Научная статья на тему 'Права ребенка на семейное воспитание'

Права ребенка на семейное воспитание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6295
504
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РОДИТЕЛИ / ДЕТИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВО РЕБЕНКА ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ / CHILDREN’S RIGHTS TO LIVE AND GROW UP IN A FAMILY / FAMILY / PARENTS / CHILDREN / FAMILY CARE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никулина О. М.

Введение. Институт семьи представляет собой сложный социальный феномен, переживший структурную и терминологическую трансформацию. В современных условиях повышаются требования к уровню воспитания детей и на родителей налагается больше обязанностей по отношению к ним. Право ребенка на семейное воспитание является необходимым правом ребенка, так как семейное воспитание играет важную роль в физическом и нравственном становлении человека. Государство должно поддерживать и укреплять семью, создавать условия для полноценного воспитания ребенка в семье, пропагандировать семейные ценности. Теоретический анализ. Рассматривая семейное воспитание с различных позиций, делается глубокий анализ его юридической трактовки. Анализируются конституционные нормы и нормы семейного права, а также новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором заложены основы семейного воспитания. Право ребенка на семейное воспитание представляется как сложное субъективное право, включающее правомочие: знать своих родителей и проживать с ними, право на заботу со стороны родителей, право на воспитание его родителями, право на здоровье и физическое развитие, право на содержание и нравственное благополучие. Результаты. Результатом является предложение совершенствовать законодательство Российской Федерации в вопросах воспитания и защиты детей в следующих направлениях: общественный контроль за обеспечением прав детей жить и воспитываться в семье; принятие закона о запрете физических мер воздействия к детям; дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны иметь право жить и воспитываться в семье; издание нового федерального закона о правах ребенка и приведение в соответствие с ним действующего в России федерального и регионального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никулина О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Child’s Rights on Family Care

Introduction. The family institution is a complex social phenomenon, which experienced the terminological and structural transformation. In modern society the requirements increase to the quality of childcare and parents are imposed more obligations towards them. The right of the child on family care is an essential right of the child because the family care plays an important role in the physical and emotional development of children. The state should support and strengthen the family, create conditions for a child’s upbringing in the family, and promote family values.Theoretical analysis. In the article the family care is viewed from different perspectives; also a deep analysis of its legal interpretation is made. In addition to that, the constitutional provisions and rules of family law, as well as a new law «On Education in the Russian Federation», which is based on the principles of family care are interpreted. The right of the child on family care is represented as a complex subjective right, including authority to know their parents and live with them, the right to be cared by biological parents, the right on health and physical development, the right on financial support and well-being. Results. The result of the article is a proposal to improve the legislation of the Russian Federation on the issue of childcare in the following areas: the public control over the rights of children to live and grow up in a family; the adoption of the law on prevention from child abuse and neglect; the priority of family care for orphans and children left without parental care; the adoption of a new federal law on the rights of the child and bringing them into line with the current federal and regional Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Права ребенка на семейное воспитание»

УДК 342.7

ПРАВА РЕБЕНКА НА СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

О. М. Никулина

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета E-mail: 7-ya@rambler.ru

Введение. Институт семьи представляет собой сложный социальный феномен, переживший структурную и терминологическую трансформацию. В современных условиях повышаются требования к уровню воспитания детей и на родителей налагается больше обязанностей по отношению к ним. Право ребенка на семейное воспитание является необходимым правом ребенка, так как семейное воспитание играет важную роль в физическом и нравственном становлении человека. Государство должно поддерживать и укреплять семью, создавать условия для полноценного воспитания ребенка в семье, пропагандировать семейные ценности. Теоретический анализ. Рассматривая семейное воспитание с различных позиций, делается глубокий анализ его юридической трактовки. Анализируются конституционные нормы и нормы семейного права, а также новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором заложены основы семейного воспитания. Право ребенка на семейное воспитание представ-лется как сложное субъективное право, включающее правомочие: знать своих родителей и проживать с ними, право на заботу со стороны родителей, право на воспитание его родителями, право на здоровье и физическое развитие, право на содержание и нравственное благополучие. Результаты. Результатом является предложение совершенствовать законодательство Российской Федерации в вопросах воспитания и защиты детей в следующих направлениях: общественный контроль за обеспечением прав детей жить и воспитываться в семье; принятие закона о запрете физических мер воздействия к детям; дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны иметь право жить и воспитываться в семье; издание нового федерального закона о правах ребенка и приведение в соответствие с ним действующего в России федерального и регионального законодательства. Ключевые слова: семья, родители, дети, семейное воспитание, право ребенка жить и воспитываться в семье.

