Научная статья на тему 'Трансформация эколого-экономической политики предприятий нефтегазового комплекса в условиях стратегической ограниченности запасов энергетических ресурсов'

Трансформация эколого-экономической политики предприятий нефтегазового комплекса в условиях стратегической ограниченности запасов энергетических ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ECOLOGICAL-ECONOMIC POLICY INDICATORS OF ENVIRONMENTALLY SUSTAINABLE DEVELOPMENT / OIL AND GAS COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевелева А. В.

В статье обоснована необходимость трансформации эколого-экономической политики предприятий нефтегазового комплекса с учетом возникающей стратегической ограниченности запасов сырьевых ресурсов нефти и газа, предложены основные направления такой трансформации и осуществлен анализ реализуемых основными крупными предприятиями мер в области охраны окружающей среды и их результативности в контексте предложенных направлений трансформации их эколого-экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of ecological-economic policy of the oil and gas sector in terms of strategic energy resources limited

In the article the necessity of transformation of ecological-economic policy of the oil and gas sector, taking into account the emerging strategic commodity reserves limited resources of oil and gas are the main destinations of this transformation are analyzed and implemented major large enterprises of measures for the protection of the environment and their impact in the context of the proposed directions for the transformation of their environmental and economic policies.

Текст научной работы на тему «Трансформация эколого-экономической политики предприятий нефтегазового комплекса в условиях стратегической ограниченности запасов энергетических ресурсов»

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОГРАНИЧЕННОСТИ ЗАПАСОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

ШЕВЕЛЕВА А.В.,

доцент кафедры управления внешнеэкономической деятельностью, Московский государственный институт международных отношений (МГИМО-Университет), МИД России, г. Москва, e-mail: a_sheveleva@rambler.ru

В статье обоснована необходимость трансформации эколого-экономической политики предприятий нефтегазового комплекса с учетом возникающей стратегической ограниченности запасов сырьевых ресурсов нефти и газа, предложены основные направления такой трансформации и осуществлен анализ реализуемых основными крупными предприятиями мер в области охраны окружающей среды и их результативности в контексте предложенных направлений трансформации их эколого-экономической политики.

Ключевые слова: охрана окружающей среды; эколого-экономическая политика; показатели экологически устойчивого развития; предприятия нефтегазового комплекса.

TRANSFORMATION OF ECOLOGICAL-ECONOMIC POLICY OF THE OIL AND GAS SECTOR IN TERMS OF STRATEGIC ENERGY RESOURCES LIMITED

SHEVELEVA A.V.,

Associate professor at the Regulation of foreign economic activity department Moscow State Institute of International Relations (MGIMO-University), MID Russia, Moscow, e-mail: a_sheveleva@rambler.ru

In the article the necessity of transformation of ecological-economic policy of the oil and gas sector, taking into account the emerging strategic commodity reserves limited resources of oil and gas are the main destinations of this transformation are analyzed and implemented major large enterprises of measures for the protection of the environment and their impact in the context of the proposed directions for the transformation of their environmental and economic policies.

Keywords: environmental protection; ecological-economic policy indicators of environmentally sustainable development; oil and gas companies.

JEL classification: O13, Q57.

В последние десятилетия антропогенное воздействие на окружающую среду ощущается особенно остро и носит глобальный характер. Глобальные экологические угрозы способны привести к всеобщему экологическому, а впоследствии и экономическому коллапсу. Предприятия нефтегазового комплекса являются одним из наиболее масштабных носителей современной негативной антропогенной нагрузки на окружающую среду, которая проявляется как в высоком уровне эмиссии загрязняющих веществ, так и в высоких объемах извлечения природных ресурсов из недр.

Сложная заменяемость энергетических сырьевых ресурсов в потребностях экономических производственных систем стран и регионов, при ограниченности их стратегических запасов требует от государства и предприятий

© А.В. Шевелева, 2013

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

разработки и реализации целостной отраслевой эколого-экономической политики. Еще до недавнего времени в основе такой политики лежали два основных направления - снижение эмиссии (потока) загрязнения в окружающую среду и снижение потерь ресурсов при их добыче и транспортировке. Однако на современном этапе эти два направления преобразовались.

