Научная статья на тему 'Трансформации в восприятии функций семьи в постиндустриальном обществе'

Трансформации в восприятии функций семьи в постиндустриальном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
669
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ФУНКЦИИ СЕМЬИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ / ВОСПИТАНИЕ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ТРАНСФОРМАЦИИ / МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / FAMILY / FAMILY FUNCTION / EDUCATIONAL FUNCTION OF THE FAMILY EDUCATION / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / TRANSFORMATION / MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Капнина Галина Ивановна

В статье изучаются изменения социокультурных условий существования семьи, проанализированы трансформации, которые произошли в восприятии функций семьи в постиндустриальном обществе. Рассмотрено, что вкладывают в понятие «семья» современные ученые. Установлены основные оссобенности функционирования отечественной семьи. В статье называются факторы, влияющие на реализацию воспитательного процесса в семье. Автор называет основные процессы, в которых находит выражение трансформация семейных ценностей. На примере высокоразвитых европейских государств показано, что основной функцией европейской семьи на данном этапе развития человечества является воспитание, а экономическая функция семьи утратила своё первостепенное значение. Подчёркнута важность возвращения к семейным идеалам, создания государством надлежащих условий для рождения и воспитания детей в семье, осознания важности семейного воспитания в стране, которая находится в процессе становления. Доказана необходимость формирования нового похода к восприятию функций семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The changes in the perception of the family function in the post-industrial society

The changes in socio-cultural conditions of existence of families, occurred in the perception of the family function in the post-industrial society are analyzed in the article. The article found that investing in the concept of "family" modern scientists. The main features of the functioning of the domestic family. Тhe factors referred to in Article which influence on the realization of educational process in a family are taken into account. The author calls the basic processes that find expression in the transformation of family values. By example of the highly developed European countries is shown that the main function of the European family at the present stage of human events is education, while the economic function lost its primary meaning. Underlined the importance of a return to the ideals of the family, creating a state of appropriate conditions for the birth and upbringing of children in the family, awareness of the importance of family education in the country, which is in the making. The necessity of forming the approach to the perception of the family function is proved.

Текст научной работы на тему «Трансформации в восприятии функций семьи в постиндустриальном обществе»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-02/ Дата публикации: 1.05.2016 № 2 (20). С. 34-39. УДК 37.018.1

Г. И. Капнина

Трансформации в восприятии функции семьи в постиндустриальном обществе

В статье изучаются изменения социокультурных условий существования семьи, проанализированы трансформации, которые произошли в восприятии функций семьи в постиндустриальном обществе. Рассмотрено, что вкладывают в понятие «семья» современные ученые.

Установлены основные оссобенности функционирования отечественной семьи. В статье называются факторы, влияющие на реализацию воспитательного процесса в семье.

Автор называет основные процессы, в которых находит выражение трансформация семейных ценностей. На примере высокоразвитых европейских государств показано, что основной функцией европейской семьи на данном этапе развития человечества является воспитание, а экономическая функция семьи утратила своё первостепенное значение.

Подчёркнута важность возвращения к семейным идеалам, создания государством надлежащих условий для рождения и воспитания детей в семье, осознания важности семейного воспитания в стране, которая находится в процессе становления. Доказана необходимость формирования нового похода к восприятию функций семьи.

Ключевые слова: семья, функции семьи, воспитательная функция семьи, воспитание, постиндустриальное общество, трансформации, моральные ценности

Perspectives of Science & Education. 2016. 2 (20)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-02/ Accepted: 10 March 2016 Published: 1 May 2016 No. 2 (20). pp. 34-38.

G . I . К a p n i n a

The changes in the perception of the family function in the post-industrial society

The changes in socio-cultural conditions of existence of families, occurred in the perception of the family function in the post-industrial society are analyzed in the article. The article found that investing in the concept of "family" modern scientists.

The main features of the functioning of the domestic family. ^e factors referred to in Article which influence on the realization of educational process in a family are taken into account.

The author calls the basic processes that find expression in the transformation of family values. By example of the highly developed European countries is shown that the main function of the European family at the present stage of human events is education, while the economic function lost its primary meaning.

Underlined the importance of a return to the ideals of the family, creating a state of appropriate conditions for the birth and upbringing of children in the family, awareness of the importance of family education in the country, which is in the making. The necessity of forming the approach to the perception of the family function is proved.

