Научная статья на тему 'Социокультурная и когнитивная функции семьи'

Социокультурная и когнитивная функции семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
651
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / ФУНКЦИИ СЕМЬИ / FAMILY FUNCTION / КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / COGNITIVE FUNCTION / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ФУНКЦИЯ / SOCIOCULTURAL FUNCTION / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ермилова Алёна Васильевна, Арнаутова Татьяна Анатольевна

Выявляются роль и методы реализации когнитивной и социокультурной функций в современной российской семье. Анализируется степень участия членов семьи в реализации исследуемых функций, сравниваются взгляды разных возрастных групп по изучаемому вопросу. Для сбора социологических данных использовался метод глубинного интервью, в котором приняло участие 30 человек разных возрастных групп. Процесс изменения социокультурной и когнитивной функций семьи рассматривается в общем контексте трансформационных процессов в современном обществе, среди последствий которых выделяются проблемы современной семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL AND COGNITIVE FUNCTIONS OF THE FAMILY

The role of cognitive and sociocultural functions in the modern Russian family is examined. We analyze the degree of involvement of family members in the implementation of these functions and compare the views of different age groups on the subject. Our study involved in-depth interviews with 30 persons representing different age groups. The process of changing sociocultural and cognitive functions of the family is considered in the overall context of the transformation processes in modern society. The problems of modern families as the consequences of such processes are identified.

Текст научной работы на тему «Социокультурная и когнитивная функции семьи»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2015, N° 3 (39), с. 159-164

159

УДК 316

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ И КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИИ СЕМЬИ © 2015 г. А.В. Ермилова, Т.А. Арнаутова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского а1епа. егш11оуа@шаИ. ги

Поступила в редакцию 18.06.2015

Выявляются роль и методы реализации когнитивной и социокультурной функций в современной российской семье. Анализируется степень участия членов семьи в реализации исследуемых функций, сравниваются взгляды разных возрастных групп по изучаемому вопросу. Для сбора социологических данных использовался метод глубинного интервью, в котором приняло участие 30 человек разных возрастных групп. Процесс изменения социокультурной и когнитивной функций семьи рассматривается в общем контексте трансформационных процессов в современном обществе, среди последствий которых выделяются проблемы современной семьи.

Ключевые слова: семья, функции семьи, когнитивная функция, социокультурная функция, воспитание.

Семья является гарантом таких социеталь-ных процессов, как воспроизводство населения, трудовых ресурсов, носителей социальных ролей, социализация подрастающего поколения. Семья является сложным аккумулирующим явлением. Она тесно взаимосвязана с другими элементами социальной жизни, изменения которых в той или иной степени отражаются на функционировании семьи. Рассуждая о современной российской семье, социологи приходят к выводу, что семья находится в состоянии кризиса или переживает период трансформаций и глубоких изменений. В сложившейся ситуации необходимо понимать, насколько качественно семья как социальный институт выполняет свои функции и к каким последствиям может привести неисполнение тех или иных функций.

Проблематика выполнения семьей своих функций давно привлекает внимание исследователей (А.Г. Харчев [1], М.С. Мацковский [2]), и до сих пор остается актуальной. Именно в семье формируются индивидуальные особенности ее членов, организуется особая воспитательная среда для развития детей. В процессе внутрисемейного общения и взаимодействия ребенок овладевает основными социокультурными образцами и нормами поведения, необходимыми для становления личности, обеспечивается его физическое, умственное и эмоциональное развитие, закладываются фундаментальные ценностные ориентации. В этой связи особое место в развитии ребенка занимают социокультурная и когнитивная функции семьи.

Цель реализации социокультурной функции семьи заключается в сохранении и передаче

национальных традиций, организации совместного досуга всей семьи, соблюдении социальных норм общества. В последние десятилетия социокультурная функция фактически лишилась внешней направляющей силы. Поскольку государство не в силах полностью взять на себя осуществление функции, а семья находится на стадии трансформации или кризиса, за неимением другого субъекта конструирования новых культурных ценностей и норм возникает некий вакуум в содержании и исполнении этой функции.

