Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИИ В РЕКЛАМЕ ХХ И ХХI ВЕКА'

ТРАНСФОРМАЦИИ В РЕКЛАМЕ ХХ И ХХI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / НАТИВНАЯ РЕКЛАМА / ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕКЛАМА / РЕКЛАМОДАТЕЛИ / ПОТРЕБИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Агапитова Вероника Сергеевна

Целью данной статьи является выявление тенденций изменения рекламы, в России, с течением времени. Методами анализа служат исторические факты и наблюдение, основанное на личном опыте. В результате определены новые виды рекламы, показано ее изменение и в каком виде она преподноситься зрителю сегодня. Реклама сегодня стала мощным оружием производителей, которое они научились умело использовать в своих целях, для привлечения потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATIONS IN ADVERTISING OF THE XX AND XXI CENTURIES

The purpose of this article is to identify trends in advertising changes, in Russia, over time. The methods of analysis are historical facts and observation based on personal experience. As a result, new types of advertising are identified, its changes are shown, and in what form it is presented to the viewer today. Advertising today is a powerful weapon of manufacturers, which they have learned to skillfully use for their own purposes, to attract consumers.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИИ В РЕКЛАМЕ ХХ И ХХI ВЕКА»

УДК 659

ТРАНСФОРМАЦИИ В РЕКЛАМЕ ХХ И ХХ! ВЕКА

Агапитова Вероника Сергеевна,

студентка

Волгоградский государственный технический университет (г. Волгоград)

Аннотация. Целью данной статьи является выявление тенденций изменения рекламы, в России, с течением времени. Методами анализа служат исторические факты и наблюдение, основанное на личном опыте. В результате определены новые виды рекламы, показано ее изменение и в каком виде она преподноситься зрителю сегодня. Реклама сегодня стала мощным оружием производителей, которое они научились умело использовать в своих целях, для привлечения потребителей.

Ключевые слова: реклама, нативная реклама, телевизионная реклама, рекламодатели, потребители.

Аnnotation. The purpose of this article is to identify trends in advertising changes, in Russia, over time. The methods of analysis are historical facts and observation based on personal experience. As a result, new types of advertising are identified, its changes are shown, and in what form it is presented to the viewer today. Advertising today is a powerful weapon of manufacturers, which they have learned to skillfully use for their own purposes, to attract consumers.

Keywords: advertising, native advertising, TV advertising, advertisers, consumers.

Постановка проблемы. Актуальность данной темы заключается в том, что современное общество невозможно представить без рекламы. Она давно является как частью, так и «зеркалом» культурной, политической и экономической жизни людей. Реклама не только «двигатель торговли», но и хорошее средство коммуникации. Основываясь на культурных и цивилизационных критериях, она оказывает влияние на развитие общественных связей. Также реклама способствует распространению информации, так как сегодня она присутствует во всех СМИ.

Изложение основного материала. Прежде чем приступить к критике и анализу рекламы 21-ого века в России, сначала затронем ее истоки, то, какой она была и как выглядела.

Самый первый рекламный ролик появился в СССР в 1964 году. Это была реклама кукурузы, которая выглядела как мини фильм с элементами «мюзикла». Из-за того, что на рынке в тот момент не было конкуренции, сама по себе реклама была бесполезна. Первые советские рекламные видео были направлены на продвижение только отечественных товаров.

В то время телезрители воспринимали рекламу не как таковую, а как небольшой интересный, иногда юмористический клип. Первоначально, даже время трансляции упоминалось в программе передач. Длительность такого видеоролика составляла до 10 минут.

В 1991 году телереклама практически полностью была нацелена на аудиторию оптовиков. В 1992 году начала понемногу менять ориентиры в сторону «товаров народного потребления», при этом была демонстративно направлена на «богатую прослойку населения». Реклама, задача которой была выполнять функцию социального стабилизатора в начале своего существования не только не выполняла свое предназначение, но и действовала с точностью наоборот, вызывая отрицательные эмоции и негативное отношение к себе. Из-за того, что «простые люди» не могли себя идентифицировать с данным продуктом, рекламой. Плюс ко всему, подавалось это все в агрессивной форме.

Второй этап развития телерекламы - это реклама как искусство (с 1992 по 2000 года), когда желание прорекламировать тот или иной товар, услугу, сопровождалось интересным, режиссерским решением. Примером служат серии рекламных клипов банка «Империал». Популярные актеры, хорошие костюмы, фразы, после ставшие «крылатыми».

В конце 90-х российская телеаудитория увидела, возможно, первую социальную рекламу. Примером являлись видеоролики «Русского проекта», они длились от 2 до 3 минут, в них присутствовали известные русские актеры и близкие сердцу жанровые сценки, которые, доходили до глубины души каждого зрителя.

Третий этап становления телевизионной рекламы в России - реклама как двигатель торговли. Применяются более яркие и необычные идеи видеоклипов, которые создают и поддерживают образ рекламируемых товаров. Теперь продукт представлен под конкретной маркой, выделяясь из массы названием и не только. Все это делается для более успешных продаж. Впервые начинает появляться графика в видеороликах, в рекламе начинают мелькать рисованные герои и символика товара.