Keywords: family, family function, educational function of the family education, post-industrial society, transformation, moral values

читывая глобальные вызовы XXI века, в последние годы особенно остро стоит вопрос о переосмыслении функций, которые выполняет семья.

Семья - это уникальный социокультурный институт, и логично, что этот институт претерпевает определенные изменения как результат общих исторических, экономических, демографических трансформаций в обществе. Историко-культурные исследования показывают, что с ростом темпов индустриализации в той или иной стране с ребенком постепенно начали связывать в большей степени психологические, чем материальные ценности. Одновременно трансформировались и ролевые позиции родителей: на смену заботе о материальном обеспечении ребенка пришла новая потребность - возможность раскрытия себя в ребенке.

По мнению российского социолога А. Мудри-ка, современная семья существенно отличается от семьи прошлых лет не только иной экономической функцией, но еще и (что является существенным в контексте нашего исследования) коренными преобразованиями в выполняемых ею эмоционально-психологических функциях. Отношения детей и родителей стали более теплыми и доверительными. Все для большего количества людей именно дети становятся одной из основных ценностей жизни [3, с. 87].

Итак, глобализационные изменения в развитии общества активизировали воспитательную проблематику в науке. Отметим, что в разных странах этот вопрос поднимался более или менее актуально пропорционально повышению материального положения семьи. Скажем, в последние десятилетия на Западе семья уже отличается преобладающей ориентацией на ребенка и, что наиболее важно, такая ориентация является осознанной.

Вынуждены констатировать другое положение вещей в Украине и других постветских странах. Как утверждает отечественный педагог П. Щербань, социально-экономические условия, сложившиеся на рубеже веков в украине (безработица, хроническая невыплата заработной платы и т.д.), привели к распространению ситуации, когда во многих семьях родители не в состоянии одеть и прокормить своих детей [7, с. 66]. Логичным в такой ситуации стало то, что выполнение экономической функции приобрело более весомое значение для среднестатистической семьи.

Таким образом, ситуация складывается сегодня так, что, имея большой воспитательный потенциал, современная семья всегда имеет возможность реализовать его в полной мере.

Однако, проблему возрождения семьи невозможно решить, не подняв на новый уровень значение ее воспитательного потенциала. Поэтому сегодня назрела необходимость внесения принципиальных корректив в восприятие обществом семьи и выполняемых ею функций.

Изучая педагогические взгляды А. Макаренко, М. Стельмаховича, В. Сухомлинского, К. ушинского, понимаем, что в отечественной науке проблема воспитательной функции семьи активно разрабатывалась учеными еще в прошлом столетии.

Анализ роли семьи в современном обществе - активно разрабатываемая тема начала нынешнего века. Так, проблемы трансформации института семьи анализируются в работах российских авторов В. Архангельского, Т. Гурко, О. Махов-ской, Г. Силласте, Т. Свадьбиной, Ф. Тумусова.

Сейчас семья и семейное воспитание - предмет исследований Т. Алексеенко, А. Вишневского, И. Зязюна, Т. Кравченко, В. Постового, П. Щербаня, Т. Яковенко. В научных трудах этих ученых подчеркивается необходимость переосмысления функций семьи в современных условиях и формирование нового подхода к восприятию семьи в постиндустриальном обществе.

Убеждены, что для этого необходимо не только осуществить обзор функций, выполняемых отечественной семьей, но и показать, какие функции семьи считают приоритетными в развитых странах Европы. Поэтому важным для нашего исследования стал тщательный обзор достижений отдельных европейских исследователей Н. Бурггманна, Г. Гобмайра, К. Гуммера, Ю. Ецари-ус, Д. Кантера, Й.А. Келлера, В. Шульца, Е. Юуля, которые в своих работах констатируют наличие изменений в выполняемых современной европейской семьей функциях по сравнению с теми, которые были характерны для семьи в конце прошлого столетия.

Считаем важным дополнить, что в последние годы отечественная наука существенно обогатилась глубокими исследованиями, посвящён-ными данной проблеме. Это диссертационные исследования Н. Мелешко «Институт семьи в современном российском обществе, трансформация структуры и аксиологических норм» (2002 г.), Ю. Степановой «Трансформация института семьи в современных российских условиях» (2006 г.), В. Мирошниченко «Функциональная трансформация института семьи в современном российском обществе» (2007 г.), М. Торопыгиной «Институт семьи в современной России: социально-философский анализ» (2011 г.) и других учёных.

