Научная статья на тему 'Трансформационные явления в медиакоммуникациях'

Трансформационные явления в медиакоммуникациях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1091
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / КОММУНИКАЦИЯ / МЕДИАКОММУНИКАЦИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / MEDIA / COMMUNICATION / TRANSFORMATION / MEDIA COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Цымбаленко Евгений Станиславович

В статье рассматриваются наиболее ярко выраженные трансформационные явления в медиа и коммуникациях, а также определяются основные элементы проблематики медиаотрасли. Среди теоретических и практических проблем трансформации медиа выделяются технологическая, контентная и мультимедийная группы, каждая из которых определяет внутреннее расчленение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION PHENOMENON IN MEDIA COMMUNICATIONS

The article deals with the most pronounced effects in the transformation of media and communication, and also identifies the main problems of the media industry. Among the theoretical and practical problems of transformation of the media highlighted the technological, content and multimedia groups, each of which defines an internal dismemberment.

Текст научной работы на тему «Трансформационные явления в медиакоммуникациях»

A. UNÎVÉRSUM:

/уу\ ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В МЕДИАКОММУНИКАЦИЯХ

Цымбаленко Евгений Станиславович

кандидат наук по социальным коммуникациям, доцент Института журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко,

Украина, г. Киев E-mail: [email protected]

TRANSFORMATION PHENOMENON IN MEDIA COMMUNICATIONS

Tsymbalenko Yevhen,

candidate of Social Communications Sciences, docent of Institute of Journalism of Taras Shevchenko National University of Kyiv,

Ukraine, Kyiv

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются наиболее ярко выраженные трансформационные явления в медиа и коммуникациях, а также определяются основные элементы проблематики медиаотрасли. Среди теоретических и практических проблем трансформации медиа выделяются технологическая, контентная и мультимедийная группы, каждая из которых определяет внутреннее расчленение.

ABSTRACT

The article deals with the most pronounced effects in the transformation of media and communication, and also identifies the main problems of the media industry. Among the theoretical and practical problems of transformation of the media highlighted the technological, content and multimedia groups, each of which defines an internal dismemberment.

Цымбаленко Е.С. Трансформационные явления в медиакоммуникациях // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2014. № 12 (14) URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/1816

Ключевые слова: медиа, коммуникация, медиакоммуникации, трансформация.

Keywords: media, communication, media communications, transformation.

Современная медиасистема находится в сложных трансформационных процессах. Это связано с рядом факторов, которые базируются на контентных, структурных, видовых изменениях. Кроме того, значительное влияние на них осуществляют экономические, геополитические, культурологические и другие модификации.

Широкие контексты трансформации медиа определяют и формулируют блоки проблем, с которыми сталкиваются и в которых функционируют СМИ. Эти проблемы имеют как теоретический, так и практический характер и определяют основные аспекты актуальности исследования, а именно:

• технологизация общества в общем и отдельных его сегментов, существенно повлияла на ландшафт современных медиа, начиная с упрощения и усовершенствования производства и заканчивая выделением альтернативного вида СМИ — так называемых, новых, или новейших, медиа;

• глобальные условия распространения контента сменили представление об источниках получения и проверки информации, пути ее распространения, жанровом отображении и журналистском авторстве;

• мультимедийный инструментарий современных медиа выполняет функцию приближения ранее уникальных и различных по форме СМИ, синтезируя несвойственные конкретному виду медиа характеристики.

В связи с этим возникают крупные научные дискуссии, в которых теоретики пытаются систематизировать и структурировать трансформационные процессы в медиакоммуникациях. Каждая названная нами проблема нашла весьма широкое научное объяснение в отечественной и зарубежной науке. Особо актуальными являются некоторые проблемы в мировом контексте, а именно: альтернативность новых медиа и возможность постепенного вытеснения мультимедийными формами традиционных СМИ (например,

Л. Манович); этапы и формы конвергенции медиа (например, Т. Барр); информатизационные процессы в медиакоммуникациях (например, Р. Клавер); диджиталицация медиа (например, Н. Неграпонте); глобализация медиасферы (например, Д. Блок, Г. Мензис) и др. Российская наука также представлена большим количеством научных работ, объектом которых так или иначе являются трансформационные и проблемные явления в медиакоммуникациях: О. Вартановой, И. Засурского, Я. Засурского, Л. Земляновой, М. Шилиной и др. Среди известных украинских теоретиков, которые изучают проблемные вопросы трансформации медиа, следует выделить Г. Почепцова, В. Ризуна, В. Иванова, Н. Костенко, Л. Городенко и др.

