Научная статья на тему 'Развитие визуальных медиакоммуникаций: проблемы и перспективы'

Развитие визуальных медиакоммуникаций: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2047
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОММУНИКАЦИИ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / МУЛЬТИМЕДИА / ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ИНТЕРНЕТ-СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жаркова Елена Александровна

В статье рассматриваются вопросы развития медиакоммуникаций, которые подвергаются существенному влиянию современных информационных технологий. В процессе визуализации и мультимедиатизации современных средств массовой информации возникают актуальные проблемы медиакоммуникации, которые существенно влияют на уровень развития цифровой культуры и социальных медиа. Условия «визуального поворота» способствуют стремительному развитию коммуникаций как социальных практик. Требуются новые подходы и методы медиаисследований. Ситуация новых медиа характеризуется общедоступностью каналов коммуникации и возможностью влияния на их содержание любого участника медиапроцесса. Исследование визуальности принято осуществлять в контексте интерпретативного и нерепрезентативного теоретических подходов. Первый предполагает «культурную репрезентацию», опосредованную социальными и идеологическими практиками. Второй рассматривает способности визуальных образов активно вмешиваться в повседневную жизнь, конструировать их, и существовать автономно. Современная ситуация визуальных исследований характеризуется поиском новых методов, относящихся к междисциплинарным исследованиям. Развитие цифровой культуры и социальных медиа способствовало формированию новой сферы визуального, новых приемов онлайн-коммуникации и «осетевленных» форм существования многочисленных значений. Особое значение отводится визуальному контенту, проблемам и поиску оптимальных моделей его создания в системе интернет-СМИ, находящиеся в процессе постоянной трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие визуальных медиакоммуникаций: проблемы и перспективы»

УДК 070

Е. А. Жаркова

Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск

РАЗВИТИЕ ВИЗ УАЛЬНЫХ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассматриваются вопросы развития медиакоммуникаций, которые подвергаются существенному влиянию современных информационных технологий. В процессе визуализации и мультимедиатизации современных средств массовой информации возникают актуальные проблемы медиакоммуникации, которые существенно влияют на уровень развития цифровой культуры и социальных медиа. Условия «визуального поворота» способствуют стремительному развитию коммуникаций как социальных практик. Требуются новые подходы и методы медиа-исследований. Ситуация новых медиа характеризуется общедоступностью каналов коммуникации и возможностью влияния на их содержание любого участника медиапроцесса. Исследование визуальности принято осуществлять в контексте интерпретативного и нерепрезентативного теоретических подходов. Первый предполагает «культурную репрезентацию», опосредованную социальными и идеологическими практиками. Второй рассматривает способности визуальных образов активно вмешиваться в повседневную жизнь, конструировать их, и существовать автономно. Современная ситуация визуальных исследований характеризуется поиском новых методов, относящихся к междисциплинарным исследованиям. Развитие цифровой культуры и социальных медиа способствовало формированию новой сферы визуального, новых приемов он-лайн-коммуникации и «осетевленных» форм существования многочисленных значений. Особое значение отводится визуальному контенту, проблемам и поиску оптимальных моделей его создания в системе интернет-СМИ, находящиеся в процессе постоянной трансформации.

Ключевые слова: медиакоммуникации, визуализация, мультимедиа, визуальный контент, интернет-СМИ.

К сфере визуального на сегодняшний день помимо традиционных визуальных объектов: картин, фотографий, фильмов, видеосюжетов, относятся новые медиа, реклама, городская среда, дизайн, мода. Если ранее производством и потреблением визуальных образов отличалось, в основном, пространство музеев, то сегодня это уже вторая реальность, репрезентируемая медиа, воспринимается исключительно как повседневная. Множественностью средств отображения визуального определяется новый тип исследования, который основывается на междисциплинарном подходе и включает достижения таких наук, как психоанализ, семиотика, «культурные исследования», постструктурализм.

Теории визуальной коммуникации посвящено множество исследовательских трудов. Основатель гештальт-психологии М. Вертгеймер в книге «Продуктивное мышление» описал принципы визуального восприятия объектов, которые до сих пор применяются в графическом дизайне. Английским писателем Олдосом Хаксли в романе «О дивный новый мир» продемонстрированы антигуманные стороны научно-технического прогресса. Экспертом в теории современных медиа Л. Мановичем исследовано влияние новых технологий на развитие культуры. Современное медиаобщество потребовало от феномена визуальности нового теоретического подхода, который не достижим классическими эстетическими концепциями или теорией искусств, потому что их методы и способы изучения визуального не относятся к области социальных практик. Поэтому растущую роль визуальности в создании повседневных современных практик и социального опыта необходимо обосновать методологией визуальных исследований [11].