Среди характерных потребностей современной личности А. Нестеренко выделяет следующие ценности семейного образа жизни:

• удовлетворение потребностей в роди-тельстве;

• востребование потребности в любви и признании;

• реализация потребности в общении, расширение его круга;

• утверждение преемственности поколений;

• сохранение и приумножение семейных традиций [4].

Perspectives of Science & Education. 2016. 2 (20)

Проанализировав представленную выше информацию, можно констатировать, что с понятием «семья» в сегодняшнем социуме связывают преимущественно воспитательные задачи. Учитывая необходимость подъема воспитательной функции семьи на новый уровень, целью данной статьи стал анализ трансформаций в восприятии функций семьи в постиндустриальном обществе.

Заметим, что по своим характеристикам семья является динамичной дифференцированной общественной структурой, которая видоизменяется путем увеличения или уменьшения количества ее членов, проходит различные этапы становления и развития, совершенствуется по мере своих функций, обогащает содержание жизнедеятельности и опыт воспитания и вносит свой вклад в казну материальных и духовных ценностей народа [1, с. 3].

На наш взгляд, причину трансформаций в выполняемых семьей функциях следует искать в тех преобразованиях, которые происходят в обществе. Оно определяется сегодня как постиндустриальное.

Исходя из анализа педагогических, исторических, социологических источников, можем сделать вывод, что в постиндустриальный период происходят изменения во всех системах и подсистемах социума. Если раньше земля, труд, капитал были ключевыми элементами производства, то в постиндустриальную эпоху во многих отраслях производства главной составляющей становится информация.

Постиндустриальное общество характеризуется возникновением новых систем: телекоммуникационных технологий и образования. Телекоммуникации определяют коммуникационную и информационную способности общества в целом, создают каждому человеку возможность непосредственного общения с другими субъектами общества без посредничества каких групп, идеологий и повышают роль каждого человека как личности.

Образование же и накопленная благодаря ему интеллектуальная собственность являются основными критериями успешности в постиндустриальном обществе.

Как видим, в последние десятилетия произошли качественные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека. Конечно, семью такие преобразования не могли обойти. Так, сегодня семья существует не только в привычной нам форме, когда двое родителей воспитывают одного или нескольких детей, а и в альтернативных видах - когда воспитанием ребёнка занимается только мама или только папа, либо же когда взрослые живут в гражданском браке, где официально незарегистрированные отношения родителей влекут за собой отсутствие ответственности за воспитание детей. Учитывая этот факт, а также то положение вещей, когда материальные ценности уступили место интеллектуальным, го-

ворить об экономической функции семьи как основной уже не представляется возможным.

Известно, что единство и стабильность семьи обеспечиваются при условии успешной реализации всего комплекса выполняемых ею функций. Но то, какая функция считается первичной, во многом определяет вектор общего развития семьи.

Так, в Концепции "Семья и семейное воспитание" именно экономическая функция семьи определяется основной (что логично, учитывая экономические проблемы, которые многим отечественным семьям приходится решать ежедневно), а сам перечень функций современной семьи выглядит следующим образом:

• экономическая (финансовое обеспечение семьи);

• репродуктивная (рождение детей);

• воспитательная (осуществление первичной социализации детей и воспитания их в социальной зрелости);

• рекреативная (обеспечение физически, материальной, психологической взаимопомощи, укрепления здоровья и организация досуга членов семьи);

• коммуникативная (удовлетворение потребности членов семьи в общении);

• регулятивная (обеспечение системы регулирования взаимоотношений между членами семьи) [2, с. 16].

Должны констатировать другую ситуацию в европейских странах. Так, основными функциями сегодняшней немецкой семьи, по мнению составителя педагогического словаря Й.А. Келлера, являются:

• воспитание и забота о детях, особенно на ранней фазе развития, а также обеспечения детям первичной социализации;

• материальное обеспечение всех членов семьи;

• обеспечение интимного жизненного пространства (в противовес стрессу и незащищенности, которые чувствует человек в общении с окружающими);

• репродуктивная функция;

• социальная функция (социализирующая) - опираясь на позицию родителей в обществе, дети также получают определенное место в нем;

• рекреативная функция (именно в семейном кругу взрослые и дети получают возможность отдохнуть от проблем на работе и в школе) [11, с. 135].

Конечно, сравнивать положение вещей в Украине или России и в Германии - одной из наиболее социально защищенных стран мира - не объективно. Однако, опираясь на опыт других стран, мы имеем возможность убедиться в необходимости и неизбежности изменения приоритетов в отечественном воспитании.