Во-первых, полученный в прошлые десятилетия опыт регулирования и стимулирования снижения загрязнения привел к пониманию того, что самый эффективный способ для достижения этого - инвестиции во внедрение в производственный процесс экологически чистых технологий, обеспечивающих меньший поток загрязнения «на выходе» производственной системы, а также рециклинг ресурсов (например, используемой воды). Такой подход позволяет снизить поток выбрасываемых в окружающую среду загрязняющих веществ за счет более глубокой переработки ресурсов в процессе производства, в отличие от строительства очистных сооружений, которые просто предотвращают их попадание в окружающую среду, но не решают проблему дальнейшей утилизации. В связи с этим первая из перечисленных ранее задач трансформируется в необходимость предотвращение сбросов/выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на основе наилучших доступных технологий, т. е. с учетом современных технологических достижений.

Во-вторых, снижения потерь ресурсов при их добыче и транспортировке недостаточно для экономии энергетических ресурсов на уровне национальных и региональных производственных систем, так как это обеспечивает экономию только внутри системы связей предприятий нефтегазового комплекса. С точки зрения критериев устойчивого развития территориальных экономических систем, необходима экономия не только в производственноэнергетическом, но и в энергопотребительском секторе. Это требует соответствия технологий, используемых в добывающей и перерабатывающем энергетических секторах, технологиям экономии энергии в потребительском секторе. В связи с этим эколого-экономические стратегии развития предприятий нефтегазового комплекса и самой нефтегазовой отрасли должны быть согласованы с энергетическими стратегиями развития регионов и страны в целом. Таким образом, второе из ранее названных направлений преобразуется в повышение эффективности использования добываемых энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки и потребления в территориальных экономических системах.

Кроме того, сегодня уже можно говорить о том, что предшествующая активная добыча нефти и газа привела к появлению эффекта так называемого «накопленного экологического ущерба», который проявляется в формировании значительных по площадям территорий, испытывающих на себе сегодня негативные последствия от имевшей место добывающей деятельности. Эти последствия не могли быть ликвидированы за счет ассимилятивных способностей экосистем и привели как к деградации ее основных функций и качества других природных ресурсов данных территорий, так и к негативным последствиям для здоровья и уровня жизни проживающего там населения. В связи с этим к вышеназванным первым двум направлениям, требующим внимания в рамках реализации стратегий эколого-экономического развития предприятий нефтегазового комплекса, добавляется еще одно - ликвидация последствий уже накопленного экологического ущерба.

Помимо уже названных направлений, на наш взгляд, в обозримом будущем необычайно актуальной станет еще одна глобальная проблема - ограниченности запасов основных сырьевых энергетических ресурсов и их удорожания в связи с истощением наиболее экономически выгодных месторождений. Хотя относительно газа и нефти у России в целом достаточно благоприятные прогнозы в этом плане (по разным оценкам, разведанных запасов хватит от 200 лет и более), конъюнктура мирового рынка энергоресурсов показывает их удорожание и сокращение запасов основных мест добычи. Кроме того, ряд стран и российских регионов уже столкнулись с исчерпанием месторождений энергоресурсов (например, Германия, а из российских регионов - Ростовская область (уголь), Краснодарский край (нефть)). Это позволяет прогнозировать аналогичную проблему по нефти и газу в отдаленном будущем, что приведет и к обострению проблемы обеспечения энергетической безопасности страны. Многие развитые государства уже сегодня пытаются развивать альтернативные виды энергетики, чтобы снизить зависимость своих экономик от внешних энергетических ресурсов. Это может привести к кризису энергетических рынков страны в глобальном масштабе. В связи с этим требуется еще один приоритет реализуемой уже сегодня эколого-экономической стратегии их развития - исследования в области альтернативной энергетики, имеющие своей целью масштабную переориентацию в будущем в случае нефтяного кризиса на новые альтернативные энергетические рынки.

От решения всех этих задач будет зависеть долгосрочная стратегическая эколого-экономическая устойчивость как самих предприятий нефтегазового комплекса, энергетического сектора, так и страны и регионов в целом. Решение всех этих проблем возможно только путем разработки целостной отраслевой стратегии экологоэкономического устойчивого развития предприятий нефтегазового комплекса, учитывающей все вышеперечисленные приоритеты.

Для проведения эффективной эколого-экономической политики необходим широкий спектр применяемых мер: эффективное государственное природоохранное регулирование (включая директивные инструменты) в совокупности с экономическими инструментами стимулирования экологически чистого производства, а также инструменты экологического регулирования самих компаний как основных потребителей природных ресурсов и «загрязнителей» окружающей среды.