В теориях массовой коммуникации и медиалогии нет общего концептуального или общепринятого подхода к исследованию медиа, медиумов (каналов распространения информации), коммуникации в условиях диджитализации, конвергенции, дивергенции, информатизации, интернетизации. Существует немало отечественных и зарубежных исследований, посвященных объяснению трансформационных процессов в массовой коммуникации и медиа под влиянием технологических, культурологических, социологических факторов в условиях перехода к информационному обществу. Революционные основы для осознания процессов функционального и видового изменения медиа заложены в трудах Д. Белла, О. Тоффлера, М. Маклюена, М. Кастельса.

Во время теоретического осмысления объектно-предметной базы исследования, автор обращал свое внимание на большое количество зарубежных и отечественных наработок в сфере истории и теории журналистики (медиалогии), истории и теории массовой коммуникации, истории и теории коммуникации (коммуникативистики), теории медиакоммуникаций, культурологии, философии, социологии, лингвистики и др. с учетом специфики деятельности масс-медиа. Основной массив рабочей литературы можно разделить на такие группы и подгруппы:

• онтология и гносеология массовой коммуникации (В. Иванов, В. Ризун, Н. Костенко, Д. Макквейл, И. Засурский, Я. Засурский, М. Кастельс, Г. Лассвелл, Н. Луман, М. Маклюен, Ф. Вебстер, Ю. Хабермас, В. Цвик). Обобщенный вывод этих работ: трансформация массовой коммуникации обуславливается общественными видоизменениями и культурным развитием социума;

• структурно-функциональные трансформации массовой коммуникации (Г. Бакулев, И. Засурский, Л. Землянова, Н. Ищук, Л. Манович, Е. Цымбаленко). Обобщенный вывод этих работ: в результате социальных, геополитических и других процессов, сферу массовой коммуникации сопровождают такое явление, как глокализация (горизонтальная регионализация) и др.;

• технологические трансформации медиакоммуникаций (Н. Неграпонте, Г. Дженкинс). Обобщенный вывод этих работ: новейшие технологии выступают основой переходного процесса, в результате которого возник феномен медиакоммуникаций;

• типологические трансформации медиакоммуникаций (Л. Городенко, В. Рябичев, М. Лукина, И. Фомичева, И. Артамонова, Б. Потятиник, М. Чабаненко). Обобщенный вывод этих работ: инновации распространения информационного продукта через массовое использование интерактивных и мультемедийных технологий лежат в основе возникновения новых журналистских полиформатных видов медиа;

• жанровые трансформации журналистики (М. Гуревич, В. Лизанчук, В. Пельт, А. Тертичный). Обобщенный вывод этих работ: традиционные жанры журналистики под влиянием диджитализации и типологических трансформаций создают сложные мультимедийные способы представления моносимвольных новостей.

Глобализация, информатизация, технологизация, компьютеризация, информационно-коммуникационная революция, социально-экономические и политические изменения — это те факторы, которые определяют базовые

трансформации в коммуникациях. В обществе постепенно изменяются приоритеты — от материальных благ к информационному богатству, что свидетельствует о социологических трансформациях. Массовая коммуникация приобретает персонализированные признаки в условиях формирования и развития нового медийного общества и близится к неформальному индивидуальному общению. Дискуссии о принадлежности Интернета и других новейших коммуникационных каналов к системе массовой коммуникации внесли существенные дифференциации в общенаучный дискурс. Особенно интересными являются новые тенденции научных студий в коммуникативистике и журналистиковедении (или медиалогии).

Трансформации коммуникации характеризуются возникновением ряда понятий, свойственных для медиакоммуникаций и менее свойственных массовой коммуникации. Среди них актуальными являются такие вариации и неологизмы: новые медиа, интерактивность и, как следствие, интерактивные медиа, мультимедийность и мультимедийные медиа, конвергентность и конвергентные медиа, оцифровывание медиаконтента и цифровые медиа, информационные магистрали и др. Все эти явления основываются на высоких технологиях, техническом прогрессе и постмодернистской идеологии, прогнозировании (футуризм), идеализации свободы выбора, индивидуальном развитии и других квинтесентных параметрах демократии.