Так, позиции, что воспитание является основной функцией современной семьи, придер-

живаются не только немецкие исследователи Г. Гобмайр, Ю. Ецариус, Й.А. Келлер, но и когорта австрийских, датских, испанских, швейцарских ученых.

Один из самых успешных исследователей проблем семьи в Дании Е. Юуль в своей работе «Семья ценности в воспитании и партнерстве» [10] также отмечает, что в последние десятилетия в семье происходит замещение материальных ценностей нравственными.

Принимая за основу этот факт, автор доказывает, что вместе с изменением основной функции семьи и вектор воспитания детей в начале XXI века должен быть отличным, от того, в котором воспитывались родители сегодняшних малышей.

Воспитание как прерогативу для семей Австрии в начале XXI века определяют австрийские ученые В. Шульц и К. Гуммер. Проведя анализ функций австрийской семьи, места женщины в ней, взаимоотношений родителей и детей, ученые пришли к выводу, что, по крайней мере, в большинстве рассматриваемых ими пунктов наблюдается положительная динамика.

Убедиться в этом можно с помощью следующих фактов: в 1975 году счастливой свою жизнь без детей представляли 30 % австрийских женщин, в 2004 году эта цифра составляла 24 %. В 1986 году 75 % опрошенных австриек считали, что при стабильной финансовой ситуации в семье женщина должна не работать, а воспитывать детей дома. В 2004 году только 53% респондентов придерживались такой позиции.

Эти факты свидетельствует о том, что сегодняшняя европейская женщина может позволить себе не прерывать карьерный рост, жертвуя успешной работой ради ребенка, а, заручившись поддержкой государства, реализовывать свое право на рождение и воспитание ребенка. Сравнивая статистические данные, начиная с 1986 года, становится понятным, что количество семей, которые мечтают иметь хотя бы одного ребенка, постепенно, хотя и медленно, растет [12, с. 351-352].

Итак, все для большего количества европейских стран рождение и воспитание ребенка начинает вытеснять другие задачи, которые ставят перед собой в семейные пары.

Ведущие исследователи испанского семейного воспитания И. Альберда, К. Кантера, Г. Муситу, А. Отеро также доказывают, что преобразования в обществе XXI века (глобализация экономики, технологические достижения, транспортное сообщение на длинные расстояния) и связанные с ними изменения в семейном устройстве (труд замужней женщины вне дома, снижение рождаемости, новые условия работы, требующие перемещений на большие расстояния и длительного присутствия вне дома) привели к изменению функций семьи.

Современную испанскую семью теперь объединяет не имущество, а связи между лично-

стями. Основной функцией семьи в XXI веке испанские ученые считают воспитание детей и установления эмоциональных связей между ее членами [8, с. 9].

Факт изменения в функциях современной семьи подтверждает и швейцарский исследователь Н. Бурггманн. Ученый доказывает, что сегодняшняя европейская семья нацелена на воспитание ребенка, предоставления ей возможности первичной социализации, построения основы для будущего становления. По мнению автора исследования «Изменения в обществе и семье» [9], экономическая или обеспечивающая функция уже не является фундаментом для семьи XXI века.

Как видим, факт трансформаций в восприятии функций постиндустриальной семьи подтверждается ведущими исследователями семейного воспитания европейского сообщества.

Но надо отметить, что названные изменения в семье состоялись лишь благодаря умелой многолетней семейной и социальной политике европейских государств, инвестированию в семью, созданию нового позитивного имиджа семьи, в результате чего быть мамой и папой и воспитывать детей стало модным и престижным.

Такому положению вещей предшествовала сначала теоретическая, а затем практическая работа по заключению различных концепций, программ, которые прямо или косвенно влияли на отношение к семье, воспитанию, материнству и отцовству.

Это способствовало искоренению стереотипа, согласно которому воспитание ребенка ограничивало шансы карьерного роста родителей (особенно женщин) и их свободу в целом.

Сегодня можно констатировать тот факт, что значимость институциональной деятельности государства в отношении семьи все усиливается и усиливается. Современная семья является источником социальных и демографических изменений, а семейная политика явно и латентно воздействует на семейное поведение. Семьи уже не могут полностью самостоятельно, без помощи государства, справляться со многими своими проблемами: требуется помощь в социализации и образовании детей, уходе за недееспособными членами семьи (стариками, инвалидами) [5, с. 298].