В настоящее время можно говорить о том, что такой целостной стратегии в России и регионах нет. Крупные компании нефтегазового комплекса реализуют собственные экологические программы, однако их нельзя назвать

согласованными друг с другом или с какой бы то ни было отраслевой политикой. В данной статье сделана попытка проанализировать существующие инструменты эколого-экономической политики основных крупных игроков нефтегазовой отрасли (ОАО «Газпром», Лукойл и Роснефть) в контексте вышеназванных приоритетов.

В настоящее время экологическая политика, выражающая позицию компаний по отношению к окружающей природной среде и реализации принципов устойчивого развития в современных условиях, является основой для определения их экологических стратегий, целевого планирования деятельности в сфере экологии на краткосрочный и среднесрочный период (ОАОГазпром. Данные...).

В частности, в целях обеспечения комплексного подхода и координации деятельности структурных подразделений ОАО «Газпром» в области охраны окружающей среды в октябре 2007 г. создан постоянно действующий Координационный комитет ОАО «Газпром» по вопросам охраны окружающей среды. ОАО «Газпром» стало одной из первых в России компаний, принявших в 1995 г. политику в области охраны окружающей среды. Отвечая возросшим требованиям к охране окружающей среды, компания в 2000 г. приняла дополнительные обязательства в этой области, что нашло отражение в новой редакции экологической политики (ОАОГазпром. Данные.).

В соответствие с данной политикой, ОАО «Газпром» выделяет ряд долгосрочных обязательств, целей и средств их реализации (табл. 1).

Таблица 1

Основные направления, цели и средства реализации эколого-экономической политики ОАО «Газпром»12

Направления

Долгосрочные стратегические цели

Средства (механизмы) реализации

Соответствие принципам Экологической доктрины РФ1

Осуществление предупреждения загрязнений, приоритет превентивных действий по недопущению негативных воздействий на ОС

Обеспечение широкой доступности экологической информации о хозяйственной деятельности, прозрачности природоохранной деятельности и принимаемых в этой области решений

минимизация удельного (на единицу товарной продукции) негативного техногенного воздействия на природную среду;

повышение эффективности использования невозобновляемых природных ресурсов и источников энергии; вовлечение персонала в деятельность по уменьшению экологических рисков, улучшению системы экологического менеджмента и производственных показателей в области охраны ОС

Внедрение системы экологического менеджмента на основе стандарта ^ 14001; сотрудничество со всеми организациями, осуществляющими деятельность по добыче и поставке энергоресурсов, с целью минимизации воздействия на окружающую природную среду и рационального использования ресурсов; участие в глобальных, в том числе международных, программах, направленных на достижение устойчивого развития, сохранения климата и биоразнообразия; целевое планирование действий по снижению экологических рисков и мероприятий по реализации экологической политики; учет эколого-экономических и природоохранных аспектов наравне с традиционными финансовоэкономическими параметрами при разработке проектов и их реализации; выделение достаточных организационных, материальных, кадровых и финансовых ресурсов для обеспечения выполнения принятых обязательств; проведение рекультивационных и других технических и организационных мероприятий по компенсации ущерба, наносимого природной среде; применение наилучших доступных технологий во всех сферах производства; учет экологических факторов при разработке политики закупок технологий, материалов и оборудования, выполнения работ и услуг подрядчиками; осуществление экологической сертификации продукции; проведение и стимулирование научных исследований, направленных на повышение энергоэффективности, снижение негативного воздействия на окружающую среду и экологических рисков; страхование высоких экологических рисков; совершенствование системы экологического обучения; мотивация персонала для использования творческого потенциала каждого работника в деле ресурсосбережения и снижения экологических рисков; активное взаимодействие со структурами гражданского общества, заинтересованными в экологически безопасной деятельности

Настоящая экологическая политика является приоритетной и доводится до сведения каждого работника компании. Примерно те же обязательства взяли на себя ОАО Лукойл и ОАО Роснефть, однако Газпром это сделал раньше. Примечательно, что ежегодные отчеты о деятельности по охране окружающей среды выложены на сайте, начиная с 2001 г.; Лукойл это сделал с 2008 г., Роснефть - с 2006 г. в виде отчетов об устойчивом развитии, т. е. охрана окружающей среды занимает только часть отчета.

Как видно из данных, представленных в табл. 1, в целом в эколого-экономической политике крупных компаний учитываются проблемы, связанные с предотвращением загрязнения, внедрением наилучших доступных технологий в практическую деятельность, повышением эффективности использования невозобновляемых природных ресурсов, к которым относятся, в частности, нефть и газ. Примечательно также, что компании учитывают необходимость взаимодействия с другими предприятиями и организациями в сфере добычи и поставки энергоресурсов, с целью минимизации воздействия на окружающую природную среду и рационального использования ресурсов.

