Научная статья на тему 'Трансформационные характеристики религиозной культуры в контексте государственно-правовых аспектов вероисповедной политики России XX-XXI вв'

Трансформационные характеристики религиозной культуры в контексте государственно-правовых аспектов вероисповедной политики России XX-XXI вв Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
203
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / EASTERN SIBERIA / POLYCONFESSION / RELIGIOUS LEGISLATION / STATE-CONFESSIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арзуманов И. А.

В статье рассматривается вопрос о правовом базисе обеспечения национальных интересов в сфере формирования религиозного пространства России, и в частности региона Восточной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformational characteristics of religious culture in the context of state-legal aspects of religious policy of Russia XX-XXI centuries

The question of legal basis of maintenance of national interests in the sphere of formation of religious space in Russia and, in particular, the region of Eastern Siberia, is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Трансформационные характеристики религиозной культуры в контексте государственно-правовых аспектов вероисповедной политики России XX-XXI вв»

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ АСПЕКТОВ ВЕРОИСПОВЕДНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ХХ-ХХ1 ВВ.

И. А. Арзуманов

Процессы, происходящие в настоящее время как на территории России, так и в ряде регионов мира, однозначно показывают резко возросший уровень вовлечённости религиозного фактора в самых различных областях общественной жизни. В этой связи актуальность вопроса о взаимоотношении государственной власти и религиозных конфессий для современной России сложно переоценить. Изучение правовых взаимоотношений государства и разных конфессий в прошлом и настоящем, поиски решения возникающих проблем в правовой форме становятся насущной потребностью общества, залогом его дальнейшего успешного духовного развития.

Байкало-сибирский регион - территория цивилизационного трансграничья между Россией, Монголией и Китаем. Как в прошлом, так и в настоящем данное обстоятельство накладывает свой отпечаток на характеристики этноконфессио-нальных процессов, происходящих в регионе. Необходимо отметить, что в советский период региональная этноконфессиональная проблематика рассматривалась в историко-логических рамках этнографии, фольклористики и лингвистики преимущественно с идеологических позиций. Подходы, предусматривающие комплексный анализ нормативно-правовой базы процессов функционирования религиозно-конфессиональных институтов, стали выстраиваться в последнее десятилетие в работах, посвящённых историко-культурологическим и методологическим аспектам1. В условиях двух диаметрально противоположных процессов - глобализации и возврата к религиозным основам традиционных культурных ценностей -вопрос о правовом базисе обеспечения национальных интересов в сфере формирования религиозного пространства России и региона стоит как никогда остро. Данный аспект поднимается и в ряде кандидатских и докторских диссертационных и монографических исследований2.

Ключевые направления исследований, связанных с религиозной проблематикой, определяются характеристиками «внутренней» (российский центральноазиатский регион) и «внешней» (Монголия, Китай, страны Юго-Восточной Азии) миссионерской деятельности как инновационных, так и «традиционных» конфессионально-деноминационных центров3. Вместе с тем актуализируются проблемы, касающиеся форм и методов реализации правовой политики в области защиты прав и свобод личности в её государственно-вероисповедной плоскости. Данное направление обусловлено несколькими факторами - тенденцией «антропологиза-ции права», с активной позицией самой личности, определяемой не только действующим законодательством, но и историко-культурологическими основами принципов естественного права, правовой культурой и правосознанием.

«Внутреннюю» миссию инновационных образований отличают латентнонапряжённые отношения с традиционными религиозно-конфессиональными пластами (ламаизм, православие, шаманизм), противостояние с которыми определяется неприятием традиционных форм религиозной культуры адептами инновационных религиозных направлений. С нормативно-правовых позиций дифференциация религиозных объединений на традиционные и нетрадиционные не совсем правомерна, поскольку юридическая классификация уже сложившейся в общественном сознании отмечаемой дифференциации ещё не установлена. Данные положения имеют также и антроподоктринальную основу, комплексный (правовой, социологический, религиоведческий, философско-мировоззренческий, культурологический) анализ которой требует фундаментальных региональных исследований.

В целом, миссиологическая составляющая при дальнейшей разработке государственно-правовых аспектов вероисповедной политики России в Восточной Сибири актуализируется и фактом того, что миссионерская деятельность - основная доминанта не только действующих в социокультурном пространстве инновационных институтов. Православная и ламаистская конфессии переживают завершение первого, восстановительного этапа, в течение которого были практически возрождены основные религиозные центры и кадровый потенциал. На день сегодняшний руководством Читинско-Забайкальской епархии озвучена установка на возрождение Забайкальской Духовной миссии, основными приоритетами которой обозначены не только «православная проповедь среди местных жителей - буддистов и шаманистов ... миссионерская деятельность среди русского населения», но и проповедь «среди» китайской (и корейской) диаспоры»4.