В 2001 году выпускается серия рекламных роликов «Рондо», с ярким слоганом «Свежее дыхание освежает понимание», который мгновенно обратил на себя внимание потребителей. Вместе с тем, наглядно демонстрировал идею товара и был показан в юмористическом ключе. В 2002 году производится серия роликов чая «Беседа», «Принцесса Нури», «Майский чай». Впервые в российской рекламе появились рисованные персонажи [1].

С того момента все сильно изменилось, и давайте посмотрим как. Начнем с того, что российская реклама так и продолжает мелькать на телеэкранах, но с течением времени и развитием новых технологий, таких как компьютер, сенсорный телефон и интернет, она стала приобретать немного иные формы, начала «мутировать» и плавно перетекать на площадки мессенджеров, интернет поисковиков, видео платформ, игр и т.д.

Согласно исследованиям компании «We Are Social» в 2020 году, в мире более 4,5 млрд жителей пользуются интернетом, а социальными сетями - 3,8 млрд. По подсчетам, пользователь «сидит» в интернете примерно 6 часов и 43 минуты ежедневно. Если не брать в расчет сон, то это почти 40% жизни человека.

Если затрагивать социальные сети, то там люди проводят около 2-х часов и 24-х минут каждый день. Что касается России, то там средний показатель не сильно отличается, примерно на две минуты [6].

Пару лет назад рекламодатели поняли, что «обычная» реклама уже всем надоела и намозолила глаза, тогда начался новый виток, этап развития рекламы, нативной, то есть не заметной, поданной как бы в виде рекомендации от какого-либо человека. Или, второй новый вид рекламы, творческий. Эти два вида в основном протекают на просторах интернета, так как там информация воспринимается немного по-другому. Согласно аналитике консалтинговой компании «Deloitte», в 2019 году произошло рекордное падение рейтинга доверия телевидению (до 28%). Аудитория в возрасте от 20 до 24 лет и жители Москвы смотрят телевизор значительно реже (на 16 и 8 п. п. ниже среднего показателя). Интернет бесспорно стал главным источником информации и по популярности (78%) и по уровню доверия (42%) [5].

Таки образом, ссылаясь на вышеперечисленные статистические сведения можно сделать простой вывод, что рекламодатели больше стали заинтересованы в продвижении своей рекламы на просторах интернета, а не на телевидении, так как большая часть аудитории, которая могла бы заинтересоваться тем или иным продуктом, теперь находится именно там.

Современная интернет реклама стала более яркой, кинематографической и с долей юмора, так как только таким способом возможно удержать внимание зрителя. Половина россиян полностью или хотя бы отчасти доверяют рекламе, свидетельствуют результаты опроса «Левада-Центра» на 2013 год. Большая часть респондентов ответили "отчасти доверяю, отчасти нет" (38%), совсем не верят рекламодателям (24%) опрошенных. 29% сказали, что время от времени совершают покупки под влиянием рекламы, а (31%) утверждают, что никогда этого не делают [4]. Прогрессивный пользователь социальных сетей стал более искушен и менее подвержен влиянию рекламы, поэтому заставить его что-то купить стало сложнее, плюс ко всему, в сравнении с 20-м веком, у покупателей появился выбор. Это своего рода и стало толчком к развитию индустрии маркетинга, рекламы в 21-м веке. Ее стали интегрировать в различные клипы, смешные или познавательные видео ролики, которые пользуются популярностью, а сама подача в таком контексте стала более актерской, юмористической, где-то даже сатирической.

Иной вид рекламы, который стал использоваться относительно недавно, нативная.

Предназначенная как бы невзначай намекнуть потребителю, мол купи товар, не пожалеешь. Это в основном практикуется на таких социальных площадках как: Instagram и YouTube, где твой любимый блогер, за которым ты следишь, который показывает тебе всю свою жизнь, свою семью, что, когда и как он делает, тем самым вызывая твое доверие и интерес к нему. Начинает рекламировать продукт под видом, мне никто не платил, я сама за свои деньги купила, уже давно пользуюсь, все устраивает. В этот момент сразу возникает вопрос, не станет же меня обманывать какая-нибудь Алина, мать троих детей, я же вот, за ней 24/7 наблюдаю, совсем как родная стала, но не тут-то было. Ссылаясь на мой опыт, могу смело заявить, что, просиживая в интернете достаточное количество времени, я ни раз натыкалась на новости, подобного плана. Как пример, примерно два года назад был крупный скандал на почве одного косметического средства, которое больше калечит чем лечит. В его составе нашли недопустимые компоненты, которые пагубно влияют на кожу, в следствии использования данного препарата пострадало много девушек, но что не менее страшно, рекламировали это средство не только крупные блогеры, но и очень популярные медийные личности, которое пользуются большим доверием у аудитории. Недобросовестные медиа личности своими поступками подрывают доверие к ним и нативная реклама начинает вызывать негатив у публики намного сильнее, чем прямая реклама. Потому что, глядя на обычную, открытую рекламу, например, по телевизору, мы видим, что да, реклама шампуня, да, человек популярный рекламирует, но мы знаем, что ему заплатили и не факт, что именно этим шампунем он пользуется, то есть реклама обманка которую мы давно раскусили. Что касается нативной рекламы, то все это подается под личиной доброго, хорошего совета. Особенно если этот кто-то кто рекламирует, является популярным и любимым человеком, то у большинства и мысли не возникнет что это может быть обманом. Но как показывает практика, может.

