Научная статья на тему 'Конфессиональный аспект толерантности: теоретико-правовой аспект'

Конфессиональный аспект толерантности: теоретико-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
293
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арзуманов И. А.

С антропо-философских и философско-религиоведческих позиций произведен семантико-морфологический анализ понятия «толерантность». Определены актуальные аспекты теоретико-правового осмысления вероисповедной политики России в ее региональной проекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфессиональный аспект толерантности: теоретико-правовой аспект»

Философия

.••• ..... ______________

15. Бердяев H.A. Опыты философские, социальные и литературные (1990-1906). - СПб., 1907.

16. Бердяев H.A. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. - Paris, YMCA PRESS, 1969.

17. Бердяев H.A. Смысл творчества. Опыт оправда-

ния человека II Философия свободы. Смысл Творчества. - М.: Правда, 1989.

18. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990.

Статья принята к публикации 6.12.06

И.А.Арзуманов

Конфессиональный аспект толерантности: теоретико-правовой аспе§ст _____________________

Поднимая вопрос о проблемах толерантности в религиозном контексте, мы непременно выйдем на уровень понимания вероисповедной политики как одной из доминирующих идеологических подсистем. Идеология как система ментальных ценностей присуща любому человеческому обществу. Автор вполне разделяет понятийное определение идеологии, данное Б.А. Страшун. Правовед понимает под идеологией систему знаний и представлений о политике и праве и о тех образцах политического и правомерного поведения, которым надлежит следовать, если разделять систему определенных общественных ценностей1, В этой системе в разные исторические эпохи доминировали разные элементы. Утрата доминанты в связи с переходом на другую доминанту может в период этого перехода явиться одной из причин геополитических трансформаций. Дело в том, что ментальная доминанта определяет форму и степень осознания национального интереса. Временная утрата доминанты ведет к геополитической дезориентации до момента обретения другой доминанты. Так, геополитическая трансформация социо-политического пространства России в конце 20 века объясняется в том числе провалом коммунистической идеологии и неспособностью либеральной идеологии полностью занять ее место. Основной формой геополитического поведения государств во всех видах пространств, при любой трансформации является экспансия, т.е. пространственное расширение - в том числе и в пространстве духовно-культурных отношений. В настоящий период для геополитической экспансии основное пространство - экономическое и идеологическое. Особенно активно стимулируют геополитическое расширение две подсистемные разновидности идеологии -религиозная и националистическая2.

1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. ком. и отв. ред. Б.А. Страшун. - 4-е изд., обновл. и дораб. - М.: Норма, 2005. - С. 276.

2 Причем по одной и той же причине. Обе эти подсистемы по-разному используются для обоснования одного и того же - идеи исключительности определенного этноса. Обоснование не обязательно

Актуальность рефлексий, связанных с комплексным построением методологических подходов к исследованию проблем религиозного пространства в целом и Забайкалья в частности определяется, прежде всего, непроработанностью дедуктивно-индуктивных составляющих, включающих;

• решение вопросов, связанных с религиозной политикой в Российских регионах, с позиций либерально-демократических, являющихся базовыми для западной цивилизационной парадигмы;

« отсутствие четких критериев традиционных ценностей в их историко-культурном срезе, а отсюда -

® отсутствие логически выверенных позиций при формировании государственной региональной религиозной политики;

• понимание того, что Байкальская Сибирь -межцивилизационное пограничье, в этом одна из специфических региональных черт данного пространственного континуума, не всегда адекватно учитываемых в процессе анализа конфессиональных доминант социокультурного пространства;

• необходимость комплексного методологического подхода к культурологическим основам социополитиче-ских феноменов в их региональной компаративистике (Монголия, Китай, Корея и Россия и т.д.). Его актуальность обосновывается недостаточностью применяемых методов исследования, как правило, концептуально не увязывающих весь комплекс социо-культурного континуума.

Государство воздействует на общественный строй, прежде всего, посредством правового регулирования общественных отношений - установления или санкционирования правовых норм и обеспечения их реализации.

