Научная статья на тему 'Трансформационные процессы в экологической культуре коренного населения Прибайкалья в советский период'

Трансформационные процессы в экологической культуре коренного населения Прибайкалья в советский период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ / СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ENVIRONMENTAL CULTURE / BAIKAL REGION / INDIGENOUS POPULATION / THE SOVIET PERIOD / ETHNIC ENVIRONMENT TRADITIONS / WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дурнев Святослав Юрьевич

В статье рассматриваются трансформационные процессы, происходящие в экологической культуре коренных жителей Прибайкалья в период советской власти. Анализируется влияние проводимых государством реформ в областях сельского хозяйства и религии на развитие экологических воззрений аборигенного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION PROCESSES OF THE ENVIRONMENTAL CULTURE OF THE INDIGENOUS POPULATION OF THE BAIKAL REGION DURING THE SOVIET PERIOD

The article deals with the transformation processes of the environmental consciousness of the indigenous inhabitants of the Baikal region during the Soviet period. The author carries out a research of the state agrarian and religious reforms, and their influence on the environment outlook of the population.

Текст научной работы на тему «Трансформационные процессы в экологической культуре коренного населения Прибайкалья в советский период»

УДК 502.1 (571.53/.55)

Дурнев Святослав Юрьевич

аспирант кафедры философии и социальных наук Иркутского государственного университета путей сообщения [email protected]

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРИБАЙКАЛЬЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Durnev Svyatoslav Yuryevich

PhD student of the Philosophy and Social Science Department, Irkutsk State Transport University [email protected]

TRANSFORMATION PROCESSES OF THE ENVIRONMENTAL CULTURE OF THE INDIGENOUS POPULATION OF THE BAIKAL REGION DURING THE SOVIET PERIOD

Аннотация:

В статье рассматриваются трансформационные процессы, происходящие в экологической культуре коренных жителей Прибайкалья в период советской власти. Анализируется влияние проводимых государством реформ в областях сельского хозяйства и религии на развитие экологических воззрений аборигенного населения.

Ключевые слова:

экологическая культура, Байкальский регион, коренное население, советский период, этноэко-логические традиции, мировоззрение.

Summary:

The article deals with the transformation processes of the environmental consciousness of the indigenous inhabitants of the Baikal region during the Soviet period. The author carries out a research of the state agrarian and religious reforms, and their influence on the environment outlook of the population.

Keywords:

environmental culture, Baikal region, indigenous population, the Soviet period, ethnic environment traditions, worldview.

К началу XX века в Прибайкалье продолжается начавшийся с момента заселения русскими территории региона процесс тесного взаимодействия и взаимопроникновения двух крупных направлений в экологической культуре: с одной стороны, экологическая культура русских переселенцев, основанная на земледельческих хозяйственных традициях и развивающаяся под идеологическим господством православного христианства, с другой - этническая экологическая культура коренных народов Прибайкалья - бурят и эвенков, имеющая в своей основе традиции номадного животноводства, обычаи шаманизма и этико-нравственные установки усиливающего свое влияние буддизма.

Естественно, что проникновение русской культуры в различные сферы общественной жизни происходило неравномерно. Наиболее заметные изменения в это время прослеживаются в материально-хозяйственной культуре коренных народов, более всего подверженной влиянию переселенцев. Хотя и здесь в зависимости от того, насколько тесно происходило взаимодействие с русским населением, преобразования проявляются неодинаково сильно. Так, в начале XX века на территории Забайкалья большинство бурят продолжают придерживаться традиционных форм полукочевого и кочевого животноводства, тогда как «в Иркутской губернии бурятские хозяйства владели 30 % всего скота и засевали 18,1 % всех посевов губернии, все больше переходя к полу-оседлому и оседлому типу скотоводства» [1, с. 5]. Разумеется, что при таком положении вещей в Забайкалье этноэкологические традиции, во многом завязанные на аборигенных формах хозяйствования, в большей степени сохранили свое значение, нежели в Иркутской губернии, где гораздо сильнее проявляется влияние оседлого образа жизни русского крестьянства.