Введение

В современных условиях усиливается тенденция повышения требовательности к уровню воспитания детей и на родителей налагается все больше обязанностей и ответственности по отношению к ним. В этом контексте закономерно провозглашение в Российской Федерации среди основных приоритетов демографического развития повышения именно воспитательного потенциала семьи [1].

Институт семьи представляет собой сложный социальный феномен, переживший серьезную трансформацию. Современное понятие семьи относится не только к отношениям, существующим в сфере семьи, основанной на законном браке, но и к отношениям, существующим между людьми, находящимися в гражданском браке или фактическом союзе. Иной стала структура семьи: из

многопоколенной превратилась в нуклеарную и сведены к минимуму выполняемые ею социальные функции. Семья в полной мере выполняет функции самообслуживания, накопления собственности и социализации своих членов.

Термин «семья» используется в разных отраслях знаний, поэтому в отечественной науке можно встретить самые различные его значения - по происхождению и по признаку прокреации. В первом случае имеет место семья, в которой граждане растут и достигают зрелости, перенимая образцы поведения в жизни и обществе. Во втором случае, по признаку прокреации, семья является результатом заключения законного брака и появления потомства [2].

С точки зрения социологии семья - основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, один из важнейших элементов социальной структуры. Семья выполняет многие социальные функции, играет свою особую роль как в общественном развитии в целом, так и в жизни каждого человека [3]. Рождение детей и подготовка их к взрослой жизни делают семью важной структурой общества.

Право ребенка на семейное воспитание является необходимым правом ребенка, так как семейное воспитание играет важную роль в физическом и нравственном становлении человека.

Государство должно поддерживать и укреплять семью, создавать условия для полноценного воспитания ребенка в семье, пропагандировать семейные ценности.

Теоретический анализ

К. Н. Вентцель считал, что каждый ребенок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей и дарований, то есть права на воспитание и образование, сообразно с его индивидуальностью [4, с. 17].

Семейное воспитание, как отмечает Ю. А. Королев, выступает как своеобразный канал взаимосвязи между обществом и индивидом, подготовка человека к выходу в общественную сферу, социализация его, как воздействие образа жизни на процесс становления и развития личности [5, с. 18].

Семейное воспитание как целенаправленный процесс формирования и развития личности в науке рассматривается с разных позиций: философских, педагогических, психологических, со-

циологических и т.д. Интересным было увидеть юридическую трактовку данного понятия: под воспитанием детей понимается «длительный процесс воздействия на детей, который выражается в совершении родителями целенаправленных действий, предполагающих достижение определенного результата, и бессознательном воздействии на ребенка, и влияние, которое оказывает на ребенка поведение и пример родителей» [6, с. 72-73].

В определении ясно видны важные составляющие данного процесса, на которые указывают юристы:

1. Воспитание детей процесс длительный.

2. Под воздействием понимается, прежде всего, совершение родителями не просто действий, а целенаправленных, а также бессознательное воздействие на детей.

3. В данном процессе обязательно должен быть результат.

4. Кроме воздействия, есть еще процесс влияния посредством родительского поведения и примера.

Среди форм семейного воспитания можно отметить:

- естественное семейное воспитание (семья, созданная в результате брака или вне брака);

- искусственное семейное воспитание (усыновление, приемная семья, опека).

- фактические воспитатели - лица, воспитывающие и содержащие ребенка без назначения их опекунами (попечителями), а также не являющиеся его приемными родителями. Не имеют права на получение алиментов как фактические воспитатели: опекуны; попечители; приемные родители. Фактическими воспитателями могут быть: посторонние ребенку лица; отдаленные родственники (не обязанные по закону предоставлять ему содержание); члены семьи (обязанные содержать ребенка); дедушка; бабушка; братья и сестры [6].