должно выражаться в проявленной, артикулированной форме, как, например, идея богоизбранности еврейского народа в иудаизме. Избранность может существовать на уровне подсознания, определяясь более сложными и тонкими взаимосвязями ментальных элементов, стратифицированных этно-политологическим и этно-психологическим дискурсами социологии.

Ряд исследователей и теоретиков-правоведов отмечают базовый характер конституционно-правовых институтов как регулятивных основ общественного строя3, Но, вместе с объективной констатацией функциональной роли религии в условиях происходящих процессов «девестер-низации» традиционных обществ, суммарная роль конфессиональных институтов часто сводится к «отношениям между людьми, между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ»4. Более того, как отмечают правоведы, большинство конституционных положений стран Запада осуществляет взаимодействие религии и конституционного права в виде конституционно-правового гарантирования свободы совести, при которых конституционное предпочтение наиболее распространенных в той или иной стране верований, с позиций либерально-демократических, воспринимается как социокультурная девиация5, тогда как сам социокультурный спектр вопросов, связанный с религиозным пространством в его конфессиональном окрасе6 рассматривается вкупе с проблематикой государственной безопасности7,

В контексте методологической стратификации процессов анализа соотношения нормативно-правовой базы и аксиологического блока религиознообусловлен-ных идеологических подситсем (лежащих в области духовно-культурных отношений) автором рассматривается следующий ряд подходов:

• дедуктивно-интегрирующий блок исследования религиозных процессов, состоящий из философско-мировоззренческого и философско-антропологического аспектов;

• индуктивно-структурирующий блок исследования, включающий философсо-культурологический подход и анализ религиозных детерминант социополитического аспекта;

3 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник (гл. IV. Конституционные принципы экономической, социальной, политической и духовной жизни общества); Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебник для вузов, - М„ 1998 (гл. II. Социально-экономические отношения и государственно-правовое регулирование).

4 Кашкин С.Ю. Конституционно-равовое основы общественного строя II Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук, авт. ком. и отв. ред. Б.А. Стра-шун. - 4-е изд., обновл. и дораб, - М.: Норма, 2005. - С. 263 - 270,

5 Хотя, как отмечает С. Холмс, в США, родителям, отдающим детей в школы религиозной направленности, предоставляются налоговые льготы. См.: Холмс С. Церковь и государство в Восточной Европе. Введение II КПВО. - 1998, - № 4 (25); 1999. - № 1 (26). - С. 49.

6 Дифференциация религиозного и конфессионального проводится с учетом того, что термин конфессия отражает вероисповедный пласт религиозного сознания и наиболее адекватно вмещает все то, что связывается с институциональными проявлениями религии.

7 Как правило, с позиций цивилизационного подхода, в том чис-

ле и в региональных его проекциях См.: Бобков А,И. , Шелепинь Д.В.

Религиозная безопасность восточно-сибирского региона в контексте

государственной безопасности II Правовое развитие Сибири в рамках

реализации внутренней и внешней политики РФ: региональное правотворчество и правоприменение: М-лы Всерос. науч.-практ, конф. 28-29

нояб. 2004. - С. 3-8.

• анализ цивилизационных доминант геополитического аспекта исследования религиозного пространст-ва .

Религия часто использовалась как действенное средство геополитического расширения (миссионерство), а иногда геополитическая экспансия прямо принимала форму религиозного действия. На современном этапе общероссийская, как и мировая, практика в сфере религиозно-идеологической, базируется на конститу-ционно-правовых9 и религиозно-законодательными актах10, во многом определенных рекомендациями международных правовых институтов11. Одним из основных критериев социополитической оценки декларируемых ими позиций является понятие «толерантность», в сфере основных прав человека возведенная в ранг идеологической доминанты. Рассмотрим это понятие с позиций историко-логического, философско-антропологического и теоретико-правового подходов.

Исторически первой постановкой проблемы толерантности является философская, которая была связана с религиозной терпимостью среди христианских конфессий в западной Европе, возникшая в результате религиозных войн во Франции во 2-й половине XVI столетия. Теоретическими разработками религиозной и гражданской терпимости стали работы ДЖ. Докка, Э. Роттердамского, Вольтера и других.

