был избран президентом и на протяжении 18 лет сохранял этот пост. Пак Чон Хи был первым, кто начал систематический план экономического развития. В начале его правления экономическая ситуация в стране была совершенно неблагоприятной для развития: капитал, технологии, природные ресурсы были недостаточными для развития. Единственным фактором производства Кореи, который имелся в избытке, было трудоспособное население. В Корее конфуцианская традиция религиозного мировоззрения, как известно, уделяет большое внимание самосовершенствованию личности, в том числе и через образование. В результате чего население было более об-

разовано относительно других развивающихся стран. Однако политическая ситуация была неблагоприятной для развития: на севере оставался главный враг - КНДР, на востоке - бывшая колониальная Япония, а на западе - один из главных участников Корейской войны, Китайская народная республика (КНР). Республика Корея и Япония сумели восстановить дипломатические отношения только в 1965 году. Поэтому Пак Чон Хи начал проведение экономической политики, основанной на реализации экономических планов - пятилеток [2, с. 30].

Основным политическим курсом в области торговли и экономического развития в период 1963-1979гг. было содействие экспорту [3, с. 45]. Это выделяло Корею из ряда других развивающихся стран, поскольку большинство их сосредоточилось на импортозамещении, так как у них не было достаточного капитала и валютных резервов для импорта. Корея же наоборот придерживалась политики, ориентированной на экспорт. Импорт не был свободным, но так как он был связан с экспортом, то был разрешен иностранным предприятиям на благоприятных условиях. С одной стороны, Корея выбрала политику «открытых дверей», основанную на теории сравнительных преимуществ Рикардо. Но с другой стороны, у нее не было много вариантов, поскольку заработок в иностранной валюте был предпосылкой для импорта факторов производства, таких как сырье и технологии. Но, как известно, Республика Корея не располагает запасами природных ресурсов, поэтому данный источник был недоступен. Правительство оказывало финансовую поддержку и стимулировало предприятия, которые производили продукцию для экспорта. Стоит отметить, что во время военного переворота банки были национализированы. Это сделало возможным широкое распространение финансовой поддержки со стороны правительства, в том числе выдача кредитов с более низкими процентными ставками бизнес-предприятиям.

Быстрорастущий экспорт столкнулся с торговыми барьерами развитых стран, и разработчики политики почувствовали необходимость обновления и изменения экспортируемых товаров в 70-х годах. В дополнение к этому, изменение политики США по сокращению американских войск в Республике Корея побудило правительство развивать собственную военную промышленность. Вследствие этого, произошли изменения в корейской торговой и промышленной политике: от стимулирования экспорта к целенаправленному промышленному развитию. В 1973 году правительство объявило о «Плане развития тяжелой и нефтехимической промышленности», который предусматривал общий объем инвестиций в размере около 9,6 млрд $ на строительство шести тяжелых и нефтехимических промышленных предприятий [4, с. 52]. Было отобрано шесть отраслей промышленности, развитию которых правительство уделяло особое внимание: судостроение, автомобилестроение, черная и цветная металлургия, машиностроение и нефтехимия. Поддержка других отраслей была прекращена, и импорт для них стал так же невыгоден. Некоторые описывают этот период времени как «темные времена» корейской торговой политики. Однако, к сожалению, производительность этих шести отраслей не оправдала ожиданий правительства, она была довольно низкой. Правительство резко увеличило денежную массу для поддержки этих отраслей, а также повысило заработную плату для привлечения квалифицированных рабочих. Внутренняя экономическая политика характеризовалась ро с-том инфляции. В 1979 году по экономике Республики Корея, набирающей темп, был нанесен серьезный удар, произошел второй нефтяной шок, вследствие чего замедлился экспортный рынок. Как результат, Республика Корея впервые испытала отрицательный темп роста экспорта в 1979 году, иностранные резервы почти иссякли. Страна испытывала серьезные трудности. Однако один аспект заслуживает внимания. Химическая промышленность стимулировалась не для замещения импорта, а для экспорта. Масштабы инвестиций в отрасль были гораздо выше, чем требовала местная экономика, и продвижение экспорта осуществлялось даже во время тенденции развития химической промышленности. Это давало возможность брать в долг на вы-

годных условиях, а также обеспечивало гарантию со стороны правительства, если инвестиции не оправдывались. Все правительственные учреждения активно поддерживали экспорт, и, на удивление он увеличился примерно на 30% в год за этот период, а экономика выросла почти на 10% в год. В то время среди правительства были популярными фразы: «мы можем жить лучше» и «восстановление страны через экспорт» [4, с. 147]. Итогами политики Пак Чон Хи стало успешное завершение первых двух пятилетних планов, увеличение размера корейской экономики и роста частного сектора. Республика Корея превратилась из развивающейся страны в индустриальную, благодаря стимулированию развития отраслей промышленности. Основное направление экономической политики сменило курс от импортозамещения к стимулированию экспорта. Фактические темпы роста превышали запланированные показатели. Несмотря на то, что цели третьего пятилетнего плана (1972-1976 гг.) не были достигнуты из-за нефтяного шока, именно политика Пак Чон Хи дала мощное начало экономическому развитию Республики Корея.