Особая, можно сказать, определяющая роль в этом процессе отводится педагогическому просвещению родителей. Ведь необходимо учитывать тот факт, что семья является живым организмом, типичным для функционирования которого являются различные (и положительные, и отрицательные) проявления, поэтому семья может как способствовать духовному росту ее членов, так и привести к возникновению проблем в этом процессе [13, с. 128].

В европейских странах родители не остаются один на один с проблемами, решению которых может поспособствовать широкая сеть кабинетов, клубов, организаций, целью которых являет-

ся педагогическая и психологическая поддержка родителей в процессе воспитания детей. Если же мы рассмотрим пути реализации украинской концепции «Семья и семейное воспитание» (которая и была призвана привлечь особое внимание общественности к семье прежде всего как к воспитательному институту), то можем констатировать, что ее составителями лишь в 10 и 11 пунктах уделено внимание повышению педагогической культуры родителей (п. 10 - использование средств массовой информации (пресса, радио, телевидение) для педагогического всеобуча родителей и распространение лучшего опыта воспитания детей в семье; п. 11 - Подготовка справочной и педагогической литературы для родителей) [2, с. 20], но понятным является тот факт, что изменить отношение к семье невозможно без дополнительных педагогических знаний, которые будут массово передаваться взрослым.

Выше сказанное ярко свидетельствует о том, что воспитательная функция отечественной семьи еще требует подъема на новый уровень и первое, что должно быть сделано в этом направлении - это изменение стратегии семейной политики и реанимация традиций педагогического всеобуча среди молодежи и взрослых.

Здесь необходимо добавить, что в нормативных документах, которые принимались уже в нач. XXI в., такая линия уже прослеживается. Скажем, одной из основных задач программы "Украинская семья" было формирование в сознании людей понимание важности роли семьи в жизни обще-

ства и воспитании нового поколения [6].

На наш взгляд, такая стратегия должна наблюдаться и в дальнейшем, ведь возвращение к семейным идеалам, создание государством надлежащих условий для рождения и воспитания детей в семье, осознание важности семейного воспитания в стране, которая находится в процессе становления, - единственный верный путь развития для государств, стремящихся занять достойное место среди высокоразвитых стран мира.

Итак, экономические проблемы в годы становления молодых европейских государств, когда по объективным причинам интерес к семье и ее проблемам был ослаблен, привели к ошибочному восприятию экономической функции семьи как основной. Однако, как показывает опыт высокоразвитых стран Европы, приоритетной в постиндустриальном обществе считается именно воспитательная функция семьи.

Подобные трансформации в восприятии выполняемых семьей функций только начинают происходить в Украине, России и других странах. Их поддержка - принципиально важная задача для сегодняшнего общества в контексте стремления к стандартам жизни западного образца.

Результаты этого исследования не претендуют на решение всех аспектов проблем отечественной семьи как воспитательной инстанции. Однако они могут стать толчком для дальнейших исследований в этом направлении, которые должны реализовываться в виде многоаспектных комплексных исследований специалистами по педагогике, психологии и социологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виховний потенциал ам'!' в сучасних умовах: тематична Державна доповщь про стан амей в УкраУн за пщсумками 2002 року. К.: Державний Ы-т проблем ам'!' та молодо 2002. 144 с.

2. Концеп^я „Ом'я i родинне виховання" // Рщна школа. 1996. № 11-12. С.15-20.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. М.: Издательский центр „Академия", 1999. 184 с.

4. Нестеренко А.И. Динамика семейных ценностей: социологический аспект : автор. дис ... канд. соц. наук. М., 2006. 21 с.

5. Носкова А.В. Эволюция семейной политики в Европе: меняющиеся проблемы, приоритеты и практики // Вестник МГИМО университета. 2013. №4. С.291-302.

6. Програма „УкраУнська родина" [Электронный ресурс] / Режим доступа к документу : http://www.rada.gov.ua/LIBRARY/ povni_text/ukr_rodyna.html

7. Щербань П.М. Пам'ятай iм'я свое: заповд амейно!' педагопки: навч. поабник. К.: Вища шк., 2006. 191 с.

8. Яншевська З.В. Педагопчы засади та практика амейного виховання в сучасый 1спанп: автор. дис... канд. пед. наук. Ки!в, 2008. 20 с.