Следует отметить, что утверждению конфессионального плюрализма способствовали Аугсбургский религиозный собор (1555) и Нантский эдикт (1598), однако, это не ознаменовало появление самого феномена толерантности. Появление понятия толерантности связано с возникновением и становлением правового государства в Западной Европе. Этот период возможно характеризовать как «культурную дезинтеграцию» - в противоположность догматическому мышлению и господствующей вла-

8 Арзуманов И.А. Трансформация конфессионального пространства Байкальской Сибири (XX-XXI вв.): комплексно-методологические аспекты исследования. -Иркутск, 2006.- С 13-95.

9 Статья 13 Конституции Российской Федерации определяет следующее: «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Статья 14 Конституции нашего государства определяет, что «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Под термином «светское» здесь понимается «не духовное», мирское, гражданское.

10 Законодательные акты РФ «О свободе вероисповеданий» 1990 г. и закон 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» закрепили в правовом пространстве уровень осмысления вставших перед обществом социокультурных проблем, в том числе и с социокультурными масштабами распространения новых религиознообуслов-ленных направлений,

1! Например, согласно рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы «светское государство не должно возлагать никаких религиозных обязательств на своих граждан. Оно должно пробуждать уважение ко всем признанным религиозным общинам и способствовать их взаимоотношениям с обществом в целом» Parliamentary Assembly of the Couneil of Europe, Forty-Forth Ordinary Session, 23-rd Sitting, -Strasburg, 1993, (Параграф 15).

сти церкви, осуществлявшей контроль над индивидуальным познанием, индивидуальным опытом и поведением человека в средневековье, деятели эпохи просвещения выдвинули культуру светскую, принципиально некатолическую, свободную от церковного воздействия. Феномен толерантности потребовал определенных жертв, на которые каждый лагерь смог решиться в присутствии противника. По сути, каждая противоборствующая сторона отказалась запретить то, чему не могла препятствовать, что означало признание права противника на существование. Именно в этом столкновении, безусловно, длительном, в самой ситуации параллельного сосуществования двух культур (религиозной и светской) и происходит рождение толерантности, что и объясняет его позднее появление в истории западноевропейских народов. За это время толерантность оказалась встроенной в правовую систему через важнейшие философские категории «свобода», «равенство», «справедливость»,

Внимание международного сообщества к проблеме толерантности формируется к 90-м гг. XX в., что нашло отражение в соответствующих программах, юридических документах, в частности, в программе формирования культуры мира и ненасилия, «Декларации принципов толерантности» (1995) и т.д. Понятие толерантности неразрывно и с международными правовыми аспектами прав человека, призванными осуществлению плюрализма в различных сферах общественной жизни. Связанные с этим понятием тенденции определяют характер и динамику деунификационных процессов в пределах конкретного типа культуры, что находит отражение и в правовых национальных системах, В связи с этим необходимо отметить, что в настоящее время понятие «толерантность» еще в не достаточной степени проработано и адекватно тому понятийному пласту, с которым его обычно связывают. Как правило, общепринятое понимание термина «толерантность» не уходит от его этимологического смысла12. В нем возможно вычленение социокультурного аспекта, принятого на данном этапе в качестве необходимого и обязательного - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. В рамках субьект-объектных отношений данное качество является одним из основных характеристик стабильности и прогнозируемо-сти как межличностных, так и общественных взаимоотношений.

Однако, несмотря на этимологическую связь между дефинициями «толерантность и «терпимость», последняя не отражает всего содержания дефиниции «толерантность», Н.В. Круглова дифференцирует данные термины следующим образом: терпимость заключает в себе признание других и отказ от доминирования и насилия, а толерантность является приобретаемой или культивируемой установкой13. Имеется и второе определение «толе-

12 В переводе с латинского языка То1егап1(а означает «терпеливо переносящий».

15 Круглова Н.В. Толерантность: генезис и типология: Автореф.

рантности». В биологии и медицине это понятие связано с крайне существенным негативным явлением. Как свидетельствует контент-анализ справочно-нормативного компендиума под «толерантностью» подразумевается и «отсутствие или ослабление иммунологического ответа организма на антиген при сохранении иммунореактив-ности ко всем прочим антигенам»14. Когда речь идет об организме животного или человека, то «толерантность» означает полное или частичное отсутствие иммунной реактивности, потерю способности к выработке антител. Это практически всегда ведет к смерти любой биологический организм, да и не только биологический.

