Научная статья на тему 'ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС ЮЖНОЙ КОРЕИ В ПЕРИОД IV-V РЕСПУБЛИК ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ЧОН ДУХВАНА (1979-1987)'

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС ЮЖНОЙ КОРЕИ В ПЕРИОД IV-V РЕСПУБЛИК ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ЧОН ДУХВАНА (1979-1987) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЧОН ДУХВАН / РАКЕТНАЯ ПРОГРАММА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АМЕРИКАНО-ЮЖНОКОРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волощак Валентин Игоревич

Статье проанализированы основные направления и приоритеты военной политики Республики Корея в период IV-V Республик в 1979-1987 гг. Предпринята попытка охарактеризовать внутри- и внешне-политический контекст выработки военной политики Южной Кореи, выявить основные инструменты ее реализации и дать оценку тем изменениям, которые были привнесены администрацией Чон Духвана. В военно-политическом курсе Чон Духван продолжил многие инициативы своего предшественника Пак Чонхи, однако внес и значительные коррективы, имевшие более компромиссный характер. Итогами военно-политического курса в этот период можно считать значительный прогресс в военно-техническом развитии государства и переход от единичных проектов к массированному производству военной техники южнокорейского производства; снижение опоры на финансовую поддержку США и внедрение более эффективной системы планирования и бюджетирования; трансформацию отношений с США, игравших роль ключевого военного союзника Республики Корея, в результате которой Сеул стал скорее равноправным партнером Вашингтона, нежели клиентским государством. Тем не менее, несмотря на снижение экономической зависимости, Южной Корее не удалось достичь полной политической независимости от США: режиму Чон Духвана, пришедшему к власти в результате военного переворота, требовалась поддержка со стороны союзника, в связи с чем руководству страны пришлось пойти на ряд уступок. К таковым можно причислить отказ проводить разработки в рамках военной ядерной программы, инициированной предыдущей администрацией, заморозку развития ракетной программы и роспуск значительной части научно-исследовательских кадров, занятых в развитии ракетных вооружений, а также добровольное согласие Южной Кореи придерживаться ограничений в разработке баллистических ракет согласно условиям двусторонних договоренностей с США 1979 г. Источниковую базу исследования составили Белая книга обороны Республики Корея (основной документ военной политики страны) и другие официальные документы, а также документы внешней политики США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFENSE POLICY OF SOUTH KOREA DURING THE PERIOD OF IV-V REPUBLICS UNDER THE CHUN DOO-HWAN’S RULE (1979-1987)

The present article investigates the major directions and priorities of Republic of Korea’s defense policy during the period of the Fourth-Fif h Republics under the Chun Doo-hwan rule (1979-1987). An attempt is taken to outline both domestic and international context of defense policy-making in ROK, to reveal the basic instruments of defense policy implementation and to assess the changes brought by Chun Doo-hwan’s administration. In his military-political course, Chun Doo-hwan carried forward many of the initiatives of his predecessor Park Chunhee. Howev er, he made signif cant adjustments that were of a more compromise nature. The major outcomes of Chun Doohwan’s defense policy were the signif cant progress in military-technical development, the transition from isolated projects to mass production of South Korean-made military equipment, reduced dependence on the US f nancial support, the introduction of a more ef cient system of defense budgeting and planning, the transformation of relations with the US, the main military ally of ROK, as a result of which Seoul became an equal partner of Washington rather than a client state. Nevertheless, despite the lesser reliance on economic support, South Korea failed to achieve full political independence from the US, since Chun’s regime that came to power through a military coup, needed support of the ally to ensure its legitimation. In this regard, South Korea had to make some concessions to the US, inter alia dismantling its nuclear weapons program launched by the previous administration, temporarily suspending the ballistic missile program and disbanding a large part of the scientif c staf involved in missile development, as well as voluntary agreeing to comply with restrictions on the ballistic missile development under the US-ROK 1979 bilateral treaty. The present study is based on such primary sources as ROK Defense White Paper (the major document of South Korean defense policy) and other of cial documents of ROK and the US.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС ЮЖНОЙ КОРЕИ В ПЕРИОД IV-V РЕСПУБЛИК ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ЧОН ДУХВАНА (1979-1987)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2021. № 4

В.И. Волощак

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС ЮЖНОЙ КОРЕИ В ПЕРИОД IV-V РЕСПУБЛИК ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ЧОН ДУХВАНА (1979-1987)