Следует подчеркнуть, под «трансформацией» мы понимаем «изменение, преобразование вида, формы, существенных свойств чего-либо» [3, с. 839]. Такое определение дает нам основания утверждать о наличии трансформизма в медиакомуникациях как «представления о преобразовании одних видов организмов или объектов в другие» [6, с. 698].

Украинский исследователь В. Теремко, рассматривая явления видоизменений в массовой коммуникации, предлагает использовать такую синонимию понятия «трансформация»: развитие, процесс, преобразование, модернизация, реформы, радикальные изменения, переходной процесс, переходной период [4, с. 64]. К такому синонимическому ряду В. Теремко

приходит через глубокий анализ философских, культурологических, исторических и социальных наработок. В рамках нашего исследования этот ряд будет расширяться, но основные позиции являются абсолютно актуальными при перенесении их в плоскость теоретических учений медиакоммуникаций.

Среди основных концептуальных трансформаций медиакоммуникаций ученые выделяют такие:

• уменьшение публичной сферы масс-медиа вследствие процессов их приватизации;

• переход от либертарианской теории к неолиберализму как идеологической основе подчинения СМИ принципам свободного рынка;

• усиление власти транснациональных информационных олигополий, что способствует уменьшению публичной сферы СМИ и их дальнейшей коммерциализации;

• индивидуализация потребительского спроса на информацию [1, с. 52].

Российская исследовательница коммуникативистики Алла Сергеенко

указывает на существенные трансформации в современных медиакоммуникациях, поскольку коммуникация происходит при помощи таких средств: печатный — электронный — мультимедийный; официальный — неофициальный; массовый — демассифицированный; устный — письменный; моноэкранный — полиэкранный; реальный — виртуальный; и др. [3, с. 8].

Евгения Сиапера предлагает рассматривать трансформации в медиакоммуникациях на трех уровнях:

1. Уровень организации средств массовой информации, в котором прослеживаются изменения в способах поведения журналистов в онлайн-среде и более глобальные изменения на организационном уровне.

2. Уровень содержания новостей, в котором наблюдаются структурированные изменения.

3. Уровень общественный, в котором видны изменения моделей потребления новостей [7, с. 132].

Основные направления, в соответствии с которыми наблюдаются изменения в медиасфере под влиянием коммуникации в Интернете, как гласит позиция Е. Сиапера, имеют глобальные черты: организационные, контентные и социальные. Технологически это проявляется через конвергенцию «мультискилинг» (универсальность), диджитализацию, контентное расширение, демографическое и географическое расширение аудитории и другое.

Наиболее существенными контентными трансформационными характеристиками медиакоммуникаций, по мнению Е. Сиапера, являются:

• взаимодействие с содержанием: диджитализация, интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность, коллективное авторство;

• рассказная структура: консьюмеризация и персонализация новостей, игры как новости, мультиперспективные новости;

• практика: повторное использование и восстановление содержания [7, с. 145].

Российская коммуникатолог В. Мансурова обращает внимание на ряд процессов, которые возникают вследствие трансформации массовой коммуникации через появление «информационного продукта, конвертируемого в любой экономической и социальной системе, способного моментально сблизить миллионы людей, обогатить новым знанием и возможностью для самопрезентации в пространстве инфокосмоса. Став информационным, общество возвело миллионы людей в статус коммуникантов, якобы, «владеющих миром», — транспарентным, коммуницируемым, самоуправляемым» [2, с. 57].