Общепринятое социальное содержание понятия «толерантность» предполагает терпимое отношение общества к обнаруживающемуся в нем единовременно и на одной территории множества свободных и разнообразных целей, идеалов, мировоззрений, в том числе противостоящих друг другу. Правовой плюрализм предполагает сосуществование разных правовых систем, в том числе и религиознообусловленых. Социальная психология отмечает, что светским правом удается регулировать не более половины всех общественных отношений. Остальное входит в сферу традиций, обрядов, привычек, то есть, конкретных религий, мировоззрений или суеверий, зачастую крайне примитивных. Таким образом, правовое сознание, да и вся культура в значительной степени зависят от того, какие вероучения реально влияют на общество и его институты, отдельные личности. Но в связи с этим возникают вопросы философско-культурологического и философско-правового порядка, касающиеся рефлексий по понятию толерантности.

Порождаемое плюрализмом многообразие не только повод поразмышлять над процессами деунификации в социокультурном пространстве. Многообразие - это и сосуществование систем религиозных культур. Это совершенно иное соотношение, чем отмечаемое с позиций историкологического подхода дуализм «религиозного» и «светского». Разновекторность мировоззренческих доминат, лежащих в основе религиозных систем, имеющих различный конфессиональный окрас,15 объективно уменьшает степень толерантности в проекциях доктри-нального и обыденного уровней религиозного сознания. И несмотря на декларации международных правовых источников и их реплик в национальных правовых системах, интенциальная апория пространств религиозных культур объективно будет являться источником латентной конфликтности.

В качестве примера современных подходов к отри-

дис. ...канд. филос. наук. - Сп6„ 1998 - С. 5.

14 Парк Д. В. Биохимия чужеродных соединений, пер, с англ, -М„ 1973; Утешен Б. С., Бабичев В. А. Ингибиторы биосинтеза антител. -М„ 1974; Immunological approaches to fertility control, Stockh.,1974; Noward J. M., Mitchis on N. A., Immunological tolerance, в кн.: Progress in allergy, v. 18, Basel, 1975, p. 43-96,

15 Прежде всего вероисповедные различия, включающие в себя не только различия в культово-обрядовой практике, но и подчас прямо-противоаположные положения антропо-доктринального характера.

цанию ценности толерантности, в том числе и в религиозной сфере следует привести высказывание Б. Уильям-са: «толерантность кажется невозможной, поскольку она ...требует думать, что некоторые представления или практики являются абсолютно неверными...и в то же само время полагать, что имеется некоторое внутренне благо в том, чтобы позволять им процветать»16. Как отмечает И.С. Кон, человек с догматическим интеллектом, в сознании которого все предопределено, может быть кристально честным, но его мировосприятие остается черно-белым17,Это результат обеднения личности, элиминация внутреннего диалога между возможными своими «Я». Ему трудно допустить существование чего-то, выходящего за границы его понимания, т.е. как «непорядок». Это уже подлежит устранению, а отсюда и неизбежно возникновение конфликта. Толерантное отношение само носит абсолютный характер морального требования, что обусловлено верой в истинность этих убеждений. Это предполагает нетерпимость. Здесь мы снова убеждаемся, что истина в субъективной интенции в известном смысле нетерпима. Эта проблема восходит к дилемме «знание - вера». В субъект-объектных отношениях со-цио-культурной среды эта дилемма снимается, если истину мыслить не в отвлечении от субъекта, а в сопряжении с конкретным индивидом, включенным в ту или иную коммуникативную ситуацию.