Миссионерская интенция изначально присуща и буддистским институтам Забайкалья. Методология и формы работы тибетских миссионеров в период XX-XXI вв. позволят говорить не только о внутренней миссии, касающейся проблем возрождения тантрической культово-обрядовой практики ламаизма, но и политической её составляющей, связанной с китайской проблематикой.

В России и Монголии продолжается дальнейшее структурирование католических институтов и неопротестантских инноваций, деятельность которых также носит трансазиатское направление (основная цель - Китай и страны ЮгоВосточной Азии). В этих процессах Россия и Монголия фактически являются плацдармом, подготовленным в эпоху «великой ломки» социалистического наследия широкомасштабным «открытием» социокультурного пространства региона. При этом шаманизм, провозглашённый наравне с буддизмом «столпом» автохтонной культуры, является полем для миссионерских усилий как региональных институтов мировых религий, так и инновационных образований.

Одно из закономерных следствий социальной институализации религиозных новообразований составляет появление у них особых корпоративных потребностей и интересов, существенно отличающихся от религиозных потребностей верующих. Как отмечает Г. П. Лупарев, корпоративные потребности и интересы есть достаточно самостоятельное явление, результат превращения объединений

граждан в специальные социальные институты, позволяющие религиозным организациям преодолевать свою изначальную зависимость от верующих, превращаться в самодовлеющие формирования, обезличивающие верующих и стандартизирующие их индивидуальные религиозные потребности5.

Одна из проблем, непосредственно относящихся к процессам структуризации инновационных образований, правового статуса религиозных организаций, заключается в положении «Закона о свободе совести», при котором религиозная группа получает правовой статус религиозной организации либо при условии подтверждения 15-летнего срока существования на данной территории, либо вхождения в централизованную религиозную организацию. На практике это приводит к тому, что большинство вновь создаваемых религиозных групп вынуждены входить в централизованные религиозные организации. Тем самым порядок регистрации инновационных религиозных организаций создаёт благоприятные условия для роста их влияния.

Данная тенденция особенно ярко проявляется в миссиологической составляющей протестантских и постпротестантских деноминаций региона. Она выражается прежде всего в стремлении увеличить число приверженцев вероучения, усилить своё общественное влияние, найти более значительное место в социально-политической структуре общества, добиться благоприятных внешних условий собственному функционированию. Процессы постпротестантской христианизации региона происходят за счёт чёткой координации не только миссионерской деятельности инновационных новообразований, но и слаженного (в случае правовой

необходимости) противостояния с их стороны властным и традиционным конфес-

6

сиональным институтам .

Процессы фактической деунификации социокультурного пространства региона усугубляются появлением у религиозных организаций и их функционеров политических интересов, тенденций к фактическому вмешательству в те сферы общественной жизни, которые не имеют прямого отношения к религии, но открывают пути к её распространению, - экономику, государственную власть и управление, законодательство и правосудие, народное образование, социальное обеспечение и т. д. Особую роль в правовом регулировании деятельности религиозных организаций играет вопрос их легализации, т. е. официального признания в качестве социальных институтов и субъектов права7.

Легализация религиозных организаций, равно как и любых других негосударственных образований, изначально обусловлена функциональным построением структуры плюралистического общества и призвана в первую очередь проконтролировать соответствие задач, форм и методов деятельности организаций их социальному назначению и требованиям законодательства, охраняющего общественную безопасность, права и интересы граждан. В связи с этим возникает и такой аспект данной проблематики, как признание организацией суверенитета государства и своей обязанности соблюдать его законы. Например, ситуация, сложившаяся вокруг процессов структуризации римо-католических миссий в России и Мон-

голии8, напрямую затрагивает интересы катакомбной римо-католической церкви в Китае.

Процессы структуризация религиозно-инновационных институтов имеют и другой аспект - экономический. В настоящее время религиозным организациям и отчасти их предприятиям предоставлен льготный режим коммерческой деятельности, который способствует развитию теневой экономической деятельности в религиозном секторе экономики. В частности, религиозным объединениям и учреждённым ими коммерческим предприятиям предоставлены существенные льготы при осуществлении финансового контроля, уплате налога на добавочную стоимость и налога на имущество, которые распространяются в том числе и на коммерческую деятельность указанных субъектов.