V.I. Voloshchak

DEFENSE POLICY OF SOUTH KOREA DURING THE PERIOD OF IV-V REPUBLICS UNDER THE CHUN DOO-HWAN'S RULE (1979-1987)

Аннотация. В статье проанализированы основные направления и приоритеты военной политики Республики Корея в период IV-V Республик в 1979-1987 гг. Предпринята попытка охарактеризовать внутри- и внешнеполитический контекст выработки военной политики Южной Кореи, выявить основные инструменты ее реализации и дать оценку тем изменениям, которые были привнесены администрацией Чон Духвана. В военно-политическом курсе Чон Духван продолжил многие инициативы своего предшественника Пак Чонхи, однако внес и значительные коррективы, имевшие более компромиссный характер. Итогами военно-политического курса в этот период можно считать значительный прогресс в военно-техническом развитии государства и переход от единичных проектов к массированному производству военной техники южнокорейского производства; снижение опоры на финансовую поддержку США и внедрение более эффективной системы планирования и бюджетирования; трансформацию отношений с США, игравших роль ключевого военного союзника Республики Корея, в результате которой Сеул стал скорее равноправным партнером Вашингтона, нежели клиентским государством. Тем не менее, несмотря на снижение экономической зависимости, Южной Корее не удалось достичь полной политической независимости от США: режиму Чон Духвана, пришедшему к власти в результате военного переворота, требовалась поддержка со стороны союзника, в связи с чем руководству страны пришлось пойти на ряд уступок. К таковым можно причислить отказ проводить разработки в рамках военной ядерной программы, инициированной предыдущей администрацией, заморозку развития ракетной программы и роспуск зна-

Волощак Валентин Игоревич, ассистент кафедры международных отношений Восточного института — Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток

Voloshchak Valentin Igorevich, teaching assistant, Department of International Relations, Institute of Oriental Studies — School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok

+7-914-732-12-31; voloshchak.vi@dvfu.ru

чительной части научно-исследовательских кадров, занятых в развитии ракетных вооружений, а также добровольное согласие Южной Кореи придерживаться ограничений в разработке баллистических ракет согласно условиям двусторонних договоренностей с США 1979 г. Источниковую базу исследования составили Белая книга обороны Республики Корея (основной документ военной политики страны) и другие официальные документы, а также документы внешней политики США.

Ключевые слова: Республика Корея, военная политика, Чон Духван, ракетная программа, национальная безопасность, американо-южнокорейские отношения.

Abstract. The present article investigates the major directions and priorities of Republic of Korea's defense policy during the period of the Fourth-Fifth Republics under the Chun Doo-hwan rule (1979-1987). An attempt is taken to outline both domestic and international context of defense policy-making in ROK, to reveal the basic instruments of defense policy implementation and to assess the changes brought by Chun Doo-hwan's administration. In his military-political course, Chun Doo-hwan carried forward many of the initiatives of his predecessor Park Chun-hee. However, he made significant adjustments that were of a more compromise nature. The major outcomes of Chun Doo-hwan's defense policy were the significant progress in military-technical development, the transition from isolated projects to mass production of South Korean-made military equipment, reduced dependence on the US financial support, the introduction of a more efficient system of defense budgeting and planning, the transformation of relations with the US, the main military ally of ROK, as a result of which Seoul became an equal partner of Washington rather than a client state. Nevertheless, despite the lesser reliance on economic support, South Korea failed to achieve full political independence from the US, since Chun's regime that came to power through a military coup, needed support of the ally to ensure its legitimation. In this regard, South Korea had to make some concessions to the US, inter alia dismantling its nuclear weapons program launched by the previous administration, temporarily suspending the ballistic missile program and disbanding a large part of the scientific staff involved in missile development, as well as voluntary agreeing to comply with restrictions on the ballistic missile development under the US-ROK 1979 bilateral treaty. The present study is based on such primary sources as ROK Defense White Paper (the major document of South Korean defense policy) and other official documents of ROK and the US.

Keywords: Republic of Korea, defense policy, Chun Doo-hwan, missile program, homeland security, US-ROK relations.

* * *

В период конца IV и V Республик в Южной Корее (1979-1987 гг.) было установлено авторитарное правление, сохранявшее многие черты политического режима Пак Чонхи периода «Юсин» (19721981 гг.), включая высокую роль военных в управлении государством и широкие полномочия президента, практически сводившиеся к диктатуре. Данный период тесно связан с фигурой Чон Духвана, за-

нявшего пост президента Республики Корея в 1980 г. в результате военного переворота. В военно-политическом курсе Чон Духван продолжил многие инициативы своего предшественника, включая план «Юльгок», однако внес и значительные коррективы, имевшие более компромиссный характер в сравнении с основными направлениями радикальной военной политики Пак Чонхи.