Учитывая специфику сферы деятельности, мы склонны рассматривать трансформацию медиакоммуникаций как изменение внешних и внутренних свойств медиасистемы под влиянием мировых и международных интеграционных, глобализационных и других процессов. Мы предлагаем группировать основные трансформации в медиакоммуникациях под влиянием технологий Интернета на такие категории:

• универсальность коммуникации, которая выражается в синтезе различных видов коммуникации, например одновременность индивидуального, группового, массового общения и др.;

• технологизация коммуникации, которая возникает вследствие большего приоритета общения с помощью технических устройств связи, нивелируя межличностный диалог;

• информатизация коммуникации в результате постоянно активных чрезмерных информационных потоков;

• макдональдизация коммуникации путем упрощения языковых письменных и формальных конструкций;

• глокализация коммуникации как следствие синтеза глобальных парадигм общения в информационных сетях и локальных возможностей и приоритетов представления интересов небольших групп в массовой глобальной аудитории;

• устно-письменная коммуникация, которая возникает под влиянием специфики технологизации и объединяет параметры устной и правила письменной речи;

• таблоидность коммуникации путем удовлетворения консьюмеризированных вкусов аудитории.

Все проблемы, которые характеризуют современную анатомию СМИ, можно разделить на две глобальные группы. Первая связана с проблемами технологичного измерения, вторая — контентного. Каждой группе свойственны собственные подгруппы, которые точнее описывают те или иные аспекты проблемы. Безусловно, предложенное нами разделение не является исчерпывающим. В зависимости от подходов и методологии исследования его можно модифицировать, тем не менее оно охватывает основные проблемные направления деятельности современной медиасферы. Некоторые группы проблем имеют тесные межгрупповые связи, обусловленные природой собственного или смешанного функционирования. Кроме того, существуют проблемы медиа, обусловленные экономическими и геополитическими

условиями, но мы их глубоко не анализируем и вспоминаем лишь вскользь, поскольку это выходит за рамки социокоммуникационной составляющей нашего исследования.

Учитывая главные трансформационные явления в медиакоммуникациях, мы предлагаем объединить проблемы современной медиаотрасли таким образом:

• группы технологических проблем формируются с учетом трансформационных процессов в сфере производства и распространения контента, в частности, это информатизация, диджитализация, конвергенция, интернетизация;

• группа контентных проблем, которая связана с транформационными процессами содержания, в частности, это возникновение новых жанров, глобальное распространение контента, конкуренция между профессиональными и непрофессиональными производителями новостей, проблемы авторства и пр. ;

• мультимедийность производства обеспечила мультиформатность медиа, а также возникновение нового синтезированного СМИ — новых медиа, которые объединяют признаки всех традиционных медиа.

Проанализировав теорию и практику массовой и медиакоммуникации, мы выделяем такие новые и универсализированные признаки медиакоммуникаций: абстрактность; анонимность; глокальность; диалогизм; динамическая конкуренция; дуальность; интерактивность; конвергенция; макдональдизация; сетевая структура; накопление и архивирование; синкретичность; синергичность; синтетичность; синхронность; субъект-субъектность; таблоидность; технологизация; фрагментная неурегулированность; универсальность (кроссмедиальность). Мы не претендуем на завершенность и полноту наших утверждений, напротив, приглашаем к дискуссии научное сообщество для совместного поиска главных концептуальных направлений развития теоретических учений, а также систематизирования основных проблем сферы медиакоммуникаций.

Список литературы:

1. Землянова Л. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества : Толковый словарь терминов и концепций / Л. Землянова. — М.: Изд -во Моск. ун-та, 1999. — 301 с.

2. Мансурова В. Alarm! Эффект «шагреневой кожи»... Журналистика в мире массовой коммуникации / В. Мансурова // Российские СМИ и журналистика в новой реальности: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 75-летию журналистского образования на Урале / Ф-т журналистики Урал. гос. ун-та. — Екатеринбург, 2011. — с. 57—67.

3. Сергеенко А. Создание журналистских текстов в трансформирующейся среде массовой коммуникации: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Алла Александровна Сергеенко. — М., 2011. — 198 с.

4. Словник шшомовних ^в / За загал. ред. О. Мельничука. — К.: Головна редакщя УРЕ, 1985. — 968 с.

5. Теремко В. Видавництво ХХ1. Виклики i стратеги / В. Теремко. — К.: Академвидав, 2012. — 328 с.

6. Фшософський словник / За загал. ред. В. Шинкарука. — К.: Головна редакщя УРЕ, 1986. — 798 с.

7. Siapera E. Understanding New Media / Eugenia Siapera. — London: SAGE Publications, 2011. — 288 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.