Исследования зарубежных авторов о семейной среде свидетельствуют о наличии сильной связи между семейной средой и развитием интеллекта ребенка (Дж. Берман, М. Вагнер, Г. Маркус, Ф. Вайс - см.: [3]). В данном контексте важным направлением изучения семьи является анализ влияния семейной среды на развитие когнитивного потенциала личности. Эта проблема лишь отчасти рассматривается в области психологии и педагогики и практически не затрагивается в отечественной социологии. Исключением является статья З.Х. Саралиевой «Когнитивная функция семьи» [4], в которой дается системное изложение различных аспектов влияния семьи на развитие интеллекта ее членов. По мнению автора, роль данной функции заключается в интеллектуальном взаимодействии, которое способствует сохранению интереса членов семьи друг к другу, что нередко спасает от открытых конфликтов, поскольку родителям удается сохранять желание детей поддерживать отношения, опираясь на интеллектуальную взаимозаинтересованность. Ко-

гнитивная функция направлена на развитие мотивации к саморазвитию, формирование навыков критического мышления, привитие желания к познанию и др.

Таким образом, существуют пробелы в изучении факторов, оказывающих влияние на развитие когнитивных способностей членов семьи, и выявлении причин, препятствующих этому развитию, установок родителей по отношению к формированию когнитивного потенциала ребенка.

Отметим, что исполнение семейных функций, в частности социокультурной и когнитивной, определяется потенциалом семьи и ее ре-сурсностью. Например, то, насколько качественно в семье реализуется экономическая функция, зависит от экономического потенциала семьи, который формируется за счет объема финансовых и материальных ресурсов; реализация психологической функции, соответственно, зависит от психологического потенциала и ресурсов чувств и психологического равновесия и т.д. Социокультурная функция требует наличия и коммуникативно -информационных, и адаптационных, и материальных, и психологических ресурсов. Когнитивный потенциал складывается из интеллектуального и креативного ресурсов всех членов семьи.

Рассматриваемые функции не только сложны в их реализации и требуют личностного ресурса, но и скрыты, вытеснены экономической и воспитательной функциями семьи, на которых, главным образом, концентрируется внимание родителей и общественности. Однако составляющие внутрисемейного потенциала должны находиться в гармоничном сочетании [5]. Перекос в сторону, например, материального ресурса может создать нежелательную «разницу потенциалов» и стать почвой для внутрисемейного конфликта. В данном контексте, чем выше ресурс, тем очевиднее более высокий уровень компетентности семьи в самообеспечении жизнедеятельности.

Для анализа роли социокультурной и когнитивной функций в жизнедеятельности семьи мы использовали данные исследования, проведенного нами осенью 2014 г. Метод опроса - глубинное интервью, в котором приняли участие 17 женщин и 13 мужчин разных возрастных групп: молодежь (20-26 лет), среднее поколение (33-48 лет) и старшее поколение (55-68 лет). Большинство респондентов проживает в г. Нижний Новгород и имеет высшее образование (за исключением представителей старшего поколения, из которых половина имеет средне-специальное образование).

Прежде чем перейти к вопросам, касающимся непосредственно изучаемой темы, респондентам задавался вопрос о функциях семьи. Он не вызвал затруднений у респондентов, в основном участники опроса называли воспитательную и репродуктивную функции семьи. Однако респонденты с высшим образованием указывали больше функций, выделяя экономическую, хозяйственно-бытовую, психологическую, досуговую. Отметим, что респонденты с образованием социального работника и психолога не включили в список ни социокультурную, ни когнитивную функции.

Далее следовал вопрос, владеет ли респондент какой-либо информацией о социокультурной и когнитивной функциях семьи. Как правило, люди верно описывали, что подразумевается под социокультурной функцией - передача ценностей, привитие навыков поведения в обществе: Привитие культуры и ценностей нашего общества своим детям и, в первую очередь, нашего восприятия мира (т.е. его и жены). Мы должны показывать детям, как следует действовать в различных ситуациях, как вне дома, так и внутри (Сергей, 46 лет).