Для военной политики нового режима был характерен фрак-ционализм и высокая степень влияния организации «Ханахве», состоявшей из военных, приближенных к Чон Духвану. Группировка, основанная еще в 1960-х гг. на идеях «клановой» лояльности и содействия ее участникам в карьерном продвижении, в ходе переворота 1979-1980 гг. фактически сосредоточила государственную власть в руках своих членов во главе с Чон Духваном1. Тем не менее, эта консолидация не была абсолютной, и, хотя новый режим в целом был выстроен на принципе сильной власти президента в духе конституции «Юсин», полностью подчинить все сферы политической и общественной жизни государства новой администрации не удалось. Попытка установить авторитарное правление в пику растущим либеральным настроениям южнокорейского общества вызвали протестную реакцию, которая нашла наиболее яркое выражение в студенческих выступлениях в г. Кванджу в мае 1980 г. Жестокое подавление восстания в Кванджу правительственными силами, по разным оценкам, унесло жизни от 200 до 2 тыс. человек2. Чон Духван столкнулся с острой необходимостью легитимации нового режима и был вынужден пойти на меры по ограниченной либерализации своего политического курса.

В качестве основной угрозы безопасности Республики Корея в этот период руководство страны видело военную угрозу со стороны Корейской Народно-Демократической Республики. Разница (не в пользу РК) в уровне военных потенциалов между двумя корейскими государствами, контекст глобальной биполярной конфронтации, невозможность разрешить проблему объединения Кореи дипломатическими средствами наряду с накопившимся за три десятилетия существования РК и КНДР опыта вооруженных столкновений и приграничных инцидентов обуславливали напряженность на Корейском полуострове. Для противодействия северокорейской угрозе РК придерживалась принципов национальной обороны, нацеленных на «противодействие возобновлению Корейской войны, защиту на-

1 Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи. Т. 2: Двадцатый век. М., 2011. С. 231.

2 Толстокулаков И.А. Политическая модернизация в Южной Корее. Опыт историко-политологического анализа. Ч. 1. Владивосток, 2007. С. 323.

селения от вторжения противника, поддержку идеи мирного объединения Кореи и содействие миру и стабильности в регионе». Добиться поставленных целей Сеул, согласно «Белой книге обороны» 1988 г., предполагал за счет продвижения подхода мирного реагирования на северокорейские провокации и опоры на военно-политический альянс с США3.

Общая тенденция ограниченной либерализации коснулась и военной политики, проводимой руководством V. Республики Южной Кореи. Нововведения были продиктованы изменениями в международной обстановке. Во-первых, Второй нефтяной шок 1979 г. и отрицательный экономической рост на рубеже 1970-1980-х гг. привели к экономическому кризису в РК, что потребовало реформирования экономического курса государства — либерализации импорта, перераспределения приоритетов в промышленной политике и др. Во-вторых, Чон Духван столкнулся с проблемой легитимации нового режима и перед ключевым военно-политическим союзником Южной Кореи — США. Для укрепления доверия Вашингтона Чон Духвану пришлось скорректировать радикальную доктрину «самостоятельной обороны» Пак Чонхи, в частности, отказавшись от проведения программы по созданию ядерного оружия. Отношения между союзниками в 1980-е гг. развивались также и на фоне значительного ухудшения отношений между США и странами Восточного блока. Значимым событием для Южной Кореи стал террористический акт в Рангуне в 1983 г., в ходе которого северокорейские агенты совершили покушение на правительственную делегацию РК, находившуюся с визитом в Бирме, убив ряд высокопоставленных чиновников. Данный инцидент способствовал ухудшению отношения США к Бирме и КНДР, являвшимися дружественными Китаю нациями4. Кроме того, Рангунский теракт стал стимулом к укреплению военного потенциала РК: именно после него Чон Духван принял решение возобновить приостановленную программу по созданию баллистической ракеты «Хёнму».

План «Юльгок» и военные расходы РК

В 1970-1980-х гг. изменились также и формы военной помощи США Южной Корее. Программа военной помощи США MAP (Military Assistance Program), предполагавшая организацию безвоз-

3 1988. Gukbang baekseo 1988. (Белая книга обороны 1988). iw: ^ ^^ ^o^Seoul: Daehanminguk gukbangbu, 1998. С. 101.