Однако можно говорить о том, что практически не учитывается проблема накопленного экологического ущерба и ликвидации его последствий, а также осуществления собственных научно-исследовательских разработок в области альтернативной энергетики. Первый вопрос объясняется с целом недостаточно развитой в РФ системы регулирования проблемы накопленного экологического ущерба, включая его нормативно-правовое и институциональное

1 Составлено по данным: ОАО Газпром. Данные...

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1225-р от 31 августа 2002 г.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

обеспечение и неоднозначность решения вопроса правоприемников ответственности приватизированных объектов собственности, характеризующихся накопленным ущербом.

Второй момент объясняется, по-видимому, недопониманием ограниченности запасов соответствующих энергетических сырьевых ресурсов, а также недооценкой возможностей альтернативной энергетики как рыночно эффективной сферы деятельности. Кроме того, возможно рассмотрение предприятиями нефтегазового комплекса такой альтернативы скорее как конкурирующей, чем обеспечивающей устойчивый рост самих нефтегазовых компаний.

Анализ информации о направлениях и инструментах эколого-экономической политики, представленной на официальных сайтах основных компаний нефтегазового комплекса, показал также ее разрозненность и несопоставимость. Несмотря на то, что компании позиционируют свою экологическую деятельность как прозрачную и открытую, найти полную информацию по компаниям, отражающую все аспекты их эколого-экономической политики, довольно сложно.

Одиним из наиболее распространенных показателей, данные о котором можно найти на всех рассмотренных сайтах, является показатель текущих затрат на охрану окружающей среды. В частности, на рис. 1 представлены данные по трем основным компаниям в 2012 г.

20 000 17101

15 000 10 537

10 000

5 000 3167

|§§||» |Ш!Р

0 ОАО Роснефть ОАО Газпром ОАО Лукойл

Рис. 1. Текущие затраты на охрану окружающей среды предприятий нефтегазового комплекса РФ, млн руб., 2012 г.3

Однако такая информация не позволяет сравнивать компании друг с другом в части действенности реализуемой ими экологической политики. В целом из информации, представленной на сайтах компаний, становится понятно, что до сих пор не существует единой, официально принятой всеми компаниями отраслевой системы показателей экологически устойчивого развития. В результате каждая компания представляет свою информацию, наиболее, по мнению соответствующих структур, результативно отражающую ситуацию в компании.

В частности, ОАО Роснефть представила в отчете весьма информативную таблицу, где все достижения собраны воедино (табл. 2).

Эта таблица особенно хороша тем, что, наряду с валовыми показателями, в ней приводятся удельные данные о загрязнениях на тонну готовой продукции. Это объективный показатель, не зависящий от размеров компании и конкретных обстоятельств. Удельных показателей нам не удалось найти в отчетах других компаний. В то же время, информация представлена лишь за один текущий год, и отсутствует информация, отражающая динамику эколого-экономических процессов, что ограничивает возможности по формированию убедительных выводов в сторону роста или снижения действенности экологической политики компании. Фактически компании часто ограничиваются лишь демонстрацией конкретных текущих расходов, так или иначе касающихся экологических аспектов своей деятельности, без оценки их действенности и результативности.

Таблица 2

Основные показатели реализации эколого-экономической политики ОАО Роснефть, 2012 г. (ОАО Роснефть. Данные...)

Показатель Единица измерения Значение

1 Валовые выбросы в атмосферу тыс. т 1 359

2 Удельные выбросы загрязняющих веществ от добычи кг/т углеводородов 9,16

3 Удельные выбросы загрязняющих веществ от нефтепереработки 1,7

4 Выбросы парниковых газов млн т СО2-эквивалента 43,1

5 Уровень использования попутного нефтяного газа % 53,5

6 Валовое водоотведение в поверхностные объекты млн куб. метров 84,6

7 Удельное водоотведение в поверхностные водные объекты от добычи куб. метров на т углеводородов 0,005

8 Удельное водоотведение в поверхностные водные объекты от переработки куб. метров на т нефти 1,33

9 Количество порывов на трубопроводах шт. 10279

10 Объем разлитой нефти и нефтепродуктов т 1 152

11 Инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды млн руб. 11 543

12 Текущие затраты на охрану окружающей среды млн руб. 10 537

13 Штрафы за загрязнение млн руб. 65

14 Платежи за загрязнение млн руб. 3 865

3 Составлено автором по данным: ОАО Газпром; ОАО Лукойл, ОАО Роснефть. Данные...