Крайним выражением предела терпимости выступает нетерпимость. Как отмечает В.В. Кортава, она связана с понятием внутренней недостаточности, как отторжения индивида от ценностей18. Нетерпимость возникает в том случае, если человек отождествляет себя с идеалом, для реализации которого ему не хватает сил. Стремление к идеалу, «не подкрепленное реальной совокупностью переживаний и поступков, является причиной неприятия фактического состояния мотиваций, управляемой субъективностью чувствования. Индивидуум с обостренной, гипертрофированной критичностью относится ко всем человечески понятным слабостям и в то же время не пытается выявить их генезис, внутреннюю связь идеала и противоречащих ему реальных фактов. Он отказывается признавать их, проявить разумную долю снисходительности к своим слабостям»19. Возникает нетерпимость к себе, которая переносится и на других, вплоть до нетерпимости в других.

Проявление толерантности требует определенного преодоления себя при сохранении своей самости. Следуя П. Рикеру, фактичность бытия человека для другого состоит «не в том, что действие заключает в себе особого рода ассиметрию. Тот, кто действует, обязательно

16 Цит. по: Williams В. Tolerating the Intolerable // The politics of toleration in Modern Life / Ed. Bu S. Mendus. Durham: Duke Univ., 2000,- P. 73.

17 Кон И.С. Психология доброго поступка II Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. - М„ 1988, - С. 58,

18 Кортава В. В. К вопросу о ценностной детерминации сознания. - Тбилиси, 1987. - С, 18.

19 Кортава В.В. Указ. соч. - С. 19.

оказывает на кого-то другого силовое давление. Взаимодействие - это не просто столкновение агентов, одинаково способных инициировать действие. Но - столкновение того, кто действует, с тем, кто испытывает действие, начала активного с налом страдательным»20. Принятие решения влечет за собой ответственность за это. В противном случае ценности будут ориентированы «вовне» человека и от имени добра и толерантности может вершиться нетерпимость. Предел терпимости может полагаться только внутренним образом - пересечением и наложением различных смысловых узлов самосознания индивида, как множество «Я», ведущих между собой диалог. Как отмечает в этой связи Д, Франк, любые высказывания и практические коммуникации являются действием, содержащим определенную целевую установку, и рецепцией ответного понимания21. Наличие апории в понятии «предел толерантности» актуализирует необходимость 1) всестороннего анализа доктринальных положений религиозных инноваций; 2) усиления контроля государства над религиозными институтами в силу уже не снимаемой разновекторности аксиологических детерминант их социокультурного проявления и мотиваций адептов; 3) правового обеспечения профилактики деви-антных диффузий «предела толерантности» в «нетерпимость». Поскольку в социокультурной сфере, как подчеркивал М.М. Бахтин, говорящий установлен именно на активно ответное понимание22.

На макроуровне глобализационных измерений принципиально меняется направленность исследований толерантности. С одной стороны, глобализация несет потенциал сближения различных международных, межгрупповых, межличностных связей и контактов, что предполагает установление тесного взаимодействия субъектов, несмотря на различия между ними. И вопрос стоит о создании (как и в случае с дуализмом религиозных систем) правовых механизмов сохранения социального мира. С другой стороны, глобализационные процессы сопровождаются нарушением границ «предела толерантности» - возрастанием нетерпимости не только на локальном уровне, но и на уровне глобализационно-цивилизационном.

На уровне социального пространства данное положение закреплено в правовом поле рядом законодательных актов, предполагающих вмешательство государственного аппарата в случае угрозы толерантности в сфере этно-конфессиональных отношений. В этих целях те или иные стороны официальных правовых отношений между государством и религиозными объединениями регулируют федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного

20 Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. - 1989. - С. 19.

21 Франк Д. Семь грехов прагматики: тезисы о теории речевых актов, анализа речевого общения, лингвистике и риторике II Новое в зарубежной лингвистик. - М„ 1986. - Вып. XVII - С. 372.

22 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 246-247.

самоуправления2,3. При этом как российские, так и международные правовые акты отмечают общерелигиозный аспект проблематики, связанной с нарушением толе-

24

рантного консенсуса в социо-культурном континууме . Понятийное определение угроз религиозно обусловленной толерантности, как правило, ограничивается терминами «секта», «деструктивный культ», «тоталитарная религиозная секта», увязываемых и с проблемой религиозного экстремизма25.