Положения о 15-летнем ограничении в приобретении статуса юридического лица вряд ли могут стать препятствием организациям, осуществляющим незаконную деятельность. Более эффективно эту проблему можно решить только с помощью законодательно закреплённых административных и уголовно-правовых средств. К тому же, обеспечив некий уровень признания, доступный всем религиозным группам, гораздо легче проконтролировать их, в том числе на стадии регистрации, когда соответствующий орган юстиции вправе инициировать проведение государственной религиоведческой экспертизы, по результатам которой он может отказать в государственной регистрации и обратиться в суд с представлением о запрете религиозной группы .

Возвращаясь к вопросу об актуальности миссиологической составляющей исследований государственно-правового аспекта вероисповедной политики России в Восточной Сибири в связи с начавшимся процессом активизации миссионерской деятельности традиционных религий возможно прогнозировать латентную дестабилизацию этноконфессиональных отношений, прежде всего обусловливаемую активизацией процессов этнополитизации, при которых религиознокультурный фактор несёт основные национально- и этноидентификационные функции.

С учётом выше отмечаемого стабильность межконфессиональных отношений, религиозная «толерантность», являющиеся основной социокультурной и социополитической ценностью байкало-сибирских субъектов РФ, объективно должна расцениваться не столь однозначно.

Необходимость комплексных исследований непосредственно связана и с осмыслением внутриполитической проблематики, выявляемой при комплексном анализе ныне действующего религиозного законодательства.

Формирующиеся организационно-правовые институты регулирования государственно-конфессиональных отношений создаются с учётом демократических принципов, принятых в большинстве развитых стран мира, на основе уважения фундаментальных прав личности, свободы совести, межконфессиональной толерантности, недопустимости господства какой-либо одной религиозной или атеистической идеологии в обществе. Однако при существующей религиозно-законо-

дательной базе сохраняются тенденции развития «духовного сепаратизма» в обществе (выше отмечаемая культуро-мировоззренческая апория различных религиозных направлений тому пример). В результате приходится констатировать деструкцию унификационного принципа формирования социополитического пространства в его духовно-идеологической проекции.

В этой связи особое значение принимают исследования, посвящённые теоретико-методологическому осмыслению проблем, связанных с выработкой государственно-правовых положений, касающихся укрепления позиций государственности России в центрально-азиатском регионе. В условиях конституционного фактора светскости государства данное направление требует комплексных философско-правовых и философско-религиоведческих подходов в нормативноправовом обеспечении принципа абсолютной политической лояльности государству религиозных институтов. Актуальность данного научно-исследовательского направления определяется и тем, что в философско-культурологическом и теоретико-правовом аспектах религиозно-правовая сфера Восточной Сибири ещё не была предметом специального изучения.

Фактическое отделение церкви от государства произошло относительно недавно, и анализ регионального аспекта исторического опыта взаимодействия светской власти с религиозными объединениями позволит, с одной стороны, определить оптимальную государственную политику в сфере отношений с религиозными объединениями, а с другой - понять социокультурные особенности религиозной жизни России.

Восточная Сибирь с начала XVIII в. имела единый центр, тесные контакты между различными народами, конфессиями, слоями населения, немало общего в исторических судьбах. Это актуализирует необходимость анализа данных аспектов при их непосредственной взаимосвязи с религиозно-правовой базой в региональном и российском контексте, тем более что одним из факторов, определявших государственно-правовое функционирование окраин Российской империи, являлось развитие конфессиональных институтов.

В рамках традиционного общества и традиционной культуры конфессии играют огромную роль, являясь важными факторами личной, общественной и государственной жизни. Поэтому религиозный вопрос всегда оставался в центре внимания властей и находил своё воплощение в правовой политике государства. Данное положение актуализирует дальнейшие попытки моделирования религиозно-правовых актов в современных условиях глобализационных процессов, в целом размывающих духовные основы российского общества.

Функционирование религиозно-правовой сферы в Восточной Сибири имеет уникальную специфику, основанную на многовековом взаимодействии различных вероисповеданий. Характер этноконфессиональных контактов во многом определялся религиозно-правовой политикой государства, правового положения конкретных конфессий, доктринально-идеологических установок вероучения. Непосредственное влияние на правовую практику оказывал и геополитический фактор,

значение которого в условиях регионального межцивилизационного пограничья не снимается и сегодня.