Реклама в 21-м веке везде и всюду, на радио, телевизоре, компьютере и даже на экране вашего смартфона, уменьшить ее количество практически невозможно, люди почти каждый день где-нибудь оставляют свои личные данные, реквизиты, регистрируясь на разных сайтах и т.п. Что является ценным источником для сбора информации о пользователе, а, следовательно, и показе рекламы, которая «подойдет» конкретному человеку. Это, в свою очередь, дает толчок к бессмысленным тратам на тот или иной постоянно рекламируемы продукт, спам звонкам, однотипным рекламным предложениям, постоянно всплывающим и мозолящим глаза. Все более актуальными становятся и вопросы финансирования трат покупателей, инициированные рекламой, которая побуждает пользователей привлекать источники финансирования, для них неприемлемые по экономическим соображениям (например, микрофинансирование [3, с. 98]). Все это ведет к появлению отторжения и раздражения к рекламе у людей, потребителей. Часто возникают и этические противоречия между интересами сторон [2, с. 286]. Особенно если человек активный пользователь социальных сетей, то эта проблема для него особенно актуальна. Сейчас вместе с тем стали появляться программы, которые немного фильтруют и не пропускают поток рекламы в той мере, в которой она могла бы просочиться к вам на экран, но это не панацея, так как вы ее все равно увидите, пусть и не в таком объеме.

Выводы. Реклама сегодня, это хитрая и манипуляционная провокация, которая обязана сподвигнуть вас на ненужную покупку, с каждым годом методы пропаганды все изощреннее, ведь потребители умнеют, а рекламодателям нужно чтобы выбрали именно их продукт, поэтому индустрия рекламы и маркетинга продолжает развиваться и в ближайшем будущем будет только укрупнятся и улучшаться, чтобы заманивать в свои сети все больше и больше людей.

Список литературы:

1. История телевизионной рекламы в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://profi-media.ru/rustelerec/ (дата обращения: 05.05.21).

2. Коробейникова О.М., Коробейников Д.А. Этические аспекты функционирования денег в платежном обороте цифровой экономики // Финансово-экономическая безопасность Российской Федерации и ее регионов. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 286-288.

3. Коробейникова О.М., Назарбаев О. Состояние рынка микрофинансовых услуг в

России // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2015. - Т. 9. - № 4. - С. 97-101.

4. Россияне стали больше доверять рекламе в интернете - Российская газета России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/10/01/reklama.html (дата обращения: 05.05.21).

5. Россияне больше не доверяют ТВ, интернет вышел на 1-е место с большим отрывом / Хабр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habr.eom/ru/news/t/468159/ (дата обращения: 05.05.21).

6. Сколько времени человек проводит в социальных сетях? [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://irk.aif.ru/dontknows/skolko_vremeni_chelovek_provodit_v_socialnyh_setyah (дата обращения: 05.05.21).

УДК 082

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО КНИГОИЗДАНИЯ

Бойко Владимир Владимирович,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и издательского дела Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В статье рассматриваются детские издания, рекомендованные к печати Издательским советом при Министерстве внутренней политики, информации и связи Республики Крым в период 2015-2020 гг. Автор, являющийся членом Издательского совета, представил первое обобщение опыта государственной поддержки детского книгоиздания в Республике Крым. Сформулирован вывод о необходимости дальнейшего развития позитивного опыта поддержки выпуска социально значимой литературы.

Ключевые слова: книгоиздание, книга, детская книга, Издательский совет, Республика Крым.

Аnnotation. The article discusses children's publications recommended for publication by the Publishing Council under the Ministry of Internal Policy, Information and Communications of the Republic of Crimea in the period 2015-2020. The author, who is a member of the Publishing Council, presented the first generalization of the experience of state support for children's book publishing in the Republic of Crimea. The conclusion about the need for further development of positive experience in supporting the release of socially significant literature is formulated.

Keywords: book publishing, book, children's book, Publishing Council, Republic of Crimea.

Постановка проблемы. В настоящее время детское книгоиздание в России испытывает немало проблем. Исследователи даже говорят о кризисе детского литературного процесса, кризисе детского чтения. Доцент Московского политехнического университета Е.Л. Мжельская выделяет основные признаки этого кризиса: «Нашу детскую литературу постепенно лишили важнейших точек соприкосновения с жизнью, самого принципа реализма. Она перестала звать и вести за собой, перестала показывать добрый пример, внушать истину, остепенять и устыжать. Слово обесценилось!» [2, с. 7].

Вышесказанное имеет актуальность и для Крыма: литература для детей в издательских портфелях крымских издательств занимает ничтожно малый процент; многие издательские проекты в области детской печатной периодики оказались недолговечными из-за отсутствия финансовой поддержки; местные авторы, пишущие для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.