Однако именно естественное семейное воспитание формирует полноценную личность, способствует всестороннему развитию ребенка, обеспечивает надлежащий уровень образования.

«Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей», - гласит ст. 38 Конституции РФ.

В преамбуле к Конвенции о правах ребенка 1989 г. говорится, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания [7].

Право на семейное воспитание является одним из наиболее значимых с позиций создания условий для всестороннего развития личности ребенка. Под правом ребенка на семью понимается его право жить и воспитываться в его родной, биологической семье.

Право ребенка на семейное воспитание является естественным, неотчуждаемым, принад-

лежит от рождения; не зависит от пола ребенка, его возраста, социального и имущественного положения, а также от его состояния здоровья.

Согласно Конвенции о правах ребенка родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка (п. 1 ст. 18), за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (п. 2 ст. 27).

Во многих статьях Конвенции содержатся не только права детей, но и гарантии осуществления права воспитываться в семье:

1) В ст. 9 содержатся общие правовые гарантии того, «чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию», определяются условия, при которых разлучение считается допустимым.

2) При разлучении ребенка с родителями или только с одним из них ребенок имеет право «поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка» (п. 3 ст. 9).

3) Семейные связи ребенка согласно ст. 8 являются составляющим элементом права ребенка на сохранение своей индивидуальности, и государство, уважая это право, не должно допускать противозаконного вмешательства в них.

Вместе с тем из положений Конвенции следует, что осуществление права ребенка, разлученного с родителями, на общение с ними, а также гарантии восстановления семьи, например, при лишении родительских прав или отобрании детей, в российском праве должны быть усилены [8, с. 178].

Семейный кодекс РФ также устанавливает право ребенка на семейное воспитание (п. 2 ст. 54) и в регулировании отношений с участием детей исходит из принципа интересов ребенка в семей-но-правовых отношениях (например, п. 2 ст. 64, п. 1 ст. 65, ст. 68, п. 4 ст. 72, п. 4 ст. 143 и др.), необходимости учета интересов ребенка (например, п. 1 ст. 23, п. 2 ст. 24, п. 2 ст. 79, п. 1-3 ст. 124, п. 2 ст. 125, п. 4 ст. 137, п. 2 ст. 141, п. 5 ст. 145).

Право ребенка жить и воспитываться в семье можно представить как сложное субъективное право, включающее, исходя из Семейного кодекса РФ, правомочия:

- во-первых, знать своих родителей и право ребенка на проживание со своими родителями. Европейский суд по правам человека признал, что совместное пребывание родителей и детей является основным элементом семейной жизни [8];

- во-вторых, право ребенка на заботу со стороны родителей. Оно тесно связано с правом ребенка на совместное проживание с родителями и предполагает не только удовлетворение материально-бытовых потребностей, но и внимание со стороны родителей к своему ребенку;

- в-третьих, право ребенка на воспитание его родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Данное право конкретизирует понятие - жить и воспитываться в семье, получение ребенком важных жизненных навыков, опыта и осознание им, что он личность, которую понимают и уважают. Данное право тесно связано с правами и обязанностями родителей воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии;

- в-четвертых, право ребенка на здоровье и физическое развитие. Ребенок обладает совокупностью гражданских личных неимущественных прав, принадлежащих любому гражданину, среди которых - группа прав, обеспечивающих физическое и психическое благополучие личности (право на жизнь, право на здоровье, право на благоприятную окружающую среду). Родители обязаны не нарушать эти права, воздерживаться от действий, мешающих их осуществлению. В п. 1 ст. 63 СК РФ говорится, что «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей», «они обязаны заботиться о здоровье, физическом... развитии своих детей». Родители ребенка могут выбирать средства и методы физического воспитания. Они организуют ребенку рациональный режим дня, отдыха, питания. Дети могут быть определены в спортивные кружки, детские спортивные школы;