Так как универсальных методов изучения визуальности не существует, то проблема визуального считается нерешенной. Содержание образов не ограничивается репрезентацией существующей социальной реальности, и следует подчеркнуть его презентативность. Другими словами, образы обладают своим собственным смыслом и по отношению к воспринимающим существуют

автономно. Восприятием, являющимся функцией различных человеческих органов, объединяется визуальность с текстуальностью, смыслом и чувственностью [8].

Примером применения этого выступают звуковые инсталляции на выставке современного искусства вместе с использованием литературного сопроводительного текста. Эволюция медиа с созданием «сложных», гибрибных текстов, с звуковыми и визуальными элементами, способствовала появлению мультимодальных исследований, фокусом внимания которых выступают отношения реальности с репрезентациями, которые сконструированы вербальными и визуальными способами. Мультимодальными исследованиями, использующими семиотический метод анализа, обычными визуальными «текстами» «дешифруется» реакция аудитории. Визуальное при этом выступает как «фон» вербальных коммуникаций [6].

Так как множественные современные явления имеют визуальную природу, следует выяснить, можно ли рассматривать визуальное в эпоху медиакоммуникаций как сосуществование привычных художественных артефактов вместе с артефактами современными - образами кино, телевидением, фотографией, рекламой? Вторым направлением исследования визуального особое внимание уделяется изучению повседневности, месту медиа в конструировании культурного смысла. Объект исследований здесь представлен визуальными практиками: «скопическими» или «визуальными режимами», присущими определенной культуре, иными словами, любые формы визуальности. На сегодняшний день развитие техногенных изображений послужило возрастанию интереса к материальности медийных объектов, наделенным экзистенциальным статусом, характеризующимся своей жизнью и способных действовать. В границах интерпретативной парадигмы образу чаще присуще понятие репрезентации, визуального конструкта, характеризующегося идеологическими подходами своих создателей [1].

Одним из важных подходов к анализу визуальных практик относится социология визуального или социология фотографии. В рамках этого подхода визуальность отражает основные характеристики современного общества, включая взаимодействие человека с миром. Через эти изображения происходит фиксация социальных успехов, подчеркивается принадлежность к определенным группам, подтверждается участие в жизни коллектива, проводится «самонаблюдение» и предлагаются эталонные образцы.

Качественным изменениям коммуникации свойственны расширение информационного поля, появление новых средств доступа к данным, конвергенция с иными областями науки. Филологи, социологи, психологи, экономисты в последние годы испытывают повышенный интерес к новому полю деятельности - медиакоммуникации. Происходит процесс формирования признаков медиареальности. Научным сообществом все чаще рассматриваются социокультурные процессы с позиции таких категорий как медийность, массовость, транслируемость. Сегодня проводятся исследования в таких областях, как медиалингвистика, медиакультура, медиаэкономика, медиатизация и др. Современной структуре медиа становится свойственен признак государственности. Дефиницию «медиакоммуникация» разные исследователи интерпретирует по-разному, однако сходятся в общем мнении, что медиакоммуникации являются информационной взаимосвязью между множеством людей, осуществляемой через технические средства. В настоящее время ме-диакоммуникации не сформированы как отдельная структура, включающая свои понятия и концепции, поэтому медиакоммуникации основываются на теории коммуникаций. Одно из важных свойств медиакоммуникации характеризуется визуальным представлением сложных данных, что получило название «инфографика», и выступает как отдельная специализация, в том числе и в сетевой журналистике. Специалисты по инфографике могут визуально преобразовывать огромные наборы взаимосвязанных данных в обычные для пользователя символы, позволяющие раскрыть суть государственного бюджета, или международной торговли, или уплаты налогов и др. Инфографике присущи сильный аудиторный эффект и сильнейший эффект, который называют «вирусная дистрибуция», выражаемый в восторженном обмене между потребителями и их контактами в социальных сетях полученных с помощью специалистов по инфографике данных [5].