Интересны ответы представителей старшего поколения, которые описывали данную функцию не просто как привитие культурных норм, а как развитие духовности, главным образом, через посещение церкви, воспитание любви к родине и родным краям, патриотизма.

Сложнее для респондентов было определить, что такое когнитивная функция семьи. Лишь один респондент с образованием социального работника указал следующее: Это неимоверно важная функция... Мне покупали книжки бабушки, дедушки, родители. Мы обсуждали эти книжки, обменивались мнениями по данному вопросу. В этом выражалась определенная когнитивная функция (Тимур, 23 года).

После объяснения содержания когнитивной функции респонденты затруднялись понять ее особенность и воспринимали как неотъемлемую часть воспитательной функции. Здесь прослеживается обыденное понимание воспитания детей: главное, чтобы ребенок был не голодный, одетый и ходил в школу, учился. При этом данная позиция прослеживается у всех респондентов старшего возраста; учебу они связывают только со школой, и школьному образованию уделяется большое внимание и значение. Ребенок в школе должен получать знания, которые он не может получить дома, поскольку в школе представлены предметы различных профилей и учитель, как профессионал своего дела, научит ребенка лучше, чем это могут сделать родители

дома. Знания, получаемые дома и в школе, по мнению респондентов, разные, между ними проводится четкая граница. Школа - основной источник знаний и несет ответственность за формирование интеллекта и развитие р е-бенка.

Свою роль в вопросах обучения детей люди старшего поколения определяют как контролирующую и поддерживающую. Посещение родительских собраний, общение с учителями, проверка домашнего задания и помощь в его выполнении составили весь перечень взаимодействий в отношениях родитель - обучение ребенка. Однако позиция взрослых в возрасте 55-58 лет немного отличается от позиции тех, кому за 60 лет, и дополняется возможностью занятий детей с репетиторами. Это говорит о том, что школа - не единственный источник получения знаний, при необходимости можно нанять репетитора, чтобы помочь ребенку подготовиться к вступительным экзаменам в вуз или усвоить школьный материал. Таким образом, родители, если и обращались к услугам репетиторов, то не из-за скептического отношения к качеству школьного образования; недоверие к образовательным учреждениям -удел молодого поколения: Родители в первую очередь должны заниматься развитием и обучением ребенка, во вторую - учебные учреждения. Я не доверяю учебным заведениям.... Если ребенок учится в обычной школе, родителям необходимо больше времени тратить на контроль полученных знаний, увеличивать время самостоятельного обучения ребенка, а также тратить время на ссоры с учителями (Максим, 22 года).

Если школьные учреждения молодежь обвиняет в плохом качестве преподавания, то по отношению к детским садам позиция еще более жесткая. Несмотря на плюсы посещения детского сада для развития ребенка, где он учится общаться с детьми, адаптироваться в коллективе и т.п., молодые люди не хотели бы, чтобы их будущие дети посещали детские сады. Главная причина - безразличие воспитателей к детям: Я работала некоторое время в детском саду и могу сказать точно: я не хочу, чтобы мои будущие дети посещали его. Зарплата у воспитателей маленькая, и у них нет интереса общаться с детьми, тем более способствовать их развитию (Станислава, 24 года); Я отрицательно отношусь к детским садам... Я бы не хотела, чтобы мой ребенок научился материться или еще чему-нибудь плохому (в детском саду), а воспитатели их не уберегут, потому что они не обращают внимание на детей (Ольга, 24 года).

Если старшее поколение считает достаточным бесплатное школьное образование в процессе обучения, то у среднего поколения и молодежи качественное образование ассоциируется с денежными затратами. Родители отдают своих детей в специальные подготовительные группы, развивающие школы, платные школы, где контроль за процессом обучения более тщательный: По отношению к своему ребенку когнитивную функцию пока что не выполняем, поскольку она еще маленькая, но я задумываюсь в 1.5 годика отдать ее уже в какую-нибудь детскую развивающую группу, если деньги будут (Настя, 20 лет); Денег, конечно, не хватало, это большой труд воспитывать ребенка одной... Дочь отдала в платную гимназию, как бы мне сложно ни было, я находила деньги платить за ее обучение (Светлана, 58 лет).