Сильный человек, подталкивающий к развитию всю экономику в течение 20 лет, Пак Чон Хи, был убит главой корейского ЦРУ. Только через два месяца после случившего ся снова произошел военный переворот под командованием еще одного генерал-лейтенанта. В результате, Чон Ду Хван пришел к власти и был избран президентом до 1987 года [4, с. 15]. В 1980 году в южном городе Кореи Кванджу произошла акция протеста в поддержку демократического режима, однако он был жестоко подавлен военными. Помимо этого, в 1980 году погодные условия были непригодными для посевов [1, с. 350]. Из-за этого впервые за 20 лет произошло замедление развития экономики. Политический режим Чон Ду Хвана, как и его предшественника в экономической сфере, был диктаторским, однако в экономике его политика носила более либеральный курс: правительство пыталось восстановить развитие рыночной политики. Первой задачей, которая стояла перед правительством, была борьба с инфляцией, которая превышала 30% в год. Бюджет правительства был заморожен, и началась массовая кампания по сдерживанию инфляции, иногда с оказанием давления на частный сектор. Популярной фразой среди правительства была: «разделение бремени». Примечательно, что уровень инфляции снизился ниже 3% в течение трех лет, и с тех пор по сей день, инфляция перестала беспокоить Республику Корея. Следующей задачей была финансовая либерализация. Правительство прекратило предо с-тавлять кредиты на выгодных условиях частным фирмам, разница между процентными ставками была исключена. Инвестирование в сектор химической промышленности было сокращено. В то же время реализовано открытие рынка. Целью политических курсов было повышение конкуренции в экономике и сокращение вмешательства правительства в рынок. Во время правления Чон Ду Хвана произошли резкие и непредсказуемые изменения во внутренней и внешней среде, включая нефтяной кризис, социальные потрясения. Это препятствовало реализации первоначальных желаемых задач. Во время четвертой пятилетки (1977-1981гг.) были достигнуты наихудшие показатели экономического роста страны, что привело к неизбежному пересмотру осуществляемой политики. Однако, пятый план (1982-1986гг.) привел к одному из лучших экономических показателей среди последних пятилеток. Он решил хронический дефицит платежного баланса и постоянную инфляцию. В предыдущих пятилетних планах правительство выбирало ключевые отрасли промышленности и стимулировало их развитие, однако в период пятой пятилетки оно стало оказывать лишь ко с-венную поддержку этим отраслям. Правительство делало акцент на технологиях, человеческих ресурсах и повышении производительности труда. Была также достигнута стабилизация цен. Однако, несмотря на то, что в результате этих достижений качество жизни было улучшено, была критика в отношении проводимой политики: правительство не отвечало быстрорастущему спросу на улучшение благосостояния и равенства среди социальных классов.

Таблица 1

Сравнительная таблица экономических политик Пак Чон Хи и Чон Ду Хвана_

Пак Чон Хи (1963-1979) Чон Ду Хван (1979-1988)

1) Усиление регулирующей роли государства в экономике 2) Развитие экспортной торговли на приоритетной основе 3) Беспощадный упор на реализацию намеченных планов 4) Мобилизация и развертывание технократов на основе меритократии (власть «достойных») 5) Создание инфраструктуры и основание современных отраслей 6) Использование умелого предпринимательства лидеров бизнеса 7) «Движение за новую деревню» - модернизация сельской местности 1) Курс на либерализацию, однако режим оставался диктаторским 2) Меры по стабилизации, включая сокращение с/х субсидий, з/п и дефицита бюджета 3) Реорганизация и консолидация среди крупных предприятий 4) Поэтапный отказ от промышленной индустриальной политики 5) Укрепление конкурентной политики в отношении крупных предприятий 6) Либерализация внешней торговли и открытость к прямым инвестициям 7) Внедрение эффективных стратегий продвижения технологий

Среди положительных аспектов экономической стратегии президентов-диктаторов можно отметить то, что в течение 1960—1970-х годов корейская экономика достигла заметных показателей в экспорте и индустриализации. Это произошло благодаря мобилизации различных политических программ, таких как государственное финансирование, различные льготы для экспорта, высокие импортные ограничения, регулирование и контроль ценообразования.