Комплексный анализ антропо-доктринальных положений, лежащих в области «конфессионального» - веро-учительного, выявляет трансформационную природу религиозных процессов как на региональном, так и общероссийском уровне26. В случае с мировыми религиями -традиционной конфессиональной базы для ряда стран -данное обстоятельство касается национальнообразую-щих основ культурологического базиса социума и одним из основных геополитических факторов для современности. Указанные обстоятельства делают актуальным исследование конфессиональных особенностей миссионерского поля (как общероссийского, так и регионального масштаба), вскрытие природы конфессиональных инноваций. Необходимость исследований связана не только с неорелигиозными движениями, но и с аналогичными процессами в некоторых традиционных конфессиях. Например, в Центрально-Азиатской форме тибетского буддизма усиливается ряд специфических черт, к основным из которых необходимо отнести теократическую природу его институциональных форм, а также открытую пропаганду тантризма. На нынешнем истори-

25 Например, в Конституции Российской Федерации (принятой 12 декабря 1993 г.) закреплены следующие положения: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»; Конституция Российской Федерации Статья 13, пункт 5: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства», Там же. Статья 29, пункт 2.

24 См.: Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г. Статья 1, пункт 3;Статья 5, пункт 5; Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и дополнительные протоколы. Принята в Риме 4 ноября 1950 г. Статья 9, пункт 2; Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, Принята в Минске 26 мая 1995 г. Статья 10, пункт 2 и др.

2э См.: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09 сентября 2000 г. В главе II, параграфе 6, раздел «В сфере духовной жизни»; Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности» Статья 1. Необходимо отметить и то, что данный понятийно-терминологический спектр также нуждается в дальнейшей нормативно-правовой проработке.

25 В чрезвычайно сложной конфессиональной обстановке, например, Байкальского региона это, прежде всего, касается двух мировых религий — христианства и буддизма, определяющих процессы формирования регионального миссионерского поля.

ческом этапе открытая пропаганда тантризма стала трансформирующим фактором в социальной и политической жизни общества. Ранее закрытые формы тантрических практик сейчас широко внедряются в социальное и культурное пространство России. Динамика процессов в традиционном миссионерском поле России не ограничивается только лишь изменением буддийской традиции. Проблемы, связанные с постпротестантскими течениями, также выходят за рамки политических границ государства27.

Аналогична по своей направленности и результатам деятельность Римо-католической церкви (РКЦ). Ее организации в Центрально-Азиатском регионе фактически являются базовыми для налаживания работы с выходцами из Китая и Кореи. Это заставляет более внимательно взглянуть на процессы активизации миссионерской и прозелитической работы РКЦ с представителями нелегальной и полулегальной эмиграции из Китая и Кореи в Центрально-Азиатском и Дальневосточном российских регионах.

Государственная политика в религиозной области должна обеспечивать свободу веры и вероисповедания. Но она обязана также сохранять, укреплять и развивать нравственность, единство, культурное достояние, созидательные национальные духовные традиции российских народов, Кроме того, необходимо обеспечивать национальную безопасность в духовно-нравственной, правовой и иных сторонах жизни общества, в сохранении территориальной целостности страны28. Актуален и вопрос взаимодействия государства с традиционными созидательными религиями. Традиционной созидательной религией является такая религия, которая дает заметный и устойчивый позитивный (созидательный) вклад в историю, традиции, культуру, язык и самосознание народа, государства. «Традиционность» — многофакторное явление, в котором продолжительность, а иногда даже и массовость деятельности религии во времени не являются обусловливающими29. Имеются традиционные религии общегосударственного масштаба, а также лишь отдельных народностей. К ним совокупно принадлежит (как напрямую, так и этнокультурно) наибольшая часть граждан Российской Федерации. В то же время известны религии, давно существующие на территории России и отно-

27 Например, региональные постпротестантские и иные структуры в Центрально-Азиатском регионе выступают единым фронтом в процессе экспансии в сопредельную Монголию и на Дальний Восток. См.: Арзуманов И.А., Бычков О.В. О буддо-католической экспансии в Байкальском регионе II Миссионерское обозрение. - 1997, - № 10 (24). - С. 20 - 25.