В основном все респонденты считают, что в вопросах обучения и воспитания детей должны принимать участие оба родителя. Важность участия в процессе воспитания детей подчеркивают респонденты-психологи. Как правило, в вопросах воспитания и обучения разделения между родителями нет, действует следующий принцип: у кого есть свободное время, тот и занимается детьми.

Люди старшего возраста не пользовались специализированной литературой для воспитания ребенка по причине ее отсутствия. Кроме того, по мнению этой категории людей, такой необходимости особенно и не было: всему можно научиться в процессе воспитания, тем более все дети разные, по книжке не воспитаешь. По-другому относятся к вопросу чтения книг по воспитанию молодежь и взрослые. Как правило, если ими не покупались книги, то информацию они искали на форумах для мам и пап в Интернете.

Говоря о когнитивной функции семьи, важно понимать не только позиции родителей по отношению к образовательным учреждениям, но и личное участие родителей в осуществлении данной функции, реальное интеллектуальное взаимодействие с ребенком. Если не брать в расчет подготовку домашнего задания, участие родителей в реализации когнитивной функции в основном ничтожно мало. Практики чтения вслух распространены лишь для маленьких детей, когда они еще не умеют читать самостоятельно. Домашние библиотеки есть практически в каждом доме, литература в них в основном классическая, в некоторых случаях - современная. Если в семье есть маленькие дети, то обязательно есть детская литература. Есть и специальная литература в зависимости от профиля образования членов семьи. Но библиотеки, как

правило, не пополняются новыми книгами и являются достоянием старшего поколения, бабушек и дедушек. Среди молодежи распространены электронные книги, и, скорее всего, последние вытеснят бумажные версии книг: В собственной семье библиотека будет скорее электронной. Я предпочитаю читать книги по психологии, которые достаточно сложно найти в печатном варианте (Тимур, 23 года); Домашняя библиотека - это прошлый век. Сейчас все можно найти в Интернете... По мне, проще носить с собой маленький букридер, чем два килограмма Толстого (Катя, 23 года).

При наличии домашней библиотеки в печатном или электронном вариантах практика совместного чтения отсутствует, соответственно, данный способ реализации когнитивной функции в современных семьях не используется.

Развивающие игры - еще один способ реализации когнитивной функции родителями. Важно учитывать, играют ли дети вместе с родителями в данные игры, взаимодействуют ли родители с ребенком в процессе игры. Согласно результатам исследования, родители играют с детьми, но кто-то уделяет этому больше времени, кто-то меньше. Некоторые родители ссылались на нехватку времени играть с детьми; играют, только когда есть время, или только объясняют правила игры.

Во всех семьях без исключения существует или существовала практика посещения ребенком учреждений дополнительного образования. По мнению респондентов, это необходимо для развития ребенка. При этом родители пытаются выяснить, что больше ребенка интересует, чем ему хотелось бы заниматься, стараются не навязывать своего мнения.

Согласно результатам исследования, родители рассказывали детям о своих профессиональных интересах, о том, в чем заключается их работа, приводили на рабочее место, однако дети не идут по стопам родителей. Иногда сами родители выступают против этого - в большинстве своем те, кто оценил свою работу как трудную либо не удовлетворен сложившейся карьерой. Если детей интересует другая область деятельности, родители, как правило, предо-ставлют им выбор: Мы знали, чем занимаются родители. Я как-то хотела стать учителем, как мама, но она была против, сказала, только через мой труп, потому что профессия учителя очень стрессовая... Но если бы выбрала эту профессию, то не думаю, что был бы страшный скандал, они бы приняли мой выбор (Маша, 22 года).

Массовое появление компьютеров дома создало еще одну область контроля для родителей. Многие родители отмечают, что ребенок много проводит времени за компьютером, и это вызывает беспокойство, особенно у бабушек и дедушек. Некоторые используют ограничение доступа к компьютеру как наказание за плохую успеваемость или плохое поведение.