- в-пятых, право ребенка на содержание. Уровень жизни ребенка в равной степени зависит как от финансовых возможностей семьи, в которой он воспитывается, так и от адекватного правового регулирования имущественных прав самого ребенка - от объема этих прав, возможности их реализации и, главное, от степени эффективности правовых механизмов охраны названных прав. Уровень жизни ребенка обеспечивается за счет двух источников: содержания, предоставляемого родителями, и имущества, принадлежащего самому ребенку. При этом, согласно Конвенции, родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (п. 2 ст. 27 Конвенции);

- в-шестых, право ребенка на нравственное благополучие и нравственное воспитание. Среди прав, закрепленных в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., предусмотрено право ребенка на уровень жизни, необходимый для его нравственного развития (п. 1 ст. 27 Конвенции). Основная обязанность заботиться о нравственном развитии детей возлагается на родителей (п. 2 ст. 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка» (с посл. изм. и доп.)) [9].

Учитывая физическую и умственную незрелость ребенка, в законодательстве необходимо закрепить специальные меры по охране и защите нравственных начал ребенка.

Право ребенка на семейное воспитание закрепляется в нормах Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года [10]:

1. Мы видим, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся являются участниками образовательных отношений и активным образом будут участвовать как в образовании, обучении детей, так и в воспитании.

2. В законе нет определения, что такое «семейное воспитание», но дается широкая трактовка понятию «воспитание», под которым понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» и присмотр и уход за детьми как комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

3. В законе появилась новая норма «права родителей». Так, в п. 1 ст. 44 прямо говорится о том, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Семья стала первым и главным субъектом в области образования и воспитания детей. Соответственно, семейное воспитание будет помощником в деле воспитания и образования детей.

4. Далее в п. 2 ст. 44 мы все-таки видим роль семьи в воспитании детей через следующую конструкцию: «органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». То есть под воспитанием в семейных условиях понимается охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, развитие индивидуальных способностей и необходимая коррекция нарушений развития ребенка.

5. Усилилась ответственность родителей в процессе воспитания и обучения детей, так они теперь обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Таким образом, в данной норме мы видим определенные цели семейного воспитания - физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка.

Главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижением этой цели является осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

6. В Законе закрепляется норма «обучение в форме семейного образования» (ст. 17). У детей появилось право выбирать формы образования, включая и семейное образование.

Таким образом, новый Закон об образовании опирается на принцип открытости системы образования и расширяет роль родителей в воспитательном процессе. Например, они получают возможность выбирать учебные предметы для своих детей, участвовать в управлении образовательной организацией. Родитель теперь полноправный участник образовательного процесса, что гарантирует ему открытость и прозрачность всей образовательной системы. Однако нельзя сказать, что с принятием нового Закона об образовании все проблемы в этой сфере будут решены. Как верно отметил В. В. Путин на съезде родителей России, «семья - это очень чувствительная сфера. И в законах, касающихся взаимоотношений между родителями и детьми, должны быть только определенные, четкие формулировки, исключающие произвол чиновников и какое-то двойное толкование. Так называемая юридическая техника должна быть отточена до идеала...» [11].

Обращаясь к зарубежному опыту в данном вопросе, хочется отметить ряд государств, в которых на конституционном уровне заложена данная норма и позиция.

Конституция Ирландии, п. 1.1, 2 и 3.1 ст. 41: «Государство признает Семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт... Государство гарантирует защиту Семьи, ее организацию и авторитет как необходимую основу социального порядка, незаменимую для процветания народа и государства. Государство берет на себя обязательство с особой тщательностью охранять институт брака, на котором основана Семья, и защищать его от нападок» [12, с. 811-812].

Пункты 1-3 ст. 101 Публичного закона США №104-193 «Акт о согласовании личной ответственности и дееспособности 1996 г.»: «Конгресс устанавливает: (1) Брак - основа успешного общества. (2) Брак - значимый институт успешного общества, которое защищает и реализует интересы детей. (3) Содействие ответственному отцовству и материнству - основа успешного воспитания и благосостояния детей.» [12, с. 811-812].