Духовная культура коренных жителей Байкальского региона проявила себя значительно более устойчивой к влиянию со стороны русского населения. Несмотря на все усилия церкви, христианство не получает среди местных жителей достаточно широкого распространения. И хотя значительная их часть по документам числилась христианами, на практике это выглядело в лучшем случае как двоеверие, где православные святые почитались наряду с духами и божествами шаманизма. Таким образом, к началу рассматриваемого периода уважительное отношение к природе, обычаи и многие традиции бурят и эвенков сохраняются, вопреки ощутимым изменениям, происходящим в жизни коренного населения. Отчасти это связано с распространяющим свое влияние ламаизмом, включившим в религиозную систему многие традиционные верования шаманистов Прибайкалья. Другой важной причиной, позволившей коренным жителям сохранить свои этноэкологические традиции, выступает преимущественно аграрный тип хозяйствования в регионе. «Основным средством существования всего населения края в начале ХХ в. было сель-

ское хозяйство, в котором было занято более 87,8 % самодеятельного населения» [2, с. 75]. Следовательно, подавляющая часть народонаселения продолжала проживать в сельской местности, не происходило отрыва людей от природы, что позволило сохраниться многим этноэколо-гическим традициям и обычаям, регулирующим отношения людей с окружающей средой.

Революция, потрясшая страну, и последующая гражданская война не могли не сказаться на населении Байкальского региона. С одной стороны, в этот период наблюдается значительная утеря интереса к этноэкологическим традициям, связанная в первую очередь с неопределенностью, царившей в общественной жизни. Зачастую в литературе, посвященной изучению экологической культуры, отмечается, что высокий уровень ее развития выступает одной из основ стабильности в обществе. Мы, однако, считаем, что в действительности все происходит с точностью до наоборот. Любые перемены в общественной жизни, такие как смена господствующей религии, государственного строя или изменения в системе производственных отношений, будут неизбежно понижать уровень экологической культуры. Попадая в ситуацию неясности, неуверенности в будущем, люди неизменно смещают приоритеты в пользу удовлетворения сиюминутных потребностей, не задумываясь о последствиях своих действий. Устойчивый рост уровня экологической культуры возможен только при стабильном обществе, обеспеченном всем необходимым и уверенном в завтрашнем дне.

С другой стороны, революция включала в себя определенный позитивный заряд, базу для дальнейшего развития экологической культуры. Если раньше в ее основе лежали исключительно религиозно-философские нормы и опыт, приобретенный эмпирическим путем в ходе хозяйственно-промысловой деятельности, то в этот период происходят серьезные изменения. Революция не только разрушала существовавшие религиозные и хозяйственные системы, она несла в себе огромный просветительский потенциал. Именно в это время зарождается так называемая национальная интеллигенция, состоящая из образованных и энергичных представителей коренных этносов. Активно ведя образовательную деятельность, они первые начинают способствовать переходу экологической культуры эвенкийского и бурятского населения Прибайкалья на более высокий уровень, где в основе лежат не суеверия и личный опыт, а научные знания, объективно объясняющие закономерности природы.