В результате, за этот период произошло быстрое увеличение экспорта. В связи с политикой индустриализации доля производства в ВВП увеличилась с 18 в 1970 году до 24% в 1980 году [6]. Однако, с другой стороны, за тот же период доля сельского хозяйства, рыбной промышленности и добывающей промышленности резко сократились до 31, 18 и 10% соответственно. Структура экспорта была сосредоточена на товарах промышленного назначения.

Таблица 2

Темпы роста ВВП [10]_

Годы 1962-1966 1967-1971 1972-1976 1977-1981 1982-1986

Запланированные показатели 7,1% 7% 8,6% 9,2% 7,6%

Фактические показатели 7,8% 9,6% 9,2% 5,8% 9,8%

По совокупным показателям темпы экономического роста достигли 3,8% в год в период 1954—1960 гг., тогда как в 1960-х годах он составлял уже 8,4% в год, в 1970-х годах -7,2% в год, а в 1980-х годах экономический рост составил 8,7% в год [6]. Устойчивый экономический рост мог быть достигнут частично благодаря позитивному вмешательству правительства Кореи в процесс экономического развития (экспортно ориентированная политика индустриализации, а также тяжелая и нефтехимическая промышленность).

Несмотря на вышеупомянутые достижения правительства, государственное вмешательство в процесс экономического развития вызвало различные неблагоприятные последствия, в том числе продолжающуюся инфляцию, рыночные диспропорции из-за прямого регулирования ценообразования, повышающийся коэффициент задолженности, ухудшение рентабельности. По мере того, как приток иностранного капитала стал стремительно увеличиваться, коэффициент задолженности предприятий стал заметно возрастать. Эти проблемы проявились в качестве слабого звена корейской экономики. Высокий коэффициент задолженности в предпринимательском секторе во многом отражал систему совместного страхования между правительством и сектором предпринимательства.

В течение 1960-х и 1970-х годов экономическая концентрация (монополия и олигополия) была сильно ускорена. Во второй половине 1960-х годов, когда уровень внешних займов резко возрос, правительство стало отдавать предпочтение фирмам-гигантам,

имеющим внешние займы, с гарантией со стороны правительства. Но привилегии (особые предложения) внешних займов не были предоставлены малым и средним фирмам.

В процессе осуществления корректировки инвестиционной политики стимулирования тяжелой и нефтехимической промышленности и промышленной реструктуризации в конце 1970-х и в 1980-х годах правительство предоставило фирмам-гигантам первоочередную задачу взять под свою ответственность неэффективно работающие фирмы, что в конечном итоге привело к увеличению экономической концентрации. Чтобы ее уменьшить, правительство ввело ряд правил для конгломератов, но правила не смогли достичь своей цели в то время, пока действовало совместное страхование между правительством и фирмами-гигантами. Вместо этого произошло искажение в работе рынка [9].

3 августа 1972 года правительство объявило чрезвычайный «Декрет об экономической стабильности и росте» [8, с. 60]. Его главная цель заключалась в том, чтобы резко улучшить финансовую структуру бизнеса, прежде всего, освободив ее от обременительных неорганизованных кредитов. Эта мера вынудила правительство взять на себя ответственность за чрезмерное инвестирование предприятий, при этом одновременно обязывая эти предприятия поддерживать высокую степень ответственности и правительственные инвестиции.

После 1973 года и объявления о «Плане развития тяжелой и нефтехимической промышленности», правительство предприняло решение содействовать проектам развития тяжелой и нефтехимической промышленности, которые позже привели к провалу идей о правительственных инвестициях, к неправильному распределению ресурсов и стали причиной появления многих фирм-банкротов. Чтобы ликвидировать данные последствия правительство провело инвестиционную корректировку проектов развития тяжелой и нефтехимической промышленности в 1979-1983 годах и реструктуризацию промышленности в 1980-х годах. Политические меры помогли улучшить финансовую структуру корпоративного и банковского секторов. Несмотря на то, что политика в достижении краткосрочной стабилизации была успешной, укрепление системы совместного страхования в долгосрочной перспективе привело к финансовой нестабильности, усиливая моральный риск как для банковского, так и для корпоративного секторов [7, с. 104].

И, наконец, репрессии правительства в отношении деятельности профсоюзов способствовали экономическому росту и увеличению занятости населения с 1960-х по 1980-е годы, и в то же время привели к политической нестабильности и препятст-вованию социальной интеграции. Все это стало причиной негативных последствий для социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.