В Преамбуле Конституции Французской Республики от 1946 г. говорится: «Нация обеспечивает личности и семье необходимые условия для их развития. Она гарантирует всем, в частности

ребенку, матери. охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг» [13, с. 19-21].

Статья 42 Конституции Ирландии: «Госу -дарство подтверждает, что первым и естественным воспитателем ребенка является семья, и гарантирует уважение к неотъемлемому праву и обязанности родителей в соответствии с их возможностью давать своим детям религиозное, интеллектуальное, физическое и социальное воспитание» [12, с. 812-813].

Что касается прав детей, рожденных вне брака, то российское законодательство, как и Европейский суд исходит из полного равенства прав детей, рожденных в браке, и внебрачных детей. Таким образом, право на семейное воспитание должны иметь как дети, рожденные в браке, так и внебрачные дети.

Так, Европейский суд расширяет понятие «семейная жизнь» с учетом современных изменений социальных и культурных моделей семейной жизни и признал наличие семейной жизни между лицами, не состоящими в браке. Понятие семьи, из которого исходит ст. 8 Европейской конвенции по правам человека, предполагает, что ребенок, родившийся от такого союза, входит в эти отношения полноправным членом, поскольку с момента его рождения и только благодаря самому факту его рождения между ним и родителями существует связь, закладывающая основы семейной жизни, даже если родители в этот момент не живут вместе (постановление БеггеЬаЬ, 21) [14].

Результаты

По нашему мнению, необходимо совершенствовать законодательство РФ в вопросах воспитания и защиты детей в следующих направлениях.

Неблагополучие в положении детей в нашем обществе относится к числу проблем, требующих особого внимания и, соответственно, правовых способов из разрешения. На наш взгляд, в данном случае нужно вводить общественный контроль за обеспечением прав детей жить и воспитываться в семье. Граждане должны принимать активное участие в защите нарушенных прав и интересов детей, сообщая об этом в органы исполнительной власти. Недопустимым должны быть ситуации, когда дети страдают от жестокого обращения родителей, а соседи, родственники и просто обычные люди остаются равнодушными к данной беде.

Следует принять закон о запрете физических мер воздействия к детям. Проблема жестокого обращения с детьми - одна из тех, которая требует своего решения. Государственные органы, неправительственные организации и гражданское общество должны объединить свои усилия в данном направлении. Мы также согласны и поддерживаем инициативы Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко о введении

закона о недопущении физических мер воздействия к детям, тем более, как отметила заместитель Генерального секретаря Совета Европы Мод де Бур-Букиккио, данная норма уже принята во многих странах.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, также должны иметь права жить и воспитываться в семье, а не в интернатном учреждении. В докладе ЮНИСЕФ говорится: «Более двух миллионов детей во всем мире живут в интернатных учреждениях. По меньшей мере у 80% из них жив один или оба родителя. Многие дети могут быть разлучены со своими семьями без достаточных на то оснований, в то же время еще большему числу детей действительно необходимо альтернативное устройство...» [15].

Относительно права ребенка воспитываться в семье уже делаются первые шаги. Так, в Проекте стратегии (программы) «Россия без сирот» на 2013-2020 гг. целью подпрограммы «Дети-сироты» является создание условий для реализации права жить и воспитываться в семье, приоритетны семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Очень точно и емко по этому поводу сказал уполномоченный по права ребенка в РФ Павел Астахов: «Мы прекрасно понимаем, что нам не избавиться от такого социального недуга, как сиротство, особенно социальное сиротство, если мы не будем работать с семьей - как с родной, так и с приемной. Потому что есть святое право ребенка - право на семью» [16].

Следует издать новый федеральный закон о правах ребенка и привести в соответствие с ним действующее в России федеральное и региональное законодательство.

Таким образом, Конституция РФ закрепила приоритет семейного воспитания детей как наилучшую форму воспитания ребенка, так как одно из главных функций семьи—это создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей.

Список литературы

1. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 года

№ 1270-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 40, ст. 3873.