4 Cable from Ambassador Katori to the Foreign Minister, 'Prime Minster Visit to China (Foreign Ministers' Discussion — The State of the Korean Peninsula), March 26, 1984. — URL: https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/119557 (accessed 29.05.2021).

мездных поставок военной техники и услуг, участником которой Южная Корея была со времен I Республики, в начале 1970-х гг. была заменена на поддержку в рамках программы FMS (Foreign Military Sales). Последняя представляла собой систему продаж вооружений, оборудования и услуг американских поставщиков через Агентство по сотрудничеству в области оборонной безопасности Министерства обороны США. В 1981 г. сотрудничество между РК и США по программе FMS прекратилось и было заменено на предоставление кредитования на военные закупки. Поскольку финансирование по программе MAP покрывало часть военных расходов РК и в статистике учитывалось как часть военного бюджета государства, при Пак Чонхи было возможным опережение роста военного бюджета как относительно ВВП страны, так и относительно государственного бюджета. С 1976 г., по мере сокращения объемов финансирования по программе MAP, темпы роста военного бюджета относительно темпов роста ВВП стали падать: в среднем за период правления Пак Чонхи (1962-1979 гг.) этот показатель составлял 102%, в то время как в период 1980-1987 г. рост военного бюджета составлял лишь 83% от роста ВВП. Доля военного бюджета в государственном бюджете РК как при Пак Чонхи, так и при Чон Духване была достаточно высока и составляла около трети — 27,2% в 1962-1979 гг. и 28,9% в 1980-1987 гг. Это свидетельствовало о высоком приоритете задачи укрепления обороноспособности государства и в значительной степени было продиктовано стремлением Южной Кореи преодолеть военно-техническое отставание от Северной Кореи.

Что касается формирования военного бюджета страны, то немаловажную часть его, помимо вышеупомянутых финансовых вливаний США и доходов государственного бюджета страны, составляли оборонный налог и практика сбора добровольных пожертвований на оборонные нужды. Налог на оборонные нужды представлял собой дополнительный временный налог, поступления с которого не учитывались в статистике военного бюджета. Объем поступлений по налогу составлял 2% от ВВП государства, и, в совокупности с объемом военного бюджета (примерно 4% от ВВП в среднем за период V Республики), общие расходы РК на оборону составляли, таким образом, 6% от ВВП, что было установлено в качестве правила при распределении расходов госбюджета, начиная с 1976 бюджетного года5.

5 Чон Чегук. ^ ^^ ^^

Gukbanggihoekgwallijedoui isanggwa ЬуеошИ: jedo gaeseon Ьа^апеи1 ]и^81теиго (Теория и практика системы военного планирования и управления: анализ мер по совершенствованию системы). ^^^^ Gukbangyeongu. 2013. № 4 (56). С. 113.

Как следует из совместного заявления по итогам встречи Чон Духва-на с президентом США Р. Рейганом в 1983 г., последняя цифра была согласована с Вашингтоном6. Оборонный налог собирался с 1976 г. после его законодательного закрепления годом ранее до 1980 г., после чего дважды продлялся на пятилетний срок и окончательно был упразднен в 1990 г.7

Кроме оборонного налога с 1973 по 1988 г. в Южной Корее существовала практика сбора квазианалоговых платежей с физических и юридических лиц в виде пожертвований на оборонные нужды. За 15 лет существования системы пожертвований государству удалось собрать около 60,9 млрд вон. Эти средства были использованы на закупку истребителей F-4D, вертолетов MD-500 и разработку корейских бронеавтомобилей (25,7 млрд вон); укрепление военных объектов (11,9 млрд вон); строительство оборонительных позиций (600 млн вон); развитие резервов (200 млн вон) и другие проекты. Однако в связи с возросшим количеством конфликтов интересов и коррупционных случаев, в 1988 г. практика сбора пожертвований была ликвидирована8.

Важным элементом военной политики государства стало продолжение плана «Юльгок», начатого еще во времена IV Республики и направленного на модернизацию вооруженных сил РК с целью добиться превосходства военного потенциала над КНДР. При Чон Духване план был продлен на второй этап и подлежал реализации на период 1982-1986 гг. На 2-й план «Юльгок» было выделено свыше 5,3 триллионов вон из военного бюджета (30,5%), а основными его приоритетами, в отличие от предыдущего этапа, стали не закупка вооружений и технологий, а стимулирование разработок собственной военной техники. Задел, созданный при Пак Чонхи в период «самостоятельной обороны», позволил во время реализации 2-го плана «Юльгок» перейти от количественного наращивания военного потенциала страны к качественному совершенствованию, на-

6 Joint Statement Following Meetings With President Chun Doo Hwan of the Republic of Korea, November 14, 1983. — URL: https://www.reaganlibrary.gov/archives/ speech/joint-statement-following-meetings-president-chun-doo-hwan-republic-korea (accessed 29.05.2021).