Однако, хорошо продуманная формулировка и реализация корейских экономических планов начала 1962 года сделали возможным достижение экономического развития и модернизации в Южной Корее.

Успешное проведение экономической политики Республики Корея в рамках пятилетних планов объясняется главным образом: 1) готовностью корейского руководства, включая президента, к развитию и переменам; 2) эффективным административным потенциалом государственных чиновников; 3) экономическим потенциалом, включая большую часть населения, обладающего относительно более высоким уровнем образования. Успех также обусловлен тем, что люди имели сильное желание и готовность к развитию и национальному консенсусу для содействия экономическому развитию.

Безусловно, экономическая стратегия 1965-1985 гг., проводимая на основе пятилетних планов, имела как положительные, так и отрицательные аспекты, проявившиеся, в последствии, в политической нестабильности и препятствовании социальной интеграции, финансовой нестабильности, укреплению конгломератов.

В заключение, план развития Кореи выполнил следующие функции: 1) он установил ориентиры различным политическим курсам; 2) значительно расширил эконо-

мическую деятельность в частном секторе, стимулируя ее развитие; 3) способствовал активному участию и сотрудничеству в реализации планов; 4) сыграл координирующую роль между различными группами населения; 5) улучшил сбор данных и аналитические методы, которые имеют отношение к планированию; 6) он привнес опыт планирования. Успешные функции, приобретенные в результате проведения пятилетних планов развития, могут преподать полезные уроки развивающимся странам.

Таким образом, первые экономические планы стали отправной точкой мощного развития Южной Кореи и именно благодаря им Республика Корея совершила невероятный экономический прорыв за несколько десятилетий и превратилась из одной из беднейших стран мира в «азиатского тигра».

Литература

1. Тихонов, В.М. История Кореи. Том 2. Двадцатый век. Кан Мангиль. М.: Наталис, 2011. 499 с.

2. Kang Kwang Ha. Economic Development Five Year Plans: Objectives and Evaluation of Implementation. Seoul, MA: Seoul National University Press, 2000.

3. Carter J. Eckert. Park Chung Hee and Modern Korea. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2016. 512 p.

4. Development experience ofthe Korean economy. Keuk Je Sung. Seoul, MA: Kyung Hee University Press, 2010. 512 p.

5. Mason Edward S., Mahn Je Kim, Dwight H. Perkins, Kwang Suk Kim, David C. Cole, Leroy Jones, Donald R. Snodgrass and Noel F. McGinn. The Economic and Social Modernization of the Republic of Korea. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1980. 434 p.

6. Министерство иностранных дел и торговли Республики Корея http://www.mofa.go.kr/main/index.jsp [Электронный ресурс] Дата обращения: 03.12.2017.

7. Миркин, Я.М. Финансовые стратегии модернизации экономики: мировая практика. Под ред. Я.М. Мир-кина. М.: Магистр, 2014. 496 с.

8. Byung-Kook Kim, Ezra F. Vogel. The Park Chung Hee Era: The Transformation of South Korea. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2013. 744 p.

9. The Korea Economic Daily http://english.hankyung.com/ [Электронный ресурс] Дата обращения: 01.12.2017.

10. Банк Кореи http://www.bok.or.kr [Электронный ресурс] Дата обращения: 02.12.17.

ECONOMIC STRATEGY OF THE SOUTH KOREA PRESIDENTS-DICTATORS 1965-1985 Kseniya A. Butorina, student Aigul R. Nurieva, Cand. Sci. (Economic), Associate Professor of the Department of International Economic Relations Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia Abstract: The study of the South Korean economic miracle up to the present day is of interest to world economic experts. The Republic of Korea is a country that has made an incredible economic breakthrough in several decades. It has evolved from one of the world's poorest countries into one of the four "Asian tigers". That is why the method of conducting the South Korean economic policy is given as an example to developing countries. The experience of the strategy can be adopted by other countries. The economic strategy of presidents-dictators (1965-1985) served as an impetus to the economic development of the Republic of Korea. As a study of experience, one should take into account the analysis of the functionality and significance of South Korea's economic strategy in the period 1965-1985, which is built on the principle of five-year plans.

Keywords: Republic ofKorea, import substitution, five-year development plans, Pak Chen Hee, Chon Du Hwan.

Acknowledgments: This work was supported by Seed Program for Korean Studies through the Ministry of Education of Republic of Korea and Korean Studies Promotion Service ofthe Academy of Korean Studies (AKS-2016-INC-2230003).

Дата поступления 16.11.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.