2. Rebowski J. Rodzinajako system powiazan // Ziemska N. (red). Rodzina I dziecko. Warszawa, 1986. 127 s.

3. Социологическая энциклопедия : в 2 т. Т. 2. Национальный общественно-научный фонд / рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин; гл. ред. В. Н. Иванов. М., 2003. 863 с.

4. Вентцель К. Н. Освобождение ребенка. Декларация прав ребенка. Смоленск, 1918. 50 с.

5. Королев Ю. А. Конституция СССР - правовая основа построения брачно-семейных отношений. М., 1981. 192 с.

6. Юридический словарь / под общ. ред. А. Н. Азрилияна. М., 2009. 1152 с.

7. Ведомости СНД СССР и ВС СССР 1990. № 45, ст. 955.

8. Семейное право на рубеже XX-XXI веков : к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 18 декабря 2010 г. / отв. ред. О. Н. Низамиева. М., 2011. 446 с.

9. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 17 декабря 2009 г.) : принят Гос. думой Федер. собр. Рос. Федерации 3 июля 1998 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3802.

10. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (вступил в силу 1 сентября 2013 г.). URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140174 (дата обращения: 27.02.2013).

11. Владимир Путин выступил на проходящем в Москве Съезде родителей России. Москва, Кремль. 9 февраля 2013 года. URL: http://kremlin.ru/news/17469 (дата обращения: 03.03.2013).

12. Конституции государств Европы : в 3 т. / под общ. ред. Л. А. Окунькова. Т. 1. М., 2001. 824 с.

13. Конституция и законодательные акты Французской Республики. По состоянию на январь 1958 г. / сост. и вступ. ст. М. А. Крутоголова. М., 1958. 527 с.

14. Де Сальвиа М. Европейская конвенция по правам человека. СПб., 2004. 267 с.

15. ЮНИСЕФ : [офиц. сайт]. URL: http://unicef.ru/events/ news/1183/ (дата обращения 17.03.2013).

16. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка : [офиц. сайт]. URL: http:// www.rfdeti.ru/display.php?id=6481 (дата обращения: 17.03.2013).

Child's Rights on Family Care O. M. Nikulina

Candidate of Pedagogics, Assistant Professor of Social Pedagogy, Balashov Institute (branch) of Saratov State University, 29, Karl Marx str., Balashov, Saratov region, 412300 Russia E-mail: 7-ya@rambler.ru

Introduction. The family institution is a complex social phenomenon, which experienced the terminological and structural transformation. In modern society the requirements increase to the quality of childcare and parents are imposed more obligations towards them. The right of the child on family care is an essential right of the child because the family care plays an important role in the physical and emotional development of children. The state should support and strengthen the family, create conditions for a child's upbringing in the family, and promote family values.

Theoretical analysis. In the article the family care is viewed from different perspectives; also a deep analysis of its legal interpretation is made. In addition to that, the constitutional provisions and rules of family law, as well as a new law «On Education in the Russian Federation», which is based on the principles of family care are interpreted. The right of the child on family care is represented as a complex subjective right, including authority to know their parents and live with them, the right to be cared by biological parents, the right on health and physical development, the right on financial support and well-being. Results. The result of the article is a proposal to improve the legislation of the Russian Federation on the issue of childcare in the following areas: the public control over the rights of children to live and grow up in a family; the adoption of the law on prevention from child abuse and neglect; the priority of family care for orphans and children left without parental care; the adoption of a new federal law on the rights of the child and bringing them into line with the current federal and regional Russian legislation. Key words: family, parents, children, family care, children's rights to live and grow up in a family.

References

1. Koncepcija demograficheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2015 goda. Odobrena Raspor-jazheniem Pravitel'stva RF ot 24 sentjabrja 2001 goda № 1270-r [The concept of the demographic development of the Russian Federation for the period up to 2015. Approved by the RF Government of September 24, 2001 № 1270-r]. Sobr. zakonodatelstva Ros. Federacii [Collected of Laws of the Russian Federation], 2001, no. 40, article 3873.