7 Щ^^Пак Ильсон. S^ 1970-1997 'Ja-jugukbang' jeongchaegui chujingwa gunui hyeondaehwa, 1970-1997 (Политика «самостоятельной обороны» и модернизация вооруженных сил Республики Корея, 1970-1997). S^} Gunsa. 2008. № 68. С. 117.

8 Щ^ЩПак Кванпом. ^ 25^3 ^И 'Bang-wiseonggeum' buhwallon gogae...bujagyong tan 25nyeonjeon pyeji (Идея возрождения оборонных фондов, упраздненных 25 лет назад ввиду нежелательных последствий). — URL:https://news.mt.co.kr/mtview.php?no=2013101309531271186 (accessed 29.05.2021).

ладить массовое производство корейской техники. Основной акцент был сделан на производстве самоходной артиллерии, танков и бронеавтомобилей, а также боевых кораблей основных классов, включая корветы типа «Тонхэ» и фрегаты типа «Ульсан» водоизмещением 1800 т9. Также, согласно задачам 2-го плана «Юльгок», в 1982-1986 гг. в Южной Корее по лицензии производились американские истребители F-510. Был предусмотрен и импорт вооружений, в том числе противокорабельных крылатых ракет Exocet и Harpoon, различной авиатехники, радаров ПВО и др.

Во исполнение плана «Юльгок» руководством РК был пересмотрен подход к военному планированию, в результате чего в южнокорейских ВС была принята новая программа, построенная по образцу системы «планирование-программирование-бюджетирование» (Planning, Programming and Budgeting System, PPBS), разработанной Министерством обороны США. Система представляла собой стандартизированный алгоритм действий по управлению различными программами и проектами по развитию и модернизации ВС страны, осуществляемый причастными ведомствами. Данная система была принята в РК еще во времена Пак Чонхи и была полностью внедрена в управленческий процесс в 1980 г. В 1986 г. к алгоритму PPBS добавилось еще две составляющих — «исполнение» и «оценка» (execution и evaluation, PPBEES). Руководством РК разрабатывался и вводился ряд других документов по военному планированию, помимо плана «Юльгок», в том числе Долгосрочный совместный военно-стратегический план (1983 г.) и Долгосрочный программный документ по военной политике (1984 г.)11. Эти меры помогли централизовать и грамотно организовать процесс принятия решений по военным проектам с горизонтом планирования от 10-15 лет, что является важным в условиях высоких темпов научного прогресса в сфере военных технологий, внедрение которых требует при этом значительных временных и финансовых затрат12. Таким образом, РК удалось перейти от единичных проектов к массированному производству военной техники, а также выработать комплексные общие принципы военного планирования и модернизации ВС.

9 Hamm Taik-young. Arming the Two Koreas: State, Capital and Military Power. London, 1999. P. 84.

10 ^^Чо Ёнкаб. ^ ^^^ «АН ^ ^ Hangung gukbangjeongchaegui yeoksajeong byeoncheongwa teukjing jeongnibe gwan-han yeongu (Исследование истории и характеристик военной политики РК) // SA Gunsa. 2007. № 64. С. 284.

11 Пак Ильсон. Указ. соч. С. 118.

12 Чон Чегук. Указ. соч. С. 111.

Частично усилия по модернизации вооруженных сил РК финансировались Соединенными Штатами по вышеупомянутым программам кредитования и FMS, что рассматривалось США в качестве компенсации для Южной Кореи издержек, связанных с реализацией политики администрации Дж. Картера по сокращению своего военного контингента в РК. Так, на 1979-1980 гг. было запланировано предоставление РК помощи в объеме свыше 260 млн долл., в том числе: 35 млн долл. на приобретение противотанковых ракетных комплексов BGM-71 TOW и оборудования для танков M-48; 52 млн долл. на модернизацию ракет «земля-воздух» Hawk и объектов ПВО; 125 млн долл. на обновление орудий и радарных систем истребителей F-4 и F-5; 30 млн долл. на покупку транспортных самолетов С-130; 20 млн долл. на приобретение противокорабельных ракет Harpoon13. Хотя полностью планы по закупкам реализовать не удалось, эти усилия помогли РК качественно и количественно улучшить свой военный потенциал, заменить устаревшие образцы вооружений, создать технологический задел для массированного выпуска танков и другой техники в следующем десятилетии.