Становление советской власти на территории Байкальского региона было сопряжено с кардинальными изменениями в общественной и хозяйственной жизни, оказавшими существенное влияние на экологическую культуру аборигенного населения. Следует отметить, что на начальных этапах своих преобразований советское правительство старалось действовать с учетом потребностей коренных народов и географических реалий их проживания. Так, проходящий на всей территории страны процесс коллективизации был оптимизирован к специфическим условиям жизни эвенков. Расселение на обширных и труднодоступных таежных территориях затрудняло полное обобществление земель и орудий труда. «Лучшей формой в тех условиях стали простейшие производственные объединения (ППО) с целью совместного использования охотничьих угодий без обобществления средств... Объединения включали от 5 до 20 семей, в основном имеющих родственные отношения» [2, с. 77]. В последующие годы, однако, практически перестают учитываться бытовые, культурные и хозяйственные особенности отдельных народов. Новой власти для укрепления своих позиций были необходимы «контроль, желательно тотальный, уравнивание в развитии разноукладных народов, унификация культурного развития» [3, с. 16]. Естественно, что при таком положении вещей многие экологические традиции, регулирующие традиционные формы хозяйствования, были утеряны в силу искусственного уничтожения или замещения данных видов деятельности. Коллективизация на территории Прибайкалья зачастую проходила без учета элементарных требований к занимаемой территории, таких как пригодность для земледелия, наличие участков для пастбищ и сенокошения, воды и т. д. Все это приводило к тому, что под возросшей антропогенной нагрузкой непригодные для сельского хозяйства ландшафты начинали деградировать, в то время как использовавшиеся веками пастбища оставались заброшенными.

В целом необходимо признать, что навязанный сверху процесс коллективизации оказал преимущественно негативное влияние на экологическую культуру коренных жителей Байкальского региона. Проходя вразрез с устоявшимися хозяйственными методами аборигенного населения, он решал его самобытности, заставлял людей отходить от своей культуры. Многие этно-экологические традиции в этот период утрачиваются в связи с разрушением формировавшегося веками уклада жизни.

Примерно в это же время на территории Прибайкалья начинается процесс индустриализации. «Уже в 1937 г. продукция промышленности занимала более 70 процентов всей валовой продукции народного хозяйства. В промышленности Бурятии работали свыше 31 тыс. рабочих и служащих. В то же время доля бурят в составе промышленных рабочих была невелика - около

13 процентов» [4, с. 26]. Таким образом, несмотря на развитие промышленности, большая часть коренных жителей, по-прежнему была занята в сельском хозяйстве. Тем не менее индустриализация региона оказала сильное влияние на экологическую культуру местного населения. Выросло число рабочих, связанных с инженерно-технической деятельностью, идет процесс формирования национальной интеллигенции. В обществе этих людей начинает складываться новое отношение к окружающей среде, основанное на знаниях, полученных в ходе научного поиска и менее подверженное влиянию традиционных воззрений. Однако это не означает, что зарождающаяся научная основа экологической культуры способствовала развитию более бережных взаимоотношений с естественным миром. Отношение к природе в интеллектуальном кругу этого времени прекрасно иллюстрируют слова выдающегося биолога и селекционера И.В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача». Для раннего периода советской власти является характерным преобладание интересов государства над проблемами сохранения природной среды. Закономерности развития окружающего мира, протекающие в нем процессы и возможные последствия от вмешательства человека изучались, но преимущественно с целью максимизировать эффективность народного хозяйства, а не минимизировать наносимый природе вред.

Духовная жизнь общества с приходом советской власти также претерпевает серьезные изменения. Новое правительство придерживалось идеологии атеизма, всячески ведя борьбу с религиозными организациями, действующими на просторах страны. Однако именно в это время на территории Прибайкалья происходит своеобразное возрождение шаманизма, находившегося в кризисе с царских времен. Причина такого противоречия заключается в том, что основные декреты советского правительства направленные на решение религиозного вопроса, затрагивали преимущественно православную церковь. «Провозглашение свободы совести и равенства всех вероисповеданий, отделение школы от церкви, передача ведения актов гражданского состояния в ведение местных властей, отмена церковной собственности, лишение церкви каких-либо государственных преимуществ и субсидий - все это обеспечило государственно-правовые условия для подрыва устоев православной церкви и развертывания широкой атеистической пропаганды» [5, с. 19]. Такие активные действие привели к тому, что тысячи новообращенных христиан среди бурят и эвенков в кратчайшие сроки отвернулись от навязанной им сверху религии и вернулись к своей исконной вере - шаманизму. Другой причиной возросшего интереса к традиционным верованиям является позиция некоторых представителей национальной интеллигенции, рассматривавших шаманов как своеобразных хранителей этнической культуры, родного языка и фольклора.