Как показывает история, средствами массовой информации всегда отдавалось предпочтение в основном одному определенному средству коммуникации, в частности, газете, как виду письменности, радио как устной речи, и телевидению как изображению. Этим объясняется «живучесть» старых средств массовой информации с появлением новых. Громко и всерьез заговорили о мультимедиа пару десятилетий назад, причиной чему стала стремительная компьютеризация, и раз-

витие компьютерных сетей как способа трансляции, их технология позволила соединить в одном носителе (например, флэш-накопителе) различные ранее необъединяемые средства коммуникации: визуальные, текстовые и звуковые (речевые). В наши дни можно с одинаковой легкостью получить доступ к текстовым, визуальным и звуковым файлам при помощи интернета, электронной почты, что представляется уже не просто способом передачи информации, а выступает средой, где видео превращается в продолжение текста, а звук сопровождается иллюстрациями [9].

Мультимедиатизация контента СМИ формируется и на уровнях распространителей информации, и на уровнях каналов передачи данных, которые представлены потребителем и его повседневными практиками, абонентскими устройствами, предназначенными для приема медиа-сообщений, и самого передаваемого сообщения. Главную причину мультимедиатизации средств массовой информации представляет изменившийся запрос потребителя. Кроме того, мультиме-диатизации средств массовой информации способствовала, конечно, цифровая революция, иными словами, развитие технических возможностей, как самих СМИ, так и потребителей новостей. Диверсификация приемов доставки предлагаемого контента отражает новый уровень эволюции конвергентных процессов медиасферы [10].

Один из трендов современного развития медиасферы характеризуется значительным увеличением фотографий и мультимедиа. Все чаще пользователи в интернете не читают, а смотрят. В результате этой тенденции произошла трансформация традиционных мономедийных форматов в мультимедийные. Использование фотографий представляет собой наиболее распространенный способ визуализации и в интернет-СМИ. В интернете никогда не ограничивается количество фотографий. Зачастую публикации содержат несколько сотен иллюстраций. Для текста в интернет-СМИ характерно разделение фотографиями небольших частей текста, состоящих из двух-трех абзацев. Причиной чередования текста и фотографий выступает, как задача заинтересованности читателей, так и снижения нагрузки на зрение, путем переключения его внимания от текста к фото [3].

Этому веб-ресурсу также свойственно занимать главную страницу в виде крупных визуальных блоков, посвященных наиболее привлекательным для читателей новостям, что порой ведет некоторые интернет-СМИ к опасному пути привлечения читателей сенсационных, доступных и легко понятных материалов, к примеру, фотографий из заметок о дорожно-транспортных происшествиях с погибшими людьми. Исследованиям ценности новостей СМИ посвящены труды таких авторов, как Дж. Галтунг, М. Руж, Ф. Шлезингер, А. Белл, Л. Райан [4].

Актуальность проблемы социальной ответственности современной визуализации в интернете трудно переоценить. Игнорирование этого аспекта деятельности некоторыми интернет-СМИ, злоупотребление свободой слова способствует понижению их уровня деятельности до развлечения публики и массового производства «фаст-фудовской» информации. Такие случаи служат демонстрацией существования проблемы формирования контентного наполнения веб-сайтов, ставя под сомнение даже технологическое преобразование медиасистемы, предназначенное для его улучшения. Современным подходам для создания визуального продукта в веб-интернете необходима разработка новых мер ответственности для коммуникативного поведения интернет-СМИ и их аудитории [7].

Таким образом, интеграция современных визуальных образов с медиа требует их совместного изучения, а результаты анализа подходов к феномену визуального демонстрируют изменения в современной культуре не только способов бытия и структуры образа, но и визуальных исследований. Привычные творческие методы и приемы журналистики, в том числе визуализация, проходят путь трансформации, обусловленной развитием современной медийной среды. Современный этап для интернет-СМИ характеризуется поиском наиболее оптимальных моделей создания визуального контента. Наши дни демонстрируют процесс постоянной трансформации визуальных медиакоммуникаций и средств массовой информации. Главные приоритеты этой трансформации заключаются в том, чтобы предоставить пользователям информации большую свободу в выборе, широкие возможности профилирования содержания под собственные потребности, и увеличить возможности пользователей для выражения личного мнения и участия в формировании содержания визуального контента.

Список литературы

1. Дроздова, А. В. Специфика визуальных исследований в современном гуманитарном знании [Текст] / А. В. Дроздова // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль, 2015. - № 3 -С. 254-259.

2. Журналистика для здоровья нации. Медиакоммуникации и человеческое развитие [Текст] / под ред. Т. И. Фроловой. - М.: МГУ, 2013. - 384 с.

3. Засурский, Я. Н. Качественная пресса в медийных структурах [Текст] / Я. Н. Засурский. -М.: Икар, 2016. - 344 с.