Ракетная программа РК в 1980-е гг.

Приход к власти администрации Чон Духвана является также поворотным моментом в истории развития южнокорейского ракетного и ядерного оружия. Изначально создание ядерного оружия и баллистических ракет было инициировано Пак Чонхи в 1970-е гг. в контексте провозглашения политики «самостоятельной обороны» в целях снижения зависимости от США в вопросах обороны. Однако Чон Духван не был готов к продолжению столь решительного курса. Новому режиму, пришедшему к власти в ходе военного переворота и причастному к жестокому подавлению последовавших общественных протестов, требовалась легитимация не только перед внутренней аудиторией, но и перед ключевым военно-политическим союзником — США. В результате новая администрация приняла решение о заморозке ядерной программы, и в ноябре-декабре 1982 г. был существенно сокращен штат сотрудников Агентства оборонных разработок, головной научно-исследовательской организации, ответственной за развитие собственных южнокорейских военных технологий. Число сотрудников сократилось с 2598 до 1759 (до 67%

13 Пхильджун. ^ ^^ yfl&i ^ (1953-^

Hangung gukbangyesanui soyowa baebune gwanhan yeongu (1953 - hyeonjae) (Исследование расчета и распределения средств военного бюджета (1953 - до настоящего времени)) // ^^^^^^ Gukbangjeongchaegyeongu. 2016. № 3(32). С. 203.

от прежнего состава), а к 1985 г. количество ученых, работающих в Агентстве, составило 875 чел. (около половины исследовательского состава конца 1970-х гг.)14. Подобные сокращения можно также рассматривать как компромиссную реакцию руководства РК на отказ администрации президента США Дж. Картера от реализации планов по выводу военного контингента и ядерного оружия США с территории Корейского полуострова, что могло бы снизить уровень обороноспособности РК перед лицом северокорейской угрозы.

Что касается развития ракетной программы, то Чон Духван продолжил линию предыдущей администрации, поддержав договоренности между Сеулом и Вашингтоном об ограничениях разработки южнокорейских баллистических ракет. Работа по созданию баллистических ракет «Пэкком» и «Хёнму» началась в 1971-1972 гг. при негласном обязательстве РК ограничить дальность действия разрабатываемых ракет до 180 км, а их полезную нагрузку — до 500 кг15, что потенциально позволяло бы Южной Корее нанести ракетный удар по Пхеньяну (но не по северным районам КНДР, где располагалась значительная часть промышленных предприятий). Однако это обязательство не было закреплено формально в течение нескольких лет, до того, как в 1978-1979 гг. состоялся обмен письмами между министром обороны РК Но Джэхёном и командующим военным контингентом США в РК Дж. Викхэмом, договорившихся ограничить разработку ракет в обозначенных ранее пределах; а в 1979 г. на базе их корреспонденции между РК и США был заключен Меморандум о взаимопонимании, в котором были официально обозначены ограничения в 180 км и 500 кг16. Эти ограничения, установленные еще при администрации Пак Чонхи, Чон Духван поддержал, не только не оспорив условия Меморандума, но и фактически затормозив разработку баллистических ракет. В ходе вышеупомянутых сокращений штата Агентства оборонных разработок были уволены также и ведущие исследователи Ли Кёнсу и Чхве Хохён, возглавлявшие работы по ракетной программе.

14 3333 3 3 33 £3(19), 3333 3 3 £3(19), 333 333

333333^3 3^3 Bangwisaneobui siryeongwa dojeon(19), jeonduhwan jeonggwongwa gukbanggwahagyeongusoui gujojojeong (Вызовы и испытания военной промышленности: реструктуризация администрации Чон Духвана и Агентства оборонных разработок). — URL: http://www.gdnews.kr/mobile/article.html?no=3117 (accessed: 29.05.2021).

15 Волощак В.И. Становление ракетной программы Республики Корея в 19701980-х гг. // Клио. 2017. № 11 (131). С. 50.

16 ЗЗЗКим Джииль. 333 3 3 333 33 3333 33 Saeroun misail jichim gaejeonge daehan saryeyeongu jeogyong (Новая редакция ракетных договоренностей: кейс- стади) // 3333 Gukgajeollyak. 2018. № 6 (24). С. 107.