Обычно родители не контролируют переписку в социальных сетях, потому что считают это вмешательством в частную жизнь ребенка, однако знают, по какой причине они проводят время за компьютером (общение в социальных сетях, игры или учеба). Со слов представителей молодежи, их родители не умели пользоваться компьютером, поэтому никакого контроля или ограничений не было. Отметим, что часто компьютер является медиатором в осуществлении когнитивной функции детьми по отношению к родителям.

Очевидно, что от уровня культуры семьи во многом зависит духовное развитие человека, формирование его личности. Досуг наиболее полно реализует социокультурную функцию семьи, эффективность реализации которой определяется наличием свободного времени, а также способом его использования.

Несмотря на признаваемую важность социокультурной функции, наблюдается некоторое противоречие в ответах, когда речь заходит о способе проведения семейного досуга. Исходя из культуросозидающего потенциала семейного досуга как средства духовно-интеллектуального наполнения свободного времяпрепровождения членов семьи, вовлечения их в процесс непрерывного просвещения, совместного любительского творчества и активные формы отдыха, мы столкнулись с ситуацией некоего диссонанса. Респонденты, говоря о значимости такого досуга, сами для себя выбирают совершенно противоположный способ проведения свободного времени: каждый сам по себе, а отдых в большинстве случаев пассивен.

Особенно это характерно для семей с уже взрослыми детьми и очень молодых семей. Распространение таких (особенно характерных для молодых семей) форм проведения досуга, как просмотр телевизора, проведение свободного времени в Интернете и за компьютерными играми (что иногда разбавляется редкими совместными походами в кинотеатры, кафе и на прогулки), позволяет говорить о неспособности многих семей организовать свой культурный досуг.

Досуг индивидуализировался. Если представители поколения бабушек и дедушек проводи-

ли свободное время преимущественно вместе, посещали выставки, музеи, читали книги, то младшее поколение находит совместное культурное времяпрепровождение достаточно скучным: Мы не любители всего этого (театров, музеев и т.д.). Нам кажется, что мы еще слишком молоды, а это отдых для более зрелых людей, что ли.... К такому досугу нужно прийти, а мы еще пока не готовы (Катя, 23 года).

Одной из основных причин отсутствия культурного содержания досуга, по мнению респондентов, является недостаток материальных средств, что является, с нашей точки зрения, противоречивым фактом, ибо средняя цена одного билета в музей в Нижнем Новгороде варьируется от 70 до 250 рублей, в театр - от 180 до 250 рублей, тогда когда средний счет за посещение кафе составляет примерно 300-700 рублей на человека. Оплата посещения учреждений культуры относительно невысока, что не может явно дифференцировать посещающих их людей по социальному статусу.

Мнения респондентов о влиянии материального фактора на реализацию когнитивной и социокультурной функций разделились. Некоторые считают, что данные функции можно полноценно осуществлять без существенных финансовых затрат. Кардинально отличаются позиции одиноких родителей, которые указывают, что отсутствие партнера сильно сказывается на выполнении данных функций и что их полная реализация в одиночку невозможна. Материальный фактор в таких семьях важен, и некоторые выделяют экономическую функцию как основную для семьи, хотя большинство респондентов считает воспитательную функцию самой важной в жизнедеятельности семьи.

Что касается наиболее распространенной формы совместного времяпрепровождения -просмотра телепередач, здесь складывается двойственная ситуация: с одной стороны, просмотр телевизора всей семьей дает совместный опыт эмоциональных переживаний, физическое чувство единения; с другой - это еще один способ избежать взаимодействия и общения на сложные или неприятные темы.

Проведенное исследование показало, что такие средства визуальной коммуникации, как телевидение и Интернет, обладают неким воспитательным потенциалом, предоставляя пользователям разнообразную наглядную информацию. В связи с этим встает вопрос о качестве и содержании просматриваемого контента, ибо «мы смотрим на мир через других». Большинство молодых семей ориентировано на просмотр развлекательных телепередач, сериалов,

юмористических шоу, в которых очень часто отсутствует элемент интеллектуального и духовного развития: Обычно это происходит только в выходные, поэтому «Камеди клаб» или «Стенд ап» по ТНТ. Иногда смотрим фильмы в 21.00 по СТС (Ольга, 24 года).