В ранние советские годы происходит также определенное расширение влияния ламаизма. Руководство страны сосредоточенное на борьбе с православием, практически не уделяло ему внимания, в то время как национальная интеллигенция Прибайкалья того времени в большинстве своем его поддерживала. В дальнейшем, однако, антирелигиозная деятельность государства затрагивает и ламаизм. Национализация земель, принадлежащих дацанам, запрет на обучение в религиозных школах лиц, не достигших совершеннолетия, и ужесточение налоговой политики по отношению к служителям культа подорвали положение ламаистского духовенства в народе. Духовный преемник экологических традиций шаманизма - ламаизм перестает играть в обществе ведущую роль, происходит массовый отток верующих. Ослабление его позиции в обществе того времени привело к существенному снижению уровня экологической культуры, к ситуации, при которой многие старые традиции значительной частью населения были забыты и оставлены, а новые еще не сформированы.

Сильное влияние на развитие экологической культуры оказало значительное увеличение в этот период числа людей, получивших хотя бы начальное образование. В сознание этой части населения отношение к природе начинает строиться на основании знаний, полученных в процессе обучения, а не с опорой на традиции и опыт, обретенный в ходе самостоятельной хозяйственной деятельности. В годы советской власти активно ведется изучение озера Байкал, а на территории региона начинает разворачиваться природоохранная деятельность. Во второй половине ХХ в. зарождается так называемое «Байкальское экологическое движение», состоявшее на первых этапах из крупных ученых - байкаловедов, но понемногу включавшее в себя все более широкие слои населения.

Таким образом, в экологической культуре коренных народов Байкальского региона в советское время происходят противоречивые изменения. С одной стороны, революционные события и последующее притеснение религиозных движений подорвало духовную основу экологической культуры бурят и эвенков - ламаизм и шаманизм. Индустриализация и урбанизация региона привели к тому, что многие этноэкологические традиции были утеряны, а значительная часть населения переезжала в города, утрачивая связь со своей малой родиной. С другой сто-

роны, рост образованности населения и определенная популяризация науки в советские годы приводят к развитию научного экологического сознания в кругах интеллигенции и его постепенному распространению среди жителей региона.

Ссылки:

1. Цыренова З.Е. Сохранение и развитие традиционной культуры коренных народов Восточной Сибири в годы совет-

ской власти (1920 - конец 80-х гг.). Улан-Удэ, 2004. 155 с.

2. Мангатаева Д.Д. Эволюция традиционных систем жизнеобеспечения коренных народов Байкальского региона.

Новосибирск, 2000. 214 с.

3. Цыренова З. Е. Указ. соч.

4. Балдано М.Н. Современные процессы этнической консолидации у бурят и народные традиции // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона : материалы международ. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 1999. 210 с.

5. Цыренова З.Е. Указ. соч.

References (transliterated):

1. Tsyrenova Z.E. Sokhranenie i razvitie traditsionnoy kul'tury korennykh narodov Vostochnoy Sibiri v gody sovetskoy vlasti (1920 - konets 80-kh gg.). Ulan-Ude, 2004. 155 p.

2. Mangataeva D.D. Evolyutsiya traditsionnykh sistem zhizneobespecheniya korennykh narodov Baykal'skogo regiona. Novosibirsk, 2000. 214 p.

3. Tsyrenova Z. E. Op. cit.

4. Baldano M.N. Sovremennye protsessy etnicheskoy konsolidatsii u buryat i narodnye traditsii // Problemy traditsionnoy kul'tury narodov Baykal'skogo regiona : materialy mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. Ulan-Ude, 1999. 210 p.

5. Tsyrenova Z.E. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.