Таким образом, в начале 1980-х гг. возникает пауза в развитии южнокорейских ракетных вооружений, которую можно считать политически мотивированной: Чон Духвану требовалось заручиться поддержкой США для обеспечения легитимации собственной власти, а изменение позиции Вашингтона по вопросу вывода американских войск и ядерного оружия с территории РК снизило и необходимость продолжать радикальную политику «самостоятельной обороны». Кроме того, приостановка ракетных проектов Агенства оборонных разработок и роспуск значительной части его сотрудников были осуществлены Чон Духваном в рамках борьбы с коррупционными нарушениями (по этой же причине был реформирован процесс распределения средств на военные проекты и внедрена система бюджетирования PPBS).

Однако после теракта в Рангуне, совершенного северокорейскими агентами в 1983 г., в ходе которого погибли министр иностранных дел РК Ли Бомсок, министр экономического планирования Со Сук-чун и глава президентского секретариата по экономическим вопросам Ким Джеик, политика Чон Духвана по ограничению развития ракетного оружия была пересмотрена. Террористический акт усилил напряжение в межкорейских отношениях, и южнокорейское руководство приняло решение о возобновлении работ по строительству ракет «Хёнму» с целью принять на вооружение ракеты до проведения Олимпийских игр в 1988 г. Также в этот период предпринимаются первые попытки пересмотреть условия Меморандума 1979 г. и увеличить дальность действия ракет до 300 км путем вступления РК в Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ), созданный в 1987 г. странами «Большой семерки» в целях контроля экспорта военных технологий. РКРТ представляет собой совокупность неформальных соглашений между государствами-участниками, которые, в числе прочего, берут на себя добровольное обязательство не экспортировать ракеты с дальностью полета 300 км и полезной нагрузкой 500 кг, а также связанные с ними технологии. По замыслу южнокорейского руководства, вступление в РКРТ давало Сеулу возможность обойти формулировку 1979 г. и получить обоснование для увеличения дальности действия ракет «Хёнму», воспользовавшись правилами РКРТ17. Однако вступление РК в это объединение произошло позже, в 2001 г., к тому моменту данная мотивация была уже неактуальна, а условия Меморандума 1979 г. были пересмотрены в рамках двусторонних американо-южнокорейских переговоров. Так

17 Hanmimisairyanghaegakseo (Ракетный меморандум

РК-США). — URL: http://encykorea.aks.ac.kr/Contents/Item/E0075875 (accessed: 29.05.2021).

или иначе, поставленная цель по завершению работ над «Хёнму» была выполнена в срок: в 1985 г. состоялись тестовые пуски обновленной версии ракеты, а в 1987 г. она была торжественно представлена на параде и затем принята на вооружение18.

Заключение

Идеи и принципы курса «самостоятельной обороны», проводившегося в РК в 1970-е гг., продолжили свое развитие и во время президентства Чон Духвана. Предыдущей администрации, стремившейся обеспечить военно-политическую и экономическую самостоятельность РК в условиях снижения уровня поддержки со стороны США, удалось создать прочный задел для роста экономического и военного потенциала Южной Кореи в 1980-е гг. Зависимость от США при Чон Духване стала гораздо ниже в сравнении с периодом Пак Чонхи, и, по мере экономического роста РК, Вашингтон прекратил предоставление кредитов на военные проекты Сеула, а с 1991 г. начал требовать с корейской стороны выделения средств на частичное покрытие расходов по размещению американского военного контингента в РК. Именно к 1980-м гг. Южная Корея перестает полностью полагаться на кредиты и дотации США для поддержки собственного военного потенциала и становится в большей степени партнером Америки, нежели клиентским государством.

Тем не менее, нельзя сказать, что РК удавалось полностью реали-зовывать самостоятельную военную политику. Для упрочения связей и отношений с США, своим главным военным союзником, Чон Духвану пришлось пойти на ряд уступок, в числе которых отказ от разработки ядерного оружия и приостановка ракетной программы (возобновленной лишь после Рангунского теракта 1983 г.). Подобные ограничения были продиктованы интересами США сдержать рост военного потенциала РК и обеспечить баланс сил на Корейском полуострове, который на тот момент поддерживался в том числе и наличием военного контингента и тактического ядерного оружия США на территории РК.

В период V Республики РК все же сумела значительно укрепить свой военный потенциал, пусть и в рамках ограничительных договоренностей с США. Военный рост Южной Кореи стал возможным за счет качественного, а не количественного развития. В отличие от периода «самостоятельной обороны» Пак Чонхи, в 1980-х гг. удалось отойти от практики реализации конкретных проектов к централизованному и массированному выпуску военной техники, чему во

18 Волощак В.И. Указ. соч. С. 51.