Менее полная информация представлена ОАО «Газпром» и ОАО «Лукойл» (табл. 3-4).

Таблица 3

Некоторые показатели финансирования охраны окружающей среды ОАО «Газпром», млн руб., 2012 г.

(ОАО Газпром. Данные...)

1 Текущие затраты на охрану ОС 17 101

2 Затраты на капремонт основных производственных фондов по охране ОС 2 168

3 Инвестиции в основной капитал, направленный на охрану ОС и рациональное использование природных ресурсов 12 239

4 Плата за негативное воздействие на ОС 1 270

5 ИТОГО 32 778

Сравнивать между собой величины финансовых вложений было бы неправильным, так как они зависят от величины компании. Также трудно сравнивать валовые показатели загрязнений, что также зависит от общего объема производств.

Таблица 4

Показатели финансирования охраны окружающей среды ОАО Лукойл, млн руб., 2012 г. (ОАО Лукойл. Данные.)

1 Всего выделено на охрану окружающей среды 22 620

2 Затраты на утилизацию ПНГ 9274

3 Ремонт, защита оборудования 7 917

4 Инвестиции 2 262

5 Текущие затраты 3 167

Результаты реализации эколого-экономической политики должны проявляться в снижении конкретных показателей, отражающих «давление» деятельности компании на окружающую среда. Такие показатели, в частности, фиксируются в ОАО «Лукойл». Так, по итогам 2012 г. практически во всех бизнес-секторах компании Лукойл было отмечено сокращение показателей воздействия на окружающую среду: снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 14%. В основном это обусловлено повышением уровня использования ПНГ; сокращение площади загрязненных земель на 17% за счет работ по рекультивации загрязненных участков; сокращение количества происшествий с экологическим ущербом на 12,5%. Практически все происшествия обусловлены отказами на трубопроводном транспорте. Для их минимизации проводится капитальный ремонт трубопроводов (ОАО Лукойл. Данные...).

ОАО Лукойл приводит также следующие данные о динамике этих показателей за 2010-2012 гг. (рис. 2).

Количество аварий, ед. Загрязненные земли, га

1 4,8 Г 2,2

ш

328

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 100 150 200 250 300 350

3 2012

12010

Рис. 2. Динамика показателей результативности эколого-экономической политики ОАО «Лукойл»1'

Как видно из рис. 2, несмотря на оптимистический отзыв компании о результатах экологически значимых мероприятий и сокращение в 2 раза за рассматриваемый период количества аварий, наблюдается значительное увеличение сброса сточных вод (более, чем в 2 раза за 2010-2012 гг.), а также рост площади загрязненных земель. Таким образом, результативность проводимой политики неоднозначна.

Итак, последние 10-15 лет на примере крупнейших нефтегазовых компаний в России ведется большая работа по сохранению ОС и предотвращении ее загрязнения. Ведущая роль принадлежит правительству РФ, которое приняла Экологическую Доктрину в 2002 г., и принимает другие, уже конкретные постановления, касающиеся охраны окру-

4 Составлено по данным: ОАО Лукойл. Данные...

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3

жающей среды, которые побуждают нефтегазовые компании расширять и усиливать работу по охране ОС. Компании вкладывают значительные суммы в охрану и восстановление ОС, тем более что им приходится заниматься ликвидацией загрязнений, сделанных в предыдущие десятилетия. Однако трудно сопоставлять друг с другом конкретные вклады разных компании, так как ежегодные отчеты представлены в разной форме и разном объеме. Судя по отчетности, лучше всего поставлена работа в ОАО Газпром, там выполнен и наибольший объем работы, так как представлено множество конкретных данных даже по отдельным предприятиям. Однако для научного анализа целесообразно стандартизировать отчеты по отрасли, хотя бы в части представления показателей по всей компании в одинаковом качественном виде. В конечном итоге необходим переход к общеотраслевой эколого-экономической политике, результативность которой должна характеризоваться единой для всех компаний системой эколого-экономических показателей.

ЛИТЕРАТУРА

ОАО Газпром. Данные официального сайта. Доступно на: www.gazprom.ru.

ОАО Лукойл. Данные официального сайта. Доступно на: www.lukoil.ru.

ОАО Роснефть. Данные официального сайта. Доступно на: www.rosneft.ru.

REFERENCES

Gazprom. These official website. Available at: www.gazprom.ru. (In Russian.)

Lukoil. These official website. Available at: www.lukoil.ru. (In Russian.)

Rosneft. These official website. Available at: www.rosneft.ru. (In Russian.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.