В семьях с маленькими детьми к этому списку добавляются еще детские мультфильмы. Стоит отметить, что в большинстве семей дети проводят достаточно много времени у телевизора или за компьютером, от 2 часов до целого дня; и если родители еще пытаются контролировать деятельность ребенка за компьютером, то просмотр телевизора не имеет практически никаких ограничений. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда для молодых родителей телевизор становится способом отвлечь ребенка, чтобы он не мешал заниматься своими делами. Ребенок становится пассивным получателем информации, которая не способствует его творческому развитию. Интересно, что наиболее нетерпимо к просмотру подобных телепередач относится поколение бабушек и дедушек, которые пытаются внести ценностно-познавательную составляющую в просмотр телевизора: Младшая внучка любит ТНТ смотреть, мы большие противники с мужем этого. Стараемся, чтобы смотрела программы о природе, чтобы привить чувство любви к природе, к красоте (Татьяна Алексеевна, 65 лет).

Все это говорит о значимом разрыве между традиционным сознанием и реальным бытием, что связано с необходимостью совмещать старые духовные принципы с новыми общественными вкусами. Все это проявилось в изменении принципа передачи культурного опыта через отношения между поколениями. Было выявлено, что современные семьи сочетают в себе черты префигуративного и постфигуративного типов культуры [6]. Сегодня перестает быть доминирующей трансляция социального опыта от старшего поколения к младшему. Молодые люди с префигуратив-ным схватыванием окружающей действительности создают новые семьи с новыми культурными ценностями. Все это является примером необычайно быстрых социальных изменений, происходящих в обществе.

Анализ семейного досуга обнаружил неумение, неспособность семей рационально организовать свое свободное время. Семьи оснащают свой быт различными предметами культурного назначения (телевизоры, компьютеры, кино, камеры), но вместе с тем не умеют разумно, рационально использовать все это.

Нельзя сказать, что когнитивная функция не выполняется семьей, - скорее, в семье реализуются некоторые формы когнитивного взаимодействия, которые удобны для родителей. Родители стараются создавать для своих детей воспитательную среду, способствующую развитию последних, однако включенность родителей как активных участников данного взаимодействия невысока. Все чаще дети выполняют когнитивную функцию по отношению к родителям (как правило, учат обращаться с техникой, выходить в Интернет), и чем старше становятся родители, тем в большем объеме дети осуществляют данную функцию.

Список литературы

1. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки / Перепеч. с изд. 1979 г. М.: ЦСП, 2003. 342 с.

2. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989. 116 с.

3. Баграмянц Л.М. Роль средовых характеристик семьи в развитии одаренности // Организация в фокусе социологических исследований: Материалы международной научно-практической конференции. В 2 т. Т. 2. Нижний Новгород: Изд-во НИСоЦ, 2005. С. 345-347.

4. Саралиева З.Х. Когнитивная функция семьи // Организация в фокусе социологических исследований: Материалы международной научно-практической конференции. В 2 т. Т. 2. Нижний Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2005. С. 338-343.

5. Саралиева З.Х. Социально-психологическая субъектность и компетентность семьи // Вестник ННГУ. Серия Социальные науки. 2002. Вып. 1 (2). С. 179-189.

6. Мид М. Преемственность в эволюции культуры. М.: Наука, 1998. 429 с.

SOCIOCULTURAL AND COGNITIVE FUNCTIONS OF THE FAMILY A. V. Ermilova, T.A. Arnautova

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

The role of cognitive and sociocultural functions in the modern Russian family is examined. We analyze the degree of involvement of family members in the implementation of these functions and compare the views of different age groups on the subject. Our study involved in-depth interviews with 30 persons representing different age groups. The process of changing sociocultural and cognitive functions of the family is considered in the overall context of the transformation processes in modern society. The problems of modern families as the consequences of such processes are identified.

Keywords: family, family function, cognitive function, sociocultural function, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.