многом способствовало внедрение системы планирования и бюджетирования PPBS. В будущем это помогло РК стать экспортером военной техники и технологий собственного производства и обрести более гибкие роли в системе глобальной безопасности, не сводимые лишь к региональной динамике в контексте межкорейского противостояния.

References

Hamm Taik-young. Arminf the Two Koreas: State, Capital and Military Power. London: Routledge, 1999. 244 p.

Tikhonov V.M., Kan Mangil'. Istoriya Ko^ei [History of Korea].Vol. 2: Dvadcatyj vek [Twentieth(Century]. Moscow: Natalis, 2011. 499 p.

Tolstokulakov I.A. Politicheskaya moderniz9tsiya v Yuzhnoy Koreye. Opyt tsto-riko-poMtologicheskogo analiza [Political Modernization in South Korea . A. Cgte of Historical and Political Analysis]. Part 1. Vladivostok: ^datel's^o Dal'nevostochnogo universiteta, 2007. 366 p.

Voloshchak V.I. Stanovleniye raketnoy programmy Respubliki Koreya v 1970-l°°80-kh g°g. [The Formation ofthe Mis sile Program of the Republic of Korea in the 1970s-1980s] // Klio. 2017.N 11 (131). P. 49-53.

eOg^K^ E.?i(19), ang^ gig ^-ода^а^ ^ss

gg [Bangwisaneobui siryeongwa dojeon(19), jeonduhwan jeonggwongwa gukbang-gwahagyeongusouigojojojeong] [Number 19. Dnfen se Industry Challengus and Trials: Restructuring the Chun Doo-hwan Administration and the (Defense Development Agency']. — URL: http://www.gdnews.kr/mobile/article.html?no=3117

S^iHChoYoungkab]. jg go^g^^ mgl-e g^J gg^i PPj

SSg [Hartgunggukbgngjeonnchaegui neoksujeong byeonchjorgwa teukjingjeongnibe gwanhan yrongu- [Study the Msta^ and Characteristics of the Military Policy of die Republic of Korea] // [Gunsa].2007. NN 64. P. 257-296.

^88 [Gu0bong baekseo 1988] [Defense White Paper 1988]. [Seoul]: 41 tig go—g [Daehnnmingukgukbangbu], 1998.360 p.

■?M1g[/eon /eig-uifc]. ^kbO^g^ ;Пig] ^h! JE^u^ Ogg ^g: hO<g

sT ígg-ífjj- [G90banggihoeаzwallijedoui ifanggwahyefnsil:jeZogaetfon bznganeul jungsimeuro] [Ttoeorjt and Practice of Military Planning and Control System: Analysis of Measures to Improve the System] // goc^fg [Gukbangyeongu]. 2013. N 4 (56). P. 109-137.

O g [Kim m]. g U g г g 7fl gg 2, 4 j g-1 gl f a a g [Saero^a misaUnighim gaejeonge daehan saryeyeongujeogyong][NjwEditif nof Missile ап^е-mente: a... Case Study] // gggg iGukgajeo!!yak]. 2018. N 6 (ff). P. Ш-Ш.

lUg [Jt^e Jtif•í^n.g^. jgg gO-HgSf ^о. g rH^i Pj ffg а953-g4|) [Hangunggukbangyesanui soyowa baebunegwanhan yeongu (1953-hyeonjae)] [Study of the Calculation and Distribution of Military Budget Funds (from 1953 to the PresentDay)] // go—gg 66 ffg [Gukbangjeongchaegyeongu]. 2016.N 3 (32). P. 185-224.

ggt [Park Hong]. 'gggOO' g0 6t [ ggg —[ 3f, 19с0-1997 ['Jaju.ukbang' jeong^chaegui chujingwagg9ш hyeondaehwa, 1970-1907] [Self-De-

fense Policyand Mo dernization of the Armed Forces of the Republic of Korea, 19701997] // [Gunsa].2008. N 68.P. 93-130.

[Park KwanPaom]. 'p-3 3 £7K ...-g-^g 25g-3' 3 [ 'Ban5wiseonggeum' buhwallon gogae... bujagyong tan 25nyeonjeon pyeji] [The Idea of Revivinp Defense Funds tliat Were Discontinued 35 Years Ago Considering Undesirable Consequences]. — URL: https://ne ws.mt.c o.kr/mtview. php?no=201310130953f27118e

npgceybgiu b pegu^gro 7 grona 2021 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.