9. Bruggmann N. Gesellschaftlicher Wandel und familialer Wandel / [Электронный ресурс] Режим доступа к документу: http:// www.hoepflinger.com/fhtop/Familialer-Wandel.pdf

10. Juul J. Was Familien trägt. Werte in Erziehung und Partnerschaft. Ein Orientierungsbuch. Weinheim Beltz Verlag, 2006. 168 S.

11. Keller J.A. Herders paedagogisches Woerterbuch. Erfstadt: Verlag HOHE GmbH, 2007. 392 S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Schulz W. Veränderungen in den Formen des Zusammenlebens und Wandel der Einstellungen zu Ehe und Familie // Österreich zur Jahrhundertwende: gesellschaftliche Werthaltungen und Lebensqualität 1986-2004. Wiesbaden: Verlag für Sozialwissenschaften, 2005. S.343-366.

13. Textor M. Familie // Beltz Handwörterbuch für Erzieherinnen und Erzieher / Raimund Pousset. Weinheim: Beltz Verlag. 2006. S.126-128.

REFERENCES

1. Vyhovnyj potencial sim'i' v suchasnyh umovah: tematychna Derzhavna dopovid' pro stan simej v Ukrai'ni za pidsumkamy 2002 roku [The educational potential of the family in modern conditions: a thematic report on the state of families in Ukraine in 2002]. Kiev, State Institute for Family and Youth, 2002. 144 p.

2. The concept of "Family and family education". Ridna shkola - Native School, 1996, no. 11-12, pp. 15-20 (in Ukrainian).

3. Mudrik A.V. Sotsial'naia pedagogika [Social pedagogy]. Moscow, The publishing center "Academy", 1999. 184 p.

4. Nesterenko A.I. Dinamika semeinykh tsennostei: sotsiologicheskii aspect. Diss. kand. sots. nauk [The dynamics of family values: sociological aspect. Abstract of kand. diss.]. Moscow, 2006. 21 p.

5. Noskova A.V. Noskova A.V. Evolution of family policy in Europe: the changing challenges, priorities and practices. MGIMO University Gazette - Vestnik MGIMO universiteta, 2013, no. 4, pp. 291-302 (in Russian).

Perspectives of Science & Education. 2016. 2 (20)

6. Programa „Ukrai'ns'ka rodyna" (The program "Ukrainian family") Available at: http://www.rada.gov.ua/LIBRARY/povni_text/ ukr_rodyna.html (accessed 20 February 2011)

7. Shherban' P.M. Pam'jataj imja svoje: zapovidi simejnoi' pedagogiky [Remember his name: the commandments of parenting]. Kiev, Higher school, 2006. 191 p.

8. Janishevs'ka Z.V. Pedagogichni zasady ta praktyka simejnogo vyhovannja v suchasnij Ispanii'. Diss. kand. ped. nauk [Teaching principles and practice of family education in modern Spain. Abstrakt of kand. diss.]. Kiev, 2008. 20 p.

9. Bruggmann N. Gesellschaftlicher Wandel und familialer Wandel [Social change and transformation of family Available at: http:// www.hoepflinger.com/fhtop/Familialer-Wandel.pdf (accessed 4 February 2011)

10. Juul J. Was Familien trägt. Werte in Erziehung und Partnerschaft. Ein Orientierungsbuch [What families carrying. Values in education and partnership. An Orientation Guide]. Weinheim, Beltz publishing company, 2006. 168 p.

11. Keller J.A. Herders paedagogisches Woerterbuch [Herders pedagogical Dictionary]. Erfstadt, HOHE GmbH publishing company, 2007. 392 p.

12. Schulz W. Changes in forms of cohabitation and changing attitudes to marriage and family. Austria turn of the century: social values and quality of life 1986-2004 -Österreich zur Jahrhundertwende: gesellschaftliche Werthaltungen und Lebensqualität 1986-2004. Wiesbaden, Publisher of Social Sciences 2005, pp. 343-366.

13. Textor M. Family. Beltz Hand dictionary for educators - Beltz Handwörterbuch für Erzieherinnen und Erzieher. Weinheim, Beltz publishing company, 2006. pp. 126-128.

Информация об авторе Капнина Галина Ивановна

(Украина, Славянск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры германской и славянской филологии Донбасский государственный педагогический университет E-mail: gitschirikowa@mail.ru

Information about the author

Kapnina Galina Ivanovna

(Ukraine, Slaviansk) Associate Professor, PhD in Pegagogy, Associate Professor of the German and Slavic linguistics department Donbass State Pedagogical University E-mail: gitschirikowa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.