28 Государство не должно вмешиваться во внутреннюю сакральную обрядовую жизнь религиозных объединений, В то же время оно обязано иметь средства надежного и действенного контроля над соблюдением религиозными объединениями законодательства и нравственных устоев при условии уважения государственными органами религиозных чувств верующих.

29 Например, некоторые очевидно деструктивные культы обнаруживают себя на территории России с древнейших эпох, они довольно многочисленны и имеют тайную духовную преемственность.

сительно многочисленные (например, протестантские конфессии), однако не внесшие заметный устойчивый вклад в историю, традиции, культуру, язык и самосознание российских народностей и государства30.

На современном этапе поисков общегосударственной национальнообразующей идеи встает вопрос о необходимости системного анализа религиознобусловлен-ной проблематики, в целях корреляции нормативно-правовых аспектов толерантности адекватно природе происходящих в конфессиональном пространстве процессов. Указанные обстоятельства ставят перед академическими и государственными институтами ряд насущных задач, требующих активизации усилий по информационно - аналитической обработке и научному осмыслению природы современных религиозных процессов,

50 Особенно важен позитивный вклад в самосознание и язык народа.

Библиографический список

1. Парк Д. В., Биохимия чужеродных соединений, пер. с англ. - М., 1973; Утешен Б. С., Бабичев В. А. Ингибиторы биосинтеза антител. - М., 1974.

2. Кон И.С. Психология доброго поступка // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. - М., 1988.

3. Кортава В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания. - Тбилиси, 1987.

4. Рикер П, Человек как предмет философии II Вопросы философии. - 1989.

5. Франк Д. Семь грехов прагматики: тезисы о теории речевых актов, анализа речевого общения, лингвистике и риторике II Новае в зарубежной лингвистик. -М„ 1986.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества, - М., 1979.

Статья принята к публикации 6.12.06

О.П.Бузько

Трансформация вероисповедной политики России в Байкальском регионе ХХ-ХХ1 вв.: к постановке вопроса

С позиций цивилизационного подхода выявляются актуальные направления теоретико-правового моделирования вероисповедной политики в байкальском регионе.

Методологически, необходимость теоретико-правового осмысления трансформационных процессов в вероисповедной политике Байкальского региона обусловлена сменой цивилизационных парадигм в течение ХУ11-ХХ1 вв.

Основные теоретико - правовые положения, касающиеся взаимосвязи государственной власти и государственной политики в пространственно-территориальном аспекте, вытекают из понятия «государство», положения которого, на день сегодняшний, придерживаются большинство правоведов:

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории1.

Исходя из этого определения, мы уже можем говорить о власти в социо-культурной проекции как системообразующем элементе, обеспечивающим обществу жизнеспособность, поскольку в основе соотношения понятий

1 Малько A.B. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристь, 2000. - С. 41.; Венгеров A.B. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Омега-А, 2004. - С. 115._

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«государство» и «политика» есть одна интегрирующая составляющая - и государство и политика имеют в своем сущностном определении социальную власть. Под социальной властью мы понимаем не только присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение, но и категориальные позиции субъекгно-личностных и объектно-государственных отношений, нормы которых на современном этапе формирования нормативно-правовом пространстве проходят стадию «антропологи-зации»2.

В данном контексте, постановка вопроса о роли религиозного фактора в социо-политических процессах Байкальской Сибири3, правомерна и в силу того, что

2 Вопросы аксиологических детерминант культурологического, теоретико- и философско-правового порядка являются предметом ряда монографических и диссертационных исследований последних лет, преимущественно, в рамках проблематики прав человека. См.: Колото-

ва Н. В. Взаимодействие права и морали: взаимодополнительность и

конфликт: Автореф. дис... канд. юрид. наук - М. 1997; Абросимова О. К. Взаимодействие права и морали в современном российском обществе: Автореф. дис, ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2001.; Антипова Г.В. Система личных прав человека: конституционно-правовой аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М. 2002.; Глухарева Л.И. Права человека в системе теории права и государства: общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - Саратов, 2004. и др.

5 Под Байкальской Сибирью в административно-географическом контексте понимается территория, включающая в себя Иркутскую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.