С историко-логических позиций религиозное законодательство и нормативно-правовые акты имперского периода отражали специфику и значение конфессионального фактора во внутренней и внешней политике администрации. В современных условиях отсутствия единых духовно-идеологических критериев в государстве, поликонфессиональности Восточной Сибири актуализируются комплексные, междисциплинарные методологические подходы к анализу правовой базы в хронологической компаративистике, формам и методам её реализации.

На день сегодняшний конфессиональные институты России как никогда независимы от светской власти, но при этом законодательство по свободе совести и религиозным объединениям не вполне адекватно современным глобализационным тенденциям, до сих пор отсутствует федеральный орган по делам религий, не разработана целенаправленная политика государства по вероисповедным вопросам.

Изучение исторического опыта в его теоретико-методологической плоскости поможет по-иному взглянуть на поднимаемую в исследованиях проблематику в целях достижения идеала вероисповедной свободы. В обратном случае, не имея разработанных механизмов взаимоотношения власти и религии, адекватной национальным интересам религиозно-правовой базы, российские государственноцерковные отношения будут иметь тенденцию к подчинению религиозных институтов потребностям государства, либо общество встанет перед угрозой серьёзных межрелигиозных конфликтов. Изучение взаимоотношений власти и конкретных вероисповеданий может помочь разобраться в социокультурных особенностях мировых религий на территории России, объективно лежащих в основе теоретических положений религиозного законодательства.

1 См., например: Власть и реформы в России. От самодержавной к советской России. - СПб., 1996. - С. 111-198; Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века: опыт целостного анализа. - М., 1999. - С. 315-462; Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: традиция и модернизация. - М., 1999; Миронов Б. Н. Социальная история России. Т. 2. - СПб., 1999; и др.

2 См.: Шатуев Н. В. Государственно-правовое регулирование религиозных отношений в Забайкалье во второй половине XVII - начале XX в. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к. юрид. н. - М., 2006; Гордиенко В. В. Безопасность России в условиях глобализации (криминологические и социально-правовые проблемы). Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. д. юрид. н. - М., 2005; Рыбаков О. Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности: вопросы теории. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. д. юрид. н. - Саратов, 2005.

3 См.: Арзуманов И. А. Трансформация конфессионального пространства Байкальской Сибири (XX-XXI вв.): комплексно-методологический аспект исследования. - Иркутск, 2006. - С. 74-105; Митыпова Г. С. Православие в истории и культуре Бурятии. - Улан-Удэ,

2005. - С. 119-136.

4 Преосвященный Евстафий, епископ Читинский и Забайкальский. Практические перспективы миссионерской работы в Забайкалье среди китайцев-иммигрантов и местного населения // pstgu.ru./nevs/church/2006.02.02.

5 Лупарев Г. П. Правовое регулирование деятельности религиозных организаций на территории СНГ (Теория и практика). Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. д. юрид. н. -М., 1992. - С. 14.

6 Стоит в этой связи упомянуть о том, что в связи с ужесточением законодательства, направленного на ограничение миссионерской деятельности, 12 постпротестантских организаций Бурятии ещё в 1997 г. создали ассоциацию Христианских церквей.

7 Данная проблема носит общерегиональный характер - деятельность нелегальных религиозных новообразований является «головной болью» не только, например, в Монголии, но и в Китае, несмотря на достаточно жёсткую позицию Китайского руководства и нормативно-правовую базу китайского законодательства.

8 Как отмечают исследователи, территория этих субъектов международного права уже стала фактическим плацдармом для работы с китайскими мигрантами католических миссий. См.: Арзуманов И. А. Трансформация конфессионального пространства Байкальской Сибири (ХХ-ХХІ вв.): комплексно-методологический аспект исследования. - Иркутск,

2006. - С. 105-126.

9 Более того, как отмечает Т. Ю. Архиерейская, закон о свободе совести придал обратную силу отягчающей норме о необходимости при регистрации доказывать 15-летний срок существования религиозной организации на соответствующей территории. По сути, закреплялось прямое противоречие с Гражданским кодексом, когда правоспособность юридического лица ограничивается в зависимости от срока существования организации. Архиерейская Т. Ю. Правовые основы деятельности религиозных объединений в России: история и современность. Автореферат диссерт. на соиск. уч. ст. к. юрид. н. - М., 2001. - С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.