2. Rebowski J. Rodzina jako system powiazan. Ziemska N. (red). Rodzina Idziecko. Warszawa,1986. 127 s.

3. Sociologicheskaja jenciklopedija: v 2 t. T. 2. Nacional'nyj obshhestvenno-nauchnyj fond. Rukovoditel' nauchnogo proekta G. Ju. Semigin; Glavnyj redaktor V. N. Ivanov [Sociological Encyclopedia: in 2 vol. Vol. 2. National Science Foundation pub. Head of Research Project G. U. Semigin; Editor V. N. Ivanov]. Moscow, 2003 . 863 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ventcel K. N. Osvobozhdenie rebenka. Deklaracija prav rebenka [Release of the child. Declaration of Rights of the Child]. Smolensk, 1918. 50 p.

5. Korolev Ju. A. Konstitucija SSSR - pravovaja osnova postroenija brachno-semejnyh otnoshenij [The Constitution of the USSR - the legal basis for the construction of marriage and family relations]. Moscow, 1981. 192 p.

6. Juridicheskij slovar'. Pod obshh. red. A. N. Azrilijana [Legal Dictionary]. Moscow, 2009. 1152 p.

7. Vedomosti S#ezda narodnyh deputatov i Verhovnogo Soveta SSSR [Bulletin of the Congress of People's Deputies and the Supreme Soviet of the USSR]. 1990, no. 45, article 955.

8. Semejnoe pravo na rubezhe XX-XXI vekov: k 20-letiju Konvencii OON o pravah rebenka: Materialy Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Family Law at the turn of XX-XXI centuries: the 20th anniversary of the UN Convention on the Rights of the Child: International scientific and practical conference], Kazan, Kazan (Volga) Federal University, December 18, 2010; ed. by O. N. Nizamieva. Moscow, 2011. 446 p.

9. Ob osnovnyh garantijah prav rebenka v Rossijskoj Federacii. Feder. zakon ot 24 ijulja 1998 g. № 124-FZ (red. ot 17 dekabrja 2009 g.): prinjat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 3 ijulja 1998 g. [On basic guarantees of children's rights in the Russian Federation. The Federal Law of July 24, 1998 № 124-FZ (as amended on December 17, 2009) adopted by the State Duma Feder. Coll. Ros. Federation July 3, 1998]. Sobr. zakonodatelstva Ros. Federacii [Collected of Laws of the Russian Federation], 1998, no. 31, article 3802.

10. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. №273-FZ (vstupil v silu 1 sentjabrja 2013 g.) (On Education in the Russian Federation. The Federal Law of 29 December 2012 № 273-FZ (entered into force on September 1, 2013)). Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req = doc; base = LAW; n = 140174 (accessed 27 February 2013).

11. Vladimir Putin vystupil na prohodjashhem v Moskve Sezde roditelejRossii. Moskva, Kreml'. 9 fevralja 2013 goda. (Vladimir Putin speaks at the congress held in Moscow, Russian parents. The Kremlin, Moscow. February 9, 2013). Available at: http://kremlin.ru/news/17469 (accessed 03 March 2013).

12. KonstituciigosudarstvEvropy: v 3 t. T. 1. Pod obshh. red. L. A. Okun'kova [Constitution of Europe: in 3 vol. Vol 1. Ed. by L. A Okounkov]. Moscow, 2001. 824 p.

13. Konstitucija izakonodatel'nye aktyFrancuzskojRespub-liki. Po sostojaniju na janvar' 1958 g. Sost. I avtor vstup. st. M. A. Krutogolov [The Constitution and the laws of the French Republic. As of January 1958]. Moscow, 1958. 527 p.

14. De Sal'via M. Evropejskaja konvencijapo pravam che-loveka [European Convention on Human Rights]. St. Petersburg, 2004. 267 p.

15. JuNISEF [oficial'nyj sajt] (UNICEF). Available at: http:// unicef.ru/events/news/1183/ (accessed 17 March 2013) (in Russian).

16. Upolnomochennyj pri Prezidente Rossijskoj Federacii po pravam rebenka [oficial'nyj sajt] (Authorized the President of the Russian Federation on the Rights of the Child). Available at: http://www.rfdeti.ru/display.php?id=6481 (accessed 17 March 2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.