4. Калмыков, А. В. Медиалогия Интернета [Текст] / А. В. Калмыков. - М.: Ленанд, 2015. - 272 с.

5. Крам, Р. Инфографика. Визуальное представление данных. - СПб.: Питер, 2015. - 384 с.

6. Марьон, Ж.-Л. Перекрестья видимого [Текст] / Ж.-Л. Марьон. - М.: Прогресс-традиция, 2010. - 176 с.

7. Номейн, А. Типы визуального контента, повышающие продажи [Текст] / А. Номейн. -М.: Издательские решения, 2017. - 18 с.

8. Петровская, Е. В. Теория образа [Текст] / Е. В. Петровская. - М.: РГГУ, 2010. - 284 с.

9. Тулупов, В. В. Выпуск современных СМИ в условиях конвергентности [Текст] / В. В. Тулупов // Дизайн СМИ: тренды XXI века: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (26-27.09.2014, Москва). - М.: МГУ, 2014. - С. 76-83.

10. Уланова, М. А. Интернет-журналистика. Практическое руководство [Текст] / М. А. Уланова. -М.: Аспект Пресс, 2017. - 240 с.

11. Элкинс, Дж. Шесть способов сделать визуальные исследования серьезной научной дисциплиной [Текст] / Дж. Элкинс // Топос. - М., 2007. - № 1(15). - С. 26-56.

RENDERING ISSUE IN THE EVOLUTION OF MEDIA COMMUNICATIONS

Zharkova E. A., Siberian State Transport University, Novosibirsk, [email protected]

The article discusses the development of media communications, which are subject to significant influence of modern information technologies. The notion of a visual overview of the display and directions for visual studies. Special importance is given to visual content, problems and search of optimal models of its creation in the Internet media, which are in the process of constant transformation.

Keywords: media communication, visualization, multimedia, visual content, online media.

References

1. Drozdov, A. V. (2015) Spetsifika vizual'nykh issledovaniy v sovremennom gumanitamom znanii [=Specificity of visual studies in modern Humanities], in: Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [=Yaroslavl pedagogical Bulletin], Yaroslavl, no. 3, pp. 254-259. (In Russ.).

2. Zhurnalistika dlya zdorov'ya natsii. Mediakommunikatsii i chelovecheskoe razvitie (2013) [=Journalism for the health of the nation. Media communication and human development], MGU, Moscow, 384 p. (In Russ.).

3. Zassoursky, Y. N. (2016) Kachestvennayapressa v mediynykh strukturakh [=Quality press in the media structures], Ikar, Moscow, 344 p. (In Russ.).

4. Kalmykov, A. V. (2015) Medialogiya Interneta [=Medialogia Of The Internet], Lenand, Moscow, 272 p. (In Russ.).

5. Kram, R. (2015) Infografika. Vizual'noe predstavlenie dannykh [=Infographics. Visual representation of data], Peter, Saint-Petersburg, 384 p. (In Russ.).

6. Marion, J.-L. (2010) Perekrest'ya vidimogo [=Crosshair visible], Progress-tradition, Moscow, 176 p. (In Russ.).

7. Noman, A. (2017) Tipy vizual'nogo kontenta, povyshayushchie prodazhi [=The Types of visual content that increases sales of], Publishing decisions, Moscow, 18 p. (In Russ.).

8. Petrovskaya, E. V. (2010) Teoriya obraza [=The Theory of the image], RGGU, Moscow, 284 p. (In Russ.).

9. Tulupov, V. V. (2014) Vypusk sovremennykh SMI v usloviyakh konvergentnosti [=The Production of modern media in terms of convergence], in: Dizayn SMI: trendy XXI veka: materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (26-27.09.2014, Moskva) [=Mass media Design: trends ofthe XXI century: materials of the IV mezhdunar. scientific.scient. Conf. (26-27.09.2014, Moscow)], MGU, Moscow, pp. 76-83. (In Russ.).

10. Ulanova, M. A. (2017) Internet-zhurnalistika. Prakticheskoe rukovodstvo [=Online journalism. A practical guide], Aspect Press, Moscow, 240 p. (In Russ.).

11. Elkins, John. (2015) Shest' sposobov sdelat' vizual'nye issledovaniya ser'yeznoy nauchnoy distsiplinoy [=Six ways to make visual studies serious scientific discipline], in: Topos, Moscow, no. 1 (15), pp. 26-56. (In Russ.).

Жаркова Елена Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления факультета управления персоналом, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.